Украинская нация – путь наш во мраке…или к светлому будущему.

Александр Серёгин

Украинская нация - путь наш во мраке…или к светлому будущему?

Реальные перспективы и неудобная правда

«История вынуждена повторяться, потому что, никто её не слушает».

Лоренс Питер

«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений».

Георг Кристоф Лихтенберг

«…кто не сожалеет об уходящих национальных культурах, у того нет сердца, а кто пытается их реанимировать у того нет головы».

Уинстон Черчилль.

«В человеческих взаимоотношениях интерпретация фактов, часто важнее их сути».

Предисловие

Мысли, по написанию книжки, в которой я бы смог разобраться и ответить, в первую очередь самому себе, что же такое - страна Украина, возникли давно. Меня всегда удивляло, что очевидные, как мне казалось, выводы, для огромного количества людей таковыми совсем не являются. Значение, суть общественных явлений, для них были и есть иными, часто даже противоположными. При этом у разных людей возникают такие точки зрения, такие суждения, что появляется не только непонимание, появляется вражда. В таких случаях очень хочется разобраться, а как же оно есть на самом деле? Может всё не так очевидно, как мне кажется? Кто прав и где правда, где истина, есть ли она вообще - одна для всех?

Годы, прожитые в Одессе, наложили заметный отпечаток на титульную страницу моей личности. Прежде чем высказаться по поводу украинской нации, я попытался поглубже вникнуть в этот совсем непростой вопрос, при этом я всегда помнил золотую фразу Жванецкого: «Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счет никаких сомнений».

Я рискнул заговорить.

Я не рылся на пыльных полках секретных архивов, не выискивал неизвестные фолианты, которые должны были открыть мне все тайны становления украинской нации, нет! Я пользовался информацией, как любят сейчас говорить, только из открытых источников. Из источников доступных всем, любому и каждому.

Эта книга не является историческим исследованием, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, это книга, в которой, по возможности популярно, рассказывается о необходимости внедрения в сознание наших украинских людей мысли о том, что им очень полезно, даже необходимо, иметь единую украинскую нацию. Хотя бы только, исходя из чисто меркантильных интересов, я уже не говорю о том, что чувствовать себя неотъемлемой частью Великой единой нации весьма и весьма приятно. Обращение к истории - это только метод обоснования такой необходимости и возможности достижения цели. С моей точки зрения, эта книга должна иметь практическое применение. Чем больше граждан Украины её прочтут и согласятся с тем, что объединение страны это дело не только политической элиты, но и каждого гражданина, тем легче той самой элите будет воплощать в жизнь идею консолидированной нации.

При всех исторических сложностях образования единой украинской нации, нужно заметить, что в мировой истории существует огромное количество примеров успешных решений проблем подобного рода. И там были такие перипетии, куда там нашим, это я к тому, что мы не уникальны со своим «счастьем».

Хотя, конечно, в развитии именно украинской нации, есть много присущего только ей, только украинцам. Подобные нюансы ставят под вопрос само её существование. Сам первый президент Украины Леонид Макарович Кравчук однажды в телеинтервью заявил, что её не существует. То есть не существует украинской нации . Серьёзное заявление. Как человек образованный, он имел в виду, что в ряде определений термина «нация» есть утверждение, что единый язык является необходимым условием для её существования. На основании того, что в Украине, как не крути, с единым языком проблемы, он и сделал вывод, что нет такой нации на планете Земля, как украинская.

Правда, если открыть массу других, не менее уважаемых источников, то мы прочтем, что данное условие является обязательным не всегда, а только в случае мононациональной нации, то есть этнонации , нации, состоящей в абсолютном большинстве, из одной национальности. Там же вы найдете, что в современном мире такие этнонации в чистом виде встречаются крайне редко.

Тем не менее, всё чаще слышится мнение и не только от политиков, для которых в политике главное не политика, а они сами, но и от серьёзных специалистов в области экономики, социологии, финансов, что одним из главных условий нормального экономического развития Украины - есть наличие единой консолидированной нации . При этом речь, конечно, идет о единой нации в пределах государства, то есть - политической нации.

Такая получается дилемма: с одной стороны у нас нет единой этнонации, с другой: единая нация нам необходима, хотя бы исходя из чисто мелочных корыстных соображений: «очень кушать хочется». Так что, если мы желаем употреблять в пищу, хлеб и сало с розовой прорезью и всё это, хотя бы иногда, в качестве закуски к хорошей стопке горилки, у нас нет другого выхода, как эту самую нацию откуда-то получить. Запись в олигархи временно прекратилась, так что работать придется над тем, что есть.

В начале всяких славных дел, так меня учили, надо определить, на каком свете мы находимся, почему мы такие и вообще кто мы. Чтобы понять, что происходит сегодня, всегда нужно посмотреть, что происходило вчера. Именно там зарыт золотой ключик, которым можно попытаться открыть дверцу ответов. Я не хочу проводить никаких параллелей с известной сказкой о Буратино, но если посмотреть на то, что творилось на землях нынешней Украины веков этак шесть-семь назад то…

Страной дураков это, конечно, назвать нельзя, но такой разброд и шатания по всей территории нынешней Украины наблюдался, что ужас берет. Удивляюсь я, как это наши предки выжили, да еще и нас с вами на свет божий вывели.

