Настоятель протоиерей вадим буренин делится впечатлениями паломничества в углич. А правда, что он перед дуэлью сюда заезжал

16 июня совершается празднование перенесения мощей блгв. царевича Димитрия из Углича в Москву (1606 г.). В этот день наш настоятель протоиерей Вадим Буренин сподобился побывать в городе Угличе, в тех местах, что особенно тесно связаны с именем святого.
Прежде всего, это место убиения царевича - Церковь Димитрия на крови (год постройки 1692, теперь музей, вход по билетам). В церкви сохранились росписи второй половины XVIII века, которые изображают смерть царевича Дмитрия, а также расправу толпы над убийцами. Там же можно ознакомиться с документом "Следственное дело" с показаниями очевидцев. Слева от входа под стеклом хранятся носилы, в которых лежало тело убитого царевича при переносе в Москву.
Недолеко расположена Церковь Димитрия "на поле" - это уже приходской храм, причем единственный во всем Угличе, не закрывавшийся в советское время, и потому превратившийся в настоящую сокровищницу старинных и благодатных икон, свезенных сюда со всех концов города из разных храмов. Некоторые иконы возвращены в недавно открывшиеся храмы, некоторые уже и возвращать некуда, так что они "прижились" здесь. Отец Вадим встретился с настоятелем храма протоиерем Владимиром Бучиным, и тот подробно рассказал о святынях своего прихода. Прежде всего, о Царевиче Димитрии.
Как рассказал священник, 16 июня (нов.стиль) 1606 г., когда мощи царевича Димитрия переносили из Углича в Москву, процессия сначала двинулась в путь по московской дороге. Но на выходе из города носилы с мощами неожиданно остановились и их никак не могли сдвинуть с места. Кстати, это те самые носилы, что хранятся под стеклом в музейном храме "на крови". Из-за этого решили, что нужно идти по ростовской дороге. По ней и продолжили шествие. На выезде из города процессия остановилась еще раз, для того, чтобы горожане могли проститься с царевичем. Сутки под открытым небом духовенство совершало молитвы. Во время литургии произошло событие, положившее начало основанию на этом месте храма - из гроба, где находились мощи Димитрия, на землю пролилась струйка крови. Святыню бережно собрали и вложили вместе с землёй в серебряную раку. Траурная процессия продолжила путь в Москву, где тело царевича упокоилось в Архангельском соборе Кремля. А на месте пролития крови построили этот самый храм, где сегодня смог помолиться отец Вадим. Около старинной раки, когда-то хранившей землю с кровью царевича, стоит ковчежек с частицей мощей святого Димитрия. Саму святыню (землю с кровью) распорядился уничтожить очередной председатель райкома.
Настоятель углического храма рассказал и об истории некоторых особо почитаемых икон, так же указал на икону святого воина Иоанна в старинном серебрянном окладе. Её многократно похищали, но всегда так или иначе она возвращалась на место.
Отец Вадим узнал, что не так давно прямо у храма Царевича Димитрия "на поле" установили памятник иконописцам и реставраторам рода Бурениных, когда-то славящимся во всем Углическом крае и далеко за его пределами. Услышав фамилию нашего настоятеля, да ещё и узнав, что его предки проживали и в этом крае, настоятель Углического храма просто поразился, ведь когда-то его приход издал книжечку, посвященную талантливым мастерам рода Бурениных, а теперь вот увековечил их память крестом.

Настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин выступил на конференции "Проблема защиты прав: история и современность", состоявшейся 27 октября в областном университете.

Отец Вадим рассказал об особенностях регулирования правоотношений с религиозными организациями, деятельность которых возможна при наличии зданий, приютов, церковных школ и земельных участков для их строительства.

Порядок передачи участков регулирует федеральный закон "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности". Он был подписан президентом в 2010 году и вызывал опасения со стороны тех, кто не желал усиления роли Церкви в государстве и увеличения ее собственности.

"На практике же за прошедшие почти семь лет Церковь массово земли не приватизировала. Более того, даже при наличии закона религиозные объединения часто сталкиваются со сложностями при попытке получения имущества. Должностные лица под различными предлогами или отказывают, или препятствуют их передаче", - посетовал священник. Дело в том, пояснил он, что в собственность религиозной организации могут быть оформлены земельные участки только под объектами недвижимости, в которых Церковь является владельцем, а она обычно является только их арендатором у федеральной или муниципальной власти.

