Мировоззрение и деятельность человека. Чем характеризуется каждый тип сочленения

Современные ученые выделяют такие периоды развития цивилизации, как новая и новейшая история. Чем характеризуется каждый из них?

Факты о новой истории

Новая история - это, в соответствии с распространенной в среде российских исследователей концепцией, период между английской революцией, которая произошла в середине 17 века, и окончанием Первой мировой войны.

Частично данное глобальное противостояние совпадает по времени с социалистической революцией в России в 1917 году. Это имеет значение с той точки зрения, что многие исследователи связывают начало новой истории с распадом Российской империи - одного из последних государств в Европе с фактически неограниченной монархической властью. К тому же революция в России положила начало формированию СССР - государства с совершенно уникальным для мировой истории общественным строем - социалистическим.

Следует, однако, отметить, что термин «новая история» в европейской научной мысли появился задолго до Первой мировой войны, равно как и Февральской революции в России. Еще в эпоху Возрождения - в 14-16 веках - он использовался наряду с понятиями древней и средней истории.

Что касается содержания периода новой истории, то для него были характерны:

  • бурный рост капиталистических отношений;
  • модернизация средств производства;
  • развитие печатного дела и СМИ, образования;
  • теоретическая разработка и внедрение в практику новых политических форм управления государством, альтернативных монархическому правлению, - таких как республика с 3 ветвями власти.

Между странами мира в Новое время то и дело начинались войны - за колонии, за внутриевропейские территории. Образовывались новые государства как результат объединения близких по культуре и языку народов.

Факты о новейшей истории

Новейшая история - это период между окончанием новой истории (определяемым в соответствии с критериями, которые мы рассмотрели выше) и современностью. Можно отметить, что некоторые исследователи считают, будто существует некий переходный период между двумя историями - с конца 19 века примерно по 20-е годы 20 века. Дело в том, что во время него произошло большое количество событий, значительно повлиявших на формирование картины мира. Это не только Первая мировая война и социалистическая революция в России, но также, к примеру, вооруженный конфликт между англичанами и бурами, начавшийся в 1899 году или война между Испанией и США, разразившаяся в 1898-м.

Для периода новейшей истории характерны:

  • дальнейшее развитие капиталистических отношений - в частности, в виде таких форм, как фондовые и валютные рынки;
  • трансформация большинства государств в республиканскую форму правления;
  • стремительное внедрение в повседневную жизнь различных технологических новшеств (особенно в области вычислений и связи);
  • относительная стабилизация границ государств Европы, а после - ставших независимыми от них колоний.

Сравнение

Главное отличие новой истории от новейшей заключается в их периодизации. Новая история - это период примерно с середины 17 века до окончания Первой мировой войны (или социалистической революции в России). Далее - идет уже новейшая история. При этом некоторые исследователи выделяют переходный период между ними.

Значительно разнятся оба исторических периода, конечно же, и своим содержанием. В новейшей истории совершенно другого уровня достигли капиталистические отношения, развитие технологий, политические коммуникации.

Рассмотрев, в чем разница между новой и новейшей историей прослеживается наиболее очевидно, зафиксируем выявленные нами критерии в небольшой таблице.

Таблица

Новая история Новейшая история
Соответствует периоду с середины 17 века и до окончания Первой мировой войны Соответствует периоду с момента окончания новой истории (по одной из версий - последних лет 19 века) до наших дней
Большинство государств - монархии, постепенно внедрялись республиканские институты Большинство государств - республики, конституционные монархии
Границы стран часто менялись по итогам войн, образовывались новые государства Границы государств Европы, а также их колоний - по факту обретения ими независимости - в целом не менялись
Характеризуется умеренным развитием технологий производства и связи Характеризуется стремительным развитием технологий производства и связи

Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей? Во-первых, именно мировоззрение дает человеку ориентиры для всей ее практической и теоретической деятельности, позволяет ей сформулировать цель, которую она намерена достичь в процессе своей деятельности. Одна из важнейших проблем - принять мир таким, какой он есть.

