Секреты английских времен. Как легко и быстро выучить английские времена

26.05.2018 Обучение

Времена в английском языке - основная составляющая любого курса обучения. На своем опыте знаю, как трудно они могут даваться некоторым людям. Но без них никуда.

Есть огромное количество литературы по этой темы, но эта рутина только запутывает.

Если вы хотите начать изучение английского языка, чтобы знать английский или просто, например, уметь составлять вопросы или переводить тексты, то эта статья будет вашим помощником.

С помощью этой статьи вы поймете разницу времен, она поможет вам перестать путаться во временах, ну а правила, формы образования - это все легкодоступно для самостоятельного изучения. Вы так же после прочтения можете на основе принципа углубиться в изучении этой темы.

Итак, приступим.

В английском языке существует 4 времени:
Простое.
Длительное.
Завершенное.
Длительное-завершенное.

Каждое из времен делится на:
Настоящее
Прошлое
Будущее
Всё просто, по той же системе и в русском языке делятся времена. Сейчас я вам кратко опишу каждое из времен и его отличительные свойства и как просто и быстро отличить его от других.

1)Простое

Это самое легкое время. Самое простое.

Значение - констатация факта. Обозначает регулярное, обычное, закономерное действие. Факты, истины. В данном времени НЕ определен точный момент времени.

Вообще если просто сказать - показывает обычное действие, кто-то что-то сделал, кто-то что-то знает и т.д. ну или просто факт. Так же действие, которое например человек делает каждое утро, или каждый день, или что делал человек вчера.
Если в предложении имеются слова - everyday, usually, never, at first, then, after, in the morning, in the evening , tomorrow, next week, next month, often, soon- то, скорее всего это именно простое время. Отличить можно по наличию в предложении по вспомогательным глаголам в отрицательных и вопросительных предложениях: do, does, did, didn"t, don"t, will, shall, will not, shall not. Помните - регулярность, факт, обычное действие.

Настоящее - человек делает это сейчас, или он делает это каждый день (говорит каждый день, или читает книгу, пишет письмо и т.д.).
Прошлое - действие, которое было или происходило в прошлом. Ну, или факт из прошлого (писал письмо вчера, работал каждый день, работал с 90 по 95 год, ходил по магазинам вечером).
Будущее - действие или ряд действиq, которые случаться в будущем, предсказания, прогнозы (буду работать завтра, напишу письмо, буду учить ин.яз. каждый день, сделаю реферат скоро).

2)Длительное

Процесс - это главный смысл времени. Показывает, что действие делается, делалось или будет делаться определенное время . Делал, но не сделал. Если в предложении имеются слова - now, at the moment, at, when, while, at 20 o"clock, tomorrow - то, скорее всего это именно длительное время. Отличить можно по ing-овому окончанию глаголов. Вспомогательных глаголов - was, were, was not, were not, am, will be, shall be. Помните - показывает что было потрачено время на действие.

Настоящее - действие, которое человек делает именно сейчас, он это реально делает и тратит свое время и именно это в предложении показано (Работает сейчас, пишем письмо в данный момент, иду домой сейчас).
Прошлое - действие, которое происходило в какой то определенный момент в прошлом, или которое делалось в тот момент, когда произошло другое действие. (Я писал письмо в 7 вечера; он писал письмо, когда я вошел в комнату, он спал 4 часа).
Будущее - действие, которое будет происходить в определенный момент в будущем (я буду писать письмо в 7 вечера, я буду копать землю завтра с 7 до 9 утра).

3)Завершенное

Результат - это главный смысл времени. Показывает, что действие свершилось , есть результат! Если в предложении имеются слова - twice, lately, recently, several times, yet, already, never, just, ever - то это скорее всего именно завершенное время. Отличить можно по вспомогательным глаголам - had, has, have, shall have, will have.

Помните - тут есть результат, действие тут завершилось или завершится, и это по любому.

Настоящее - действие, которое совершилось в прошлом, но имеет самую прямую связь с настоящим. Пример: он уже написал письмо. Поясняю: он делал это в прошлом, но результат относиться именно к настоящему. Пример: я только что потерял ключ. Поясняю: то, что он потерял - это было в прошлом, но он об этом говорит сейчас.
Прошлое - действие, которое завершилось до определенного момента времени в прошлом (я написал письмо к 7 часам).
Будущее - действие, которое завершиться к какому-то определенному моменту в будущем (я напишу письмо к 7 часам).

