Спас третий когда. Ореховый Спас: история праздника, традиции, приметы, гадания, запреты

Последний праздник щедрого лета, время окончания сбора урожая, последний из — Ореховый , Холщевый , Хлебный , Спас на полотне приходится на 29 августа . В этот день подходит к завершению Успенский пост, поэтому наши предки отмечали этот праздник с особым размахом.

Ореховый Спас

В этот день приступали к заготовке лещины и грецких орехов (в южных районах). На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку.

Неспроста, пищей для ума считали орехи древние Русичи. Дело в том, что лесные орехи такие, как лещина и фундук, содержат в себе ценный уникальный комплекс микроэлементов и биоактивных компонентов, оказывающих благотворное влияние на сердечно-сосудис тую систему.

По своим целебным свойствам кедровые орешки ничем не уступают земляным. Напротив, даже их превосходят. Масло, извлекаемое из кедровых орехов гораздо ценнее . Спиртовые настойки кедрового ореха эффективно используются в традиционной медицине при лечении заболеваний суставов. Все орехи относят к высококачественн ой диетической, питательной пище, их белок прекрасно заменяет животный.

Хлебный Спас

«Третий Спас – хлеба припас» , время окончания Успенского Спаса было временем окончания жатвы. Причем, урожай к этому дню полагалось не только собрать, но и смолоть. Хозяйки пекли хлеб и пироги из новой муки. Поэтому святили в церкви не только орехи, но и пышные караваи .

Окончание страды сопровождалось древними, имеющими языческие корни , обрядами. Так в деревнях средней полосы России было принято оставлять полоску (кулижку) на один сноп с зерном самого высокого качества напоследок, к Хлебному Спасу . Кулижку жали последней, приговаривая: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» .

Срезанные пшеничные колосья складывали кучками, последнюю из них следовало вырвать из земли руками с такими словами: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу» . Далее крестьянки пересчитывали кучки, если выходило их нечетное количество, то семью ожидали перемены, либо умрет кто, либо девку замуж выдадут.

В других областях, наоборот, кулижку оставляли «Илье на бороду» на поле не сжатою. После этого жницы шли к реке или озеру, где совершали символическое обмывание серпа: «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива» .

По окончании жатвы жницы пели веселые песни, собирали ритуальный сноп, украшая его лентами и бусами, несли его тожественно к дому, у порога «именинника» окропляли свяченой крещенской водой.

Последними колосками крестьянки обвязывали серпы, клали их под образа и в таком виде хранили до следующей жнивы.

Холщовый Спас

На это же время приходится окончание ткацких работ , полотна ткани были сотканы, отбелены и покрашены. Вместе с караваем несли люди холсты на освящение в церковь. Только после этого их использовали для пошива детской одежды или везли на ярмарку, на продажу. Ох и славные были ярмарки на Руси в старые времена на Холщовый Спас !

Христианские традиции празднования Третьего Спаса – дня величания Нерукотворного Образа Христа

Правитель месопотамского города Эдесса (сейчас Турция) страдал проказой. Прослышав о чудесах исцеления, творимых Христом, послал царь к нему живописца Анания с тем, чтобы тот написал портрет Мессии. Как ни пытался Ананий написать портрет Христа, ничего не вышло. Иисус, устав сидеть, позируя художнику, взял полотенце и вытер им пот с лица. В тот же час лик Христа отпечатался на нем. Взял один из учеников Мессии полотенце, привез больному правителю, и исцелился царь.

Почти век Нерукотворный Образ Христа хранился в Эдессе. 29 августа 944 г.н.э. его перевезли в Константинополь. Спустя 2 века чудотворная реликвия была утеряна во время одного из средневековых крестовых походов. В 1204 году в Средиземном море затонул корабль, на котором его перевозили.

Поскольку нерукотворный образ принадлежал восточному обряду, то, вероятней всего, первые древнерусские и византийские иконы с ликом Христа были писаны именно с этой древней реликвии.

