Курочкин дмитрий николаевич биография. «Экспертный потенциал

11.07.2019 Обучение

Интервью вице-президента Торгово-промышленной палаты России Дмитрия Курочкина.

17.06.2018 1103

Сегодня многие регионы вынуждены конкурировать за внимание федерального центра, за инвестиции, за кадры. Варианты решения этих проблем до федерального правительства доносят через свои предложения эксперты ТПП России. Многие конструктивные предложения поступают от бизнес-сообщества Кировской области. Об этом в интервью «БН» рассказал вице-президент Торгово-промышленной палаты России Дмитрий Курочкин.

- Дмитрий Николаевич, вы к нам, как говорится, с корабля на бал. Сегодня в полночь в Киров прилетели?

Мы за полночь только вылетели: самолет из Кирова не мог приземлиться во Внуково. Президенты с открытия чемпионата мира разлетались, все было перекрыто. Самолет «висел» бог знает сколько в воздухе. Пострадал за общее дело, поэтому и прибыл позже запланированного (улыбается).

- За чемпионатом следите?

А как же? К вашим соседям, в своем родном Нижнем Новгороде матч Панама-Англия пойду смотреть. Недавно в командировке в Саранске был, видел, как идет подготовка. Для нас это тема чрезвычайно важная. Еще летом 2012 года в ТПП России я создал рабочую группу по содействию инвестиционным проектам, направленным на проведение чемпионата мира по футболу. Речь, естественно, не о мегапроектах, которые взяло на себя государство - по созданию и модернизации стадионов, аэропортов, дорог, гостиниц и так далее. Говорим о проектах в сфере обслуживания, местного туризма, развития малого и среднего бизнеса, которые могли бы выиграть от проведения чемпионата. Мы смотрим, как более профессионально позиционировать каждый регион, повышать его узнаваемость на внешней арене.

К сожалению, иностранцы кроме Москвы и Сибири мало что знают в России. Хотелось бы, чтобы они познавали разные регионы, хотя бы города, в которых проходит мундиаль. Это же и укрепление двусторонних деловых связей. Мы все понимаем: государство несет огромные расходы. Деньги, потраченные на создание стадионов - будем откровенны - не окупятся никогда. В этом плане нужно думать, кто и в чем мог бы выиграть. Выиграть не «здесь и сейчас», во время проведения мероприятия, но и в последующем. В первую очередь, речь о бизнесе. Любой чемпионат дает импульс развитию контактов, а любая активизация контактов неизбежно ведет к установлению деловых связей.

- Если говорить о взаимоотношениях с зарубежными странами, ситуация меняется?

В начале июня состоялся визит Президента России в Австрию. В программе — важные встречи с руководством страны, федеральным канцлером Себастьяном Курцем и руководством ТПП Австрии. На этом примере, как в капле воды, видно уже налаженное взаимодействие предпринимательских структур между странами, прежде всего, между Россией и Австрией. Оно очень реально способствует не просто преодолению того неблагоприятного фона, в котором мы работаем последние 4 года (я имею виду взаимодействие с нашими западными партнерами). Позволяет не просто сохранить накопленный потенциал двухстороннего и многостороннего сотрудничества, но и успешно его развивать.

В числе прочих вы курируете развитие предпринимательства и конкуренции. Вектор острых проблем за последнее время как-то изменился? Что позитивного может ждать бизнес уже в ближайшее время?

Этим занимаюсь не только я, этим занимается вся система торгово-промышленных палат. На сегодняшний день в нее входят около 180 палат во всех регионах страны (работают практически в каждом крупном городе). Мы активно взаимодействуем с нашими партнерами за рубежом. Через систему своих представительств, деловых советов, так называемых смешанных палат (к примеру, Германо-Российской или Итало-Российской торговых палат) работаем в 40 странах мира. В региональном и отраслевом разрезе взаимодействуем со всеми. Конкретно я отвечаю за сектор, который принято называть реальным сектором экономики: промышленность, агропром, энергетика, транспорт, связь и так далее.

Экспертный потенциал российской палаты прежде всего сосредоточен в комитетах и советах. Это не наши кадровые сотрудники, а общественные формирования при ТПП РФ, которые объединяют предпринимателей той или иной отрасли. Эти эксперты лучше других разбираются в проблемах, и именно они готовят предложения. На сегодняшний день работают 34 комитета и совета при ТПП России, во всей системе — примерно 1100.

Мы не лоббируем интересы отдельной отрасли или, тем более, отдельного предприятия. Речь идет именно о системных проблемах, которые в целом мешают развитию предпринимательства. Отсутствует необходимая межрегиональная и межотраслевая кооперация. К сожалению, многие регионы вынуждены конкурировать за внимание федерального центра, за инвестиции, за кадры и так далее. Есть много нестыковок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях в части и законодательства, и во многих практических вопросах развития предпринимательства, и вопросах привлечения инвестиций.

По каждой из этих тем можно говорить очень много. Мы подготовили и представили в правительство и президенту все наши предложения, которые будут внимательно изучены.

- Как охарактеризуете работу Вятской ТПП в системе?

Находясь в Москве, мы являемся федеральной структурой, при этом работаем не на Москву, не на Московскую область, а на всю территорию России, в том числе и Кировскую область. Ваш регион, и конкретно Вятская ТПП, являются одними из самых активных и заметных. Николай Михайлович Липатников не просто руководитель региональной палаты, он входит в состав руководящих органов системы, Центра международной торговли (наша дочерняя структура). Именно от предпринимателей Кировской области через палату региона мы получаем наибольшее количество конкретных предложений - по развитию предпринимательства, устранению барьеров для развития бизнеса. При этом палата вашего региона очень требовательно ставит эти вопросы и добивается получения конкретных ответов. Не столько от нас, ТПП России, сколько от министерств и ведомств, от которых требуется решение тех или иных вопросов.

