Lekki czolg rozpoznawczy (легкий разведывательный танк) TK. Польская танкетка tks Конструкция и модификации

22.09.2019 Здоровье

Если судить по цифрам, то к моменту начала Второй мировой войны Польша имела достаточно внушительный парк бронетехники - около 870 единиц (против примерно 2700 танков в немецких группах армий «Север» и «Юг»). Но 3/4 из них приходилось на достаточно специфические машины - танкетки TK-3 и TKS. Что же представляли собой эти боевые машины, составлявшие основу польского бронетанкового вооружения?

Студент-архитектор и его «тараканы»

9 сентября 1939 года началось одно из первых крупных сражений Второй мировой войны – битва на Бзуре. Польские армии «Познань» и «Поморье», отступавшие на восток из познаньского выступа, оказались в тылу рвавшейся к Варшаве немецкой группы армий «Юг». Передвигаясь ночными маршами, поляки скрытно дошли до долины реки Бзуры и нанесли мощный удар по левому флангу 8-й армии вермахта. При наступлении на юго-восток они освободили несколько городов и вынудили германское командование пересмотреть планы операций в центральной Польше, перебросив к Бзуре дополнительные танковые и авиационные подразделения. Ситуация для немцев в этом районе была настолько критичной, что, например, 17 сентября люфтваффе практически отменило все вылеты, кроме связанных с районом Бзуры. Тем не менее, общий ход боевых действий армии «Познань» и «Поморье» переломить не смогли - ещё 12 сентября немцы подошли ко Львову, а 14-го завершили окружение Варшавы.

В числе других воинских частей в состав армии «Познань» входила Великопольская кавалерийская бригада, в составе которой сражался 71-й бронебатальон (71 Dywizjon Pancerny). Из трёх рот этого сформированного непосредственно перед войной (24–27 августа) подразделения только одна была укомплектована машинами, которые с известной долей условности можно назвать танками. Это были тринадцать пулемётных танкеток TKS (и, возможно, TK-3), четыре из которых поляки успели перевооружить, установив автоматические пушки 20 mm wz. 38 model A (по польской классификации это орудие проходило как «сверхтяжёлый пулемёт»). Одной из таких танкеток с «тяжёлым» вооружением командовал призванный в армию 26 августа студент Варшавского политехнического университета - командир взвода сержант Роман Эдмунд Орлик. Вторым членом экипажа, состоявшего из двух человек, был механик-водитель Бронислав Закржевский.

Во время битвы на Бзуре Великопольская кавалерийская бригада вела тяжёлые бои против 4-й танковой дивизии 16-го моторизованного корпуса 10-й армии вермахта. 14 сентября бригада атаковала немцев в районе Брохова. В этом бою Орлик уничтожил 3 танка из состава 36-го танкового полка; скорее всего, это были машины PzKpfv I и PzKpfv II, составлявшие основу танкового парка немецкой 4-й дивизии.

18 сентября Великопольская кавалерийская бригада в составе Оперативной кавалерийской группы, сформированной с целью очищения пути на Варшаву для остальных окружаемых немцами польских частей армии «Познань», вела бои в районе Кампиноской пущи к западу от столицы. Взвод (в польских источниках – полувзвод, półpluton) Орлика в составе его машины и ещё двух танкеток с пулемётным вооружением был направлен в разведку. Услышав шум танковых двигателей впереди, сержант отправил машины с пулемётным вооружением в укрытие, а сам расположился в засаде.

По дороге перед польской танкеткой двигалась колонна из трёх танков и нескольких автомобилей 1-й лёгкой дивизии вермахта. Внезапно открыв огонь, польский танкист выстрелом в борт уничтожил головной немецкий танк прямо на дороге, вынудив остальные машины для объезда съехать в лес. Меняя позиции, Орлик уничтожил два остальных немецких танка, оставшуюся часть немецкой колонны обратил в бегство и без потерь вышел со своим взводом из боя.

В некоторых источниках указывается, что все три танка, уничтоженные Орликом 18 сентября, были чешскими PzKpfw 35(t), составлявшими основу танкового парка 1-й лёгкой дивизии. Однако с большой вероятностью одним из этих танков был PzKpfw IV . На вооружении 1-й лёгкой дивизии в небольшом числе они имелись, и за период с 1 по 25 сентября дивизия потеряла до 9 танков этого типа. В бою в числе прочих получил тяжёлые ранения и умер командир танкового взвода лейтенант Виктор IV Альбрехт, принц Ратиборский – в ряде источников указывается, что именно он командовал экипажем PzKpfv IV, и даже приводится фотография его уничтоженной боевой машины.

