Калибры, которые мы выбираем. Классификация корабельной артиллерии Классификация корабельной артиллерии

Корабе́льная артилле́рия - совокупность артиллерийского оружия, установленного на боевых кораблях и предназначенного для применения по береговым (наземным), морским (надводным) и воздушным целям. Корабельную артиллерию можно классифицировать по ряду признаков.

Классификация корабельной артиллерии

Классификация по назначению

Универсальная корабельная артиллерийская установка А190

Чаще всего в литературе встречается именно классификация корабельной артиллерии по назначению. Ведь даже при одинаковом калибре на разных кораблях орудия могут выполнять совсем другую роль. Например, на советских эсминцах в качестве орудий главного калибра использовались 130-мм орудия.

В это же время на линкорах такие пушки не могут быть ГК и чаще всего выполняют роль противоминного (ПМК), вспомогательного калибра или даже зенитной артиллерии. Из-за этого все орудия разделены на:

  • Главный калибр - основная огневая мощь большинства кораблей, применяется для ведения огня по надводным и сухопутным целям. С появлением ракетного вооружения артиллерия главного калибра потеряла свою актуальность.
  • Универсальная артиллерия - имеет наиболее широкий спектр применения, применяется по морским, береговым и воздушным целям. С распространением ракетного вооружения именно универсальная стала основной корабельной артиллерией. В связи с такими изменениями в вооружении кораблей, основными целями универсальной артиллерии являются воздушные, а а второстепенными - морские и береговые объекты.
  • Зенитная артиллерия - корабельная артиллерия, применяемая исключительно по воздушным целям. Раньше, в зависимости от калибра, она была разделена на 3 группы: крупнокалиберную (100 мм и более), среднекалиберную (57 - 88 мм) и малокалиберную (менее 57 мм). Но в современных условиях орудия калибром более 152 мм не выпускают, среднекалиберные орудия ПВО применяются в качестве универсальной артиллерии. Таким образом, зенитная артиллерия на современных кораблях состоит из 20-30 мм скорострельных автоматов. В некоторых государствах применяются орудия калибром до 40 мм.
  • Реактивная артиллерия - установки неуправляемого ракетного оружия.

105-мм зенитное орудие SKC/33

Классификация по калибру

Классификация артиллерии по калибру также менялось в зависимости от времени. Стоит отметить, что до 1922 года корабельные орудия калибром от 193 до 238 мм относились к промежуточному калибру.

Классификация корабельной артиллерии в период с 1860 по 1946 год:

  • Крупный калибр - 240 мм и более.
  • Средний калибр - от 100 до 190 мм
  • Малый калибр - менее 100 мм.

Классификация корабельной артиллерии после 1946 года:

  • Крупный калибр - 180 мм и более.
  • Средний калибр - от 100 до 179 мм
  • Малый калибр - менее 100 мм.

Классификация по типу размещения

Корабельная артиллерия имеет множество вариантов размещения. В основном они зависят от поставленных целей и сферы применения артиллерии. По виду артиллерийские установки делятся на:

  • Установки башенного типа - орудия размещаются в бронированных башнях, что обеспечивает защиту личного состава орудий и механизмов от неприятельских снарядов, химического оружия и авиабомб. Каждая башня состоит из боевого отделения (защищенная верхняя часть башни) и подбашенного отделение (скрытой части башенной установки, которая включает лифты и артиллерийских погребов). Башенные установки делятся на одноорудийные и многоорудийные (двух-, трех-, четырехорудийные). Каждая из концепций имеет свои преимущества и недостатки.
  • Установки палубного типа - в отличии от установок башенного типа, они не имеют подбашенного отделения, а орудие и обслуживающие системы раздельные. В отличии от башенных, у таких установок полностью изолированные погреба и пути подачи боеприпасов.
  • Установки палубно-башенного типа - имеют часть броневой защиты, что обеспечивает лучшую защищенность по сравнению с палубными установками.Также орудие, механизмы наведения и заряжания являются одним целым, а все остальные системы размещаются отдельно. Подбашенное отделение состоит из подъемного механизма (элеватора). Броневая защита таких установок чаще всего представляет собой незамкнутую противопульную и противоосколочную броню, которая является вращающейся частью установки.

Классификация по способу стрельбы

  • Автоматические установки - в таких артиллерийских установках заряжание, наведение, выстрел и перезарядка производятся автоматически без участия человека.
  • Полуавтоматические установки - некоторые операции в процессе стрельбы выполняются людьми, а остальные - автоматизированы. Чаще всего артиллерийских расчет выполняет заряжание орудий, прицеливание и перезарядку.
  • Неавтоматические установки - все действия выполняются непосредственно артиллерийским расчетом вручную или с применением определенных механизмов (чаще всего механизмы подачи и заряжания) приводимых в действие человеком.

Классификация по способу заряжания

  • С унитарным заряжанием - унитарный патрон представляет собой объединенные в целое снаряд, метательный заряд и средство воспламенения. Заряжание производится в один прием, что позволяет добиться большей скорострельности по сравнению с раздельно-гильзовым или картузным заряжанием.

Выстрел картузного заряжания

  • С раздельно-гильзовым заряжанием - при таком способе заряжания снаряд состоит из нескольких необъединенных частей - снаряда, метательного заряда и средства воспламенения. Благодаря возможности менять вес боевого заряда можно корректировать его под определенные задачи и условия. Такой способ заряжания не обеспечивает герметичность боевого заряда, что может плохо сказываться на его качествах и понижает скоростельность орудий по сравнению с унитарным заряжанием. Также к раздельно-гильзовому заряжанию относится картузное. В отличии от раздельно-гильзового заряжания при таком способе не применяются гильзы, что делает их производство проще и дешевле. Но заряжание производится в три приема, что значительно уменьшает скорострельность по сравнению с унитарным и раздельно-гильзовым заряжанием. Также наличие отдельного средства воспламе­нения и отсутствие гильзы значительно усложняет конструкцию затвора и приемы заряжания. По этой причине выстрелы такого типа применяются исключительно в орудиях крупных калибров.

Калибр артиллерии, как термин появился в Европе в 1546 г., когда Гартман из Нюрнберга призматическую четырёхгранную линейку. Это устройство, получивло название шкала Гартмана. На одну грань были нанесены единицы измерения (дюймы), на три другие - фактические размеры (в зависимости от веса в фунтах) железных, свинцовых и каменных ядер, соответственно.