Хорошей традицией было в эти дни помогать неимущим соседям (вдовам, солдатским матерям, сиротам) справиться с уборкой урожая до осенних дождей. Жаль, что эта традиция помогать «всем миром» не сохранилась до наших дней, чаще всего мы отворачиваемся от бедных и незащищенных людей.

На праздник Нерукотворного Образа полагалось идти на службу в церковь с корзинкой, наполненной щедрыми дарами лета:

  • душистым караваем,
  • виноградом,
  • орехами,
  • яблоками,
  • медом.

Отслужив торжественный молебен, православные отправлялись с Крестным ходом к убранным полям с благодарением за щедрый урожай и просьбами подарить более хороший в будущем году.

Богатая снедь из праздничной корзинки попадала на праздничный стол, на который уже кроме постных, ставили уже и мясные, и рыбные блюда. Но царили в этот день на столах, разумеется, пироги, испеченные из муки нового урожая.

Часто в деревнях устраивались мировые пиры, на которых все жители собирались за общим столом, отдыхая и обсуждая окончание страды, веселясь и запивая вкусную снедь братским пивом. Возле стола водружали «именинника» — праздничный сноп, вокруг него, как правило, пели песни и водили хороводы.

«Жнивка, жнивка, отдай мою силку,
На пест, на мешок, на колотило,
на молотило
Да на новое веретено».

По окончании гуляний «именинника» заносили в избу в красный угол, где полагалось ему стоять до конца зимы. С его помощью предсказывали будущий урожай. В конце зимы, перед тем как обмолотить дожиночный сноп, из него в произвольном порядке вытаскивали три колоска. Далее зерна из колосков высеивали в разные ящички и дожидались всходов.

  • Первый колос дал дружные всходы – жди хорошего урожая от раннего сева.
  • Зерна третьего колоса густо заколосились – поздние посевы дадут тучный урожай.

На Третий Спас было принято заготавливать ореховые ветки . Считалось, что в это время они приобретают магическую силу. Из орешника делали на счастье для дома и членов семьи. Ореховые ветви включали в банные веники, считалось, что они способны излечить любую хворь.

В этот день, также как и на Мокрый Спас, наши предки чистили колодцы и освящали воду. Запасались водой из подземных источников, ведь она в этот день была наделена волшебной целебной силой.

Третий спас для наших предков являл собой границу между окончанием жнивы и началом высевания озимых. Крестьяне старались завершить летний цикл полевых работ до наступления сырой осенней непогоды. Поэтому в деревнях особо пышных празднеств не устраивали, в отличие от городов и местечек с их великоденскими гуляньями.

Приметы и поговорки на Третий Спас

К Третьему Спасу следили за отлетом птиц. Отлетели журавли – жди на Покрова морозов. Если аист за неделю до праздника приготовился улететь, то грядет ранняя, морозная зима и теплая весна. Аист отлетел после Спаса – жди поздней теплой зимы и холодной весны.

  • Хорош Третий Спас - зимой будет квас.
  • Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на гумне.
  • Орехи дали щедрый урожай – джи богатых хлебов в следующем году.
  • Два года подряд орехи щедро не плодоносят.
  • Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
  • Пришел Спас – и лето от нас.

Третий Спас - Ореховый, или Хлебный - замыкает двухнедельный и является последним из Спасов, после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа). Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. Отмечается Третий Спас 29 августа (по новому стилю).

Другие названия Орехового Спаса

Третий Спас называется также Спас на полотне (Первый - «на воде», Второй - «на горе»). Среди его народных названий - Малый Спас, Холщовый Спас, Калинник, Бороздень, Брязже. Называют его также Нерукотворным.

Предание о Нерукотворном образе

Согласно древнему приданию, которое основано на найденном в IV веке документе, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.

И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.

Образ Иисуса Христа, прикрепленный над главными воротами города, похитили мусульмане, и только через девять столетий византийский император Михаил III смог его выкупить.