В Кировской области создан Государственный фонд развития промышленности. Он займется финансовой поддержкой промышленных предприятий, которые планируют выпускать новую продукцию, расширять или модернизировать производство гражданской. На ваш взгляд, создание такой структуры актуально?

Не могу не упомянуть тот факт, что именно ТПП России еще в 2004 году, в бытность Евгения Максимовича Примакова (в 2001-2011 г.г. президент ТПП РФ), выдвинула концепцию региональной промышленной политики. И не просто выдвинула, а активно ее продвигала. Немало законодательных актов на региональном уровне было принято именно в тот период. Только через 10 лет, в 2014 году, появился соответствующий федеральный закон «О промышленной политике», который мы также активно готовили вместе с Минпромторгом и другими нашими министерствами и ведомствами. Сегодня активно участвуем в реализации региональной промышленной политики. В частности, я, как член экспертного совета Фонда развития промышленности, практически в ежедневном режиме участвую в рассмотрении большого количества промышленных проектов из регионов, которые готовятся для представления в Фонд.

Сегодня региональные фонды развития промышленности созданы, если не ошибаюсь, уже в 47 регионах. Это позволяет более оперативно финансировать региональные проекты по схеме «70 на 30»: 70% дает федеральный фонд и 30% - региональный. Объемы финансируемых проектов поменьше, но это как раз то, что нужно бизнесу. Объем выделяемых средств — до 500 млн рублей — достаточно велик, если говорить о малом и среднем бизнесе. Совместное финансирование ФРП в Москве и региональным Фондом развития промышленности (они могут по-разному называться, но суть примерно одна и та же), позволяет приблизить параметры реализации проектов именно к малому и среднему бизнесу. Там есть проекты и по 30, и по 50, и по 70 млн рублей — как раз то, что необходимо средним производственным предприятиям. За последние три года примерно 250 профинансированных Фондом проектов было либо инициировано, либо поддерживается системой торгово-промышленных палат, их активными членскими организациями.

Кстати, в 2016 году в палате мы создали Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, который как раз и занимается подготовкой системных мер для развития этой сферы. Еще раз подчеркну: не лоббированием интересов отдельных отраслей, а снятием барьеров в целом для всей российской экономики. Ее перевода (реального, а не декларативного) на новую модель, которую мы условно могли бы назвать инновационно-промышленной, - в отличие от той сырьевой, которую по-прежнему мы, к сожалению, имеем на сегодняшний день. Хотя я бы не противопоставлял сырьевиков и промышленников, поскольку на сегодняшний день топливно-энергетический сектор является чрезвычайно важной отраслью и самой платежеспособной отраслью, которая предъявляет в большей части спрос на инновационную продукцию.

Как раз 25 мая, в рамках ПМЭФ российская ТПП подписала соглашение с Российской Академией наук. Возникла необходимость?

Мы считаем науку и промышленность неразрывно связанными. Основной промышленный форум, который ежегодно летом проходит в Екатеринбурге, называется «Иннопром». Инновации и промышленность должны быть слиты воедино, и никакой прорыв — ни экономический, ни социальный — невозможен без опоры на серьезную экспертную поддержку в виде нашей академии наук и разветвленной системы академических институтов.

Накануне приезда сюда я вернулся из поездки в один из подмосковных наукоградов - Фрязино. У нас их сегодня 13, больше половины находятся в Московской области, и в каждом из этих городов есть палата. Во время поездок встречаюсь с главами этих городов, руководителями предприятий, которые выпускают высокотехнологичную продукцию и для которых наука - это составная часть бизнеса, с руководителями академических институтов. И мы все вместе пытаемся нащупать более эффективную модель «бизнес-наука-власть», при которой большая часть научных разработок финансировалась бы не государством, а бизнесом. Речь преимущественно о прикладных исследованиях, которые во всем мире финансируются частным бизнесом. Именно он и должен быть основным драйвером развития инноваций, нововведений и предъявлять очень серьезный спрос на инновационную продукцию.

Одна из проблем в этой сфере - отсутствие серьезного спроса со стороны нашего внутреннего, российского бизнеса. Как правило, мы работаем на заграницу. Все, что у нас изобретается из серьезного и перспективного - тут же находит спрос за рубежом. А наша отечественная промышленность, к сожалению, не проявляет соответствующей активности. Для нас принципиально важно наполнить это соглашение конкретным содержанием. Еще раз повторю: наука и промышленность должны быть слиты воедино. У нас по некой бюрократической логике их рассматривают отдельно, как будто есть промышленная политика, еще есть какая-то научная политика, еще и третья — денежно-кредитная.

В Кирове вы принимаете участие в мероприятиях Международного лесного форума. Как оцениваете потенциал ЛПК?

В той же Вене мы регулярно проводим конференцию, посвященную развитию целлюлозно-бумажной промышленности России. Для нас ЛПК — это один из драйверов экономики, который потенциально способен приносить - подчеркиваю: потенциально - не меньше доходов, чем нефтегазовый комплекс. Для этого требуются серьезные инвестиции, продуманная промышленная политика. Немалую долю проектов, которые мы утвердили в рамках экспертного совета ФРП, направлены на реализацию проектов в этой сфере.

Пользуясь случаем, хотел бы пожелать предпринимателям Кировской области более активно взаимодействовать с Фондом. Если есть действительно хороший проект, с помощью Фонда за достаточно короткие сроки можно получить хорошее финансирование. Предприниматели Кировской области занимают достойное место в развитии лесопромышленного комплекса и здесь хорошие перспективы для развития.

