Кому разрешен выезд на кладбище пасху. Когда ходить на кладбище: на Пасху или на Красную горку? Традиции и обычаи

У большого количества людей укоренилась в сознании обязательность посещения кладбища на Пасху. Причем они искренне верят в то, что это предписано церковью. В действительности все несколько иначе.

Начнем с того, что у священнослужителей негативное отношение к посещению кладбища на Пасху. Они аргументируют это тем, что на самом светлом празднике православных не должен присутствовать оттенок скорби. На протяжении пасхальной недели в церквях не происходит поминовение усопших, и панихида не служится в Светлую Седмицу.

Если человек умер на праздничной неделе, то для него устраивается отпевание по особому чину, с включением в него большое количество пасхальных песнопений. Продолжительное торжество коммунистической идеологии, запрещавшей любые религии, спровоцировало некоторое смещение некоторых традиций. И как-то забылось что имеется специальный день выделенный для посещения кладбища в честь Пасхи - Радуница, являющийся вторым вторником от христова Воскресения.

Светлое Христово Воскресение является праздником жизни, когда отмечается ее победа над смертью. Согласно православному учению смерть человека не означает конец пути для его души. Ей еще предстоит долгий путь, на протяжении сорока дней, в Царствие Небесное. Именно по этой причине не стоит посещать кладбище на Пасху, в этот день следует полностью отдаться радости.

При этом не надо забывать, что воскресенье является только первым днем Пасхи, за которым следует праздничная неделя, на протяжении которой все православные должны радоваться. А придаваться в это время грустным воспоминаниям - грех.

Конечно, забота начальников о людях может только приветствоваться, но неплохо было при этом посоветоваться о целесообразности таких поездок с представителями церкви. И если бы они это сделали, то могли узнать, что православное учение не считает правильным посещение кладбища непосредственно первый день светлого праздника Пасхи.

И все таки можно ли в Пасху ходить на кладбище

Во многих городах в день Святого воскресенья кладбища становятся местом настоящего паломничества. Когда и кем была введена эта традиция? По мнению историков утверждение, что все это началось после Октябрьской революции не имеет под собой достаточных оснований. Ее корни прослеживаются с более ранних времен.

Для жителей небольших деревень, как правило дорога до церкви была не близкой, а потому каждая поездка в нее становилась настоящим событием. Посещение храма в Пасху было обязательным для каждого члена семьи, и готовились к нему заблаговременно.

А так как рядом с церковью всегда располагалось кладбище, то заодно навещали и могилы усопших родственников. Ведь вновь совершать неблизкую и довольно дорогую поездку через неделю, чтобы помянуть упокоенных, мог себе позволить далеко не каждый.

Более популярной является версия, связанная с особенностями правления советской власти. Религию стали считать вне закона, найти специальную литературу по трактованию православных обычаев было практически невозможно. А общение со священнослужителем чтобы разобраться во всех нюансах могло вылиться в довольно серьезные неприятности. Вот люди и начали толковать пасхальные традиции в соответствии со своим видением.

Когда ходят на кладбище после пасхи

Церковный календарь говорит о втором вторнике после Пасхи (Радунице) как о дне, когда следует поминать всех усопших. Именно в этот день благую весть о воскресении Христа можно нести на кладбище, упокоившимся там родственникам и близким. Никакой другой день из Светлой Седмицы для этой цели не подходит.

В порядке полезной информации! Когда у священнослужителей спрашивают о допустимости покраски яиц на Пасху если в семье еще не закончился траур, то они дают утвердительный ответ. По некоторым суевериям для этой цели в такой ситуации может использоваться исключительно черный цвет. Церковь утверждает, что никаких цветовых ограничений не существует.

Также хочется напомнить, что на протяжении Великого поста установлены сразу три родительские субботы, в которые полагается поминать усопших, возносить за них молитвы в храмах, посещать их могилы, подготавливая их к Пасхе. Еще один нюанс. Христианские традиции не допускают оставление еды на последнем пристанище родственника. У души усопшего нет потребности в еде, а традиция эта пришла из язычества.

В заключение хотим привести стих, который нам очень понравился тем, что в нем есть ответы на все вопросы:

Не ходите на Пасху на кладбище

Не ходите на Пасху на кладбище
Ко всем тем, кого с вами уж нет.
В светлый праздник Христосуйтесь, радуйтесь,
Славьте Бога на весь белый свет!