Для того, чтобы лучше понимать, друг друга, договоримся о некоторых условностях. Мы не будем называть украинцами людей, которые сами себя так не называли, даже если они наши прямые предки. Скифы и гунны, монголы и татары, половцы и хазары, которых Пушкин почему-то окрестил неразумными, они все хоть понемногу, но с большой долей вероятности, оставили свои гены в наших ДНК. Славяне, которые, как точно утверждают историки, появились на наших будущих землях, правда не совсем понятно откуда и когда, они наши родичи - это не оспаривается, но вряд ли они себя считали украинцами.

Кроме того, Украиной мы будем называть то место, которое так называлось аборигенами, проживающими в соответствующий период на данной территории или на крайний случай их соседями. В других случаях мы будем говорить: «Территория на данный момент входящая в государство Украина». Таким образом, мы сможем более точно определять, местности и главное людей имевших или имеющих отношение к Украине.

Важно, когда люди понимают друг друга, «говорят на одном языке». В подзаголовке книжки написано: неудобная правда. Она действительно неудобна, некоторым, а может быть и многим украинцам, потому что они привыкли думать по-другому. Потому что большинство, вообще не задумывались над тем, что изложено ниже.

Правда, она далеко не всегда абсолютна и я об этом скажу в одной из глав. Так бывает, что в одной ситуации могут быть две стороны, которые обе правы. Не надо, осознавая свою правоту, орать об этом во всеуслышание и всячески пытаться втоптать своего оппонента в асфальт, разберитесь, прислушайтесь, может быть, он тоже прав? Мне хочется, чтобы читатель, открывая для себя неудобную правду, не отбрасывал её в сторону, а внимательно еще раз прочитал эпиграфы к этой книжке. Для меня они являются ориентирами в попытках понимания таких проблем.

Условия, в которых зарождалась украинская нация

Я не зря говорил о времени, которое было шесть-семь веков назад. Более глубоко внедряться, нет смысла, раньше - это Киевская Русь, а там точно никто себя украинцами не называл.

Четырнадцатый век, очень сложный век для восточных славян. Большая часть нынешней Украины - Дикое поле, контролируемое кочевниками. Литовское княжество начинает набирать силу и присоединяет княжества Руси всё дальше к югу. У славян, раздробленность, разброд, шатания, вечные набеги со стороны Орд, меняющих своих ханов, но не теряющих свою силу. Об Украине еще никто не мечтает, но славяне, «руськие» люди стараются выживать.

Немножко лучше это получается у северо-восточных соседей, князей суздальских, владимирских, затем московских. У них княжества свои - славянские, другие более мелкие народы жестко ассимилированы. Княжества укрупняются, хотя они вассалы Орды и должны платить дань и получать ярлыки на княжение.

Александр Сергеевич Суворов

О службе на флоте. Легендарный БПК «Свирепый».

Поздно вечером 16 ноября 1971 года наш эшелон призывников со всего Крыма наконец-то тронулся со станции "Симферополь-Пассажирский" и застучал первыми стрелками на железнодорожном пути из Крыма. Ребята нашего купе сами определили мне место у окна, потому что я им сказал, что больше всего люблю смотреть на мелькающие за коном пейзажи, строения и людей. Однако я не стал злоупотреблять этим правом, а организовал наш коллективный праздничный ужин - "отходную поляну в складчину" по принципу: "У кого, что есть в печи, всё на общий стол неси!". Вскоре на столике у окна оказалось угощение для настоящего холостяцкого пира юношей-призывников, в середину которого я выставил купленную в складчину бутылку дорогой московской "Столичной" (мы очень боялись пить местный самогон или чачу, которую продавали в общественном туалете на вокзале в Симферополе - автор). В разгар нашего общего веселья в запертые двери постучали, мы сразу за притихли, но вежливый мужчина-проводник только поинтересовался - будем ли мы пить чай с сахаром. Мы ответили ему согласием и пригласили к нашему столу. Дело в том, что у нас возник неразрешимый вопрос: "Куда мы едем? Какой у нас маршрут следования?".

Мрачный и малоразговорчивый мужчина-проводник сам не знал, куда едет наш поезд, так как его статус был - "литерный эшелон призывников". Почему "литерный"? Проводник не мог нам этого объяснить, только сказал, что так называют особо важные поезда и эшелоны с военным грузом. Это слова ("литерный") нам всем очень понравилось и мы ощутили некоторую гордость оттого, что едем в опломбированном вагоне и литерном поезде.

За окном пока были знакомые места и станции, которые я неоднократно проезжал на поезде: в 22:15 мы отъехали от станции "Симферополь-Пассажирский", в 23:27 были в Джанкое, в 00:49 миновали Красноперекопск, в 03:00 - Армянск, в 04:51 мы были в Херсоне. Время в пути автор указывает приблизительно, так как мы часто пропускали скорые пассажирские и другие поезда, подолгу стояли на запасных путях, а самое главное, в нашем эшелоне постоянно "тасовали" вагоны, как карты в колоде: одни отцепляли, другие присоединяли, что-то грузили, кого-то выпускали и наоборот, добавляли. К нам постоянно все эти трое суток совались чужие лица, оглядывали нас, спрашивали свободные места и исчезали...