Досье:

Курочкин Дмитрий Николаевич, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ.

Профессиональная деятельность: В ТПП России отвечает за развитие предпринимательства и конкуренции, координацию деятельности рабочих комитетов, развитие членской базы, содействие инвестициям и инновациям, развитие государственно-частного партнерства.

20-летний опыт работы в банковской системе в системе Внешэкономбанка (Глобэкс Банк, Белвнешэкономбанк) и зарубежных банках (БНП-Париба, Дрезднер Банк) во Франции и Бельгии. Длительный опыт работы в странах Западной Европы и Ближнего Востока (Аппарат Советника по экономическим вопросам при Посольстве СССР в Сирии). 10-летний опыт преподавания в университете МГИМО МИД России и Российско-европейском Колледже при МГИМО МИД России.

Блиц:

- Что цените в людях?

Порядочность.

- На что не жаль потратить деньги?

На собственное развитие.

- Хобби?

Театр, литература.

- Что для вас счастье?

В кинофильме «Доживем до понедельника» есть диалог: «Что такое счастье?» - «Счастье - это когда тебя понимают». Я считаю, что это одна из формул. Универсальной не существует.

«Все, что мы у нас делается, рассматривается и анализируется с точки зрения интересов предпринимателей». Эту фразу Дмитрий Николаевич произнес во время нашего «закадрового» разговора. Еще говорил о необходимости баланса треугольника «власть-бизнес-общество» и обозначил основную проблему этой тройки - отсутствие доверия. И простого рецепта, как его вернуть — нет. Здесь постараться должны все заинтересованные стороны.

Анастасия Белова

Два года назад был принят Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ " " (далее – закон о промышленной политике), содержащий основные положения о порядке финансирования промышленного производства, создании и функциях фондов развития промышленности, поддержке субъектов деятельности в сфере промышленности в конкретных областях. Отдельное внимание уделяется территориальному развитию промышленности. О некоторых направлениях региональной промышленной политики порталу ГАРАНТ.РУ рассказал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин .

Дмитрий Николаевич, какую роль играет ТПП РФ в реализации региональной промышленной политики?

Хочу напомнить, что именно ТПП РФ выступила в свое время инициатором разработки концепции законопроекта, на основании которого был впоследствии принят закон о промышленной политике. Системная работа по ее подготовке началась еще в 2004 году и продолжалась, как видите, целых 10 лет.

Региональная промышленная политика, если коротко, – это комплекс правовых, экономических, организационных мер, направленных на развитие промышленного потенциала региона, обеспечение производства на его территории реально конкурентоспособной, в том числе на внешних рынках, промышленной продукции. Для этого в регионах ищут (и находят) инструменты стимулирования промышленной сферы через финансовую, информационно-консультационную поддержку, помощь в научно-технической и инновационной деятельности.

В связи с этим чрезвычайно важна разработка субъектами РФ собственной нормативной базы, учитывающей конкурентные преимущества каждого конкретного региона. Многими экспертами отмечается насущная необходимость принятия регионами законов о промышленной политике, которые стали бы неким фундаментом, определяя цели, задачи и приоритеты региональной промышленной политики, полномочия государственных органов и органов местного самоуправления при ее реализации, основные принципы и формы государственной поддержки субъектов промышленной деятельности. Эту точку зрения разделяет и ТПП РФ.

На сегодняшний день система ТПП РФ объединяет 182 торгово-промышленные палаты и представлена практически во всех субъектах Российской Федерации, а значит, имеет значительный потенциал и возможности для участия в работе по формированию и реализации промышленной политики в регионах, развитию региональной инфраструктуры поддержки предпринимательской деятельности, что закреплено в Приоритетных направлениях деятельности Палаты на 2016-2020 годы.

Активную работу по реализации промышленной политики ведут территориальные палаты. Так, в мае 2016 года Тульская ТПП выступила с инициативой создать на базе палаты центр, координирующий совместную работу малых, средних и крупных промышленных предприятий. Главная задача центра – квалифицированная оценка деятельности производственных структур региона, их потенциала, мощности и возможности работы на перспективу в связке с лидерами регионального и отечественного масштаба в приоритетных для области отраслях специализации: машиностроительной, металлургической, химической и других.

В июне 2016 года при ТПП Саратовской области создан Совет по экономическому развитию – общественная структура, основной целью которой является оказание содействия формированию региональных стратегий в сфере промышленной, инновационной, инвестиционной политики. Работа Совета началась с обсуждения проекта регионального закона "О промышленной политике в Саратовской области". Выработанные Советом замечания и предложения были направлены в областную думу и учитывались при принятии закона ().

С целью финансирования субъектов деятельности в сфере промышленности создан Фонд развития промышленности и соответствующие региональные фонды. Каким образом ТПП РФ взаимодействует с Фондом?

ТПП РФ работает в тесном контакте с рядом государственных институтов поддержки, содействуя им в поиске и отборе проектов реального сектора экономики. Помимо Фонда развития промышленности, соглашения о сотрудничестве подписаны с Российским экспортным центром, Агентством по технологическому развитию.

С Фондом ТПП РФ сотрудничает с самого начала его активной работы. Экспертный совет Фонда, членом которого я являюсь наряду с представителями других объединений предпринимателей, возглавляет председатель Совета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян .

Палата очень серьезно относится к работе по отбору наиболее перспективных проектов в регионах, активно консультируется с экспертами Фонда и органами государственной власти. Заявки поступают практически из всех регионов, но до Экспертного совета доходят далеко не все. Отмечу, что представители ТПП РФ регулярно выезжают в регионы, встречаются с предпринимателями – получателями поддержки и теми, кто только планирует подавать заявки. Кроме того, адресно работают с предпринимательским сообществом территориальные палаты.

