Обновление храма великомученика георгия победоносца в лидде. Георгий победоносец покровитель россии и история георгиевской ленты

Святой великомученик был родом из Каппадокии и вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую смерть за Иисуса Христа, когда Георгий был еще ребенком. Мать Георгия была владелицей имений в Палестине, поэтому переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Когда Георгий вырос он поступил на службу, где проявил себя в сражениях мужественно и храбро, за что был замечен императором Диоклитианом и принят в его стражу со званием комита - одного из старших военачальников.

Император-язычник в последние годы своего правления особенно усилил гонения на христиан. На совете Сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Узнав о таком решении императора, святой Георгий раздал нищим свое наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин рассказал, что он является христианином и призвал всех признать веру во Христа как истинную.

Ошеломленный открывшейся новостью о своем доблестном воине, император попытался уговорить его не губить своей молодости и принести жертву богам. Однако святой Георгий отказался это сделать и разгневанный император приказал оруженосцам копьями вытолкать Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Однако смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, не причиняя ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

На следующий день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь ответил императору по поводу своей веры. Тогда его колесовали. Испытывая боль, страдалец начал громко призывать Господа, но вскоре затих. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, приказал снять истерзанное тело с колеса, а сам отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент все вокруг потемнело, грянул гром, и послышался голос: «Не бойся, Георгий, Я с тобою».

Затем появился необычный свет, и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. Как только он положил руку на мученика, святой Георгий встал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не поверил своим глазам своим и подумал, что перед ним другой человек. Все язычники удивленно вглядывались в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. После этого многие поверили в Животворящего Бога христиан.

Все это произошло 10 ноября (23 ноября по новому стилю) 303 года, и теперь этот день отмечается православными церквями.


Отгремел День Победы, много было по его поводу написано и еще больше будет написано.

Однако перед ним прошел великий православный праздник, 06 мая День Георгия Победоносца, один из двух, скажем так профессиональных, праздников казачества (наряду с Покровами Пресвятой Богородицы). Кстати, именно в его честь учрежден был георгиевский крест и именно его оранжево-черную ленту носят на День Победы, а для ополчения Новороссии лента эта стала знаком что перед тобой - свой, именно его лента разрывает мозг бандерлогам.

И я в составе представителей нашего подразделения отправился в Новочеркасск на общий сбор Всевеликого Войска Донского.

Выехали мы из Красного Луча в 5.00 и были на границе уже через где то час. К этому времени на границе уже была очередь километра на два на 50% состоявшая из казаков. В общем на пересечение границы ушло у нас пять с половиной часов. Но время прошло не зря. В 2014 году Должанский пост отбивали в том числе казаки и здесь повстречались те кто в то время здесь был. Вспомнили о боях, о том что нейтралка с одной стороны до сих пор до конца не разминирована, именно поэтому на ней виднеется сгоревший бтр, вспомнили о украинских снайперах и снайпере негре, у которого после ликвидации обнаружили очень интересные альпинистские кошки которые позволяли ему практически без помех работать с любого дерева. Много было воспоминаний.

Как только пересекли границу сразу как буд то попали в другой мир. Не буду говорить о разнице в дорогах, активности трафика и вообще жизни. Для того чтоб почувствовать разницу россиянину нужно приехать к нам и не в Луганск или Донецк, а на перефирию. В общем это тема не праздничная.

На праздничный парад и награждение прибыло около двух тысяч казаков и в основном это были представители подразделений расположенных либо воевавших на Донбассе. Вообще, это уже традиция ведь отмечают и награждают тех кто отличился на передовой и в зоне боевых действий.

Парад версия 1 (поле не подготовлено, все в колдобинах и рытвинах)

Раздано было с два десятка наградных шашек, с сотню наград и столько же присвоено новых чинов. Присутствовали не только взрослые казаки, но и казачки и кадеты.

Награждение (чины и награды на подразделение получали командиры)

После парада был и кулеш и чай и кое что покрепче, что уж там, не барышни. Поздравили тех кого наградили и отметили, помянули тех кто полегли на поле брани.

Сразу скажу, что обычно казачьи праздники отмечаются в центре Новочеркасска и официальная часть проходит в кинотеатре Космос. Но в этот раз буквально за день городские власти попросили провести праздник за пределами города чтоб избежать опасности террактов. В общем много организовывалось наспех, но тем не менее праздник удался!

6 мая 2017 г.

6 мая весь православный мир чтит память Святого Георгия Победоносца. Великомученик был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (в древности - Белит), у подножия Ливанских гор.

Фото: kazan-region.ru

Поступив на военную службу, великомученик Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, св. Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан.

Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, св. Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь св. Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан.

