Почему девочек нельзя заносить в алтарь. Почему нельзя заходить в алтарь

30.08.2019 Обучение

С наступлением тёплого времени года начинается так называемая «крестильная пора». Чтобы ответить на многочисленные вопросы прихожан в преддверии массовых крестин, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора с. Енотаевка иерей Сергий Черкасов согласился дать интервью.
- Таинство крещения установлено самим Господом. Каждый год 19 января мы празднуем Крещение Господне, когда Иоанн Креститель крестил в водах Иордана Иисуса Христа. Только то крещение представляет собой скорее покаяние во грехах, так как скоро на проповедь должен был выйти Иисус. Крещение, которое мы совершаем сейчас, по большому счёту тоже является покаянием за так называемый первородный грех, совершённый Адамом и Евой и передаваемый по наследству каждому последующему человеку. В этом таинстве человек получает прощение греха и рождается в новую жизнь, и потому всякий, кто не принял крещение, не может полноправно считаться православным христианином и причащаться в храме Святых таин, не может быть крестным и сочетаться церковным браком. Одним словом, крещение – это открывающиеся врата в церковную жизнь.
- Иногда слышатся возмущённые возгласы, что крестят несознательных малышей…
- Обычно мы крестим младенцев по вере их родителей, считающих себя православными христианами, которые тем самым подтверждают, что ребёнка будут воспитывать в этой религии. Кстати, именно по этой причине и требуются крёстные родители. Основное значение крещения для малыша в том, чтобы получить возможность причащать его Святых таин. Хочется отметить, что чем раньше крестить ребёнка, тем легче на самом таинстве. 1,5-месячный малыш ведёт себя достаточно спокойно во время обряда. А полугодовалого младенца крестить уже трудно, так как ему уже всё интересно, и кисточку, которой его помазывают, ему хочется непременно схватить и погрызть. Еще сложнее крестить ребёнка в возрасте от 1,5 до 2 лет, потому что к этому времени у него уже сложилось собственное самосознание и он желает бегать, прыгать и скакать. А если малыш, к примеру, нелюдимый, то начинает капризничать и плакать. А во время обряда ребёнка нужно несколько раз передавать из рук в руки, он начинает нервничать, и таинство превращается в один сплошной плач. А если детей несколько, то по цепной реакции начинают плакать все.
- Почему девочек после крещения не заносят в алтарь?
- Мальчика, как потомка Адама, которого Бог сотворил из земли и вдунул в него жизнь, заносят для воцерковления в алтарь. Девочку только подносят, так как Ева была сотворена из ребра Адама, то есть создана из уже созданного. Есть и другая причина: в первые века христианства крещение совершалось, как правило, во взрослом возрасте. На основании древнего канона в алтаре не может быть никакой другой крови, кроме жертвенной крови Иисуса Христа. А у женщины бывают периоды очищения. Дабы исключить эту возможность, девочек не заносят и не заводят в алтарь.
- Зачем перед крещением будущие крёстные родители приглашаются в храм на огласительные беседы?
- В нашей епархии правилами установлены 2 беседы, одна из них предварительная, другая непосредственно перед самим таинством. Во время бесед крёстные, которые будут принимать самое активное участие в обряде, должны ознакомиться с основными правилами проведения таинства. К примеру, до момента погружения малыша в воду его держит крёстный противоположный с ним по полу, а после купели - наоборот.
- Почему крёстные родители не могут быть мужем и женой?
- В нашем районе проживает много выходцев из бывших советских республик. В национальной традиции армян кумовья обязательно должны быть супругами. Но с учётом того, что армяне не православные, а григорианского толка, мы их традиции не придерживаемся. Крёстными могут быть только люди из разных семей, поскольку после крещения они выходят на первый уровень духовного родства и потому после этого не могут продолжать естественно-физическую семейную жизнь. И чтобы этого не произошло, мы заранее предупреждаем, что крёстные родители не могут быть супругами, женихом и невестой или жить гражданским браком.
- Что необходимо иметь с собой на крещении?
- Крестильную рубашечку и чистое полотенце. Если финансовое положение не позволяет приобрести крестильный набор, можно взять чистую маечку и трусики, это допустимо.
- Может ли быть у ребёнка только один крёстный?
- В русской традиции у человека 2 крёстных. Допускается и один крёстный, важно, чтобы восприемник был одного пола с малышом: у девочки – крёстная, у мальчика – крёстный. Не может быть такого, что крёстный как бы есть, но на самом крещении он отсутствует. Нельзя крёстного просто записать в свидетельство. Крёстный родитель, если принял для себя такое решение, обязательно должен присутствовать на таинстве лично, потому что второго крещения не бывает. Даже если человек когда-нибудь уйдёт в раскол (примет другую веру или попадёт в тоталитарные сети), «перекрещивания» не будет. Церковь примет его обратно через покаяние.
- С какого возраста допустимо быть крёстным?
- С 18 лет. Но в исключительных случаях и с 14-15 лет, когда подросток постоянно посещает храм, регулярно исповедуется и причащается. Верхний предел возраста трудно определить, но если вы приглашаете в крёстные бабушку 65 лет, то возникает вопрос: а будет ли она ещё в силах в ближайшие 14-16 лет духовно, а может быть и физически окормлять своего крестника?
- Следует ли соглашаться быть крёстным, если вы плохо знаете семью малыша?