После Херсона наш маршрут стал незнакомым: в 05:12 17 ноября 1971 года была станция Чернобаевка, в 06:32 - Николаев-Пассажирская и тут же сам город Николаев, в котором я никогда не был. Вс поминая карту, я понял, что мы едем на запад вдоль границы Черного моря по направлению к Одессе. В Николаеве мы простояли более 30 минут, опять тасовали вагоны и за это время я написал родителям своё первое письмо.

Здравствуйте мои дорогие, мама и папа! Пишу письмо уже из вагона. Поезд уносит нас вперёд к Балтике. Да. Планы командования изменились и нас отправляют служить не на Север, а на Дважды Краснознамённый Балтийский флот.
- Сегодня первые сутки нашего путешествия. Путь наш лежит по Украине и Прибалтике прямо в город Калининград, а оттуда, в часть. А пока мы едем, часто останавливаемся, смотрим в окно, шутим, смеёмся, артельно едим и спим хорошо. У всех есть свои полки, правда, трое спят на третьих полках, но это ничего. Дали нам постели, матрацы, так что, всё нормально. (на самом деле двое из нас спали на матрацах, расстеленных на полу в купе, так им не хотелось покидать нашу компанию - автор).

Ребята здесь хорошие, все свои - севастопольцы. Командиры (в вагоне - автор) - два мичмана и капитан 3 ранга (начальник эшелона - автор). Дома проводили меня очень хорошо. Юра был у автобуса, затем мы поехали в Симферополь. Там нас построили, посчитали, рапсределили по командам и в 15:00 повели на торжесвтенный митинг. Там нас долго поздравляли, желали нам всего хорошего. Затем был концерт. Это было здорово. Девушки красавицы пели, читали стихи, а затем исполняли танцы в современных ритмах. Потом танцевали русский народный танец, а одна, самая красивая, танцевала цыганский танец. Все были в восторге, когда она бренчала монистами и украшениями на груди. Весело было. Затем была сатирическая сценка и нас вывели из парка.
- В 20:00 мы пошли на вокзал, нас провожали группы родственников и девушек, а теперь мы едем и едем. Ну, вот и всё. Не волнуйтесь и ждите писем, целую, ваш Саша.

Это первое письмо со службы я передал через открытое узкое окно-фрамугу из купе молодой женщине, которая была на перроне вокзала в Николаеве и она обещала его опустить в почтовый ящик. Я думал, что это письмо не дойдёт до моих родителей, поэтому в последующие дни писал ещё и ещё...

В 09:41 17 ноября 1971 года мы проехали станцию Колосовка, а 12:00 наш эшелон поставили на какой-то "заставе" в Одессе. Здесь нас опять перетасовали, при этом наш поезд и вагон беспощадно дёргало, двигало, ударяло, а потом нас на несколько минут подвезли на станцию "Одесса-Главная". Как я ни изворачивался, как ни крутился на верхней полке, но так ничего в окно и не увидел - мешали кроны деревьев и вокзальные постройки. Знаю только, что слева от нас за постройками была Старосенная площадь и парк, а справа - площадь Куликово поле.

Затем наш эшелон призывников проследовал мимо станций: Раздельная 1, Кучурган, Тираспол, Бендер 2, Булбоака и к вечеру (примерно в 18:00) мы прибыли на станцию "Кишинэу-Центр", это была столица Молдавской ССР, город Кишинёв, Центральный вокзал. Опять мы ничего особо не видели и не спрашивали, потому что почти никто, кроме русских, с нами не хотел или не мог разговаривать. С соседнего купе пришли ребята и с возмущением рассказали нам, как они собрали деньги и попросили какого-то мужика со станции купить и принести им молдавского вина. Мужик деньги взял, клятвенно пообещал принести хорошего вина, а сам отошёл от вагона, помахал всем ручкой и был таков... Все ребята "горели" возмущением и я даже не рискнул просить прохожих на перроне отправить очередное моё письмо родителям.

В Молдавии нас опять куда-то загнали на запасные пути, потом опять дёргали вагоны нашего поезда, а потом к ночи мы помчались, как угорелые, по рельсам и наш вагон раскачивало, как в корабль в штормовую погоду. Вторые сутки нашего путешествия в эшелоне к5рымских, а теперь уже украинских и молдавских призывников, были не такими уж праздничными и интересными, как первые. Вагоны поезда наполнились запахами, шумом, гамом, спорами и стычками. Поговаривали, что у кого-то из симферопольских ребят начали пропадать вещи, в атмосфере нашего эшелона явно начал чувствоваться "запах бузы".

Офицеры и мичманы "с ног сбились" успокаивая ребят, отважно влезали в гущу назревающих конфликтов и собирали деньги на покупку игр - шахматы, шашки, лото и домино. Мы в нашей компании коротали время за воспоминаниями и рассказами о гражданке, "изливали друг другу душу", заботились о нашем больном товарище, которому в первые стуки стало совсем худо и градусник показа высокую температуру (40°С), а потом я сам вызвался прибраться в туалете, в тамбуре и в коридоре, вымел кучу окурков, вычистил и вымыл раковину и унитаз. После меня этим делом начали заниматься другие ребята из других купе, а потом начальник поезда капитан 3 ранга потребовал, чтобы "во всех вагонах начали делать приборки по корабельному расписанию". Странно, но почти никто из призывников не возражал, потому что всем, видимо, надоело ходить в туалет, загаженный любителями гадить мимо "дучки"...