Во-вторых, именно мировоззрение через свою философскую "сердцевину" дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает людей методами познания и деятельности. Уподобляя метод фонаря, освещает дорогу путнику, великий философ прошлого Р. Декарт говорил, что хромой с фонарем быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте.

В-третьих, на основании мировоззренческих ценностных ориентаций человека, его деятельности она получает возможность находить истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека с достижением ею своих целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, возможностей человека и содержания ее деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Менталитет человека

Рассказ о духовном мире была бы неполной без рассмотрения проблемы менталитета.

Что такое менталитет человека? Понятие это относительно новое, и далеко не во всех словарях вы найдете его определения. Происходит оно от французского слова, отвечает украинским словам "склад ума", "умонастроение", "душевность". Правы те специалисты, которые говорят, что точного, однозначного перевода этого термина пока нет. Но сам он употребляется довольно широко. Так, например, говорят о менталитете конкретного человека. Что здесь имеется в виду? Не просто совокупность знаний, которыми она обладает. Не только ее природный или произведенный в процессе образования и самовоспитания ум или интеллект. Не один мировоззрение как сложная система понятий, в которых отражается многообразие окружающего человека мира и осознания им своего места в этом мире. Менталитет - это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта. Другими словами, это увязывание различных мнений и ценностей в сознании индивида, своеобразный итоговый сплав, и определяет духовный мир человека в целом, ее подход к тем или иным конкретным практическим делам.

Считается, что через индивидуальный процесс формирования духовного мира человека и неповторимости человеческой личности менталитет - явление в основном личностное. хотя говорят и о менталитете того или иного социального слоя, например, о менталитете ученого, военного, бизнесмена, юриста. У всех представителей данного социального или профессионального слоя благодаря их практической деятельности, социальному статусу (положения, занимаемого в обществе), некоторой общности жизненного пути, деятельности, которой они занимаются, есть немало общего в складе ума, в умонастроении, другими словами - в их менталитете.

Говорят о менталитете тех или иных народов: так, в литературе широко используется термин "Украинская душа", при этом имеется в виду целый ряд психических качеств: открытость в общении, доверчивость, терпение, тенденция к совместной трудовой деятельности (артель, община и т.д.). Разумеется, далеко не каждый представитель украинского народа обладает этими качествами, но сложилось мнение, что названные черты типичны именно для украинского народа. Современная наука о национальных сообщества людей - этнология пытается найти психологические черты, черты менталитета различных наций, народностей, других этнических групп.

Основные понятия

Мировоззрение. Убеждения. Менталитет.

Миропонимания. Мировоззрение. Геоцентризм. Природоцентризм. Антропоцентризм. Типы мировоззрений. Вера.

Вопросы для самопроверки

1. В чем заключается сущность мировоззрения? Почему мировоззрение нередко называют стержнем духовного мира личности?

2. Какие типы мировоззрения выделяет наука? Чем характеризуется каждый из них?

3. Что такое убеждение? На какой основе они формируются?

4. Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? В чем их отличие?

5. В чем заключается значение мировоззрения для деятельности человека?

6. Как влияет духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность на формирование мировоззрения?

7. Что такое менталитет? В чем заключается его влияние на взгляды и деятельность человека, сообщества людей?

8. Почему мировоззрение является формой духовно-практического освоения мира и самовыражения человека в нем?

9. Почему философия является теоретической формой мировоззрения?

1. По мнению А. Швейцера, мировоззрение должен отвечать трем требованиям: быть сознательным ("мыслящим"), этическим, идеалом которого является преобразование действительности на нравственных началах, оптимистичным.

Какой, на ваш взгляд, развернутый содержание каждого из этих требований? Разделяете выдумку ученого, можете ли вы посмотреть, расширить круг этих требований? Свою позицию аргументируйте.

2. Проанализируйте два сделанных в разное время высказывания выдающегося русского философа Н.А. Бердяева (1874-1948).

