Первый танковый ас второй мировой. «Бронетараканы» Второй Речи Посполитой Эксперименты над «тараканами»

22.09.2019 Здоровье

Танкетка TKS

Танкетка разработана на основе английской танкетки Carden-Loyd Mk-VI, на выпуск которой Польшей была приобретена лицензия. Принята на вооружение Войска Польского в 1931 г. Серийное производство осуществлялось государственным предприятием PZInz (Panstwowe Zaklady Inzynierii) с 1931 по 1936 г. Танкетка выпускалась в четырех модификациях. ТК-3 – первый серийный вариант, клепаный, закрытый сверху бронекорпус (изготовлено 280 ед.). TKF - танкетка TK с двигателем 46 л.с. (произведено 18 шт.). TKS - улучшенная модель 1933 г. (произведено 260 шт.). TKS z nkm 20А – вооруженная 20-мм автоматической пушкой FK-A wz.38 (переоборудовано 24 ед.). Всего было выпущено 582 машин. Был разработан специальный прицеп, который мог буксироваться танкеткой. На ее базе выпускались бронедрезины, САУ и артиллерийские тягачи. Захваченные Вермахтом около 100 танкеток танкетки использовались под обозначением «l Panzerkampfwagen TK-3/TKS(p)» в качестве транспортеров и для обучения экипажей.

ТТХ танкетки: длина – 2,6 м; ширина – 1,8 м; масса – 2,4-2,6 т; высота – 1,3 м; бронирование – 4-10 мм; тип двигателя – Ford A/Polski FIAT-122 petrol engine; мощность двигателя – 40-46 л.с; удельная мощность – 17 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 46 км/ч; запас хода – 180 км; вооружение — 7.92 мм пулемет wz.25 или 9-мм пулемет Browning wz.28 (боезапас — 2 тысячи патронов), с 1939 г. – 20-мм пушка; экипаж – 2 человека.

Танкетка

Официальное обозначение: TK-3, TKS
Альтернативное обозначение:
Начало проектирования: 1929 г.
Дата постройки первого прототипа: 1930 г.
Стадия завершения работ: TK-3 серийно выпускалась в 1931-1933 гг, TK-S — в 1934-1939 гг.

В 1928 году британская компания Vickers-Armstrong выпустила двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI, конструкция которой привлекла пристальное внимание военных специалистов. В середине 1929 года Польша приобрела одну такую танкетку, и она была испытана 20 июня 1929 года на полигоне Rembertow, недалеко от Варшавы. 29 июня, после всесторонних испытаний, было заказано еще 10 танкеток, наряду с пятью трейлерами и запасными частями. Заказанное вооружение прибыло в сентябре 1929 года. Сразу после этого начались широкомасштабные испытания техники. В конце концов, был сделан вывод, что танкетки обладают достаточным боевым потенциалом, и могут использоваться в составе моторизованных кавалерийских частей и как разведывательные машины. Было приобретена лицензия и началось местное производство танкеток, причем в конструкцию были внесены некоторые изменения. Главной проблемой британских танкеток была их подвеска, которая просто выматывала экипаж в дальних рейдах. Польские конструкторы поначалу модифицировали одну или две британских танкетки путем улучшения и удлинения подвески. И все же было решено производить собственный вариант танкетки на базе британской, а не модифицированный вариант оригинала.

В конце 1929 года был изготовлен прототип ТК-1 (также известный как Tek 1001 и TK wz.30 , регистрационный номер 6006), за которым последовал очень похожий прототип ТК-2 (номер 6008). Оба эти прототипа были открыты сверху и вооружались одним 7,92 мм. пулеметом wz.25 или wz.30, который мог использоваться как против наземных целей, так и против воздушных. Бронирование прототипов составляло 3-7 мм. Оба были очень похожи за исключением некоторой разницы в расположении двигателя, воздухозаборников и в подвеске. На ТК-1 стоял двигатель Ford Type A, а на TK-2 — Ford Type T. Оба прототипа были испытаны летом 1930 года в Модлине, недалеко от Варшавы. Тем не менее, в серию эти машины не пошли. Доводка танкетки продолжалась.

В 1930 году, основываясь на опыте разработки ТК-1 и ТК-2, в Урсусе (Ursus), недалеко от Варшавы, был выпущен более тяжелый и улучшенный вариант танкетки — ТК-3 (номер 6007). К марту 1931 года он был готов к испытаниям. После всесторонних тестов, 14 июля 1931 года, ТК-3 был принят на вооружение Польской Армии. Серийное производство началось в конце 1931 года.

Конструкция серийной танкетки ТК-3 сохранила множество общих черт с исходным вариантом. Ходовая часть была предельно простой и, применительно на один борт, состояла из следующих элементов: две тележки с двумя обрезиненными опорными катками каждая, четыре поддерживающих ролика, переднее ведущее колесо, заднее направляющее колесо. Мелкозвенчатая гусеничная цепь состояла из стальных траков шириной 140 мм и длиной 127 мм. Подвеска тележек с опорными катками включала листовые рессоры.

Корпус танкетки представлял собой коробку, собранную из листов броневой стали толщиной от 3 до 8 мм. Трансмиссия механического типа располагалась в передней части корпуса, в то время как двигатель, топливный бак и система охлаждения находились на корме. На танкетках TK-3 устанавливался 4-цилиндровый бензиновый двигатель Ford-A мощностью 40 л.с., который производился в Польше по лицензии. Экипаж из двух человек размещался в средней части корпуса под высокой надстройкой. Танкетка вооружалась 7,92 мм пулеметом wz.25 которым управлял командир.

Первые 15 машин изготовлялись из неброневой стали (регистрационные номера 1154-1168) и впоследствии 6 из них послужили для постройки опытных вариантов танкеток и лёгких самоходных установок. Основная серия состояла из 185 единиц (регистрационные номера 1169-1353).

В 1931 году был разработан специальный , который мог буксироваться танкеткой ТК-3. Вдобавок, была разработана целая серия других (бронированных и небронированных) прицепов (с одной или двумя осями) для перевозки различной амуниции, боеприпасов, топлива, радиооборудования и даже солдат.

Чтобы повысить мобильность танкеток и сберечь их ходовую часть инженерами фирмы Ursus в 1931 г. была разработана уникальная платформа-транспортер, названная АТ-1 (иногда встречается название Autotransport). Суть новации была в следующем: танкетка ТК-3 устанавливалась на платформу, причем её ведущие колеса соединялось посредством цепи с задним мостом транспортера. Таким нехитрым образом удалось добиться некоторого увеличения скоростных характеристик, правда выпуск АТ-1 ограничился всего несколькими экземплярами и официально эта система
на вооружение не принималась.

Более надежным оказался обычный способ транспортировки, для которого использовались грузовые автомобили Ursus A. Кроме того, было выпущено несколько транспортеров Saurer 4ВLD\4ВLDP (которые могли перевозить сразу две танкетки) и Polski Fiat 621. Правда, количество танковых транспортеров было очень небольшим — в 1936 году польская армия располагала 14 машинами типа Ursus A и всего двумя Saurer 4ВLD.

Примерно в это же время проводились испытания железнодорожной платформы, на которую можно было установить танкетку TK-3 или TK-S,
и затем использовать эту связку в составе бронепоездов.

На протяжении всего серийного производства танкеток серии ТК польские инженеры искали пути повышения огневой мощи и расширения диапазона их использования.

Одной из первых появилась модификация TKF, которая отличалась новым двигателем Polski Fiat 122А рабочим объёмом 2592 куб.см.
Он развивал мощность 42 л.с. при 2600 об\мин и тратил 70 литров топлива на 100 км по пересеченной местности и 36 литров по шоссе.
Вооружение было усилено путем замены 7,92-мм пулемета на 9-мм пулемет Browning wz.28. Всего было построено 16 (по другим данным — 20)
танкеток, после чего предпочтение было отдано более совершенному варианту TK-S . Проектные работы по обновленной модели завершились в марте 1933 г. и к маю танкетка успешно прошла испытания. От ТК-3 этот вариант “позаимствовал” ходовую часть, но двигатель установили от TKF. Изменениям подверглась бронированная рубка, форму которой изменили для более удобного размещения вооружения, а толщину брони довели до 10 мм. Ещё одним улучшением стала установка панорамного перископа конструкции капитана А.Гундлаха (A.Gundlach). Впрочем, внешне TK-3 и TK-S отличались очень мало, чего не скажешь о ТТХ. В процессе испытаний выяснилось, что потяжелевший TK-S обладает несколько снизившимися ходовыми качествами, из-за чего пришлось ввести расширенные до 170 мм гусеничные траки, а ёмкости 60-литрового топливного бака хватало на 180 км движения по шоссе, против 200 км у TK-3. Тем не менее, боевая ценность танкетки оценивалась достаточно высоко.