Примеры (приблизительно):

  • 1 грань - отметка свинцового ядра массой 1 фунт - соотносится с 1,5 дюймами;
  • 2 грань - железного ядра массой 1 фунт - с 2,5;
  • 3 грань - каменного ядра массой 1 фунт - с 3.

Зная размер или вес снаряда, можно было изготовлять боеприпасы комплектовать заряд заранее. Данная система просуществовала в мире около трёх веков. В России единых стандартов не существовало до реформ Петра I. Армейские пищали и пушки имели отдельные характеристики по весу снаряда, в русских национальных единицах. Существовали орудия от 1/8 гривенки до пуда. В начале XVIII века по поручению Петра I была разработана отечественная система калибров под руководством генерал-фельдцейхмейстера графа Брюса. За основу была взята шкала Гартмана. Данная система разделяла орудия по артиллерийскому весу снаряда (чугунного ядра). Единицей измерения стал артиллерийский фунт - чугунное ядро диаметром в 2 дюйма и весом 115 золотников (примерно 490 граммов). Какими видами снарядов стреляет орудие - бомбами, картечью либо чем-то еще, значения не имело. Учитывался только теоретический артиллерийский вес, которым могло выстрелить орудие при своем размере. Были разработаны таблицы, соотносящие артиллерийский вес (калибр)с диаметром канала ствола. Артиллеристам входило в обязанность оперировать калибрами и диаметрами. В «Морском Уставе» (С.-Петербург, 1720), в главе седьмой «Об офицере артилерии, или констапеле», в пункте 2 записано: «Должено перемерять ядры, сходны ли их диаметры с калибрами пушек и расположить их на корабле по своим местам». Эта система была введена царским указом в 1707 г. и продержалась более чем полтора столетия.

  • 3-фунтовая пушка, пушка калибром 3 фунта - официальные названия;
  • артиллерийский вес 3 фунта - основная характеристика орудия;
  • размер 2,8 дюйма - диаметр канала ствола, вспомогательная характеристика орудия.

На практике это была маленькая пушка, стрелявшая ядрами весом около 1,5 кг и имевшая калибр (в нашем понимании) около 70 мм. Д. Е. Козловский в своей книге даёт перевод русского артиллерийского веса в метрические калибры:

  • 3 фунта - 76 мм,
  • 4 фунта - 88 мм,
  • 6 фунтов - 96 мм,
  • 12 фунтов - 120 мм,
  • 18 фунтов - 137 мм,
  • 24 фунта - 152 мм,
  • 60 фунтов - 195 мм.

Особое место в этой системе занимали разрывные снаряды (бомба). Их вес измерялся в пудах (1 пуд - 40 торговым фунтам - равен примерно 16,3 кг). Связано это с тем, что бомбы были полыми, со взрывчаткой внутри, то есть, изготовлены из материалов разной плотности. При их производстве было значительно удобней оперировать общепринятыми весовыми единицами.

Д. Козловский приводит следующие соотношения:

  • 1/4 пуда - 120 мм,
  • 1/2 - 152,
  • 1 пуд - 196,
  • 2 - 245,v
  • 3 - 273,
  • 5 - 333.

Для бомб предназначалось специальное орудие - бомбарда, или мортира. Её тактико-технические характеристики, боевые задачи и система калибрования позволяют говорить об особом виде артиллерии. На практике небольшие бомбарды часто стреляли обычными ядрами, и тогда одно и то же орудие имело разные калибры - общий в 12 фунтов и специальный в 10 фунтов.

Введение калибров, помимо прочего, стало хорошим материальным стимулом для солдат и офицеров. Так, в «Морском Уставе», напечатанном в Санкт-Петербурге в 1720 году, в главе «О награждении» приводятся суммы наградных выплат за взятые у неприятеля пушки:

  • 30-фунтовая - 300 рублей,
  • 24 - 250,
  • 18 - 210,
  • 12 - 170,
  • 8 - 130,
  • 6 - 90,
  • 4 и 3 - 50,
  • 2 и ниже - 15.

Во второй половине XIX века с введением нарезной артиллерии шкала подверглась корректировке в связи с изменениями характеристик снаряда, но принцип остался тем же.

Начать эту статью мы решили не совсем традиционно. Просто потому, что посчитали уместным рассказать об одном из малоизвестных эпизодов войны на Карельском перешейке. В силу, наверное, отсутствия более или менее переломных битв в этом районе, мы вообще мало говорим о Карельском фронте. Итак, рассказ о работе капитана Ивана Ведеменко, в будущем — Героя Советского Союза.

Капитан Ведеменко командовал батареей «Карельских скульпторов». Именно такое название ещё в период советско-финской войны получили 203-мм гаубицы особой мощности Б-4. Получили заслуженно. Эти гаубицы прекрасно «разбирали на запчасти» финские ДОТы. То, что оставалось после обстрела ДОТов тяжелыми снарядами выглядело действительно причудливо. Куски бетона с торчащей во все стороны арматурой. Так что, солдатское имя гаубицы вполне заслуженное и почетное.





Но речь пойдет о другом времени. Об июне 1944 года. Именно в это время наша армия начала наступление на Карельском перешейке. В ходе наступления штурмовая группа вышла на неприступный финский ДОТ «Миллионер». Неприступный в буквальном смысле этого слова. Толщина стен ДОТа была такая, что уничтожить его даже авиационными тяжелыми бомбами было не реально — 2 метра железобетона!

Стены ДОТа уходили в землю на 3 этажа. Верх ДОТа, кроме железобетона, защищал бронированный купол. Фланги прикрывали ДОТы поменьше. Строился ДОТ как главный узел обороны района.

На помощь штурмовой группе Николая Богаева (командир группы) пришла батарея капитана Ведеменко. Две гаубицы Б-4 расположили в 12 км от ДОТа на закрытых позициях.

Командиры расположили свой НП на небольшом расстоянии от ДОТа. Практически на минном поле (ДОТ был обнесен несколькими рядами минных полей и проволочных заграждений). Наступило утро. Комбат Ведеменко начал пристрелку.