29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество.

В 1204 году Нерукотворный образ выкрали из Константинополя во время одного их крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени старинная реликвия считается потерянной.

Также считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.

Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.

Обычаи и приметы на Ореховый Спас

На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

В этот день пекут пироги из муки нового урожая, а также сеют озимую рожь.

После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху - рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.

Еще одно народное название Третьего Спаса - Холщовый (Спас на холсте) - было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. «Третий Спас хлеба припас». Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.

Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда. Однако во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потекут деньги.

В этот день хозяйки делали также специальную настойку, помогавшую избавиться от любой простуды. Для нее брались перепонки грецких орехов и заливались водкой или самогоном.

На Ореховый Спас происходит последний отлет журавлей и ласточек. Если журавли улетели, значит, на Покров будет мороз. А вот грозовой август является предвестником долгой теплой осени. В городах с этого дня начинаются «великоденские» гулянья. В некоторых землях в этот день, как и на Второй Спас, святят новые колодцы, целебные источники чистят к осени и пьют подземную водицу.

Интересной приметой является то, что на Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой. А вот простые люди делали в этот день из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Полезные свойства орехов

Раньше в наших землях росли только лесные (фундук) и грецкие орешки. Сейчас из разных стран их привозят гораздо больше, и каждый из орехов по-своему полезен и вкусен.

Кроме того, они содержат много минеральных веществ и микроэлементов, в частности йод и цинк, а также витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, препятствующих развитию атеросклероза.

Так, арахис помогает больным гемофилией, диабетом и экссудативным диатезом. Кедровые орешки повышают защитные силы, иммунитет, хорошо влияют на развитие детей. Питательные свойства кедрового масла выше подсолнечного. Фисташки являются полезными для мозга и сердца, а также при болезнях печени. Усиливают потенцию.

Грецкие еще называют пищей для ума. Жрецы в древнем Вавилоне не разрешали простым людям есть орехи, чтобы они не стали слишком умными. На самом деле, грецкие орехи благотворно влияют на сосуды головного мозга, являясь профилактикой инсульта и средством для улучшения памяти. При лечении используются не только орехи, но и листья.

Фундук собирали еще во времена неолита. Белка в этом орехе больше, чем в мясе, а масло применяется в косметологии. Согласно последним исследованиям, в лесном орехе найдено вещество, способное замедлить развитие онкозаболеваний. Фундук очищает организм, способствует работе кишечника, перед сном рекомендуется принимать горстку этих орехов.

В православной народной традиции существует три Спаса - Медовый Спас (14-е августа: день изнесения Животворящего креста Господня), Яблочный Спас (19-е августа: Преображение Господа Иисуса Христа) и Ореховый Спас (29-е августа: перенесение нерукотворного образа Спасителя в Константинополь). Эти именования трех Спасов закрепились более в народном сознании и явились следствием христианизации языческой Руси, когда на смену языческих обычаев пришло новое мировоззрение, повлекшее за собой и новую православную культуру.

Ореховый Спас именуется так потому, что в этот день 29-го августа принято освящать в православных храмах орехи. До принятия Русью христианства конец лета включал в себя праздники по сбору различных урожаев, в том числе и орехов. То, что было даровано человеку землей вполне могло использоваться в качестве различных ритуалов. С пришествием на Русь христианства, человек не оставил практики по сбору различного урожая, а за дары природы необходимо было воздать хвалу Богу. Так появилась практика освящения различных продуктов, будь то мед, овощи и фрукты или орехи на праздники Спасов. Это является символом благодарности человека Богу за его дары.

На ореховый Спас на Руси было принято утром посетить богослужение, на котором освящают орехи. Далее готовили угощение для родных, близких и неимущих. Пекли пироги, хлеб, использовали орехи для угощенья. Другое название Орехового Спаса - Спас Хлебный. Такое именование обусловлено тем, что конец августа ознаменовывался жатвой хлебов.