С момента начала серийного выпуска TK-S в феврале 1934 г. и до сентября 1939 г. было собрано около 290 машин. Первоначально была собрана предсерийная партия из 20 танкеток (регистрационные номера 1492-1511), которые изготовлялись из неброневой стали — эти машины предназначались для ознокомления и обучения личного состава польских танковых частей. Новые серийные танкетки получили следующие серии регистрационных номеров: 1512-1594 (включая 6 TK-S построенных для Эстонии), 1597-1682, 1702-1764 и 1799-1814. В процессе производства в конструкцию TK-S вносили различные мелкие улучшения, включая установку более мощного двигателя Polski FIAT-122BC (46 л.с.). Неопределенным остаётся факт выпуска ещё нескольких танкеток, имеших номера от 8890 до 8910. Две из них послужили основой для прототипов самоходной установки TK-S-D (8897) и полубронированного тягача C2P (8898).

В основном танкетки распределили между танковыми ротами, но перед войной 40 танкеток TK-S переоборудовали в бронедрезины типа ТК, часть из которых включили в состав бронепоездов. Сама дрезина представляла собой платформу с подъёмным механизмом на которую поднималась и закреплялась танкетка. Вооружение осталось прежним, но несколько ТК оснащались зенитными пулеметами Browning LMG. Полный вес дрезины составил 4150 кг. В ряде случаев две или три дрезины соединялись вместе – такие комбинации обозначались как ТК-ТК или TK-R-TK . Как можно догадаться первый вариант был чисто “танкетным”, зато второй состоял из двух дрезин типа ТК и одной типа R (с легким танком FT-17 вооруженного пушкой).

Следующий вариант, названный TKW , больше всего походил на легкий танк. Шасси снова оставили без изменений, но пулемет установили в башне, расположенной справа от места водителя, причем толщина брони доходила до 20 мм. Хотя удобства для работы стрелка были минимальными, башня позволяла вести круговой обстрел, что существенно повышало эффективность танкетки. Испытания TKW прошли вполне успешно, но в серийное производство она не пошла. В 1935 г. польское командование остановило свой выбор на проекте легкого танка 4ТР, правда, шесть TKW все же успели поступить в ограниченную эксплуатацию польской армии.

Тем не менее, мощность вооружения танкеток TK-3\TK-S по-прежнему оставалась недостаточной. В 1933-1934 гг. несколько раз
поднимался вопрос об их перевооружении пулеметами более крупного калибра. Самым подходящим вариантом казался 13,2-мм пулемет, однако для эффективной борьбы с бронетехникой вероятного противника он был также недостаточен. Тогда поступило предложение вооружить танкетки противотанковыми автоматическими пушками калибра 20-мм. В 1936 г. на рассмотрение поступило два варианта: с пушками фирмы Madsen (Дания) и Solothurn (Швейцария).

Проведенные в том же году тесты показали что оба орудия не обладают требуемой бронепробиваемостью, поэтому в июле-октябре 1938 г. на испытания поступил опытный образец TK-3, а с января 1939 г. к нему присоединились два TK-S, вооруженные польской автоматической пушкой FK-A wz.38. Именно она и была выбрана для модернизации танкеток. Планами перевооружения предполагалось, что до 30 января 1940 г. 20-мм пушками будут оснащены 110 танкеток, но до сентября 1939 г. в войска поступило всего 10 таких машин. По другим данным количество модифицированных танкеток составило от 15 до 24. Столь небольшое количество объясняется отсутствием пушек, производство которых разворачивалось весьма медленными темпами. От стандартного (пулеметного) варианта они отличались наличием шаровой установки и длинным стволом пушки, выступающим за габариты танкетки. Пушечные TK-3\TK-S поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, где они служили в качестве командирских танкеток.

Шасси танкеток ТК-3 также пытались использовать для установки на него более тяжелого орудия. Одновременно с испытаниями TKF был представлен опытный образец самоходной артиллерийской установки названный TKD , разработанный под руководством инженера Й.Лапушевского в апреле 1932 г. Первоначально планировалось, что TKD будет использоваться как САУ поддержки пехоты – с этой целью танкетку оснастили 47-мм польским орудием wz.25 “Pocisk” с боекомплектом 55 выстрелов. Оно размещалось в открытой сверху рубке, что придавало САУ некоторую схожесть с артиллерийским вариантом Т-27 оснащенного 76-мм пушкой. Испытания подтвердили пригодность танкетного шасси для установки пушечного вооружения и к середине года, путем переоборудования из обычных танкеток ТК-3 (с\н 1156-1159), было изготовлено 4 образца TKD. Поскольку мощности 47-мм пушки хватало для борьбы с легкой бронетехникой САУ переориентировали на выполнение именно этой задачи, заодно опробовав варианты с британской 47-мм пушкой Vickers и французской 37-мм Puteau. С осени 1932 г. и до конца 1933 г. TKD принимали активное участие в маневрах польской армии. Сначала полученные САУ свели в отдельный взвод, придав его кавалерийской бригаде в качестве “противотанкового резерва”, а в 1934 г. их передали 11-му экспериментальному бронедивизиону в Модлине для проведения различных испытаний. Причиной прекращения работы над TKD послужило появление варианта TK-S с 20-мм пушкой. Что касается 47-мм САУ, то в августе-сентябре 1938 г. их передали 10-й моторизованной кавалерийской бригаде и задействовали в маневрах у границе с Чехословакией. После этого эпизода судьба TKD остается неясной. Согласно некоторым источникам в последний раз две САУ были использованы при обороне Варшавы.

С 1936 г. к подобным экспериментам привлекли улучшенные TK-S. Первым появился вариант с 37-мм пушкой Peuteau, который планировали использовать в качестве противотанковой САУ. О подробностях испытаний этой танкетки данных нет.

Тем временем была предпринята очередная попытка модернизации направленная в этот раз на улучшение ходовых качеств танкетки. Модель TKS-B получила измененную ходовую часть, в которой направляющие колеса были увеличены в диаметре и опущены на поверхность. Танкетка оснащалась двигателем Polski Fiat 122АС и стандартной трансмиссией. На испытаниях, проведенных летом 1936 года, она показала максимальную скорость на около 50 км\ч, при несколько меньшем расходе толива и лучшей управляемости. Несмотря на лучшие, по сравнению с TK-S, общие результаты, танкетка TKS-B так и не стала серийной. К тому времени командование польской армией окончательно решило направить основные усилия на создания хорошо защищенных лёгких танков, параллельно продолжив выпуск TK-S для разведывательных частей с их последующей заменой. Помимо этого, планы модернизации серийных танкеток TK-S до уровня TKS-B оказались слишком дорогостоящими — фактически, за смену ходовой части предлагалось заплатить по 10.000 злотых (при стоимости всей танкетки 47.800 злотых), что в те годы было значительной суммой.

Тем не менее, удачная ходовая часть TKS-B использовалась для создания других гусеничных машин. Одной из них стал транспортер вооружения TK-SD , разработкой которого руководил Й.Лапушевский. Основным назначением этой машины была транспортировка 37-мм противотанкового орудия Bofors wz.36. Рубка TK-SD была выполнена открытой и приспособлена для перевозки 4 человек. Вооружение танкетки состояло из 37-мм пушки защищенной лобовым щитком, причем стрельбу из него можно было вести не только с танкетки, но и установив орудие на земле. В апреле 1937 г. было изготовлено два прототипа, незначительно отличавшихся формой боевой рубки. В качестве базы для первого опытного образца послужил прототип TKS-B. Поскольку возимый боекомплект был небольшим для САУ разработали специальный прицеп в котором размещалось 80 снарядов. Летом 1937 г. польское командование устроило демонстрацию TK-SD перед румынской делегацией надеясь получить заказ на экспортные поставки, однако договориться с румынами не удалось. В конце года САУ отправили в Модлин, но уже в августе 1938 г. TKS-D поступили в распоряжение 10-й моторизованной кавалерийской бригады и приняли участие во вторжение в Чехословакию. Точных данных о боевом применении прототипов САУ нет, но в первых числах сентября 1939 г. обе TK-SD участвовали в сражении в Бескидских горах. Одна из них была уничтожена 5 сентября в бою у деревни Скрыдлна (Skrzydlna), а вторая – 9 сентября у города Альбигова (Albigow).