Из Кишинёва мы поехали на северо-запад и миновали следующие станции (какие помню и знаю по современному маршруту следования поезда из Кишинёва в Калининград - автор): Пожарна, Корнешть, Бумбэта, Пырлица, Унцешть, Унгень, Семень, Флорешть, Скумпия, Фалешты, Бедьцы, Дрокия, Тырново, Дондюшаны, Окница, Фрунзе (всё это была Молдавия - автор), а затем наш эшелон призывников въехал на территорию Украинской ССР.

В Западной Украине первым мы увидели Могилёв-Подольский, затем Юрковцы, Грабаровку, Вендичаны, потом долго ехали мимо маленьких станций и больших лесов до Жмеринки, потом приехали в Винницу, где опять кого-то из призывников у нас брали, а кого-то добавляли, а затем мы приехади в Казатин, где резко повернули на северо-запад. Уже не помню во сколько часов и минут и какого числа мы были в Бердичеве, затем в Житомире, где мы опять долго стояли на каких-то грязных запасных путях. После Коростеня мы выехали из Украины на территорию Белорусской ССР.

В Белоруссии, вероятно, уже 18 ноября 1971 года мы проехали Мозырь, Светлогорск, Жлобин и резко опять повернули на запад, на Бобруйск. Здесь к нашему эшелону прибавили вагоны и мы услышали характерный белорусский шелестящий акцент от наших новых любопытных гостей. После Бобруйска мы быстро доехали до белорусской столицы города Минск. Здесь опять были торжественные проводы белорусских призывников, митинг, но мы на всё происходящее на перроне железнодорожного вокзала "Минск-Пассажирский" смотрели как опытные и уставшие путешественники. Нам было странно смотреть на счастливые и возбуждённые лица молоденьких призывников и мы с некоторым чувством превосходства ждали из в нашей жаркой и душной атмосфере литерного запломбированного эшелона. Мы же не знали, что белорусское начальство выделило для своих призывников другие (чистые) вагоны...

В Минске мы пытались подружиться с новыми призывниками, обращались к людям на перроне с просьбами отправить письма, купить нам мороженое (о мороженом мечтали все, как о манне небесной - автор), пиво или лимонад и многие люди отнеслись к нам с пониманием и помогли нам. Затем начался наш "последний перегон" перед Калининградом.

19 ноября 1971 года я в перерывах между то быстрым, как молния, то медленным, как черепашьи гонки, движением нашего эшелона, я писал родителям очередное письмо...

Здравствуйте мои дорогие, мама и папа" Сегодня 19 ноября 1971 года, а мы всё едем и едем. Идут уже вторые сутки нашего путешествия. Путь наш пролегал через такие города, как Винница, Бобруйск, Минск. Вы, конечно, представляете, как нам интересно ехать и впервые видеть незнакомые земли и города. Например, ребята из Севастополя никогда не видели настоящего снега, дремучего леса и поэтому восхищаются постоянно видами природы за окном вагона.

Действительно, белорусская местность вокруг нас была сплошь укрыта белым-белым снегом, который покрывал крыши домов, ветки деревьев, поля и леса. Из Минска мы выехали, примерно, в 20:00 18 ноября 1971 года, через 1 час с небольшим были в Молодечно, ещё через 1 час - проехали Сморгонь, потом в 22:43 - Ошмяны, затем станцию Гудогай, в местечке Шумскас пересекли границу между Белорусской ССР и Литовской ССР, затем в 01:00 мы проехали литовскую станцию Кяна и в 02:10 19 ноября 1971 года прибыли на станцию "Вильнюс-Пассажирская".

Дорогие мои мама и папа! Стоим сейчас в Вильнюсе. Впереди Каунас и Калининград. Поствили нас на запасной путь. Вокруг вагоны, но город мы видели и даже успели съесть литовское мороженое. Громадное эскимо на палочке купил нам наш знакомый проводник.

Смотрел на пригороды Вильнюса. Красивая местность, аккуратные красивые домики, костёлы и леса. Вокзал в Вильнюсе старый, здания мрачные с большим количеством труб на крышах. Здесь лежит снег. Вот и всё об окрестностях.
- Вчера и сегодня мы, - это наше 3-е отделение, - уборщики по вагону. Подметаем и протираем пол мокрой тряпкой, а вчера нам принесли грамоту за второе место по чистоте и порядку в вагоне и в нашем купе. В вагоне мы уже обжились. Я сплю на нижней полке.
- Паёк на день (на отделение - автор) - 15 банок каши рисовой со свиной тушёнкой и две больших банки говяжьей тушёнки, яай чс сахаром и хлеба (сколько хочешь - автор). В Минске мы купили много банок кильки в томате, сыр и сырков к чаю. Питаемся очень хорошо. Деньги я не тратил и деньги у меня есть.

На самом деле нам эта жирная свиная и говяжья тушенка были как "кость в горле", потому что ничего иного в запасах нашего эшелона не было. Поэтому мы и купили кильку в томатном соусе и сыр, а денег у меня вообще не осталось ни копейки..., но не буду же я родителей расстраивать этой ерундой...

