Сколько весит танк. Сколько весит танк История создания и производства

На танке Т-72 установлен 12-цилиндровый V-образный четырехтактный многотопливный дизель В-46 мощностью 780 л.с. при 2000 об/мин. с жидкостным охлаждением и приводным центробежным нагнетателем. Двигатель В-46 является модификацией двигателя В-55В и отличается от него, главным образом, установкой центробежного нагнетателя и многотопливностью. Масса двигателя - 980 кг. Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно к продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Многотопливный двигатель В-46 может эксплуатироваться на дизельном топливе марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензинах А-66 и А-72 и керосинах Т-1, ТС-1 и Т-2. Основным видом топлива является дизельное. Перевод работы двигателя с дизтоплива на керосин или бензин осуществляется перестановкой маховичка трехпозиционного упора рейки топливного насоса НК-12 в соответствующее положение.

В систему питания двигателя В-46 входят четыре внутренних и пять наружных топливных баков общей емкостью 705 и 495 л соответственно. Все баки последовательно соединены между собой трубопроводами. Внутренние баки сварены из стальных штампованных листов и для предохранения от коррозии внутри и снаружи покрыты бакелитовым лаком. Наружные баки сварены из алюминиевых штампованных листов и снаружи окрашены. С помощью специального оборудования к системе питания топливом могут быть подсоединены две дополнительные бочки емкостью 390 л.

Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке 1-12 установлен двухступенчатый воздухоочиститель с эжекционным удалением пыли из пылесборника. Первую ступень очистки составляет циклонный аппарат, состоящий из 96 циклонов. Циклонный аппарат обеспечивает предварительную очистку воздуха от пыли на 99,4%. После прохождения воздуха последовательно через нижнюю, среднюю и верхнюю кассеты, которые являются второй ступенью очистки, окончательно очищенный до 99,8% воздух из головки воздухоочистителя через патрубок поступает в нагнетатель и затем по впускным коллекторам в цилиндры двигателя.

1 - первый наружный бак; 2 - второй наружный бак; 3 - передний бак-стеллаж; 4 - третий наружный бак; 5 - топливный насос подогревателя; 6 - четвертый наружный бак; 7 - кран отключения наружных топливных баков; 8 - расширительный бачок; 9- пятый наружный бак; 10 - правая бочка; 11 -левая бочка; 12 - топливный насос высокого давления; 13 - топливный фильтр тонкой очистки; 14 - двигатель; 15 - топливоподкачивающий насос; 16 - средний бак-стеллаж; 17 - левый носовой бак; 18 - правый носовой бак

Система смазки - циркуляционная, комбинированная. Масляный насос МЗН-2 - шестеренчатый, трехсекционный (одна секция нагнетающая и две откачивающие). Заправочная емкость системы - 65 л. Система охлаждения - жидкостная, закрытая с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором. Заправочная емкость системы - 90 л. В машине установлены два аналогичных по конструкции радиатора. Радиаторы трубчато-пластинчатого типа соединены последовательно с помощью патрубков и шлангов и установлены в изолированном стеллаже крыши силового отделения совместно с масляными радиаторами. Вентилятор - центробежный, с дисковым фрикционом, изготовлен из алюминиевого сплава. Передача вращения от двигателя к вентилятору осуществляется с помощью двухскоростного привода, состоящего из повышающего редуктора, смонтированного в картере гитары, конического редуктора, фрикциона вентилятора и двух карданных передач (гитара - конический редуктор, конический редуктор - фрикцион вентилятора). Вентилятор закреплен болтами к ведомой ступице фрикциона. Для повышения КПД вентилятор помещен в специальный кожух (улитку).

Система подогрева предназначена для разогрева двигателя и обслуживающих его систем перед запуском. В систему подогрева входят форсуночный подогреватель, змеевики масляных баков, обогреваемые полости узлов двигателя, водяные рубашки маслозакачивающих насосов и трубопроводы. Воздушная система танка обеспечивает запуск двигателя сжатым воздухом, очистку смотрового прибора механика-водителя от грязи и пыли, очистку входного и выходного штуцеров воздухозаборного устройства прибора ГО-27 (системы ЗОПМ) от грязи, зарядку воздушного баллона системы гидропневмоочистки прицела, работу пневматических приводов клапанов нагнетателя и клапана вентиляции на перегородке, очистку узлов внутри машины от пыли путем обдува сжатым воздухом при их обслуживании. Резервный пуск двигателя обеспечивается электрическим стартером-генератором СГ-10-1.

Силовая передача - механическая, с гидравлическим управлением, состоит из гитары и двух коробок передач, конструктивно объединенных с бортовыми передачами. Гитара - шестеренчатый повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробкам передач. Передаточное число гитары - 0,706. Коробки передач - планетарные с семью передачами вперед и одной назад, с фрикционным включением и гидроуправлением. Коробки передач предназначены для изменения скорости движения и тяговых усилий на ведущих колесах, поворота и торможения машины, отключения двигателя от ведущих колес. Все эти режимы обеспечиваются включением и выключением определенных фрикционов в коробках передач.

1 - балансир; 2 - упор; 3 - амортизатор; 4 - рычаг; 5 - тяга

Поворот машины осуществляется:
а) при прямолинейном движении включением в одной из коробок передачи на одну ступень ниже, чем передача прямолинейного движения, при этом машина поворачивается с определенным (расчетным) радиусом поворота; при движении на 1-й передаче или передаче заднего хода включается тормоз, поворот осуществляется с радиусом, равным ширине машины;
б) частичным выключением в одной из коробок фрикционов, которые были включены при прямолинейном движении, и частичным включением фрикционов, соответствующих передаче на одну ступень ниже.

Бортовые передачи представляют собой одноступенчатые планетарные редукторы с постоянным передаточным числом, понижающие обороты ведомых валов коробок передач и соответственно увеличивающие крутящий момент, передаваемый к ведущим колесам гусеничного движителя. Передаточное отношение бортовой передачи - 5,454.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состоит из шести двухсткатных обрезиненных опорных катков, трех односкатных поддерживающих катков с внутренней амортизацией, ведущего колеса заднего расположения со съемными зубчатыми венцами и направляющего колеса с кривошипным механизмом натяжения гусеницы. Подвеска - индивидуальная торсионная, с гидравлическими амортизаторами на 1, 2 и 6-м опорных катках. Гусеницы мелкозвенчатые, цевочного зацепления, с резинометаллическим (РМШ) или открытым (ОМШ) шарниром. Число траков в гусенице - 96. Ширина трака - 580 мм, шаг зацепления - 137 мм. Масса гусеницы с РМШ - 1698 кг, с ОМШ - 1430 кг. При необходимости на танке Т-72 могут использоваться также гусеницы с ОМШ, применяемые на танке Т-62, с установкой специальных венцов ведущих колес. Допускается использование гусениц и с машин Т-54 и Т-55 с увеличением количества траков до 97.

Электрооборудование танка выполнено по однопроводной схеме (дежурное освещение и откачивающий насос ОПВТ - по двухпроводной). Напряжение - 27 В (для стартерной цепи - 48 В). Источники: четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭН-140М или 6-МСТ-140; емкостью 140 А.ч каждая; стартер-генератор СГ-10-1 мощностью 10 кВт, работающий в режиме генератора. Потребители: приборы комплекса вооружения; стартер-генератор СТ-10-1, работающий в стартерном режиме; электродвигатели насосов и вентиляторов; радиостанция и переговорное устройство; приборы средств защиты; приборы освещения и сигнализации.

Средства связи танка.
На танке Т-72 установлены радиостанция Р-123М и переговорное устройство Р-124 на четыре абонента. Радиостанция - приемопередающая, телефонная, симплексная. Дальность связи при работе на 4-метровую штыревую антенну при движении по среднепересеченной местности со скоростью до 40 км/ч составляет не менее 20 км при выключенном подавителе шумов и до 13 км при включенном. Радиостанция имеет 1261 рабочую частоту с интервалом 25 кГц. Прием и передача ведутся на одной общей частоте. Радиостанция имеет механизм установки частот, позволяющий подготовить заранее и зафиксировать любые четыре частоты диапазона. Переход с одной подготовленной частоты на другую выполняется автоматически после переключения соответствующего переключателя.

Система защиты от оружия массового поражения.
Система защиты от оружия массового поражения (ЗОМП) предназначена для защиты экипажа танка, а также узлов и агрегатов, расположенных внутри танка, от ударной волны и проникающей радиации ядерного взрыва. Она также защищает экипаж от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологического оружия. Защита от ударной волны ядерного взрыва обеспечивается броней танка и его герметизацией. Защита экипажа от проникающей радиации ядерного взрыва также обеспечивается броней и установкой специального материала внутри танка. Защита экипажа от радиоактивных и отравляющих веществ и бактериологического оружия обеспечивается герметизацией боевого отделения и отделения управления и созданием в них избыточного давления (подпора) очищенного воздуха. Одновременно система осуществляет световую и звуковую сигнализацию, контроль уровня радиации и избыточного давления внутри танка, а также контроль наличия отравляющих веществ вне танка. Система ЗОМП состоит из следующих основных частей: прибора радиационной и химической разведки ГО-27, аппаратуры ЗЭЦП-З управления исполнительными механизмами герметизации, фильтровентиляционной установки (ФВУ), исполнительных механизмов, клапана вентиляции и лючка вентиляции, подпоромера.