Какие отрасли в рамках указанного льготного финансирования являются приоритетными?

Среди указанных выше одобренных к финансированию проектов 39 – в сфере машиностроения и станкостроения, 14 – химической промышленности, столько же – медицинской промышленности, 13 – электрооборудования и электроники, 9 – металлургии и металлообработки, 7 – легкой и текстильной промышленности, 5 – лесной промышленности и стройматериалов.

Расскажите, пожалуйста, об успешно реализуемых проектах.

Могу привести примеры поддержки предприятий со стороны ТПП РФ.

  • АО "НЭВЗ-КЕРАМИКС" (г. Новосибирск). Предприятие, поддержанное Новосибирской городской ТПП, получило заем Фонда развития промышленности в размере 150 млн руб. на разработку технологии производства тотального эндопротеза тазобедренного сустава. В связи с выходом из проекта компании "Роснано" предприятию грозило банкротство, и ТПП РФ обратилась к Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой ускорить передачу предприятия в систему "Ростеха". Сейчас этот вопрос решается.
  • ЗАО "АКОМ" (г. Жигулевск, Самарская область). Предприятие, поддержанное ТПП Самарской области, получило от Фонда 500 млн руб. на производство стартерных аккумуляторов и разработку стационарно-тягового аккумулятора. Совместно с другими предприятиями – производителями химических источников тока – ЗАО "АКОМ" обратилось в ТПП РФ с предложениями о мерах государственной поддержки отрасли. Палата направила письма в поддержку этих предложений Министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову и Министру экономического развития РФ Максиму Орешкину . Сейчас они прорабатываются в ведомствах совместно с нашими экспертами.
  • ОАО "Ковровский электромеханический завод" (Владимирская область, г. Ковров). Предприятие поддерживается Владимирской ТПП. В настоящее время "КЭМЗ" осваивает изготовление сложнейших пятиосевых вертикально-фрезерных обрабатывающих центров с числовым программным управлением. Общая стоимость проекта – 578 млн руб., 320,4 млн руб. могут быть предоставлены Фондом развития промышленности в виде льготного займа. Завод уже запустил в серийное производство станки с числовым программным управлением японской компании Takisawa, чему предшествовали пять лет переговоров. Должен сказать, что это весьма ценный опыт экономического сотрудничества японской компании с Россией. На выбор японцев повлияло то, что "КЭМЗ" использовал более 60 разновидностей станков японской компании и накопил значительный опыт в их применении. Кроме того, завод является одним из лучших в России по качеству сервиса, квалификации кадров и технологическим параметрам, а также удачно расположен географически.

В мае 2017 года был издан Сборник лучших региональных промышленных проектов, инициированных или поддержанных системой ТПП России и профинансированных Фондом развития промышленности, обобщивший опыт работы в различных отраслях и регионах. В него включены профили компаний – получателей поддержки, мнения их руководителей об опыте взаимодействия с Фондом, мнения экспертов отрасли и президентов территориальных палат. Сборник распространяется среди территориальных ТПП, предпринимателей, экспертов и является наглядным свидетельством того, что поддержка Фонда реальна и доступна.

А могут ли получать займы Фонда небольшие предприятия?

Могут. Этому способствует деятельность региональных фондов развития промышленности. Уже сложившаяся практика работы этих фондов предполагает предоставление займов на сумму от 5 млн до 100 млн руб., то есть в систему льготного финансирования промышленности включается сегмент малых и микропредприятий. На начальном этапе большинство сделок будут совместными (фактически – синдицированными) сделками региональных фондов с "большим" Фондом развития промышленности. По мере накопления опыта, отработки процедур оценки и процессов реализации сделок региональные фонды станут более самостоятельными. Среди наиболее активных на текущий момент региональных фондов можно назвать коллег из Ульяновской и Челябинской областей, а также из Санкт-Петербурга. В настоящий момент создан 31 региональный фонд, и работа по формированию региональных центров продолжается.

В ходе представления Госдуме отчета о результатах деятельности Правительства РФ в 2016 году Дмитрий Медведев сообщил о возможном введении инвестиционной льготы – снижении налога на прибыль до 5% для предприятий, вкладывающих средства в модернизацию производства. Как Вы оцениваете эту инициативу?

Эксперты ТПП РФ участвовали в серии мероприятий, организованных на площадках федеральных министерств для обсуждения плана действий Правительства РФ на 2017-2025 годы. В рамках данной работы Палата предложила ряд стимулирующих налоговых мер для российской экономики. Важнейшие из них:

  • введение прямой инвестиционной льготы по налогу на прибыль путем уменьшения суммы уплачиваемого налога до 50% затрат компаний на модернизацию и реконструкцию имеющихся основных фондов. По мнению бизнеса, эффективность налоговых льгот в рамках территорий опережающего развития, региональных инвестиционных проектов, специальных инвестиционных контрактов в некоторых субъектах России остается низкой. Льготы тяжело получить и сложно администрировать, особенно в условиях, когда ежегодно меняются правила налогообложения. Введение прямой инвестиционной налоговой льготы позволит предприятиям чаще производить обновление основных фондов, расширять производство, применять современное энергоэффективное оборудование, что, в свою очередь, снизит травматизм, вредность производства, а также повысит производительность труда;
  • предоставление льгот по земельному налогу и налогу на имущество в отношении объектов основных средств, находящихся на консервации и реконструкции, а также тех, которые проходят обкатку. По факту такие объекты либо совсем не позволяют извлекать какой-либо доход, либо его объемы настолько малы, что позволяют только "перекрыть" расходы на уплату обязательных платежей. Реализация такой меры позволит бизнесу потратить высвободившиеся средства на собственные нужды: строительство новых и реконструкцию существующих объектов, правильную обкатку оборудования и пр.