Не ходите к усопшим родителям,
Есть другие для этого дни
Ведь хотите ли вы, не хотите ли, -
В этот день Христа видят они!

Не носите им ваши страдания,
Скорбь и слёзы, душевную боль,
Не являйтесь к ним пьяной компанией
В день, когда миром правит Любовь!

Не лишайте их праздника светлого,
Не нужны ни хвала им, ни лесть,
Души их промолчат безответные,
Но пришли вы - они тоже здесь …

В день пасхальный, порою весеннею,
Дайте ж радости всем, кто вам мил.
В Иисуса Христа Воскресение
Дорогих не тревожьте могил…

Не ходите на Пасху к родителям,
Не целуйте над ними креста.
Не печальте их в тихой обители -
В этот день они видят ХРИСТА!

МОЖНО ЛИ ХОДИТЬ НА КЛАДБИЩЕ НА ПАСХУ?

Каждый год в день Воскресения Христова тысячи людей отправляются на кладбище, чтобы прибрать могилы и помянуть своих умерших родственников. Разбираемся в причинах такого тяготения к могилам в первый день Пасхи, а не на Радоницу, когда поминовение усопших положено по церковному уставу.


Традиция почитать могилы предков восходит к глубокой древности. Филолог Михаил Гаспаров в книге «Капитолийская волчица» рассказывает о том, что римляне хоронили своих усопших родственников за городом по обочинам больших дорог, считалось, что прохожий должен остановиться возле могилы и прочитать назидательную эпитафию, многие из которых начинались словами: «Остановись, прохожий». Считалось, что чем больше прохожих прочтут эпитафию и вспомнят об усопшем, тем счастливее будет его загробная судьба.

Обычаю почитания усопших первые христиане в буквальном смысле слова обязаны своим выживанием. Римская империя не позволяла создавать общественных организаций или групп за исключением погребальных коллегий, члены которых заботились о достойном захоронении друг друга. Вот последователи новой религии и стали собираться в катакомбах, где до сих пор можно найти христианские символы. Некоторые исследователи даже относят к ним знаменитую латинскую надпись:

SATOR

AREPO

TENET

OPERA

ROTAS

При пересечении слово «tenet» дает изображение креста. Впрочем, вернемся к нашим гробам. Почти одновременно с почитанием усопших в Церкви идет и традиция осуждения трапез на могилах как остатков языческих суеверий.

Блаженный Августин в своей «Исповеди» рассказывает о том, как его мать - блаженная Моника, благочестивая христианка - перестала ходить на кладбища с приношениями:

«Однажды, по заведенному в Африке порядку, она принесла к могилам святых кашу, хлеб и чистое вино. Привратник не принял их. Узнав, что это запрет епископа, она приняла его распоряжение так послушно и почтительно, что я сам удивился, как легко она стала осуждать собственный обычай, а не рассуждать о его запрете. Узнав, что славный проповедник и страж благочестия запретил этот обычай даже тем, кто трезвенно справлял его, - не надо давать пьяницам случая напиваться до бесчувствия, - кроме того, эти своеобразные поминки очень напоминали языческое суеверие, - мать моя очень охотно отказалась от него: она выучилась приносить к могилам мучеников вместо корзины, полной земных плодов, сердце, полное чистых обетов, и оделять бедных в меру своих средств. Там причащались Тела Господня; подражая ведь страстям Господа, принесли себя в жертву и получили венец мученики».

Как видим, традиция посещения могил в определенные дни имеет давнюю историю, и Церковь с самого начала следила за тем, чтобы поминовение усопших не превращалось в свинство. Если открыть тексты древнерусских проповедников, то они удивительно похожи на объявления с просьбой не мусорить на могилах, которые можно увидеть при входе на кладбища уже и в наше время.

С глубокой же древности Церковь боролась с излишним почитанием христианами усопших. Историк Василий Болотов рассказывает о карфагенском епископе Цецилиане, который упрекал богатую благочестивую вдову Люциллу за то, «что она, по своему обычаю, прежде принятия святых Тайн, целовала кость какого-то сомнительного мученика».

Этот эпизод почти вплотную подводит нас к проблеме посещения на Пасху кладбища вместо храма. Цецилиан угрожал отлучить вдову от Церкви за то, что она предпочитает общение с мертвым общению со Христом, и это замечание касается и тех, кто радость Светлого Христова Воскресения разделяет с покойными, а не с живыми людьми.