Первым снарядом сорвало обваловку ДОТа, обнажив бетонную стену. Второй снаряд отрикошетил от стены. Третий попал в угол ДОТа. Этого оказалось достаточно для того, чтобы комбат сделал необходимые поправки и начал обстрел сооружения. Кстати, стоит отметить одно обстоятельство.

Близость НП не только дала возможность корректировки каждого выстрела командиру батареи, но и обеспечила «незабываемые впечатления» для всех, кто был на НП. Снаряды весом в 100 кг, с соответствующим ревом, летели к ДОТу на небольшой высоте над нашими командирами и солдатами.

Скажем так, участники событий могли понять на своем опыте, что такое есть «непосредственная поддержка тяжелой артиллерии».

Пробить стену удалось только примерно на 30-м снаряде. В бинокль стали видны прутья арматуры. Всего же было использовано 140 снарядов, из которых 136 попали в цель. «Карельские скульпторы» создали свое очередное произведение, а «Миллионер» фактически превратился в памятник архитектуры.

А теперь переходим непосредственно к «архитекторам» и «скульпторам», гаубицам особой мощности В-4.

Рассказ об этих уникальных орудиях следует начать издалека. В ноябре 1920 года при Артиллерийском комитете, которым руководил бывший генерал-лейтенант царской армии Роберт Августович Дурляхер, он же Ростислав Августович Дурляхов, было создано Артиллерийское конструкторское бюро под руководством Франца Францевича Линдера. Об этом человеке мы уже рассказывали в одной из предыдущих статей.

В соответствии с решением Реввоенсовета СССР о перевооружении артиллерии большой и особой мощности на новую отечественную материальную часть, КБ Линдера 11 декабря 1926 года получило задание в 46-месячный срок разработать проект 203-мм гаубицы большой досягаемости. Естественно, проект возглавил руководитель КБ.

Однако, 14 сентября 1927 года Ф. Ф. Линдер скончался. Проект передали на завод «Большевик» (ранее Обуховский завод). Руководить проектом было поручено А. Г. Гаврилову.

Проектирование гаубицы было закончено 16 января 1928 года. Причем, конструкторы представили сразу два проекта. Тела орудий и баллистика в обоих вариантах были одинаковы. Отличие заключалось в наличии дульного тормоза. При обсуждении вариантов, предпочтение было отдано гаубице без дульного тормоза.

Причиной такого выбора, как и при выборе других орудий большой мощности, стал демаскирующий фактор. Дульный тормоз создавал столб пыли, видимый за километры. Противник мог легко обнаружить батарею с помощью авиации и даже визуальным наблюдением.

Первый опытный образец гаубицы Б-4 был изготовлен в начале 1931 года. Именно это орудие использовалось на НИАПе в июле-августе 1931 года при проведении стрельб с целью подбора зарядов к Б-4.

После длительных полигонных и войсковых испытаний в 1933 году гаубица была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «203-мм гаубица образца 1931 года». Гаубица предназначалась для разрушения особо прочных бетонных, железобетонных и броневых сооружений, для борьбы с крупнокалиберной или укрытой прочными сооружениями артиллерией противника и для подавления дальних целей.

Особенностью гаубицы является лафет с гусеничным ходом. Удачная конструкция этого лафета, обеспечивавшего гаубице достаточно высокую проходимость и допускавшего ведение стрельбы с грунта без использования специальных платформ, стала унифицированной для целого семейства орудий большой мощности. Использование этого унифицированного лафета позволило также ускорить разработку и внедрение в производство новых орудий большой мощности.

Верхний станок лафета гаубицы Б-4 представлял собой клепаную стальную конструкцию. Штыревым гнездом верхний станок надевался на боевой штырь нижнего станка и поворачивался на нем при действии поворотным механизмом. Обеспечивавшийся при этом сектор обстрела был невелик и составлял всего ±4°.

Для наведения орудия в горизонтальной плоскости на больший угол необходимо было повернуть в соответствующую сторону все орудие. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. прикрепленный к люльке. С его помощью орудие можно было наводить в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +60°. Для быстрого приведения ствола к углу заряжания орудие имело специальный механизм.

Система противооткатных устройств включала гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. Все противооткатные устройства при накате оставались неподвижными. Устойчивость орудия при стрельбе обеспечивалась также сошником, закрепленным на хоботовой части нижнего станка. В лобовой части нижнего станка были закреплены литые башмаки, в которые вставлялась боевая ось. На конус боевой оси надевались гусеницы.

Гаубицы Б-4 имели стволы двух типов: скрепленные без лейнера и с лейнером, а также стволы-моноблоки с лейнером. Замена лейнера могла производиться в полевых условиях. Вне зависимости от типа ствола длина его составляла 25 калибров, длина нарезной части - 19,6 калибров. В канале ствола были выполнены 64 нареза постоянной крутизны. Затвор был поршневым, использовались как двухтактные, так и трехтактные затворы. Масса ствола с затвором составляла 5200 кг.

Гаубица могла стрелять различными фугасными и бетонобойными снарядами, включая снаряды, поставлявшиеся из Великобритании в Россию в годы Первой мировой войны. Предусматривалось использование полного и 11 переменных зарядов. При этом масса полного заряда составляла 15,0-15,5 кг пороха, а 11-го - 3,24 кг.

При стрельбе полным зарядом снаряды Ф-625Д, Г-620 и Г-620Ш имели начальную скорость 607 м/с и обеспечивали поражение целей, удаленных на расстояние до 17 890 м. Благодаря большому углу возвышения (до 60°) и переменным зарядам, дающим 12 разных начальных скоростей снарядов, обеспечивалась возможность выбирать оптимальные траектории для поражения разнообразных целей. Заряжание производилось с помощью крана с ручным приводом. Темп стрельбы составлял 1 выстрел в 2 минуты.

Для транспортировки гаубица разбиралась на две части: ствол, снятый с лафета и уложенный на специальную повозку, и соединенный с передком гусеничный лафет - лафетную повозку. На короткие расстояния гаубицу допускалось транспортировать и в неразобранном виде. (Этот способ транспортировки иногда использовался в ходе боевых действий для выдвижения гаубиц для стрельбы прямой наводкой по железобетонным оборонительным сооружениям противника.)

