Вопрос «как проверить аккумулятор автомобиля » возникает, как правило, в двух случаях: при покупке новой батареи или если обнаружилась какая-то неисправность АКБ, уже находящегося под капотом. Причина неисправности может быть как в недозарядке так и в перезаряде аккумуляторной батареи.
Недозаряд бывает из-за сульфатации пластин АКБ, которая возникает при частых поездках на короткие расстояния, неисправном реле регулятора напряжения и включении прогрева.
Перезаряд также возникает из-за неисправности регулятора напряжения, только в этом случае он подает завышенное напряжение с генератора. Вследствие этого, осыпаются пластины, а если аккумулятор необслуживаемого типа, то он может подвергнуться и механической деформации.
Диагностика аккумулятора - проверка напряжения, уровня и плотности.
Итак, как же проверить работоспособность аккумулятора автомобиля ?
Для этого нужно знать как:
Осмотреть корпус аккумулятора на наличие трещин корпуса и потеков электролита. Трещины могут возникнуть в зимнее время, если АКБ плохо закреплен и имеет хрупкий пластиковый корпус. При работе на аккумуляторе собираются влага, грязь, испарения или потеки электролита, что, вместе с окисленными клеммами, способствует саморазряду. Проверить можно, если подключить один щуп вольтметра на «+», а вторым провести по поверхности АКБ. Прибор покажет, какое напряжение саморазряда имеется на конкретном аккумуляторе.
Потеки электролита можно устранить щелочным раствором (чайная ложка соды на стакан воды). А клеммы зачищаются наждачкой.
Уровень электролита проверяется только на тех АКБ на которых предусмотрено обслуживание. Для его проверки нужно опустить стеклянную трубочку (с нанесенными делениями) в заливное отверстие аккумулятора. Достав до сепараторной сеточки нужно зажать пальцем верхний край трубочки и вытащить ее. Уровень электролита в трубке будет равным уровню в батарее. Нормальный уровень 10-12 мм над пластинами аккумулятора.
Низкий уровень электролита зачастую связан с «выкипанием». В таком случае нужно просто добавить воды. Доливка электролита производится только в том случае, если есть уверенность, что он, так или иначе, вылился с АКБ.
В процессе эксплуатации автомобиля мы периодически сталкиваемся с вопросом как проверить аккумулятор. Обычно это происходит в двух случаях, при покупке нового аккумулятора и при возникновении проблем с аккумулятором уже в процессе эксплуатации.
Вот и я вам советую: не хотите проблем, особенно зимой, своевременно проверяйте аккумулятор на его работоспособность в качестве источника ЭДС для вашего автомобиля, так как в некоторых режимах работы АКБ может быстро прийти в негодность. Причиной этому являются частые недозаряды или перезаряды аккумулятора автомобиля.
Причиной недозаряда могут быть частые поездки на короткие расстояния, включения режима прогрева в зимнее время, а также неисправность регулятора напряжения генератора автомобиля. Вследствие этого возникает такое неприятное явление как сульфатация пластин аккумулятора. Явление плохое и это тема отдельной статьи, поэтому если не хотите пропустить подписывайтесь на новые выпуски журнала «ЭЛЕКТРОН» внизу статьи.
Теперь о перезаряде. Перезаряд может привести к осыпанию пластин, а если АКБ не обслуживаемый, то и к его механической деформации. А возникает перезаряд, если в результате неправильной работы регулятора напряжения на аккумулятор выдается завышенное напряжение с генератора, а так же в результате длительных и затяжных поездок на высоких оборотах двигателя.
Надеюсь, я вас убедил, что вопрос как проверить аккумулятор вы должны знать, дабы не привести свой АКБ в кусок свинца стоимостью в 300 рублей (в лучшем случае) и вовремя применять меры по увеличению срока службы аккумулятора.
В общем, процесс проверки аккумулятора я бы посоветовал проводить с выполнением следующих пунктов.
1. Внешний осмотр аккумулятора
2. Проверка уровня электролита в аккумуляторе
3. Проверка плотности электролита в аккумуляторе
4. Измерение напряжения на аккумуляторе вольтметром или мультиметром
5. Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.
Итак, начнем.
