Оплачены транспортные услуги. Транспортная экспедиция: учет и налогообложение

Оказание транспортных услуг осуществляется компаниями, имеющими на балансе или по договору аренды технику. В составе услуг осуществляются перевозка грузов или пассажиров. Учет в транспортной компании ведут в соответствии с бухгалтерским, налоговым законодательством и распоряжениями Минтранса. В статье расскажем про учет типовых транспортных услуг, дадим примеры проводок.

Нюансы учета в транспортной компании

Отраслевые нормы Минтранса являются обязательными к исполнению предприятиями, входящими в структуру министерства. Для остальных предприятий указания и нормы являются рекомендательными. Особенность документооборота состоит в необходимости вести учет нормируемых и текущих расходов транспортных средств. Величина и перечень расходов зависят от марки транспортного средства, условий эксплуатации, используемых предприятием норм отпуска.

Основные параметры при определении экономически обоснованных затрат:

Показатель Порядок использования
Пробег транспортного средства Учет ведется путем снятия показателя одометра с указанием данных в путевом листе
Норма расхода топлива Устанавливается на основании норм Минтранса или самостоятельно разработанных тарифов
Норма расхода ГСМ
Прочие расходные материалы – жидкости, присадки и прочие Устанавливаются предприятиями на основании технических характеристик транспортного средства
Расходы на текущий ремонт Затраты текущего ремонта списываются в размере фактических расходов
Расходы на средний и капитальный ремонт Списание производится в текущем периоде фактических затрат с использованием средств создаваемых резервов

Обязательные приказы предприятия

Для обеспечения норм показателей предприятие должно издать приказы разового характера или при изменении условий эксплуатации. Стандартный перечень приказов, устанавливающих:

  • Перечень лиц, получающих транспортное средство на хранение.
  • Нормы расходования топлива, ГСМ и прочих жидкостей с указанием показателя на каждое транспортное средство.
  • Нормы расхода топлива, установленные для сезонной эксплуатации.
  • Нормы и периодичность замен шин.
  • Состав комиссии, отвечающей за оценку состояния транспорта, необходимость проведения ремонта, перечень заменяемых узлов. Комиссия рассчитывает периодичность проведения среднего и капитального видов ремонта.

Наличие приказов, устанавливающих нормы расходов, проверяется ИФНС как документы, позволяющие определить обоснованность налогообложения. Нормирование расходов применяется предприятиями, оказывающими транспортные услуги или имеющими транспортные средства для собственных перевозок грузов или работников.

Особенность оформления перевозки грузов

Перевозка грузов по договорам транспортной экспедиции используется в практике наиболее часто. По условиям соглашения одна сторона гарантирует осуществить перевозку груза другой стороны за вознаграждение, а также оказать дополнительные услуги по погрузке, выгрузке, обеспечению складского хранения. Основные составляющие договора:

Положение Характеристика
Право собственности на груз Остается у собственника и не переходит к экспедитору при передаче груза
Страхование, таможенные пошлины Оплата осуществляется собственником груза или экспедитором
Маршрут Вырабатывается экспедитором по заказу клиента, согласовывается сторонами
Оформление передачи груза Осуществляется на основании экспедиторской записки
Складское хранение Обеспечивается экспедитором на основании складской расписки, оплачивается собственником или экспедитором

Учет по посредническим договорам транспортной экспедиции

Основным условием посреднических транспортных услуг является оказание перевозки по поручению заказчика. От имени клиента компания оформляет дополнительные условия транспортировки – оплачивает сборы, пошлины, страховку, хранение груза. При получении груза у транспортного предприятия не возникает доход.

Суммы вознаграждения и дополнительных расходов предъявляются клиенту к оплате на основании отчета с приложением подтверждающих документов.