На базе TK-S польскими инженерами в 1933 году также был разработан тягач-транспортер С2Р . Прежде всего изменениям подверглась ходовая часть, направляющее колесо которой было заметно увеличено и соприкасалось с землей, уменьшая тем самым давление на грунт. Бронированная рубка была срезана и приспособлена для перевозки 4 пехотинцев или амуниции. Серийное производство С2Р началось в 1937 г. и продолжалось вплоть до оккупации Польши. За это время успели собрать 196 тягачей, хотя в планах оставался выпуск ещё 117. В основном их использовали для транспортировки 75-мм полевых орудий или 40-мм зениток.

До сентября 1939 г. предприятие Ursus успело передать в действующую
армию не менее 500 танкеток всех модификаций. К этому времени их зарубежные аналоги Carden-Lloyd Mk.VI и Т-27 уже вывели из частей первой линии, но в Польше танкетки TK-3 и TK-S составляли основу бронетанковых сил. Ими было укомплектовано 11 разведывательных бронедивизионов (в состав которых входило по 8 бронеавтомобилей и по 13 танкеток), 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток в каждой), а также по одной
разведывательной танковой роте и одному танковому батальону входивших в состав механизированных бригад. В ходе сентябрьской кампании к ним прибавилась рота легких танков при штабе обороны Варшавы и несколько импровизированных соединений, материальная часть которых набиралась из состава трех Резервных Центров Бронетехнических Вооружений. Распределение по боевым подразделениям было следующим:

Bron Panzerna (Польские танковые войска) 11 разведывательная танковая рота (не была до конца сформирована до войны, позже взводы роты были приданы полкам Варшавской бронемоторизованной бригады) 13 TK-S. Капитан Станислав Летовски
31 отдельная разведывательная танковая рота (3 сентября придана 25 пехотной дивизии) 13 ТKS. Капитан Тадеуш Шалек
32 отдельная разведывательная танковая рота (3 сентября придана 1 кавполку корпуса охраны границ) 13 ТKS. Поручик Флориан Кажмерчак
41 отдельная разведывательная танковая рота (83 пехотный полк 30 пехотной дивизии) 13 ТК-3. Капитан Тадеуш Витановски
42 отдельная разведывательная танковая рота (Кресовская кавалерийская бригада) 13 ТК-3. Капитан Мацей Грабовски
51 отдельная разведывательная танковая рота (оперативная группа «Белско») 13 ТК-3. Капитан Казимеж Полетылло
52 отдельная разведывательная танковая рота (оперативная группа «Шленьск») 13 ТК-3. Капитан Павел Дубицки
61 отдельная разведывательная танковая рота (с 3 по 6 сентября в составе 1 горной бригады) 13 ТK-S. Капитан Владислав Чаплински
62 отдельная разведывательная танковая рота (79 пехотный полк 20 пехотной дивизии) 13 ТK-S. Капитан Станислав Шапковски
63 отдельная разведывательная танковая рота (8 пехотная дивизия) 13 ТK-S. Поручик Мечислав Косевич
71 отдельная разведывательная танковая рота (14 пехотная дивизия, 4.09. передана 17 пехотной дивизии) 13 ТК-3. Поручик Станислав Скибневски
72 отдельная разведывательная танковая рота (по планам 17 пехотная дивизия, но с 1.09. в 26 пехотной дивизии) 13 ТК-3. Поручик Лукиан Шчепановски
81 отдельная разведывательная танковая рота (по планам 15 пехотная дивизия, в реальности оперативная группа «Всхуд») 13 ТК-3. Капитан Феликс Полковски
82 отдельная разведывательная танковая рота (26 пехотная дивизия) 13 ТК-3. Поручик Евгениуш Влодковски
91 отдельная разведывательная танковая рота (10 пехотная дивизия) 13 ТК-3. Капитан Станислав Краински
92 отдельная разведывательная танковая рота (10 пехотная дивизия) 13 ТК-3. Капитан Владислав Ивановски
101 разведывательная танковая рота (в 10 моторизованной кавалерийской бригаде) 9 ТК-3 и 4 ТK-S. Поручик Здислав Земски

Итого: 133 танкетки ТК-3 и 82 TK-S

Разведывательные подразделения польских кавалерийский бригад
11 броневой дивизион Майор Стефан Маевски — TK-3 и бронеавтомобили wz.29, Mazowiecka
21 броневой дивизион Майор Станислав Глински — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Wolynska
31 броневой дивизион Капитан Бруно Бленски — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Suwalska
32 броневой дивизион Майор Станислав Шостак — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Podlaska
33 броневой дивизион Майор Владислав Любенски — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Wilenska
51 броневой дивизион Майор Хенрик Светлицки — TK3 и бронеавтомобили wz.34, Krakowska
61 броневой дивизион Капитан Альфред Вуйчицки — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Kresowa
62 броневой дивизион Капитан Жыгмунд Бродовски — TK-S и бронеавтомобили wz.34-II, Podolska
71 броневой дивизион Капитан Казимеж Жолкевич — TK3 и бронеавтомобили wz.34-II, Wielkopolska
81 броневой дивизион Майор Францишек Шистовски — TK3 и бронеавтомобили wz.34, Pomorska
91 броневой дивизион Майор Артур Шливиньски — TK3 и бронеавтомобили wz.34, Nowogrodzka

Польские бронепоезда 1-го дивизиона

№11 «Danuta». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Болеслав Карабович
№12 «Poznanczyk». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Казимеж Маевски
№13 «General Sosnowski». 4 орудия калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Станислав Млодзяновски
№14 «Paderewski». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Ежи Желеховски
№51 «Pierwszy Marszalek». 4 орудия калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Леон Цимборски
№52 «Pilsudczyk». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК.Капитан Миколай Гончар
№53 «Smialy». 2 орудия калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК.Капитан Мечислав Малиновски
№54 «Grozny». 1 орудий калибра 100 мм и 2 калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Ян Рыбшински
№55 «Bartosz Glowacki». 2 орудия калибра 75 мм, 2 бронедрезины типа R и 4 типа ТК. Капитан Анджей Подгурски

В бой с немецкими войсками TK-S и ТК-3 пошли с 1 сентября, однако из-за тактики их использования, перенятой от французской армии, боевая эффективность танкеток оказалась невысокой. В отчетах нередко указывалось, что при использовании танкеток против пехотных частей они имели все шансы на успех, но бороться с немецкими танками, а уж тем более с противотанковой артиллерией, во встречном бою TK-S не могли. Например, 1 сентября 21-й бронедивизион при поддержке нескольких бронеавтомобилей wz.34 внезапно атаковали немцев под н.п.Мокра, обратив противника в бегство при потере всего трех машин.

С 3 по 5 сентября совместно с кавалерийскими бригадами танкетки ещё несколько раз контратаковали немцев с различной степенью успеха. Против пехоты, вооруженной только легким стрелковым вооружением TK-S действовали вполне успешно, но как только дело доходило до встреч с бронетехникой у экипажей танкеток начинались большие проблемы. Особенно резко проявлялось при этом слабость пулеметного вооружения и недостаточное бронирование. Часто можно встретить упоминания о том, что ТК-3 и TK-S вполне успешно боролись с легкими танками типа Pz.I, так как “обстрел бронебойными пулями бензобака давал неплохие результаты”. Это утверждение было справедливо только в том случае, когда танкетка находилась в засаде и её нападение было внезапным. Один из таких случаев произошел 18 сентября, когда экипаж одной TK-S с 20-мм пушкой, под командованием Романа Орлика, сумел подбить три немецких Pz.Kpfw.35(t), обладавших более мощным бронированием, нежели Pz.I. В остальных случаях бронедивизионы несли серьёзные потери. Особенно чувствительными они были при попытках прорыва из немецкого окружения у реки Свидер (13-15 сентября) и под Томашув Любельским (17-19 сентября), когда некоторые польские подразделения просто перестали существовать. Такая судьба, например, постигла танкетки и бронеавтомобили 21-й, 31-й, 32-й, 33-й и 51-й бронедивизионов, оставшихся к 20 сентября без материальной части. Последнее упоминание об использовании TK-3\TK-S относится к 27-30 сентября, когда уцелевшие боевые машины пытались прорваться к венгерской границе.