Противопожарное оборудование (ППО) танка.
На Т-72 установлена автоматическая система ППО трехкратного действия. Противопожарное оборудование состоит из трех двухлитровых баллонов с огнегасящим составом, трубопроводов, соединяющих баллоны с боевым и силовым отделениями, и девяти термодатчиков. В ППО используется огнегасящая жидкость Фреон 114В2. Для тушения незначительных очагов пожаров имеется ручной углекислотный огнетушитель ОУ-2.

Система дымопуска .
На танке установлена термическая дымовая аппаратура (ТДА) многократного действия. В качестве дымообразующего вещества используется дизельное топливо. Система дымопуска обеспечивает постановку дымовых завес только при работающем двигателе. Топливо из двух форсунок в распыленном состоянии попадает в поток выпускных газов, где под действием высокой температуры испаряется и, смешиваясь с газами, образует парогазовую смесь. Так как температура парогазовой смеси значительно выше температуры наружного воздуха, то при выбросе ее в атмосферу и соприкосновении ее с воздухом происходит конденсация паров топлива и образование тумана. При работе двигателя на керосине дымовая завеса получается слабая, и включать систему ТДА не имеет смысла. При работе на бензине использовать систему ТДА нельзя.

Оборудование для подводного вождения танка (ОПВТ) предназначено для преодоления танком по дну водных преград глубиной до 5 м и шириной до 1000 м. Оно обеспечивает ведение боевых действий после преодоления преграды без остановки танка и проведения каких-либо работ, требующих выхода экипажа из танка. Комплект оборудования для подводного вождения состоит из двух частей: съемной, которая монтируется на танк в предвидении преодоления водной преграды, и несъемной, постоянно установленной на танке. К съемным узлам относятся: воздухопитающая труба; выпускные клапаны; уплотнения дульного среза пушки и амбразуры спаренного пулемета; колпачки с тросом для герметизации штуцеров воздухозаборного устройства прибора ГО-27.

К постоянно установленным узлам относятся: уплотнения корпуса, башни и шариковой опоры башни; крышка воздухопритока к воздухоочистителю; уплотнение броневой зашиты пушки; откачивающий насос; лючок перетока воды на моторной перегородке; уплотнение крыши над силовым отделением. Кроме того, в состав ОПВТ входят спасательные жилеты и изолирующие противогазы на каждого члена экипажа. Движение танка по дну осуществляется на 1-й передаче. На монтаж съемной части ОПВТ требуется 20 мин. Для подготовки танка к ведению огня после преодоления водной преграды необходимо 1-2 мин., а для демонтажа съемной части ОПВТ и установки его в транспортное положение - 15 мин.

Для отрытия окопов и укрытий танк Т-72 оснащен оборудованием для самоокапывания, расположенном снаружи на нижнем носовом листе корпуса. На части танков могут устанавливаться колейные ножевые минные тралы КМТ-6.



Основной боевой т а н к Т 72 фото
Самый массовый и известный в мире танк второго поколения. Состоит на во­оружении России и ещё 30 стран мира.
Создан на базе танка Т-64А . Разраба­тывался в КБ Уралвагонзавода с 1967 по 1972 г. как «объект 172», после мо­дернизации «объект 172М». С ноября заводские испытания. В 1972 г. устано­вочная партия из 15 машин совместно с танками Т-64А и Т-80 прошли мно­гомесячные войсковые тесты. По их результатам он был рекомендован для принятия на вооружение под обозначе­нием Т-72 «Урал».

танк Т-72 фото всех модификаций было выпущено около 30 тысяч за 25 лет

Танк серийно производился на УВЗ с 1974 по 1992 г., с 1978 по 1990 г. на ЧТЗ.
Общее количество выпущенных Т-72 оценивается в 20000-25000 штук. Машина так­же выпускалась в Чехословакии, Польше, Югославии, Индии, Иране и без лицен­зии в Китае.

Т-72 на фото имел системы ядерной, биологической и химической защиты

Танк имеет классическую компоновку.

т 72 характеристики

Экипаж состоит из трёх человек.

Автомат заряжания заменил одного из членов экипажа, скорострельность составила 8 выстрелов в минуту

Корпус Т-72 представляет собой короб­чатую конструкцию из листов и плит ка­танной гомогенной и комбинированной брони.
Основной танк Т-72А фото . Начало 1980-х гг.

Т-72 на параде в Восточном Берлине 1984 год

Комбинированная броня корпуса состо­ит из 80-мм стального наружного, 105-мм стеклотекстолитового и 20-мм стального внутреннего слоев. У танка Т-72А она из­менена на слои толщиной 60+100+50 мм и усилена приваркой 30 мм броневой плиты. У Т-72Б лобовое бронирование корпуса дополнительно повышено до­бавлением 20-мм броневого листа. Поз­днее корпус Т-72Б получил навесную динамическую защиту «Контакт», затем «Реликт».

фото танк Т-72, 41,5 тонны стали и композитной брони

Моторно-трансмиссионное отделение от­деляется от боевого броневой перегород­кой. Но боекомплект все так же находится в боевом, ахиллесова пята всех танков советской, а теперь уже и российской постройки. Боевая масса танка Т-72А 41,5 т.

Т-72 сравнительно короток, мало места внутри танка, как следствие очень низкий профиль, 125мм Д-81ТМ, гладкоствольная пушка, труба над башней позволяет переходить реки в брод

Башни первых серий выполнены литыми, сложной конструкции. В 1979 г. принима­ется на вооружение танк Т-72А с комби­нированной бронёй башни. Передняя её часть имела толщину 280 мм.

вид на место командира танка Т-72АГ

В отделении управления, справа от места механика-водителя, находится топливный бак и бак-стеллаж, слева топливный бак, щиток контрольных приборов и аккумуляторные батареи.

торсионная подвеска обеспечивает машине отличную плавность хода т 72

Над его сиденьем имеется смотровой люк, а в днище корпуса, за сиденьем, люк запасного выхода. В верхнем на­клонном листе корпуса укреплён при­бор наблюдения механнка-водителя ТНПО-168В.
В башне танка т 72 фото , установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ. В бое­комплект танка входят 44 выстрела раздельного заряжания с бронебойно-подкалнберными, кумулятивными и ос­колочно-фугасными снарядами. На тан­ке используется электромеханический автомат заряжания. 22 артвыстрела из боекомплекта размещены в кассетах вра­щающейся боеукладки.

Танк T-72 нижний лобовой лист, оборудование для самоокапывания (которое в сложенном состоянии является дополнительной броневой защитой)

Для наведения пушки на цель установ­лен дневной стериоскопический прицел- дальномер. В командирской башенке Т-72 находятся два прибора наблюдения ТНП-160, командирский прибор наблю­дения ТКН-3 и ночной прицел. В ка­честве источника инфракрасного света используется осветитель «Луна». С пуш­кой спареп 7,62-мм пулемёт ПКТ. На от­крытой турелыюп установке в качестве зенитного применяется пулемёт НСВТ- 12,7 «Утёс» с коллиматорным прицелом и наводкой вручную. На башне размещены дымовые гранатомёты. Их количество за­висит от модификации машины.

количество дымовых гранатометов за­висит от модификации машины Т 72

На танке установлен 12-цилиидровый многотопливный дизель В-46 с трансмиссмей и приводным центробежным нагне­тателем мощностью 780 л.с. С 1984 г. на Т-72А - дизель В-84 мощностью 840 л.с. Двигатель установлен в моторном отделении поперёк оси танка.

брэм 1 создана на базе шасси основного танка Т-72 фото, на вооружение принята в 1975 г

Подвеска катков независимая торсионная с гидроамортизаторами. Ходовая часть состоит из шести опорных обрезиненных, трёх поддерживающих катков на борт, направляющих и ведущих колёс со съём­ными венцами.

танк Т-72 слабая защищённость бортовой проекции этого танка, борта защищены резиновыми экранами, разве что от летящей грязи, но никак не от снарядов противника

Гусеницы с резинометаллическими шарнирами. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава, ос­тальные - стальные. Скорость машины по шоссе до 60 км/ч. Запас хода 500 км.