В качестве примера отец Вадим привел Александро-Невскую лавру, которой органы власти не передают здания и землю, ранее принадлежавшие монастырю. Он подробно озвучил вопросы регулирования земельных правоотношений с объектами, имеющими статус "особо ценного", к которым и относится лавра, и подытожил, что на сегодняшний день у нее нет возможности оформить в собственность или выкупить бывшие владения.

Докладчик затронул проблемы получения в собственность или пользование земельных участков на месте утраченного имущества религиозного назначения. За годы советской власти и войны было уничтожено огромное количество таких объектов, и даже при наличии архивного подтверждения власти не торопятся отдавать ценные земельные участки под церковное строительство.

Не секрет, что церковные архивы советской властью уничтожались, и теперь общине бывает трудно найти документальное подтверждение религиозной принадлежности запрашиваемого имущества. Но если доказательства и собраны, то может оказаться, например, что на его месте теперь разбит парк, и передача территории для строительства церкви вступит в противоречие с законом Санкт-Петербурга "О зеленых насаждениях общего пользования".

"Законодательству о религиозных объединениях придется пройти еще длинный путь, чтобы облегчить доступ церковным организациям к имуществу религиозного назначения для осуществления своих функций и решить проблемы передачи имущества в собственность", - подытожил священник.
ИА "Вода живая",
27.10.17

Путешествуя по просторам православного Интернета, натолкнулась на запись, тронувшую меня до слёз. Настоятель храма Рождества св.Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин, возлагая цветы на Пискарёвском кладбище, услышал вопрос: «А что вы тут делаете?». Батюшка повернулся и просто ответил: «Здесь похоронено свыше сорока моих родственников, погибших в блокаду». Сегодня о.Вадим рассказывает о своих бабушках и дедушках, защищавших Родину - оружием, трудом и песней.

Мой папа Николай родился в Ленинграде в 1943 году. Я помню этот дом - рядом с храмом Спаса-на-Крови. Меня в детстве как магнит притягивало к себе окно, в проёме которого застрял осколок немецкого снаряда. Касаясь его пальцами, я понимал, что жить в блокадном Ленинграде было действительно страшно. Но мои бабушка София Константиновна и дедушка Алексей Николаевич были верующими людьми, привыкшими полагаться во всём на волю Божию, - И Господь сохранил их. Бабушка рассказывала, что до войны страдала от язвы желудка... блокадный голод оказался хорошим лекарем. Пережив всё, в конце блокады она родила моего отца.

- А ведь это подвиг - вы ΄носить, родить и сохранить ребёнка в страшных условиях блокады.

Вера, только вера в Бога помогала выжить. Бабушка часто ходила молиться в Николо-Богоявленский Морской собор, который не закрывался во время войны ни на один день. Там молились и наша великая соотечественница блж.Любушка, и будущий Святейший Патриарх Алексий I, который даже во время налётов вражеской авиации не прерывал молитвы, не уходил в бомбоубежище. Жизнь с Богом измученных холодом и голодом ленинградцев свидетельствовала, что город выстоит. И он выстоял. Для меня это по сей день важный стимул, чтобы вести жизнь православного христианина.

А дедушка Алексей Николаевич был солистом Малого театра оперы и балета. Вместе с агитвзводом армейского Дома Красной армии под управлением А.Владимирцова колесил по фронтам, поддерживая боевой дух фронтовиков. Выступал с концертами на передовых линиях Невского пятачка.После войны он пел в церковном хоре Преображенского собора, а по праздничным дням ему доверяли читать Апостол. В этом соборе меня потом и крестили.

Мама Евгения родилась в Калинине, ныне Тверь. В начале вой-ны в дом, где они жили, попала бомба. Она не сразу взорвалась, и мамина мама успела схватить в охапку троих детей и выбежать на улицу... и тут же дом взлетел на воздух. Никто не был ранен! Для меня это неоспоримое чудо и милость Божия. Господь сохранил жизнь моей мамы, тем самым даровав возможность родиться мне, моим детям, внукам... Чем могу отблагодарить Отца Небесного? Верой и службой Богу и людям до конца дней моих.

Жизнь в Калинине была в войну не менее тяжёлой, чем в Ленинграде. Свирепствовал голод. Мама рассказывала, что три месяца нечего было есть, после того как немцы, захватив город, конфисковали все запасы продовольствия. К немцам же шли машины с провиантом. Старший брат мамы вспоминал, как они с мальчишками забирались на дерево или крыши домов, и прыгали сверху на последнюю машину немецкого обоза, и выбрасывали на дорогу консервы и хлеб. Потом делили добычу на всех и несли домой.