- Если вы недостаточно хорошо знаете семью ребёнка и не готовы с ней дальше тесно общаться, то не берите на себя такой ответственности. Потому что впоследствии может оказаться так, что вы будете только молиться за своего крестника, а принимать активное участие в его судьбе уже не сможете. Так быть не должно. Крёстные родители должны осознавать, что с момента крещения получают возможность влиять на ход жизни ребёнка.
- Сколько крестников можно иметь одному человеку?
- У меня их 10, и некоторых из них я вижу крайне редко. Но каждый раз, когда соглашаюсь быть крестным, я на 100% уверен, что родители малыша действительно верующие люди и воспитают его в церковных традициях. А я только молюсь за всех моих крестников. Сколько иметь крестников? А сколько вам по силам? Решайте сами, никаких ограничений нет.
- Некоторые ищут богатых крёстных из-за хороших подарков …
- Крайне неверно. Я вам подскажу: выбирайте кумовьёв из числа ваших близких родственников (двоюродных братьев и сестёр, тётей и дядей), чтобы укреплялись ваши родственные связи. Потому что крёстные – это уже часть семьи, они должны знать ваши семейные традиции, уклад. Надо, чтобы родовые связи крепли, а ваша семья разрасталась.
- Что входит в обязанности крёстного?
- Основная функция крёстных в современном мире – молитва за своего крестника. Каждое утро выделите 1 минутку: «Господи, благодарю тебя за прожитую ночь, сохрани меня в наступающий день и помяни моих крестников ». Также и на ночь. Ещё крёстные родители, независимо от того, насколько воцерковлена семья малыша, должны раз в квартал брать своего крестника в храм на причастие. Отношения крёстных и крестника должны в первую очередь строиться на религиозной почве, иначе они ничем не будут отличаться от других тёть и дядь.
Галина ШУШЕРОВА.

Точка зрения: иерей Максим Бурдин, клирик Успенского кафедрального собора г. Астрахани,
13.03.2019 Астраханская епархия 12 марта 2019 года, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Астраханский и Камызякский Никон молился в Покровском соборе за уставным богослужением, состоящим из утрени, часов, изобразительных и вечерни.
12.03.2019 Астраханская епархия Великий пост - Великая Четыренадесятница вместе со Страстной Седмицей - это самый важный для православных верующих период года.
12.03.2019 Punkt-a.info

В читальном зале Государственного архива Астраханской области расположилась выставка печатных изданий научно-справочной библиотеки, посвящённая Дням православной книги в Астрахани.
12.03.2019 Правительство Астраханской области

Около половины вопросов, поступающих от читателей нашего сайта, касаются совершения Таинства Крещения. Мы попытаемся не только рассеять некоторые предрассудки и суеверия, но и просто дать ответы на самые частые вопросы. Отвечает настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

-Что такое Крещение как Таинство? Как оно происходит?

Крещение - Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха - греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв - «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу, то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент - троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь». В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели. Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство - Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной. После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве. Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея - о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов: «Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.

Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

- Почему в алтарь вносят только мальчиков?

Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

- Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

- Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма - потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви - что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, - на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

- Каким православным именем назвать младенца?

Нет однозначной церковной традиции выбора имен - часто родители выбирают имя младенцу из списка тех святых, которые прославляются в самый день рождения ребенка, или на восьмой день, когда совершается чин наречения имени, или в период сорока дней (когда обычно совершается Таинство Крещения). Разумно выбрать имя из списка имен церковного календаря из тех, которые достаточно близко находятся после дня рождения ребенка. Но впрочем, это не какое-то обязательное церковное установление, и, если есть какое-то глубокое желание назвать ребенка в честь того или иного святого, или какой-то обет со стороны родителей, или еще что-то, то это вовсе не препятствие.

Во время таинства Крещения, совершаемого над младенцем, по существующей практике, мать не допускают в храм. Это связано с необходимостью 40-дневного очищения матери после рождения ребенка. Случается, что не пускают мать более взрослых детей. Чем это объясняется?

Последнее может объясняться двояко: с одной стороны, даже если молитвы не были прочитаны своевременно над матерью, их следует все же прочитать. Молитва не носит конкретно физиологического характера, но предполагает, прежде всего, духовное, внутреннее очищение женщины от всякой духовной скверны, к которой она могла оказаться причастна во время рождения младенца.

Однако бывает, что это делают по какому-то суеверию, и в таком случае это требование выполнять необязательно.

Почему закрывают храм на время совершения таинства Крещения (не делая этого при других Таинствах) или просят не входить в него людей не посторонних, а называющих себя православными?