Конец XIX в.: "Весь мировой путь бытия является сложным взаимодействием различных степеней мировой иерархии индивидуальностей, творчества, врастание одной иерархии в другую, личности в нацию, нации в человечество, человечества в космос, космоса в Бога". Конец 30-х гг. XX в.: "Нация, государство, семья, внешняя церковность, общественность, социальный коллектив, космос - все представляется мне вторичным, второстепенным, даже призрачным и злым по сравнению с неповторимой индивидуальной судьбой человеческой личности". Как вы думаете, почему произошли изменения во взглядах философа? В каком направлении изменялись его взгляды? К какому из типов мировоззрения относится первое высказывание? Которая наиболее обобщающая характеристика второго высказывания?

3. Проанализируйте следующее высказывание видного немецкого социал-демократа К. Каутского (1854-1938):

"Задача науки состоит вовсе не в том, чтобы дать простое изображение того, что есть, верную фотографию действительности так, чтобы каждый нормально организованный наблюдатель мог получить ту же картину. Задача науки, напротив, заключается в том, чтобы в бесконечном множестве лиц, явлений отыскать общее, существенное и дать, таким образом, нить Ариадны, с помощью которой можно было бы ориентироваться в лабиринте действительности ".

Как вы думаете, касается это выражение мировоззрения? Аргументируйте свое заключение.

Краткие выводы к разделу

1. Духовный (внутренний) мир личности сводит воедино ум, чувства, волю человека, характеризует личность с позиций его отношение к окружающей действительности, к другим людям, к себе.

2. Духовная деятельность в различных ее видах и формах создает и развивает культуру личности и общества.

3. Осваивая культуру, люди овладевают духовными богатствами народа своей страны и мира.

Благодаря пониманию и признанию общезначимых национальных ценностей, свободному выбору гуманистических моральных и мировоззренческих установок деятельность человека становится активной, направленной на благо личности и общества. Практическая реализация этих установок зависит от человеческих усилий, направленных на их осуществление.

Вопросы к главе

1. Сопоставьте духовно-теоретическую и духовно-практическую деятельность, покажите общую отличие, раскройте взаимосвязь этой деятельности с освоением культуры, с мировоззрением человека и его моральными взглядами.

2. Охарактеризуйте главные нравственные категории. Покажите, в чем заключается взаимосвязь идеалов, ценностей, моральных норм (приведите примеры).

3. Философы утверждают: моральный выбор - это тот пункт, где абстрактные требования этики и нравственная оценка реальной ситуации отражаются в принятом решении, а затем проявляются в поступке. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Характеризуя моральный выбор, постарайтесь опираться и на примеры из окружающей жизни.

4. Раскройте сущность нравственной оценки деятельности. Можно труд считать моральной ценностью? Почему обращение к нравственных ориентиров деятельности особенно существенное в ситуации коренных общественных перемен? Почему в эти периоды наиболее опасные проявления ненависти, нечестности и ценные доброта, дружелюбие, честность, совестливость, милосердия?

5. Охарактеризуйте сущность и типология мировоззрения. Как мировоззрение влияет

6. Какой смысл вкладывает наука в понятие «менталитет»? Есть ли связь между моральными ориентирами, мировоззрением и менталитетом?

7. Сформулируйте общую характеристику духовного мира личности, раскройте его влияние на деятельность человека и общества (приведите примеры).

Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России) .

Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли.

Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха.

Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ

1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

экономики РАН и Вольного экономического общества России) . Глобализация, ставшая ведущей тенденцией мирового развития, отнюдь не снимает, а во многом и обостряет проблемы экономического, социального и политического прогресса. Она снимает противопоставление цивилизаций или формаций по принципу: высшие и низшие, передовые и отсталые. У каждой из них есть свои достоинства и преимущества, своя система ценностей и свое понимание прогресса.. . В связи с этим предстоит еще раз вернуться к осмыслению особой роли и места в науке российской школы экономической мысли.. . Огромное влияние на самоопределение российской школы экономической мысли, как в отечественной, так и в мировой науке, оказали самобытность и неповторимость сложившейся в нашей стране цивилизации. Ни одна другая цивилизация, если исключить плохо пока изученную специфику азиатской цивилизации, не обладала столь отличными от Запада подходами, нравственными ценностями, восприятием окружающего мира и места человека в нем. Это не могло не отразиться на культуре и на науке, особенно гуманитарной. То, что признано на Западе как непреложная истина, снимающая все ограничения как несущественные, совсем иначе и часто принципиально по-иному воспринимается в российской экономической мысли. Мир хозяйства трактуется не как вечная борьба оптимизирующих свое благополучие индивидов, а как сложный, изначально многоцветный комплекс взаимодополняющих и тем самым взаимообогащающих процессов, форм организации и методов управления... Государство не отвергается, а органически сочетается с рынком, общее социальное благо стоит выше индивидуального успеха. Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ 1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы? 2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию? 3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны? 4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.