- И немцы не открывали огонь по этим отчаянным мальчишкам?

Ну представьте: по разбитой дороге идёт колонна грузовиков - пыль, грохот. Немцы не видели и не слышали маленьких смельчаков. Хотя дядя рассказывал, что на всю жизнь в его душе поселилось тяжёлое раскаяние, что приходилось воровать.

На мой взгляд, это не воровство, а подвиг. Голод пришёл с войной, развязанной фашистами. Это немцы грабили нашу страну, вывозя в Германию всё ценное, в том числе юношей и девушек, как рабочую скотину, убивали людей, умучивали в концлагерях.

Но русские люди привыкли жить по Заповедям Божиим. Они тяготились поступками, толкавшими на сделку с совестливой душой...

Мамин папа Владимир Григорьевич воевал и несколько раз бывал на волосок от смерти. Однажды, получив ранение и контузию, он очнулся в палате госпиталя и, услышав русскую, а не немецкую речь, возблагодарил Бога, будто в рай попал. Войну дед закончил в Манчжурии... Летом 1983 года его хоронили, отпели в Свято-Троицком храме. Прощаться с ним пришли тысячи горожан: ведь дедушка помог многим репрессированным восстановить своё доброе имя. Мне было 13 лет, и я впервые видел, чтобы человека не таясь отпели и так торжественно с ним простились. Последними его словами перед смертью были слова благодарности Богу. Я тогда пообещал, что постараюсь прожить жизнь так же достойно.

Когда я вспоминаю всех своих родных и близких, переживших тяготы войны, я выражаю глубокую благодарность нашему Творцу и Создателю, что Он нас сохранил, что мы живём здесь, в православной России, под мирным небом. И поэтому когда раздаются возгласы, что лучше бы мы проиграли войну Германии, тогда бы лучше всем жилось... для меня это большая боль, духовное потрясение. Мама моя каждый раз в таких случаях говорила: «Вразуми их, Господи! Пусть осознают свою неправоту».

- Батюшка, я слышала, что вы День Победы в 2011 году встретили на Сергиевском подворье в Иерусалиме.

Это была паломническая поездка прихожан нашего храма по приглашению Императорского Православного Палестинского Общества. И в народной трапезной Сергиевского подворья была совершена заупокойная лития памяти воинов, погибших в Великую Отечественную войну, и жертв блокадного Ленинграда.Собрались православные христиане - выходцы из Советского Союза. Я разговаривал с ними. Для них это особый, святой день. Во время войны ведь погибло много евреев, и Победа над фашизмом для них великое событие. Те, у кого есть силы, здоровье и деньги, приезжают праздновать День Победы в Россию. У многих здесь остались могилы родственников, павших в Великой Отечественной войне, умерших голодной смертью в блокаду.

- А как отмечали День Победы в вашей семье? На парад ходили?

В советское время мы в этот день посещали храм, родственники собирались за праздничным столом, вспоминали... Пионером я не раз стоял в почётном карауле на Пискарёвском кладбище. Ныне я настоятель храма и 9 мая веду праздничные службы. Молиться о воинах, жизни отдавших за Родину, и о ещё живых ветеранах и блокадниках мне кажется важнее парада. Также мы окормляем Дом ветеранов войны, находящийся на Крестовском острове. Устраиваем силами прихода праздничные концерты: читаем стихи, поём, я тоже пою. Дарим подарки - шарфики, Священное Писание. Но сначала - богослужение и панихида о всех почивших.

А ещё наши прихожане-ветераны приходят на встречи с ребятами воскресной школы. Слушая ветеранов, дети удивляются, сопереживают - они многого не знали! В школах патриотическому воспитанию не уделяют должного внимания. Вот моя дочь училась в школе с углублённым изучением немецкого языка. У них всегда с размахом отмечался праздник св.Патрика, а День Победы и День снятия блокады замалчивались. Пришлось идти в школу и серьёзно говорить по этому поводу с руководством. И положение изменилось. Многое зависит от нашей гражданской позиции, главное - не молчать.

Жаль, в этом году уже не будет с нами старейшего прихожанина Тимофея Павловича Дегтярёва. Танкист и верующий человек, он прошёл всю войну и рассказывал, что его отец каждый день клал тысячу поклонов, моля Бога, чтобы его сын Тимоша выжил. Кто из нас когда-нибудь положил за день тысячу земных поклонов? А его отец делал это каждый день!