Пример записей в учете у экспедитора

Предприятие ООО «Транспорт» заключило договор с ООО «Кондитер» на осуществление перевозки товара. Стоимость договора составила 68 000 рублей при себестоимости 51 000 рублей. Заявленная клиентом оценка товара – 280 300 рублей. Эспедитор применяет в учете УСН. По условиям договора экспедитор обязан обеспечить складское хранение товара по доверенности до получения его конечным потребителем с оплатой по факту в сумме 5 000 рублей. В учете ООО «Транспорт» производятся записи:

  1. Клиентом произведена предоплата в полной сумме стоимости услуг: Дт 51 Кт 62 на сумму 68 000 рублей;
  2. Груз принят на ответственное хранение: Дт 002 на сумму 280 300 рублей;
  3. Экспедитором оплачена стоимость складского хранения: Дт 76 Кт 50 на сумму 5 000 рублей;
  4. Груз передан потребителю: Кт 002 на сумму 280 300 рублей;
  5. Отражена выручка от оказания услуг: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 68 000 рублей;
  6. Произведено списание себестоимости перевозки: Дт 90/2 Кт 20 на сумму 51 000 рублей;
  7. Произведена компенсация затрат по аренде склада: Дт 51 Кт 76 на сумму 5 000 рублей.

У экспедиторов отсутствует право собственности на груз. В учете предприятия перевозимый груз учитывается по дебету счета 002. При передаче груза получатель ТМЦ списываются со счета.

Налогообложение услуг посреднического договора

Выручкой при оказании услуг служит вознаграждение, оплачиваемое клиентом. Расходы, оплачиваемые при реализации договора сторонним организациям в размере сборов, платы за складское хранение, страхование не являются тратами предприятия и покрываются клиентом. Затраты не уменьшают налоговую базу при исчислении прибыли или единого налога.

Налоговой базой для исчисления НДС является полученная экспедитором выручка. К вычету предъявляются суммы налога, выставленные поставщиками топлива и других расходных материалов, запчастей, используемых для эксплуатации транспортных средств.

Учет по договору об оказании услуг

Учет по договорам, оформленных как соглашение об оказании услуг, имеет иной учет и налогообложение. В договоре указывается стоимость услуг транспортировки и могут быть внесены дополнительные услуги, предоставляемые самим экспедитором или с привлечением сторонних организаций.

Пример учета записей у перевозчика

Предприятие ООО «Грузовик» заключило договор на транспортировку негабаритного оборудования стоимостью 350 000 рублей с ООО «Родничок». Стоимость договора об оказании услуг составила 159 000 рублей, включая НДС. Общая сумма расходов составила 135 800 рублей. В сумму услуг включается обеспечение сопровождения негабаритного груза, оплата которого входит в стоимость услуг. В учете ООО «Грузовик» формируются записи:

  1. Оборудование принято на ответственное хранение: Дт 002 на сумму 350 000 рублей;
  2. Учтена оплата услуг по договору: Дт 51 Кт 62 на сумму 159 000 рублей;
  3. Отражена выручка от оказания услуг: Дт 62 Кт 90/1 на сумму 159 000 рублей;
  4. Отражен НДС, начисленный потребителю: Дт 90/3 Кт 68/2 на сумму 24254,24 рублей;
  5. Учтены затраты, связанные с исполнением перевозки: Дт 20 Кт 10 (70, 69) на сумму 135 800 рублей;
  6. Произведено списание расходов в состав себестоимости: Дт 90/2 Кт 20 на сумму 135 800 рублей.

После передачи груза оборудование снимается с ответственного хранения кредитованием счета 002.

Налогообложение по договору оказания услуг

Величина выручки, учитываемая для налогообложения прибылью или единым налогом, определяется по стоимости договора. В расходной части учитываются все затраты, понесенные транспортным предприятием при оказании услуг. Для подтверждения расходов требуется наличие:

  • Договора на оказание услуг и экспедиторская расписка о грузе.
  • Акта об оказании услуг.
  • Платежных документов, накладных, актов на оплату дополнительных услуг.
  • Транспортной накладной, указывающей на техническое средство и подтверждающий километраж перевозки.
  • Полиса и договора, подтверждающих страхование.
  • Приказов, устанавливающие нормы списания.

Отличия в учете разных систем налогообложения

Ведение учета транспортными компаниями осуществляется с использованием общеустановленной, упрощенной систем налогообложения и ЕНВД.