Для транспортировки использовались гусеничные тягачи типа «Коммунар», наибольшая допустимая скорость передвижения по шоссе составляла 15 км/ч. При этом, гусеничный ход давал возможность увеличения проходимости орудий по бездорожью. Достаточно тяжелые орудия без труда преодолевали даже заболоченные участки местности.

Кстати, удачная конструкция лафета была использована и для других артиллерийских систем. В частности, для промежуточных образцов 152-мм орудия Бр-19 и для 280-мм мортиры Бр-5.

Естественно, возникает вопрос о различиях в конструкции гаубиц. Почему и как они появились? Разница в конструкции конкретных орудий была очевидной. При этом, это были гаубицы Б-4.

Причин, по нашему мнению, было две. Первая и основная — малые производственные мощности советских заводов, отсутствие возможности реализации проектов. Проще говоря, оснащение заводов не позволяло выпускать требуемую продукцию. И вторая причина — наличие непосредственно на производстве целой плеяды выдающихся конструкторов, которые могли адаптировать проекты под возможности конкретного завода.

В случае с Б-4 произошло именно так. Серийное производство гаубиц начали на заводе «Большевик» в 1932 году. Параллельно была поставлена задача начать производство и заводу «Баррикады». Оба завода не могли выпускать серийно гаубицы согласно проекта. Местные конструктора дорабатывали проекты под возможности производства.

«Большевик» предъявил к сдаче первую серийную гаубицу в 1933 году. Но сдать её госкомиссии не смог до конца года. «Баррикады» в первой половине 1934 года выпустили две гаубицы. Дальше завод из последних сил смог выпустить ещё 15 орудий (1934 год). Производство было остановлено. Единственным производителем стал «Большевик».

Конструкторы «Большевика» доработали гаубицу. Новая версия получила более удлиненный ствол с улучшенной баллистикой. Новое орудие получило новый индекс-Б-4 БМ (большой мощности). Орудия, выпущенные до модернизации стали называть-Б-4 ММ (малой мощности). Разница между БМ и ММ была в 3 калибра (609 мм).

Если внимательно рассматривать Б-4 двух этих заводов, то создается устойчивое впечатление, что это два разных орудия. Возможно, наше мнение спорно, но на вооружение Красной армии под одним обозначением поступали разные гаубицы. Впрочем, для солдат и офицеров артиллерийских частей это было не особо важно. Орудия были одинаковы по большинству показателей.

Но и «Большевик» не мог похвастаться успехами в производстве Б-4. В 1937 году на «Баррикадах» вновь начали собирать гаубицы. Более того, к производству привлекли ещё один завод — Новокраматорский. Таким образом, к началу Великой отечественной войны производство гаубиц было развернуто на трех заводах. А общее количество орудий, которые поступили в артиллерийские подразделения составило 849 штук (обеих модификаций) .

Боевое крещение гаубицы Б-4 получили на советско-финском фронте в ходе Зимней войны с Финляндией. На 1 марта 1940 года там имелось 142 гаубицы Б-4. В начале статьи мы упомянули о солдатском названии данного орудия. «Карельский скульптор». Потеряно или выведено из строя за эту войну было 4 гаубицы. Показатель более чем достойный.

Гаубицы Б-4 были только в гаубичных артиллерийских полках большой мощности РВГК. По штату полка (от 19.02.1941 г.) в нем имелось четыре дивизиона трехбатарейного состава. В каждой батарее состояло 2 гаубицы. Одна гаубица считалась взводом. Всего в полку имелось 24 гаубицы, 112 тракторов, 242 автомобиля. 12 мотоциклов и 2304 человек личного состава (из них 174 офицера). К 22.06.1941 г. в составе РВГК имелось 33 полка с гаубицами Б-4. То есть всего по штату 792 гаубицы.

Великую Отечественную Б-4 начали фактически только в 1942 году. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в 1941 году мы потеряли 75 гаубиц. Из тех, что не смогли отправить в восточные районы.

В начале войны несколько гаубиц Б-4 было захвачено немцами. Так, в г. Дубно был захвачен немцами 529-й гаубичный артиллерийский полк большой мощности. Из-за отсутствия тягачей нашими войсками были брошены в исправном состоянии 27 203-мм гаубиц Б-4. Трофейные гаубицы получили германское обозначение 20,3 см HaubiUe 503 (г). Они состояли на вооружении нескольких тяжелых артиллерийских дивизионов РКГ Вермахта.

Большинство орудий в ходе войны были уничтожены, но по данным немецких источников, даже в 1944 году на восточном фронте работало ещё 8 этих орудий.

Потери гаубиц Б-4 в 1941 году удалось возместить увеличением производства. Заводы произвели 105 орудий! Однако, поставка их на фронт была приостановлена ввиду невозможности использования в период отступления. РККА копила силы.

К 1 мая 1945 г. в 30 бригадах и 4 отдельных полках артиллерии большой мощности РВГК имелось 760 203-мм гаубиц образца 1932 года.

ТТХ тяжелой 203-мм гаубицы образца 1931 года Б-4:
Калибр – 203 мм;
Длина общая – 5087 мм;
Масса – 17700 кг (в боеготовом положении);

Угол вертикального наведения – от 0° до +60°;
Угол горизонтального наведения – 8°;
Начальная скорость снаряда – 557(607) м/с;
Максимальная дальность стрельбы – 18025 м;

Масса снаряда – 100 кг.;
Боекомплект- 8 выстрелов;
Расчет — 15 человек.

Лотки на лафете для снарядов

В канун празднования 75-летия нашей победы на Курской дуге, хочется рассказать ещё один боевой эпизод из боевой биографии легендарной гаубицы. В районе станции Поныри разведчики обнаружили немецкую самоходку «Фердинанд». Командиром было принято решение уничтожить немца собственной артиллерией.

Однако мощности орудий не хватало для гарантированного уничтожения даже в случае попадания. На помощь пришла Б-4. Хорошо подготовленный расчет гаубицы мастерски навел орудие и одним выстрелом, фактически попаданием снаряда в рубку «Фердинанда», разнес машину противника в клочья.

Кстати, этот бой считается одним из самых оригинальных способов применения гаубиц на войне до сих пор. На войне много оригинального случается. Главное эффективность такой оригинальности. 100 килограммов оригинальности на голову немецких самоходчиков…

И ещё один эпизод. Из битвы за Берлин. Б-4 участвовали в уличных боях! Наверное, самые эпичные кадры взятия Берлина сняты с их участием. 38 орудий на берлинских улицах!