Есть и еще одно название Орехового Спаса - Спас на полотне (на холстах). На Руси в этот день было принято торговать холстами и полотнами. Это именование третьего Спаса более всего подходит под православный канонический праздник, отмечающийся 29-го августа. В частности, в этот день совершаются торжества, посвященные перенесению чудотворного нерукотворного образа Христа Спасителя в Константинополь.

Священное предание христианской Церкви повествует о том, что во времена земной жизни Спасителя некий эдесский царь Авгарь заболел проказой. Правитель, слышавший о многих чудесах Христа, послал к Господу живописца для написания образа Иисуса, который впоследствии послужил бы источником исцеления. Спаситель, видя такую веру царя, сотворил чудо. Омыв свой лик водой, Христос отер лицо полотном, на котором чудесным образом отобразился нерукотворный лик Христа. Христос передал образ живописцу Анании и обещал послать к царю одного из своих учеников апостолов для исцеления. Впоследствии апостол Фаддей был отправлен в Эдесс для исцеления царя и просвещения всех жителей сирийского города.

Нерукотворный образ Спасителя был воздвигнут на воротах перед входом в город, однако впоследствии, после завоевания Эдесса мусульманами, образ был похищен. Спустя девять веков византийский император Михаил III выкупил этот образ, а в 944 году в царствование властителя Византии Константина Багрянородного образ был торжественно перенесен в Константинополь. Именно с этого дня и началось празднование перенесения нерукотворного образа Христа Спасителя в Константинополь.

29 августа отмечается Третий Спас, который ещё называют хлебным, ореховым, холщовым, Спасом на полотне. Православная церковь в этот день празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа.

О Нерукотворном образе существует такое предание. Эдессой правил больной проказой царь Авгарь. Узнав о чудесах, творимых Спасителем, он решил обратиться к Нему за помощью. Правитель написал Иисусу письмо с просьбой приехать и вылечить его. Отнести письмо доверили живописцу Ананию, которого попросили изобразить лик Христа, если Господь не сможет лично прийти в Эдессу.

Придя в Иерусалим, живописец нашел Христа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал Анания, который вручил Ему письмо и передал просьбу императора. Видя, что у живописца никак не получается нарисовать Его портрет, Спаситель попросил принести воды и убрус (полотенце). Иисус умыл лицо и отер его полотенцем, на котором отпечатался Божественный лик.

Анания перенес убрус в Эдессу и вручил Авгарю, который, вытерев им лицо, исцелился. Позже в Эдессу пришел апостол Фадей. Он крестил царя Авгаря и всю его семью, а также многих жителей города, уверовавших во Христа. Убрус был укреплен у входа в город. В 944 году святыню выкупил император Константин Багрянородный и перевез в Константинополь.

Ореховый Спас: традиции и обычаи праздника

К празднованию Третьего Спаса хозяйки начинали готовиться накануне. С вечера ставили опару, чтобы рано утром испечь каравай из муки нового урожая. Отсюда и другое название праздника – Хлебный Спас. Название «ореховый» появилось из-за того, что к этому времени поспевают орехи, которые на Руси считали символом богатства и благополучия. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (на одной веточке два или три ореха), ‒ то недостатка в деньгах никогда не придется испытывать. С 29 августа начинали собирать орехи и заготавливать их на зиму. Сбор мог длиться несколько дней. Богатый урожай ореха предвещал хороший урожай ржи в следующем году.

В честь Нерукотворного образа праздник ещё называли «Спасом на холсте», «Спасом на полотне», «холщовым Спасом». В селе Зеленые Горы (Нижегородская область) в этот день проводилась ярмарка, на которой торговали разными тканями. Отсюда и общеизвестная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают ».