Параметр Т-72Б Т-72 модернизированный
Боевая масса, т 44,5 не более 46
Пушка, марка 2А46М 2А46М-5
Калибр, мм 125 125
Зенитная пулемётная установка открытого типа закрытого типа с дистанционным управлением
Модульная ДЗ «Контакт-V» «Реликт»
Автоматизированная система постановки завес нет есть
Система электромагнитной
Защиты
нет есть
Дневной прицел Прицельный комплекс 1А40-1 Многоканальный прицел наводчика «Сосна-У» с визирным и ТПВ-каналами, лазерным дальномером и лазерными каналом управления ракетой
Ночной прицел ППН 1К13-49 электронно-оптический монокулярный перископический
Дальность обнаружения и распознавания цели типа «танк» ночью, м 1300 не менее 3300
Режим дублированного управления вооружением с места командира нет есть
Прицел-дублёр нет прицел-дальномер
ТПД-К1
Баллистический вычислитель нет электронный цифровой с комплектом датчиков
Автомат сопровождения цели нет электронный цифровой с обработкой видеоизображения от ТПВ-канала прицела «Сосна-У»
Информационный канал управления ракетой входит в состав ППН 1К13-49 входит в состав многоканального прицела наводчика «Сосна-У»
Максимальная дальность стрельбы управляемой ракетой, м до 4000
(днем, с места)
до 5000
(днём и ночью, с места и
с ходу)
Радиостанция, марка Р-173 Р-168-25УЕ-2
Наличие заранее подготовленных частот 4 64
Режим технического
Маскирования
нет есть
Режим ППРЧ (программная перестройка рабочей частоты) нет есть
Скорость передачи и приёма цифровой информации, бит/с цифрового канала связи нет до 16000
Навигационная аппаратура, тип нет комбинированная (GPS и одометрическая)
Аппаратура внутренней связи и коммутации, марка Р-174 Р-168 АВСК-Б
Словесная разборчивость, % 90 94
Максимальное число абонентов, подключаемых в сеть внутренней связи 6 10
Двигатель, марка В-84-1 В-92С2
Мощность, л.с. 840 1000
Удельная мощность, л.с./т 18,9 не менее 21,8
Максимальная скорость
по шоссе, км/ч
60 65

T-72С в целях сохранения превосходства на поле боя создана более совершенная модель, в нем сохранены все положительные черты базового танка, несмотря на наличие динамической защиты бортовая проекция по прежнему уязвима

Танк комплектовался радиостанцией Р-123М, переговорным устройством, системой противоатомной защиты, авто­матической системой пожаротушения, оборудованием подводного вождения, ус­тройством для самоокапывания.

Т-72М1М экспортная модернизация танка Т-72М1

На части танков можно устанавливать колейные ножевые минные тралы.

Т-72С первый в мире ракетно-пушечный танк, поставляемый на рынок превосходит танк Т-72М1 по огневой мощи, защите подвижности отличается от предков установкой принципиально новых узлов

«Семьдесят второй» выпускался в боль­шом количестве модификаций. На сей день его производство завершено.

В ходе эксплуатации и боевого применения выявилась крайняя взрывоопасность Т-72, похоже это становится визитной карточкой всей серии, Т-90 создан на основе той же семьдесят второй, имеет те же проблемы с боеукладкой, расположена в боевом отделении

На 2010 г. в России в эксплуатации находи­лось 2 тыс. машин Т-72 и 7 тыс. в резерве. Несмотря на проведенные модернизацию, танк имеет несколько принципиальных уязвимостей. Слабая защита боковой проекции , боеукладка совмещена с боевым отделением экипажа (детонация ведет к полному уничтожению танка, вместе с экипажем), низкая стартовая скорость , ускорение 0-32 км/ч за 12 сек, французский , Abrams 7,2 сек, ну и за 10 сек.

Сирийцы усиливают защиту бортов танка Т-72 путём установки решёток

Ополчение из Донецка и Луганска, также усиливает защиту бортов своих танков решетками, Импровизированная навесная защита танка Т-72, все так же мало эффективна против комулятивного заряда как и во времена второй мировой войны

Танк Т-72Б3 после обстрела в борт старыми РПГ под Илловайском, оторванная башня похоже становится визитной карточкой танкостроения

Модернизированный танк Т-72Б "Белый орел"от ОАО Оборонсервис, все те же недостатки конструкции, слабая защищённость бортовой проекции, борта защищены резиновыми экранами и модулями динамической защиты до середины борта танка, разделение боекомплекта модернизацией не решить

Т 72 момент выстрела фото

Столь большой выпуск, большая часть из них по прежнему находится в эксплуатации, служит объектам для вливаний в модернизацию танка. Этим занимаются как наши предприятия, так и белорусские, украинские, различные концерны из Франции, США, Канады и конечно же, Китая.

Т-72 «Урал» - основной боевой танк производства СССР. Самый массовый основной боевой танк второго поколения. Принят на вооружение в Вооружённых Силах СССР с 1973 года. Т-72 разработан и производился Уралвагонзаводом в Нижнем Тагиле. Главный конструктор машины - В. Н. Венедиктов.

«Урал» состоит на вооружении стран СНГ, экспортировался в страны Варшавского договора, Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию. Модификации Т-72 выпускались по лицензии в Югославии (M84), Польше (PT-91), Чехословакии и Индии которые, в свою очередь, также их экспортировали.

История создания и производства


Разработка Т-72 началась в 1967 году. В ходе дальнейшей работы, в 1968-69 годах, были проведены сравнительные испытания танков Т-64А с двигателем В-45 и эжекционной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Харькове) и образцов с двигателем В-45, автоматом заряжания пушки на 22 выстрела и вентиляторной системой охлаждения (разработка конструкторского бюро в Нижнем Тагиле). Последние показали более высокие результаты.

В ноябре 1969 года на эти машины стали устанавливать двигатели В-46 мощностью 573 кВт (780 л.с.) и ходовую часть новой конструкции. Изготовленному с указанными изменениями образцу был присвоен индекс «объект 172М». 7 августа 1973 г. совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 554-172 на вооружение Советской Армии был принят танк Т-72. Производился в СССР в период с 1974 по 1992 годы. Всего выпущено около 30 000 танков.

Кроме СССР Т-72 производился и других странах:

Индия - всего около 500 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Ajeya. Производство велось в период с 1988 по 1991 год, а затем было продолжено после распада СССР по российской лицензии;
Ирак - по разным данным от нескольких машин до 100 единиц Т-72М1 было произведено по лицензии под обозначением Asad babil в конце 1980-х годов;
Польша - 682 единицы Т-72Б произведены по лицензии в период с 1979 по 1991 год;
Чехословакия - 815 единиц Т-72Б произведено по лицензии в период с 1977 по 1991 год.

После распада СССР танк Т-72 производился по лицензии в Индии, Иране и Польше:

Индия - Т-72М1 производились по лицензии под обозначением Ajeya в период с 1992 по 2000 год; по другим данным производство велось до 2005 года до постановки на производство Т90С;
Иран - 300 единиц Т-72С1 было собрано по лицензии в период с 1993 по 2001 год;
Польша - 77 единиц Т-72 было произведено по лицензии в период с 1992 по 1995 год.

Описание танка


Конструкция

Т-72 имеет дифференцированную противоснарядную броневую защиту. Броневой корпус танка представляет собой жёсткую коробчатую конструкцию, собираемую из листов и плит катаной гомогенной броневой стали и комбинированной брони. Лобовая часть танка состоит из двух сходящихся клином бронеплит: верхней, расположенной под наклоном в 68° к вертикали и нижней, расположенной под наклоном в 60°. На Т-72, верхняя плита выполняется из комбинированной брони, состоящей из 80-мм стального наружного, 105-мм стеклотекстолитового и 20-мм стального внутреннего слоёв, а нижняя плита - из катаной 85-мм гомогенной броневой стали.

Приведенная толщина верхней лобовой детали составляет 550 мм, а её защитная способность, по разным данным, эквивалентна от 305 до 410 мм (показатель стойкости американского танка М1"Абрамс" против подкалиберных снарядов, по лбу башни 400мм) катаной гомогенной броневой стали против подкалиберных и от 450 до 600 мм против кумулятивных снарядов. Остальная часть корпуса выполняется полностью из катаной гомогенной брони. Вертикальные борта корпуса имеют толщину 80 мм в районе отделения управления и боевого отделения и 70 мм - в районе моторно-трансмиссионного, корма корпуса состоит из верхней и нижней бронеплит и двух штампованных картеров коробок передач. Крыша корпуса состоит из двух бронелистов, а днище имеет корытообразную форму и состоит из трёх штампованных деталей, имеющих ряд выштамповок для повышения жёсткости.

Моторно-трансмиссионное отделение отделяется от боевого поперечной броневой перегородкой. На каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов установлены по четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов алюминиевого сплава. Экраны закрепляются на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам. Бронирование башен танков первых серий монолитное. Монолитное бронирование башни Т-72 считалось его главным недостатком, поэтому в 1979 году принимается на вооружение танк Т-72А с комбинированной бронёй башни.

В ходе серийного производства танка его бронирование неоднократно усиливалось. На Т-72А с 1980 года были перераспределены толщины слоёв верхней лобовой детали, составившие 60+100+50 мм, помимо этого деталь была усилена приваркой 30-мм броневой плиты. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72А эквивалентна, по разным данным, от 360 до 420 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и от 490 до 500 мм против кумулятивных боеприпасов. Откидные противокумулятивные щитки были заменены сплошным резинотканевым экраном на всю длину борта. На Т-72Б лобовое бронирование было вновь усилено, в том числе путём добавления 20-мм броневого листа. Кроме этого, Т-72Б получил комплект динамической защиты «Контакт», состоявший из 227 контейнеров, устанавливавшихся на верхней лобовой детали корпуса, лбе башни и передней половине бортов корпуса, башни и крыши башни. Аналогичная динамическая защита, отличавшаяся расположением элементов на башне (клином, как на других отечественных танках с индексом «В» в обозначении), с 1985 года устанавливалась на Т-72А в ходе их ремонта, после чего модернизированные танки получали обозначение Т-72АВ. Бронестойкость верхней лобовой детали корпуса Т-72Б западными специалистами оценивается как равная 530 мм броневой стали против подкалиберных снарядов и 900 мм против кумулятивных боеприпасов. На модификации Т-72БМ устанавливалась более совершенная встроенная динамическая защита.