Одно из орудий было установлено в 100 метрах от противника на перекрестке Линден-штрассе и Риттер-штрассе. Пехота не могла продвигаться вперед. Немцы подготовили к обороне дом. Пушки не могли уничтожить пулеметные гнезда и огневые позиции артиллерии. Наши потери были большими. Нужно было рисковать. Рисковать артиллеристам.

Расчет Б-4, фактически прямой наводкой, 6-ю выстрелами уничтожил дом. Соответственно, вместе с гарнизоном немцев. Доворачивая орудие, командир батареи попутно уничтожил ещё три подготовленных к обороне каменных здания. Обеспечив тем самым возможность продвижения пехоте.

Кстати, интересный факт, о котором мы когда-то писали. В Берлине нашлось только одно здание, которое устояло под ударами Б-4. Это знаменитая башня ПВО в районе зоопарка Flakturm am Zoo. Наши гаубицы смогли разрушить лишь угол башни. Гарнизон оборонялся фактически до объявления капитуляции.

После окончания войны гаубица была снята с вооружения. Увы, преимущество гусеничного хода сыграло плохую службу в мирное время.

Но это не конец истории. Всего лишь эпизод. Орудие вновь приняли на вооружение! Но теперь конструкторам была поставлена задача на его модернизацию. Нужно было увеличить скорость транспортировки орудия.

В 1954 году на заводе «Баррикады» такая модернизация была проведена. Гаубица Б-4 стала колесной. Колесный ход значительно повысил скорость буксировки орудия, общую маневренность, сократил время перевода из походного положения в боевое за счет ликвидации раздельной транспортировки лафета и ствола. Орудие получило новое название-Б-4М.

Серийного производства этого орудия не велось. Фактически, проводилась модернизация уже имеющихся гаубиц. Точного количества таких орудий нам узнать не удалось.

Но тот факт, что в 1964 году именно для Б-4 был создан ядерный боеприпас, говорит о многом. Как бы там ни было, Б-4 стояли на вооружении до начала 80-х годов. Почти полвека службы!

Согласитесь, это показатель ценности орудия. Орудия, которое законно занимает свое место в ряду лучших образцов артиллерийской инженерной и конструкторской мысли.

За все годы войны ему так и не удалось сблизиться с американскими линкорами на дистанцию действия своей чудовищной артиллерии, и он погиб, так и не увидев врага под ударами палубной авиации невидимых авианосцев. В своем последнем бою «Ямато» сбил пять и повредил двадцать американских самолетов — ничтожная цена за самый дорогой корабль мира. Это была последняя точка в истории морских исполинов — больше нигде в мире дредноутов не строили.

Сверхдредноуты

А началась эта последняя глава в истории сверхкораблей 23 октября 1911 года, когда британский премьер Маккенна назначил военно-морским министром 36-летнего сэра Уинстона Черчилля. Через несколько недель Черчилль сделал в Глазго программное заявление: «Английский флот является необходимостью для нас, а если подходить с определенной точки зрения к германскому флоту, то для немцев он в основном роскошь.

С нашей военно-морской мощью непосредственно связано само существование Англии. В ней залог нашего существования. Для немцев же военно-морская мощь — это экспансия». Черчилль, озабоченный качественным превосходством германской корабельной артиллерии, предложил увеличить калибр пушек линкоров до 381 мм. «Я немедленно решил пойти на порядок выше, — вспоминал в мемуарах Черчилль, — и во время регаты намекнул на это лорду Фишеру. Не меньше чем 15 дюймов для линкоров и линейных крейсеров новой программы».


И вот 21 октября 1912 года был заложен первый в мире сверхдредноут «Куин Элизабет» водоизмещением 33 000 тонн и скоростью 24 узла. Вооружение состояло из восьми 381-мм пушек MK.1 в четырех башнях. Чтобы представить себе всю мощь новой артиллерии, заметим, что масса 15-дюймового (381-мм) снаряда составляла 885 кг — в 2,3 раза больше, чем у 12-дюймового! Опытное 15-дюймовое орудие с длиной ствола 42 калибра военный завод в Эльзвике изготовил всего за 4 месяца. Результаты испытаний превзошли все ожидания. Точность стрельбы даже на максимальную дальность (на полигоне — 32 км; у корабельных установок из-за меньшего угла возвышения стволов дальность не превышала 21,4 км) была просто превосходной.


Немецкий линкор «Бисмарк», оснащенный восемью 381-мм орудиями, потерпел поражение в битве с английскими военными кораблями в мае 1941 года. В линкор врезались две торпеды, повредив винты, разбив рулевую машину и заклинив рули. 27 мая «Бисмарк» затонул в водах Северной Атлантики.

Подобно «Дредноуту», «Куин Элизабет» могла поразить любой линкор мира и спокойно уйти при необходимости. Пять кораблей типа «Куин Элизабет» вошли в строй уже в ходе войны, в январе 1915 — феврале 1916 годов. Годом позже в строй вошли еще пять линкоров типа «Риведж» с аналогичным вооружением. Немцы с некоторой задержкой ответили постройкой четырех собственных сверхдредноутов, головной из которых, «Баден», водоизмещением 28 500 тонн и скоростью 22 узла, был заложен в 1913 году. Артиллерия главного калибра была представлена восемью 380-мм пушками с дальностью стрельбы 37,3 км.

Ограничение морских вооружений

В начале 1920-х годов «победители» Англия и США решили ограничить гонку морских вооружений. 6 февраля 1922 г. делегаты США, Англии, Японии, Франции и Италии подписали трактат «об ограничении мор-ских вооружений», согласно которому устанавливались следующие соотношения размеров линейного флота: США: Англия: Япония: Франция: Италия — 5: 5: 3: 1,75: 1,75. В итоге Англия получила право иметь двадцать линкоров общим водоизмещением 558 950 т, США  восемнадцать линкоров (525 850 т), Япония — десять линкоров (301 320 т), Франция — десять линкоров (221 170 т), Италия — десять линкоров (182 800 т). Державы, подписавшие соглашение, обязывались не покупать и не строить линкоры водоизмещением более 35 тыс. т и не вооружать их орудиями калибром более 16 дюймов (406 мм). Общий тоннаж линей-ных кораблей, могущий подлежать заменен, не должен был превы-шать: для США и Англии — 525 000 т., для Японии — 315 000 т, для Франции и Италии — по 175 000 т. Таким образом, Англию вынудили отступить от ее принципа иметь флот, равный соединенному флоту двух сильнейших морских держав.