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Св. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Св. Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил с молитвой на устах. В конце концов, император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году. Вместе с Георгием приняла мученическую смерть царица Александра, названная в житии супругой императора Диоклетиана, которая бросилась к ногам великомученика и, рыдая, просила простить за грехи её мужа-тирана.



Фото: panagia.com.ru

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

Считается, что мощи святого Георгия в настоящее время находятся в греческой церкви в израильском городе Лод, а глава хранится в Риме.

Частица мощей святого великомученника Георгия Победоносца находится в Храме Георгия Победоносца на Поклонной Горе.

ТБИЛИСИ, 22 ноя — Sputnik. День Святого Георгия или "Гиоргоба" Грузинская православная церковь отмечает 23 ноября — в Грузии это один из самых почитаемых религиозных праздников, который имеет статус государственного праздника и объявлен нерабочим днем.

Святой Георгий за мужество и духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от веры Христовой и за чудодейственную помощь людям в опасности, был назван Победоносцем.

День Святого Георгия, который считается покровителем страны, в Грузии отмечают дважды — 23 ноября и 6 мая.

Путь от воина в мученики

Будущий Святой родился в Каппадокии (область в Малой Азии), в глубоко верующей христианской семье. Георгий был еще ребенком, когда его отец принял мученическую смерть за Христову веру. Мать Георгия переселилась с сыном на родину - в Палестину и воспитала его в строгом благочестии.

Став взрослым, Георгий поступил на службу в римское войско и благодаря своей храбрости, силе, уму и особенной воинской стати дослужился до чина тысяченачальника, завоевав благосклонность самого императора Диоклетиана (284-305).

© photo: Sputnik / Владимир Вдовин

Икона "Святой Георгий"

Святой Георгий, узнав об эдикте (нормативном акте) императора, повелевающем разрушать церкви, сжигать священные книги и преследовать христиан, раздал нищим свое имущество, отпустил рабов на волю и объявил себя христианином, тем самым, он пошел на прямой конфликт с правителем, заявив о его страшной жестокости.

Заставить Георгия отречься от Христа и принести жертвоприношение языческим богам император пытался изощренными пытками и мучениями, но Святой мужественно переносил все страдания, прославляя Господа.

Диоклетиан повелел колесовать Георгия, когда очередные попытки отречься от христианства не удалось.

Мученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. Острые лезвия при вращении колеса резали обнаженное тело Святого. Мужественный юноша во время этой страшной пытки не издал ни одного стона — он громко славил Бога и молился, а затем просто умолк. Произошло колесование Святого 23 ноября по новому стилю.

Господь не оставлял Георгия, всякий раз после жестоких пыток он являлся на допрос исцеленный, славя и благодаря Бога. Георгий Победоносец, выдержав все мучения, был обезглавлен в 303 году, так и не отрекшись от веры.

В городе Лод, где был воздвигнут храм Георгия Победоносца, находятся мощи Святого, а глава и меч хранятся в Риме.

Чудеса Победоносца

Наиболее известно следующее чудо, из многих совершенных Святым Георгием - на родине Победоносца в озере, расположенном у города Бейрута, жил огромный змей, который выходя на сушу пожирал людей и опустошал окрестности.

Местные жители по совету жрецов, приносили в жертву чудовищу по жребию своих детей, чтобы умилостивить змея. Дошла очередь и до единственной дочери царя, которую привели к озеру в слезах.

© photo: Sputnik / Eduard Pesov

Неожиданно появился Святой Георгий на белом коне с копьем в руке, который устремился на змея, осенив себя крестом, и поразил в пасть копьем.

Затем велел девушке связать змея своим поясом и вести его в город, где Святой Георгий убил чудовище, а жители сожгли его. Святой Георгий стал называться Победоносцем за победу над змеем и за мужество в страдании.

Традиции Гиоргоба

Всадник, поражающий змия, составная часть грузинского сознания и православной веры, Святой Георгий запечатлен на государственном гербе страны.

Праздник, по преданию, основала просветительница Грузии — Святая Нино, которая была родственницей Святого Георгия, особо почитала его и завещала стране, которую обратила в христианство, любить его.

В этот день, во всех действующих церквях страны проходят праздничные службы, посвященные Дню Святого Георгия. В грузинских монастырях этот праздник отмечают особо. В Грузии в честь Святого Георгия первый храм построил царь Мириан в 335 году.

Во имя Святого Георгия в средние века в разных уголках страны было возведено 365 молелен, по числу дней в году. Победоносца особо почитают в Грузии и в наши дни — храмы в честь Святого Георгия строили не только в городах и селениях, но и на вершинах гор. Георгий в Грузии самое популярное и распространенное мужское имя.

О чем просят

Святой Георгий - защитник всех слабых и невинных, поэтому ему молятся в любой борьбе на победу. Победоносец считается покровителем воинов и путешественников, земледельцев и скотоводов.