Предположительно, на фото PzKpfv IV принца Виктора Альбрехта, уничтоженный Романом Орликом в бою 18 сентября

19 сентября Орлик принял участие в бою за Серакув, где несколько десятков танков немецкого 11-го танкового полка и 65-го танкового батальона атаковали 7-й полк конных стрелков и 9-й уланский полк поляков. Батареей 7-го дивизиона конной артиллерии и польскими танкистами в этом бою было уничтожено и подбито более 20 немецких танков, из числа которых на счету танкетки Орлика 7 машин. Двоих немецких танкистов Орлик взял в плен. Затем Орлик сумел вывести свою танкетку к Варшаве, принял участие в её обороне, а после падения города присоединился к силам польского сопротивления. Ему удалось пережить войну, после которой он работал по своей специальности – архитектором.

Принимая во внимание машину, на которой сражался Орлик, его достижения (13 подбитых и уничтоженных танков меньше, чем за неделю боёв) выглядят очень достойно. Маленькая, легкобронированная и слабо вооружённая танкетка TKS и на первый, и на второй взгляд мало подходила на роль грозного истребителя танков. Тем не менее, как показала практика, в умелых руках и она могла быть грозным оружием - причём, учитывая то, что Орлик стал танкистом буквально за несколько дней до начала войны, освоить её, видимо, было несложно.

Так что же это за бронемашины, о которых, как пишет польский военный историк Януш Магнуски, пленённый поляками немецкий офицер-танкист отозвался такими словами:

«…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».

Поляк с британскими корнями

Эксперименты британского танкостроения в межвоенный период «аукнулись» по всему миру. «Виккерс шеститонный», например, породил целую плеяду однотипных машин в разных странах, впоследствии воевавших по обе стороны фронтов Второй мировой войны. Похожим образом сложилась судьба и у двухместной танкетки конструкторов Джона Кардена и Вивьена Ллойда Mk VI, которая в советской специальной литературе звучно именовалась «гусеничным пулемётовозом Карден-Ллойда». Их с различными доработками производили в СССР (Т-27), Франции, Чехословакии, Японии, Италии, Польше – причём в двух последних странах к началу мировой войны именно танкетки составляли основную массу гусеничных бронемашин.

Британская танкетка, вооружавшаяся 7,7-мм пулемётом «Виккерс» с водяным охлаждением, была дёшева и проста в конструкции. При её изготовлении использовались многочисленные доступные автомобильные узлы и агрегаты, в том числе двигатель Ford T.

В 1929 году, когда началось её серийное производство в Англии, поляки закупили один экземпляр для испытаний. После показа на полигоне в Рембертове 20 июня 1929 года было решено закупить ещё 10 танкеток, из которых сформировали два взвода по пять машин. Всесторонние испытания показали, что машины обладают хорошими подвижностью и проходимостью, что в совокупности с малым размером делает их подходящими для нужд разведки. Было принято решение заменить танкетками бронемашины wz.28 в разведывательных подразделениях кавалерийских частей, и Польша приобрела лицензию на производство Карден-Ллойд Mk VI.

Более подробные исследования, проводившиеся с сентября по декабрь 1929 года, показали и определённые недостатки. В первую очередь проблемы доставляла малокомфортная не подрессоренная подвеска, из-за которой экипаж выматывался после продолжительной поездки. Уже на двух британских машинах поляки усовершенствовали её конструкцию, установив полуэллиптические рессоры.

Но на этих полумерах решено было не останавливаться – в массовое производство поляки запустили более глубоко модернизированные машины. Промежуточными этапами по усовершенствованию танкетки были машины версий TK-1 и TK-2 с изменённой формой корпуса, которые друг от друга отличались расположением ведущего колеса: в ТК-1 оно было сзади, а в ТК-2 осталось спереди.

Кроме того, если на ТК-2 в качестве силовой установки по-прежнему использовался двигатель Ford T, на ТК-1 поставили новый Ford A. Обе машины получили электрический стартёр, а в качестве вооружения на них установили пулемёт с воздушным охлаждением «Гочкис» wz.25. Что касается названия польской танкетки, то по его происхождению нет единого мнения. ТК может быть аббревиатурой от фамилий конструкторов Тшецьяка и Каркоза, которые работали над машиной, инициалами подполковник Тадеуша Коссаковского из инженерного департамента польской армии, а также просто сокращением от слова «танкетка».