Такая же трагическая судьба постигла и бронедрезины типа ТК почти все из которых погибли, участвуя вместе с бронепоездами в
поддержке пехотных соединений. Часть дрезин была разукомплектована, так как танкетки и танки с них устанавливались не земле в
качестве ДОТов и впоследствии были уничтожены или брошены своими экипажами.

Несмотря на то, что польские танкетки TK\TK-S оказались совсем не хуже своего британского прототипа, больших экспортных поставок осуществить так и не удалось. В январе 1937 г. из Швеции поступил заказ на партию TK-S, количество которых варьировалось от 20 до 60 экземпляров плюс одна танкетка для испытаний, но как и в случае с танками 7ТР польская сторона отказалась от выполнения этого контракта.

Не удалось договориться и с испанской делегацией, которая планировала закупить 80 танкеток.

Единственной страной, куда были поставлены TK-S оказалась Эстония. В 1935 г. эстонская армия получила взвод из
6 танкеток, остававшихся на вооружении вплоть до лета 1940 г. По непроверенным данным бывшие эстонские TK-S использовались в июле 1941 г. Красной Армией против вермахта.

Осенью 1939 года, в силу сложившихся обстоятельств, несколько танкеток попало в распоряжение армии Венгрии. Это были машины из состава 10-й кавалерийской (моторизованной) бригады, которым 22-го сентября 1939 года посчастливилось прорваться на венгерскую территорию. В общей сложности под Мукачево венгры приняли одну пулеметную и четыре пушечные танкетки TK-S, а также восемь танкеток TKF и TK-3. В тот же день границу с Венгрией перешли по одной танкетке из состава 32-й отдельной разведывательной танковой роты и 21-го танкового батальна.

На начальном этапе боевых действий против СССР эти машины участия не принимали и вместе с танкетками CV3/33 использовались только для обучения. Однако, с 1942 года трофейные TKF и TK-S стали применяться против партизан на территории бывшей Югославии. Успешность их боевого применения была весьма относительной, а в марте 1944 года одна из TKF была захвачена в бою под г.Зента и сейчас является памятником. Остальные венгерские танкетки со временем были утилизированы.

Сколько танкеток попало в руки немцев сейчас сказать сложно. Много TK-3\TK-S имели повреждения и требовали ремонта, однако часть танкеток удалось захватить во вполне боеспособном состоянии. Их общее количество оценивается от 111 до 137 единиц. Захваченные танкетки были приняты на вооружение вермахтом под обозначением leichte Panzerkampfwagen TK-3/TK-S(p) и весьма интенсивно использовались вместе с трофейными тягачами С2Р в качестве транспортеров и для обучения экипажей.

Наиболее широкую известность получила Leichte Panzer Companie «Warschau», сформированная 12-го июня 1940 года специально для целей пропаганды и никогда в боевых действиях не участвовавшей. По состоянию на 6 октября 1940 года в составе роты числилось два полноценных танковых взвода, оснащенных трофейными танкетками. Некоторое время рота учатсовала в различных парадахи смотрах, однако в мае-июне 1941 года её расформировали, а технику направили в учебные подразделения.

В ноябре 1941 г. несколько танкеток TK-S (по разным данным от 6 до 18) было передано Хорватии. Танкетки были включены в состав
отдельного танкового взвода III армейского корпуса усташей, штатная численность которого не превышала 41 человека. Взвод не имел
номера и до начала 1943 г. его TK-S использовались только как учебные в Сараево и Зепце. Когда партизанская война в Югославии
достигла предела активности для борьбы с формированиями И.Б.Тито стали привлекать даже устаревшую технику.

С января по июль 1943 г. танкетки участвовали в боевых действиях против партизан близ н.п.Власеницы и Хадзичи, потеряв при этом большую половину материальной части. На 5 июля взвод все ещё имел 3 танкетки, но из-за своей малочисленности и слабости вооружения и бронирования они реальной силы не представляли. По решению хорватского командования оставшиеся TK-S были переданы 1-му батальону 5-го пехотного полка и их дальнейшая судьба неизвестна. Также есть упоминания о том, что несколько польских танкеток в декабре были переданы танковой роте Бригады Охраны Президента, однако с января 1942 г. это подразделение имело на вооружении только итальянские танкетки L3.

До сих пор не выяснена история танкеток, оказавшихся в руках Красной Армии после возвращения Западной Белоруссии и Западной Украины. По самым приблизительным данным на балансе РККА в приграничных округах насчитывалось не менее десятка TK-S и TK-3 и в июне-июле 1941 г.
их использовали против немецких войск. Например, в составе 23-й танковой дивизии 12-го механизированного корпуса числилось 340 Т-26 обр.1933\1937 гг., два двухбашенных Т-26 обр.1931г. с 37-мм пушкой, восемь двухбашенных Т-26 в пулеметном варианте, девять ХТ-26, а также две бывшие польские танкетки TK-S и семнадцать легких танков Vickers М1936 (ранее принадлежавших Литве). Танки иностранного производства использовались до войны только как учебные, но нельзя отрицать вероятность того факта, что TK-S могли снова пойти в бой на стороне РККА.

Источники:
J.Ledwoch «TK-3/TK-S» (Wydawnictwo Militaria 321)
J.Magnuski «Czołg rozpoznawczy TK (TKS)», TBiU nr 36, Warsaw, 1975

Polish tankettes TK-3 and TKS
Beutepanzer: Tankette TK-3 & TKS

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТАНКЕТОК
TK-3 и TK-S образца 1931-1936 гг.

TK-3
1931 г.
TKS
1933 г.
БОЕВАЯ МАССА 2430 кг 2570 кг
ЭКИПАЖ, чел. 2 2
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм 2580 2580
Ширина, мм 1780 1780
Высота, мм 1320 1320
Клиренс, мм 300 330
ВООРУЖЕНИЕ один 7,92-м пулемет wz.25 один 9-мм пулемет Browning wz.28 или одна 20-мм автоматическая пушка
БОЕКОМПЛЕКТ
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ оптический прицел панорамный перископ Гундлаха
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса – 8 мм
борт – 8 мм
корма — 8 мм
крыша – 5 мм
днище – 5 мм
лоб корпуса – 10 мм
борт – 10 мм
корма — 8 мм
крыша – 5 мм
днище – 5 мм
ДВИГАТЕЛЬ Ford F, бензиновый, 4-цилиндровый, жидклстного охлаждения, мощностью 40 л.с. при 2400 об\мин. Polski Fiat 122ВС, бензиновый, рабочим объёмом 2592 куб.см., мощностью 60 л.с. при 2600 об\мин.
ТРАНСМИССИЯ механического типа: главный фрикцион сухого трения, бортовые фрикционы, ручная КПП (6+1)
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; мелкозвенчатая гусеница с шириной трака 140 мм и длиной 127 мм (на один борт) 8 опорных катков, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо; мелкозвенчатая гусеница с шириной трака 170 мм и длиной 127 мм
СКОРОСТЬ 46 км\ч по шоссе 40 км\ч по шоссе
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ 200 км по шоссе
100 км по местности
180 км по шоссе
110 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град. 37° 37°
Высота стенки, м 0,43 0,43
Глубина брода, м 0,50 0,50
Ширина рва, м 1,22 1,00
СРЕДСТВА СВЯЗИ не устанавливались не устанавливались

Если судить по цифрам, то к моменту начала Второй мировой войны Польша имела достаточно внушительный парк бронетехники - около 870 единиц (против примерно 2700 танков в немецких группах армий «Север» и «Юг»). Но 3/4 из них приходилось на достаточно специфические машины - танкетки TK-3 и TKS. Что же представляли собой эти боевые машины, составлявшие основу польского бронетанкового вооружения?