Поезд дёрнулся и мы снова поехали, поэтому я торопливо дописал письмо...

Ну, вот и всё. Приедем на место - напишу большое письмо. Ну, мы поехали. На этом кончаю. Передайте привет Верочке и Русланчику (старшая двоюродная сестра и её сын - автор) и всем, всем, всем. До свидания, целую, Саша.

От Вильнюса до Каунаса мы проехали очень быстро и долго здесь не задерживались. До станции Кибартай на границе Литовской ССР и Калининградской области РСФСР наш поезд ехал 3 часа 10 минут, на станцию Нестеров мы приехали утром 19 ноября 1971 года в 06:45, в Гусеве мы были в 07:10, в Черняховске - в 07:30, в Знаменске - в 08:15, в Гвардейске - в 08:35, а на Южном вокзале в Калининграде (станция "Калининград-Пассажирский" - автор) наш эшелон прибыл ровно в 09:00.

Мы думали, что это наша конечная станция, потому что наш эшелон начали беспощадно дёргать, тасовать. отцеплять вагоны, мы услышали и увидели как на перроны и полустанки выходят толпы шумливых призывников и их быстро строят и уводят куда-то, а мы всё продолжали сидеть в нашем тесном купе и млеть, как маринованные сельди в бочке. Нам уже хотелось наружу, на волю, на чистый воздух, но дело разгрузки эшелона затянулось надолго, на целый день. Только опять к вечеру нас подцепили к локомотиву и мы опять куда-то поехали...

Чтобы отвлечься от тяжких дум, я снова занялся нашим больным другом, который быстро шёл на поправку. Пришло время рассказать о нём...

Фотоиллюстрация: 1971. Фото автора "Ваня 543" на форуме "Маршруты и поезда прошлых лет", https://trainpix.org/photo/194600/. Точно такой же электровоз и вагоны были у нашего литерного эшелона с призывниками, который трое суток с 16 по 19 ноября 1971 года добирался по железным дорогам России, Украины, Молдавии, Белоруссии и Литвы в Калининград (Калининградская область, РСФСР).

Александр Серёгин

Украинская нация - путь наш во мраке…или к светлому будущему?

Реальные перспективы и неудобная правда

«История вынуждена повторяться, потому что, никто её не слушает».

Лоренс Питер

«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений».

Георг Кристоф Лихтенберг

«…кто не сожалеет об уходящих национальных культурах, у того нет сердца, а кто пытается их реанимировать у того нет головы».

Уинстон Черчилль.

«В человеческих взаимоотношениях интерпретация фактов, часто важнее их сути».

Предисловие

Мысли, по написанию книжки, в которой я бы смог разобраться и ответить, в первую очередь самому себе, что же такое - страна Украина, возникли давно. Меня всегда удивляло, что очевидные, как мне казалось, выводы, для огромного количества людей таковыми совсем не являются. Значение, суть общественных явлений, для них были и есть иными, часто даже противоположными. При этом у разных людей возникают такие точки зрения, такие суждения, что появляется не только непонимание, появляется вражда. В таких случаях очень хочется разобраться, а как же оно есть на самом деле? Может всё не так очевидно, как мне кажется? Кто прав и где правда, где истина, есть ли она вообще - одна для всех?

Годы, прожитые в Одессе, наложили заметный отпечаток на титульную страницу моей личности. Прежде чем высказаться по поводу украинской нации, я попытался поглубже вникнуть в этот совсем непростой вопрос, при этом я всегда помнил золотую фразу Жванецкого: «Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счет никаких сомнений».

Я рискнул заговорить.

Я не рылся на пыльных полках секретных архивов, не выискивал неизвестные фолианты, которые должны были открыть мне все тайны становления украинской нации, нет! Я пользовался информацией, как любят сейчас говорить, только из открытых источников. Из источников доступных всем, любому и каждому.

Эта книга не является историческим исследованием, как может показаться на первый взгляд. На самом деле, это книга, в которой, по возможности популярно, рассказывается о необходимости внедрения в сознание наших украинских людей мысли о том, что им очень полезно, даже необходимо, иметь единую украинскую нацию. Хотя бы только, исходя из чисто меркантильных интересов, я уже не говорю о том, что чувствовать себя неотъемлемой частью Великой единой нации весьма и весьма приятно. Обращение к истории - это только метод обоснования такой необходимости и возможности достижения цели. С моей точки зрения, эта книга должна иметь практическое применение. Чем больше граждан Украины её прочтут и согласятся с тем, что объединение страны это дело не только политической элиты, но и каждого гражданина, тем легче той самой элите будет воплощать в жизнь идею консолидированной нации.

При всех исторических сложностях образования единой украинской нации, нужно заметить, что в мировой истории существует огромное количество примеров успешных решений проблем подобного рода. И там были такие перипетии, куда там нашим, это я к тому, что мы не уникальны со своим «счастьем».

Хотя, конечно, в развитии именно украинской нации, есть много присущего только ей, только украинцам. Подобные нюансы ставят под вопрос само её существование. Сам первый президент Украины Леонид Макарович Кравчук однажды в телеинтервью заявил, что её не существует. То есть не существует украинской нации. Серьёзное заявление. Как человек образованный, он имел в виду, что в ряде определений термина «нация» есть утверждение, что единый язык является необходимым условием для её существования. На основании того, что в Украине, как не крути, с единым языком проблемы, он и сделал вывод, что нет такой нации на планете Земля, как украинская.