Соответственно, люди просят Святого Георгия об исцелении, защите от зла и нечистой силы, о хорошем урожае, удаче на охоте и о хорошем приплоде скота.

Молитва

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Сегодня Православная Церковь чтит память:


Седмица 24-я по Пятидесятнице.

Сщмчч. Акепсима, епископа, Иосифа, пресвитера и Аифала, диакона (IV); .

Мчч. Аттика, Евдоксия, Катерия (Картерия), Истукария, Пактовия, Никтополиона и дружины их (ок. 320); прп. Акепсима (IV); прав. Снандулии (Яздундокты) Персидской (IV); св. Винифреды Трефинонской (630; Кельт. и Брит.); свт. Губерта Льежского (727; Галл.); св. Пирмина Германского (753; Герм.); прп. Николая Иверского, нареченного светилом Грузии (1308; Груз.); сщмч. Георгия Неаполита, пресвитера (1797; Греч.); прп. Пимена Зографского, Афонского (1610; Греч.); прп. княж. Анны, дщери кн. Всеволода I Ярославича (1112); свт. Саввы (1235) и прп. Симеона Мироточивого (1200) Сербских, воспоминание о встрече святых отца и сына в Ватопедском монастыре в 1196 году. (Греч.).

Сщмч. Николая Динариева, пресвитера, мч. Павла Парфенова (1918); сщмчч. Василия Архангельского, Петра Орленкова, Василия Покровского, Александра Зверева, Владимира Писарева, Сергия Кедрова, Николая Пятницкого, Викентия Смирнова, Иоанна Кесарийского, Петра Косменкова, пресвитеров, Симеона Кречкова, диакона, Александра Парусникова, Павла Андреева, Космы Рыбушкинского (Петриченко), пресвитеров (1937); мц. Евдокии Сафроновой (1938); сщмч. Сергия Станиславлева, протодиакона (1942).

Святые дня, молите Бога о нас!

Обновление храма вмч. Георгия Победоносца в Лидде (IV)

Третьего ноября Русская церковь воспоминает обновление храма святого великомученика Георгия в Лидде1 .
Святой великомученик Георгий пострадал в жестокое гонение на церковь Римского императора Диоклетиана. Во время своих страданий, будучи заключен в темницу, святый Георгий просил темничного стража допустить к нему в темницу его слугу, и когда слуга был допущен к нему, то он упросил его перенести тело его по смерти в Палестину. Слуга в точности исполнил просьбу своего господина. Взяв из темницы обезглавленное тело великомученика, он с честью похоронил его в городе Рамле2 .


(Лидда, фото 1903 года)

В царствование благочестивого императора Константина чтители святого великомученика выстроили во имя его прекрасный храм в Лидде. В этот храм ко времени его освящения были перенесены из Рамлы нетленные мощи святого великомученика. Событие это произошло 3-го ноября. Неизвестно, было ли уже и тогда установлено каждогодное празднование этого дня, – во всяком случае в месяцеслове Сирской церкви от 1030-го года 3-е ноября отмечается, как праздничный день.

Впоследствии великолепный храм великомученика, составлявший одно из главных украшений города Лидды, пришел в большое запустение. Неповрежденными в нем остались только алтарь и самый гроб великомученика, где христиане продолжали отправлять свое богослужение. Внимание к этому храму со стороны православной Руси пробудилось во второй половине XIX века. Жертвы благотворителей и обильные средства, отпущенные Русским правительством, дали возможность Лидде вновь увидеть этот храм благоустроенным и преукрашенным. Освящение обновленного храма состоялось в 1872-м году З ноября, в годовщину того дня, в который он был освящён впервые. Воспоминание о сем знаменательном событии Русская церковь совершает в этот день и до настоящего времени; в честь сего торжества на Руси построено много монастырей и церквей.

____________________
Примечания
1
Лидда, или Диосполис, – город в Палестине, в равнине Саронской, в пределах колена Вениаминова.

2 Ранла – город в Палестине, недалеко от Иоппии.

Тропарь великомученика Георгия, ради освящения храма его
глас 4
Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоей./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,/ умирити мир и спасти души наша.

Кондак великомученика Георгия, ради освящения храма его
глас 2
Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,/ Един во святых почиваяй.

Молитва великомученику Георгию

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Епископ Акепсим возглавлял христианскую Церковь в персидском городе Наессоне. Паства горячо любила святителя за его подвижническую жизнь и неустанные пастырские труды. Царь Сапор повелел разыскивать и казнить христианское духовенство, был схвачен и епископ Акепсим, в то время восьмидесятилетний старец. Его привели в город Арбелу, где он предстал пред судом Ардаха – жреца бога солнца. Святой старец отказался принести жертву персидским богам. За это его жестоко избили и заключили в темницу, куда на следующий день после тяжелейших пыток были брошены семидесятилетний пресвитер Иосиф и диакон Аифал.