Укажите, какому типу социальных взаимодействий соответствуют следующие характеристики:обоюдная заинтересованность, выгодность взаимодействия для обеих

сторон, при этом ни одна из них не ущемлена в той степени, которую сама сочтет неразумной, неприемлемой, т. е. каждая сторона получает то, что признает приемлемым, обоснованным;возможна направленность этого взаимодействия на достижение возникающей совместной цели (но не аналогичной), что содействует также укреплению гарантий сотрудничества, дружбы, партнерства;подкрепление такими средствами обмена, как верность, признательность, уважение, поддержка.

ПОМОГИТЕ СДЕЛАТЬ, ЗАРАНЕЕ СПАСИБО

Текст
Эмпирическое и теоретическое различаются по характеру представленных в знании предложений. Те из них, которые содержат термины непосредственного наблюдения, трактуются как эмпирические. Теоретическими же считают такие, которые выражают закон... эмпирическое и теоретическое различают в зависимости от объектов исследования. Под теоретическими объектами понимаются объекты идеализации и абстракции (идеализированные и абстрактные объекты)... Эмпирические же объекты имеют непосредственно существующий прообраз.Иными словами, к эмпирическому уровню относятся наблюдение и эксперимент, описание опытных фактов, формулировка эмпирических закономерностей, Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Этот уровень был и остается исходным пунктом, фундаментом всего научного знания. Но зато существенно изменился характер самого опыта, усилилось взаимопроникновение эмпирического и теоретического способов исследования. Уже в самом элементарном наблюдении и фиксации показаний приборов пользуются теоретическими понятиями достаточно высокой степени абстракции...Самое общее различение эмпирического и теоретического осуществляется по глубине отражения объективной реальности, а также по степени обобщения явлений... Но если познание, не ограничиваясь набором частных случаев, углубляется в их анализ, связанный с абстракцией, и переходит к основанному на них обобщению, оно на известном уровне анализа переходит с внутренней необходимостью в познание теоретическое...Это определяет особенности познавательных функций каждого из уровней познания - описания, объяснения и предвидения.(А.М.Коршунов)

С1. Чем, по мнению автора, различается эмпирическое и теоретическое? Назовите три из указанных в тексте линий сравнения.
С2. Какие три познавательных функции упомянуты в тексте? К Какому уровню познания относится каждая из них?
С3. Какие методы эмпирического познания упоминает автор? Назовите все методы, указанные в тексте, и дайте характеристику двух из них.
С4. Опираясь на текст и знание курса, приведите три аргумента, подтверждающие слова автора о взаимопроникновении эмпирического и теоретического способов исследования в современной науке.

Существует три основных фактора, с которыми сталкиваются менеджеры в процессе принятия решений: определенность, риск и неопределенность. Чем же характеризуется каждый из них?

Определенность

Определенность (certainty). Ситуация, в которой менеджер может найти правильное решение, потому что ему известные результаты выбора каждого варианта.

Идеальным для принятия решений является условие определенности, когда менеджер может принять правильное решение благодаря тому, что ему точно известные последствия выбора каждого из имеющихся вариантов.

Например, когда главный казначей штату Миссури принимает решение, в каком банке хранить избыток фондов штата, он точно знает, какой процент предлагает каждый банк и сколько можно на этом заработать, то есть ему точно известно, какие результаты даст выбор каждого варианта. Как вы понимаете, это условие никоим образом не характерно для ситуаций, в которых принимаются большинство управленческих решений. Данное условие является скорее идеальным, чем реальной.