Между тем у англичан появилась очередная военно-морская идея: слабо бронированные, но быстроходные корабли размером с дредноут. Назвали их довольно забавно — «большие легкие крейсера». Три таких судна, «Корейджис», «Глориус» и «Фьюриес», водоизмещением 23 000 тонн и скоростью 31−32 узла, были заложены в марте-июне 1915 года. Первые два корабля были вооружены четырьмя 381-мм пушками в двух башнях, а «Фьюриес» — двумя 457-мм и четырьмя 140-мм. Чудовищные 457-мм пушки с весом ствола в 150 тонн стреляли полуторатонными снарядами на дальность 27,4 км. Однако «большие легкие крейсера» оказались слишком уязвимыми для огня противника, и по окончании Первой мировой войны их переделали в авианосцы.


Для съемок японского фильма «Ямато для мужчин» был создан макет линкора в натуральную величину (длина 263 м, ширина 40 м).

Три орудия

Из других государств первыми подняли калибр орудий своих дредноутов США — с 305 мм до 356 мм. В 1911 году были заложены «Нью-Йорк» и «Техас», вошедшие в строй весной 1914 года. Их водоизмещение составило 28 400 тонн, скорость — 21 узел, а вооружение — десять 356-мм и двадцать одна 127-мм пушка. Любопытно, что американцы впервые применили трехорудийные башни главного калибра. Затем в США построили еще два корабля с тем же вооружением. А вот дредноут «Пенсильвания», заложенный 27 октября 1913 года, при водоизмещении 32 600 тонн имел уже двенадцать 356-мм орудий. Всего же в США было введено в строй семь линкоров с двенадцатью 356-мм пушками.


24 апреля 1917 года был заложен новый супердредноут «Мэриленд» с восемью 406-мм орудиями в четырех башнях. Серия из четырех таких кораблей вошла в строй в 1917—1923 годах, чуть позже к ним присоединились шесть огромных линейных крейсеров типа «Лексингтон» с аналогичным вооружением. Параллельно в 1920 году были заложены шесть сверхдредноутов типа «Южная Дакота» (South Dacota), несущих двенадцать 406-мм орудий. В Японии первые 356-мм орудия появились на четырех линкорах типа «Конго» в 1913—1915 годах. А в 1917 году вступил в строй линкор «Нагато» с восемью 410-мм орудиями.

Казенные корабли

30 июня 1909 года четыре дредноута были заложены на казенных заводах Петербурга: «Петропавловск» и «Севастополь» — на Балтийском, а «Гангут» и «Полтава» — на Адмиралтейском, с двенадцатью 305-мм орудиями главного калибра. Об этих кораблях немало написано в нашей литературе, и я ограничусь лишь очень кратким замечанием о том, что артиллерия на них была расположена неудачно, бронирование тоже оставляло желать лучшего. На момент закладки огневая мощь российских кораблей не уступала британским дредноутам, но к началу 1915 года, ко времени ввода в строй, они существенно проигрывали линкорам с 343-мм и 381-мм пушками. Поэтому Морское министерство решило увеличить калибр орудий, и 19 декабря 1913 года на казенных верфях Петербурга были заложены четыре линейных крейсера типа «Бородино» полным водоизмещением 36 646 т, вооруженных двенадцатью 356-мм орудиями каждый.


Уинстон Черчилль поздравляет команду крейсера «Эксетер» с возвращением на родину, стоя на стуле под 6-дюймовыми орудиями.

Одновременно шло проектирование новых линейных кораблей. В начале 1914 года заместитель начальника Морского Генштаба по кораблестроению, капитан 1-го ранга Ненюков предоставил морскому министру Григоровичу «Основные задания для линейных кораблей Балтийского моря». По мнению Генштаба, орудия линкоров на дистанции 100 кабельтовых (18 520 м) должны были пробивать по нормали броню, равную по толщине калибру орудия. Рассмотрев характеристики современных 14-, 15- и 16-дюймовых орудий, сотрудники Генштаба пришли к выводу, что «при соблюдении почти тех же баллистических данных преимущество остается за 16-дюймовыми орудиями».

В начале 1914 года в Артиллерийском отделении Главного управления кораблестроения была спроектирована 406/45-мм пушка, по устройству близкая к 305-мм и 356-мм пушкам. В апреле 1914-го Обуховскому заводу был выдан заказ на изготовление опытной 406-мм пушки к концу 1915 года. Параллельно фирме «Виккерс» за 27 000 фунтов стерлингов была заказана 406/45-мм пушка несколько иной конструкции — в частности, с двумя внутренними трубами. Баллистические данные по проекту были следующие: вес снаряда 1128 кг, вес заряда 332 кг, начальная скорость 758 м/с.


460-мм орудия суперлинкора «Ямато» были применены в боевых условиях всего один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины).

Первое испытание опытной 406-мм пушки, изготовленной фирмой «Виккерс», было проведено 22 августа 1917 года на полигоне фирмы неподалеку от города Эксмилз. В январе 1914-го Морское министерство выдало тактико-техническое задание на проектирование линкора для Балтийского моря. Он должен был иметь двенадцать 406-мм орудий в трех- или четырехорудийных башнях, а также двадцать четыре 130-мм пушки. Скорость линкора должна была составить 25 узлов, дальность плавания — 5000 миль. Толщина главного броневого пояса по ватерлинии — 280 мм.

Если бы такой линкор удалось построить, то он бы по артиллерийскому вооружению превосходил любой линкор мира, построенный до 1946 года, кроме японских линкоров типа «Ямато» с 460-мм артиллерией. Однако в 1917 году в России грянула революция, и проекты русских сверхдредноутов остались на бумаге.