4)Завершенное - длительное

Тут я посоветую самостоятельное изучение. Данное время не употребляется в разговорной речи, да и к изучению данного времени придти лучше после изучения выше написанных времен. Не забивайте голову, отработайте предыдущие времена!

Итак, подведем итог:

Простое время - констатация факта.
Длительное время - процесс.
Завершенное - результат.
Практика ведет к совершенству. Делайте простенькие задания, руководствуясь данной статьей, и вскоре станете спокойно отличать одно время отдругого Совершенствуйтесь! Удачи!


Если понравилось, жми "Нравится"!

В английском языке существует 4 времени:

Простое.
Длительное.
Завершенное.
Длительное-завершенное.
Каждое из времен делится на:

Настоящее
Прошлое
Будущее
Всё просто, по той же системе и в русском языке делятся времена. Сейчас я вам кратко опишу каждое из времен и его отличительные свойства и как просто и быстро отличить его от других.

1)Простое.

Это самое легкое время. Самое простое.

Значение - Констатация факта. Обозначает регулярное, обычное, закономерное действие. Факты, истины. В данном времени НЕ определен точный момент времени.

Вообще если просто сказать - показывает обычное действие, кто-то что-то сделал, кто-то что-то знает и т.д. ну или просто факт. Так же действие, которое например человек делает каждое утро, или каждый день, или что делал человек вчера.
Если в предложении имеются слова - everyday, usually, never, at first, then, after, in the morning, in the evening , tomorrow, next week, next month, often, soon- то, скорее всего это именно простое время. Отличить можно по наличию в предложении по вспомогательным глаголам в отрицательных и вопросительных предложениях: do, does, did, didn"t, don"t, will, shall, will not, shall not. Помните - регулярность, факт, обычное действие.

Настоящее - человек делает это сейчас, или он делает это каждый день (говорит каждый день, или читает книгу, пишет письмо и т.д.)
прошлое - действие, которое было или происходило в прошлом. Ну, или факт из прошлого (писал письмо вчера, работал каждый день, работал с 90 по 95 год, ходил по магазинам вечером)
будущее - действие или ряд действиq, которые случаться в будущем, предсказания, прогнозы (буду работать завтра, напишу письмо, буду учить ин.яз. каждый день, сделаю реферат скоро)
2)Длительное.

Процесс - это главный смысл времени. Показывает, что действие делается, делалось или будет делаться определенное время. Делал, но не сделал. Если в предложении имеются слова - now, at the moment, at, when, while, at 20 o"clock, tomorrow - то, скорее всего это именно длительное время. Отличить можно по ing-овому окончанию глаголов. Вспомогательных глаголов - was, were, was not, were not, am, will be, shall be. Помните - показывает что было потрачено время на действие

Настоящее - действие, которое человек делает именно сейчас, он это реально делает и тратит свое время и именно это в предложении показано (Работает сейчас, пишем письмо в данный момент, иду домой сейчас)
прошлое - действие, которое происходило в какой то определенный момент в прошлом, или которое делалось в тот момент, когда произошло другое действие. (Я писал письмо в 7 вечера; он писал письмо, когда я вошел в комнату, он спал 4 часа)
будущее - действие, которое будет происходить в определенный момент в будущем (я буду писать письмо в 7 вечера, я буду копать землю завтра с 7 до 9 утра)
3)Завершенное.

Результат - это главный смысл времени. Показывает, что действие свершилось, есть результат! Если в предложении имеются слова - twice, lately, recently, several times, yet, already, never, just, ever - то это скорее всего именно завершенное время. Отличить можно по вспомогательным глаголам - had, has, have, shall have, will have.

Помните - тут есть результат, действие тут завершилось или завершиться, и это по любому.