Прототипы ТК-2 (на переднем плане) и ТК-1. За ними видны оригинальные британские Карден-Ллойды Mk VI. Фотография, вероятно, относится к 1930 году. На заднем плане грузовики Ursus A и два Saurer

Серийное производство

Дальнейшие испытания и работа над прототипами привели к созданию третьего варианта машины с закрытым сверху боевым отделением. Новая машина под названием ТК-3 и была принята на вооружение польской армии в 1931 году. Всего этих танкеток было изготовлено 3 партии по 100 штук, причём 15 ТК-3 из первой партии были сделаны из неброневой стали.


Серийная танкетка ТК-3. Масса 2430 кг, двигатель Ford A 40 л.с., скорость по дороге 46 км/ч, запас хода до 200 км. Вооружение – 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект - 1800 патронов

В начале 30-х годов поляки приобрели лицензию на производство итальянского двигателя FIAT-122BC и в рамках импортозамещения (моторы Ford-A приходилось закупать за границей) в 1933 году установили двигатель отечественной сборки на некоторое число танкеток. Всего таких машин (которые получили наименование TKF) было выпущено от 18 до 22; есть мнение, что они входили в число 100 машин последней серии ТК-3.

В 1933 году началась работа над модернизацией ТК-3. TKS (или, в довоенном написании, TK-S) получила корпус новой формы с улучшенным бронированием. Разумеется, машину оснастили фиатовским двигателем отечественного производства, а также новой трансмиссией. Была усилена подвеска, расширены траки гусениц и изменена система их натяжения. Командир получил поворачиваемый современный перископ, а пулемёт на TKS был установлен в шаровой установке (на первом прототипе устанавливался пулемёт с водяным охлаждением wz.30 «Браунинг», но затем было решено вернуться к такому же, как и на ТК-3, «воздушному» wz.25).


10. Серийная танкетка TKS с пулемётным вооружением. Масса 2570 кг, двигатель FIAT 122ВС 46 л.с. (или FIAT 122AC 42 л.с), скорость по дороге 45 км/ч, запас хода до 160 км. Вооружение - 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект - 1920 патронов

В общей сложности к окончанию производства в апреле 1937 года были построены 262 серийные танкетки TKS. Разрабатывался и облегчённый вариант TKS-B для эксплуатации в качестве артиллерийского тягача, в котором вместо бронепластин использовались обычная сталь. Машина получилась легче, быстрее (на 5 км/ч), с меньшим расходом топлива и лучшей управляемостью, но в серию так и не пошла.

Так как с самого начала было понятно, что вооружённая пулемётом танкетка не сможет бороться с бронетехникой противника, неоднократно высказывались идеи о перевооружении польских танкеток более серьёзным оружием. Ещё в 1931 году на них предлагалось установить 13,2-мм тяжёлый французский пулемёт «Гочкис». Рассматривались варианты с установкой 37-мм и даже 45-мм орудий. На рубеже 1935–1936 годов на одну из TKS в экспериментальном порядке установили тяжёлое противотанковое 20-мм ружье Золотурн S18–100 (которое использовалось в качестве основного вооружения на венгерском лёгком танке «Толди»). Этот опыт показал, что установка вооружения с таким калибром целесообразна, но ружьё поляки «забраковали» из-за того, что оно могло вести только одиночный огонь.

После испытания различных моделей автоматических пушек Эрликон, Золотурн и Мадсен, уже в августе 1939 года было принято решение перевооружить 80 танкеток TKS и 70 TK-3 недавно разработанными отечественными автоматическими пушками 20 mm wz. 38 model A.

К началу войны поляки успели произвести лишь около 50 таких орудий, а на танкетки было установлено и того меньше – от 20 до 24. Именно на такой машине сражался Роман Орлик – в силу малой заметности, подвижности и удачного вооружения такие TK-3 и TKS оказались самыми ценными образцами польской бронетехники.