Внешний осмотр аккумуляторной батареи я советую проводить при любом удобном случае, когда вы заглядываете под капот своего авто. Причины этого действия лежат на поверхность аккумулятора. А именно в процессе эксплуатации на поверхности аккумулятора накапливается грязь, влага, потеки электролита (испарение при кипении).
Все это приводить к возникновению токов саморазряда АКБ. И если к этому добавить окисленные клеммы аккумулятора, а еще токи утечки на электронику автомобиля, то и получается если вовремя не подзарядить батарею, то возникнет глубокий разряд аккумулятора, а частые глубокие разряды прямая дорога к сульфатации пластин и уменьшению срока службы аккумулятора.
Убедиться в наличии саморазряда можно подключив один щуп вольтметра на клемму АКБ а другим провести по поверхности аккумулятор, при этом вольтметр покажет какое-то напряжение, соответствующе определенному току саморазряда батареи.
Обычно потеки электролита убираются раствором соды в воде (чайная ложка на стакан воды), что и понятно: электролит-кислота, раствор соды – щелочь (для того кто химию не помнит!).
Клеммы зачищаются мелкой наждачной бумагой и проверяется надежность их соединения с проводами и АКБ.
Ну и обратите внимания на корпус в целом. В случае плохого крепления аккумулятора, особенно в морозы, когда пластиковый корпус довольно хрупок, могут возникнуть трещины в корпусе.
Следующим этапом, после проверки и устранения саморазряда автомобильного аккумулятора необходимо произвести проверку уровня электролита в нем. Конечно, это касается только обслуживаемых аккумуляторных батарей.
Проверка уровня электролита производится специальной стеклянной уровнемерной трубкой, при этом уровень электролита должен быть в пределах 10-12 мм над пластинами АКБ.
Уровнемерная трубка это обычная стеклянная трубка с нанесенными на нее делениями в миллиметрах. Для того, что бы замерить уровень электролита необходимо трубку поместить в заливное отверстие АКБ до соприкосновения с сеткой сепаратора, верхний конец трубки зажать пальцем и вытащить трубку. Верхний уровень электролита в уровнемерной трубке будет соответствовать уровню электролита в аккумуляторе.
В основном заниженный уровень является следствием «выкипания» электролита, в этом случае уровень электролита доводится доливкой дистиллированной воды.
Доливка в аккумулятор непосредственно электролита производится только в том случае, когда вы уверены, что понижение уровня произошло вследствие разливания электролита из батареи.
Перед тем как приступить к дальнейшей проверки аккумулятора необходимо оценить степень его заряженности и дальнейшую проверку аккумулятора производить после полной зарядки.
Определить степень заряженности можно двумя способами: либо измерить плотность электролита в аккумуляторе, либо измерить напряжение на аккумуляторе.
Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр.
Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.
Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.
Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.
Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.
Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.
Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.
Таблица 3. Поправка к показанию ареометра при измерении плотности при различной температуре.
Обычно в автомобильных аккумуляторах, которые вы можете купить в магазине, плотность электролита соответствует 1,27 г/см3 . Допустим, при проверке плотности электролита в аккумуляторе ареометр показал значение 1,22 г/см3 (то есть плотность упала на 0,05 г/см3), то это значит, что АКБ разрядилась на 30 % от номинального значения.
В этом случае батарею необходимо зарядить. После этого, если АКБ исправна, то значение плотности электролита восстановится до номинального значения. Самое главное не допускайте разряда батареи больше чем на 50%.
Следует отметить, что от плотности электролита зависит температура его замерзания.
Таблица 4. Температура замерзания электролита различной плотности.
Поэтому низкая плотность электролита в зимнее время ведет к его замерзанию, стремительной потери емкости аккумулятора, а иногда даже к физическим деформациям и появлению трещин.
Оценить степень заряженности аккумулятора можно измерив напряжение на нем. Для этого необходим вольтметр или популярный в наше время прибор – мультиметр. Для измерения напряжение с помощью мультиметра, включите его в режим измерения постоянного напряжения, при этом диапазон установите выше максимального значения напряжения на заряженном аккумуляторе.
Например, для популярного недорогого мультиметра серии DT-830 (M-830) это 20 вольт. Далее подключите черный (COM) щуп мультиметра на минус аккумулятора, красный (плюсовой) на плюс АКБ и снимите показания с дисплея мультиметра.