Впрочем, не будем увлекаться морализаторством и вновь обратимся к историческим примерам. В записях Киево-Печерской лавры XV века, которые вошли в позднейшие редакции Печерского патерика есть рассказ о том, как усопшие отвечали на пасхальное приветствие:

«В 6971 (1463) году в Печерском монастыре свершилось такое знамение. При князе Семёне Александровиче и при брате его князе Михаиле, при архимандрите печерском Николе за пещерой присматривал некто Дионисий, по прозвищу Щепа. Пришел он в Великий день в пещеру покадить тела усопших, и когда дошел до места, которое называется Община, то, покадив, сказал: «Отцы и братья, Христос воскрес! сегодня Великий день». И прогремело в ответ как гром мощный: «Воистину воскрес Христос»».

Этот отрывок иногда используют в качестве аргумента в защиту посещения кладбищ на Пасху. Однако в этой истории есть несколько существенных уточнений.

Во-первых, в Киево-Печерской лавре до сих пор есть небольшие храмы в пещерах, где погребены преподобные отцы. Разумеется, там совершается богослужение и на Светлой седмице, но никто не рассматривает усыпальницы святых мощей как аналог кладбища. Во-вторых, преподобный Дионисий не совершал никакого заупокойного поминовения, а просто пришел покадить почивших иноков и поздравить их с праздником Пасхи, поскольку христиане верят в то, что их Бог «не Бог мертвых, но Бог живых». В третьих, инок не устраивал в усыпальнице никаких трапез, не ставил на могилы стаканчик водки с черным хлебом и не крошил туда яичко. Иными словами, в его действиях не было ничего из того, что устраивают некоторые наши сограждане на могилах близких на Пасху.

Церковь говорит о нежелательности посещения кладбищ на Пасху не потому, что имеет что-то против наших усопших родственников, а потому, что церковный устав предоставляет множество других дней для посещения кладбищ и заупокойных молитв.

Знаток церковного устава, священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ Ковровский, в своей книге о православном обряде погребения так пишет об особенностях Пасхи и Светлой седмицы: «В этот день, как и во всю светлую седмицу, нет места для рыданий о своем убожестве, для плача о грехах, для страха смерти».

Напомним, что на пасхальном богослужении читается знаменитое слово святителя Иоанна Златоуста, где в частности говорится о том, что Христос упразднил «смерти жало». Посещать в этот день кладбище, значит, не верить в Воскресение Христово.

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) однажды заметил, что «кладбище - это не место, где складывают трупы, а место, где ждут Воскресения». Для покаяния у христиан было 6 недель Великого поста и Страстная седмица, так что человек должен радоваться после такого сложного пути.

Конечно, если человек после пасхальной службы и разговения решит все-таки пойти на кладбище, прибрать могилку и спеть тропарь «Христос воскресе из мертвых», он не согрешит, но ведь большинство людей отправляются на кладбище вместо посещения храма.

У того же святого Афанасия (Сахарова) есть прекрасные слова о том, что Церковь не забывает об усопших и в день святой Пасхи: «О смерти и о мертвых, правда, часто вспоминается в сей нареченный и святый день... праздников праздник и торжество из торжеств, гораздо чаще, чем в другие, меньшие праздники. Но в Пасху — это победное воспоминание о попрании смерти смертию Христовою, это радостнейшее и утешительнейшее исповедание веры в то, что дарована жизнь и сущим во гробех). Понятно поэтому, что на Пасхе не может, не должно быть и речи о поминальных молениях, о каком-либо гласном поминовении не только усопших, но и живых».

Я лично знаю людей, которые ходят на Пасху на могилу своего отца и мужа только для того, чтобы вылить туда стакан водки, поскольку «покойный очень любил выпить». Делать так - значит, перестать быть христианином, превратившись в странного последователя культа активных мертвых, которые после смерти продолжают есть, пить или «носить штаны».

Андрей ЗАЙЦЕВ, фото: Екатерина СТЕПАНОВА, Сергей ШУЛЯК



Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника на этот важный вопрос у многих верующих людей вызывает изумление. Как ни странно, но многие даже не знают о том, что на Пасху с точки зрения православной религии, ездить на кладбище совершенно неправильно.