Студент-архитектор и его «тараканы»

9 сентября 1939 года началось одно из первых крупных сражений Второй мировой войны – битва на Бзуре. Польские армии «Познань» и «Поморье», отступавшие на восток из познаньского выступа, оказались в тылу рвавшейся к Варшаве немецкой группы армий «Юг». Передвигаясь ночными маршами, поляки скрытно дошли до долины реки Бзуры и нанесли мощный удар по левому флангу 8-й армии вермахта. При наступлении на юго-восток они освободили несколько городов и вынудили германское командование пересмотреть планы операций в центральной Польше, перебросив к Бзуре дополнительные танковые и авиационные подразделения. Ситуация для немцев в этом районе была настолько критичной, что, например, 17 сентября люфтваффе практически отменило все вылеты, кроме связанных с районом Бзуры. Тем не менее, общий ход боевых действий армии «Познань» и «Поморье» переломить не смогли - ещё 12 сентября немцы подошли ко Львову, а 14-го завершили окружение Варшавы.

В числе других воинских частей в состав армии «Познань» входила Великопольская кавалерийская бригада, в составе которой сражался 71-й бронебатальон (71 Dywizjon Pancerny). Из трёх рот этого сформированного непосредственно перед войной (24–27 августа) подразделения только одна была укомплектована машинами, которые с известной долей условности можно назвать танками. Это были тринадцать пулемётных танкеток TKS (и, возможно, TK-3), четыре из которых поляки успели перевооружить, установив автоматические пушки 20 mm wz. 38 model A (по польской классификации это орудие проходило как «сверхтяжёлый пулемёт»). Одной из таких танкеток с «тяжёлым» вооружением командовал призванный в армию 26 августа студент Варшавского политехнического университета - командир взвода сержант Роман Эдмунд Орлик. Вторым членом экипажа, состоявшего из двух человек, был механик-водитель Бронислав Закржевский.

Во время битвы на Бзуре Великопольская кавалерийская бригада вела тяжёлые бои против 4-й танковой дивизии 16-го моторизованного корпуса 10-й армии вермахта. 14 сентября бригада атаковала немцев в районе Брохова. В этом бою Орлик уничтожил 3 танка из состава 36-го танкового полка; скорее всего, это были машины PzKpfv I и PzKpfv II, составлявшие основу танкового парка немецкой 4-й дивизии.

18 сентября Великопольская кавалерийская бригада в составе Оперативной кавалерийской группы, сформированной с целью очищения пути на Варшаву для остальных окружаемых немцами польских частей армии «Познань», вела бои в районе Кампиноской пущи к западу от столицы. Взвод (в польских источниках – полувзвод, półpluton) Орлика в составе его машины и ещё двух танкеток с пулемётным вооружением был направлен в разведку. Услышав шум танковых двигателей впереди, сержант отправил машины с пулемётным вооружением в укрытие, а сам расположился в засаде.

По дороге перед польской танкеткой двигалась колонна из трёх танков и нескольких автомобилей 1-й лёгкой дивизии вермахта. Внезапно открыв огонь, польский танкист выстрелом в борт уничтожил головной немецкий танк прямо на дороге, вынудив остальные машины для объезда съехать в лес. Меняя позиции, Орлик уничтожил два остальных немецких танка, оставшуюся часть немецкой колонны обратил в бегство и без потерь вышел со своим взводом из боя.

В некоторых источниках указывается, что все три танка, уничтоженные Орликом 18 сентября, были чешскими PzKpfw 35(t), составлявшими основу танкового парка 1-й лёгкой дивизии. Однако с большой вероятностью одним из этих танков был PzKpfw IV . На вооружении 1-й лёгкой дивизии в небольшом числе они имелись, и за период с 1 по 25 сентября дивизия потеряла до 9 танков этого типа. В бою в числе прочих получил тяжёлые ранения и умер командир танкового взвода лейтенант Виктор IV Альбрехт, принц Ратиборский – в ряде источников указывается, что именно он командовал экипажем PzKpfv IV, и даже приводится фотография его уничтоженной боевой машины.

Предположительно, на фото PzKpfv IV принца Виктора Альбрехта, уничтоженный Романом Орликом в бою 18 сентября

19 сентября Орлик принял участие в бою за Серакув, где несколько десятков танков немецкого 11-го танкового полка и 65-го танкового батальона атаковали 7-й полк конных стрелков и 9-й уланский полк поляков. Батареей 7-го дивизиона конной артиллерии и польскими танкистами в этом бою было уничтожено и подбито более 20 немецких танков, из числа которых на счету танкетки Орлика 7 машин. Двоих немецких танкистов Орлик взял в плен. Затем Орлик сумел вывести свою танкетку к Варшаве, принял участие в её обороне, а после падения города присоединился к силам польского сопротивления. Ему удалось пережить войну, после которой он работал по своей специальности – архитектором.

Принимая во внимание машину, на которой сражался Орлик, его достижения (13 подбитых и уничтоженных танков меньше, чем за неделю боёв) выглядят очень достойно. Маленькая, легкобронированная и слабо вооружённая танкетка TKS и на первый, и на второй взгляд мало подходила на роль грозного истребителя танков. Тем не менее, как показала практика, в умелых руках и она могла быть грозным оружием - причём, учитывая то, что Орлик стал танкистом буквально за несколько дней до начала войны, освоить её, видимо, было несложно.

Так что же это за бронемашины, о которых, как пишет польский военный историк Януш Магнуски, пленённый поляками немецкий офицер-танкист отозвался такими словами:

«…очень сложно попасть из пушки по такому маленькому таракану».

Поляк с британскими корнями

Эксперименты британского танкостроения в межвоенный период «аукнулись» по всему миру. «Виккерс шеститонный», например, породил целую плеяду однотипных машин в разных странах, впоследствии воевавших по обе стороны фронтов Второй мировой войны. Похожим образом сложилась судьба и у двухместной танкетки конструкторов Джона Кардена и Вивьена Ллойда Mk VI, которая в советской специальной литературе звучно именовалась «гусеничным пулемётовозом Карден-Ллойда». Их с различными доработками производили в СССР (Т-27), Франции, Чехословакии, Японии, Италии, Польше – причём в двух последних странах к началу мировой войны именно танкетки составляли основную массу гусеничных бронемашин.

Британская танкетка, вооружавшаяся 7,7-мм пулемётом «Виккерс» с водяным охлаждением, была дёшева и проста в конструкции. При её изготовлении использовались многочисленные доступные автомобильные узлы и агрегаты, в том числе двигатель Ford T.

В 1929 году, когда началось её серийное производство в Англии, поляки закупили один экземпляр для испытаний. После показа на полигоне в Рембертове 20 июня 1929 года было решено закупить ещё 10 танкеток, из которых сформировали два взвода по пять машин. Всесторонние испытания показали, что машины обладают хорошими подвижностью и проходимостью, что в совокупности с малым размером делает их подходящими для нужд разведки. Было принято решение заменить танкетками бронемашины wz.28 в разведывательных подразделениях кавалерийских частей, и Польша приобрела лицензию на производство Карден-Ллойд Mk VI.

Более подробные исследования, проводившиеся с сентября по декабрь 1929 года, показали и определённые недостатки. В первую очередь проблемы доставляла малокомфортная не подрессоренная подвеска, из-за которой экипаж выматывался после продолжительной поездки. Уже на двух британских машинах поляки усовершенствовали её конструкцию, установив полуэллиптические рессоры.

Но на этих полумерах решено было не останавливаться – в массовое производство поляки запустили более глубоко модернизированные машины. Промежуточными этапами по усовершенствованию танкетки были машины версий TK-1 и TK-2 с изменённой формой корпуса, которые друг от друга отличались расположением ведущего колеса: в ТК-1 оно было сзади, а в ТК-2 осталось спереди.