Напряжение полностью заряженного аккумулятора должно быть не менее 12,6 вольта. Если напряжение батареи менее 12 вольт, степень ее заряда упала больше чем на 50 %, аккумулятор необходимо срочно зарядить! Нельзя допускать глубоких разрядов АКБ, это ведет, повторюсь еще раз, к сульфатации пластин аккумулятора. Напряжение на аккумуляторной батареи величиной меньше 11,6 в означает, что батарея разряжена на 100 %.
Опять же нельзя жестко привязываться к конкретному значению напряжения, так как оно связано с плотностью электролита в аккумуляторе.
Автомобильный аккумулятор состоит из шести банок, соединенных последовательно. Напряжение одной банки можно вычислить по формуле:
где, ρ – плотность электролита;
Тогда напряжение на аккумуляторе будет равно:
Uакб = 6*(0.84 +ρ)
При плотности АКБ равной 1,27 г/см3 напряжение на аккумуляторе будет:
Uакб = 6*(0,84 +1,27) = 12,66 вольт
Соответственно при разной начальной плотности электролита в аккумуляторе будет и разной напряжение на нем.
Однако, просто проверки напряжения на аккумуляторе не достаточно для полной и качественной оценки его работоспособности.
Следующим этапом необходимо проверить способность аккумулятора выполнять свои функции при подключении к нему нагрузки. Ведь может быть такой случай, когда при измерении напряжения определяется, что АКБ полностью заряжена, а «крутит двигатель» плохо или вообще не «крутит». Можно предположить, что у такого аккумулятора упала емкость в результате долгой, а чаще неправильной эксплуатации и разряжается он настольно быстро, что «умирает» за одну секунду.
Итак, чтобы проверить работу аккумулятора под нагрузкой используется нагрузочная вилка. Схема нагрузочной вилки приведена на рисунке.
То есть нагрузочная вилка представляет собой вольтметр с возможностью подключения параллельно с его выводами нагрузки. Для стартерных батарей сопротивление нагрузки выбирается в диапазоне 1-1,4 от емкости аккумулятора. Это считается максимальным разрядным током для аккумулятора. Не путать со стартерным током.
Сначала проводится измерение напряжения аккумулятора без нагрузки и определение степени его заряженности с помощью таблицы.
Таблица 5. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения на холостом ходу. (АКБ находится в покое не менее 24 часов).
Вторым этапом является измерение напряжение на аккумуляторе при подключенной нагрузки и определение степени заряженности согласно таблице. Снятие показание под нагрузкой производится в конце пятой секунды с момента подключения нагрузки.
Таблица 6. Зависимость степени заряженности АКБ от напряжения в конце 5 секунды тестирования нагрузочной вилкой.
Значения в данных таблицах взяты непосредственно из инструкции на нагрузочные вилки.
Таким образом, при 100% заряженном аккумуляторе напряжение, измеряемое под нагрузкой не должно быть меньше 10,2 вольта. В противном случае считается что аккумулятор недозаряжен и его необходимо зарядить.
Если же случилась такая ситуация, что без нагрузки аккумулятор показывает напряжение 100% заряженного аккумулятора, а при включении нагрузки напряжение сильно «просаживается» и сильно отличается от значений указанных в таблице, то значит, имеет место быть в таком аккумуляторе неисправность (сульфатация, короткозамкнутые пластины и т. д.).
Поэтому необходимо, если это возможно устранять неисправность или приобретать новый аккумулятор, что бы в один прекрасный день он вас не подвел.
При соблюдении нижеприведённых указаний покупатель в течение многих лет не будет иметь проблем со своим аккумулятором. Перед установкой батареи на машину ознакомьтесь с настоящей инструкцией и следуйте её рекомендациям.