На Т-72А в башню также были внесены изменения, появился наполнитель из термообработанного кварца («песчаные стержни»), алюминиевые щитки были заменены на сплошные резинотканевые бортовые экраны, на Т-72Б наполнитель башни заменили на блоки с отражающими элементами.

Вооружение

Основным вооружением Т-72 являлась 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ - 2А26М). Длина ствола орудия - 48(50,6 2А46м) калибров. С пушкой спарен 7.62-мм пулемёт ПКТ, в качестве зенитного пулемёта используется НСВТ-12,7 «Утёс» на открытой турельной установке, при этом по сравнению с аналогичной установкой танка Т-64 было произведено существенное упрощение - был исключён дистанционный привод зенитного пулемёта и упразднён оптический зенитный прицел ПЗУ-5, таким образом командир машины может вести огонь из зенитной установке только при открытом люке, наводя установку вручную, используя открытый прицел, хранящийся «по походному» в специальной укладке на турели. На Т-72А установлено орудие 2А46, по сравнению с 2А26М повышена точность и живучесть ствола. На Т-72Б введён КУВ (комплекс управляемого вооружения) 9К120 «Свирь», который устанавливался не на все танки.

Средства наблюдения и связи

Т-72 - комплектовался радиостанцией Р-123М (собрана по трансиверной схеме, диапазон рабочих частот радиостанции разбит на два поддиапазона: 20.0 - 36.0 МГц и 36.0 - 51.0 МГц, возможна настройка радиостанции на 4 заранее подготовленные частоты (ЗПЧ)), переговорным устройством Р-124, на четыре абонента, аппаратом ТПУ-А, и аппаратом А-4 для подключения наружной розетки десанта. В командирской башенке находятся два прибора ТНП-160, и командирский прибор наблюдения ТКН-3, ночной прицел ТПН-1-49-23, дневной прицел дальномер ТПД-2-49, в качестве источника ИК света используется осветитель Л-2АГ «Луна» с ИК фильтром. НСВТ оборудован коллиматорным прицелом К10-Т.
Т-72А - установлен дневной прицел дальномер ТПД-К1, ночной прицел ТПН-1-49-23 (позже заменён на ТПН-3-49, весь прицельный комплекс на 1А40), осветитель заменён на Л-4"Луна-4".


Т-72Б - установлена радиостанция Р-173 (диапазон рабочих частот 30 - 75.9 МГц) на командирской версии дополнительно как и раньше ставилась КВ станция Р-130 установлен прицельный комплекс 1А40-1, в состав которого входят дневной прицел дальномер ТПД-К1, комплекс 1К13-49 (введение КУВ 9К120 «Свирь», наведение ракеты по лучу лазера, Т-72Б довольно просто отличить от Т-72Б1 именно по ночному прицелу, на Т-72Б1 шахты для излучателя нет).

Двигатель и трансмиссия

На Т-72 устанавливались различные модели V-образных 12-цилиндровых многотопливных четырёхтактных дизельных двигателей жидкостного охлаждения семейства, являющегося развитием В-2. На Т-72 устанавливался двигатель В-46 с приводным центробежным нагнетателем, развиваюший максимальную мощность в 780 л.с. при 2000 об/мин. На Т-72А устанавливался двигатель В-46-6, а с 1984 года - двигатель В-84 мощностью 840 л.с. На Т-72Б устанавливался двигатель модели В-84-1.

Двигатель устанавливается в моторном отделении в кормовой части танка поперёк его продольной оси, на приваренном к днищу фундаменте. Топливная система включает в себя четыре внутренних и пять наружных топливных баков. Один из внутренних баков размещается на полу в кормовой части боевого отделения, тогда как остальные три - в отделении управления, по обеим сторонам от механика-водителя. Все пять внешних баков размещаются на правой надгусеничной полке. Ёмкость внутренних баков составляет 705 л, тогда как наружных - 495 л. Помимо них, к топливной системе могут подключаться две дополнительные бочки, закрепляемые на корме танка, общим объёмом 400 или 500 л в зависимости от объёма бочки. В качестве топлива может использоваться дизельное топливо марок ДЛ, ДЗ и ДА, бензины А-66 и А-72 и керосины Т-1, ТС-1 и ТС-2.

В состав трансмиссии Т-72 входят:

  • Повышающий редуктор, передающий крутящий момент от двигателя к коробке передач («гитара»);
  • Две механические семиступенчатые (7+1) планетарные коробки передач с фрикционным включением и управлением при помощи гидравлических приводов, одновременно выполняющие функции механизма поворота;
  • Бортовые одноступенчатые планетарные передачи.
Ходовая часть

Подвеска катков независимая, торсионная. Ходовая часть каждого борта состоит из 3-х поддерживающих катков и 6 обрезиненных опорных катков с балансирами и лопастными амортизаторами на первом, втором и шестом, направляющего катка и ведущего колеса заднего расположения. Танк оборудован устройством самоокапывания, которое приводится в рабочее положение за 2 мин.

Боевое применение


Впервые Т-72 применили при боевых действиях в 1982 году, в Ливане, долине Бекаа. Российские/сирийские источники утверждают, что израильским танкистам не удалось подбить ни одной такой машины советского производства, а сирийские 10 танков Т-72, действуя из засады, уничтожили артогнём 60 израильских танков «Меркава». Согласно западным/израильским источникам было уничтожено до 20 T-72. На самом деле оба утверждения не противоречат друг другу, так как бо́льшая часть из уничтоженных Т-72 была поражена не танковым вооружением, а ПТУР TOW с самоходных ПТРК на базе джипов М151.

Однако, если внимательно проследить боевой путь сирийских танков Т-72 и израильских «Меркава», будет представляться сомнительной сама возможность их встречи в бою. Российский исследователь Михаил Барятинский пришёл к выводу, что «ни одна „Меркава" не подбила ни одного Т-72 и ни один Т-72 не подбил ни одну „Меркаву", потому что они просто не встретились в бою».

Т-72 (Объект 172М)
Классификация основной боевой танк
Боевая масса, т 41,0 (44,5)
Компоновочная схема классическая
Экипаж , чел. 3
История
Производитель
Годы разработки с по
Годы производства с по
Годы эксплуатации с
Количество выпущенных, шт. около 30 000
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса , мм 6860
Длина с пушкой вперёд, мм 9530
Ширина корпуса, мм 3460
Высота, мм 2190
База, мм 4270

Появившийся в начале 70-х годов прошлого столетия основной советский танк Т-72 стал одной из самых массовых машин в мире – «Уралвагонзавод» собрал не менее 30 тыс. экземпляров танка. Кроме того, лицензии на производство машины имелись у ряда государств, которые не менее нескольких тысяч танков.

Техника советского производства поставлялась во многие государства и принимала участие во всех более или менее значимых вооруженных конфликтах. Танки Т-72 прекрасно проявили себя в этих боях. Например, в ходе боев 1982 года в долине Бекаа не было зафиксировано ни одного случая сквозного пробития лобовой брони советского танка.

Немного истории

Причиной создания Т-72 стало затянувшееся внедрение Т-64 – нового основного танка Советской Армии. Машина оснащалась оригинальным дизельным двигателем 5ТДФ со встречным движением поршней, для сборки которого было развернуто особое производство в Харькове. Однако потенциал завода обеспечивал выпуск машин только в мирное время, любое увеличение производства машин приводило к дефициту силовых установок.

В качестве альтернативы стала рассматриваться версия танка с более простым дизелем В-45, который был освоен промышленностью. Танк предполагалось выпускать на заводе в Нижнем Тагиле.

Первые наработки КБ Морозова по оснащению танков Т-64 дизелем В-45 относятся к 1961 году. В результате к 1967 году были построены три машины под обозначением «объект 436», которые прошли комплекс интенсивных испытаний. После этого двигатель и трансмиссию поставили на модернизированный танк Т-64А.

Так на свет появился «объект 438», который испытывался в 1967-68 гг. На основе Приказа министра оборонной промышленности была собрана партия машин «объект 439», которые немного отличались от предшественников. Испытания показали идентичность характеристик машин с дизелями В-45 и 5ТДФ.

Но по ряду причин «объект 439» не пошел в производство в Нижнем Тагиле.

Одной из причин называют конкуренцию между танкостроителями из разных КБ. На Урале решили создать новую машину, основанную на узлах собственного «объекта 167», дополненного автоматом заряжания. Но часть решений по корпусу и башне было заимствовано у Т-64, хотя детали были невзаимозаменяемыми. Полученная машина получила обозначение «объект 172М», который и стал тем самым Т-72, получившим приставку «Урал».

В 1973 году «Уралвагонзавод» собрал первую серийную партию танков из 30 экземпляров, а в следующем году началось полноценное производство. Запуск в серию Т-72 стал возможен благодаря маршалу Гречко, который активно пролоббировал интересны «Уралвагонзавода». Параллельное производство Т-64А и Т-72, машин одного уровня и назначения, имевших крайне низкую степень унификации, является нонсенсом для советской военной техники.