Какие проблемы возникают при реализации в регионах инвестиционных проектов?

Опыт работы ТПП РФ по продвижению региональных проектов показывает, что усредненный по всем регионам максимальный срок реализации инвестиционных проектов составляет 10 лет, тогда как усредненный максимальный срок правительственных инвестиционных программ – 7 лет. Таким образом, налицо явное несоответствие в стратегических расчетах инвесторов и региональных правительств. Запуская свои проекты, инвесторы (как российские, так и иностранные) вынуждены смотреть гораздо дальше, чем правительство региона. Отсутствие видения региональными властями своих отдаленных перспектив рано или поздно приведет к блокированию перспективных инвестиционных проектов, так как инвестору будет весьма трудно уяснить ситуацию на отдаленное будущее.

Стоит отметить, после введения Регионального инвестиционного стандарта Агентства стратегических инициатив, обязывающего формировать и ежегодно обновлять планы создания инвестиционных объектов и объектов инфраструктуры в регионах, ситуация несколько улучшилась. Однако соотношение между сроками частных инвестиционных проектов, в том числе с иностранным участием, и правительственными инвестиционными программами по регионам сильно колеблется, и это свидетельствует об отсутствии какой-либо продуманной и скоординированной политики властей.

В связи с этим можно дать региональным властям рекомендации о переходе к долгосрочным инвестиционным программам сроком на 20-25 лет. В противном случае – если правительственные программы и частные проекты не будут коррелировать по срокам – инвесторы адаптируются к этой ситуации, переходя на более "короткие" проекты. Кроме того, без широкой официальной "манифестации" своих инвестиционных планов региональные правительства не смогут привлечь и стратегических иностранных инвесторов.

Новости / Российские новости

« Вернуться к списку новостей

Вице-президент ТПП Дмитрий Курочкин посетил ХБК "Шуйские Ситцы"

10 июля 2018

Делегация ТПП РФ в составе вице-президента ТПП РФ Дмитрия Курочкина и президента ТПП Ивановской области Леонида Иванова посетила ОАО ХБК «Шуйские ситцы» в г.Шуя (Ивановская область). Вместе с генеральным директором ОАО ХБК «Шуйские ситцы», председателем Комитета по домашнему текстилю Союзлегпрома Анной Богаделиной члены делегации в Правительстве Ивановской области встретились с заместителем Председателя Правительства Ивановской области - руководителем Комплекса экономического развития Ивановской области Светланой Давлетовой. В переговорах приняли участие также член Правительства Ивановской области - директор Департамента экономического развития и торговли Ивановской области Людмила Бадак и заместитель руководителя аппарата Правительства Ивановской области - руководитель центра управления проектами Людмила Дмитриева.

На встрече Дмитрий Курочкин подчеркнул, что ТПП России готова активно содействовать техническому перевооружению и модернизации промышленного производства. Также были обсуждены вопросы поддержки и развития промышленных предприятий Ивановской области, взаимодействия ТПП РФ, Правительства Ивановской области и ТПП Ивановской области.

Кроме того, вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин посетил ТПП Ивановской области, где встретился с сотрудниками палаты, познакомился с работой ее подразделений.

Дмитрий Курочкин и Леонид Иванов посетили Отделочную фабрику ОАО ХБК «Шуйские ситцы». С директором фабрики Евгением Блиновым состоялось обсуждение вопросов реализации инвестиционного проекта, производственных планов, текущей деятельности. Было подчеркнуто, что с привлечением займа ФРП предприятие установит новое ткацкое и отделочное оборудование, которое даст возможность выпускать более тонкие, легкие и прочные ткани для домашнего текстиля и ткани специального назначения для расширения ассортиментных возможностей комбината. Продукцию, выпущенную на новом оборудовании, компания планирует экспортировать в Германию, Италию, Польшу и Чехию. Именно сейчас производится поставка нового оборудования по проекту, которое значительно повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Также Дмитрий Курочкин, Леонид Иванов и Анна Богаделина обсудили возможность реализации нового проекта по производству элементаризованного льноволокна, основанного на новейших разработках ученых из Ивановского политехнического университета и ИХР РАН.

Справочно:

ОАО ХБК «Шуйские ситцы» крупнейшее в России текстильное предприятие с богатой историей (основано в 1820г.), на котором соединяются традиции производства и новейшие методы формирования команды, управления производственными процессами. Комбинат производит более 60 000 км ткани в год (100% хлопок). Предприятие выпускает ткани сатиновой, бязевой, ситцевой и полотенечной групп. Комбинат имеет полный цикл переработки хлопка, а также собственную художественную мастерскую по разработке дизайнов для печати на тканях. Осуществляет пошив швейных изделий (комплектов постельного белья, скатертей, полотенец, покрывал, одеял, подушек).

В ноябре 2017 года проект ОАО ХБК «Шуйские ситцы» по установке цепочки технологического оборудования для выпуска тканей из пряжи высоких номеров и тканей специального назначения профинансирован Фондом развития промышленности на сумму 250 млн руб. Общая стоимость проекта - 1,35 млрд руб. С привлечением займа ФРП предприятие установит новое ткацкое и отделочное оборудование, которое даст возможность выпускать более тонкие, легкие и прочные ткани для домашнего текстиля и ткани специального назначения, соответствующие мировым аналогам при значительно меньшей стоимости.