Степень заряженности | Степень разряженности | Плотность электролита Г/cм3 (**) | |
1,28 | 12,7 | ||
1,245 | 12,5 | ||
1,21 | 12,3 | ||
40% | 60% | 1,175 | 12,1 |
20% | 80% | 1,14 | 11,9 |
0% | 100% | 1,10 | 11,7 |
Аккумуляторные батареи, применяемые на автомобильной технике имеют неприятную особенность: в процессе заряда на его заключительной стадии в батарее начинается электролитическое разложение воды, которая содержится в электролите. При этом выделяются газы: водород и кислород. Водород и большая часть кислорода выходят из электролита на поверхность, создавая видимость его кипения и скапливаются под крышками в каждой ячейке АКБ. Эта смесь газов выходит наружу через вентиляционные отверстия (если они, конечно не забиты грязью и нет других препятствий). Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой взрывоопасную смесь, которая при наличии искры от неисправной электропроводки или открытого огня сигареты, моментально взрывается. Сила взрыва и его последствия зависят от количества газа, копившегося к данному моменту. Например, при повышенном значении зарядного напряжения от генератора более 14,5 Вольта или при низком уровне электролита в АКБ, увеличивается интенсивность образования газа внутри аккумуляторной батареи и, следовательно, его выделение.
Можно сделать вывод, что нарушение техники безопасности, неисправность элекрооборудования автомобиля и отсутствие контроля над аккумуляторной батареей служат причинами взрыва АКБ с разрушением корпуса батареи.
Сухозаряженные батареи можно хранить в любом не отапливаемом помещении с соблюдением следующих условий:
Гарантия на АКБ выдается на случай обнаружения заводского брака, (обрыв цепи, короткое замыкание одной из банок). В сервисном центре после проверки состояния АКБ Вам помогут выявить причину отказа. При выявлении заводских дефектов батарея заменяется на новую аналогичной марки с выдачей нового гарантийного талона, если соблюдались условия эксплуатации аккумулятора и вовремя производилось его обслуживание. Разряженная батарея не может быть признана дефектной. Поэтому зарядка АКБ в сервисном центре производится за счет клиента, эксплуатирующего ту батарею.
Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, необходимо периодически посещать гарантийный сервис для профессиональной диагностики электрики Вашего автомобиля, где Вам проверят работоспособность генератора, стартера при запуске двигателя, утечку тока на автомашине, что поможет впоследствии избежать проблем с постоянным разрядом АКБ.
Гарантия на АКБ не распространяется в следующих случаях:
Обозначение ETN было разработано европейским союзом производителей аккумуляторных батарей как вспомогательное средство для идентификации аккумуляторов. Целью разработки было помощь производителям и потребителям для однозначного опознования аккумуляторной батареи.
Номер ETN - это система из 9 цифр, разделенных на три группы. Каждая группа состоит из 3 цифр.
Например аккумулятор имеет номер EN
Первые три цифры - группа A (555)
Следующие три цифры - группа B (065)
Последние 3 цифры - группа С (042)
Группа A. Напряжение и номинальная емкость
Cтруктура группы А
001-499 -> Ач...499 Ач
501...799 -> 1 Ач...299 Ач
Группа В. Идентификационный номер определяющий габариты, полярность, тип крепления за днище и т.д.
Структура группы В.
Физические характеристики такие как
Группа С. Ток разряда при -18 с по стандарту ЕN
Структура группы С:
Значение в этой группе, умноженное на 10 дает величину тока разряда в Амперах. Ток разряда в новой системе EN измеряется по новой методике, отличной от методике стандарта DIN(ГОСТ). Для пересчета разрядного тока ЕN в ДИН необходимо разделить величину тока ЕN на коэффициент 1,7
Группа С | Ток EN |
033 | 330 А |
042 | 420 А |
054 | 540 А |
105 | 1050 А |
Таким образом номер
обозначает, что аккумуляторная батарея имеет номинальное напряжение 12 В, емкость 55 Ач (группа А), и ток разряда ЕN 420 А (группа С), уникальный номер группы B информирует, что аккумулятор имеет "российскую" полярность, тип крепления B3 (уточняется в каталоге).
Степень заряженности | Степень разряженности | Плотность электролита Г/cм3 (**) | Напряжение на аккумуляторной батарее В (***) |
1,28 | 12,7 | ||
1,245 | 12,5 | ||
1,21 | 12,3 | ||
40% | 60% | 1,175 | 12,1 |
20% | 80% | 1,14 | 11,9 |
0% | 100% | 1,10 | 11,7 |
Рассмотрим заряд аккумуляторной батареи снятой с машины. Положительный провод (клемму) зарядного устройства соединяем с положительным выводом батареи,отрицательный – с отрицательным.