Настоящее - действие, которое совершилось в прошлом, но имеет самую прямую связь с настоящим. Пример: он уже написал письмо. Поясняю: он делал это в прошлом, но результат относиться именно к настоящему. Пример: я только что потерял ключ. Поясняю: то, что он потерял - это было в прошлом, но он об этом говорит сейчас.
прошлое - действие, которое завершилось до определенного момента времени в прошлом (я написал письмо к 7 часам).
будущее - действие, которое завершиться к какому-то определенному моменту в будущем (я напишу письмо к 7 часам).
4)завершенное - длительное.

Тут я посоветую самостоятельное изучение. Данное время не употребляется в разговорной речи, да и к изучению данного времени придти лучше после изучения выше написанных времен. Не забивайте голову, отработайте предыдущие времена!

Итак, подведем итог:

Простое время - констатация факта.
Длительное время - процесс.
Завершенное - результат.

Известно, что при изучении английского языка у многих вызывает трудности сложная система времён глагола. В грамматике английского языка в обоих залогах (действительном и страдательном) выделяют 26 видовременных форм глагола. Многие их даже запомнить не могут, не то, что грамотно использовать. Как же запомнить все эти английские времена?

Для начала я составил таблицу, в которой были отражены все времена.

При этом надо учитывать, что в английском языке выделяют четыре группы времён:

неопределённые (Indefinite)

длительные (Continuous)

совершенные (Perfect)

перфектно-длительные (Perfect-Continuous).

В каждой из этих групп времён есть четыре времени:

настоящее (Present)

прошедшее (Past)

будущее (Future)

будущее в прошедшем (Future-in-the-past).

Кроме этого, в английском языке можно выделить пять форм глагола:

инфинитив (неопределённая форма, которая даётся в словарях)

глагол в третьем лице и единственном числе (всегда имеет окончание -s или -es)

простое прошедшее время (правильные глаголы имеют окончание -ed или -d, а неправильные надо смотреть в специальной таблице неправильных глаголов)

причастие прошедшего времени (правильные глаголы опять же имеют окончание -ed или -d, а неправильные надо тоже смотреть в специальной таблице неправильных глаголов)

причастие настоящего времени (всегда имеет окончание -ing).

Всё это кажется жутко сложным, хотя это не так. В русском языке мы же говорим: я иду, он идёт, мы идём, ты идёшь, вы идёте, они идут, оно идёт. Вот семь форм глагола «идти» в настоящем времени. А есть ещё и будущее и прошедшее. И у каждого свои окончания и приставки. В английском же мало окончаний. Это компенсируется наличием сложных и разнообразных предлогов и большим количеством временных форм глагола.

Чтобы таблица не была громоздкой, здесь приняты условные обозначения:

V – инфинитив.

V-es – глагол в третьем лице, единственном числе, настоящем времени.

V-ed — простое прошедшее время. Это глагол с окончанием –ed или – d. Для неправильных глаголов это вторая колонка таблицы неправильных глаголов.

V3 – причастие прошедшего времени. Для правильных глаголов характерно окончание –ed или –d. Для неправильных глаголов это третья колонка таблицы неправильных глаголов.

V-ing – причастие настоящего времени.

Для иллюстрации перевода каждой формы глагола даётся предложение на английском с этой формой и его перевод. Подчёркнута в предложениях форма глагола и её перевод.

Там, где это требуется, даются комментарии.

Обратите внимание, что форм английского глагола в страдательном залоге (Passive) на шесть меньше, чем в действительном (Active).

Active (действительный залог)

Passive (страдательный залог)

Indefinite (неопределённые)

Present (настоящее время)

I write letters every day.
Я пишу письма каждый день.

The letter is written .
Это письмо пишут .

Past (прошедшее время)

I wrote a letter yesterday.
Вчера я написал письмо.

The letter was written yesterday.
Это письмо было написано вчера.

Future (будущее время)

I will write a letter tomorrow.
Я напишу письмо завтра.

The letter will be written tomorrow.
Это письмо будет написано завтра.

Future-in-the-past (будущее в прошедшем)

I said that I should write a letter to him.
Я сказал, что я напишу ему письмо.

would, should be V3

He said that the letter would be written tomorrow.
Он сказал, что письмо будет написано завтра.

Continuous (длительные)

Present

I am writing a letter (at the present moment).
Я пишу письмо (в настоящий момент).

The letter is being written .
Это письмо пишут (в данныймомент).