Это даже считается большим грехом, потому что, светлый праздничный день, первый, в череде последующих сорока праздничных дней, нужно провести среди своей семьи и в кругу близких родственников, которые еще живы. Пасха – это, первую очередь, праздник живых. Что нельзя делать в

Откуда пошел запрет

Нужно сказать, что традиция ходить на кладбище именно на Пасху появилась у верующих в советское время. Тогда, как известно, религия была под запретом, традиции не передавались из поколения в поколения, а часто обратиться за советом, что и когда делать правильно, просто было не к кому. Следовательно, в этот период люди, которые верили в Бога, пытались хоть как-то сохранять традиции: как умеют.

Чтобы хоть как-то отметить Пасху, люди стремились в этот день обязательно посетить кладбище, чтобы там спокойно разделить свою радость с уже усопшими родными людьми. Они хотя бы точно не сдадут КГБ и не напишут жалобу. Но, сейчас, когда религия снова в почете и каждый человек, который тянется к Богу, имеет возможность обо всем узнать, спросить, правильно соблюдать ритуалы, должно помнить о том, что Пасха – это светлый праздник, это праздник живых людей.




В день Пасхи отмечается факт того, что Иисус Христос воскрес из мертвых и в этот день нужно
думать только о чем-то хорошем, радоваться. Радоваться тому, что Иисус Христос воскрес и тем самым доказал, что нет смерти, есть только переход в жизнь вечную, в Царствие Божие. Пасха является именно праздником жизни, но никак не смерти. В течение следующих нескольких недель будет специально выделенный для этого день, когда нужно со светлой новостью отправляться на кладбище. Но делается это не в саму Пасху.

Когда идти на кладбище в честь Пасхи

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника уже получили. Теперь рассмотрим точно, какой же день специально в церковном календаре выделен, чтобы со светлой новостью о Воскресении Христовом отправиться на Пасху. Тут речь идет о вторнике, втором вторнике после праздника. То есть, не в Пасхальную седмицу, а сразу после нее. Это большой поминальный день в течение православного года, у него даже имеется свое специальное название – Радоница или Радуница. В некоторых странах в этот день установлен официальный выходной день. Варианты, .

Нужно также понимать, что для нас люди, которые лежат на кладбище – мертвые, а вот для Христа каждая душа, вне зависимости от того, живет тело или нет, является живой. Так что, большой разницы для Господа, с чем хочется похристосоваться человек: с живым родственником или мертвым, в принципе, не существует.

О церковных канонах

Нужно отметить по поводу того, почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника, что строгих запретов по церковным канонам тут, конечно, не существует. Если человек хочет думать об усопших людях и поминать их в Пасху, то никто этого не запретит. Но тут следует помнить о том, что по возможности лучше отложить поминание до специально выделенного для этого дня.




В некоторых источниках сегодня можно найти информацию о том, что обычай ходить на кладбище на Пасху появился задолго до Октябрьской революции. В царской России многие предки жили в сельской местности, дороги там были плохие. Храм же, как правило, строились рядом с кладбищем. Так что, чтобы дважды в одно и то же место далеко не ходить, многие сразу после пасхальной службы заходили на могилки предков, чтобы положить там по крашеному яйцу и поздравить умерших родственников с праздником Пасхи Христовой. Многие считают, что традиция посещать кладбище на Пасху сложилась именно таким способом.

Все таки, если почитать современную церковную литературу или поговорить со священником, там будет отмечено, что в саму Пасху не стоит идти на кладбище. Этот праздник не является днем скорби, нужно радоваться и веселиться в Пасху. Тем более что теперь, после длительного Великого поста, это наконец-то можно делать. Стоит помнить, что уже во второй вторник после Пасхи, будет день Радоница. Именно в этот день нужно отправляться на кладбище, чтобы сообщить покойным родственникам, друзьям и близким о том, что Христос Воскрес из мертвых. Отличный способ, .

Почему на Пасху нельзя ходить на кладбище, ответ священника говорит о том, что лучше всего этот поход отложить до специального поминального дня. Хочется напомнить, что на кладбище, согласно православной традиции, не нужно нести еду: мертвым людям, у которых жива только душа, человеческая пища не нужна. Однако с собой на кладбище можно взять окрашенное яйцо как символ Пасхи и вечной жизни после смерти.