Три года святых держали в узах, томили голодом, жаждой. В храм бога огня, находившийся недалеко от Арбелы, прибыл царь Сапор, пожелавший видеть трех святых мучеников. Изможденные, покрытые гноящимися язвами, святые предстали перед царем и на его требования вновь твердо отказались поклониться языческим богам, исповедуя веру во Христа. Святому епископу отсекли голову, а пресвитера и диакона отправили в город и там побили камнями. Казнь пресвитера Иосифа длилась несколько часов. Возле места казни была поставлена стража, чтобы христиане не взяли тела святого мученика.

На четвертую ночь над городом пронесся сильный ураган, молния убила стражу, ветер разметал камни, и тело святого Иосифа исчезло. Диакон Аифал был отведен в селение Патриас и там был побит камнями. Христиане тайно погребли его тело, на могиле святого выросло дерево, плоды которого приносили исцеление.

Тропарь мучеников
глас 4
Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощныя дерзости:/ тех молитвами// спаси души наша.

Кондак мучеников
глас 2
Божественная, мудре, непорочно тайноводил еси,/ жертва приятна был еси, богоблаженне,/ Христову бо пил еси чашу славно, святе Акепсимо,/ со страдальцы твоими,// моляся непрестанно о всех нас.

Святые мученики Аттик и Евдоксий в царствование Декия состояли воинами в городе Севастии вместе с Катерием и Истукарием. Святые, за распространение веры во Христа, были схвачены полководцем Маркеллом, который предал их многочисленным мучениям. После того они были ввержены в темницу, где были биты по плечам и по чреву воловьими жилами, и затем им были сокрушены зубы. Во время мучения полководец, обратившись к святому Катерию, спросил:

- Ты научил народ не слушаться царских повелений?
- Я не учил народ,
- ответил он, - противиться царю, но научил веровать бессмертному Царю-Христу.

После этого были приведены святые: Истукарий, Пактовий и Никтополион, которые исповедывали Христа Бога, за что были осуждены и биты кольями, а также претерпели и другие многочисленные мучения и наконец вместе с другими были осуждены на сожжение и так о Господе скончались.

Праведная Снандулия (Яздундокта) Персидская

Благочестивая христианка из персидского города Арбелы (Ἄρβηλα , ныне Эрбиль, Ирак), богатыми средствами много помогавшая узникам христианам, заключенным в темницах Персии при царе Сапоре II. Скончалась около 350 или 380 года.

Мученица Винифреда Трефинонская

Святая Винифреда (Winifred of Treffynon), или Винифрида (Winefride), или Гвенфреви (Gwenfrewi) была девой благородного происхождения, жившей на севере Уэльса в седьмом столетии. Племянница и духовная дочь св. Беуно Беуно (Beuno, память 21 апреля), она поступила в монастырь Гвитерин (Gwytherin) после его смерти, где жила под духовным окормлением св Элерила (Eleril). Сын соседнего вождя по имени Карадок (Caradoc), охваченный плотской страстью, преследовал её и отсёк ей голову мечом. Место, где упала ее голова, стало известным как Треффинон или Холиуэлл (Holywell) из-за появления целительного источника, вода из которого помогает всем тем, кто берёт её с верой.


Сын Бертрана, герцога Гиеннского. Принадлежал к блестящему дворянству Аквитании, провел свою молодость в роскоши и забавах. Обращение его было внезапным и чудесным: будучи уже вдовцом, затеяв охоту в Страстную пятницу, он был внезапно поражён видением Распятия Господня между рогов преследуемого им оленя и громовым голосом, призвавшим его к покаянию. Отказавшись от герцогства, он, вероятно, удалился в монастырь Ставелот (Stavelot) в Бельгии, где прошёл под руководством епископа Маастрихтского Ламберта монашеский искус. После кончины наставника он стал его преемником на Маастрихтской епископской кафедре, которая при нём была перенесена в Льеж. Святитель Губерт стал подлинным основателем и устроителем Льежа как центра епархии и как городской коммуны.

Святой Пирмин (Pirmin), хорепископ Мелтисский, Германский


(Статуя св. Пирмина в аббатстве Мюрбах (Saint Pirmin at Murbach Abbey))

Визигот из Арагона, он был вынужден бежать из родины во время арабского вторжения в VIII веке. Он отправился на берега Рейна и основал монастыри - Райхенауский (Reichenau, 724), Аморбахский (Amorbach) и Мюрбахский (Murbach), - а также восстановил многие храмы и обители, включая Дисентисский монастырь (Disentis). Был возведён папой Римским в сан хорепископа с титулом Мелтисского (Meltis).