Компания является членом

– Дмитрий Николаевич, в Торгово-промышленной палате России Вы отвечаете за развитие предпринимательства и конкуренции, расскажите о мерах поддержки, которые ТПП РФ оказала предпринимателям в этом году.

– Ключевое направление, на котором сосредоточены усилия системы ТПП РФ, – поддержание экономического роста, поддержка создания новых производств, нацеленных не только на импортозамещение, но и на экспорт.

В соответствии с поручениями, данными по итогам Послания Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию, ТПП РФ совместно с другими ведущими объединениями предпринимателей подготовила предложения предпринимательского сообщества в Комплексный план действий Правительства России на 2017–2025 годы. В 2017 году ряд предложений палаты нашел отражение в федеральных законах и решениях Правительства России.

Серьезные экспертные материалы и предложения Палаты готовятся к заседаниям Госсовета России, в т.ч. и к состоявшемуся недавно заседанию по вопросу «О развитии промышленного потенциала регионов Российской Федерации». ТПП РФ направила в рабочую группу Госсовета обобщенные предложения, полученные от палат, комитетов и советов, организаций – членов ТПП РФ. Целый ряд предложений Палаты, касающихся стратегического планирования, учета межрегиональных и межотраслевых балансов, инвестиционной политики, были учтены в докладе рабочей группы Госсовета.

Говоря о содействии ТПП РФ в поддержке отраслей промышленности и конкретных предприятий, не могу не сказать о Фонде развития промышленности.

Сегодня ФРП – один из основных механизмов поддержки производственного предпринимательства. На данный момент из 268 поддержанных проектов 35 производств уже работают. Всего объем инвестиций составил 250 миллиардов рублей, из которых 66 миллиардов приходится на льготные займы Фонда развития промышленности. Торгово-промышленные палаты, безусловно, заинтересованы в развитии экономики и производства своих регионов, поэтому активно поддерживают заявки по модернизации или созданию новых производств. С ФРП Палата подписала соглашение о сотрудничестве. По итогам 2015–2017 годов рекомендовано системой ТПП РФ и одобрено к финансированию Экспертным советом ФРП 173 проекта из 51 региона России. Отдельное внимание уделяется развитию малого и среднего предпринимательства.

В фокусе нашего внимания и система государственных закупок – мы оцениваем качество закупок, отслеживаем количество закупок, проведенных с нарушением требований законодательства, и обсуждаем с представителями Минфина России, ФАС России возможные меры по снижению количества нарушений и повышению качества закупочных процедур.

Уместно также вспомнить о специальном проекте, реализуемом федеральной палатой: «100 проектов под патронатом Президента ТПП РФ». Проект приурочен к 100-летию учреждения торгово-промышленных палат в России, цель – поддержать деятельность лучших предприятий, в первую очередь, в регионах страны. Среди лауреатов проекта немало предприятий, получивших финансовую поддержку ФРП.

– Комитеты и советы, объединяющие представителей организаций-членов ТПП РФ, активно участвуют в законотворческом и нормотворческом процессе. Чего удалось достичь в этом направлении?

– Участие в работе над проектами федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов – одно из приоритетных направлений деятельности ТПП России. Более того, статьей 12 Закона Российской Федерации «О торгово-промышленных палатах» нам предоставлено право участвовать в подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов, затрагивающих интересы предпринимателей, а также направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления заключения по результатам экспертиз проектов законов и иных нормативных правовых актов.

В качестве примера можно привести сотрудничество с Государственной Думой. За период весенней и осенней сессий 2017 года ТПП России сопровождала более 100 законопроектов, инициировала внесение 20 пакетов поправок, разработала 15 «собственных» законопроектов. Сейчас подходит к концу работа по формированию плана законопроектной деятельности на 2018 год.

Участие в подготовке и экспертизе подзаконных нормативных правовых актов осуществляется в большей степени членами наших отраслевых комитетов и советов и организаций-членов ТПП РФ. Наши представители, в т.ч. по просьбе министерств, входят в рабочие группы по разработке проектов. Много проектов нормативных правовых актов выносится на рассмотрение комитетов и советов для определения позиции Палаты и в целом предпринимательского сообщества. У нас есть примеры, когда по итогам такого обсуждения проекты существенного перерабатывались.

В последние годы в России внедрен новый инструмент участия бизнеса в нормотворческой деятельности – оценка регулирующего воздействия (ОРВ). Мы оцениваем ОРВ как реально действующий инструмент, позволяющий исключить на стадии разработки проектов нормативных правовых актов обременительные для бизнеса положения и на самой ранней стадии подготовки документа включить «пресекательный» механизм. Показательны цифры: в 2011 году в ТПП России рассмотрено в рамках ОРВ 429 проектов, а в 2017 году – более чем на тысячу больше (1648 проектов).

Мы высоко оцениваем коэффициент «влияния» нашей работы на нормотворческий процесс в рамках ОРВ. Например, в 2017 году из 177 замечаний ТПП России, направленных разработчикам, 100 – были учтены.

– Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России подготовил проект принципов Стратегии экономического развития России до 2025 года. Прокомментируйте, пожалуйста, его основные моменты.

– Создавая Совет ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, мы сознательно пошли на формирование единой площадки, на которой планировалось объединить лучших экспертов делового сообщества в сфере промышленного развития и конкурентоспособности экономики. Это должно было дать синергетический эффект и повысить результативность законотворческой и экспертной работы Палаты.

Совет призван осуществлять организацию системного поиска необходимых решений, мер и механизмов государственной поддержки, выработку эффективных стабилизационных мер, содействие структурным изменениям.