Почему во время Крещения нельзя входить в храм? Потому что во время Крещения взрослого человека не очень приятно самому крещаемому или крещаемой, если на него, в достаточной мере телесно разоблаченного, будут смотреть посторонние люди, наблюдать за величайшим таинством, любопытным взглядом те, которые к этому не имеют никакого молитвенного отношения. Думается, и благоразумный православный человек не пойдет просто зрителем на чужое Крещение, если его туда не звали. А если такта у него не хватает, то благоразумно поступают церковные служители, удаляющие любопытных из храма на время совершения таинства Крещения.

- Что должно прийти сначала - вера или Крещение? Можно ли креститься, чтобы поверить?

Крещение - в символическом смысле - это Таинство, то есть особое действие Бога, в котором при ответном желании самого человека (непременно самого человека) он умирает для греховной и страстной жизни и рождается в новую - жизнь во Христе Иисусе.

Но нельзя родиться с намерением тут же умереть. Человек, знающий, что после крещения в Церковь ходить не будет и крестится-то на всякий случай, подобен самоубийце, которого врачи спасают, а он говорит: «Сейчас я дам вам вены мои зашить, а потом все равно с балкона сброшусь».

А с другой стороны, глубокая вера - это то, к чему крещеный и воцерковленный человек должен стремиться всю свою жизнь. Все люди грешны, и нужно стремиться к такому стяжанию веры, с которой сочетаются и дела. Вера, помимо всего прочего, - это усилие воли. В Евангелии один человек, который встретил Спасителя, воскликнул: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». (Мк. 9:24) Этот человек уже верил в Господа, но хотел верить еще больше, крепче, решительнее. И я думаю, что если у человека есть хоть малая степень веры в душе и желание идти за Христом, то нужно креститься.

Укрепляться же в вере будет проще, если жить церковной жизнью, а не смотреть на нее со стороны.

- Может ли человек креститься не веря, а просто для того, чтобы угодить другому человеку ?

Может-то он может, но только какой в этом смысл? Конечно, можно прийти, обмануть священника, сказать, что я желаю креститься потому, что верю в Бога и хочу быть православным христианином, а на самом деле делать это для каких-то посторонних целей: чтобы маму утешить, или чтобы жениться, если невеста не хочет по-другому, или еще для чего-то. Но только Бога-то не обманешь. Такой человек возьмет на себя обязательства, которых не думает исполнять, но за которые отвечать придется.

Поэтому лучше бы предостеречь его от такого рода действий. В духовном смысле этот человек покушается на свою духовную жизнь: он, как самоубийца, которого врачи спасли после попытки вскрыть себе вены, а он ищет окошко, чтобы из него выпрыгнуть. Примерно то же самое получается, если человек крестится с твердым намерением не быть христианином.

- Почему мы крестим младенцев? Они же еще не могут сами выбирать религию и сознательно следовать за Христом?

Все те религиозные конфессии, которые так или иначе восходят к Древней Церкви, скажем, католики, древневосточные христиане - армяне, копты, сирийцы - веруют в то, что человек спасается не сам по себе, не как индивидуум, единолично решающий, как ему быть и действовать в этой жизни, а как член Церкви, сообщества, в котором все друг за друга отвечают. Поэтому взрослый человек может поручиться за младенца и сказать: я постараюсь сделать так, чтобы он вырос добрым православным христианином. И пока он не может сам за себя ответить, за него залогом дают свою веру его крестный отец и крестная мать.

- В любом ли возрасте человек имеет право креститься?

Такое право у каждого из нас есть. Оно есть у вас ровно столько, сколько продолжается ваш земной путь. В ограду Церкви входят младенцы, их же бытию на земле несколько дней, старцы и старицы, которым уже более семи, восьми и даже девяти десятилетий.

Что вам нужно для того, чтобы креститься? Самое главное условие Крещения - вера. Нужно в Бога веровать, креститься не по посторонним соображениям: чтобы жениться, чтобы не болеть, чтобы ничего плохого в армии не случилось, чтобы в институте лучше учиться, а потому, что: «Верую в Господа нашего Иисуса Христа, Бога в Троице Славимого. Хочу стать православным христианином, жить в ограде Церкви». Если это желание в душе есть, пусть нет даже знания особенного, то приходите в ближайший к вашему дому храм, или туда, куда позовет ваша душа, подходите к священнику и принимайте Таинство Крещения.

Скажите, пожалуйста, почему при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек - нет?