Дорогие игрушки

По иронии судьбы сверхдорогим суперлинкорам практически не удалось повоевать. Единственное классическое линкорное сражение Первой мировой войны — Ютландская битва, в которой приняли участие четыре суперлинкора класса «Куин Элизабет» — «Барэм», «Уорспайт», «Вэлиент» и «Малайя», — закончилось не в пользу англичан (четырнадцать кораблей суммарным тоннажем 111 000 тонн и 6784 матроса и офицера убитыми против одиннадцати германских кораблей (62 000 тонн) и 3058 человек личного состава), несмотря на то, что по калибру немецкие линкоры уступали английским (самый крупный немецкий калибр в том сражении был 305 мм против 381 мм у англичан).

Во Второй мировой войне роль суперлинкоров была и вовсе комичной — в боевых действиях приняли участие только два японца — «Ямато» и «Мусаси». 460-мм орудия «Ямато» были применены в боевых условиях только один раз: 25 октября 1944 года у острова Самар (Филиппины). Несколько снарядов пробили насквозь американские конвойные авианосцы, но не взорвались, поскольку взрыватели были рассчитаны на броню линкоров. Большую же часть времени страны, владеющие суперлинкорами, прятали свои сверхдорогие игрушки на защищенных рейдах, но все равно большинство из них были потоплены авиацией противника. До нынешнего времени в строю осталось всего два суперлинкора — американские «Айова» и «Висконсин» (по девять 406-мм орудий), которые используются скорее как психологическое, чем как реальное оружие.

Калибр – это диаметр канала ствола артиллерийского орудия, а также пистолета, автомата и охотничьего ружья. Всякий человек, который, так или иначе связан с военным делом, знаком с этим термином, знает, что это такое, и знает, конечно, что у авиационных пушек и пулеметов калибры одни, а на морских судах другие. Ну а какие калибры существуют в военном деле вообще и сколько их всего? Ответ на этот вопрос будет отнюдь не так прост, как это кажется, прежде всего, потому, что калибров очень много. Ну, просто очень много, причем далеко не всегда они были обусловлены какими-то особыми соображениями – вот как! А так как все это «буйство калибров» напрямую связано с развитием военной техники, то мы и решили вам про него рассказать. При этом начать с пушек, потому, что калибры стрелкового это своя отдельная тема.

Итак, калибры пушек… Но каким может быть минимальный калибр, чтобы вот уже точно сказать: вот это орудие, а вот это – пулемет? Специалисты об этом долго спорили и решили так: все, что меньше 15-мм это пулемет, а вот все, что больше – пушка! Поскольку наиболее распространенный калибр авиационных пушек периода Второй мировой войны был равен 20-мм, то, следовательно, самое малокалиберное орудие как раз и будет иметь диаметр канала ствола равный 20 мм, хотя есть и исключения. Самое известное – японское противотанковое ружье, созданное ещё в начале 30-ых годов ХХ в. именно такого калибра. Это было самое тяжелое противотанковое ружье на свете, но поскольку это было все-таки «ружье», то его могли переносить два человека. Большой калибр – это большая бронепробиваемость, однако в целом оно себя не оправдало, поскольку скорость его бронебойной пули оказалась не очень велика, а это очень важный показатель для такого вида оружия!

M61 Vulcan

Зато автоматических авиационных пушек калибра 20-мм известно очень много, а самая известная из них это автоматическая пушка «Вулкан», разработанная в США для вооружения самолетов и вертолетов, а также зенитных артиллерийских комплексов на бронетранспортерах и кораблях. Во втором фильме о Терминаторе можно увидеть, как действуют подобные системы, хотя реально человек выдержать отдачу такого оружия и не может.
Причем не только пушки, но даже и пулемета! «У вас 20, – решили наши военные, познакомившись с немецкими авиационными пушками в годы Великой Отечественной войны, – а вот у нас будет 23-мм!» И такая пушка с более тяжелым, а значит и более разрушительным снарядом, марки ВЯ была создана и стояла на многих наших самолетах, включая штурмовики ИЛ-2. А в других странах были разработаны авиационные и зенитные пушки калибром 25 и 27 мм, пока, наконец, калибр 30-мм не вытеснил все остальные. Впрочем, известно, что на самолетах ставились и более крупнокалиберные орудия: 35, 37, 40, 45, 50, 55 и даже 75-мм, что превращало их в самую настоящую «летающую артиллерию». Однако для летательных аппаратов все они оказались слишком тяжелыми, вот почему сегодня военные и остановились на калибре 30-мм…

А вот на суше и на море 23, 25, 35 и 37 мм зенитные автоматы, также, впрочем, как и 40-мм, были очень популярны и остаются таковыми и сейчас, вот только 25-мм сегодня встречается главным образом на американской БМП «Бредли». Зенитные автоматы в 35-мм мы встречаем на германском «Гепарде» и японской ЗСУ «Тип 87».Калибр 45-мм был очень популярен в Красной Армии, где противотанковые пушки – «сорокопятки» были её главным средством борьбы с германскими танками чуть ли не всю Великую Отечественную войну. Зато в других армиях мира такого калибра не знали, разве что в Италии был такой миномет. Зато там от Швеции до Японии были распространены противотанковые пушки 37,40 и 47 мм, а также ещё и 57-мм – калибр, появившийся у нас уже во время войны. Известны калибры 50, 51 и 55-мм, однако большого распространения они не получили. Калибры 50 и 51 мм относятся к современным легким минометам в иностранных армиях. 60-мм – тоже «минометный» калибр, а вот уже 64-мм – это вполне серьезная артиллерийская система – калибр первых в России скорострельных орудий конструкции Барановского, имевших тормоз отката и накатник! 65-мм – это калибр легких испанских гаубиц, а 68-мм – австрийских горных пушек конца ХIХ – начала ХХ в. 73-миллиметровые пушки «Гром» стояли на первых советских БМП и БМД, но этот калибр как-то не очень у нас прижился. Зато про русскую «трехдюймовку» Путиловского завода знают очень многие.


Скорострельная пушка Барановского

Впрочем, более известным во всем мире является не сильно отличающийся от неё калибр равный 75-мм. Именной такой был у первого французского скорострельного орудия Пюто и Дюпора образца 1897 г., а уже наша 76,2-мм пушка его прямая наследница. А вот почему «три дюйма» понятно. В России, как и во многих других странах в ХIХ в. калибры оружия измеряли тогда в дюймах, а не в миллиметрах. Один дюйм - это 25,4 мм, значит, три дюйма как раз и будут равны 76,2 мм!