В народе Третий Спас считался полупраздником. Отмечали его в основном женщины. После этого дня начинали сеять озимый хлеб. В старину на поля своих мужей хозяйки провожали с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них мешки с рожью, предназначенной для посева. Засевальщика на поле встречали ребята с пирогом и гречневой кашей. Потом эти угощения съедали всей семьей.

В этот день загадывали о сроках посева яровых. Для этого из трех колосков дожинного снопа брали зерна и закапывали их в поле в трёх разных местах. Затем примечали: «Если раньше и лучше зайдут зерна из первого колоса, то посев должен быть ранним, второго – средним, третьего – поздним».

Ещё на Третий Спас чистили целебные источники, святили новые колодцы, пили подземную воду, обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое время.

Приметы, суеверия и поговорки на Третий Спас

  1. Третий Спас хлеба припас.
  2. Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран, можно накрыть богатый стол).
  3. Если к Третьему Спасу улетели журавли, то под будут морозы; если нет – зима будет поздняя.
  4. Ласточки отлетают в три раза, в три Спаса.
  5. Если на Третий Спас вода в водоёмах спокойная, то осень будет тихая, а зима без метелей.
  6. Змеи в этот день уходят в норы.

Видео: Третий Спас – хлебный, ореховый

Корни праздника Ореховый Спас уходят в дохристианские времена. Приметы и традиции праздничного дня, а также ритуалы и заговоры, которые можно читать только в эту дату, найдете в этой статье.

Третий Спас - сутьи дата праздника

Август богат праздниками. На последний месяц лета приходится три Спаса - Медовый, Яблочный и Ореховый. Последний является заключительным, Третьим Спасом. Отмечается Ореховый Спас 29 августа, на следующий день после Успения и завершения Успенского поста. Согласно дате, называют еще Осенним, или Холодным Спасом.

В дохристианские времена Ореховый Спас был праздником жатвы, как Медовый и Яблочный . Созревает лесной орех, подходил к концу сбор зерна, отсюда еще одно наименование - Хлебный Спас. Это отражено в пословицах: «Третий Спас хлеба припас».

Несколько столетий назад с 29 августа начинали торговать холстами и полотном. Поэтому дату иногда именуют Холщовым Спасом. Ярмарки наполнялись новыми товарами, свободные от сбора урожая люди стремились приобрести полезные в быту вещи.

С приходом православия на русские земли к аграрному смыслу праздника добавился религиозный. Праздник урожая превратился в выражение благодарности Господу за «хлеб насущный». На Осенний Спас почитают мученика Диомида . Ему молятся о выздоровлении. Почитается Федоровская икона Божьей Матери . Перед ней молятся женщины о ладе в семье, избавлении от житейских трудностей, беременности и легких родах.

С датой Хлебного Спаса совпадает годовщина перенесения Нерукотворного образа Спасителя . С его помощью ученик Христа исцелил Авгаря. После этого мусульмане похитили образ. Века спустя императору Михаилу удалось вернуть его в Константинополь. В 13 веке икону снова украли в ходе одного из крестовых походов. Ее везли на корабле, он затонул, реликвия была утеряна навсегда.

Традиции и обряды

Внимание! Расшифрован ужасный гороскоп Ванги на 2019 год:
3 знака Зодиака ждёт беда, только один знак может стать победителем и обрести богатство... К счастью, Ванга оставила инструкции по активации и дезактивации предначертаного.

Для получения пророчества нужно указать имя данное при рождении и дату появления на свет. Также Ванга добавила 13 знак Зодиака! Советуем держать свой гороскоп в тайне, велика вероятность сглаза ваших действий!

Читатели нашего сайта могут получить бесплатно гороскоп Ванги>> . Доступ может закрыться в любой момент.

Православный крестьянин день начинал с молитвы, церкви, участия в водосвятии. Как и в Медовый Спас, на Хлебный принято освящать воду в колодцах. Обычно уделяют внимание тем, которые обошли стороной предыдущие водосвятия. Колодезную воду набирали про запас, она считалась целебной. Кто не успел почистить колодец 14 августа, приступал к этому сейчас. Его обходили вокруг, что символизировало завершение лета и начало осени.