Святой Пирмин написал Dicta Pirinini, широко известный катехизис.


Сведения о преподобном Николае, авторе многих чинопоследований, крайне скудны. Известно, что преподобный Николай жил во второй половине тринадцатого века. Последние годы его жизни совпадают со временем царствования сына святого царя Дмитрия Тавдадебули (пом. 12 марта) - Вахтанга (1301-1308).

Святой Николай был одним из величайших гимнографов и выдающимся духовным деятелем своего времени. К сожалению, из его творчества сохранилось очень малое. Католикос Антон пишет, что Николай был автором многих канонов и чинопоследований. Кроме того святой Николай обогатил грузинскую духовную литературу и своими переводами. Ученые и историки предполагают, что именно ему, как самому выдающемуся литургисту своего времени, должны принадлежать молитвы и правила, переведенные в тот период с греческого на грузинский язык, в частности, "Канон на освящение воды ".

Известный историк XVIII века Платон Иоселиани пишет, что среди рукописей Афонского Иверского монастыря он видел и другие чинопоследования, принадлежащие перу преподобного Николая.
Преподобный Никоай почил с миром в 1308 году.

Священномученики Александр Зверев и Павел Андреев

Осенью 1937 года в связи с решением советского правительства о фактическом уничтожении Русской Православной Церкви в России были арестованы десятки тысяч священнослужителей и православных мирян. В конце сентября и начале октября 1937 года были арестованы благочинный Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов Московской области протоиерей Павел Андреев и священник храма Рождества Богородицы в селе Возмище протоиерей Александр Зверев. Арестованные были заключены в тюрьму города Волоколамска. Ни один из них не признал себя виновным, и следователи приступили к доказательству выдуманных против священников обвинений, прибегнув к помощи лжесвидетелей.

Священномученик Павел родился в 1880 году в деревне Аннино Рагозецкой волости Тимского уезда Курской губернии в семье крестьянина Аркадия Васильевича Андреева. В 1892 году Павел поступил в Курскую Духовную семинарию, а по окончании ее - в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1902 году.

14 июля 1902 года епископ Екатеринославский и Таганрогский Симеон (Покровский) рукоположил Павла Аркадьевича в сан священника. Служа приходским священником, отец Павел с 1902 по 1919 год был законоучителем в разных учебных заведениях.

В 1920 году он был назначен настоятелем церкви Андрея Первозванного села Андреевка Мариупольского уезда Мариупольской губернии, в 1921 году - настоятелем Николаевской церкви села Николаевка того же уезда. С 1922 по 1929 год отец Павел был настоятелем Николаевской церкви Мариупольского порта.

В 1923 году он был награжден наперсным крестом и возведен в сан протоиерея. В 1924 году протоиерей Павел был назначен благочинным всех церквей города Мариуполя, в том же году он был награжден Патриархом Тихоном крестом с украшениями. С 1925 по 1928 год протоиерей Павел исполнял должность уполномоченного по управлению Мариупольским викариатством. В 1925 году «за усердные и полезные труды по должности уполномоченного по викариатству» епископом Мариупольским Антонием (Панкеевым) был награжден посохом.

В 1927 году ОГПУ в первый раз арестовало священника по обвинению в антисоветской агитации, но не сумело доказать обвинения, и после двух месяцев заключения он был освобожден.
В феврале 1929 года протоиерей Павел был назначен настоятелем церкви Воскресения Славущего, что на Остоженке в Москве. 25 июля 1929 года он был назначен ключарем московского Богоявленского кафедрального собора, что в Дорогомилове, и награжден митрой.

21 марта 1932 года ОГПУ снова арестовало священника по обвинению в антисоветской деятельности и заключило в Бутырскую тюрьму. 28 марта состоялся допрос. На вопросы следователя протоиерей Павел ответил: «Мои проповеди и разговоры с духовенством никакой политической окраски по отношению к существующему строю не имели »

10 мая 1932 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило протоиерея Павла к трем годам ссылки в Казахстан, и он был отправлен в Алма-Ату.
Вернувшись из ссылки в 1935 году, протоиерей Павел был назначен настоятелем Вознесенской церкви в Теряевой Слободе Волоколамского района. В 1937 году протоиерей Павел был назначен настоятелем храма Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района и благочинным православных приходов Волоколамского, Шаховского и Лотошинского районов.

7 октября 1937 года он был арестован и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Через день священник был допрошен.