В Православной Церкви существуют древние обычаи, начало которым было положено еще во времена святого Василия Великого. Было установлено, что служение в алтаре - исключительно мужское занятие. В наше время, по благословению епископа, женщины пожилого возраста в отдельных случаях допускаются к служению в алтаре. Особенно в женских монастырях, где, кроме духовенства, нет мужчин. Но правило таково. И при крещении этот обычай выполняется. В этом нет ничего страшного. Но это обычай. Если этот обычай благочестивый, то он в своей первооснове имеет определенный смысл. И поэтому, придерживаясь этого обычая, размышляя над этим, мы можем вернуться к его истоку и понять, почему это происходит. По милости Божьей у нас в церкви нет таких идей, чтобы, как в западном протестантизме, ввести женское духовенство. И поэтому каждый рожденный в Церкви человек мужского пола, есть член народа Божия, народа святого, человек, взятый в удел. Женщина тоже член Церкви, и в будущем тоже член домашней Церкви по призванию. Но роли мужчины и женщины в семье различаются. Муж - глава семьи, глава домашней Церкви. Поэтому при его посвящении Богу, которое и есть святое Крещение, его вносят в алтарь. А у женщины роль, как у дьякона, помощника ему. Поэтому женщина, девочка в алтарь не вносится.

Я была в Серафимо-Дивеевском монастыре и отдала записки о здравии. У меня соседки армянки, они тоже передали записки. Но там вычеркнули имена Инессы и Лили, сказали, что это имена не православные. Я им объяснила, что это армяне, но она слушать не хотела. И вычеркнула также Станислава. Я была очень расстроена.

И зря. Вы можете сами помолиться. Записки, которые принимают в монастырях, в храмах, будут читать на проскомидии, где поминаются имена членов Церкви. Член Церкви - тот, кто крещен в православии. Большинство наших армян крещено в армяно-григорианской церкви. Она представляет собой монофизитское направление. Армяно-григорианская церковь не признает соборы, начиная с четвертого - четвертый, пятый, шестой, седьмой. Поэтому армяно-григорианская церковь является не православной. Если армянин принимает православие, то ему полагается имя менять на то, которое он будет иметь как член Русской Православной Церкви. У нас существует обычай называть именами святых, которые прославлены нашей Церковью. Поэтому, если встречается имя, которого нет в святцах, то, естественно, у тех, кто принимает записки, возникает такое подозрение - а крещен ли вообще этот человек, член ли он нашей Церкви? Поэтому огорчаться не надо. Надо просто знать церковные правила. А помолиться и о Станиславе, и об Инессе - пожалуйста, молитесь на здоровье, кто вам мешает? Но нарушать церковные правила ради нашей прихоти нельзя. Будет хаос.

Вот пример. Я еду на машине, мне нужно повернуть налево. Поворот запрещен, но я поворачиваю, куда хочу. Милиционер меня останавливает, а я обижаюсь. На что же обижаться, если поворот запрещен? Не надо обижаться, плати быстренько штраф и поезжай дальше. Или сдавай права.

В прошлой радиопередаче Вы несколько раз отрицательно отозвались о советской власти. Скажите, а почему Церковь молчит о власти нынешней? Вот, например, отпевали Ельцина, в храме Христа Спасителя, как Бориса Николаевича, не как раба Божьего Бориса. И такая позиция Церкви - пресмыкательство перед властью - проявляется во всем. Как вы считаете, лягать советскую власть, а об этой, существующей, молчать, наверное, проще?

Безусловно. Выражать свое отношение к тому, что не представляет для тебя никакой опасности, гораздо проще. В этом вы абсолютно правы. Но советская власть была гонительницей Церкви. Теперешняя не является таковой. Она дала Церкви необычайную свободу. Если что-то в нашей ситуации современной, народной жизни меня, как гражданина и христианина не устраивает, я об этом стараюсь говорить открыто. И каждый, кто меня знает, могут это подтвердить. И что в этом особенного? Ну, вот представим себе, что наше священноначалие будет всеми доступными средствами ругать власть. Чего мы этим достигнем? Скорее всего, Церковь в свой период восстановления, вместо сдержанной благожелательности получит активную ненависть и противодействие. Спрашивается, кому от этого будет лучше? Нашему народу, нашим прихожанам? Разумеется, нет. Поэтому в этом нет никакого пресмыкательства. Возьмите тексты официальных заявлений Церкви. Там ни в интонации, ни в сути вы никакого пресмыкательства не найдете. Вот Ельцин, например, поехал отпевать екатеринбургские останки. Уполномоченные Церковью люди не были уверены в том, что это действительно останки Царской Семьи. И что же? Патриарх не пошел на поводу у конъюнктуры. Отпевали эти останки, панихиду служили просто о людях пострадавших. Церковь могла бы ради того, чтобы как-то подфартить в то время действующему президенту, пойти на уступку. Но нет, она не пошла. И мы видим по многим позициям: официальная позиция Церкви и официальная позиция правительства порой расходятся. И по некоторым вопросам даже серьезно. Поэтому, то ли вы недостаточно информированы, то ли у вас какой-то предвзятый взгляд.

На Красной площади стоит мавзолей, и в нем лежат останки Ленина. Креста над мавзолеем нет. Будет ли он убран с Красной площади? Ведь мавзолея-то при царе не было.