Показатель ОСНО УСН ЕНВД
Ограничение по числу транспортных средств Без ограничения Без ограничения 20 единиц арендованных и собственных средств
Ограничение по выручке Отсутствует Имеется Отсутствует
Ограничение по численности Отсутствует Не более 100 человек общего состава
Периодичность отчетности по основному налогу Ежемесячно или ежеквартально Ежегодно Ежеквартально
Порядок расчета налога Доходы за минусом расходов В зависимости от схемы – «доходы» или доходы минус расходы» Рассчитывается в зависимости от количества транспортных средств
Обязанность по уплате минимальной суммы налога Отсутствует Имеется для схемы «доходы минус расходы» Величина налога определяется от количества техники на весь период применения режима
Величина документооборота Максимальная Средняя Минимальная

Право на выбор системы налогообложения или его смену имеется у транспортного предприятия в зависимости от индивидуальных условий ведения деятельности.

Рубрика «Вопросы и ответы»

Вопрос №1. Как самостоятельно разработать нормы списания на топливо и иные расходные материалы для транспортных средств предприятия?

Разработка норм для внутреннего учета и нормирования расходов осуществляется исходя из технических параметров транспорта и порядка его эксплуатации. Для подтверждения верности нормирования предприятиями проводятся тестирующие пробеги с замером расходования. Для предупреждения проблем при проверке ИФНС нормативы должны быть приближены к установленными Минтрансом.

Вопрос №2. Может ли транспортное предприятие привлекать к оказанию перевозки иные организации?

Может, если по условию соглашения о транспортной экспедиции установлено право на привлечение третьих лиц. Договор носит явно выраженную форму посреднического соглашения. В счете-фактуре экспедитора указываются данные перевозчика.

Вопрос №3. Какое количество транспортных накладных оформляется для сопровождения транспортных перевозок?

Число документов определяется по величине участвующих в транспортировке сторон. Один экземпляр используется в учете заказчика услуг, второй подтверждает реализацию договора перевозчиком, третий применяется для удостоверения факта поставки груза.

Вопрос №4. Учитываются ли в числе транспортных средств, числящихся за предприятием для применения ЕНВД техника, не участвующая в деятельности в связи с осуществлением ремонта?

Учитывается. Определяющим показателем является право собственности или аренды.

Вопрос №5. Нужно ли учитывать транспортные средства предприятия как объект основных средств?

Учет транспортной техники в качестве основного средства осуществляется после постановки на учет по акту ОС-1. На основное средство оформляется карточка для учета дооборудования. В течение периода содержания средства на балансе начисляется амортизация.

Услуги сторонних организаций по перевозке грузов оформляются договором транспортной экспедиции. Сторонами в договоре транспортной экспедиции являются экспедитор и клиент. При этом существуют две различные позиции от том, к какой категории относится договор транспортной экспедиции. От выбора категории зависит ведение бухгалтерского и налогового учета у экспедитора.

Нормативное регулирование отношений, возникающих при заключении договора транспортной экспедиции, осуществляется Гражданским кодексом (гл. 41 ГК РФ), Федеральным законом (Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (далее - Закон № 87-ФЗ)) и Правилами транспортно-экспедиционной деятельности (утв. пост. Правительства РФ от 08.09.2006 № 554 (далее - Правила)).

По договору транспортной экспедиции одна сторона, которой является экспедитор, обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента, являющегося грузоотправителем или грузополучателем) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза (п. 1 ст. 801 ГК РФ).

Основными условиями договора транспортной экспедиции является перевозка груза. При этом экспедитор может сам перевозить товары, но чаще всего для этих целей он привлекает стороннюю организацию.

Услуги, оказываемые экспедитором, можно разделить на основные и дополнительные.

Основные услуги по договору транспортной экспедиции непосредственно связаны с перевозкой груза. К ним относятся:

  • организации перевозки грузов соответствующим видом транспорта и по выбранному маршруту;
  • заключение договоров перевозки от имени клиента или экспедитора;
  • обеспечение отправки и получения груза и т.д.

В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрено осуществление следующих операций, непосредственно связанных с доставкой грузов (п. 1 ст. 801 ГК РФ):

  • получение необходимых для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза и его получение в пункте назначения.

Двойственная правовая природа договора транспортной экспедиции

Существуют две различные позиции от том, к какой категории относится договор транспортной экспедиции.