Правда, если открыть массу других, не менее уважаемых источников, то мы прочтем, что данное условие является обязательным не всегда, а только в случае мононациональной нации, то есть этнонации, нации, состоящей в абсолютном большинстве, из одной национальности. Там же вы найдете, что в современном мире такие этнонации в чистом виде встречаются крайне редко.

Тем не менее, всё чаще слышится мнение и не только от политиков, для которых в политике главное не политика, а они сами, но и от серьёзных специалистов в области экономики, социологии, финансов, что одним из главных условий нормального экономического развития Украины - есть наличие единой консолидированной нации. При этом речь, конечно, идет о единой нации в пределах государства, то есть - политической нации.

Такая получается дилемма: с одной стороны у нас нет единой этнонации, с другой: единая нация нам необходима, хотя бы исходя из чисто мелочных корыстных соображений: «очень кушать хочется». Так что, если мы желаем употреблять в пищу, хлеб и сало с розовой прорезью и всё это, хотя бы иногда, в качестве закуски к хорошей стопке горилки, у нас нет другого выхода, как эту самую нацию откуда-то получить. Запись в олигархи временно прекратилась, так что работать придется над тем, что есть.

В начале всяких славных дел, так меня учили, надо определить, на каком свете мы находимся, почему мы такие и вообще кто мы. Чтобы понять, что происходит сегодня, всегда нужно посмотреть, что происходило вчера. Именно там зарыт золотой ключик, которым можно попытаться открыть дверцу ответов. Я не хочу проводить никаких параллелей с известной сказкой о Буратино, но если посмотреть на то, что творилось на землях нынешней Украины веков этак шесть-семь назад то…

Страной дураков это, конечно, назвать нельзя, но такой разброд и шатания по всей территории нынешней Украины наблюдался, что ужас берет. Удивляюсь я, как это наши предки выжили, да еще и нас с вами на свет божий вывели.

Для того, чтобы лучше понимать, друг друга, договоримся о некоторых условностях. Мы не будем называть украинцами людей, которые сами себя так не называли, даже если они наши прямые предки. Скифы и гунны, монголы и татары, половцы и хазары, которых Пушкин почему-то окрестил неразумными, они все хоть понемногу, но с большой долей вероятности, оставили свои гены в наших ДНК. Славяне, которые, как точно утверждают историки, появились на наших будущих землях, правда не совсем понятно откуда и когда, они наши родичи - это не оспаривается, но вряд ли они себя считали украинцами.

Кроме того, Украиной мы будем называть то место, которое так называлось аборигенами, проживающими в соответствующий период на данной территории или на крайний случай их соседями. В других случаях мы будем говорить: «Территория на данный момент входящая в государство Украина». Таким образом, мы сможем более точно определять, местности и главное людей имевших или имеющих отношение к Украине.

Важно, когда люди понимают друг друга, «говорят на одном языке». В подзаголовке книжки написано: неудобная правда. Она действительно неудобна, некоторым, а может быть и многим украинцам,

В общем и целом, озабоченность государства проблемами пьянства понятна: неумеренное потребление спиртных напитков ухудшает генофонд и физическое здоровье нации. Кроме того, ведет к другим социально опасным угрозам, которых немало. Вот лишь наиболее значимые из них: уменьшается продолжительность жизни, увеличивается количество разводов, снижается рождаемость, и, соответственно, увеличивается смертность…

Однако и поклонники Зелёного Змия не лыком шиты и потому могут сослаться на оправдания, придуманные еще в прошлом веке. Например, - такое:

«Посмотрел Бог на созданную им женщину… и придумал алкоголь».

Так, не так, но на бытовом уровне это оправдывает пристрастие россиян к хмельному и их упорное нежелание считаться с государственными, обычно весьма своекорыстными, шкурными интересами. Причем даже в тех случаях, если те проблемы действительно серьезны и актуальны.

Для сравнения. Если уж благая идея образца 1905/1914 годов обернулась для страны сначала позорным военным поражением, а затем и невиданной политической катастрофой, то чего ж нам ждать век спустя? Как показывает выстраданный опыт российского народа - ничего хорошего...

Почему? Да хотя бы потому, что «лечение» может дать непредвиденные осложнения и оказаться еще более опасным и непредсказуемым, чем сам социальный недуг.

И вот тому неоспоримый пример: пресловутая борьба с пьянством, затеянная скорбным умом Горбачёвым, чрезвычайно обострила такую проблему, как наркомания. Не надо быть членом-корреспондентом Медицинской академии наук, чтобы уразуметь простую вещь: наркомания гораздо опаснее алкоголизма. Почему? Да хотя бы потому, что за месяц или два алкоголиком не станешь, а вот наркоманом - запросто.

Есть здесь и другая подоплёка. Сто лет назад не было такой взаимной ненависти между сословиями, как сейчас, и это при том, что социальным равенством Российская империя не отличалась. Конечно, сытый голодного и тогда не разумел, однако и до непримиримой вражды между сословиями дело не доходило.