- Следствием установлено, что вы со священником Зверевым допускали контрреволюционные антисоветские высказывания по поводу конституции СССР… - Вы уличаетесь свидетельскими показаниями в контрреволюционной антисоветской деятельности…

Священномученик Александр родился 8 августа 1881 года в селе Фаустово Махалевской волости Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Александра Григорьевича Зверева. В 1909 году он окончил Московскую Духовную академию и получил назначение на должность преподавателя истории русской литературы в Вифанскую Духовную семинарию. Женился на девице Марии, которая была дочерью протоиерея Алексея Лебедева, настоятеля храма Николая чудотворца в Звонарях на Рождественке. Впоследствии у них родилось трое детей. В феврале 1913 года Александр Александрович был рукоположен в сан священника. В это время он состоял преподавателем истории русской литературы и практического руководства для пастырей в Вифанской Духовной семинарии.

Летом 1918 года отец Александр переехал в Москву в дом умершего к тому времени тестя и стал служить в храме святителя Николая чудотворца на Рождественке. В сентябре 1918 года он был назначен помощником начальника Вифанских пастырско-богословских курсов Московской епархии, а в феврале 1919 года - настоятелем Никольской, что в Звонарях, церкви на Рождественке. В 1921 году отец Александр был назначен преподавателем Московских пастырско-богословских курсов по кафедре пастырского богословия. В том же году он был возведен в сан протоиерея.

В 1922 году протоиерей Александр был назначен помощником начальника Московских пастырско-богословских курсов.
С апреля 1922 года ОГПУ стало производить аресты и готовить судебные процессы по обвинению духовенства в сопротивлении изъятию церковных ценностей. По одному из процессов был привлечен к ответственности протоиерей Александр, его обвинили в публичном прочтении послания Патриарха Тихона "Об изъятии Церковных ценностей ". 11 июля 1922 года сотрудники ОГПУ произвели в доме священника обыск. 2 сентября ОГПУ вызвало отца Александра на допрос. После допроса он был временно освобожден.

В декабре 1922 года отец Александр снова предстал вместе с другими священнослужителями и мирянами перед революционным трибуналом по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Протоиерей Александр виновным себя не признал. Революционный трибунал приговорил его к двум годам заключения в исправительно-трудовом лагере. После семи месяцев нахождения в заключении отец Александр был освобожден по амнистии и вернулся служить в Никольскую церковь на Рождественке. В 1929 году протоиерей Александр был награжден митрой.
13 февраля 1933 года накануне празднования памяти мученика Трифона власти арестовали отца Александра и заключили в Бутырскую тюрьму в Москве. Он был обвинен в том, что будто бы совместно с другими лицами «проводил систематическую антисоветскую агитацию, направленную к свержению советской власти ».

2 апреля 1933 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его к ссылке на три года в Северный край. В ссылку ему было разрешено ехать за свой счет вольным порядком. Из тюрьмы его освободили в Великий Четверг и велели до Пасхи выехать из Москвы. Освободившись, отец Александр сразу же пошел в церковь. В Великую Субботу он отслужил раннюю литургию и в тот же день уехал. Пасхальную ночь отец Александр провел в поезде, а на второй день пасхальной седмицы прибыл к месту своего поселения – в старинный русский город Архангельской области Каргополь.

В Каргополе протоиерей Александр пробыл три года, зарабатывая на жизнь пилкой дров, был рабочим, набивал силосную яму, молол ячмень.

В феврале 1936 года власти освободили отца Александра, и 19 мая 1936 года он получил место священника в храме Рождества Богородицы в селе Возмище Волоколамского района Московской области. Это было последнее место служения батюшки.

Протоиерей Александр был арестован на следующий день после престольного праздника в селе Возмище - Рождества Богородицы, 22 сентября 1937 года, и заключен в тюрьму в городе Волоколамске. Во время допросов отец Александр виновным себя не признал.
2 ноября протоиерей Павел Андреев и 10 ноября протоиерей Александр Зверев были вызваны на последний допрос. Им был задан всего один вопрос, признают ли они себя виновными в антисоветской агитации. Оба священника ответили, что нет, не признают.
14 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила священников Павла Андреева и Александра Зверева к расстрелу. Протоиереи Павел Андреев и Александр Зверев были расстреляны 16 ноября, и погребены в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 6 октября 2001 года для общецерковного почитания.

Священномученик Николай родился 3 марта 1884 года в городе Лодейное Поле Санкт-Петербургской губернии в семье псаломщика Алексия Пятницкого. По окончании духовного училища он поступил служить псаломщиком в храм в селе Кривой Пояс. В 1910 году он был переведен в храм в селе Кривандино Егорьевского уезда Рязанской губернии.

В 1913 году Николай Алексеевич был рукоположен в сан священника к одному из храмов в городе Тюмени. В 1919 году Тюмень была занята войсками Колчака, вместе с которыми при общем отступлении белых отец Николай дошел до Томска. Когда стало очевидно, что белое движение будет разгромлено, он решил не уходить вместе с белыми за рубеж и вернулся в Тюмень на прежнее место служения. В 1921 году священник был переведен в один из храмов города Ялуторовска Тюменской области и служил здесь до 1931 года.