Существует много методов заряда АКБ, все они основаны на заряде при постоянстве тока, при постоянстве напряжения или комбинированный.
Заряд при постоянстве тока
Заряд производится при постоянном токе, равном 1/10 ёмкости батареи. То есть, если мы заряжаем батарею с ёмкостью 60 А*ч, ток заряда должен быть равен 6 А. Для поддержания этого значения в течение всего процесса заряда необходимо использовать специальные зарядные устройства с ручным управлением величиной зарядного тока или с функцией стабилизации тока в автоматическом режиме.
Ручное управление током может быть с плавной или ступенчатой (в зависимости от зарядного устройства) регулировкой его значения. В случае ступенчатой регулировки, возможно, не удастся точно выставить величину тока равного 1/10 ёмкости батареи. В этом случае необходимо установить начальный ток заряда больше номинальной ёмкости батареи (6-8 А для батареи с ёмкостью 60 А*ч).
В процессе заряда сила тока постепенно уменьшается. Следовательно, необходимо контролировать и регулировать зарядный ток, удерживая его на заданном значении. Это связано с тем, что аккумуляторная батарея имеет внутренне сопротивление и по мере увеличения заряженности АКБ сопротивление увеличивается.
При постоянном значении тока, происходит постепенно увеличение зарядного напряжения. Когда напряжение достигнет 15-15,5 В - начнётся активное газовыделение (кипение АКБ). Следовательно необходимо уменьшить ток в 2 раза от начального(3 А для батареи ёмкость 60 А*ч) и продолжить заряд. (см. рисунок 1)
рисунок 1
Для необслуживаемых батарей (не имеющих пробок для доливки воды), целесообразно, при достижении напряжения 15-15,5 В, уменьшать величину тока в четыре раза
(1,5 А для батареи ёмкостью 60 А*ч).
Проверить уровень заряженности АКБ можно по плотности электролита в банках или с помощью нагрузочной вилки. Предварительно обесточив прибор и отсоединив его от аккумуляторной батареи. Батарея считается заряженной при силе тока меньше 1 А, и напряжении на клеймах аккумуляторной батареи 14,4 – 14,8 В.
Недостаток данного метода. Необходимость постоянного контроля и регулирования заданного тока, а также газовыделение (кипение АКБ) в процессе заряда.
Заряд при постоянстве напряжения
При этом методе заряда напряжение подбирается в зависимости от разряженности и износа АКБ. Необходимое значение напряжения определятся разработчиками аккумуляторных батарей и на их требования ориентированы современные зарядные устройства. Рекомендуется устанавливать напряжение 14,4 - 14,6 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения.
По мере заряда напряжение на выводах батареи постепенно приближается к напряжению зарядного устройства, а величина зарядного тока снижается. При токе менее 1 А необходимо повысить напряжение до 15 - 15,5 В для более глубокого заряда аккумуляторной батареи.
Недостаток данного метода. Необходимость очень точного подбора напряжения заряда. При низком напряжении – батарея недозарядится, при высоком – будет активное газовыделение (кипение АКБ) и перезаряд.
Заряд батареи на автомобиле
При эксплуатации батареи на автомобиле её заряд происходит при постоянном напряжении. Производители автомобилей по согласованию с разработчиками батарей устанавливают уровень зарядного напряжения 14,6 В, что ниже напряжения интенсивного газовыделения. Превышение данного порога может привести к выходу из строя электроники автомобиля. С понижением температуры эффективность заряда при постоянном напряжении уменьшается из-за роста внутреннего сопротивления батареи. Поэтому АКБ на автомобиле не всегда восстанавливают свою ёмкость после разряда. Обычно степень заряженности батареи зимой составляет 70-75%. если напряжение на клеммах батареи равно 14,6 В при работающем двигатели. Поэтому в условиях зимы (при низких температурах, частых и длительных пусках двигателя, коротких пробегах) необходимо периодически (желательно не реже одного раза в месяц) производить заряд АКБ от стационарного зарядного устройства.