Ну, такая задача, чтобы все было так, как при царе, не стоит. Это невозможно. Если сделать как при царе, когда в Москве был миллион жителей, куда девать 13 миллионов? И 90% зданий придется поломать. А по поводу удаления кладбища Святейший Патриарх уже ходатайствовал. На этом месте давно уже проводятся народные гуляния и даже концерты. Это, собственно, не совсем прилично. И так, разумеется, никогда не было. Но, тем не менее, несмотря на то, что это был редкостный пакостник и мерзавец, но все-таки манипуляции с его трупом для нашего благочестия не совсем приличны. Я бы и не знаю, куда его, может быть в Швейцарию, отправить, где он большую часть своей политической жизни провел. Швейцария - страна богатая. Поднялась она на русских деньгах, которые бессовестно присвоили себе швейцарские банки, пользуясь тем, что люди, которые оставили там счета, здесь их ликвидировали. Многие руководители Интернационала там имели свои банки, начиная от Бронштейна (Троцкого. А как голову проломили ему, то денежки все там остались. Поэтому Швейцария, может быть, сообразила бы, как использовать эту мумию. А в самом мавзолее можно устроить экспозицию о 72-летнем вавилонском пленении большевиками нашего народа. Это было бы неплохо. Потому что такой музей нужен.

Я раб Божий Иоанн, уставщик одного из единоверческих храмов. Батюшка, есть постановление Собора 1971 года о том, что старообрядцы признаны полностью православными. А почему до прихожан до сих пор эти сведения не доводят, и пастыри до сих пор поносят старообрядцев, как раскольников? И в то же время патриарха Никона хотят во святых прославить. Игнорируют профессора Зеньковского, профессора Каптерева, Кутузова и ряд других историков.

Никогда такого не было, чтобы старообрядцев признали православными. Это совершенно исключено. Что этим Собором засвидетельствовано? Равночестность старого и нового обряда. Что значит единая вера? Это значит, что каждый человек, принадлежащий единоверческой структуре - православный. Потому что у нас все попы, дьяконы поставлены законно. У старообрядцев же много разных толков, и иерархия у них незаконная. Поэтому, хотя мы уважительно относимся к ним, общаемся, но, тем не менее, ни Белокриницкая, ни Новозыбковская иерархии, с точки зрения церковного канонического права, незаконны. Потом по поводу Святейшего Патриарха Никона. Хотя старообрядцы его считают основателем раскола, это совершенно неправильно. В расколе виноват царь Алексей Михайлович и государственная власть, которая, согласно принятым правилам того времени, искореняла раскол не увещеванием и любовью, а огнем и мечом. Ну, что делать, это такое время, XVI век, рубить голову человеку считалось общепринятой вещью. Поэтому патриарх Никон непосредственно, как деятель русской истории, к расколу не имеет никакого отношения.

Другое дело, что он занимался книжными переводами. Но ими занимался и протопоп Аввакум в начале своей карьеры. Дело в том, что старообрядцы, воспитанные своей общиной, очень много в церковной экклезиологии не понимают. Ну, вот, как и вы, к сожалению. Если православный человек будет креститься двумя перстами, мы ему не скажем: ты крестишься неправильно. Вся Церковь засвидетельствовала, что этот обряд вполне приемлем. Также и книги. Пусть они с ошибками, это не столь существенно, потому что главный смысл и богослужения, и строя отражает именно православную веру. Но старообрядчество не является Церковью! Все вопросы уже давно изложены, напечатаны. Так же, как и нашим братьям - армянам принять халкидонские догматы, и все последующие, и стать православными ничто не мешает. Некоторые армяне учатся даже в наших духовных академиях, и там к ним никакого снисхождения в этом смысле нет. Относится мы к старообрядцам с любовью, как к христианам. Но, тем не менее, наше отечественное старообрядчество, при всей нашей любви к нему, к иконам, пению, храмам и вообще к этим людям, тем не менее, не является Церковью. Вот это надо очень хорошо понимать. Кроме единоверия. Поэтому, если бы все старообрядцы согласились стать православными, никто бы у них не отбирал бы ни храмы, ни книги. Просто тех ставленников, которых бы они выбрали, сделали для них попами, с помощью правильного рукоположения. И они бы стали православными. И жили бы совершенно самостоятельно, и никто бы в их дела не влезал. Но они бы получили правильную иерархию. А так они ушли в раскол. Некоторые же беспоповцы вообще таинств себя лишили. С упорством, заслуживающим совершенно другого применения. Поэтому здесь патриарх Никон ни при чем. Это просто искажение истории. Если угодно, можно взять исторические книги. Не выборочно цитировать то, что подходит, льет частично воду на нашу мельницу, а весь корпус изучить исторических книг. И на это посмотреть уже с точки зрения нормального православного, древнего церковного учения. И все будет совершенно ясно. А уж по часовой стрелке проводить крестный ход вокруг храма или против часовой стрелки - для меня лично что в лоб, что по лбу. Обряд мы все любим, ценим, уважаем, восхищаемся им. Обряд является хранителем нашего благочестия. Но все-таки мы не возводим его в догматическую степень. «Обряд» - это от слова обряжать. Это одежда. Хотя мы по одежке встречаем, но все-таки провожаем по уму. Главное в человеке - это его душа и его ум. А не форма носа, цвет кожи, одежда, которую он носит. Это дело второстепенное. Поэтому обряд, возведенный на степень догмата, есть ересь. Мы сейчас не будет распространяться на тему, в чем состоит экклезиологическая ересь русского старообрядчества. Это детская болезнь необразованных людей. Это упорство. Либо люди передергивают, специально замалчивают некоторые факты от своей паствы. Петр I возвел самые большие гонения на старообрядцев. Поэтому, если уж винить кого-то в расколе, то уже никак не Святейшего Никона. Самая главная фигура - это Петр Великий. Вот это надо знать. К сожалению, старообрядцы не выходят за рамки того, что им преподают их руководители. А надо книжечки почитывать. Тогда все станет на свои места. Все мы русские люди, надо относиться друг к другу с любовью, терпением, со снисхождением к заблуждениям, если из этих заблуждений не вырастают какие-то зловерия, искажения нашей жизни.