Анализируя нормы гражданского законодательства, можно прийти к выводу, что договор транспортной экспедиции является посредническим договором. Доказательством данной точки зрения являются обязанности экспедитора заключить договор перевозки груза от имени клиента или от своего имени, а также обязанности выполнить или организовать выполнение экспедиторских услуг (ст. 801 ГК РФ).

В судебной же практике также нет единого мнения по поводу природы договора транспортной экспедиции. Одни суды считают, что договор на транспортно-экспедиционное обслуживание не является посредническим и признается самостоятельным видом гражданско-правового договора (пост. Восемнадцатого ААС от 04.02.2013 № 18АП-13552/12, Десятого ААС от 03.08.2011 № 10АП-5481/11, от 30.11.2010 № 10АП-6721/10, ФАС МО от 27.11.2008 № КГ-А40/10970-08, от 15.02.2008 № КА-А41/262-08, от 22.01.2008 № КА-А41/14327-07, Президиума ВАС РФ от 26.01.99 № 5056/98). Другие же придерживаются прямо противоположной точки зрения, утверждая, что договор транспортной экспедиции является, по сути, посредническим договором (пост. Девятого ААС от 24.12.2010 № 09АП-30921/2010).

В то же время чиновники, разъясняя порядок составления счетов-фактур при оказании транспортно-экспедиционных услуг, упоминают, что договор транспортной экспедиции, являясь самостоятельным видом договора, содержит элементы условия, аналогичные посредническому договору (письма Минфина России от 29.12.2012 № 03-07-15/161, от 01.11.2012 № 03-07-09/148 , от 21.09.2012 № 03-07-09/132 , от 17.11.2011 № 03-07-11/316).

Таким образом, считаем, что договор транспортной экспедиции - это особый вид гражданско-правового договора, который может содержать признаки посреднического договора или договора о возмездном оказании услуг.

Договор транспортной экспедиции и сопутствующие документы

Договор транспортной экспедиции обязательно должен быть заключен в письменной форме. Также при необходимости клиент должен выдать экспедитору доверенность на осуществление определенных действий.

Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы (п. 7 Правил). Порядок их составления и формы утверждены Минтрансом России (приказ Минтранса России от 11.02.2008 № 23).

К экспедиторским документам относятся:

  1. поручение экспедитору, которое определяет перечень и условия оказания услуг экспедитором клиенту в рамках договора;
  2. экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором груза для перевозки последнего от клиента либо от другого грузоотправителя;
  3. складская расписка, которая подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Для оказания транспортно-экспедиционных услуг клиентом выдается заполненное и подписанное им поручение экспедитору (п. 8 Правил). При этом в поручении должны быть указаны достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме и т.п.

После того как экспедитор рассмотрит поручение, он направляет его обратно клиенту с отметкой о согласовании либо отказе в согласовании услуг. Лишь только после согласования сторонами указанного поручения оно подлежит исполнению.

При приеме груза экспедитор предоставляет клиенту экспедиторскую расписку. Расписка является доказательством получения груза и наделяет экспедитора правом владения грузом до момента его передачи клиенту или иному грузополучателю по окончании перевозки.

Рассмотрим порядок ведения бухгалтерского и налогового учета у экспедитора. Предположим, что в соответствии с заключенным договором транспортная организация самостоятельно осуществляет перевозку груза. Услуги по перевозке груза являются услугами по обычному виду деятельности.

Налоговый учет транспортной экспедиции

При получении груза от клиента у экспедитора не возникает налогооблагаемого дохода. Передача груза клиентом экспедитору также не является объектом налогообложения по НДС.

Бухгалтерский учет транспортной экспедиции

Определим, что при передаче груза право собственности на полученный груз к экспедитору не переходит.

Груз, полученный от клиента, организация-экспедитор должна учитывать на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" по стоимости, установленной договором транспортной экспедиции (Инструкция по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). При получении груза от клиента в учете экспедитора делается следующая проводка:

Дебет 002
- груз, полученный от клиента, принят к учету.

При передаче груза по транспортной накладной конечному грузополучателю стоимость груза списывается. При этом в учете делается запись:

Кредит 002
- груз сдан грузополучателю.