В Царском Селе построена часовня в виде креста, там находится Книга Памяти, в которую внесены имена и краткие сведения обо всех, кто защищал подступы к Ленинграду и Царскому Селу. Многие мусульмане обиделись: не хотят входить в православный храм, чтобы почтить своих павших.

Им ведь не нужно молиться в наших храмах, пусть просто почтят павших минутой молчания. Да... много ещё есть людей, которые пытаются посеять в стране рознь, вражду, ненависть, расколоть единство. Но история-то у нас общая, Родина - одна, и её надо защищать, как защищали её наши отцы и деды в годы Великой Отечественной войны. 9 мая недаром во всех храмах идёт сугубая молитва. Мы не должны забывать, что есть в мире силы зла, которые некогда вторглись в нашу страну, принеся ужасы войны. Сегодня они вновь вторгаются в нашу жизнь, Церковь, семьи, желают развала страны. А мы и в ус не дуем. Иные даже говорят: «Пусть будет гражданская война, это полезно...» Кому? Поэтому мы, православные, молимся Богу, чтоб Он помог нам жить в мире и любви с Ним - нашим Творцом и Наблюдателем - и с близкими нашими. Спаси, Господи, многострадальную Россию!

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ЕСТЬ НЕОБЫЧНЫЙ ХРАМ, расположенный в необычном месте, с необычной судьбой - храм Рождества Иоанна Предтечи. Возглавляет его, на наш взгляд, также необычный священник - протоиерей Вадим Буренин. Об этом необычном храме у нас с ним состоялся вполне обычный разговор.

О храме

- Отец Вадим, расскажите о вашем храме. Правда ли, что здесь крестили детей Пушкина?

Храм был построен при участии Павла Петровича, будущего императора Павла Первого. Екатерина Вторая, его мать, приобрела землю на Каменном острове, чтобы построить резиденцию для сына. А вскоре, по проекту архитектора Юрия Фельтена, цесаревич построил этот храм. В дальнейшем его посещали известные люди: в частности, известно, что здесь молился Державин. Пушкин снимал на Каменном острове дачу и тоже посещал церковь. В архивах мне посчастливилось найти данные, что трое его детей: Александр, Григорий и Наталия были крещены в нашей церкви.

- А правда, что он перед дуэлью сюда заезжал?

Я неоднократно слышал эту версию, хотел проверить, но в архивах официального подтверждения не нашёл. Только косвенные упоминания, что, проезжая, он заехал в храм.

- Что довольно-таки странно, учитывая, что дуэль - дело Богу неугодное...

Я думаю, что, поскольку дело было днём, он вполне мог заехать и помолиться перед смертельным вызовом, который бросило ему общество. Как православный человек, он понимал, на что идёт. Но Господь не дал ему погибнуть в озлоблении - он умер уже после дуэли, причастившись и примирившись с Богом и близкими. Получается, и ранение может быть промыслительным.

- В храме есть какая-то особенная чугунная решётка...

Это единственный элемент убранства, сохранившийся со времён Павла Первого. За ней, на клиросе, пели певчие и сам будущий император. Ещё сохранился иконостас - теперь он украшает храм на Смоленском кладбище - его перевезли от нас после войны, так как всё убранство Смоленского храма было сожжено.

- Вы не сказали ещё, что Суворов с Кутузовым сюда приезжали.

Кутузову Александр Первый поручил командование нашей армией. Произошло это в Каменноостровском дворце, рядом. Поэтому, безусловно, великий полководец не мог не отметить такое важной начинание молитвой. Нам известно, что во время Бородинского сражения Александр Первый молился в этом храме, и именно здесь он получил известие об итоге сражения.



- Здесь есть ещё часовня...

Построили её в середине прошлого столетия как павильон для разводки Ушаковского моста. Однако мост разводили только несколько раз, так что необходимость в этом здании, числящемся на балансе «Мостотреста», отпала, и павильон забросили. Он стал прибежищем для бомжей, потом выгорел - зрелище неприглядное. Мы обратились к директору Мостотреста, Юрию Петрову, чтобы павильон передали нам. Сначала они назначили арендную плату, совершенно неподъёмную. Узнав про это, директор подумал и махнул рукой: «Что я, не православный, что ли? Берите». Так появилась часовня. Через какое-то время звоним ему рассказать, что отремонтировали, облагородили - и узнаём, что раб Божий Юрий умер. Помяни, Господи!

В школе свидетельствовал о Боге

- Отец Вадим, поговорим немножко о вас. Вы из верующей семьи?