Мой муж весной, во время работы на участке, потерял крест. А месяц назад, когда мы возвращались, он на дороге нашел крестик с цепочкой. Как быть, можно его носить или лучше в храм отнести?

Зачем его относить в храм, с какой целью? Если крестик платиновый, с бриллиантовыми камнями, тогда понятно. Его можно реализовать для пользы храма. А вот обыкновенный крестик вы приносите в храм, с какой целью? Что мне, как священнику, делать с этим крестиком? На себе носить или что?

Наверное, освятить и в церковную лавку отдать.

Ну, а если крестик уже не новый, что же я буду его продавать из церковного ящика? А потом - зачем освящать, он уже освящен? Вот странный вопрос-то. Ну, потерял крестик. Конечно, это не очень приятная вещь, но катастрофы в этом нет. Что на выбор - совесть потерять или крестик? Крестик, конечно, для нас святыня, но все-таки совесть потерять хуже. Поэтому нашел крестик - значит, Бог послал, носи на здоровье.

У меня вопрос в связи со старообрядцами. Объясните, пожалуйста, кем считать Сергея Радонежского, Дмитрия Преподобного Сергея Радонежского, Александра Невского и самого равноапостольного князя Владимира - старообрядцами или раскольниками, или как?

Нет, конечно. И Сергей Радонежский, и князь Александр Невский придерживались того обряда в церкви, который был в то время. Почему они являются раскольниками? Теперь насчет Дмитрия Ивановича Донского. Наши старообрядцы ведь его не считают прославленным святым! Это Русская Православная Церковь его прославила как святого. По поводу Петра I. Да, Петр I исказил экклезиологически правильный строй Церкви, упразднив патриаршество, и вообще стал главой Церкви по Духовному регламенту. Это было по западному образцу им сделано с помощью Феофана Прокоповича. Но! В силу того, что действия Петра носили характер антицерковный - снятие колоколов, бритье бороды - очень многие русские люди восприняли его как антихриста. И вот эти его деяния и спровоцировали миллионы людей, которые ушли в раскол. Люди, придерживавшиеся старого обряда, говорили - вот видите, отказались от старого обряда - и пришел Петр, антихрист. Смотрите, что он творит. Вводит языческие обычаи, изменение иконографии, церковного пения, уничтожение колоколов, упразднение монастырей и так далее, и так далее. Но простой народ не мог разобраться в экклезиологии, в богословии. И верили. Также и сейчас. Все сектанты таким образом действуют: приходят в православный храм, видят - благочестивая девушка или юноша, и говорят: зачем ты ходишь в эту церковь? Смотри, у Патриарха какая машина! Он с охраной ездит. А Иисус Христос ездил на молодом осле. Это несправедливость, пресмыкание перед властями, и то, и это. Заморочат голову. И человек, не понимающий сути предмета, начинает соблазнятся. То же самое было и тогда.

Дело не только в гонении Петра, как Царя на тех граждан, которые не подчинялись Царскому указу. Он вообще всякое неподчинение не терпел. Когда святитель Митрофан Воронежский отказался освящать его новый дворец, который был украшен языческими фигурами, он уже стал готовиться к смерти. Он думал, что Петр ему просто голову снесет. Он не смог идти против своей святительской совести. Но Петр смирился и убрал эти скульптуры, чтобы не портить отношения. Дерево судят по плодам. Поэтому в результате деятельности патриарха Никона ко дню его блаженной кончины раскола еще не было. Вообще-то он и умер уже не патриархом. Его восстановили в патриаршем достоинстве после его смерти. Он же ушел после конфликта с царем, который узурпировал церковную власть. И при Алексее Михайловиче это было локальное явление - сопротивление введению нового обряда. А вот при Петре уже старообрядцы исчислялись миллионами людей. Это абсолютный исторический факт, это известно. Я не могу сказать, что я специалист по старообрядчеству. Отнюдь нет. Я не историк. Какие-то детали наверняка мне неизвестны. Но принципиальную канву я себе очень хорошо представляю, знаком с некоторыми старообрядцами. Есть у нас и дружественные, и любовные отношения, и никоим образом мне не мешает, что человек имеет какие-то пристрастия, заблуждения, которые я не разделяю. Но все-таки заблуждения называть не - заблуждениями я не могу. Это уже извините.