Риск (risk). Условия, при которых лицо, которое принимает решение, может оценить вероятность тех или других его результатов.

Намного чаще мы сталкиваемся с условием риска.

Под риском мы имеем в виду такие условия, при которых лицо, которое принимает решение, может оценить вероятность определенного варианта или последствий его выбора. Способность оценить степень вероятности тех или других последствий зависит от личного опыта менеджера и от наличия у него вторичной информации. В условиях риска менеджер имеет соответствующие данные за прошлые периоды, которые позволяют ему оценить вероятность разных вариантов. Предлагаем вам рассмотреть следующий пример.

Допустимо, что вы управляете лыжным курортом в Колорадо-Рокис и обдумываете вариант строительства еще одного подъемника. Очевидно, что ваше решение в значительной степени зависит от суммы дополнительного дохода, что вы получите в результате строительства нового подъемника, а этот доход, в свою очередь, будет зависеть от того, насколько снежным окажется сезон. Проблема решения немного упростилась, когда вам напомнили, что в вашем распоряжении достаточно надежные данные об уровне осадков в вашем регионе за прошлые годы. Данные о погоде говорят о том, что за последние 10 лет три года шли сильные снегопады, пять лет - нормальные и два года - незначительные. Можете ли вы воспользоваться этой информацией, чтобы определить сумму ожидаемого дохода после строительства нового подъемника? Если вы имеете точную информацию о сумме ежегодного дохода в течение относительно длительного периода, ответ на этот вопрос будет позитивным.

Вы, например, можете составить формулу для вычисления ожидаемой стоимости; другими словами, вычислить условные денежные поступления при каждом возможном результате, множачи показатель ожидаемой прибыли на степень вероятности снегопадов. В итоге вы получите показатель среднего ожидаемого дохода при условии, что степень вероятности останется неизменной. Как отображено в табл. 5 ожидаемый доход от строительства дополнительного нового лыжного подъемника составит 687,5 тысяч долларов. Эти данные могут оправдать как позитивное, так и негативное решение, которое будет зависеть от расходов, необходимых для получения дополнительного дохода, таких как расходы на строительство нового подъемника, дополнительные ежегодные текущие расходы на его содержание, процентная ставка по кредиту и тому подобное

Таблица 5. Ожидаемая сумма дохода в результате строительства нового лыжного подъемника

Ожидаемый доход (тыс. дол.)

Вероятность = Ожидаемая стоимость по каждому варианту (тыс. дол.) Сильные снегопады 850 0,3 255 Нормальные снегопады 725 0,5 362,5 Незначительные снегопады 350 0,2 70 687,5

Неопределенность

Неопределенность (uncertainty). Ситуация, в которой лицо, которое принимает решение, не может ни точно, ни с определенной степенью вероятности оценить возможные результаты того или другого решения

А что же происходят, когда необходимо принять решение, а вы вовсе не уверены в его результате и даже не можете достаточно точно оценить вероятность того или другого результата? Такое условие принятия решения называют неопределенностью.

Менеджеры, принимая решение, сталкиваются с этими условиями очень часто. Выбор любого варианта в этом случае зависит от того, насколько ограниченный объем информации есть в распоряжении лица, которое принимает решение.

Существует еще один фактор, который влияет на выбор вариантов в условиях неопределенности, - психологическая ориентация лица, которое принимает решение. Да, менеджер-оптимист сделает выбор, способный дать так называемый максімаксний результат (такой, который обеспечивает максимум максимально возможного дохода), менеджер-пессимист выберет максімінімальний вариант (такой, который обеспечит максимум минимально возможного дохода), а менеджер, который желает возвести к минимуму свои максимальные "потери", сделает минимаксный выбор. Предлагаем рассмотреть эти разные подходы к выбору решений на следующем конкретном примере.