Эксперименты над «тараканами»

Рассказывая о польских танкетках, необходимо упомянуть вкратце и о экспериментальных машинах на их базе. В конце 1932 или в начале 1933 года был построен башенный прототип TKW (W – «wieża», башня). На него пробовали ставить пулемёты с воздушным и водяным охлаждением. Испытания этого «минитанка» показали, что башня является экстремально тесной, обладает ужасной вентиляцией и плохой обзорностью. У машины получался очень высокий центр тяжести, правая сторона оказалась перегруженной, что могло привести к опрокидыванию, а броневой колпак водителя ограничивал угол поворота башни 306 градусами.

В 1932 году на базе ТК-3 было создано лёгкое самоходное орудие TKD с вооружением в виде 47-мм короткоствольной пушки Vickers QF. Всего было построено 4 машины, из которых сформировали экспериментальный взвод. Самоходки проходили испытания в качестве средств противотанковой и артиллерийской поддержки кавалерийских частей. По итогу учений летом 1933 года стало понятно, что к ходовой части претензий нет, а вот маломощное орудие не совсем отвечало потребностям польской армии.

37-мм противотанковой пушкой «Бофорс» была вооружена ещё одна экспериментальная машина TKS-D . Её концепция была уникальна: здесь танкетка выступала в роли тягача для обычного лафетного орудия, которое, однако, при необходимости можно было снять с лафета и установить в передней части корпуса машины. В таком виде тягач превращался в миниатюрный, но полноценный для 30-х годов «истребитель танков», самоходное ПТО.


Артиллерийский тягач/самоходное ПТО TKS-D. Орудие установлено на машине, которая буксирует «пустой» лафет

Ещё одним интересным решением была польская реализация модной в 1930-е годы концепции «колёсно-гусеничного» танка. Для польских танкеток на базе грузовика Ursus А было разработано специальное колёсное шасси. После заезда с рампы на это устройство ведущие колеса танкетки соединялись цепями с передачей на задний мост агрегата, а передние колеса шасси соединялись с органами управления бронемашины. В таком виде танкетки приобретали внешность тяжёлого бронеавтомобиля – правда, в безбашенном варианте практическая польза такого решения в боевых условиях остаётся под очень большим вопросом.

Танкетки TK-3, TKF и TKS были основными и наиболее многочисленными бронемашинами польской армии перед началом Второй мировой войны. Их внушительное количество в примерно 600 единиц на бумаге создавало видимость бронетанковой мощи польской армии. На самом деле они не могли и не смогли стать полноценной заменой «настоящим» танкам. Однако такие преимущества, как небольшой размер, малая заметность и высокая подвижность, позволяли им удачно действовать в разведке или из засад. При отсутствии другой бронетанковой техники они могли выполнять роль танка непосредственной поддержки пехоты; иногда даже само их присутствие поднимало боевой дух польских войск и угнетающе действовало на немецкую пехоту, которая часто вообще не ожидала столкновения с польской бронетехникой.

  • Janusz Magnuski, «Czołg rozpoznawczy TKS (TK)"; TBiU nr. 36; Wydawnictwo MON; Warszawa 1975;
  • Janusz Magnuski. Karaluchy przeciw Panzerom (Тараканы против танков). Pelta, Warsaw (1995);
  • Мото-механизированная пехота (Боевое использование и применение пехоты мехсоединений). Государственное военное издательство, Москва, 1934

Танкетка ТК-3


Наиболее массовая бронированная машина польской армии в 1930-е годы. Разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского 14 июля 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Изготовлено около 600 единиц.

КОНСТРУКЦИЯ И МОДИФИКАЦИИ

ТК-3 – первый серийный вариант. Клепаный, закрытый сверху бронекорпус. Боевая масса 2,43 т. Экипаж 2 человека. Габаритные размеры: 2580x1780x1320 мм. Двигатель Ford А, 4-цилиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 40 л.с. (29,4 кВт) при 2200 об/мин, рабочий объем 3285 смЗ. Вооружение: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм. Боекомплект 1800 патронов. Изготовлена 301 единица.

TKD – 47-мм пушка wz.25 "Pocisk" за щитом в передней части корпуса. Боекомплект 55 артвыстрелов. Боевая масса 3 т. Переоборудованы из ТК-3 четыре единицы.

TKF – двигатель Polski FIAT 122В, 6- цилиндровый, карбюраторный, рядный.

жидкостного охлаждения: мощность 46 л.с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 2952 смЗ. Изготовлено 18 единиц.

TKS – новый бронекорпус, усовершенствованные подвеска, приборы наблюдения и установка вооружения. Изготовлено 282 единицы.