Модификации и опытные версии

На основе машины Т-72 создано несколько десятков опытных и серийных модификаций. Сразу после начала серийного выпуска появились проекты переоснащения танка другим орудием. В первой половине 70-х годов был создан единичный танк «объект 172МН», отличавшийся установкой нарезного 130-мм орудия модели 2А50. Тогда же велись эксперименты по установке гладкоствольной 125 мм пушки 2А49. В серию эти машины не попали.

Интересным экспериментом стал «объект 186», оборудованный 16-цилиндровым дизелем с Х-образным расположением цилиндров. Мотор развивал мощность до 1200 л.с., но оказался крайне ненадежным.

Для командиров танковых соединений предназначался командирский вариант машины с обозначением Т-72К, оснащенный набором навигационного оборудования и радиостанциями. Для работы с места станция использовала дополнительную антенну высотой 10 м, обеспечивавшую связь на расстоянии 300 км. Установка энергоемкого оборудования привела к сокращению числа укладок и возимый боекомплект составляет 31 выстрел.

В 1979 году в производство пошел танк Т-72А, отличавшийся от предшественника улучшенными прицельными приспособлениями, модернизированной пушкой, установкой запуска , доработанным дизелем и другими узлами. На базе модернизированной версии строилась командирская машина Т-72АК с сокращенным до 36 снарядов боекомплектом. Для работы расширенного электронного комплекса использована автономная генераторная установка с приводом от небольшого двигателя.


Для экспорта предлагался вариант Т-72М, отличавшийся схемой защиты башни и боекомплектом. Немного позднее, в 1982 году, его сменил Т-72М1, оснащенный дополнительным листом толщиной 16 мм, смонтированным на лобовой части корпуса. Комбинированная броня башни также получила внутренние стержни с песчаным наполнителем.

С 1985 года на внутренний рынок стали поступать танки Т-72АВ с навесными контейнерами динамической защиты, а немного позднее начался выпуск Т-72Б. Машина отличается модернизированной пушкой, приспособленной для пуска противотанковых управляемых ракет, а также 840-сильным дизелем В-84-1. Из-за изменения схемы защиты форма башни стала более округлой. Командирский вариант машины стал называться Т-72БК.

В начале 90-х годов на танки стали ставить встроенную динамическую защиту, позаимствованную у .

Новая версия получила обозначение Т-72Б образца 1989 года, встречается неофициальный индекс – Т-72БМ. Экспортный вариант машины Т-72Б стал обозначаться как Т-72С (или Т-72М1М).

Впоследствии были разработаны программы модернизации до стандарта Т-72Б2, а затем и Б3. Основной упор при улучшении сделан на применение современного электронного и прицельного оборудования, а также установку систем активной защиты.


Кроме боевых танков на базе Т-72 строился ряд вспомогательных и инженерных машин. Среди них можно отметить эвакуационный тягач БРЭМ-1, машину для укладки мостов МТУ-72. Шасси Т-72 послужило базой для самоходной установки МСТА-С.

Конструкция

Корпус танка Т-72 изготовлен методом сварки из катанных и обрезанных в размер листов броневой стали. Верхний лобовой лист корпуса имеет комбинированную схему защиты. Толщина листа составляет 200 мм, что соответствует 550-600 мм обычной брони (расположенной под тем же углом к нормали). Лист включает в себя внешний и внутренний стальные слои, между которыми размещен стеклотекстолит. Нижний лист выполнен из обычной броневой стали толщиной 85 мм.

Бортовая броня Т-72 установлена вертикально, имеет толщину 80 мм в районе обитаемых отсеков и 70 мм – в районе моторно-трансмиссионного отсека. Внутренняя часть брони в обитаемых отделениях имеет покрытие, защищающее от поражения нейтронным излучением. Под нижним лобовым листом установлен бульдозерный отвал, позволяющий отрыть защитный окоп для установки танка. В зависимости от твердости грунта на выполнение земляных работ уходит 20…25 минут.

Для дополнительной защиты по бортам машины Т-72 установлены четыре плоских щитка, выполненных из легкого сплава на основе алюминия.

Перед началом боевых действий щитки отводятся вперед на угол 60⁰, обеспечивая защиту бортовой брони танка от поражения кумулятивными боеприпасами. Позднее от такой конструкции отказались в пользу сплошного экрана, изготовленного из армированной тканью резины.

Начиная с версии танка Т-72АВ, пошедшей в серию в 1985 году, на лобовую часть корпуса и башню стала устанавливаться дополнительная динамическая защита из отдельных контейнеров. Также стал монтироваться дополнительный 20 мм лист брони, уложенный на верхний основной лист корпуса.


На танке Т-72 применена литая башня с переменной толщиной стенок. Бронезащита обычного типа, лобовая часть имеет толщину до 280 мм. Позднее, с началом выпуска версии Т-72А, стала применяться комбинированная броня с установкой песчаных стержней. Применение такой брони улучшило устойчивость к попаданиям снарядов. Одновременно произошло изменение формы передней части башни, где появились выступы («скулы»).

В состав экипажа танка Т-72 входят три человека. Рабочее место механика-водителя размещено по центру корпуса в носовой части. Над механиком имеется отдельный люк, выполненный в верхней плите корпуса. Сидение опущено практически на самый пол, чем обеспечено сидячее положение механика.

На многих иностранных образцах водитель размещается в боевом положении полулежа, что негативно сказывается на комфорте работы.

По сторонам от рабочего места водителя размещены три внутренних топливных бака. Управление танком ведется двумя рычагами и педалями.

В башне Т-72 расположены места двух членов экипажа танка, причем наводчик размещен в левой части, а командир – в правой. На крыше башни установлена поворотная командирская башенка, оснащенная парой приборов для наблюдения. Вне боевой обстановки командир сидит на башне машины, прикрытый съемным щитком. Для обеспечения связи имеется радиостанция стандарта УКВ. Между башней и отделением управления имеется узкий проход.

Теоретически, там может пройти человек, но фактически для этого требуется определенная тренировка. Опыт боевого применения танка Т-72 показал, что вытащить раненого механика-водителя через этот проход невозможно. Эвакуация выполняется через штатный люк в крыше.


В кормовой части корпуса машины размещено силовое отделение, с поперечно установленным двигателем. В качестве силового агрегата на танках Т-72 используется 780-сильный V-образный 12-цилиндровый четырехтактный дизельный двигатель В-46-6, оснащенный центробежным нагнетателем воздуха с приводом от коленчатого вала. Мотор имеет принудительное жидкостное охлаждение. Конструктивно дизель является развитием танкового мотора В-2, опробованного еще на Т-34 и БТ-7.

В ходе последующих модернизаций стал применяться дизель В92С2, построенный на том же блоке цилиндров, но оборудованный турбокомпрессором. Мощность силовой установки выросла до 1000 л.с. Моторный отсек танков Т-72 позволяет герметизировать стыки и преодолевать водные преграды глубиной до 5 м по дну. Предварительно на машину устанавливается дополнительное оборудование.

В качестве топлива могут использоваться различные сорта дизельного топлива, авиационный керосин, низкооктановый бензин сорта А-72, а также смеси этих сортов топлива.

Внутри танка Т-72 расположены топливные баки, вмещающие 705 литров топлива. Снаружи могут монтироваться четыре бочки емкостью 200 или 275 литров.

Двигатель машины запускается при помощи электрического стартера, который при работе мотора выполняет функции генератора. При работе стартера используется напряжение 48В, в остальных цепях нормой считается напряжение 22-29В. Для питания стартера используются четыре аккумуляторные батареи.

Трансмиссия танка Т-72 включает в себя гитару, которая передает крутящий момент на две бортовые коробки передач. На выходных валах коробок машины установлены бортовые редукторы, передающие вращение на ведущие колеса. Гитара танка представляет собой односкоростной повышающий редуктор, оборудованный местами для установки компрессора, генератора и вентилятора радиаторов системы охлаждения.


Бортовые коробки передач Т-72 построены на основе планетарных редукторов, обеспечивают семь скоростей переднего и одну скорость заднего хода. Управление переключением скоростей гидравлическое, в состав коробки входит бортовой фрикцион. Применение разнесенных коробок позволяет управлять поворотом танка включением пониженной передачи в отстающей гусенице. За счет этого имеется семь различных радиусов разворота машины.

Дополнительный бортовой редуктор также построен по планетарной схеме, служит для понижения частоты вращения ведущего колеса. Несмотря на идентичность схемы трансмиссии, узлы танков Т-64 и Т-72 не взаимозаменяемы.

Ходовая часть танка Т-72 оснащена индивидуальными торсионами, дополненными лопастными гидравлическими амортизаторами на первых двух передних и последнем заднем катке. Торсион расположен поперек танка на протяжении всей ширины корпуса. На торсионах машины установлены балансиры с двухдисковыми опорными катками, имеющими внешнюю амортизацию в виде резинового бандажа.

Для ограничения хода подвески Т-72 имеются отбойники, в которые упираются балансиры.