Комбинированный метод
Данный метод представляет собой сочетание способов заряда при постоянном токе и постоянном напряжение. Он воплощён в зарядных устройствах с режимом «Автомат». Требуется только установить начальный ток (равный 1/10 ёмкости АКБ). Прибор будет автоматически поддерживать его на заданном значении. При достижении напряжения 14,4 В зарядное устройство переходит в режим стабилизации этого напряжения. При этом ток начинает уменьшаться. (см. рисунок 2)
рисунок 2
Этот режим можно использовать для хранения аккумуляторов с компенсацией тока саморазряда.
Однако следует отметить, что для максимально быстрого и полного заряда АКБ – оптимально иметь зарядное устройство, как с ручным, так и с автоматическим режимом управления. По завершению заряда в автоматическом режиме, рекомендуется в ручном режиме произвести дозаряд с напряжением 15 – 15,5 В.
Чем это выгодно?
В данной статье изложены общепринятые (классические) методы заряда аккумуляторной батареи. Однако перед тем как начинать зарядку рекомендуется внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации (как производитель рекомендует заряжать АКБ). Так же очень полезно будет прочитать паспорт зарядного устройства. Обладание этими необходимыми знаниями позволит Вам максимально быстро и успешно зарядить аккумулятор. Не следует забывать и про технику безопасности. Дело в том, что в процессе заряда в батареи начинается электролитическое разложение воды, содержащейся в электролите (кипение АКБ). При этом выделяются газы: водород и кислород. Соотношение кислорода и водорода таково, что представляет собой взрывоопасную смесь. Поэтому нельзя допускать искрообразование вблизи аккумуляторной батареи.
Мы предлагаем: Современные пускозарядно – диагностические приборы, зарядные устройства, а также широкий ассортимент
С тех пор как на автомобили стали оснащать аккумуляторами, они и начали создавать специфические проблемы. Их немного, но они существенны. Основная – невозможность завести двигатель. Как говорят в народе, аккумулятор «не тянет».
Чтобы такого не случилось, каждый водитель знает (но не каждый делает), что аккумуляторную батарею нужно эксплуатировать по определённым правилам и время от времени проверять его состояние и параметры. Лучше, конечно, это делать на СТО, во время профилактических техосмотров. Но что делать, если СТО недоступно? Как проверить аккумулятор самостоятельно?
Уровень зарядки – это показатель исправности не только аккумулятора, но всей электросистемы. Ведь недозаряд может быть из-за неисправности генератора. Поэтому этот показатель нужно контролировать. В последних моделях имеются встроенные индикаторы уровня зарядки. Так называемые в народе, «глазки».
В процессе разряда аккумулятора, «глазок» меняет свой цвет. Это, конечно, замечательно! Но в электротехнике не принято полностью доверять предустановленным приборам. Их показания нужно периодически перепроверять либо другим прибором, либо другим способом. Поэтому показания «глазков» всегда можно перепроверить по старинке.
В этом поможет мультиметр. А точнее, вольтметр. «Проверка зарядки аккумулятора» состоит в замере напряжения на клеммах аккумуляторной батареи при отсутствии нагрузки. Показания, около 12, 6 В считаются отличными, это полный заряд. Показания в районе 12, 2 В говорят о том, что аккумулятор не мешает подзарядить, он заряжен наполовину.
Если мультиметр покажет напряжение в районе 11,8 В, это будет значить, что батарея «проверку зарядки аккумулятора» не прошла, её нужно срочно заряжать. Ну а показания ниже 11 В — это сигнал бедствия. Аккумуляторная батарея в глубоком разряде. Скорее всего, она негодна к эксплуатации. Даже если автомобиль с ней заводится (что случается очень редко), есть риск сжечь генератор или зарядное устройство.
Емкость – это основной параметр аккумулятора. Говорит он о том, какое время эта аккумуляторная батарея сможет выдавать электрический ток определённой силы. Поэтому ёмкость и измеряется в ампер-часах. Так же как заряд аккумулятора, нужно контролировать и его ёмкость. Как проверить ёмкость свинцовой аккумуляторной батареи? Сейчас это делается одним из трёх способов.