Past

I was writing a letter at five o’clock.
Я писал письмо в пять часов.

was, were being V3

The letter was being written at five o’clock.
Это письмо писали в пять часов.

Future

I will be writing a letter at five o’clock.
Я буду писать письмо в пять часов.

——-

Future-in-the-past

would, should be V-ing

I said that I should be writing a letter at five o’clock.
Я сказал, что я буду писать письмо в пять часов.

——-

Perfect (совершенные)

Present

I have written the letter.
Я уже написал письмо (к настоящему моменту).

have, has been V3

The letter has been written .
Это письмо уже написано (к настоящему моменту).

Past

I had written the letter by five o’clock.
Я уже написал письмо к пяти часам.

The letter had been written by five o’clock.
К пяти часам письмо уже написали .

Future

I will have written the letter by five o’clock.
Я уже напишу письмо к пяти часам.

will have been V3

The letter will have been written by five o’clock.
К пяти часам письмо уже будет написано .

Future-in-the-past

would, should have V3

I said that I should have written the letter by five o’clock.
Я сказал, что уже напишу письмо к пяти часам.

would, should have been V3

He said that the letter would have been written by five o’clock.
Он сказал, что к пяти часам письмо уже напишут .

Perfect-Continuous (перфектно-длительные)

Present

I have been writing the letter for an hour.
Я пишу письмо уже час.

——-

Past

I had been writing
Я писал письмо уже час, когда он пришёл.

——-

Future

will have been V-ing

I will have been writing the letter for an hour when he comes.
Я буду писать письмо уже час, когда он придёт.

——-

Future-in-the-past

would, should have been V-ing

I said that I should have been writing the letter for an hour when he came.
Я сказал, что я буду писать это письмо уже час, когда он придёт.

——-

Таблицу распечатайте и носите с собой. Но ещё лучше таблицу переписать от руки. Так она лучше запомнится. При каждом удобном случае просто просматривайте её. Старайтесь в тонкостях уловить, чем различаются переводы разных временных форм.

Ещё лучше, если вы постараетесь составить свои предложения с другими глаголами для каждого из времён. Это не всегда простая, но очень полезная работа.

Примерно через неделю вы поймёте, что выучили таблицу английских времён наизусть. Проверьте это, восстановив её по памяти на бумаге. Теперь вам намного проще будет переводить с английского, так как вы станете сразу замечать в текстах эти формы и они не будут приводить вас в замешательство. Все остальные слова можно посмотреть и в словарях, а знание временных форм позволит связать эти слова без потери смысла и идеи автора.

Всё! Вас можно поздравить с освоением крупной части английской грамматики!!!

Понять, повторить или выучить времена в английском языке? Да вы шутите! Это же почти как китайская грамота! На самом деле нет, и мы знаем несколько секретов о том, как легко и быстро выучить и запомнить английские времена (таблица тоже есть).

Именно времена становятся тем самым главным тормозом, который мешает легко и просто усвоить этот красивейший и популярнейший язык в мире. Садитесь поудобнее, потому что сейчас мы расскажем вам, как быстро и легко выучить и запомнить времена глаголов в английском языке.

Способ 1: как быстро выучить времена глаголов в английском языке

Английские времена легко запомнить, если у вас есть конкретная цель. Например, поехать летом в Великобританию…

Студенты путаются с самого начала, полагая, что в английском языке 100500 времен. На самом деле тут все как и в нашем родном русском языке – 3 времени: настоящее (Present), прошедшее (Past) и будущее (Future). Именно так будет проще выучить времена английского языка.

Уже потом, как только вы освоите эти азы, нужно будет накладывать на имеющуюся основу остальные знания.

Теперь самое время узнать что все глаголы, обозначающие действия в английском, можно условно разделить на продолжающиеся и не продолжающиеся (т.е. continuous и non-continuous). Как их различать: если действие происходит, происходило или будет происходить в течение определенного промежутка времени, то оно continuous (продолжительное или длительное). Например, Коля спал, Лена делала уроки, Артем читал книгу.

Обращайте внимание на соседние с глаголами слова

Некоторые дополнительные слова активно помогают запомнить времена в английском языке


Часто в предложении можно встретить подсказки

Теперь определяем, важно ли для понимания смысла то, к какому моменту времени это действие будет окончено. Благодаря этому мы будем понимать, использовать нам перфектное время или нет (Perfect или non-Perfect).