Батюшка, Вы что-нибудь слышали о книге "Пензенский старец Алексей. Приидите ко мне все труждающиеся". Можно ли читать эту книгу?

Нет, такими книжками надо печку топить. Следует смотреть, кто издает, есть ли благословение архиепископа Пензенского Филарета. Хотя и бывает, что всякое жулье ставит гриф благословения. Иногда тот, кто эту книгу проверяет, делает это поверхностно, и всякая ересь и ложная информация начинает освещаться как истина. Про эту книжку уже по названию ясно, что она предназначена разжигать печку на даче.

Я к вопросу отпевания Ельцина. Недавно вышел Указ правительства о реставрации Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, за который никто не брался, Так правительство России на бюджет российский взяло эти расходы. А что сделал Ельцин?

А Ельцин издал Указ о воссоздании храма Христа Спасителя. Понятно, что без его Указа и благословения этого не было. Ельцин, при всех своих огромных недостатках, Церкви давал необходимые преференции. Мы имеем теперь возможность молиться в восстановленном храме Христа Спасителя. Это же факт! Советская власть все уничтожала, начиная от людей и кончая церквями. Сколько картин продали на Запад! А сколько сокровищ всех церковных? Все храмы были ободраны. Вывезли серебро, золото, драгоценные камни. Где это все? В швейцарских банках. Поэтому, когда теперешние коммунисты начинают говорить, что страну разворовали, мы ответим: а эти, ленинская гвардия, страну не разворовывали? Да еще хлеще! Единственное достоинство Сталина, верного ученика Ленина, что он перестрелял всю эту сволочь, всю эту ленинскую гвардию. Жалко, что не всех. Кого-то оставил. Емельян Ярославский, еще ряд деятелей. Всех бы надо было перестрелять за их злодеяния.

Я хотел спросить по поводу Царских останков, которые признала подлинными комиссия во главе с Немцовым. Там, где они хранятся, происходят мироточения, исцеления? От икон Царственных мучеников чудеса наблюдаются. А здесь?

Это надо спросить у кого-то из Санкт-Петербургской епархии. Следующий раз, когда буду в Питере, я обязательно спрошу. А вы сами позвоните в Санкт-Петербургскую епархию, узнайте телефон настоятеля Петропавловского собора и спросите. Я думаю, если кто-то из людей там молился, наверняка исцеления есть.

Меня и многих моих знакомых верующих давно мучает один вопрос. Мы все не можем понять, за что Православной Церковью и нашими властями оказан почет Ельцину, который со своей командой разгромил наше государство.

Что значит "за что"? Вот, приносят в храм гроб. А в гробу лежит мужчина. Приносят свидетельство о смерти: «сердечная недостаточность». Как звали? Петр. Мы отпеваем. А может этот человек 50 лет назад или 70 расстреливал священников? Почему не отпеть крещеного человека Бориса? Или надо упереться и сказать - нет, мы этого отпевать не будем? Ельцин как президент нес ответственность за все, что происходило со страной. Но, во-первых, он публично у всех попросил прощения за все свои упущения. Я сам лично это слышал. Он говорил - «простите меня». То есть, человек покаялся, так, как, вообще, никто не каялся. Чтобы публично, перед всем народом, у народа просить прощения - это очень серьезно. При всем моем отношении к этому периоду, и к этой личности, тем не менее, он это сделал. Второе. Ельцин был тяжело больной человек. Во-первых, алкоголизм третьей стадии, а, во-вторых, сердечная болезнь. Его клевреты убедили, что ему нужно продолжать президентство, вот он и проявил слабость. Понятно, что это все происходило без его участия, хотя с его попущения. Поэтому вина его есть, но причин, чтобы отказать ему в отпевании, нет.