В 1931 году Тюменское ОГПУ арестовало священника, и около полугода он находился в тюремном заключении. После освобождения он переехал в Московскую область и служил в храме села Никольский погост.
29 октября 1937 года отец Николай был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и распространении провокационных слухов о советской власти и заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Все обвинения священник отверг.

14 ноября Тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Священник Николай Пятницкий был расстрелян 16 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 года причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Священномученик протоиерей Сергий
(Кедров Сергей Павлович, +16.11.1937)

Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в семье священника Павла Кедрова. По окончании Московской Духовной семинарии в 1901 году, Сергей Павлович был направлен работать учителем в Старниковскую церковно-приходскую школу Бронницкого уезда.

Женившись в 1908 году на дочери священника села Фаустово Александра Григорьевича Зверева (сестре священномученика Александра Зверева), он унаследовал его приход. Рукоположен был Епископом Дмитровским Трифоном. Храм в котором стал служить о. Сергий, был построен в середине 17 века и входил в Краснохолмскую Соловецкую пустынь. Из монастырских построек, в основном деревянных, уцелели две каменные церкви: соборная Троицкая и надвратная - Зосимы и Савватия.

О. Сергий любил регентовать. Он вообще очень любил петь. Брал фисгармонию и уходил в церковную сторожку на спевки. Пели у него деревенские девушки. Две из них дожили до открытия церкви в 1988 году и пели еще.
После революции начались обыски. Искали оружие. В доме было старое охотничье ружье, но его успели выбросить на огороды. О. Сергия арестовывали трижды. Во время изъятия церковных ценностей, когда его вызвали и предложили организовать изъятие, он сказал: «Сдать-то сдадим, а вот куда они пойдут? » После этого его арестовали и посадили в Таганскую тюрьму, где он провел два года.

Второй раз его арестовали на основании какого-то неосторожного письма или записки, которая попала в чужие руки и была единственной уликой. О. Иоанн Берёзкин (родственник о. Сергия, пропал в лагере) отправился на Лубянку хлопотать. Пошел к следователю, который вдруг дал ему в руки дело и сказал: «Я этим теперь не занимаюсь, пойдите в комнату №… ». О. Иоанн с делом в руках вышел в коридор, открыл его, машинально взял «улику» и положил в карман. О. Сергия вскоре освободили.

В 1937 году протоиерей Сергий был арестован последний раз. Смертный приговор был приведен в исполнение 16 ноября этого же года. По Промыслу Божию, отец Сергий Кедров был казнен на полигоне Бутово под Москвой вместе с другом его юности, братом его жены, отцом Александром Зверевым. Отец Александр незадолго до того был арестован в Возмище и проходил по совсем другому делу. Перед осуществлением приговора, отец Александр и отец Сергий нашли друг друга, имели возможность ободриться и прочитать друг другу разрешительные молитвы.

В августе 2000 года протоиерей Сергий Кедров причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Священномученик Сергий Станиславлев, протодиакон

Сергий Станиславлев родился в 1884 году. Служил Церкви в сане протодиакона. Мученически скончался 16 ноября 1942 года. Определением Священного Синода от 27 марта 2007 года причислен к лику святых.

Святой священномученик Косма родился в слободе Рыбушка Саратовской губернии (ныне село в Саратовском районе) в 1869 году в крестьянской семье. До революции он занимался крестьянским трудом и не получил духовного образования. Будучи глубоко верующим человеком, Косьма Никифорович прислуживал в местной Христорождественской церкви и хорошо изучил богослужебный устав. После революции, несмотря на насильственную ломку основ русской жизни, он продолжал заниматься землепашеством, содержал хозяйство и в свободное время прислуживал в храме. В те годы становления новой деспотичной и атеистической власти отстаивание принципов религиозной жизни само по себе было уже подвижничеством. И Косьма Никифорович решается на такой жертвенный шаг. Он передает свое хозяйство дочери Анастасии, а сам подал прошение о принятии священного сана. Отец Косма был рукоположен во иерея в 1928 году незадолго перед тем назначенным новым Саратовским Владыкой, митрополитом Серафимом (Александровым), к Рыбушкинскому Христорожде-ственскому храма.