Вашему вниманию предлагается ситуация, в которой оказался какой-то менеджер по маркетингу компании Visa International (Нью-Йорк). Из поручения руководителей компании он идентифицировал четыре возможных стратегии (S1, S2, S3, S4) стимулирования спроса на карточки Visa по всем Северном Востоке Соединенных Штатов Америки. Однако ему известно, что один из основных конкурентов его фирмы, компания MasterCard намеревается реализовать одну из своих трех конкурентных программ (СА1; СА2, СА3) для распространения своих карточек в этом же регионе. Допустимо, что в распоряжении специалистов компании Visa нет данных за предыдущие годы, которые позволили бы определить степень вероятности успеха в случае выбора каждой из четырех стратегий. Основываясь на имеющихся фактах, менеджер Visa составляет матрицу (табл. 6), чтобы отобразить разные стратегии Visa и возможная прибыль в результате их реализации в зависимости от разных конкурентных мероприятий MasterCard.

В данном примере, если менеджер компании Visa будет оптимистом, он изберет стратегию S4, потому что она обещает наибольшую возможную прибыль в размере 28 миллионов долларов. Как вы видите, этот выбор приблизительно обеспечит максимально максимальную прибыль (максімаксний выбор).

Таблица 6. Матрица распределения отдачи (в млн. дол.)

Маркетинговая стратегия компании Visa Реакция MasterCard СА1 СА2 СА3 S1 13 14 11 S2 9 15 18 S3 24 21 15 S4 18 14 28

Если же наш менеджер окажется пессимистом, он будет выходить из предположения, что наиболее вероятный наихудший результат по каждой стратегии такой: S1= 11, S2= 9, S3 = 15, S4= 14 миллионов долларов. Это наиболее пессимистические результаты для каждой возможной стратегии. В соответствии с максімінімального вариантом выбора, менеджер-пессимист максимізував бы минимальный доход; другими словами, он выбрал бы стратегию S3.

Менеджеры третьего психологического типа считают, что после того, как решение принято, оно вовсе не обязательно обеспечит максимально выгодный результат. Да, возможная потеря определенной суммы, которую можно было бы получить, выбрав какую-то другую стратегию. Менеджеры рассчитывают такие потери, вычитая сумму всех возможных вариантов мінусуючи по каждой категории из суммы максимальной возможной отдачи по каждому имеющемуся событию, в нашем случае - по каждой конкурентной программе. В примере с менеджером Visa при условии, что компания MasterCard реализует одну из трех конкурентных программ - или СА3, - максимальная отдача Visa International составит 21, 24 или 28 миллионов долларов соответственно (то есть наибольшее значение в каждом столбце таблицы). Вычитая показатели отдачи, приведенные в табл. 6, из этих значений, получаем результаты, представленные в табл. 7.

Таблица 7. Матрица потерь (в млн. дол.)

Маркетинговая стратегия компании Visa Реакция MasterCard СА1 СА2 СА3 S1 11 7 17 S2 15 6 10 S3 0 0 13 S4 6 7 0

Как мы видим, максимальные потери при выборе той или другой стратегии составляют S1= 17, S2= 15, S3= 13, S4= 7 миллионов долларов. Минимаксный выбор минимизирует максимальные потери, следовательно, наш менеджер из Visa выбрал бы стратегию S4. В этом случае потери прибыли ни при каких условиях не превысят сумму 7 миллионов долларов. Это, несомненно, намного больше удачный результат, если сравнивать его с потерями в размере 15 миллионов, возможными, если менеджер Visa выберет вариант S2, а компания MasterCard решит реализовать конкурентную программу CA1.

Однако, хотя менеджеры и пытаются при любой возможности анализировать разные варианты, используя для этого матрицы віддач и потерь, фактор неопределенности часто вынуждает их больше полагаться на свои предчувствия, интуицию, творчество и "внутренний голос".

Независимо от условий, в которых придется принимать решение, каждый менеджер пользуется в этом процессе своим собственным стилем.

1. Чем характеризуется принятие решений в условиях определенности?

2. Опишите характеристики принятия решений в условиях риска.

3. Каким образом менеджер может принимать решение в условиях неопределенности?