Когда ходят на кладбище после Пасхи по православной традиции? Отвечают священники: Традиционно на кладбище после Пасхи ходят — на Радоницу. Это день особого поминовения усопших, который совершается во вторник после пасхальной недели (9 день после Пасхи). — Посещать могилы на саму Пасху — верх непонимания смысла празднования Воскресения Господня. — Поход на кладбище — в Пасху распространенная ошибка, так как — это праздник живых. То же касается церковных праздников — Рождества, Троицы, Благовещения и т.д. — крайне не рекомендуется ходить в эти дни на кладбища. Ведь покойные люди — уже не относятся к этому миру, а находятся в Царстве небесном. — Радоница, после Пасхи — есть родительский день. В этот день вспоминают родителей.. — Согласно православным церковным традициям и Уставу — кладбище нужно посещать — на 9-й день после Пасхи — Радоницу — усопшие тоже должны чувствовать — праздник Пасхи. — Название этого дня — Радоница — говорит о том, что и живые, и усопшие радуются Воскрешению Христа. — На пасхальной неделе, которая проникнута радостью от Воскресения Христа, в храмах даже не принято подавать записки о поминовении усопших. — Для того чтобы разделить радость Пасхи этого события с усопшими, принято приходить на их могилы в Радоницу, которая празднуется на 9-ый день от главного праздника Пасхи. — Радоница (Радуница) — поминальный день приходящийся на вторник Фоминой (Радоницкой) недели. Название — "радоница", происходит от слова "рад" — радость о грядущем воскресении мёртвых, а также от литовского — rauda — "плач с причитанием". Радоница это Пасха для тех, кто находится в мире ином . Радоница — выпадает на вторник второй недели после Пасхи . — «Христос Воскресе!» — также можно поздравить и своих усопших, мы приходим к своим родным, поздравляем их, говорим. Главное, что эти дни проникнуты не скорбью, а радостью и надеждой, что мы все воскреснем. — В Радоницу — поминовение усопших совершается в понедельник или вторник недели, следуемой за пасхальной. Его чаще в просторечии называют родительским днем для посещения погоста. Посещение кладбища — на Радоницу относится к числу обязательно и ознаменовывает собой тот факт, что — Христос сошел в ад и победил смерть. Такой день считается своеобразным праздником для усопших. Ведь родственники, собираясь на могилке, поздравляют их с воскресением Господним. После Пасхи же 1-м днём, когда служатся панихиды об умерших, является Радоница — в этот день верующие стараются посетить богослужение в храме и прийти на кладбище, чтобы помолиться о своих усопших сродниках . Слово — Радоница — созвучно слову — «радость». — Продолжается самый главный христианский праздник — Пасха, все вокруг радуются Воскресению Христа и Его победе над смертью. И поэтому, поминая в этот день — своих близких в молитвах, должны, прежде всего, порадоваться вместе с ними о Воскресшем Спасителе, который сошёл в ад и вывел оттуда праведников. — Светлому празднику Пасхи предшествовал Великий пост, во время которого поминовения усопших за богослужением совершались только на субботних и воскресных службах. Чтобы не лишать умерших ежедневного поминовения за Литургией, Церковь установила дни особого моления за них — субботы — 2-ой, 3-ей и 4-ой недель поста. — Когда по православной традиции правильно поминать усопших и ходить на кладбище — после Пасхи? — Начиная — с Радоницы — 1-го вторника после пасхальной недели — снова совершаем панихиды — полные заупокойные богослужения. Правильно — сходить после зимы на могилки, последний приют ваших близких. Обычно после Пасхи идут на кладбище — на Радоницу (это 2-ой вторник после Пасхи — 9-ый день после Пасхи) — это день особого поминовения усопших, — родительский день. — На Страстной неделе и еще 8 дней после праздника Пасхи ходить на кладбища нельзя . — Радоница — всегда отмечается — в 1-вый вторник после пасхальной недели. — А 1-я послепасхальная родительская суббота выпадает — на 49-й день после Христова Воскресения, накануне — Пятидесятницы — дня сошествия Святого Духа на апостолов. Пасха — великий православный праздник. Люди готовятся к нему, наводят порядок и чистоту в домах. — Если человек верующий, если он соблюдал Великий пост и старается жить по церковным законам, то на вопрос о том, — «можно ли на пасху ходить на кладбище?» ответ будет «нет» . Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день Радоницу (от слова радость — ведь праздник Пасхи продолжается) — и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели . — У этого дня отдельное название Радоница . — Он выделен именно для того, чтобы посетить кладбище и помянуть усопших . — В этот день служится заупокойная служба и верующие посещают кладбище — помолиться об усопших, чтобы пасхальная радость передалась и им. —На кладбище — нужно идти в родительский день , который бывает через неделю от Пасхи в следующий вторник . — Священники сходятся во мнении, что лучше совершать этот ритуал в специально установленные для него дни . — А вот по прошествии недельного Пасхального ликования и об умерших не грех помолиться. — Вначале в храм — на Радоницу, а потом — и на кладбище в самый раз, только с молитвой о родных. — Посещать кладбища правильно на Радоницу после Пасхи . Посещать кладбище