Первый способ считается классическим. Проверка емкости аккумулятора проводится контрольным разрядом. Полностью заряженную аккумуляторную батарею нагружают таким образом, чтобы ток разрядки был расчётным, указанным в паспорте. В электрическую цепь включают амперметр. А дальше регистрируется время, через которое сила тока уменьшиться более чем на 50%.
В современных аккумуляторах это происходит вскоре после расчётного, паспортного времени. Если это произошло раньше, значит, аккумуляторная батарея теряет свою ёмкость. Если понижение силы тока произошло незадолго до расчётного времени, она к эксплуатации пригодна. Но если это произошло уже на половине расчётного времени – это повод к замене аккумулятора.
Недостатки этого способа очевидны. Присутствует некоторая сложность: нужно рассчитать нагрузку, подобрать её. На такую проверку уходит очень много времени.
Второй способ проверки аккумулятора тоже не очень прост, но быстрее. Из инструментов и приспособлений понадобится мультиметр и нагрузка. Емкость любого аккумулятора известна. Нагрузку нужно подобрать таким образом, чтобы она забирала примерно половину тока, на который рассчитана аккумуляторная батарея. К примеру, если емкость аккумулятора 7А/ч, то нагрузкой должно быть что-то, потребляющее не менее 3,5 А при 12 В.
Несложные вычисления покажут, что это может быть, например, лампа от фары автомобиля мощностью 35-40 Вт. Разумеется, это примерные вычисления. При большей или меньшей ёмкости нагрузка будет другой.
Проверка аккумулятора мультиметром проводится на полностью заряженном аккумуляторе. Для начала нужно подключить нагрузку к аккумуляторной батарее и подождать 2 минуты. Если в качестве нагрузки используется лампочка, возможно, в течение этого времени, можно будет наблюдать потускнение света. Если такое случится, то проверку можно будет на этом закончить. Это отличная демонстрация не рабочего аккумулятора. Если этого не случится, то по истечении 2 минут нужно будет, не отключая нагрузки, померить напряжение на клеммах.
Аккумулятор можно считать исправным, если мультиметр покажет значение больше, чем 12.4 В. У него полная ёмкость. Или почти полная. В любом случае он годен к эксплуатации. И если в системе запуска двигателя неполадки, то вины аккумуляторной батареи, прошедшей проверку, в этом нет. Причина в чём-то другом.
Показания в диапазоне от 12 до 12,4 В говорят о том, что ёмкость аккумулятора уже далека от паспортной. Использовать его, наверное, ещё можно, но лучше, при первой же возможности, заменить. Ну а если показания меньше 12 В, то эту аккумуляторную батарею необходимо менять немедленно. Она потеряла больше 50% своей ёмкости. На этом проверку аккумулятора мультиметром можно считать законченной.
Кстати, подобная схема находится внутри прибора, которым проверяют аккумуляторные батареи в магазинах и на СТО. Называется он нагрузочной вилкой. Состоит из набора нагрузок и встроенного вольтметра. Для проверки аккумулятора необходимо выставить нужную нагрузку, подсоединить один вывод прибора на клемму и прижать второй вывод к другой клемме на несколько секунд. Показания вольтметра должны быть не ниже 13,5 В.
Третий, современный способ проверки ёмкости аккумулятора проходит быстрее и проще. Имеется в виду проверка с помощью специальных современных приборов. Всё, что нужно, чтобы проверить аккумуляторную батарею, это подключить прибор к её клеммам. Уже через несколько секунд на дисплее появится вся интересующая информация. Причём не только ёмкость аккумулятора, но и его напряжение и даже состояние пластин.
Принцип работы таких приборов основан на сигнале специальной формы, который прибор посылает на аккумуляторную батарею. Ответный импульс и несёт всю нужную информацию. Прибор её расшифровывает и выводит на дисплей. Как проверить аккумулятор лучше – решать водителям.
И, наконец, если получилось так, что аккумуляторная батарея больше негодна к эксплуатации, не стоит её выбрасывать. В качестве мусора она будет долго отравлять окружающую среду окислами свинца. Лучше сдать аккумулятор на утилизацию. Это выгоднее и безопаснее. Хочется, чтобы об этом помнил каждый водитель.
Расскажем как правильно проверить аккумулятор автомобиля на исправность с помощью мультиметра и нагрузочной вилки, какие способы существуют.