Самое время объединить вместе все выявленные нами признаки действия. Так мы получим полное определение имеющегося времени. Например, Past continuous Perfect.

На заметку!

Времена группы Perfect Continuous в реальной жизни практически не используются. Однако для сдачи теста и понимания литературного языка все же не помешает их изучить. Например: In April I’ll have been working on the book for 10 months. На русском языке это прозвучит примерно так: В апреле исполнится 10 месяцев с момента, как я начал работу над книгой. Как быстро выучить времена английского языка: еще одна интересная таблица

На заметку!

При изучении времен вам понадобится выучить формы вспомогательных глаголов и отглагольных слов, которые служат при образовании того или иного времени. А еще обязательно выучите таблицу с неправильными глаголами!


А если нужно быстро выучить таблицу по английскому языку, можно использовать такой более короткий вариант

А если времени на подготовку к сдаче теста или контрольной по английскому все же не хватает, не стесняйтесь – обращайтесь к нашим авторам! Проработав с этим «зверем» столько десятков лет, они уж точно знают, как вам помочь! Узнать вы можете оформив заявку в Заочнике.

А вот и видео о том, как быстро и просто выучить время по английскому языку:

Каждый, кто изучал английский язык как иностранный, и уж тем более тот, кто выбрал себе профессию преподавание английского языка в школе, лицее, гимназии или вузе, знает, что самую большую сложность для говорящих на русском языке представляют "времена" английского глагола. Действительно, если любой говорящий на русском языке как родном знает, что времен - три, то какое недоумение должны вызывать английские грамматики, в которых утверждается, что в этом языке не три и не пять времен, а двенадцать. Однако зафиксированное в грамматиках как факт наличие двенадцати времен очень редко у кого вызывает недоуменный вопрос: а какие же еще есть в английском языке времена, помимо настоящего, прошедшего и будущего? Попробуйте-ка на него ответить! Не получается? Можете не тратить времени зря. Потому что, кроме названных трех, других времен нет и быть не может. Ни в одном языке мира (а их насчитывается несколько тысяч) количество глагольных времен, выраженных специальными грамматическими формами, не превышает "магического" числа "три". Меньше трех может быть. Есть языки только с двумя формами времен (например, "прошедшее""непрошедшее"), есть языки вообще без глагольных времен, но нет языков, где этих времен было бы больше трех.

Название любого из двенадцати английских времен начинается с одного из трех слов: Present, Past, Future. Есть четыре вида настоящего, четыре вида прошедшего и четыре вида будущего, которые известны как Simple, Progressive, Perfect и Perfect Progressive. В русском языке аналогичная картина, только форм меньше: одно настоящее (иду), два прошедших (шел/пришел) и два будущих (буду идти/приду). Строго говоря, если согласиться с тем, что в английском языке 12 времен, то следует говорить как минимум о пяти временах в русском (на самом деле их и того больше). Но мы почему-то этого не делаем. Почему? Да потому, что мы прекрасно понимаем, что и шел, и пришел - формы прошедшего времени. Точно так же, как говорящий на английском языке понимает, что I work, I am working, I have worked и I have been working - все формы настоящего времени.

Сложности, с которыми сталкиваются изучающие английский язык при овладении грамматическими формами глагола (не только с грамматической категорией времен, но и пассивным залогом), вызваны тем, что в учебной литературе нет четкого теоретического осмысления значений и функций глагольных форм, которое позволяло бы простым образом объяснить, в чем состоит их предназначение. Другими словами, нужно хорошо понимать, зачем вообще в языке нужны такие категории, как время, вид, залог, чтобы доходчиво и просто объяснить принципы функционирования соответствующих форм. Такое понимание дает когнитивный подход к языку как к системе представления знаний.

В соответствии с этим подходом любая грамматическая категория служит для выражения и сохранения в языке определенного знания. По сравнению с лексиконом грамматика - более абстрактная система, поэтому представленные в ней знания являются универсальными в том смысле, что они важны для нормального функционирования общества: неважно, на каком языке общаются между собой члены общества. Это значит, что грамматические категории, имеющие в разных языках различное выражение, содержательно мало чем отличаются друг от друга. Именно поэтому возможен перевод с одного языка (например, русского) на другой (например, английский).