Кроме того, если на ТК-2 в качестве силовой установки по-прежнему использовался двигатель Ford T, на ТК-1 поставили новый Ford A. Обе машины получили электрический стартёр, а в качестве вооружения на них установили пулемёт с воздушным охлаждением «Гочкис» wz.25. Что касается названия польской танкетки, то по его происхождению нет единого мнения. ТК может быть аббревиатурой от фамилий конструкторов Тшецьяка и Каркоза, которые работали над машиной, инициалами подполковник Тадеуша Коссаковского из инженерного департамента польской армии, а также просто сокращением от слова «танкетка».


Прототипы ТК-2 (на переднем плане) и ТК-1. За ними видны оригинальные британские Карден-Ллойды Mk VI. Фотография, вероятно, относится к 1930 году. На заднем плане грузовики Ursus A и два Saurer

Серийное производство

Дальнейшие испытания и работа над прототипами привели к созданию третьего варианта машины с закрытым сверху боевым отделением. Новая машина под названием ТК-3 и была принята на вооружение польской армии в 1931 году. Всего этих танкеток было изготовлено 3 партии по 100 штук, причём 15 ТК-3 из первой партии были сделаны из неброневой стали.


Серийная танкетка ТК-3. Масса 2430 кг, двигатель Ford A 40 л.с., скорость по дороге 46 км/ч, запас хода до 200 км. Вооружение – 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект - 1800 патронов

В начале 30-х годов поляки приобрели лицензию на производство итальянского двигателя FIAT-122BC и в рамках импортозамещения (моторы Ford-A приходилось закупать за границей) в 1933 году установили двигатель отечественной сборки на некоторое число танкеток. Всего таких машин (которые получили наименование TKF) было выпущено от 18 до 22; есть мнение, что они входили в число 100 машин последней серии ТК-3.

В 1933 году началась работа над модернизацией ТК-3. TKS (или, в довоенном написании, TK-S) получила корпус новой формы с улучшенным бронированием. Разумеется, машину оснастили фиатовским двигателем отечественного производства, а также новой трансмиссией. Была усилена подвеска, расширены траки гусениц и изменена система их натяжения. Командир получил поворачиваемый современный перископ, а пулемёт на TKS был установлен в шаровой установке (на первом прототипе устанавливался пулемёт с водяным охлаждением wz.30 «Браунинг», но затем было решено вернуться к такому же, как и на ТК-3, «воздушному» wz.25).


10. Серийная танкетка TKS с пулемётным вооружением. Масса 2570 кг, двигатель FIAT 122ВС 46 л.с. (или FIAT 122AC 42 л.с), скорость по дороге 45 км/ч, запас хода до 160 км. Вооружение - 7,92-мм пулемёт Hotchkiss wz. 25, боекомплект - 1920 патронов

В общей сложности к окончанию производства в апреле 1937 года были построены 262 серийные танкетки TKS. Разрабатывался и облегчённый вариант TKS-B для эксплуатации в качестве артиллерийского тягача, в котором вместо бронепластин использовались обычная сталь. Машина получилась легче, быстрее (на 5 км/ч), с меньшим расходом топлива и лучшей управляемостью, но в серию так и не пошла.

Так как с самого начала было понятно, что вооружённая пулемётом танкетка не сможет бороться с бронетехникой противника, неоднократно высказывались идеи о перевооружении польских танкеток более серьёзным оружием. Ещё в 1931 году на них предлагалось установить 13,2-мм тяжёлый французский пулемёт «Гочкис». Рассматривались варианты с установкой 37-мм и даже 45-мм орудий. На рубеже 1935–1936 годов на одну из TKS в экспериментальном порядке установили тяжёлое противотанковое 20-мм ружье Золотурн S18–100 (которое использовалось в качестве основного вооружения на венгерском лёгком танке «Толди»). Этот опыт показал, что установка вооружения с таким калибром целесообразна, но ружьё поляки «забраковали» из-за того, что оно могло вести только одиночный огонь.

После испытания различных моделей автоматических пушек Эрликон, Золотурн и Мадсен, уже в августе 1939 года было принято решение перевооружить 80 танкеток TKS и 70 TK-3 недавно разработанными отечественными автоматическими пушками 20 mm wz. 38 model A.

К началу войны поляки успели произвести лишь около 50 таких орудий, а на танкетки было установлено и того меньше – от 20 до 24. Именно на такой машине сражался Роман Орлик – в силу малой заметности, подвижности и удачного вооружения такие TK-3 и TKS оказались самыми ценными образцами польской бронетехники.

Эксперименты над «тараканами»

Рассказывая о польских танкетках, необходимо упомянуть вкратце и о экспериментальных машинах на их базе. В конце 1932 или в начале 1933 года был построен башенный прототип TKW (W – «wieża», башня). На него пробовали ставить пулемёты с воздушным и водяным охлаждением. Испытания этого «минитанка» показали, что башня является экстремально тесной, обладает ужасной вентиляцией и плохой обзорностью. У машины получался очень высокий центр тяжести, правая сторона оказалась перегруженной, что могло привести к опрокидыванию, а броневой колпак водителя ограничивал угол поворота башни 306 градусами.

В 1932 году на базе ТК-3 было создано лёгкое самоходное орудие TKD с вооружением в виде 47-мм короткоствольной пушки Vickers QF. Всего было построено 4 машины, из которых сформировали экспериментальный взвод. Самоходки проходили испытания в качестве средств противотанковой и артиллерийской поддержки кавалерийских частей. По итогу учений летом 1933 года стало понятно, что к ходовой части претензий нет, а вот маломощное орудие не совсем отвечало потребностям польской армии.

37-мм противотанковой пушкой «Бофорс» была вооружена ещё одна экспериментальная машина TKS-D . Её концепция была уникальна: здесь танкетка выступала в роли тягача для обычного лафетного орудия, которое, однако, при необходимости можно было снять с лафета и установить в передней части корпуса машины. В таком виде тягач превращался в миниатюрный, но полноценный для 30-х годов «истребитель танков», самоходное ПТО.


Артиллерийский тягач/самоходное ПТО TKS-D. Орудие установлено на машине, которая буксирует «пустой» лафет

Ещё одним интересным решением была польская реализация модной в 1930-е годы концепции «колёсно-гусеничного» танка. Для польских танкеток на базе грузовика Ursus А было разработано специальное колёсное шасси. После заезда с рампы на это устройство ведущие колеса танкетки соединялись цепями с передачей на задний мост агрегата, а передние колеса шасси соединялись с органами управления бронемашины. В таком виде танкетки приобретали внешность тяжёлого бронеавтомобиля – правда, в безбашенном варианте практическая польза такого решения в боевых условиях остаётся под очень большим вопросом.

Танкетки TK-3, TKF и TKS были основными и наиболее многочисленными бронемашинами польской армии перед началом Второй мировой войны. Их внушительное количество в примерно 600 единиц на бумаге создавало видимость бронетанковой мощи польской армии. На самом деле они не могли и не смогли стать полноценной заменой «настоящим» танкам. Однако такие преимущества, как небольшой размер, малая заметность и высокая подвижность, позволяли им удачно действовать в разведке или из засад. При отсутствии другой бронетанковой техники они могли выполнять роль танка непосредственной поддержки пехоты; иногда даже само их присутствие поднимало боевой дух польских войск и угнетающе действовало на немецкую пехоту, которая часто вообще не ожидала столкновения с польской бронетехникой.

  • Janusz Magnuski, «Czołg rozpoznawczy TKS (TK)"; TBiU nr. 36; Wydawnictwo MON; Warszawa 1975;
  • Janusz Magnuski. Karaluchy przeciw Panzerom (Тараканы против танков). Pelta, Warsaw (1995);
  • Мото-механизированная пехота (Боевое использование и применение пехоты мехсоединений). Государственное военное издательство, Москва, 1934

(Польша)

Польские танковые войска были сформированы в 1919 году, когда Польша отделилась от России и получила независимость. Непосредственное участие в процессе вооружения армии этой страны приняла Франция. Кроме финансовой поддержки, Франция также направила в Польшу военных специалистов, при помощи которых была организована Высшая военная школа и закуплена боевая техника, в том числе самолеты и танки. Предоставленные Польше 120 машин Рено ПЧ7 вошли в состав 1-го танкового полка и вскоре уже участвовали в боях против Красной Армии. 7 танков стали трофеями советских войск, а 19 были потеряны в сражениях. После войны польские танковые части пополнились еще некоторым количеством П-17, и до начала 30-х годов танки этого типа были самыми распространенными в Польше. Поскольку они быстро устаревали, стране пришлось заняться созданием собственных бронированных машин. Первыми образцами гусеничной бронетехники, которые освоила польская промышленность, стали танкетки ТК-3 и ТКБ. Накануне Второй мировой войны парк бронетанковых войск Польши на две трети состоял из этих машин.