после пасхи — через 7 дней — это лучший вариант, тогда можно хоть каждый день. — Во все остальные дни, если появляется желание, рекомендуют посещать церковь и ставить свечки за упокой. — Следующие подходящие дни для посещения кладбища, могилки сродников по плоти и по крови — этовторая суббота после Пасхи . — Для этого есть и другие поминальные дни — понедельник, вторник через неделю после Пасхи , Троицкая родительская суббота; Духов день — Это — народное название праздника Сошествия Святого Духа: Празднуется — в первый понедельник после Троицы . — Обычно в церкви рекомендуют посещать погост в дни поминовений усопших, в день кончины того, кого собираются посещать на кладбище — в Радоницу, а также допускается посещение кладбища каждую субботу — она считается заупокойным днем. — НА КЛАДБИЩЕ: Когда ходят на кладбище, ведут себя спокойно, без лишних эмоций. Избегайте смеха или громкого плача. Не ругайтесь. Не плюйте и не мусорьте. По приходу на могилу положительным действием будет зажечь свечу, вспомнить умершего. Не стоит пить и есть возле надгробья. Устройте поминальный обед дома. Не наступайте на могилы и не перепрыгивайте через них. Не нужно трогать чужие захоронения, наводить там порядок, если вас об этом не попросили родственники похороненного там человека. — До 40-го дня усопший именуется новопреставленным. — Поминовение новопреставленного в первое время по кончине важно и необходимо потому, что оно облегчает душе усопшего переход из временной жизни в вечную и помогает проходить так называемые мытарства. — Когда можно ходить на кладбище: в день похорон; ко дням поминовения усопших относят — 3-й, 9-й, 40-й дни после смерти; каждый год в день ухода человека из жизни; в поминальные дни — понедельник и вторник той недели, которая идет за Пасхальной; 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста; Троицкая суббота — день перед праздником Святой Троицы; Дмитровская суббота — первая суббота ноября; Мясопустная суббота, предшествующая за неделю Великому посту. — Когда православие не приветствует посещать могилы родных и ходить на кладбище: в такие христианские праздники — как Пасха, Благовещение и Рождество Христово; Троица на кладбище тоже не отмечается — на Троицу ходят в церковь; считается, что не нужно идти на погост после заката солнца; женщинам не советуют навещать место мертвых во время беременности или месячных. Но это личный выбор каждой женщины. — Неправильно будет идти в день рождения покойника на его гробницу. Можно просто помянуть его добрым словом. Но есть и другое мнение, что такие памятные даты, как день рождения или день Ангела, тоже служат поводом для поминовения ушедшего из жизни. В эти дни можно еще и священника на могилку пригласить. — Поминовение в эти дни берет начало в глубокой древности. В Апостольских постановлениях написано: «Совершайте же и третины почивших в псалмах, в чтениях и молитвах ради Воскресшего в 3-й день, и девятины в воспоминание сущих здесь почивших, и сорокоуст по древнему образцу, ибо так народ израильский оплакивал Моисея, и годовщину памяти покойного». Существует также обычай поминать усопшего в каждую годовщину по смерти, в день рождения и день Ангела. В эти дни собираются самые близкие родственники, чтобы помянуть усопшего молитвою за совместной трапезой. В церкви же подают записку на Литургию или заказывают панихиду, освящают коливо. Дни особого поминовения всех умерших православных христиан — Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию. Суббота же посвящена памяти всех Святых и почивших. В субботу — «покой» — Церковь молится за всех перешедших в загробный мир. Кроме ежедневных молитв и молитв в субботу в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это так называемые родительские дни («деды»): В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертвы на панихидный стол (канун) — различные продукты (за исключением мясных). Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда совершается панихида, т.е. — это есть милостыня за усопших. В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться рядом с их погребенными телами. Самое лучшее, что человек можете сделать для умерших — это совершить молитву, хотя бы такую краткую: — «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное». Когда — ходить на кладбище: В ситуации когда живете далеко от могилы ваших родных или просто не имеете возможности навещать их, но присутствует желание уделить внимание и помянуть, сходите в церковь и поставьте свечу за упокой. Необходимо знать, что такие свечи не ставят в дни Страстной недели и дни Светлой седмицы. Также в храме есть возможность заказать у батюшки панихиду (моление об умерших) или литию (усиленное моление). Можно молиться и самим: читать Псалтырь или чин литии, совершаемой мирянином. В случае когда что-то обронили на мертвую землю на кладбище на могилке — лучше эту вещь уже не забирать. Если же упавший предмет — очень важен, поднимая его, положите что-нибудь взамен (конфеты, печенье, цветы). Уходя с кладбища, не оборачивайтесь, и, тем более, не возвращайтесь. При любых обстоятельствах помните о своих умерших близких, а придя на их могилы, ведите себя подобающе, ведь кладбище — это священная земля, место покоя усопших.