Наши надежды в целом оправдались. Совет последовательно шел к рассмотрению ключевых вопросов Стратегии на своих заседаниях, рассматривая вопросы внешнеэкономической деятельности, налогового стимулирования развития промышленности, конкурентоспособности АПК, монетарного стимулирования промышленного развития, и, в конечном счете, предложил принципы Стратегии экономического развития России до 2025 года.

Основной целью Стратегии является реализация потенциала населения России и повышение его благосостояния. Это достигается посредством смены парадигмы социально-экономического развития страны, через решение целого ряда задач:

  • внедрение скоординированной и разумной промышленной политики;
  • выравнивание конкурентных условий для промышленных предприятий и регионов;
  • более активная и последовательная защита интересов отечественных производителей;
  • определение обрабатывающих секторов как основного локомотива долгосрочного развития экономики страны.

Стратегия широко обсуждалась в торгово-промышленных палатах, комитетах и организациях – членах ТПП РФ. Итоговый документ был направлен Президенту России.

– Среди членов ТПП РФ объединения предпринимателей всех отраслей экономики. Наш журнал, в первую очередь, интересуют отрасли, связанные с энергетикой. Какую работу ТПП РФ ведет в этих сегментах экономики?

– В 2017 году Комитет ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса, который возглавляет председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник, провел ряд заседаний по проблемам в энергетической отрасли. Обсуждались, в частности, вопросы о роли электроэнергетического комплекса в повышении темпов развития экономики страны.

Эксперты ТПП РФ считают, что в условиях выхода из кризиса, при незначительных темпах роста производства, энергетика слишком обременительна для экономики, и необходимы меры по изменению ситуации. Реальному производству необходимо создать условия, в том числе со стороны электроэнергетического комплекса, который в свою очередь нуждается в изменении принципов своего развития. Предложения по изменению ситуации по итогам заседания будут представлены в Правительство России.

Было проведено отдельное заседание, на котором обсуждались проблемы, связанные со значительным ростом тарифов на электроэнергию. По результатам заседания Комитет принял решение о подготовке предложений по корректировке действующего законодательства, готовится обращение в ФАС России.

Во исполнение поручения Президента России В.В. Путина в Минэнерго России направлены предложения по разработке механизмов привлечения инвестиций в модернизацию объектов генерации тепловой электроэнергетики. В данных предложениях акцент сделан на усиление внимания к рыночным методам хозяйствования в электроэнергетике, наличие экономических условий для снижения тарифов на электроэнергию, повышение энергоэффективности в энергетическом комплексе, совершенствование антимонопольного регулирования в отношении генерирующих компаний и энергоснабжающих организаций.

– В целях развития предпринимательства в северных регионах, международных связей и внешнеэкономического сотрудничества была создана Ассоциация ТПП северных (приполярных) территорий и зоны Арктики. Расскажите, какие регионы туда вошли? Каковы цели и задачи Ассоциации?

– Учитывая, что Север и зона Арктики все больше вовлекаются в международный экономический оборот, Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в том числе через профильные комитеты, на протяжении многих лет ведет активную работу совместно с Минэкономразвития России, Минприроды России, научными организациями РАН, Российско-Норвежской торговой палатой по проблеме обеспечения природоохранной деятельности и рационального природопользования в целях устойчивого развития арктической зоны России.

22 декабря 2010 года руководители торгово-промышленных палат северных территорий России создали Ассоциацию ТПП северных (приполярных) территорий и зоны Арктики. На заседании Ассоциации, прошедшем 12 мая 2017 года в г. Архангельске, принято решение об избрании президентом Ассоциации президента Архангельской ТПП Василия Сидоровского, местом нахождения штаб-квартиры Ассоциации определен город Архангельск.

В настоящее время в состав Ассоциации входят 12 торгово-промышленных палат, осуществляющих свою деятельность на территории Арктики: Архангельская ТПП, ТПП Камчатского края, ТПП Республики Коми, Ленинградская областная ТПП, ТПП Магаданской области, ТПП Мурманской области, Санкт-Петербургская ТПП, ТПП Республики Саха (Якутия), ТПП Тюменской области, ТПП Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Центрально-Сибирская ТПП, ТПП Ямало-Ненецкого автономного округа.

Основными задачами Ассоциации являются социально-экономическое развитие регионов, развитие Северного морского пути, поддержка научного исследования Арктики. Одно из направлений деятельности – активная работа с ОАО «Газпром», ГК «Норильский никель», ОАО «Роснефть», ПАО «ЛУКОЙЛ», УК «Востокуголь», УК «Колмарпроект» и другими недропользователями в части размещения заказов на территории тех регионов, на которых осуществляется деятельность этих компаний.

В 2017 году члены Ассоциации приняли активное участие в VI Международном арктическом форуме «Арктика – территория диалога», конференции «Северный завоз – новые пути и возможности», Международной российско-норвежской конференции по проблемам прибрежного рыболовства, V Международном форуме «Арктические проекты – сегодня и завтра», VII Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее».

– Что Вы можете рассказать об участии системы ТПП РФ в международном сотрудничестве в Арктике?

– С самого начала 90-х годов ТПП РФ и территориальные палаты активно включились в налаживание контактов со своими зарубежными партнерами, в том числе в странах Северной Европы и Северной Америки. За истекшие годы по линии палат был организован устойчивый обмен делегациями по тематике делового сотрудничества в Арктике, проведено значительное количество мероприятий на двустороннем и многостороннем уровне, в том числе на площадке ТПП РФ.