Да, все мои предки были православными людьми. Молились Богу, даже в период советской власти. Я родился в Ленинграде, где было несколько открытых храмов, куда они меня и водили. Здесь жил мой дедушка по отцу - солист театра оперы и балета имени Мусоргского (сейчас это Михайловский театр). Он был певчим в Преображенском соборе - там меня и крестили.

- А в каком возрасте?

Уже в сознательном, юношеском.

- Вы крестик носили открыто?

Да. Многие это замечали, но это были восьмидесятые годы - тогда в отношении религии уже стало проще. Конечно, я не кричал повсюду о своих убеждениях, но если заходил разговор - не боялся их открыть. А учился я в школе на Невском проспекте, помните, где есть доска: «Эта сторона улицы при артобстреле наиболее опасна!» Это место, куда и сегодня несут цветы. Помню, у нас дома была Библия, приходя из школы домой, я садился в кресло и её читал. Причём на церковно-славянском языке. По ней его и учил. Особенно ценил то, что по ней читали мои предки.


- Вы миссионером в школе были, получается?

Я бы так не сказал. Нет, это просто было желание делиться верой со своими сверстниками. Ещё запомнилось из детства, как дедушка сажал меня маленьким на табуреточку и исполнял мне какие-то церковные песнопения. Я, можно сказать, с младенчества привык к хорошему пению. Кстати, некоторые мои одноклассники тоже посещали православные храмы, не я был один такой. Просто незачем было это афишировать, выставляться. Но так как я делал доклады на различные темы, затрагивая религию, то и преподаватели знали, что я христианин.

- А чему или кому был посвящён первый доклад?

По истории - Андрею Рублёву. А сочинения мои, где затрагивал христианские темы, читали вслух на уроках литературы. Когда нужно было конспектировать Ленина, я категорически отказывался, за что мне ставили двойку.

Как я стал священником

- А что повлияло на ваш жизненный выбор?

Встречи со значимыми людьми. После десятого класса я поехал к блаженной Любушке в Сусанино. До этого мои родственники у неё бывали, а я нет, просто знал, что есть такая старица. Приехал. В храме её не было, сказали, что она дома. Нашёл дом, где она жила, захожу во двор. При входе - высокое крыльцо со ступеньками, а в дверях стоит какая-то старушка. Я подхожу и, глядя снизу вверх, говорю: «Ищу старицу Любушку, блаженную. Не подскажете, как её найти?» На что она, обращаясь к людям, которые были внутри дома, говорит: «Вот. Ещё один батюшка приехал». Я про себя подумал: наверное, бабушка плохо видит. И дальше начинается разговор. Она пытается меня убедить, что мне нужно учиться в семинарии, служить в церкви, принять священнический сан. А я ей пытаюсь объяснить, что у меня таких мыслей в голове не было и нет - я собираюсь подать документы в светское учебное заведение.

- А вы на крыльце разговаривали?

Нет, она меня провела в дом. В это время за столом сидело, не помню, пять или шесть священников, подвинулись, дали место. Я так и не принял её слова, что мне стоит идти по тому пути, который она описала. Не было такого, что раз - и я тут же решился. Слишком неожиданно. С тем и расстались. После этого я поехал в Псково-Печерский монастырь к архимандриту Феодосию - я у него духовно окормлялся, считал своим духовником. Провёл некоторое время в монастыре, помолился. Появилось желание пообщаться и с отцом Иоанном Крестьянкиным, и с отцом Андрианом.

- Встречались вы с ними?

Да, сподобился. Мне дали послушание: во время литургии читать поминальные книги. Я читал сорокоусты, годовые поминовения. После Псково-Печерского монастыря поехал в Троице-Сергиеву Лавру, потому что мне Любушка посоветовала посетить отца Наума. Он меня благожелательно принял. После беседы выразил желание, чтобы я остался учиться там, в Троице-Сергиевой Лавре, принял монашество. Так мне представилась перспектива дальнейшей жизни по этому пути.


- А почему вы его не послушали?

Я объяснил старцу, что вообще не думал о священстве, о монашестве, и какие-то дальнейшие карьерные перспективы меня не прельщают. У нас состоялась духовная беседа, в конце которой отец Наум сказал: «Ну ладно, съезди к моему духовному чаду, отцу Николаю, в Тутаев и посмотри на приходскую жизнь. Помолись, там икона есть чудотворная». Я поехал в Тутаев (Романов-Борисоглебск). Священник Николай меня принял по-доброму, некоторое время дал пожить в церковном домике. Посмотрел я на приходскую жизнь глубинки. После этого вернулся в родной город.