В преддверие празднования Великой Пасхи обсудим корни и причины возникновения традиции посещения кладбища в этот день

Посещение кладбища в день великого праздника Пасхи уже давно стало для нас привычной традицией. Однако в Христианстве отсутствуют какие-либо наставления и даже рекомендации по этому поводу. Попробуем разобраться в корнях этого обычая.

Прежде всего, перенесемся во времена средневековой России. Как известно из курса истории, административно Российская империя делилась на приходы. В приходах большую часть административных единиц составляли села деревни, в которых проживало крестьянство, составлявшее абсолютное (более 80%) большинство населения. Отличительной особенностью российских деревень являлось отсутствие в них христианских храмов. Располагались они исключительно в селах.

Еще одной особенностью российской и восточноевропейской «глубинки» было и, впрочем, осталось практически полное отсутствие подготовленных дорог для передвижения в любое время года. Вследствие этого возле храмов стали возникать погосты - кладбища , на которых крестьяне хоронили своих умерших родственников и близких после того, как тело доставлялось в храм для отпевания.

Аналогичным образом крестьяне из окрестных деревень собирались в сельский храм на ночную пасхальную службу. Здесь стоит вспомнить, что в апреле Европейская часть России превращалась в сплошное бездорожье, и посещение храма дважды - в Великую Субботу и на Пасху для простых людей превращалось в непосильную задачу. А ведь в храм ехали семьями и везли с собой еду для освящения - куличи, пасху, яйца. Поэтому обычаем стало посещение службы на Пасху. Семьи заворачивали еду в тканевые платки, надевали праздничные одежды и отправлялись в дорогу.

Что же делали наши предки после окончания ночной службы? Возвращаться домой в потемках и по грязи, как сейчас принято говорить, не вариант. Поэтому люди делали самое простое и логичное в такой ситуации - отправлялись на кладбище помянуть усопших. Платки превращались в импровизированные скатерти, люди устраивались рядом с могилами и таким образом коротали ночь перед дорогой домой. Это было и безопасно и практично, и за многие годы выросло в своего рода народную традицию.

После победы Октябрьской революции в России настала эпоха атеизма. Были искоренены и позабыты практически все христианские традиции и праздники. Церкви закрывались, священники подвергались репрессиям и гонениям. Однако посещение кладбищ большевики не запрещали, а привычка делать это на Пасху чудесным образом сохранилась в нашей памяти, несмотря на все запреты эпохи социализма. Все мы прекрасно помним весенние пасхальные поездки с куличами на кладбище, во время которых «поправлялись» могилки и поминались добрым словом умершие родственники. Правда, никакого отношения к пасхальной службе они, естественно, не имели.

Именно так и возник у нас обычай посещать кладбища на Пасху, несмотря на то, особой необходимости в этом нет. Дороги стали лучше, сельское население поубавилось, транспорт стал доступным, церковные предписания отсутствуют, а мы по-прежнему посещаем кладбище и благоустраиваем могилы в день Великой Пасхи - по традиции, освященной временем и непростыми годами нашей истории.

Кстати, напомним, что православная Пасха в 2015 году отмечается 12 апреля, а католический Великдень - 2 апреля.