Не стоит полагаться на замер напряжения АКБ с помощью бортового компьютера машины, т.к. они ошибаются. Это происходит потому, что данные вольтметры подключается не напрямую к аккумулятору, а значит возможны потери. Поэтому, напряжение на них может показываться меньше, чем на самом аккумуляторе.
Если напряжение аккумулятора при работающем двигателе больше 14,2 В - это свидетельствует о низкой зарядке аккумулятора и что генератор работает в усиленном режиме, чтобы зарядить батарею. Это бывает не всегда, например, зимой возможно повышенное напряжение, т.к. аккумулятор мог разрядиться за ночь из-за холодной температуры, или электроника определяет температуру воздуха и дает больше заряда на аккумулятор.
В повышенном напряжении на аккумулятор нет ничего плохого. Если с электрооборудованием машины все нормально, то через 5-10 минут электроника скинет напряжение до обычного: 13,5-14,0 В. Если этого не происходит и напряжение постепенно не сбрасывается до оптимальной величины, то это может обернуться перезарядом аккумулятора. Он будет работать при максимальной отдаче, что грозит выкипанием электролита.
Если при работающем двигателе напряжение меньше 13,0-13,4 В - это говорит, что аккумулятор полностью не заряжается . Не стоит сразу бежать в авто сервис, для начала измерение должно происходить при всех выключенных потребителях, а значит выключите музыку, фары, отопление, кондиционер и все приборы энергопотребления.
Какое сейчас напряжение на аккумуляторе при замере мультиметром? При нормальной работе электроники машины оно должно быть в пределах от 13,5 до 14. Если ниже - это говорит, что не работает генератор автомобиля . Особенно, когда напряжение при работающем двигателе и выключенных потребителях меньше 13,0 В.
Возможно низкое напряжение, если контакты аккумулятора окислились, так что проверьте контакты и зачистите их шкуркой.
Как еще проверить работу аккумулятора и генератора? Есть один способ. При работающем двигателе и выключенных источниках потребления, напряжение на аккумуляторе равняется 13,6. Теперь включаем ближний свет. Напряжение АКБ должно чуть упасть - на 0,1-0,2 В. Далее включаем музыку в машине, потом кондиционер и другие потребители. Делаем всё постепенно и при каждом включении потребителей напряжение на батарее должно слегка падать.
Если напряжение, после включения источников энергопотребления автомобиля падает значительно, это говорит, что генератор работает не в полную мощность и износились щетки генератора.
При всех включенных потребителях напряжение на батарее машины не должно падать ниже 12,8-13,0 В. Если оно меньше - аккумулятор разряжается и требует замены и покупку нового АКБ , а как это проверить поговорим ниже.
Нормальное напряжение на аккумуляторе при неработающем двигателе должно быть от 12,5 до 13,0 В.
Есть старая и простая методика, чтобы по напряжению узнать уровень заряда аккумулятора.
Так, напряжение 12,9 – говорит, что АКБ заряжен на 90%, напряжение 12,5 - на 50%, а 12,1 - на 10 процентов. Это приблизительная методика измерения уровня заряда, но действенная, что подтверждено на собственном опыте.
Есть нюанс, когда измеряете напряжение при неработающем двигателе. Если измерение проходит после того, как заглушили двигатель, то возможно одно показание, а если на следующее утро - будет другим напряжение. Лучше измерить напряжение на батарее перед поездкой.
Уровень заряда аккумулятора говорит о его способности держать напряжение на протяжении некоторых дней. Если аккумулятор полностью заряжен, то даже если не ездили более недели, напряжение не сильно упадет. В противном случае, если батарея машины разряжена - напряжение будет падать быстро.
Как проверить заряд аккумулятора?
Для этого подсоединяете нагрузочную вилку, соблюдая полярность. Время присоединения не должно превышать 5 секунд. В начале замера напряжение 12-13,0 В. В конце пятой секунды напряжение должно быть больше 10 Вольт. Такой аккумулятор считается заряженным и способным работать под нагрузкой.
Если при проверке нагрузочной вилкой напряжение падает ниже 9 вольт, аккумулятор считается слабым и ненадежным . В данном случае придется задуматься о покупке нового аккумулятор для авто.