В 1929 году Польша в числе первых стран закутила в Великобритании десять танкеток «Карден-Лойд» Мк VI и лицензию в их производство. Однако английскую машину в Польше не строили, а было принято решение разработать на ее основе улучшенный образец. В 1930 году были изготовлены две польские опытные танкетки, ТК-1 и ТК-2, отличавшиеся от зарубежного прототипа улучшенной подвеской, трех-скоростной коробкой передач, иным способом размещения двигателя и прочими новшествами. Пулемет «Браунинг» калибра 7,92 мм мог переставляться на наружный штырь и использоваться в качестве зенитного. Открытая сверху рубка имела броню толщиной 6-8 мм.

В 1931 году завод «Урсу» в Варнаве построил танкетку ТК-3 с бронированной крышей рубки и дополнительной листовой рессорой подвески опорных катков. Именно она была запущена в серийное производство, и за три года было изготовлено 280 таких машин. В процессе эксплуатации танкетки выявились ее недостатки: неудачная установка пулемета, недостаточная защищенность и теснота для обоих членов экипажа. Поэтому в 1933 году начался выпуск усовершенствованной модификации, ТКБ, имеющей увеличенный внутренний объем и лучшую защиту корпуса. Пулемет получил установку, обеспечивающую горизонтальный сектор обстрела 48˚ вертикальный - 35˚.

Снаружи корпуса вновь появилось дополнительное крепление в виде вилки, на которую мог переставляться пулемет для ведения зенитного огня. Стрелок командир при этом должен был находиться снаружи машины Кроме установки более мощного двигателя, была усилена подвеска катков и увеличена ширина гусениц, что привело к лучшей проходимости танкетки. Шестицилиндровый двигатель «Польский Фиат» 122АС мощностью 42 л. с. позволял машине развивать скорость 40 км/Ч.

Командир вел наблюдение на поле боя через перископ и три смотровые щели. До 1937 года было построен около 280 ТКБ

К моменту нападения Германии на Польшу в строю оставались 403 танкетки обоих танков и 250 легких танков. В бой было отправлено все, включая резервы. Но польская бронетехника, и в первую очередь танкетки, была уничтожен превосходящими силами противника. Уцелевшие и захваченные вермахтом ТК-3 и ТКБ использовались затем в качестве транспортеров боеприпасов и для несения охранной службы тыловых объектов после замены вооружения на пулеметы германского производства. Польская кампания выявила несостоятельность танкеток на поле боя. При встрече с немецкими танками они были обречены на поражение. Пулеметы и даже 20-мм пушки, установленные на некоторых машинах, не могли нанести существенных повреждений бронетехнике врага. Нанести урон противнику смогли только легкие танки типа 7ТР.

Польские танкетки TK и TKS (малые разведывательные безбашенные танки) были созданы на базе шасси знаменитой английской танкетки Carden Loyd. Танкетки производились в Польше с начала 1931 года и активно использовались в боях Второй мировой войны. Обычно они были вооружены пулеметами, но перед самой войной в 1939 году их начали перевооружать 20-мм пушкой, однако до начала боевых действий успели модернизировать таким образом всего 24 машины. К началу Второй мировой войны Польша располагала более чем шестью сотнями боевых машин данного типа: они составляли основу бронетанковых сил страны.

Британская танкетка Carden-Loyd Mk VI стала одной из самых распространенных машин данного класса в мире. Созданная в конце 1920-х годов она привлекла внимание военных многих стран мира, в частности СССР, Польши, Франции. Танкетка была предназначена для вооружения подразделений моторизованной пехоты британской армии. Она должна была повысить тактическую подвижность пехотных соединений - обеспечить непрерывность поддержки пехоты пулеметным огнем, путем быстрого перемещения станковых пулеметов на поле боя с одной позиции на другую.

Carden-Loyd Mk VI

Британская компания Vickers-Armstrong выпустила небольшую двухместную танкетку Vickers Carden-Loyd Mark VI в 1928 году. Ее конструкция привлекла внимание военных многих европейских стран. Не обошли ее стороной и представители польской армии. Весной 1929 года Польша купила одну такую танкетку. 20 июня того же года боевая машина была доставлена на полигон Рембертов, расположенный недалеко от Варшавы. По результатам проведенных здесь испытаний Польша приобрела еще 10 танкеток. Они прибыли в страну в сентябре, после чего сразу же начались их тщательные и всесторонние испытания. В результате польская армия сделала вывод о том, что британские танкетки обладают достаточным боевым потенциалом и их можно использовать в составе моторизованных кавалерийских частей, а также как разведывательные машины. После этого Варшава приобрела лицензию на выпуск данных танкеток. При этом поляки оснастили танкетку существенно более мощным двигателем, а также добавили в подвеску дополнительную рессору, в результате чего танкетка получила более плавный ход.

В конце 1929 года был изготовлен прототип польской танкетки TK-1, вслед за которым последовал очень похожий на него прототип TK-2. Обе танкетки отличались открытым сверху бронекорпусом и вооружались одним 7,92-мм пулеметом wz.25 или wz.30, который можно было использовать как против наземных, так и против воздушных целей. Бронирование обеих танкеток было одинаковым, толщина брони составляла от 3 до 7 мм. Отличия заключались лишь в расположении мотора, воздухозаборников и конструкции подвески. Так на танкетку TK-1 ставился двигатель Ford-A, а на танкетку TK-2 - Ford-T. Обе машины прошли испытания летом 1930 года в Модлине недалеко от Варшавы, однако в серию данные боевые машины не пошли, работы над созданием польской танкетки были продолжены.

В том же году, основываясь на опыте работ над танкетками TK-1 и TK-2, в Урсусе недалеко от польской столицы был выпущен более тяжелый улучшенный вариант танкетки, получившей обозначение TK-3. После всесторонних тестов, которые продлились с марта по июль 1930 года, эту версию приняли на вооружение польской армии. Серийный выпуск новой танкетки начался в конце 1931 года. В результате до 1934 года компания Panstwowe Zaklady Inzynierii («Урсус») выпустила порядка 300 танкеток TK-3. Данная техника стала первой гусеничной бронемашиной, все детали которой, хотя и по лицензии, были произведены непосредственно в Польше. Экипаж танкетки, состоявший из двух человек, располагался в легкобронированной надстройке с толщиной брони от 3 до 8 мм. Вооружалась данная модель 7,92-мм пулеметом wz.25, огонь из которого вел командир. В качестве силовой установки использовался двигатель Ford-A.

Танкетка TKS в Музее Войска Польского

В 1933 году танкетка прошла модернизацию, на ней появился новый двигатель Polski Fiat 122А, который развивал мощность 40 л.с. при 2600 оборотах в минуту. Двигатель расходовал порядка 36 литров при движении по шоссе или 70 литров топлива на 100 километров при движении по пересеченной местности. Всего было выпущено два десятка подобных боевых машин.

Последней и наиболее распространенной модификацией польской танкетки с британскими корнями стала модель TKS. Она оснащалась более удобной и просторной боевой рубкой, а максимальная толщина брони была доведена до 10 мм. С момента начала серийного производства в феврале 1934 года было выпущено порядка 390 боевых машин данного типа. При этом перед началом Второй мировой войны 40 танкеток TKS были переоборудованы в бронедрезины, часть из которых была включена в состав бронепоездов. Подобные дрезины представляли собой платформу с подъемным механизмом, при помощи которого на нее поднималась, а затем и закреплялась танкетка. Вооружение данных машин оставалось прежним, лишь несколько танкеток получили зенитные пулеметы Browning LMG. Полная масса такой дрезины составляла 4150 кг. Иногда 2-3 дрезины соединяли между собой, подобные комбинации носили обозначение TK-ТК или TK-R-TK. Они включали в себя либо две танкетки, либо две танкетки-дрезины типа TK и одну типа R, которая вооружалась легким танком Renault FT-17.