Отнесение договора транспортной экспедиции к посредническому или договору об оказании услуг оказывает непосредственное влияние на порядок ведения бухгалтерского и налогового учета у экспедитора.

Посреднический договор

При таком виде договора экспедитор привлекает сторонние организации для непосредственной перевозки груза. В данном случае экспедитор предъявляет клиенту разными суммами свое вознаграждение и расходы, связанные с организацией перевозки.

Налог на прибыль . Поступления от юридических и физических лиц по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала или агента не признаются доходами организации (п. 3 ПБУ 9/99 , утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 32н).

Кроме того, расходы в виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, не учитываются при исчислении налога на прибыль (п. 9 ст. 270 НК РФ).

В связи с этим если договор транспортной экспедиции носит характер посреднического договора, то только вознаграждение экспедитора включается в налоговую базу по налогу на прибыль.

Что касается расходов, понесенных экспедитором в интересах клиента при исполнении договора, в том числе в виде сумм, уплачиваемых сторонним организациям, то они подлежат возмещению клиентом и не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2, 3 ПБУ 10/99 , утв. приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н, письма Минфина России от 24.05.2012 № 03-03-06/1/270, от 30.01.2012 № 03-11-06/2/13 , от 14.06.2011 № 03-07-08/185 , от 01.12.2009 № 03-11-06/2/252 , от 30.03.2005 № 03-04-11/69).

НДС . Организации при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждения при исполнении договора (п. 1 ст. 156 НК РФ).

Несмотря на то что договор транспортной экспедиции не перечислен в указанной статье, чиновники сочли возможным применение положений статьи 156 Налогового кодекса к договору экспедиции. Свой вывод они основывают на сходстве перечисленных выше договоров (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 30.03.2005 № 03-04-11/69 , от 21.06.2004 № 03-03-11/103).

После оказания услуг, предусмотренных договором (день передачи груза грузополучателю), экспедитор на сумму вознаграждения должен исчислить НДС и в течение пяти календарных дней выставить клиенту счет-фактуру (подп. 1 п. 1 ст. 167 , п. 3 ст. 168 НК РФ).

Вместе с тем суммы, уплаченные экспедитором другим организациям для перевозки груза, не включаются в налоговую базу по НДС. Соответственно, оснований применения налогового вычета по данным суммам также не имеется.

Обратите внимание: если договором транспортной экспедиции предусмотрен авансовый порядок расчетов, то на суммы авансовых платежей, полученных в счет предстоящего оказания услуг в рамках договора, необходимо начислить НДС в части платежей, соответствующих размеру вознаграждения (письмо Минфина России от 21.06.2004 № 03-03-11/103). Аналогичная позиция представлена и в судебной практике (пост. ФАС СКО от 05.02.2013 № Ф08-8177/12, от 18.10.2010 по делу № А32-43596/2009-46/716, Пятнадцатого ААС от 21.10.2011 № 15АП-7867/11).

Бухгалтерский учет . В бухгалтерском учете организации-экспедитора при осуществлении расчетов с клиентом и сторонними организациями (перевозчиками) делаются следующие записи:


- получено вознаграждение от клиента;

Дебет 62 субсчет "НДС с авансов" Кредит 68 субсчет "НДС"
- начислен НДС с аванса;

Дебет 62 (76, субсчет "Расчеты с клиентом") Кредит 90-1

Дебет 90-3 Кредит 68, субсчет "НДС"

Дебет 90-2 Кредит 20

Дебет 62 (76, субсчет "Расчеты с клиентом") Кредит 76 субсчет "Расчеты с перевозчиком"
- сторонней транспортной компанией оказаны услуги по перевозке груза;

Дебет 51 Кредит 62 (76, субсчет "Расчеты с клиентом")
- экспедитору компенсируются расходы по перевозке;

Дебет 76 Кредит 51
- оплачены услуги организации-перевозчика.

Документы . В случае если договором транспортной экспедиции предусмотрено вознаграждение экспедитору, а также обязанность клиента возместить расходы, связанные с оплатой услуг сторонних организаций, то экспедитору необходимо составить отчет и представить его клиенту. К такому выводу пришли налоговики (письмо УФНС России по г. Москве от 05.04.2005 № 20-12/22797).