Катки имеют спаренную схему, изготовлены из алюминиевого сплава. Каждый борт машины имеет по шесть опорных катков. Ведущие колеса расположены сзади, оборудованы сменными зубчатыми венцами. Спереди используются литые направляющие колеса, оснащенные кривошипом для обеспечения натяга гусеницы. Гусеничная лента цевочного зацепления набрана из 97 звеньев, имеющих ширину 580 мм.

Существует вариант гусеницы с открытым шарниром или с резинометаллическим узлом (РМШ). Из-за различной конструкции траков отличаются зубчатые венцы ведущих колес. Верхняя ветвь гусеницы опирается на три ролика, оборудованных внутренним амортизатором.

Основным вооружением танка Т-72 является 125 мм пушка Д-81ТМ (позднее стала применяться модель 2А46), оборудованная стволом с гладким внутренним каналом. Пушка имеет встроенный двухосевой электрогидравлический стабилизатор, позволяющий вести прицельный огонь в движении. В состав боекомплекта машины (44 выстрела, на ранних образцах – 39) входят различные снаряды, а также ракеты. На модификации Т-72Б применено модернизированное орудие 2А46М-5, использующее более эффективные боеприпасы.

Установленный на танке электромеханический автомат заряжания позволяет вести огонь с частотой до 8 выстрелов в минуту. Снаряды и заряды расположены раздельно в два яруса на горизонтальном лотке, угол заряжания постоянен.

Гильза имеет частично сгорающую при выстреле конструкцию – от нее остается только донце, которое выбрасывается наружу. За счет выброса остатков гильзы удалось снизить загазованность внутреннего объема танка Т-72 при стрельбе. На лотках автомата заряжания уложены 22 снаряда и заряда. Остальной боекомплект машины размещен в укладках, смонтированных в башне и корпусе. По мере расходования снарядов, экипаж укладывает боекомплект в лотки автомата.

При переходе на ручное заряжание частота стрельбы снижается до 2 выстрелов в минуту. Стабилизированный прицел со встроенным дальномером (на ранних машинах применялся обычный оптический) позволяет вести огонь в дневное время на дистанцию 4000…5000 м. Дальность стрельбы в ночное время – до 2000 м.

Для подсветки целей в ночное время применен инфракрасный прожектор.

На ранних машинах Т-72 он установлен на фронтальной части башни левее пушки, но затем его перенесли на точку, расположенную над амбразурой спаренного пулемета. Модернизация была проведена с целью повышения безопасности механика-водителя, поскольку имелись случаи нанесения смертельных травм прожектором. При использовании дополнительного прицельного оборудования пушка Т-72 допускает ведение огня осколочно-фугасными снарядами на расстояние 9…10 км.

В одной установке с пушкой установлен 7,62 мм пулемет ПКТ с ленточным питанием. Одна лента включает в себя 250 патронов. Всего в танке Т-72 хранится восемь лент. Пулемет позволяет вести огонь на дистанцию до 1800 м (с помощью дальномерного прицела). Для защиты от атак с воздуха имеется 12,7 мм пулемет «Утес», смонтированный в специальной установке на командирской башенке машины. Установка имеет прицел, допускающий ведения огня и по наземным целям.


Пулемет имеет ленточное питание, в одной ленте имеется 60 патронов. Возимый боекомплект включает в себя пять лент. Внутри танка укреплен один автомат АКМС калибра 5,45 мм, а также сигнальный 26 мм пистолет-ракетница. Для ближней обороны имеются 10 осколочных гранат Ф-1. Для расчистки дорог от мин используется трал моделей КМТ-5 или 6.

Технические характеристики

Сравнение технических характеристик с британским танком Challenger 1 показывает, что советская машина имела вес на 20 тонн меньше. Кроме того, на «англичанине» применялась нарезная пушка калибром 120 мм, неспособная к пуску ракет. Да и распространенность Challenger (построено всего 420 машин) не идет ни в какое сравнение с Т-72.

Т-72 Challenger 1 M1 Abrams
Длина корпуса, мм 6670 - 7925
Длина общая (с развернутой вперед башней), мм 9530 11500 9766
Ширина по экранам, мм 3460 3520 3653
Высота, мм 2190 2490 2400
Боевая масса, кг 41000 62000 54400
Максимальная скорость движения по шоссе, км/час 50 56 72
Запас хода по шоссе, км 700 400 480
Высота преодолеваемой стенки, м 0,85 0,9 1,24
Ширина преодолеваемого рва, м 2,8 2,8 2,74

Американский Abrams, оснащенный газотурбинным двигателем, заметно превосходит отечественную машину по скорости движения, уступая по дальности хода. На версии М1 применялась 105 мм нарезная пушка, уступавшая по характеристикам советской гладкоствольной. Позднее стало устанавливаться 120 мм гладкоствольное орудие, уравнявшее шансы соперников. Большим плюсом американских машин является система кондиционирования воздуха в боевых отделениях, снижающая утомляемость экипажей на маршах.

Несмотря на свой почтенный возраст, танк Т-72 «Урал» остается востребованной машиной.

Этому способствуют многочисленные программы модернизации, которые позволяют повышать характеристики машины. Более того, существуют доработанные версии танка, предлагаемые для экспорта в страны НАТО.

Примером может служить украинский танк Т-72-120, оснащаемый 120 мм гладкоствольным орудием КБМ-2. И эта разработка далеко не единична. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Т-72 продержится в боевом строю еще не один десяток лет.

Видео

Т-72Б «объект 184» представляет собой усовершенствованную модификацию танка Т-72А, серийное производство началось в 1984 г.

Машина оснащалась навесной динамической защитой, дизелем В-84-1 (В-84М) мощностью 840 л.с, комплексом управля-емого вооружения 9К120 «Свирь» с лазерным наведением ракеты на цель.

Уже на момент своего создания Т-72Б оказался устаревшим по показателям комплекса управления огнем (1А40-1).

Автоматизированная СУО на нем вообще отсутствовала. Т-72Б отставал как от зарубежных танков «Леопард-2» и «Абрамс» так и отечественных Т-80БВ, Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД.

Защита танка разрабатывалась с учетом испытаний в СССР израильских БПС М111 пробивавших верхнюю лобовую деталь танка Т-72А. В конструкции отказались от стеклотекстолита заменив его на конструкцию из набора стальных плит. В дальнейшем применили и т.н. «полуактивное» бронирование с «отражающими» листами.

Подвижность танка также возросла весьма незначительно (с 760 л.с. на Т-72А до 840 л.с.)

В целом рост показателей танка по защите от БПС составил 20% по сравнению с Т-72АВ, мощности двигателя - 10%. Из-за ограничений по росту массы танка и отсутствия современного двигателя, слабого потенциала самого КБ совершенствование танка Т-72А шло очень медленно. В результате в середине 80-х годов на вооружение поступил морально устаревший танк. Основным достижением новой модификации Т-72 был комплекс управляемого вооружения.

Комплекс представлял собой эффективное и простое ракетное вооружение танка, которое по характеристикам было сравнимо с «Коброй», но по конструкции и эксплуатации было значительно проще.

Компоновка

Танк имеет классическую схему общей компоновки с экипажем из трех человек и поперечным расположением двигателя. Компоновка полностью повторяет принятую на танках Т-72, Т-72А которая была заимствована у Т-64.


Корпус. Вид спереди справа: 1 - лист носовой верхний; 2 - бонки для установки контейнеров ДЗ; 3 - кронштейн ограждения фары; 4 - крюк буксирный передний; 5 - лист носовой нижний; 6 - кронштейн балансира.


Корпус. Вид сзади слева: 1 - планка защитная подбашенная; 2 - отбойник гусеничной ленты; 3 - патрубок выпускной; 4 - скобы и упоры для укладки тросов; 5 - балка с выходными жалюзи; 6 -кронштейн крепления бочек; 7 - кронштейн крепления ящика ЗИП тралам и кассет ПСК; 8 - кронштейн крепления бревна; 9- бонки крепления запасных траков; 10 - крышка люка вентилятора; 11 - лист кормовой; 12 - крюк буксирный; 13 — корпус аварийной розетки и габаритного фонаря; 14 - отбойник пальцев гусеницы; 15 - картер КП; 16 - упор балансира; 17 - кронштейн поддерживающего катка; 18 - кронштейн гидроамортизатора; 19 - кронштейн кривошипа направляющего колеса.


Башня: 1 - башенка командирская; 2 - надбой; 3 - крыша; 4 - корпус для установки прибора наблюдения наводчика; 5 - фланец для установки прицела 1К13-49; 6 - трубки для электропроводов;

7, 25 - кронштейны крепления фар; 8 - головка защитная прицела-дальномера; 9, 15, 18, 27 -крюки монтажные; 10 — планка; 11 -щеки дуговые; 12, 13 -желобок для крепления наружного защитного чехла пушки; 14 - кронштейн прожектора Л-4А; 16-хомут крепления коробки с боеприпасами для пулемета НСВ; 17, 19, 22, 24-кронштейны крепления ящиков ОПВТ; 20 - фланец крепления антенны; 21,

26 — копиры; 23 — люк выброса и удаления поддона; 28 -кронштейн установки пусковых установок дымовых гранат; 29 - люк наводчика; а - отверстие для задней подвески прицела—дальномера; б - расточка под цапфу; в — амбразура пулемета ПКТ; г - отверстие для установки десантной розетки.