Для чего же нужны категории времени и вида? С помощью категории времени человек делит весь окружающий его мир на три сферы опыта: 1) опыт, непосредственно входящий в сферу воспринимаемой чувствами и осознаваемой действительности, или настоящее (present от лат. praesens - mo, что перед чувствами); 2) опыт, сохраняющийся как память о том, что прошло мимо наших чувств, или прошлое (past); 3) опыт, который предсказывается на основании имеющихся знаний, или будущее (future). Здесь очень важно усвоить, что в отличие от английского языка в русском нет однозначного соответствия между этими понятиями и так называемыми формами глагола. Рассмотрим как пример следующую ситуацию.

Папа некоторое время назад уехал в командировку. Вова в своей комнате учит уроки, мама на кухне готовит ужин. Раздается звонок в дверь. Мальчик открывает дверь и при виде отца радостно сообщает: "Мама, папа приехал!"

В любой школьной (и не только школьной) грамматике будет обозначено, что приехал (в данном случае) - форма прошедшего времени совершенного вида обозначает действие, имевшее место в прошлом и завершившееся к моменту речи. Это традиционный подход, к которому все говорящие на русском языке привыкли (тем более, что это знание, которым никто из нас никогда на практике не пользуется: ведь мы все усвоили родной язык, включая грамматику, в младенческом возрасте, когда еще и понятия не имели ни о времени, ни о виде, ни о других тонкостях грамматической науки). Но при изучении английского как иностранного такой подход нас более не устраивает, так как не позволяет соотнести то, что мы знаем о родном языке, с тем, что находим в иностранном. Когнитивный же подход ориентирует на то, чтобы ответить на вопрос: "А что именно сообщает мальчик маме?" В этом случае его восклицание интерпретируется так: "Я вижу папу. Начиная с некоторого момента в прошлом, я его не видел, т.е. его дома не было, так как он уехал в командировку. Теперь папа снова здесь, значит, приехал (логический вывод, основанный на фоновых знаниях мальчика)". Другими словами, смысл восклицания мальчика таков: "Папа снова дома (я его снова вижу)". Но ведь это настоящее время. И в английском языке, где соответствие между временными понятиями и временными формами глагола гораздо более последовательное, чем в русском, будет конечно же, употреблена форма настоящего времени. Другой вопрос, какая из четырех возможных: Simple, Progressive, Perfect или Perfect Progressive? И здесь на помощь приходит правильное (т.е. когнитивное) понимание категории вида.

С помощью категории вида человек разграничивает знания по их источнику: мы знаем о чем-то, потому что видели (слышали, ощущали и т.п.) это сами, и мы знаем о чем-то, потому что это знание было передано нам в готовом виде (кто-то сказал, прочитали об этом, узнали в школе и т.п. - возможности здесь самые разнообразные). Это различие очень важно, и в повседневной деятельности мы все время учитываем его на подсознательном уровне. Всем нам хорошо известна пословица "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Смысл ее в том, что увиденное воочию, как правило, не подвергается сомнению, тогда как знание, полученное из чужих рук, не всегда обязательно достоверно. В этой связи посмотрите, что получится, если в приведенной выше ситуации мальчик вместо совершенного вида глагола употребит несовершенный: "Мама, папа приезжал!". Хотя формально это высказывание грамматически правильное, в нашей ситуации оно не может быть употреблено, потому что так не говорят. А не говорят так, потому что приезжал не содержит в себе указания на то, что в момент высказывания мальчик видит папу, тогда как форма приехал такое указание содержит.

Отличие русского языка от английского состоит в том, что в русском подобного рода смысловые различия очень часто передаются не специальными формами глагола, а контекстом. Сравните следующие примеры: Иван курит, несмотря на предостережения врачей; Смотри, Иван снова курит, несмотря на предостережения врачей. В первом случае речь идет о том, что мы знаем об Иване, при этом вовсе не обязательно, чтобы Иван находился у нас перед глазами; он вообще может быть в другом городе, даже в другой стране. Во втором случае речь идет о том, что мы непосредственно наблюдаем: на это прямо указывает глагол смотри. В английском же языке все гораздо проще, потому что там эти смысловые различия передаются специальными (видовыми) формами глагола: Simple и Progressive, соответственно. Отметим, что термин вид происходит от глагола видеть (который этимологически связан с лат. videre - видеть и греческим eidos - то, что видимо).