В качестве документов, которые подтверждают уплату соответствующих сумм, могут выступать:

  • отчет экспедитора - суммы вознаграждения;
  • складские документы, транспортные накладные, акты выполненных работ - суммы оплаты услуг сторонних организаций по перемещению груза.

К отчету также прилагаются оправдательные документы, которые служат первичными учетными документами для ведения бухгалтерского учета (товарно-транспортные документы, копии договоров с третьими лицами, копии платежных документов, счет-фактура экспедитора на сумму своего вознаграждения и на сумму возмещаемых расходов).

ПРИМЕР
ООО "Экспедитор" заключило договор транспортной экспедиции с ООО "Клиент" на организацию перевозки товаров на сумму 500 000 руб. Условиями договора установлено право экспедитора привлекать сторонние компании к организации перевозки груза. Вознаграждение компании по договору транспортной экспедиции составляет 29 500 руб. По договору предусмотрено перечисление вознаграждения авансом. ООО "Экспедитор" заключило от своего имени договор с ООО "Перевозчик" на железнодорожную перевозку груза. Стоимость услуг транспортной компании равна 88 500 руб. Собственные расходы экспедитора, связанные с оказанием услуг по договору, составили 12 000 руб.

В бухгалтерском учете ООО "Экспедитор" делаются записи:

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет "Авансы"
- 29 500 руб. - получено вознаграждение в виде аванса;

ДЕБЕТ62 субсчет "НДС с авансов" КРЕДИТ 68 субсчет "НДС"
- 4500 руб. (29 500 руб. : 118% х 18%) - начислен НДС с аванса;

ДЕБЕТ 002
- 500 000 руб. - груз, полученный от клиента, принят к учету;

ДЕБЕТ 62 субсчет "Расчеты с клиентом" КРЕДИТ 76 субсчет "Расчеты с перевозчиком"
- 88 500 руб. - стоимость услуг ООО "Перевозчик" списана за счет клиента;

ДЕБЕТ 62 субсчет "Расчеты с клиентом" КРЕДИТ 90-1
- 29 500 руб. - отражена выручка в виде вознаграждения;


- 4500 руб. - начислен НДС с выручки;

Кредит 002
- 500 000 руб. - списан груз, переданный грузополучателю;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69, 70
- 12 000 руб. - учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20
- 12 000 руб. - списана себестоимость транспортно-экспедиционных услуг;

ДЕБЕТ 62 субсчет "Авансы" КРЕДИТ 62 субсчет "Расчеты с клиентом"
- 29 500 руб. - сумма аванса зачтена в счет экспедиторского вознаграждения;

ДЕБЕТ 68 субсчет "НДС" КРЕДИТ 62 субсчет "НДС с авансов"
- 4500 руб. - принят к вычету НДС, исчисленный с аванса;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62 субсчет "Расчеты с клиентом"
- 88 500 руб. - получены от клиента средства для оплаты услуг перевозчика;

ДЕБЕТ 76 субсчет "Расчеты с перевозчиком" КРЕДИТ 51
- 88 500 руб. - оплачены услуги ООО "Перевозчик".

Прибыль, полученная по договору транспортной экспедиции, отражается следующим образом:

ДЕБЕТ 90-9 Кредит 99
- 13 000 руб. (29 500 - 4500 - 12 000) - отражен финансовый результат.

Договор на оказание услуг

Как отмечалось выше, экспедитор может самостоятельно выполнять обязанности перевозчика. В этом случае договор транспортной экспедиции несет в себе признаки договора возмездного оказания услуг. Такой вид договора применяется к транспортной экспедиции и в том случае, если экспедитор все-таки привлекает третьих лиц к перевозке, но не хочет, чтобы клиент знал об этом.

Налоговый учет . Если транспортно-экспедиционные услуги оказываются по схеме договора возмездного оказания услуг, то цена такого договора определяется как единая стоимость услуг экспедитора. При таком виде договора расходы экспедитора по организации перевозки груза учитываются при налогообложении прибыли в общеустановленном порядке (ст. 249 НК РФ). В случае если экспедитор привлекает к перевозке сторонних лиц, то выплаты перевозчику, не компенсируемые клиентом, могут учитываться в расходах экспедитора для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 14.06.2011 № 03-07-08/185, от 16.02.2009 № 03-03-06/1/65).