Калиновский Сергей, 26 лет

Отвечает игумен Онисим

Прежде всего хочется успокоить писавшего. Сейчас очень любят бросаться словом «дискриминация». В слове Божием, в Библии понятия дискриминации нет и быть не может. Есть безусловно принимающие веру Господню и есть те, кто враждебен Ему либо старается что-то подправить в Его учении, противопоставляя тем самым себя Богу. То есть есть верующие и язычники либо те, кто несет ересь.
Православие, апостольское учение - это строгий свод законов, данных Господом, которые не позволяют учению Божьему растекаться в ересь, не позволяют единичной человеческой воле диктовать свое понимание религии, свое якобы верное, «демократичное» решение проблемы. Там, где слово Божие, там так называемой «демократии» нет и никогда не было, ибо в вере ничто не решается голосованием либо чьим-то личным неприятием аспектов этой веры. В вере нет критики, есть столько вера.
Это очень трудно понять неправославным людям, ибо они не знают послушания и смирения пред Богом, обычно хотят подправить, добавить что-то свое в вечные истины христианского вероучения, особенно в богослужебные постулаты.
Особенно нелепо, когда священникам, несущим Слово Божие, стараются доказать свою точку зрения, совершенно не зная ни Библии, ни сущности богослужения, ни бескомпромиссной борьбы семи Вселенских соборов с ересью, ни поучений святых отцов. Итак, первую часть вопроса мы поняли: слово Иисуса Христа вне «демократичных» поправок и существует на земле уже два тысячелетия, Церковь, созданная по воле Божией (см. текст Библии), не добавляет ничего временного и людского в вечные истины Господни. Это не людские придумки.
Далее. За алтарь никого не заносят. Очевидно, вы имели в виду за иконостас и внесение младенцев мужеского пола в алтарь. Здесь нам необходимо обратиться к тексту Библии. В связи с тем, что Ева первая согрешила (первородный грех в Эдеме), женщина в алтарь (образ безгрешного рая) никогда уже не допускалась и не допустится. В Библии сказано, что Бог как мужчину, так и женщину сотворил по Образу и Подобию Своему личностями, способными осмыслять свои действия и поступать свято, безгрешно. Женщина сотворена как спутница Адама, как его часть, как помощница. Ева была в силах разуметь, оценить все поступки и помыслы Адама. В третьей главе книги Бытия мы видим, что Ева, осознанно прельстившись словами змея-искусителя, вышла из-под определённого ей Богом законного положения быть помощницей мужу, решив самостоятельно вкусить плод с дерева познания добра и зла. И ЗЛА, надо осознанно вслушаться в эти слова.
Она не стала ни советоваться с Адамом, ни осознавать его мнения - без его ведома, самостоятельно приняла решение послушаться змея, предать мужа и Бога, преступить закон Бога, не раз напоминавшего им, что не стоит прельщаться плодами, где присутствует зло.
Змею не так просто было напрямую искусить Адама. И, скорее всего, Он не смог бы это сделать. И дьявол действует через Еву. Она съедает отраву сама, каким-то способом ей удается накормить ею и Адама.
Женщины со времен Эдема имеют свойство слушать любые искушения змея, бесовская сила имеет доступ к их естеству. (Именно среди женщин так много гадалок, бабок-шептух, экстрасенсов, ворожей, колдуний черной и белой магии, к которым безрассудно обращаются даже верующие сестры). И в силу специфики характера женщин бесовской силе, змею, очень часто удаётся искусить их, используя именно женщину для осуществления своих коварных разрушительных целей, как изначально в Эдеме.
Это Библия, от Бога и поэтому прежде чем вы будете не принимать данные слова, вспомните, что верующий человек не может даже в мыслях выступать против Господа, гневить Его, спорить с Ним...С покрытой головой женщины входили в церковь еще при проповедях Апостолов. Апостол Павел в Новом Завете писал: «И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая» (1Кор.1:5). Это опять действие, предопределенное Богом. Пренебречь им, выступить против него равнозначно неприятию крещения, молитвы, причастия.
Новый Завет также узаконивает для женщины подчиненность мужу: «Хочу также, чтобы вы знали, что… жене глава - муж…» (1Кор.11:3), «Жена связана законом, доколе жив муж ее…» (1Кор.7:39). Покрытая голова есть также знак верховенства мужа над нею. Покрывало на жене никак не унижает ее, а свидетельствует о том, что за неё кто-то ответственен,кто-то бережет её и поучает.
Бог установил Свой порядок чинности, благодаря которому существует гармония бытия. И в этом порядке жена подчинена мужу (не потому что она ниже его, а таков порядок) (Быт.1:27). Если из этого порядка женщина желает выпасть, взбунтоваться, не желая подчиняться мужу, то она бесчинствует и прямо идет путем дьявола - первого бунтовщика против Божьего порядка. Восстает женская спесь—и женщина превозносится над мужем. Хочет уничтожить Божий порядок.
И кроме того, женщина, по Библии, должна молиться с покрытой головой. Кстати, подобное положение есть во всех мировых религиях.
Знаете, что труднее всего пережить современному человеку, приходящему в храм? Он не хочет осознавать, что вера подчиняется строгим Божественным законам, иначе она превратится в воск, которому можно придать любую форму, особенно такую, которая удобна нашей гордыне и нежеланию подчиниться порядку… Спесь и смирение, рассудочность и вера,гневливость и послушание...Лишь одни категории принадлежат христианской душе. Нельзя переступать порог церкви осуждая и не принимая. Бог в таком случае не услышит нас...Спаси вас Господь в ваших поисках!