В 1935 году церковь в слободе Рыбушка была закрыта. В этих условиях усиленных гонений на Право-славие отец Косма не прекращал своей пастырской деятельности. У себя на дому он собирал прихожан, совершал богослужения, читал сельчанам духовную литературу, крестил младенцев - делал все, чтобы поддержать огонек веры Христовой. Его деятельность, не могла оставаться незамеченной для властей. 31 октября 1937 года сотрудник районного отдела НКВД получил ордер на обыск и арест гражданина Петриченко Кузьмы Никифоровича. В этот же день отец Косма был препровожден в Саратовскую тюрьму. 2 ноября состоялся первый и единственный допрос, во время которого рыбушкинский настоятель категорически отверг все возводимые на него обвинения в антисоветской деятельности.

На следующий день были допрошены пять свидетелей, которые дали нужные "следствию " показания. Вся следственная процедура носила откровенно подложный характер. 14 ноября было составлено обвинительное заключение "попа-кулака Петриченко Кузьмы Никифоровича ", который "под видом религиозных молебнов домах колхозников проводил антисоветскую агитацию". В тот же день заседание судебной тройки при Управлении НКВД по Саратовской области постановило Петриченко К. Н. - расстрелять. Этот приговор, увенчавший доброго пастыря отца Косму нетленным венцем мученика за имя Христово, был приведен в исполнение в Саратове 16 ноября 1937 года вечером, в 22 часа. Место погребения мученика осталось неизвестным.

25 марта 2004 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по представлению от Саратовской епархии приходской священник Косма Никифорович Петриченко был прославлен в Соборе святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Храм, в котором нес свое служение святой Косма, не сохранился до наших дней. В декабре 2004 года в Рыбушке был заложен новый храм. По благословению Преосвященнейшего Лонгина, епископа Саратовского и Вольского, храм будет двухпрестольным. В верхнем этаже престол будет освящен, как и когда-то, в честь Рождества Христова. А в крипте будет устроен придел во имя святого священномученика Космы. Помощь приходу оказывает родной правнук святого, В. З. Высоцкий. 14 мая 2005 года Владыка Лонгин совершил Чин основания рыбушкинского храма. Кроме того, памяти святого Космы посвящен храм, возведенный в парке им. Ю. А. Гагарина (ул. Химическая) в Комсомольском поселке Саратова.
В настоящее время храм уже действующий.


Тропарь
глас 5
Космо преславне, священномучениче Христов, / в годину гонения креста пастырскаго не уклонивыйся / ниже священнаго служения своего отвергшийся, / в узилище и на судищи безбожничестем / твердым во исповедании Христове пребыл еси, / ныне же на Небесех венцем мученичества украшенный, / моли Христа Пастыреначальника // помиловатися душам нашим.

Кондак
глас 6
Воспоим ныне святаго пресвитера Косму, / иже в земли Саратовстей явленнаго новаго Небеснаго светильника, / верных души неленостно упасшаго / егда волцы хищнии тщахуся расхитити я. / Темже и Христос его в обители райския всели / яко преславна священномученика, // и ходатая о душах наших.

Молитва

О дивный во страдальцех священномучениче Космо, Церкви Российския пречудное украшение и земли Саратовския велие удобрение!
Велии подвизи и труды твои, яже за правоверие и за Церковь Божию положил еси. Ты, возжелав вышних, оставил еси земную славу, и мучеником древним ревнуя, доблественно противустал еси ярости властей нечестивых и прещению зломышленных клеврет ея. Ты, прием неправедное осуждение и казнь лютую, восприял еси венец мученичества, кровными каплями яко многоценным камением испещренный, и ныне во Царствии Небеснем Престолу всех Владыки с ликом новомучеников и исповедников Российских предстоиши.

Сего ради мы грешнии тебе припадаем и тебе молимся: о друже Христов, избави нас молитвами твоими от всякаго бесовскаго обстояния, спаси нас немощных от уст пагубнаго змия, ищущаго пожрети нас и свести ко аду живот наш. Исторгни нас от лютых страстей и всякия напасти, грех ради наших находящия. Подаждь душам нашим утешение, всади в сердца наша страх Суда Божия, наипаче же укрепи в нас веру Православную, в нейже до конца земнаго жития нашего твердо пребывати без порока сподоби и твоея Христу верности подражатели нас быти научи. Аще же терпеливо крест искушений и злостраданий понести не возможем, обаче и тогда не лиши нас милостивыя твоея помощи, страстотерпче великий, но свободу и ослабу нам у Господа испроси.

Огради всесильным твоим предстательством к Богу, угодниче Христов и страстотерпче великий, отче Космо, страну нашу Российскую, град сей и вся грады и веси от глада, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани и от всякаго зла, и всем с верою и любовию притекающим к тебе испроси у Господа Бога грехов прощение, телеси здравие, недугов прощение, от скорбных обстояний свобождение, да нечестия и мирских похотей отбегше, Богови же благоугодивше, спасение улучити сподобимся и с тобою купно в невечернем свете воспоем Нераздельную и Единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.