Несомненно, в этом была заслуга всех признанных, традиционных вероисповеданий, не говоря уж о православии, являвшейся в Российской империи государственной религией. Именно вера сплачивала людей и сглаживала социальное неравенство. Богатые и бедные были всегда, но никогда еще в нашей новейшей истории состоятельные граждане не относились к бедным соотечественникам с таким нескрываемым презрением, как сегодня.

Век назад было немало вещей, которые за деньги не продавались. Их можно было только заслужить...

Видимо, следует пояснить, что даже Высочайше пожалованные ордена за воинскую доблесть или за усердие на каком-то другом государственном поприще в царствования многих монархов получить по протекции было весьма сложно. Однако по давно сложившейся традиции, дети, родившиеся в императорской семье, сразу же награждались высшими орденами России.

Следует также пояснить, что, как правило, лица, удостоенные высоких наград, не получали пожалованных им наград из рук государей или их официальных представителей. (Кавалеры за свой счёт заказывали у ювелиров пожалованные им ордена. На престиже наград это не сказывалось. - Прим. авт.)

Хотя, конечно, случалось всякое. К примеру, Талейран, министр иностранных дел Франции был кавалером Ордена св. Андрея Первозванного, то есть высшей награды Российской империи.

Следует также пояснить и еще одну особенность, связанную с наградами Российской империи. А именно: они изготавливались из драгоценных металлов. К примеру, Знаки отличия военного ордена святого Георгия, более известные как Георгиевские кресты, и которыми за боевые заслуги награждались только нижние чины, чеканились (с 1807, 1856) - в зависимости от их степени, из золота и серебра. (Из Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия.)

Для сравнения. В последние годы правления Николая II(с 1916) Георгиевские кресты стали штамповать из так называемого желтого металла - надо понимать, из латуни. Другого способа плюнуть в душу георгиевским кавалерам придумать трудно.

…Сегодня же всё диктует рынок: всё покупается и всё продается. И даже то, что за деньги купить нельзя, можно купить за очень большие деньги. И покупают: мандаты депутатов, должности судей, градоначальников… Где ж теперь простым людям искать утешения? Либо - в церкви, либо - в кабаке…

«Где-то кони пляшут в такт,

Нехотя и плавно.

Вдоль дороги всё не так,

А в конце - подавно.

И ни церковь, ни кабак -

Ничего не свято!

Нет, ребята, всё не так!

Всё не так, ребята…»

Владимир Высоцкий, «Моя цыганская».

С другой же стороны, миллионы выживших почитателей «аква виты» на собственном опыте убедились в том, что сжить Зелёного Змия со свету столь же нереально, как, к примеру, заставить реки течь вспять. И сколько бы «Минздрав» не пугал их своими страшилками: мол, неумеренное потребление алкоголя опасно для здоровья, это уже ничего изменить не могло.

При этом народ российский находил столь неожиданные ракурсы извечной проблемы, что даже члены-корреспонденты Академии медицинских наук, и те только чертыхались и растерянно чесали свои плеши:

«Кто не курит и не пьет, тот здоровеньким умрет!»

«Кончай бухать, вставай на лыжи, и вместо рака будет грыжа!»

Кандидаты наук и неостепенённые врачи, еще сохраняющие свои поредевшие шевелюры, предпочитали вообще не ввязываться в заведомо безнадежную дискуссию. Поговорить под водочку или коньячок о чем-либо интересном - это пожалуйста, а витийствовать о пользе трезвости - увольте: пусть на эту тему Минздрав с Госдумой изгаляются. У них это получается с таким неподражаемым идиотизмом, что скоро им перестанут верить даже дошколята.

Но как бы там ни было, а почти всё население России всё ж таки сподобилось дожить до XXI века, не смотря на мрачные демографические прогнозы. Если не сказать, - что вопреки им.

С тех пор так и живем: власти гнут свою линию и почём зря пугают российский народ, ну а народ исповедует свою правду:

«Пили, пьём, еще и курить будем…»

Нельзя обойти вниманием и нравственный аспект проблемы неумеренного потребления алкоголя. То есть, дело здесь не в вине как таковом, а, скорее уж, в знаменитом питейном девизе, который старославянской вязью украшал мерные штофы для водки: «Душа меру знает!» Ну, а раз так, то и решить социальную проблему пьянства без учета потребностей души человеческой нельзя.

Ведь почему люди пьют? И всегда ли - от радости? Вовсе нет, пьют и по другим причинам: например, с горя, с досады, с тоски, от скуки… Поводов много, но всё же большинство из них носят эпизодический, временный характер. Однако есть и такие причины, которые постоянны на протяжении многих лет и даже десятилетий.

Вот одна из них: это невостребованность по жизни. Нет, наверное, в России совершенно никчемных людей, так же, как нет и людей бесталанных. Каждый человек умеет что-то делать хорошо, но только очень немногие могут свои способности реализовать на практике. (Сравните: «Лучшая работа - это хорошо оплачиваемое хобби». - Прим. авт.)

Почему так происходит? Прежде всего потому, что всё в нашей стране давно «схвачено» и поделено между собой кланами, корпорациями, организациями, союзами... И не суть важно, кто или что в основе тех монопольных объединений: утратившие человеческий облик олигархи или бизнесмены, алчные банкиры или ростовщики, проворовавшиеся министры или продажные судьи, коррумпированные чиновники или зажравшиеся депутаты… Смысл их существования в том, чтобы никого из чужих к своих «кормушкам» не подпускать.