TKS z nkm 20А – 20-мм автоматическая пушка FK-A wz.38 польской конструкции. Начальная скорость 870 м/с, скорострельность 320 выстр./мин. боекомплект 250 патронов. Перевооружено 24 единицы.

На 1 сентября 1939 г. танкетки ТК и TKS состояли на вооружении броневых дивизионов кавалерийских бригад и отдельных рот разведывательных танков, находившихся в подчинении армейских штабов. Танкетки TKF имелись а составе эскадрона разведывательных танков 10- й кавалерийской бригады. Вне зависимости от названия в каждом из перечисленных подразделений было 13 танкеток. Истребители танков – боевые машины, вооруженные 20-мм пушками,- имелись в 71-м (4 шт.) и 81-м (3 шт.) дивизионах, 11-й (4 шт.) и 101-й (4 шт.) ротах разведывательных танков, эскадроне разведывательных танков 10-й кавбригады (4 шт.) и в эскадроне разведывательных танков Варшавской мотобронебригады (4 шт.). Именно эти машины и были наиболее боеспособными, так как танкетки, вооруженные пулеметами, оказывались бессильными против немецких танков.



Танкетка TKS. На этой машине, в отличие от ТК-3, пулемет Hotchkiss был размещен в шаровой установке



Танкетка TKS с 20-мм пушкой


20-мм пушки польских танкеток пробивали на дистанции 500 – 600 м броню толщиной до 20 – 25 мм, а значит, могли поражать легкие немецкие танки Pz.I и Pz.II. Наиболее успешно действовал 71-й бронедивизион, входивший в состав Великопольской кавалерийской бригады. 14 сентября 1939 г., поддерживая атаку 7-го полка конных стрелков на Брохов, танкетки дивизиона своими 20мм пушками уничтожили 3 немецких танка! Если бы перевооружение танкеток успели выполнить в полном объеме (250 – 300 единиц), то потери немцев от их огня могли быть значительно больше.

Трофейные польские танкетки Вермахтом практически не использовались. Некоторое их количество было передано союзникам Германии – Венгрии, Румынии и Хорватии. В 1938 г. шесть танкеток TKS приобрела Эстония. В 1940 г. они перешли в собственность Красной Армии. На 22 июня 1941 г. в 202-й моторизованной и 23-й танковой дивизиях 12-го механизированного корпуса имело по две танкетки этого типа. При выводе войск по боевой тревоге все они были оставлены в парках.



Танкетка TKS. На борту машины не национальная эмблема, а ротный значок


На базе танкетки в Польше выпускался легкий артиллерийский тягач С2Р.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТКИ TKS

БОЕВАЯ МАССА, т; 2.65.

ЭКИПАЖ, чел.: 2.

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм: длина – 2560, ширина – 1760, высота – 1330, клиренс – 330.

ВООРУЖЕНИЕ: 1 пулемет Hotchkiss wz.25 калибра 7,92 мм. БОЕКОМПЛЕКТ: 2000 патронов.

БРОНИРОВАНИЕ, мм: лоб, борт, корма – 8. 10, крыша – 3. днище – 5.

ДВИГАТЕЛЬ: Polski FIAT 122ВС, 6-ципиндровый, карбюраторный, рядный, жидкостного охлаждения; мощность 46 л.с. (33,8 кВт) при 2600 об/мин, рабочий объем 2952 см #179; .

ТРАНСМИССИЯ: однодисковый главный фрикцион сухого трения, трехскоростная коробка передач, двухскоростной демультипликатор, дифференциал, бортовые передачи.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: четыре опорных обрезиненных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на полуэллиптической листовой рессоре, четыре поддерживающих катка, направляющее колесо, ведущее колесо переднего расположения; гусеница шириной 170 мм, шаг трака 45 мм.

СКОРОСТЬ МАКС., км/ч: 40.

ЗАПАС ХОДА, км: 180.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ: угол подъема, град. – 35. .38; ширина рва, м -1,1; высота стенки, м – 0,4; глубина брода, м – 0,5.

СРЕДСТВА СВЯЗИ: отсутствуют.

Доброго времени суток дорогие танкисты! Нашей любимой игре World of Tanks исполняется 8 лет, а это значит, что пришло время подарков и сюрпризов. Примечательно, но подарки будет раздаривать Wargaming, и об одном презенте мы сейчас и поговорим.В честь знаменательной даты, всем игрокам полагается подарочный танк ЛТ 2-го уровня, Польша.Это TKS z n.k.m. 20 m – танкетка, на которой польский танкист Роман Орлик умудрился уничтожить 7 немецких танков. Машина премиумная, и чтобы заполучить её в ангар достаточно отыграть 1 бой на любой технике.