- И какое решение вы в результате приняли?

Будучи тогда достаточно упёртым, я всё же пошёл подавать документы в Герценовский институт - хотел стать учителем истории. На первом экзамене у меня внезапно повысилась температура, лицо сделалось красным. Даже экзаменаторы перепугались: «Что с вами, молодой человек?» Я говорю: «Сам не знаю, что». Этой же ночью меня увезли на «Скорой помощи» с аппендицитом. Прооперировали, и я решил, что экзамены сдать смогу. Сдаю первый экзамен на пятёрку, сочинение пишу. И вот последний экзамен, профилирующий, по истории - но сдавал уже не в общем потоке. Стою в коридоре, жду, и ребята с Кавказа, несколько человек, тоже стоят, ждут. Заходящего преподавателя просят: «Можно, в парты положим учебники?» Разве о таком кто-то бы решился заикнуться? Из аудитории выходят радостные, получили пять. Захожу я. Мне прямым текстом говорят, что, мол, уже набор завершён, а вы на следующий год приходите. Я говорю: «Но я же хорошо знаю материал». - «Ну что вы, разве можно хорошо знать историю! Ладно, готовьтесь отвечать!» Я отвечаю. «Ну да, всё хорошо, но мы всё равно вам пятёрку поставить не можем». А надо было для поступления три пятёрки получить. С тем я и ушёл - не поступил. Потом пришло осознание того, что не стоит быть таким непослушным.

- Бог Сам вас направлял...

Слава Богу, что кирпич на голову не свалился и не прибил меня. И тут уже начинается мой церковный путь. Я становлюсь сначала алтарником, потом чтецом в Сусанино при настоятеле Василии Бутыло, там я общаюсь с Любушкой, наблюдаю за теми, кто приезжает к ней постоянно. Кстати, отец Наум тоже к ней приезжал, и в один из приездов сказал, что раз старица говорит, что нужно учиться здесь, то и учись здесь. С этим я и пошёл в нашу семинарию. Секретарю епархии отцу Георгию объяснил все как есть, про Любушку рассказал. Тот меня взял за руку и отвёл к ректору, протоиерею Владимиру Сорокину. Подали документы, хотя приём уже закончился. Дальше - сдача экзаменов. Приняли. Вот так - удивительным для меня образом - произошли события! Я по сей день благодарен Богу, что Он так всё управил. Люди, с которыми я общался (некоторые уже в мире ином), стали для меня важным ориентиром в духовной жизни. Может, не случайно, что на сегодняшний день моим благочинным является отец Владимир Сорокин: он знал меня ещё мальчиком, который когда-то бывал на службах в храме семинарии и в состоянии жизненной неопределённости обращался к духовным лицам. Вот так промыслительно всё и идёт.

Иоанна Кронштадтского почитаю покровителем нашего рода



- Я где-то читал, что ваши предки были связаны со святым Иоанном Кронштадтским, расскажите, что эта была за история.

Недалеко от храма, через речку Большая Невка, был участок земли, на котором стоял дом Бурениных. Бережно храним семейное воспоминание: этот дом посещал батюшка Иоанн Кронштадтский. Бабушка София рассказывала, что был семейный альбом с его фотографиями, но в блокаду сгорел вместе с этим домом. Ей рассказывали, что отец Иоанн держал на руках моего дедушку Алексея, её будущего мужа, и проявлял к нему внимание. Я для себя сделал вывод, что именно по молитвам моих предков и святого Иоанна Кронштадтского Господь сподобил меня стать служителем Церкви. Когда-то, в советские годы, мы приходили к Иоанно-Кронштадтскому монастырю, тогда закрытому. На улице, со стороны усыпальницы был высечен крест, и перед этим крестом верующие и молились. Там бабушка и напоминала мне семейное предание. Я считаю, что батюшка Иоанн является небесным покровителем нашего рода, молится за нас. Когда приняли решение открыть монастырь, для меня это стало большой радостью. И я сам выносил мусор из заваленной усыпальницы, трудился наравне с другими матушками и молодыми людьми, некоторые из которых потом также пошли по пути служения Церкви. Тогда настоятельницей монастыря была игуменья Георгия. И по сей день я постоянно молюсь батюшке Иоанну Кронштадтскому и прошу его молитвенного предстательства за нашу семью.

О служениях прихода

- Отец Вадим, расскажите о вашем служении, в чём особенность вашего прихода?