Или как говорят в их среде: «Это наша корова, и мы её будем доить». Вот и усердствуют, собираясь доить её если не вечно, то, по крайней мере, лет сто. Ой, ли? Как показывает история Московии и Российской империи, если не считать Золотоордынского ига, то такое никому не удавалось. И потому олигархи, уверенные в своем безоблачном и безнаказанном процветании, рискуют своим нечаянным благополучием…

Любопытно, но среди тех «дояров», попавших даже в рейтинги долларовых миллиардеров журнала «Форбс», немало встречается и откровенно недалёких людей, которые, не смотря на все их престижные звания и научные степени, выглядят нуворишами по недоразумению. Дьявол ведает, по чьей протекции они в нужный момент оказались в нужном месте - то есть с передними ногами в бесхозных «корытах» государственной и общественной собственности, однако многие из них не видят разницы между умом и хитростью.

Косвенным образом это указывает на то, что своей шальной собственности они не сохранят, и все их свершения пойдут прахом. Ибо народная мудрость права: то, что на халяву пришло, также легко и уйдет. С той лишь, может быть, разницей, что ту не благоприобретенную собственность, деньги и всё остальное прочее промотают наследники нынешних олигархов.

Правление Ельцина парадоксально, и даже чересчур.

С одной стороны, бывший партаппаратчик сокрушил Советскую власть, которая его вскормила и заботливо продвигала по служебной лестнице… С другой, - он похерил даже такие ее важнейшие социальные завоевания, как право на труд, образование, медицинское обслуживание… С третей же стороны, он со своими подельниками Россию и ограбил. Причем сделал это с редкостным цинизмом и столь же редкостной, патологической алчностью.

И, бог бы с ними, с грабежами или захватами предприятий, месторождений, банков и всего остального, что плохо лежало или текло по трубам - революции без этого не обходятся… Это была вторая половина национальной катастрофы. Первая же заключалась в том, что уже в начале своего беспробудного президентства Ельцин выступил инициатором раздела СССР на пятнадцать суверенных республик.

Урон, нанесённый Российской Федерации в экономической, военной и в социальной сферах был колоссален. Порушенная и разграбленная экономика была в тяжелейшем кризисе, а население, до нитки обираемое государством и всевозможными аферистами, - в шоке. (Так называемая шоковая терапия, всевозможные финансовые и прочие пирамиды - родом из лихих девяностых годов. - Прим. авт.)

Но и это еще далеко не всё. Десятки миллионов (!) русских неожиданно для самих себя оказались за границей и были брошены там на произвол судьбы. Военно-промышленный комплекс Российской Федерации, на радость нашим заклятым врагам, простаивал и больше не снабжал армию и флот ни новыми типами вооружений, ни теми, которые были запущены в серию до 1991 г. В приказном порядке было «заморожено» строительство стоящих на стапелях подводных лодок и боевых кораблей…

Хуже того, даже еще вполне боеспособные корабли, подводные лодки и многое другое за бесценок пошли в металлолом. В результате доселе невиданного предательства национальных интересов и в угоду нашим заклятым врагам, боеспособность армии и флота ослабла как никогда.

Проще говоря, не нужно быть юристом, чтобы усмотреть в деяниях Ельцина со товарищи целый «букет» уголовных преступлений, циничных гражданских правонарушений, направленных исключительно на их собственное обогащение. Хуже того, многих членов Правительства можно обвинить не только в воровстве, грабеже или мошенничестве, но и в измене Родине.

Что же касается того, где место Бориса Ельцина в нашей непростой истории, то с этим предстоит долго разбираться. Но, скорее всего, - в одном ряду с такими одиозными личностями, как самозванец Лжедмитрий I, самозванец Лжедмитрий II и генерал Власов, воевавший на стороне Вермахта.

Место всех тех изменников в истории определено:

Тело Лжедмитрия I было сожжено, его прахом зарядили пушку и выстрелили (1606) в ту сторону, откуда он пришел - то бишь в сторону Польши.

Лжедмитрий II, непросыхающий от пьянок самозванец, был убит на охоте (1610) и остался в нашей истории как Тушинский вор.

За измену Родине генерала Власова повесили (1946), тело его было сожжено, а прах вытряхнули на помойку у Донского монастыря.

И потому, будет ли тело Бориса Ельцина перезахоронено на кладбище села Бутка, где он когда-то родился (ныне снова Екатеринбургская область. - Прим. авт.) - вопрос открытый.

Но вовсе нельзя исключить и более радикальных вариантов. Нет ведь никаких гарантий в том, что президентским прахом не будет заряжена пушка, которая выстрелит в сторону США, которым он так ревностно служил, не забывая и о шкурных интересах: своих собственных и своих подельников.

Заканчивая исторические отступления и возвращаясь к главной теме, остается добавить, что сегодня больше всего пьют самые бедные и самые богатые слои населения. Очередной парадокс, связанный с Зелёным Змием. Вот уж аспид, так аспид: пять веков с его происками не могут разобраться ни государство, ни Церковь, ни общество, ни тем более отдельные, не в меру образованные умники из Академии наук.

И можно не сомневаться - не разберутся… Бессмертный он, чёрт бы его побрал, однако для русских людей - нужный и необходимый…