Огневая мощь

Основным вооружением является 125-мм гладкоствольная пушка-пусковая установка 2А46М. Конструкция орудия позволяет производить замену ствола в полевых условиях без его демонтажа из башни. Для улучшения точности стрельбы цилиндры двух тормозов отката закреплены симметрично относительно канала ствола в правом верхнем и левом нижнем углах казенника.


Танковая пушка 2А46М: 1 - термозащитный кожух; 2 - ствол; 3 - люлька; 4 - затвор; 5 - ограждение; 6 - подъемный механизм; 7 - тормоз откатных частей; 8 - накатник; 9 - планка; 10 - винт; 11 - проволока; 12 - компенсирующий груз; Б - зазор 8- 13 мм; В - зазор 8- 12 мм.


Стрельба ведется выстрелами раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами и выстрелами с управляемой ракетой, которая имеет кумулятивную боевую часть.

Автомат заряжания аналогичен применяемому на Т-72, механизированный боекомплект составляет 22 выстрела.

Это меньше чем

и расположен в весьма уязвимом минами месте, что при подрыве выведет из строя танк без возможности восстановления


Расположение узлов A3: 1 - досылатель; 2 - механизм подъема кассет; 3 - люк выброса; 4 - ловушка; 5 - привод люка выброса; 6 - привод к улавливателю; 7 - рукоятка ручного привода к стопору ВТ; 8 - стопор ВТ электромагнитный; 9 - настил ВТ; 10 - ролик; 11 - каркас; 12 - ролик опорный; 13 - погон верхний; 14 - погон нижний; 15 - стакан; 16-кассета; 17-захват; 18 - упор поддона; 19 - рамка; 20 - электромагнитный стопор улавливателя; 21 - трос.


Циклограмма характеризует процесс полного цикла автоматического заряжания танковой пушки.

Из циклограммы видно, что для сокращения продолжительности цикла, а следовательно, для повышения технической скорострельности действие некоторых механизмов частично или полностью совмещается по времени. Например, приведение пушки к углу заряжания, ее стопорение и вращение ВТ.

На циклограмме видно, что полный цикл заряжания и выстрела при подвороте ВТ на две кассеты длится < 8 с.

Если очередные выстрелы будут находиться на линии заряжания, то техническая скорострельность будет выше, так как в этом случае полный цикл заряжания и выстрела без подворота ВТ будет > 7 с.

Боекомплект к пушке составляет 45 выстрелов и укладывается следующим образом: 22 выстрела во вращающемся транспортере автомата заряжания, 23 - в немеханизированных укладках.

В ВТ выстрелы по типам могут укладываться в любом соотношении. В немеханизированную укладку выстрелы укладываются незави-симо от их типа, за исключением мест, оговоренных особо. По мере использования боекомплекта из ВТ экипаж пополняет ВТ выстрелами из боеукладок, если позволяет обстановка, или производит заряжание пушки вручную непосредственно из боеукладок.

Выстрелы размещены:

5 снарядов в башне, из них: 2 - на вращающемся полу сзади сиденья командира, 1 - бронебойный подкалиберный на вращаю-щемся полу сзади под пушкой и 2 — бронебойных подкалибериых в нише башни за сиденьем наводчика;

18 снарядов в корпусе, из них: 3 - осколочно-фугасных или кумулятивных — в переднем баке-стеллаже, 4 - в укладке на пе-регородке МТО со стороны правого борта, 4 - в укладке на пере-городке МТО со стороны левого борта, 3 - на левом борту сзади сиденья наводчика, 1 - бронебойный подкалиберный сзади стел-лажа АБ, 3 - на левом борту сзади стеллажа АБ;

4 заряда в башне, из них: 1 - перед сиденьем командира, 2 - сзади сиденья командира, 1 - перед сиденьем наводчика;

19 зарядов в корпусе, из них: 1 — у переднего бака-стеллажа на правом борту, 3 — в переднем баке-стеллаже, 12 — в среднем баке-стеллаже у перегородки МТО и 3 — сзади стеллажа АБ.

Боекомплект к пулемету ПКТ составляет 2000 патронов (8 лент по 250 патронов в каждой).


Боекомплект к автомату АКМС-74 составляет 300 патронов, 120 из которых снаряжены в четыре магазина по 30 патронов в каждом и уложены в штатной сумке. 180 патронов находятся в ящике на правом борту башни снаружи. Ручные гранаты Ф-1 (10 шт.) уложены в пяти сумках. Боекомплект зенитного пулемета НСВ-12,7 составляет 300 пат-ронов.


Схема размещения боекомплекта:1- заряд; 2 - снаряд; 3 - коробка с патронами к пулемету ПКТ; 4 -патроны к автомату АКМС-74; 5 - сумка с ручными гранатами Ф-1; 6 - коробки для 120 патронов к пулемету НСВ-12,7; 7 - размещение патронов в ящике для патронов и вещевого имущества - 180 шт.; 8 - патронташ с патронами к сигнальному пистолету


В качестве вспомогательного вооружения применяются 7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ (с ручным управлением от командира танка). Зенитный пулемет не имеет дистанционного управления, командир танка для его применения вынужден вылезать по пояс из танка, подвергая себя опасности.


Зенитно-пулеметная установка: 1 - пулемет НСВ-12,7; 2 - уравновешивающий механизм; 3 -люлька; 4 - лентосборник; 5 - коробка прицела; 6 - рукоятка взвода пулемета; 7 - цапфы; 8 - вилка; 9 - чека крепления пулемета; 10 - пружина гашения отката; 11 - зубчатый сектор люльки; 12 - зажимной винт гнезда люка; 13 - болт фиксации вилки в гнезде; 14-магазин для патронов; 15 -рукоятка вертикального наведения; 16 - рычаг спуска пулемета; 17 - стопор рукоятки; 18 - трос; 19 - клавиша спуска пулемета; 20 - рукоятка горизонтального наведения; 21 - стопор люльки; 22 - стопор среднего погона; 23 - клавиша тормоза маховика.

Прицельный комплекс 1А40-1

На танке Т-72Б устанавливается прицельный ком-плекс 1А40-1, основу которого составляет лазерный прицел-дальномер ТПД-К1, используемый на танках Т-72А, с полем зрения, стабилизируемым в вертикаль-ной плоскости.


1 - прицел-дальномер (прибор управления); 2 - блок индикации; 3 - блок ввода дальности; 4 - электроблок; 5 - блок питания; 6 - защитное стекло; 7 - пластина (номограммы); 8 - одиночный комплект ЗИП; 9 - влагопоглотитель; 10 - потенциометр поправок; 11 - параллелограммный механизм.

В прицельный комплекс включен баллистический поправочник, кото-рый автоматически вводит поправки на температуру заряда и воздуха, атмосферное давление, угловую скорость цели и танка, скорость движения танка и дру-гие условия стрельбы, что повышает ве-роятность попадания первым выстрелом. Однако бал-листический поправочник не учитывает все изменяю-щиеся условия стрельбы, как это происходит при на-личии в танке автоматизированной СУО с баллистиче-ским вычислителем, т.к. учитывает только суммарную поправку, которая вводится в него вручную перед на-чалом стрельбы, вычисляемую по номограммам, за-крепленным на казенной части пушки у командира танка.

Стрельба в ночных условиях ведется с использова-нием комбинированного прицела 1К13-49, который может работать в активном или пассивном режиме.

Обнаружение целей ночью в пассивном режиме (при ЕНО 0,005 ЛК) обеспечивается на дистанции не менее 500 м, в активном при подсветке цели инфракрасным прожектором - до 1200 м.


Прожектор Л-4А: 1 - основание; 2 - кронштейн; 3 - гнездо посадочное; 4 - цапфа; 5 - тяга регулируемая; 6 - тяга нерегулируемая; 7 -бонка; 8 — ось; 9 - муфта сгонная; 10, 12 - контргайки; 11 - болт установочный; 13 - винт установочный; 14 - болт; 15 - крышка задняя; 16 - рама передняя; 17 - винт; 18 - крышка защитная; 19, 21 - винты; 20 - перемычка; 22 - лампа ДК с Л-250; 23 - патрон; 24 - ИК фильтр; 25 - кольцо прижимное; 26 - болт невыпадающий; 27 - отражатель зеркальный параболический.


Прицел-прибор наведения 1К13-49

Бронирование корпуса

Верхняя деталь корпуса Т-72Б первых модификаций состояло из разнесенных преград из стали повышенной твердости. В дальнейшем применялся более сложный вариант бронирования с использованием «отражающих листов» по принципу функционирования аналогичных пакету, применяемому в башне танка. Эквивалентная стойкость пассивной брони выросла по сравнению с Т-72А с 360 до 490 мм.


Фото сборки корпусов Т-72С в Иране. Виден пакет наполнителя ВЛД.

Начиная с 1988 года ВЛД и башня была усилена комплексом ДЗ «Контакт-V» обеспечивающего защиту не только от кумулятивных ПТС а и от БПС.