Раздача танка начинается с10-го августа и закончится утром 13 августа. Итак, познакомимся с этой машиной более детально, чтобы разобраться, на сколько полезным будет данный презент.

Начнём наш TKS 20 гайд с того, что как подарок на 8 лет WoT, танк Польши выглядит не очень, впрочем, как и многие другие презенты, которые WG раздаёт бесплатно. Поэтому опытных игроков, предпочитающих поднимать КПД в песочнице, эта машинка вряд ли заинтересует.

Новичкам польская танкетка поможет подзаработать немного серебра и опыта. Заметьте, что слово «немного» является ключевым: фармер из этого малыша весьма посредственный. В любом случае, танчик достаётся абсолютно бесплатно, поэтому при необходимости его можно продать, выручив чуть-чуть игровой валюты и освободив слот в ангаре. Можно оставить машину и для коллекции: еды и обслуживания она не просит.

Однако, прекратим размышления и начнём наш обзор TKS 20. Итак, танкетка, в отличие от полноценного танка, является лёгкой и манёвренной машиной разведки, на которой полностью отсутствует броня и тяжёлое вооружение. Техника не подходит для продавливания направлений и прямых перестрелок с противником. Наш подарочный «поляк» полностью укладывается в эту концепцию.

Итак, нам предлагают запас прочности в 160 единиц. Показатель не эталонный, но вполне приличный по меркам лёгких танков 2-го уровня. Аналогичное мнение можно высказать по поводу радиуса обзора, который составляет 290 метров: смотрится неплохо, но многие одноклассники видят дальше. Разгоняется танк до 45 км/час.

Вооружение у нас довольно неоднозначное. С одной стороны, высокой огневой мощи от 20-миллиметрового пулемёта TKS z n.k.m. 20 m ждать не приходится, с другой – это премиумная техника, доходность которой в том числе зависит от альфы и ДПМ.

Для своего уровня, «поляк» имеет сравнительно неплохое пробитие: 43 мм позволяют комфортно расправляться с одноклассниками и некоторыми единицами высокоуровневой техники. При этом каждым удачным попаданием мы сможет сокращать запас прочности врага на 11 единиц.

В кассете помещается 10 снарядов, перезаряжается танк 6.7 секунды. Основываясь на этих характеристиках, средний ДПМ составляет 780 единиц урона. Сводится орудие за 2 секунды, что с учётом скорострельности далеко не идеальный показатель.

Разброс составляет 0.4 на 100, однако, этот параметр можно особо не рассматривать: пулемёты – это оружие ближнего боя, малопригодное для дистанционных перестрелок. Стабилизация установленного вооружения неожиданно хорошая, что заметно повышает эффективность ведения огня в движении.

Броню танка TKS можно не рассматривать от слова совсем. Максимальная толщина бронелистов наблюдается в лобовой проекции башни – целых 10 мм, ситуацию немного спасает маска орудия, увеличивая это скромное значение в 2 раза.

Борта и корма защищаются 8-ми миллиметровыми бронепластинами. В целом, пробивается танчик довольно комфортно, впрочем, как и большинство лёгких танков 2-го уровня. Пока неизвестно, насколько хорошо будет поджигаться новичок, но учитывая уровень его защищённости, можно предположить, что вероятность возгорания двигателя и крита боеукладки будет довольно высокой.

Сразу уточним, что модули лучше выбирать на своё усмотрение, руководствуясь собственной тактикой игры. Однако учитывая некоторые технические особенности данной машины, мы рекомендуем в первую очередь обратить внимание на такие модули:

Орудийный досылатель на такие машины не устанавливается, но вы можете попробовать заменить последний модуль маскировочной сетью или противоосколочным подбоем. Первый вариант подойдёт лишь тем игрокам, которые предпочитают придерживаться засадной тактики либо работать в команде пассивным светом.

Перки для экипажа на TKS 20

Под картонной бронёй танкетки размещаются только командир и механик-водитель, что одновременно упрощает и усложняет изучение навыков экипажа. Мы рекомендуем начать с базиса и исследовать для танкистов перки ремонта, пожаротушения и маскировки. Потом открываем «Боевое братство», далее профильные умения.