Особенность, наверное, в том, что храм не является сугубо приходским - жилых домов рядом почти и нет. За рекой Малой Невкой расположен монастырь батюшки Иоанна Кронштадтского - кто живёт на том берегу, прежде всего посещают его, так что с Петроградской стороны прихожан у нас немного. За Большой Невкой есть свои прекрасные храмы - Благовещения на Приморском проспекте и преподобного Серафима Саровского, теперь и святителя Николая Чудотворца возле метро Пионерская. Поэтому так сложилось, что к нам приезжают с разных районов города. Есть прихожане из Пушкина, Сертолово, Красного Села. Много лет, пока держали ноги, к нам из Купчино приезжала молиться любимая мною бабушка Галина, и сейчас есть такие «подвижники». Решение приезжать именно в этот храм прежде всего связано с личным отношением людей к нашему духовенству. Вот, например, перед Петровым постом в храме венчалась пара из Крыма. Ребята почему-то решили венчаться именно в нашем храме, специально прилетели, хотя мы, конечно, не можем похвастаться красотой и благолепием великолепных петербургских соборов. И таких случаев множество. В этом отношении наш храм для меня удивителен.

- Вы окормляете онкобольных, у вас же рядом больница?

Да, рядом на Берёзовой аллее находится онкодиспансер, его начал окормлять ещё приснопоминаемый служитель храма священник Алексий Махонин. Теперь продолжают наши священники. Надо сказать, служение это очень непростое. Теперь открылся онкодиспансер в здании бывшей Кировской больницы на углу проспекта Ветеранов и Лёни Голикова, и мы тоже ездим туда каждую неделю.

- Бывали ли у вас случаи, когда люди причащались и исцелялись?

Таких случаев немало. Люди периодически приходят и не только рассказывают об этом, но некоторые и записывают в книгу - она хранится в часовне. Оставляют фотографии, медицинские заключения, то есть документальные подтверждения того, что после Таинств и молитв к ним пришло исцеление.

- Можете рассказать о каком-нибудь случае?

Вот один из таких случаев. У женщины был рак последней стадии, ей предлагали сделать операцию. Она пришла в наш храм - помолилась, побеседовала и приняла решение, что операцию делать не будет и проживёт столько, сколько Господь ей даст. После этого прожила более четырёх лет, хотя ей говорили, что осталось считанные месяцы. Многое зависит от врачей, но многое - и от самого человека. Другое удивительное событие произошло с женой моего брата. У нее тоже была неоперабельная стадия, мы в храме за неё молились - опухоль уменьшилась в размерах, и врачи сделали операцию. С тех пор прошло уже больше семи лет, она старается вести здоровый образ жизни, и Господь помогает. Непросто, но всё устраивается. В период тяжёлой болезни она готовила документальный фильм «Дети блокады» и продолжала вести активный образ жизни. Не лежала в постели, а продолжала свидетельствовать своей жизнью, что она не сдаётся перед подобного рода неизбежностью, а готова ещё здесь, на земле, по милости Божьей пожить во славу Божью на благо ближних. Я стал свидетелем множества примеров того, как Господь помогает людям, изменившим свою жизнь, начавшим вести христианский образ жизни.

- Вы ведь ещё окормляете и Дом ветеранов?

Да, на Крестовском острове есть Дом ветеранов. Руководство выделило там помещение для молитвы, куда приезжает священник, где собираются старички на молебны, панихиды в памятные дни, где они исповедуются и причащаются. Но теперь всё чаще навещать их приходится по палатам. Ветеранов почти не осталось, и среди оставшихся в живых больше детей войны, тружеников тыла. В праздники мы проводим для них концерты, волонтёр иногда приезжает просто почитать духовную книжку.

Храм притягивает разных людей



- Я прочитал на приходском сайте о проведении историческо-богословских семинаров.

Духовенство наше образованное. В частности, протодьякон Алексей Бельшов преподаёт в некоторых учебных заведениях, иногда находит время организовать серьёзный семинар. Прихожане приходят на эти семинары с большим интересом, хотя посильны они не самой широкой публике и проводятся достаточно редко. А жаль. Народ всё равно нужно просвещать, ведь рассказы только о традициях и праздничные концерты - недостаточны. Слава Богу, что есть церковный дом, недалеко от храма, где можно встречаться. Там же у нас и воскресная школа, и катехизаторские курсы, проводятся лекции, концерты. Иногда проводим акцию «Твоя доброта»: собираем вещи, прихожане всё рассортировывают и раскладывают, а потом раздаём их всем желающим и нуждающимся, необязательно верующим, не отказываем никому.