Налоговой базой по НДС является общая стоимость предоставленных услуг (ст. 154 НК РФ).

Бухгалтерский учет . В бухгалтерском учете организации при отражении упомянутой операции осуществляются следующие записи:

ДЕБЕТ 002
- груз, полученный от клиента, принят к учету;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- поступили денежные средства по договору транспортной экспедиции;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
- отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС"
- начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет;


- учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20
- списана себестоимость оказанных услуг;

КРЕДИТ 002
- списан груз, переданный грузополучателю.

Документы . В случае если экспедитор самостоятельно оказывает услуги по перевозке груза, то все произведенные расходы должны быть документально подтверждены. Таким образом, экспедитор предъявляет клиенту следующие документы:

1) товарно-транспортные документы:

  • товарно-транспортная накладная (утв. пост. Правительства РФ от 15.04.2011 № 272),
  • путевой лист (формы 4С, 4П) (утв. пост. Госкомстата России от 28.11.1997 № 78);

2) счет-фактуру на всю сумму договора;

3) акт сдачи-приемки услуг.

ПРИМЕР
ООО "Экспедитор" заключило с ООО "Заказчик" договор транспортной экспедиции по перевозке товаров стоимостью 400 000 руб. По этому договору ООО "Экспедитор" обязуется самостоятельно заниматься перевозкой, не привлекая сторонние организации. Сумма вознаграждения экспедитора по договору составляет 147 500 руб. (в т.ч. НДС - 22 500 руб.). Собственные расходы экспедитора, связанные с перевозкой, составили 43 000 руб. (зарплата водителю, ГСМ и т.п.).

В бухгалтерском учете ООО "Экспедитор" сделаны следующие записи:

ДЕБЕТ 002
- 400 000 руб. - груз, полученный от клиента, принят к учету;

ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 62
- 147 500 руб. - поступили денежные средства от ООО "Заказчик";

ДЕБЕТ62 КРЕДИТ 90-1
- 147 500 руб. - отражена выручка от реализации услуг по договору экспедиции;

ДЕБЕТ 90-3 КРЕДИТ 68 субсчет "НДС"
- 22 500 руб. (147 500 руб. х 18% : 118%) - начислен НДС с выручки;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 02, 10, 69, 70
- 43 000 руб. - учтены затраты, связанные с оказанием услуг по договору;

ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 20
- 43 000 руб. - списана себестоимость оказанных услуг;

КРЕДИТ 002
- 400 000 руб. - списан груз, переданный грузополучателю.

Прибыль, полученная по договору транспортной экспедиции, отражается следующей записью:

ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99
- 82 000 руб. (147 500 - 22 500 - 43 000) - отражен финансовый результат.

Итак, порядок ведения бухгалтерского и налогового учета у экспедитора не так сложен, но имеет ряд нюансов. Все зависит от положений договора транспортной экспедиции, а именно от того, несет ли он в себе признаки посреднической деятельности или аналогичен договору оказания услуг.