Не забываем загружать перед каждым боем ремку, аптечку и огнетушитель. Учитывая, что польский прем не имеет надёжной защиты, каждый удачный выстрел врага будет ломать внутренние модули либо негативно отражаться на здоровье немногочисленного экипажа.

В целом, можно придерживаться типичной тактики ЛТ, особенно, если рандом забрасывает поляка в высокоуровневые бои. Здесь мы катаемся по центру карты (если позволяет ландшафт), подсвечиваем врага и получаем бонусы за нанесённый сокомандниками урон.

Второй вариант: занимаем густые кустики на перспективном для атаки противника направлении и стоим пассивным светом. В обоих случаях, у машины имеется существенный недостаток: башня вращается не полностью. С учётом этой особенности, нельзя позволять врагу себя каруселить в ближних боях.

Возможен ещё один вариант ведения боя на этой танкетке: стать машиной огневой поддержки. В этом случае, можно занять позицию на 2-й линии атаки, и помогать союзным тяжам, расправляться с врагом.

При этом не стоит забывать, что TKS 20 остаётся лёгким и довольно манёвренным танком, способным быстро сместиться на другой фланг, атаковать противника с неожиданного ракурса, разряжая пулемётную ленту в уязвимые борта и корму.

Краткие итоги по TKS 20

Суммируем вышесказанное, сделав небольшой анализ сильных и слабых сторон машины. Начнём с положительных характеристик.

Плюсы:

  • Комфортное бронепробитие;
  • Сравнительно неплохой обзор;
  • Компактный силуэт;
  • Высокая скорострельность.

Минусы:

  • Слабая динамика разгона;
  • Ограниченные углы горизонтального наведения;
  • Не самый лучший на уровне ДПМ;
  • Полное отсутствие бронирования.

В общих чертах, танчик получается чуть ниже среднего, поэтому ничем принципиально новым и интересным порадовать игроков не сможет. Однако не будем забывать, что речь идёт о премиумной машине, которая может помочь новичкам, только осваивающим игру приподняться в финансовом плане, в крайнем случае, получить халявный слот в ангаре.

Напомним, что машина достаётся бесплатно всем игрокам без исключения, отыгравшим 1 бой на любой технике после 10-го августа. Дарёному «поляку» в ствол не заглядывают, тем более, что отказаться от подарка не получится при всём желании.

Подарок на 8 лет — Польский премиум танк TKS 20

Значительное количество которых имелось в японской армии во время Второй мировой войны .

Характеристика

Броня танкеток защищала лишь от пуль стрелкового оружия и снарядных осколков, и в то же время легко пробивалась пулями противотанковых ружей и снарядами противотанковых пушек , начиная с калибра 37 мм. Бронирование танкеток было удовлетворительным для конца 1920-х годов , но к середине 1930-х в армиях различных стран получили распространение малокалиберные противотанковые пушки , легко пробивавшие тонкую броню танкеток. Вооружение большинства танкеток этого периода было также слишком слабым, численность экипажа недостаточной (1-2 человека), а условия существования - на пределе физиологических возможностей танкистов . Производство танкеток в большинстве армий прекратилось приблизительно к 1935 году , когда стало понятно, что они не могут выполнять роль полноценных танков из-за слабого бронирования и вооружения, а также отсутствия башни , что усложняло использование вооружения. Подтвердили это также более поздние случаи их применения во время таких войн, как гражданская война в Испании и сентябрьская кампания 1939 в Польше . Однако, несмотря на малые размеры, танкетки оказались пригодными в качестве разведмашин, хотя их слабое бронирование делало их применение опасным для экипажа . Помимо этого, большинство танкеток использовались в роли бронированных тягачей .

История

Прототипом большинства европейских танкеток считается английская танкетка Карден-Ллойд , и хотя в британской армии эти машины большого успеха не имели, на их базе был создан бронетранспортёрUniversal Carrier “, который представлял собой удлинённую и перекомпонованную танкетку . Эти машины производились в больших количествах и зачастую применялись для тех же целей, что и танкетки.

Прогресс в конструировании вездеходов привёл к тому, что сейчас (2009 г.) машины, занимающие „нишу“ танкеток, - колёсные: проходимость не намного хуже гусеничной машины, зато проще в обслуживании [ ] . Исключением является германская машина „Wiesel “ („ласка“), используемая в воздушно-десантных войсках ФРГ .

Россия/СССР