Уже перед самой войной, осознавая, что пулеметного вооружения будет явно недостаточно, польские военные еще раз инициировали модернизацию танкетки TKS, которая получила 20-мм автоматическую пушку Bofors FK-A wz.38. По планам до 30 января 1949 года такими скорострельными пушками планировалось перевооружить 110 танкеток, но до сентября 1939 года в войска попало всего около 20 подобных машин. Они поступили в распоряжение 10-й механизированной бригады, в которой использовались в качестве командирских.

Танкетка TKS с 20-мм пушкой

Также на базе танкетки TKS польскими конструкторами был создан тягач-транспортер C2P. Машина была создана в 1933 году. В первую очередь изменения затронули ходовую часть танкетки: направляющее колесо было увеличено и соприкасалось с землей, уменьшив тем самым давление на грунт. Бронерубка была срезана и приспособлена для транспортировки 4 пехотинцев или амуниции. Машина серийно производилась с 1937 года и вплоть до оккупации Польши гитлеровскими войсками. До этого момента польские предприятия собрали 196 транспортеров-тягачей, в планах было выпустить еще как минимум 117 подобных вспомогательных машин. Главным образом они использовались для транспортировки 40-мм зенитных пушек и 75-мм полевых орудий.

Перед Второй мировой войной в Польше имелось более 600 танкеток ТК-3 и TKS, ими было полностью укомплектовано 11 разведывательных бронедивизионов (в их состав входили 13 танкеток и 8 бронеавтомобилей), 15 отдельных разведывательных танковых рот (по 13 танкеток в каждой), а также по одной разведывательной танковой роте и одному танковому батальону, входивших в состав механизированных бригад. Уже после начала войны к ним прибавилась рота легких танков при штабе обороны Варшавы, а также несколько импровизированных соединений различной численности, которые укомплектовывались из состава трех Резервных центров бронетанковых вооружений.

В бой польские танкетки вступили в первый же день войны. Так уже 1 сентября 1939 года 21-й бронедивизион при поддержке нескольких бронеавтомобилей wz.34 внезапной атакой обратил противника в бегство под Мокрой. Потери поляков в этом бою составили всего 3 машины. С 3 по 5 сентября совместно с кавалерийскими бригадами танкетки еще несколько раз контратаковали немецкие части с разной степенью успеха. В боях быстро выяснилось, что против немецкой пехоты, вооруженной лишь легким стрелковым , танкетки TKS действовали достаточно успешно, однако как только они встречались с бронетехникой противника, у них начинались серьезные проблемы. Особенно резко проявлялось недостаточное бронирование и слабость пулеметного вооружения.

Во время польского похода Красной Армии советские войска захватили в Львове, где размещался польский 6-й танковый батальон из состава 10-й моторизованной кавалерийской бригады полковника Мачека, до 10 исправных танкеток TKS и тягачей-транспортеров C2P, созданных на их базе. Часть танкеток была захвачена прямо на территории казарм подразделения. Данные танкетки в 1940 году были доставлены на полигон Научно-исследовательского института бронетанковой техники (НИИБТ Полигон), где прошли серию испытаний.

Весьма любопытным представляется тот факт, что при изучении польских танкеток TKS и танка 7TP советские специалисты практически не обратили внимания на перископический прибор наблюдения, созданный Рудольфом Гундлахом. При изучении танкетки они просто отметили факт наличия прибора, а в отчете о танке 7TP дали о нем небольшую справку. При этом в танкетке TKS именно перископический прибор был, скорее всего, самой интересной деталью. Созданный Гундлахом перископический прибор, который сегодня более известен как Vickers Tank Periscope MK.IV (или просто MK.IV), является, пожалуй, лучшим образцом танковой оптики того временного периода. Он обладал хорошей обзорностью и отличался возможностью быстрой замены поврежденной призмы. Данный перископ сначала скопировали англичане, а затем и танкостроители многих других стран. В Советском Союзе данный перископический прибор как будто бы не заметили, о нем вспомнили лишь в 1943 году. При этом в нашей стране обозначение MK-IV он получил не в соответствии с британской спецификацией, а в честь тяжелого танка MK-IV «Черчилль».

Бронекорпус польской танкетки не особо впечатлил советских специалистов. С одной стороны данный корпус был разработан практически с нуля и явно по всем параметрам превосходил не только британский оригинал, но и все остальные машины, которые были созданы на базе английской танкетки Carden-Loyd Mk.VI. В отличие от них польский экипаж не чувствовал себя в тесноте, корпус получился достаточно просторным. И мехвод, и командир танкетки имели неплохой обзор, широкие люки позволяли им нормально попадать внутрь и покидать боевую машину, а также обеспечивали удобство технического обслуживания узлов и агрегатов техники. С другой стороны очень небольшие габариты танкетки все равно не позволяли разместить силовую установку отдельно от экипажа, мотор был установлен в боевом отделении. Тут же были размещены и топливные баки, перенести которые в другое место было невозможно.

Бронирование танкетки поляки усилили, доведя его до 10 мм в лобовой проекции и до 8 мм по бортам корпуса. Это обеспечивало защиту экипажа от огня противника из стрелкового оружия на дистанции в несколько сотен метров. При стрельбе в упор танкетку можно было поразить бронебойными боеприпасами винтовочного калибра, уязвима она была и для крупнокалиберных пулеметов. Впрочем сами поляки не испытывали особых иллюзий относительно бронирования и боевых возможностей своей танкетки, ее выпуск был прекращен еще весной 1937 года. Сталь, из которой был выполнен ее бронекорпус, также не заинтересовала работников НИИБТ Полигон.

В отличие от советской танкетки Т-27, в которой количество опорных катков в ходовой части довели до 6 на борт, удлинять опорную поверхность поляки не стали, хотя это могло улучшить продольную устойчивость боевой машины. Однако и полной копией британской ходовой части польская разработка не была. В то время как у Carden-Loyd Mk.VI верхнюю ветвь гусеницы поддерживал деревянный брус, у польской танкетки TKS появилось по 4 поддерживающих катка на борт. Претерпела изменения и подвеска, на TKS появилась центральная рессора, к которой крепились тележки, что позволило улучшить условия работы экипажа, особенно при движении по пересеченной местности. У ведущих колес появились съемные венцы, что позволило облегчить обслуживание ходовой части. В случае поломки зубьев зацепления на британской танкетке необходимо было менять все колесо, у польской версии было достаточно заменить венец, что было не только быстрее, но и проще. Подробнее об испытаниях польской танкетки TKS и транспортера C2P вы можете прочесть в Юрия Пашолока на сайте warspot.ru.

По итогам проведенных в СССР испытаний и изучения конструкции польской танкетки были сделаны следующие выводы: «В польской армии танкетка TKS была основным типом танка-разведчика. На испытанной танкетке имелась надпись «Эскадрон смерти», на основании которой можно было сделать вывод, что танкетки находились на вооружении польских кавалерийских частей. Выполненная по типу британской танкетки Carden-Loyd, она обладала рядом изменений, которые были связаны с использованием польских автомобильных агрегатов, улучшающих ее конструкцию. Для советской танковой промышленности танкетка TKS представляет лишь учебный интерес».

Тактико-технические характеристики TKS:
Габаритные размеры: длина - 2560 мм, ширина - 1760 мм, высота - 1330 мм, клиренс - 330 мм.
Боевая масса - 2650 кг.
Бронирование - 3-10 мм.
Вооружение - один 7,92-мм пулемет Hotchkiss wz. 25, на 24 машинах - 20-мм пушка wz. 38 FK-A.
Боекомплект - 1920 патронов или 80 снарядов.
Силовая установка - 4-цилиндровый бензиновый двигатель Polski Fiat 122ВС мощностью 46 л.с.
Максимальная скорость - 40 км/ч (по шоссе).
Запас топлива - 60 литров.
Запас хода - 160 км (по шоссе), 90 км (по пересеченной местности).
Экипаж - 2 человека (командир и механик-водитель).

Источники информации:
http://opoccuu.com/tks.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/poland/tks.htm
http://www.aviarmor.net/tww2/tanks/gb/carden_loyd_mk6.htm
http://warspot.ru/6460-trofei-iz-galitsii
Материалы из открытых источников