Правовая природа договора
В дискуссии о правовой природе договора транспортной экспедиции я на стороне традиционной правовой позиции, согласно которой договор транспортной экспедиции по умолчанию является не посредническим договором, а самостоятельным видом гражданско-правовых договоров. Само правовое регулирование договора транспортной экспедиции выделено отдельно в главу 41 "Транспортная экспедиция" Гражданского кодекса и специальный Федеральный закон от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ.
Высшие судьи также придерживаются позиции, что договор транспортной экспедиции не расценивается как посреднический (пост. Президиума ВАС РФ от 26.01.1999 № 5056/98). В этой связи считаю правомерными доводы, содержащиеся в постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2013 года № 18АП-13552/12 о том, что при заключении экспедитором договора с третьим лицом в рамках договора транспортной экспедиции отсутствует "представительский" характер таких отношений, поскольку данный договор фактически заключается не в строго определенных интересах клиента. Его заключение обусловлено целями доставки груза (организации перевозки груза), то есть в целях исполнения экспедитором своих обязательств, предусмотренных договором транспортной экспедиции.
Таким образом, нельзя квалифицировать договор транспортной экспедиции как посреднический, исходя из обязанностей экспедитора заключать договоры с третьим лицом. Наличие и исполнение такой обязанности экспедитором обусловлено исключительно общей целью договора экспедиции - организацией (обеспечением) перевозки груза и его доставки до обозначенного пункта, а не целями представления интересов клиента путем заключения сделок в его пользу. Более того, положения главы 41 Гражданского кодекса распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком (п. 2 ст. 801 ГК РФ).
Получается, что договоры транспортной экспедиции по своей правовой природе не являются посредническими договорами.
Однако нельзя отрицать и правоту тех, кто утверждает в конкретных случаях о посредническом или смешанном характере договора. В этом случае нужно разбираться в условиях договора и ситуации. Например, экспедитор для организации услуг или их части, связанных с перевозкой грузов, привлекает третьих лиц. При этом, как правило, очевидны признаки посреднической организации процесса. То есть, клиент компенсирует понесенные в интересах третьих лиц затраты, и суммы вознаграждения экспедитора указываются отдельно.

Лев Лялин , почетный адвокат, член Президиума Московской областной коллегии адвокатов

Транспортные услуги имеют свою специфику – компании, их осуществляющие, несколько отличаются от других. Транспортные компании производят перевозку пассажиров и грузов, у них свой документооборот и особенное налогообложение. Их относят к сфере оказания материальных услуг.

Бухгалтерский учет в транспортной компании имеет свои особенности:

Необходимо вести учет автотехники;

Необходимо учитывать приобретение и расход горюче-смазочных материалов;

Надо создавать и распечатывать путевые листы;

Для каждого транспортного средства надо проводить контроль расхода ГСМ.

Организации, занимающиеся транспортировкой, облагаются налогом на имущество, на прибыль, ЕСН, НДС и специфическим налогом – транспортным.

Особенность транспортного налога в том, что он рассчитывается для каждого транспортного средства индивидуально. Ставка налога высчитывается, исходя из количества лошадиных сил для транспорта с двигателем, для несамоходных средств рассчитывается по валовой вместимости в тоннах. Налог на воздушные и водные средства считается по количеству самих средств, то есть единица расчета – одно воздушное или водное средство передвижения.

Бухгалтерский учет в транспортной компании. Бухучет транспортных услуг.

Бухучет транспортных услуг.

Минфин России предлагает для расчета транспортных расходов использовать перечень, указанный в Методических указаниях по бухучету материально-производственных запасов. Однако, этот перечень очень приблизителен, и пользоваться им надо аккуратно.

Более практичны и удобны для расчета транспортных услуг – Методические рекомендации Роскомторга, что и подтвердило Министерство финансов в специальном письме-разъяснении. Бухгалтера, работающие на транспортных предприятиях, пользуются при бухгалтерском учете затрат именно рекомендациями Роскомторга.

Примерный состав расходов на транспорт:

  • Плата другим организациям за взвешивание грузов, подачу вагонов и т.д.
  • Оплата услуг за погрузку-выгрузку перевозимых товаров.
  • Материалы, использованные под оборудование автотехники дополнительными возможностями (стойки, стеллажи и пр.), а также для утепления автотранспорта (солома, мешки и т.д.).
  • Оплата складских помещений на станциях, морских и речных портах, аэропортах.
  • Плата за использование различных подъездных путей.

Бухгалтерский учет в транспортной компании. Бухучет транспортных услуг.

Чтобы улучшить налоговый учет, необходимо создать список расходов на транспорт именно такой, как и для бухучета. Для этого применяют учетную политику налогообложения. Списывать расходы на транспорт следует в порядке, утвержденном Налоговым кодексом.

Главный документ для бухгалтерского учета услуг транспорта – договор о поставке. По условиям этого договора расходы на транспортировку могут быть вписаны в стоимость, а могут и нет. Когда вписаны – относятся к расходам на продажу, когда не вписаны – идут дополнительной строкой в счете, и заказчик их оплачивает отдельно от товара.