Обсуждения показывают, что как российские ТПП региона Арктики, так и их зарубежные партнеры, прежде всего, интересуются темами взаимодействия бизнеса и власти в арктических регионах различных стран: субсидии и различного рода льготы для арктического предпринимательства, государственные механизмы стимулирования экономической активности в Арктике, опыт государственной поддержки арктической инфраструктуры, меры стимулирования занятости и т.д. Такой интерес вполне обоснован. Ведь экономическое развитие арктических регионов во всех соответствующих странах (Россия, Норвегия, Швеция, Финляндия, Канада, США) в силу особенностей климата и значительных материальных затрат, необходимых для обустройства территорий, является прежде всего делом правительств или компаний с серьезным государственным участием. Роль частного бизнеса здесь, как правило, ограничена.

Для бизнеса также большой интерес вызывает накопленный в разных странах практический опыт работы предпринимателей, например, обмен бизнес-идеями для создания стартапов, специфика реализации коммерческих проектов в арктических условиях.

Среди российских ТПП Арктического региона наиболее активно в международное сотрудничество вовлечена ТПП Мурманской области – в полном соответствии со своим статусом «приграничной» палаты. Палата активно взаимодействует со своими партнерами в рамках Баренцева/Евроарктического региона. Поддерживаются постоянные рабочие контакты с торговыми палатами в соседних странах – Норвегии, Финляндии, Швеции, а также Исландии.

Совместно с Администрацией Мурманской области областная ТПП активно участвует в организации и проведении ежегодной Мурманской Международной деловой недели (ММДН). В 2013 году в Мурманске в рамках ММДН была проведена конференция арктических бизнес-палат и бизнес-ассоциаций. Организатором выступила ТПП Мурманской области, участие приняли Норвежско-Российская торговая палата, ТП Лапландии (Финляндия), ТП Норботтена (Швеция), исландская структура «Арктик Портал», представители Посольства Канады в России.

ТПП Мурманской области также выступила инициатором проведения в рамках ММДН ежегодной конференции в Кировске «Горнодобывающая промышленность Баренцева Евроарктического региона: взгляд в будущее». В ноябре 2017 г. была проведена уже седьмая конференция. При организующей роли ТПП Мурманской области в работу вовлечены все крупнейшие горно-обогатительные и металлургические комбинаты Мурманской области, Кольский научный центр РАН. Конференция ежегодно собирает бизнесменов и ученых, работающих в сфере горной добычи, из Финляндии, Норвегии, Швеции, Германии, Чехии, Кореи, других стран.

– Насколько Российский Север и зона Арктики вовлечены в международный экономический оборот?

– На Севере России производится более 20% ВВП, 18% электроэнергии, 25% лесной продукции, а также добывается более 90% природного газа, 75% нефти, 80% золота, 90% меди и никеля, почти все алмазы, кобальт, платиноиды, апатитовый концентрат. Все упомянутые товары составляют основу российского экспорта. Достаточно отметить, что доля доходов федерального бюджета от использования минерально-сырьевой базы Севера превышает 40%, а доля валютных поступлений – 80%. Российский Север и зона Арктики не просто вовлечены в международную торговлю, этот регион страны, пожалуй, можно назвать ключевым для экспорта России.

Российские компании, работающие в Арктике, давно и активно участвуют в международном сотрудничестве. Достаточно отметить крупные холдинги «Норильский никель», «Северсталь», «Фосагро», «Еврохим», их продукция успешно продается на мировом рынке.

В нефтегазовой сфере достаточно упомянуть проект «Ямал СПГ», в реализации которого широко участвуют зарубежные компании.

Говоря о международном аспекте горной добычи в российской Арктике, нельзя не упомянуть деятельность канадской золотодобывающей компании «КинроссГолд», инвестировавшей в два рудника на Чукотке. «КинроссГолд» работает в России с 1995 года, поддерживая статус крупнейшего иностранного инвестора в золотодобывающую отрасль страны, крупнейшего канадского инвестора в российскую экономику и одного из крупнейших налогоплательщиков на Дальнем Востоке России. С момента прихода на российский рынок объем инвестиций компании в местную экономику превышает 3 млрд долларов.

– 20-21 февраля 2018 года на площадке и при поддержке ТПП РФ состоится III Международная конференция «Арктика: шельфовые проекты и устойчивое развитие регионов». Какие приоритетные темы Вы планируете озвучивать на этой площадке, как один из ключевых докладчиков?

– Основным лейтмотивом моего выступления будут национальные интересы России и международное сотрудничество в Арктике, возникающие при этом вызовы и открывающиеся возможности.

Учитывая богатые природные ресурсы северных территорий и Арктики и их общемировое значение, целями взаимодействия должны стать формирование базового потенциала устойчивого развития региона, базовых принципов природопользования, экологии и определения экологических рисков, перспектив сотрудничества России и северных стран Европы и Америки по привлечению иностранных инвестиций в проекты комплексного развития инфраструктуры, возрождения Северного морского пути, новых технологий гидротехнического и дорожного строительства, новых конвергентных биологических технологий по продукции морского генеза, развития аквакультуры (марикультуры), развития человеческого потенциала и активного долголетия и другие.

Необходимо выработать правила осуществления деятельности в арктических регионах страны с тем, чтобы в результате освоения этих территорий не был нанесен ущерб природе Крайнего Севера, Арктики, интересам коренных малочисленных народов.

Одновременно должна быть внедрена эффективная система мониторинга, контроля выполнения бизнесом, ведущим хозяйственную деятельность в Арктике, норм и требований действующего законодательства.

Необходимо разработать программы стимулирования освоения северных территорий и Арктики, развития государственно-частного партнерства, улучшения инвестиционного климата в регионе и осуществления крупных инфраструктурных проектов, в т.ч. в транспортной и коммуникационной сферах.