Бытовых забот не избегали, это будний день , посвященный сбору зерна и орехов, выпечке, заготовке и консервации овощей и фруктов. Хлеб пекли из муки нового урожая, крошки не выбрасывали, отдавали птицам. Если удавалось закончить сбор зерна к Хлебному Спасу, серпы перевязывали последними колосками и оставляли в красном углу - на урожай в будущем году.

Несмотря на разгул лесной нечисти, отправлялись на сбор грибов и орехов. Первой приступала к поискам самая уважаемая женщина населенного пункта, после нее заходили в лес остальные. Девушки предсказывали будущее на год. Первый найденный орех окажется спелым и вкусным – ждать большой любви. Недозрелый принесет новости, гнилой - горе. С виду спелый, но горький на вкус обещает проблемы в личной жизни.

Консервированные овощи, грибы и компоты - на этом домашние заготовки не заканчиваются. Третий Спас считался подходящим временем для изготовления настоек на водке и самогоне. Особенной популярностью пользовалась настоянная на орехах, собранных в этот же день. Она хороша при простуде.

Ореховый Спас, как говорилось ранее, - торговый день, с него начинались продажи тканей. Традиционно посещали ярмарки и рынки. В конце лета пригодятся новые сельскохозяйственные инструменты взамен изношенных. Следовало подготовиться и к осенним холодам, обзавестись теплой одеждой.

Приступали к работе после службы в церкви, а после трудового дня накрывали столы и праздновали. В селах праздник с большим размахом не проходил, слишком много работы в конце лета. В городах народные гулянья были более шумными и массовыми. В некоторых регионах праздновали прямо на полях. Работающих там встречали хлебом-солью, угощали гречневой кашей, к закату приглашали за стол.

За день до Третьего Спаса заканчивается Успенский пост, запрещающий употребление мяса, рыбы и некоторых других продуктов. Поэтому застолья на хлебный праздник урожая были обильными. Основное украшение стола – каравай. Обязательно подавались блюда с орехами, в основном, выпечка и сладкая каша. Запеченые яблоки, мясные и грибные пироги, шарлотки красовались на каждом столе.

Большой популярностью пользовалась водка, настоянная на ореховых перепонках. За столом желают здоровья крепкого, словно ореховая скорлупа, благодати и благословения. Не лишним пожелать богатства.

Как и в любой другой христианский праздник, следует посетить церковь. Ниже описаны продукты, которые можно освятить на Ореховый Спас. Раздайте милостыню, угостите бедных орехами и хлебом. Молиться следует о достатке, семейных неурядицах, зачатии и легких родах, выздоровлении.

Не избегайте работы, связанной с заготовкой продуктов. Хлебный Спас - праздник урожая , поэтому заняться домашней консервацией - не грех. Можно работать в саду или огороде, печь хлеб, который должен стать главным украшением праздничного стола.

Ярмарки - одна из традиций Третьего Спаса. Стоит последовать примеру предков, покупки на Хлебный Спас приносят удачу.

Для застолья готовят выпечку с орехами и яблоками. Мед уже не является главным героем стола, как на Медовый Спас, но добавлять его никто не запрещает. Пироги с грибами, овощами и мясом уместны на трапезе. Выпечка должна стоять на первом месте - все-таки это праздник урожая. Приглашают гостей, угощают соседей - на Спас принято делиться.

Что можно святить в церкви

Орех - главный атрибут даты. Освящать можно любые орехи. В идеале - собранные лично в лесу или на приусадебном участке. Но можно святить и купленные. Орехи символизируют здоровье и благосостояние.

Нельзя обойти вниманием хлеб и другую мучную выпечку . Она должна быть изготовлена из муки нового урожая. Опять же, лучше всего святить изготовленные лично вами продукты.