Но мы пока говорили о двух типах знания, которым соответствуют два вида: одно знание имеет определенный источник информации (например, мальчик в приводившемся примере), а другой неопределенный источник (например, говоря Иван курит, я не даю понять, откуда мне об этом известно). А форм английского глагола - четыре. Почему так много?

Да потому, что ситуации, когда мы говорим о том, что непосредственно наблюдаем, могут существенно различаться, в зависимости от того, что именно мы видим (слышим и т.п.). Когда я говорю: Смотри, Иван снова курит, я имею возможность наблюдать сам процесс курения (он держит в руке сигарету, подносит ее ко рту, втягивает дым и затем выпускает его - действие, вообще-то говоря, бессмысленное и вредное). Но если мама, встречая Ивана, чувствует исходящий от его одежды запах табачного дыма и спрашивает: Ты опять курил?, она задает вопрос, основываясь на том, что воспринимает в момент речи (в данном случае органами обоняния), и это, конечно же, настоящее время. Но самого действия курения она не наблюдает, ее восприятию доступны лишь определенные признаки, говорящие о том, что Иван курил. Для выражения этого когнитивного смысла в английском языке существует своя, специальная форма глагола - Perfect. Эта форма употребляется тогда, когда мы сравниваем то, что видим, с тем, что было до этого (например, утром от Ивана не пахло, а теперь пахнет табаком - значит, курил). Наконец, возможны случаи, когда мы говорим о непосредственно наблюдаемом действии и при этом одновременно сравниваем то, что мы видим, с тем, что видели в какой-то момент (или в какие-то моменты) до этого. Например, я вижу, что Иван сейчас курит, но я также видел его курящим и до этого, в течение всего дня. В таком случае происходит объединение двух форм, выражающих разные когнитивные смыслы, и мы получаем очень не любимую многими учащимися форму Perfect Progressive, хотя на самом деле это не просто, а очень просто.

Приведенные (естественно, в очень кратком виде) объяснения когнитивного содержания английских глагольных форм можно суммировать в виде очень простого алгоритма, который позволяет практически безошибочно выбрать правильную форму глагола.

Алгоритм выбора видо-временной глагольной формы:

  • Реши для себя, к какому времени относится то, что ты собираешься сказать (Present, Past, Future).
  • Реши для себя, о чем ты собираешься сказать: о том, что видишь (видел, увидишь), или о том, что знаешь (знал, будешь знать).
    • Если о том, что видишь, спроси себя: "Что именно я вижу?"
      • Вижу само действие → Употреби форму Progressive
      • Вижу признаки (следы) действия → Употреби форму Perfect
      • Вижу само действие и сравниваю то, что вижу сейчас, с тем, что видел до этого -> Употреби форму Perfect Progressive
    • Если о том, что знаешь (неважно откуда) → употреби форму Simple

Этот алгоритм как составная часть методики обучения грамматическим формам английского глагола описан в учебном пособии "Английский глагол. Новая грамматика для всех" (Кравченко А. В. (ред.), Иркутск, 1999).

Более того, когнитивный подход к английским временам позволяет наглядно увидеть, что никаких так называемых исключений в отношении употребления глаголов различных групп в тех или иных грамматических формах не существует. Так, любой глагол (например, see, know, remember, like и т.п.) может быть употреблен в форме Progressive, просто нужно знать, когда это можно и нужно сделать, а когда - нельзя. Становится понятным простой принцип, определяющий выбор в речи пассивного или активного залога; тем более что этот принцип точно такой же, как и в русском языке.

Короче говоря, оказывается, что ничего сложного и непостижимого в системе грамматических форм английского глагола нет. Как показывает практика, думающий человек (неважно, школьник, студент или взрослый) усваивает значение и функции английских времен за короткий срок. Остальное - дело техники, тренировки обучающихся в употреблении самих форм и автоматизации алгоритма выбора.

А. В. Кравченко, Иркутск