Я знаю, ваш храм привлекает многих людей. Рассказывали, что видели в вашем храме даже спикера законодательного собрания Вячеслава Макарова, он якобы приходит тайком, помолится и уходит. Интересно, почему ваш храм притягивает таких разных людей?

Он человек верующий и никогда этого не скрывал. Да и дела его говорят сами за себя. Скрыть свои благие поступки получается не всегда - человек публичный. Так что куда ни зайдёт, даже как частное лицо, стараясь быть незаметным, не получается. А он и не боится показать, что верующий, и вера для него - не пустой звук. Знаю, что и после заседаний он по возможности заходит в храм. Познакомились, когда он ещё был преподавателем академии им. Можайского. Пришёл на духовную беседу, попросил благословение на участие в выборах. После беседы мы помолились - по милости Божьей он победил. Слава Богу, что есть во власти такие люди. Имея такой груз ответственности, человек не изменился - так же доступен, готов откликнуться.

Страна возрождается

- Вы оптимистично настроены по отношению к будущему России? Как вы оцениваете те процессы, которые проходят сейчас в обществе?

Сложно ответить - очки на мне, как видите, простые, не розовые. Общаюсь со многими людьми, последнее время стараюсь побывать в разных городах нашей страны. В результате вижу и сложности, и, наоборот, положительные моменты.

- Что вам открывается в этих поездках?

Вижу, что люди тянутся к нашей православной вере. Это очень и очень радует. Вот и в Грозном восстановлен православный храм, и он востребован. Но чаще люди идут в храмы со своими скорбями, горестями и печалями, и если упование и надежду находят в Боге, им становиться легче.

- То есть идёт самое настоящее возрождение страны?

Постепенно, но идёт. Ни в одном месте не встретил совершенной «безнадёги» - обязательно найдётся что-то позитивное. Прежде всего, если видишь, что духовная жизнь возрождается. Когда приезжаю на святые места, совершенно незнакомое духовенство принимает очень тепло и, как правило, предлагают послужить и помолиться. С большой радостью это принимаю. Удивительные у нас люди: большая часть населения России, особенно центральной её части, бедное, даже нищее, но, тем не менее, православная жизнь идёт, понятие совести и любви живёт в людях. В этом отношении я оптимист не на пустом месте: я верю и знаю, что и дальше это возрождение будет продолжаться.

Всё начинается с покаяния



- Я сейчас подумал, почему ваш храм привлекает людей. Наверное, дело в личности Иоанна Предтечи, которая, как мне кажется, сегодня очень актуальна. Не секрет, экономический прогресс привёл к появлению нового вида человека - человека-потребителя. Мир настроен потреблять. А Иоанн Предтеча проповедовал другие ценности, довольствоваться малым. Поэтому его личность притягательна и очень ценна. Как вы думаете?

Я постоянно говорю людям, что нам нужно покаяние. И об этом же говорят все наши святые. Всё начинается с покаяния. Христос сказал: «Я есть Истина и Путь». Обрести этот путь и пойти по нему можно только, творя деятельные плоды покаяния. И требует это много времени, труда - так вдруг человек не преобразится. Иоанн Предтеча стал святым не потому, что так решил. О нём был особый Божий Промысел. Он пошёл по этому пути, хотя он не был лёгким. Господь не обещает Своим чадам мирских благ, а люди часто ждут именно их. Эта истина важна для любого человека, но не все хотят её признавать.

- Скажите несколько слов пожеланий читателям. Что бы вы им пожелали?

Любви. Если у нас будет подлинная, настоящая любовь к Богу и ближним, то мы будем настоящими христианами, потому что всё остальное недейственно.

Но настоящей любви нас может научить только Бог. У нас, у людей, как мне кажется, своё понимание любви, а у Бога - другое.

Любовь к Богу и ближним своим предполагает, что мы стараемся жить по заповедям Божьим. Любовь - это не что-то абстрактное, это свидетельство о вечности. Каждый раз, когда мы говорим про любовь, мы говорим о вечности, потому что любовь никогда не перестаёт, она вечна. Всё остальное, то, что мы наблюдаем в мире - злоба и ненависть - это сатанинское, разрушительное. И только любовь является созидающей в подлинном смысле этого слова. Так сказано: «Пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём».

Спасибо вам большое, отец Вадим! Спасибо за труды, которые вы несёте во славу Божью! Сил вам, мудрости и вдохновения!

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ
Фотографии автора и из архива отца Вадима Буренина