Не запрещается добавлять в корзины яблоки и мед , но обычно их освящают в предыдущие Спасы. Иногда приносят в храм овощи. Мак, изюм также не будут лишними.

Воду святят практически в любой церковный праздник, и 20 августа - не исключение. Святая вода поможет от любой беды. Обычная колодезная вода, также приобретает целительные свойства.

Суеверия и приметы на Третий Спас

Обычно в православные праздники нельзя работать, но Третий Спас - время сбора урожая. Поэтому работы не избегают, занимаются консервацией продуктов на зиму и сбором плодов и зерна. Лень будет наказана жизнью в нужде на протяжении года.

Считалось, что урожая хлеба и орехов одновременно не бывает. Если много зерна - мало будет орехов, и наоборот. Больше двух лет подряд, как считали предки, обилия лесного ореха не бывает. Из ореховых веток в конце лета делают банные веники. Ими лечили самые тяжелые болезни. Но хранить такой веник нужно отдельно от остальных, чтобы не терял свойств.

Нельзя отказывать в угощении нищим, иначе придется самому просить милостыню. Не впустивший на ночлег странника рискует оказаться без крыши над головой. Нельзя ругаться и желать зла. Все плохие слова и действия вернутся к отправителю, каждый получит по заслугам за содеянное на Ореховый Спас.

Следует что-нибудь купить, хотя бы недорогую вещь. Скряга, оставивший купцов без денег в этот день, рискует целый год просидеть в нищете. За столом нужно попробовать каждое блюдо и похвалить хозяйку - целый год проживете в достатке. На каждое угощение нужно загадать желание. Если хозяйка смутится в ответ на похвалу, быть вам удачливым.

Нельзя ходить в лес без оберега. 29 августа там хозяйничает нечистая сила. Она может навести блуд - заставить потеряться «в двух соснах».

Упал орех на голову - к удаче. Богатство обещается тому, кто найдет два или три сросшихся ореха. Их нужно хранить в кошельке или кармане, подняв с земли или сорвав с дерева левой рукой. Получить мешок орехов в подарок - на счастье.

Если журавли улетели, к Покровам уже будут морозы, а весна окажется богатой на солнечные деньки. Птицы не спешат отправляться на юг - осень будет теплой, зима придет поздно, а весной будет холодно. Гроза обещает теплую осень и позднюю зиму.

Ритуалы и заговоры на Хлебный Спас

Существует поверье - ведьмы 29 августа изготавливают посохи, жезлы и волшебные палочки. Традиционный материал - орешник . Обладающие нужными навыками маги обзаводятся новыми инструментами, наполненным силой Орехового Спаса. Она же усиливает заговоры и ритуалы, основными компонентами для которых служат орехи и хлеб.

Заговор на двойной орех

Сам по себе двойной или тройной орех является денежным талисманом, привлекающим богатство. Его можно усилить заговором:

Пусть счастливый орех станет для меня оберегом,
Принесет мне удачу и денег целую телегу.

Как и советует денежная примета, храните его в кошельке или кармане - поближе к деньгам.

Ореховый приворот

Все три Спаса способствуют любовной магии . На Третий можно сделать приворот, крепкий, как грецкий орех. Сорвите один и расколите на две половинки. Съедобную часть употребите по назначению. На маленьком листе бумаги напишите ваше имя и имя возлюбленного. Положите его в орех и свяжите его половинки красной ниткой так, чтобы они держались вместе. Возьмите в руки и читайте заговор:

В одно целое две части соединила, нашу любовь скрепила.
Будет раб Божий (имя) обо мне рабе Божьей (имя) тосковать,
Обо мне одной думать и мечтать.
Наши сердца в унисон забьются,
А судьбы навсегда переплетутся.
Пусть Ореховый Спас моё желание исполнит,
Мою жизнь счастьем наполнит. Аминь.