На борта Т-72 контейнеры ДЗ устанавливалась непосредственно на резинотканевые экраны. Это негативно сказывалось на ее эксплуатации, контейнеры ДЗ на бортовых экранах в ходе эксплуатации отваливались, экраны деформировались.

Уязвимые зоны

Габариты брони башни танка Т-72Б возросли по сравнению с Т-72А из-за установки массивного наполнителя. Это повело к увеличению ослабленных зон крыши башни.


Схемы ослабленных зон основного бронирования лобовой проекции Т-72Б: 1 - ослабленная зона при обстреле 100-мм БПС БМ-8; 2 - ослабленная зона при обстреле 125-мм БПС БМ-26

Стойкость ослабленных зон значительно ниже стойкости основных броневых деталей, поэтому пробитие их происходит с больших дистанций и с большим запасом бронепробиваемости, что приводит к тяжелым, часто безвозвратным поражениям боевой машины. Как показали испытания обстрелом корпуса и башни танка Т-72Б, проведенные снарядами БМ-26 с бронепробиваемостью 200 мм стальной брони средней твердости под углом 60° с дистанции 2 км и БМ-22 с бронепробиваемостью 170 мм/60° с 2 км, ослабленные зоны пробивались с дистанций:
Зона водителя (по средней линии ослабленной зоны) - 1 700 м.
Крыша башни - 3 700 м.
Командирский люк - 3 900 м.
Зона, ослабленная цапфами пушки - 1 650 м.


Амбразура пушки защищена только от бронебойной пули Б-32 калибра 12,7 мм с дистанции 100 м.

Динамическая защита

Повышение стойкости от кумулятивных боеприпасов достигнуто установкой комплекса навесной динамической защиты. На танке установлено 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах - 96.

Причем контейнеры установлены непосредственно на башню без предания им угла обеспечивающего максимально эффективную работу ДЗ.

Известно, что эффективность воздействия на кумулятивную струю устройства динамической защиты существенно зависит от угла соударения кумулятивной струи с контейнером. При углах встречи (угол отсчитывается от нормали к поверхности контейнера) 60…70 град достигается наибольшая эффективность воздействия движения металлических пластин контейнера на кумулятивную струю.

При углах встречи, близких к нормали к поверхности контейнера, устройство теряет большую часть своей эффективности и, как правило, не может обеспечить защиты основной броневой преграды от кумулятивной струи. В результате этого эффективность ДЗ установленной на башне была значительно снижена.


Встроенная универсальная ДЗ «Контакт-5»

С 1988 года на серийных танках Т-72Б применяется встроенная динамическая защита. Танки, оснащенные встроенной динамической защитой «Контакт-5» по данным НИИ Стали обеспечивают защиту от бронебойного подкалиберного снаряда М829.


Установка динамической защиты на башне: 1, 2 - блоки; 3, 4, 12, 16 - крышки; 5 - болт М8; 6 - болт М16; 7 - бонка; 8 - болт М12; 9 - прокладка; 10 - элемент динамической защиты; 11 - корпус; 13 - пулезащитная планка; 14 - ось; 15 - шплинт.

Установка динамической защиты на носовом листе танка: 1, 2 ,3, 4, 5, 6, 7, 8 - секции динамической защиты; 9, 10 - крышки; 11 - элемент;

12 - поддон; 13 - гайка, 14 - винт;15 - резиновый упор; 16, 20 - пробка; 17 - пружинная шайба; 18 - болт; 19 - про-кладка

Установка динамической защиты на борту: 1 - экраны; 2 - щитки бортовые; 3 - петля; 4 - поддон; 5 - броневая крышка; 5 - элемент; 7 - пробка;

8 - болт; 9 - торсион; 10 - ось стопора; 11 - кронштейн; 12 - пружинный шплинт; 13 - планка; 14 - ось.

Подвижность

На танке устанавливается двигатель В-84-1, представляющий собой модернизацию применяемого ранее двигателя В-46-6. Оба двигателя взаимозаменяемы по установке.

Двигатель В-84-1 отличается повышенной мощностью, дополнительным инерционным наддувом за счет разделения каждого впускного коллектора на две секции и конфигурацией поршня.

Двигатель В-84-1 многотопливный, основным топливом является дизельное. Двигатель работает также на топливах Т-1, Т-2 и ТС-1, низкооктановом бензине.

Двигатель установлен в силовом отделении танка перпендикулярно его продольной оси на фундаменте, приваренном к днищу. Лапы двигателя прикреплены к фундаменту восемью болтами с гайками. Первый левый болт и гайка удлиненные. Под лапы могут быть установлены прокладки различной толщины, с помощью которых носок коленчатого вала двигателя центрируется с ведущей шестерней гитары.

Пуск осуществляется с помощью электростартера, системы воздушного запуска, а также от постороннего источника тока или с буксира. Для экстренного пуска холодного двигателя зимой имеется система подогрева впускного воздуха.

Механическая планетарная трансмиссия состоит из входного редуктора, двух бортовых коробок передач и двух бортовых редукторов.

В системе подрессоривания применена индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1, 2 и 6 узлах подвески каждого борта. Диски опорных катков изготовлены из алюминиевого сплава. Опорные катки имеют наружное обрезинивание, а поддерживающие катки — внутреннюю амортизацию. Для предохранения гусеницы от сбрасывания при поворотах танка на ведущих колесах приварены ограничительные диски.

Общая емкость топливной системы с двумя с двумя бочками емкостью 275 л. составляет 1750 л. Емкость внутренних топливных баков составляет 705 л.


Система питания топливом: 1 - правый носовой бак; 2,4- заправочные горловины; 3, 6, 7, 11, 14 - наружные баки; 5 - передний бак-стеллаж; 8 - топливный насос подогревателя; 9 - топливный фильтр подогревателя; 10 - кран отключения наружных баков; 12 - расширительный бачок; 13 - поплавковый клапан; 15 - переходник для подключения бочек; 16 - оборудование для подключения бочек; 17 - бочки; 18 - форсунка; 19 - трубопровод высокого давления; 20 - трубопровод объединенного слива топлива из форсунок; 21 - топливный насос НК-12М; 22 - топливный фильтр тонкой очистки; 23 -топливоподкачивающий насос НТП-46; 24 - средний бак-стеллаж; 25 - топливный фильтр грубой очистки; 26 - левый носовой бак; 27 - ручной топливоподкачивающий насос; 28 - топливоподкачивающий насос БЦН-1; 29 - топливораспределительный кран; 30 - сливной штуцер; 31 - клапан выпуска воздуха; 32, 36 - шланги; 33 - штуцер; 34 -шланг слива отстоя; 35 - тройник; 37 -измеритель топлива

Средства связи

Танк оснащен оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров. На танке используется комплекс средств связи «Абзац», который включает УКВ радиостанцию Р-173, радиоприемник Р-173П, блок антенных фильтров и ларингофонный усилитель. Радиостанция работает в диапазоне частот 30-76 МГц и имеет запоминающее устройство, позволяющее заранее подготовить десять частот связи. Она обеспечивает дальность связи не менее 20 км как на месте, так и в движении по среднепересеченной местности.

Тактико-технические характеристики Т-72Б

Тактико-технические характеристики Т-72 Б

Параметр

Единица измерений

Полная масса

4 4,5+2%

Экипаж

чел.

Удельная мощность

л.с./т

18,876

Двигатель В-84МС

л.с.

Удельное давление на грунт

кгс/см 2

0,8 98

Температурный режим работы

°С

40…+ 4 0

Длина танка

с пушкой вперед

мм

9530

корпуса

мм

6860

Ширина танка

по гусенице

мм

по съемным защитным экранам

мм

высота по крыше башни

мм

длина опорной поверхности

мм

4270

дорожный просвет

мм

428…470

ширина колеи

мм

2730

Скорость движения

Средняя по сухой грунтовой дороге

км/ч

Максимальная по дороге с твердым покрытием

км/ч

На передаче заднего хода, максимальная

км/ч

4, 18

Расход топлива на 100 км

По сухой грунтовой дороге

л, до

300…450

По дороге с твердым покрытием

л, до

170…200

на основных топливных баках (по дороге с твердым покрытием)

км

225…360 (500…600)

с дополнительными бочками (по дороге с твердым покрытием)

км

310…450 (700)

Емкость баков

1270 + 370

Боекомплект

Выстрелов к пушке

шт

(из них в конвейере механизма заряжания)

шт

Патронов:

к пулемету (7,62 мм)

шт

к пулемету (12,7 мм)

шт

Аэрозольных гранат Модернизация

Танк Т-72Б, созданный более трех десятилетий назад до сих пор остается основой танкового парка России, где разработаны программы модернизации этого танка, которые могут компенсировать его отставание от танков стран НАТО (М1А1, Леопард-2 и пр.).

Предлагается применение модернизированной пушки 2А46М5, автомата заряжания с возможностью применения БПС с повышенным удлинением, моторно-трансмиссионная установка с двигателем В-92С2 (1000л.с.), ходовой частью применяемой на Т-90А, а также динамической защиты «Реликт».


На танке предлагается установить СУО с прицелом «Сосна-У» разработки белорусского ОАО «Пеленг», прицельный комплекс 1А40-1 сохраняется в качестве резервного прицела