После прочтения орех нужно закопать там, где живет любимый. Делать это надо молча, уходить домой - не оглядывясь, не вступая в разговоры.

Талисманы из орехов

Внутрь ореховой скорлупы можно положить записку с заветным желанием, перемотать половинки ниткой и носить при себе. В течении года желание исполнится. На Руси таким способом делали привороты, в Китае - привлекали удачу, Европе - ворожили на деньги. Допускается склеить половинки клеем - если записка выпадет, желание не сбудется.

Тонко истолченная скорлупа грецкого ореха привлекает деньги. Ей посыпают купюры, товары перед торговлей, рабочие инструменты. Среди современных неоязычниц популярна денежная косметика на основе соответствующих растений - мяты, базилика, ромашки . Толченая скорлупа может войти в состав скраба.

Ореховые ветки свяжите крест накрест красной ниткой и повесьте возле входной двери. Оберег закроет вход нечисти, черным колдунам и прочим сомнительным личностям.

Денежный заговор на хлеб

Наговаривают на богатство хлеб, испеченный своими руками из муки нового урожая . Делают это перед тем, как поставить его на праздничный стол в честь Хлебного Спаса. Произнести заговор нужно три раза:

Зерно в землю упало, ростком взросло, колосом зазолотилось, хлебушком оборотилось. Как в полях вволю хлеба, так и денег у меня до неба. Как хлеба растут - колосятся, так и денежки мои растут-прибавляются. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Первый кусочек должен достаться тому, кто наговаривал.

Обряд на исполнение желания

Нужно отложить кусок хлеба, отрезанный от выставленного на праздничный стол 29 августа. Наговаривать его нужно в следующую после Орехового Спаса субботу или воскресенье - не позже, чем через неделю. Если хлеб испортился, Высшие Силы не готовы исполнять загаданное желание. Встаньте на рассвете, зажгите свечу. Посолите хлеб с такими словами:

Хлебом-солью богов встречаю, свою мечту привечаю. Желаю, чтобы (описать желание одной фразой). Хлеб-соль съедаю, желаемое получаю, богов благодарю.

Съешьте соленый хлеб. Сделайте три глотка воды из полного стакана и скажите:

Как вся жизнь из воды происходит, так и мое желание из нее выйдет. Вода-водица, исполни мою мечту.

Свечу затушите, окунув в стакан с остатками воды с заговором:

Хлеб, соль и вода не подведут никогда. Хлеб, соль и вода - радость, а не беда. Как я сказала, так и будет. Аминь.

Свечу - в церковь, остатки воды - в канализацию.

Лечение детей хлебом

В дату Орехового Спаса знахарки издавна принимали больных детей. Лечили энурез, испуг, сглаз, заикание. С таким заговором следует обкатывать голову малыша куском черного хлеба:

Хлеб качу, катаю, с раба Божьего (имярек) беду сгоняю. Выкатываю, выманиваю, выганиваю все страхи, пристреки, уроки, сглазы, приглазы, завидки хвалу неискреннюю, злобу тайную. Выгоняю лихо из ручек, из ножек, из головушки, из щечек, из жилок, из прожилок, из белых кудрей, из ясных очей. Испуг, испуг, изыди! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Такой хлеб есть людям нельзя, его отдают собакам или птицам. Еще один способ лечения детских проблем не требует заговоров, достаточно знать молитву «Отче наш» наизусть. Девять раз прочитайте ее над трехлитровой банкой с теплой водой. Ребенка разденьте, поставьте в таз и облейте ей с головы до ног. В воду бросьте кусок черного хлеба на пару часов. Потом его отдайте собаке или птицам.

Третий Спас - праздник урожая и окончания лета, который с приходом православия приобрел еще и религиозный смысл. Это день, наполненный силой земли и природы. Его энергетику можно направить на лечение, обогащение или приворотное колдовство. Существует множество примет и традиций Хлебного Спаса. Соблюдающий их обретет счастье.