Германское орудие – противник нашей трехдюймовки на полях сражений Первой мировой войны, – имело калибр 77-мм, а в целом калибры 75 и 76,2 – это самые распространенные калибры на свете. Именно такие пушки производились и в качестве горных, траншейных, танковых, полевых и зенитных орудий, хотя известны и исключения. Например, калибр 70-мм имела английская горная пушка, и такой же калибр был у японского пехотного орудия «тип 92», активно применявшегося в годы Второй мировой войны. Интересно, что оно до сих пор находится на вооружении в Китае и во Вьетнаме, прежде всего потому, что оно идеально подходит для малорослых солдат! Кстати, все по этой же причине вес снарядов этой пушки был у японцев 3,8 кг, а вот у англичан – 4,5! Интересно, что те же самые англичане имели и ещё одно измерение для своих орудий, но только уже не в дюймах, а по традиции в фунтах по весу снаряда. Впрочем, оказалось, что это не очень удобно и порой приводит к путанице. Так, английское трехдюймовое орудие ВL Мк2, применявшееся в английской армии в годы англо-бурской войны, называлось 15-фунтовым, а вот пушка точно такого же калибра периода Первой мировой войны – 13-фунтовой, и только потому, что у неё был более легкий снаряд! Кстати, в Германии калибры орудий традиционно измерялись не в миллиметрах и не в дюймах, а в сантиметрах и, соответственно, в них же и обозначались.

81 и 82-мм – это традиционно минометные калибры. Причем 81-мм был принят за границей, а вот 82-мм – у нас. Считается, что так было сделано для того, чтобы их минами можно было бы стрелять из наших минометов, а вот нашими из их минометов нельзя! Разумеется, в боевых условиях это выгодно, хотя точность стрельбы при использовании «не своих» мин и несколько уменьшалась.

Затем идут весьма распространенные и в полевых войсках, и в танковых, такие средние калибры, как 85,87,6 ,88,90 и 94-мм. 85-мм – это советское зенитное орудие и пушка танка Т-34/85, 87,6-мм – это английская 25-фунтовая гаубица-пушка Мк2, стрелявшая с опорной плиты, что позволяло ей поворачиваться на 360 градусов, а 88-мм калибр имела знаменитая германская зенитная пушка «восемь-восемь». Это был также калибр орудий танков «Тигр» и САУ «Фердинанд». 3,7-дюймовое или 94-мм орудие – это зенитная пушка ПВО англичан в 1937-1950 гг., с досягаемостью в 10 километров. А вот 90-миллиметровое орудие стояло на американском танке «Першинг», появившемся в самом конце войны Второй мировой войны.

Калибры 100, 102, 105, 107-мм – были очень популярны как в армии, так и во флоте. Известно и 106-мм безоткатное орудие, но также безоткатными были и пушки калибром 105 и 107-мм. Что же касается нарезных орудий, то они ставились на кораблях (в качестве главного калибра на легких крейсерах и эсминцах и вспомогательного на крупных) и на танках. Причем, 105-мм танковые пушки стали ответом зарубежных танкостроителей на принятый у нас в стране калибр танковых орудий равный 100-мм. Когда там «пошел» калибр 105-мм, то у нас на танки поставили орудия калибром 115, а затем и 125-мм! Зато калибр 114-мм орудия имели английские полевые гаубицы, и они же ставились на так называемые «артиллерийские катера»! Интересно, что такая гаубица стояла почему-то в запаснике исторического музея в Казани. Или теперь уже не стоит?

120-мм – это типичный минометный калибр, но такие же орудия стояли и на кораблях (в частности в СССР они использовались на мониторах и канонерских лодках), и на тяжелых зарубежных танках. А вот 122-мм гаубицы существовали только в России. Калибр 127-мм – имели универсальные орудия на боевых кораблях США и тяжелые английские пушки, использовавшиеся как британской армией, так и в артиллерии РККА. 130-мм – калибр советских морских, береговых и танковых пушек. 135,140,150,152-мм – это калибры орудий крейсеров. Причем 152-мм – «шестидюймовый» – долгое время считался наиболее массовым и устанавливался ещё и на броненосцах, в то время как 140-мм это калибр перспективных танковых орудий, разрабатываемых в настоящее время для замены устаревающих 120-миллиметровых пушек.

миномет МТ-13

В тоже время 152 и 155-мм – это калибры тяжелых гаубиц и пушек в сухопутных войсках, в том числе и самоходных. 160-мм – калибр нашего советского (а также израильского и китайского) миномета МТ-13, а также некоторых морских орудий на крейсерах и броненосцах. Но на наших кораблях такие орудия не стояли.175-мм – напротив, никогда не применялся на море, зато американцы использовали его в своей тяжелой самоходной артсистеме М107. 180,190 и 195- мм – опять-таки калибры морских орудий, стоявших на крейсерах, а вот 203-мм – знаменитый «вашингтонский калибр» тяжелых крейсеров. Однако его имели (и имеют и в настоящее время) некоторые сухопутные тяжелые орудия сухопутных войск, предназначенные для подавления и уничтожения противника на большом расстоянии или разрушения особо прочных укреплений. Например, это наш «Пион». 210-мм это также калибр сухопутных орудий большой мощности, которые состояли на вооружении РККА и вермахта в начале Великой Отечественной войны.


«Пион». 210-мм

Диаметр канала ствола равный 229, 234, 240, 254-мм имели морские и береговые орудия. В частности наш миномет «Тюльпан» как раз имеет калибр 240-мм. А вот калибры 270 и 280-мм принадлежали также сухопутным мортирам и дальнобойным орудиям броненосцев и линкоров. «Двенадцать дюймов» – 305-мм – самый распространенный главный калибр на броненосцах и линкорах, но также и в береговой и железнодорожной артиллерии, а, кроме того, это ещё был и калибр тяжелых гаубиц резерва Главного командования и отдельных артдивизионов особой мощности.

Однако вскоре после своего появления на кораблях двенадцатидюймовый калибр перестал удовлетворять морских артиллеристов и те с 1875 года начали устанавливать на кораблях все более и более мощные орудия. Сначала 320, 330, 340, 343, 356, 381-мм – вот так постепенно становились они все больше и больше, в то время как снаряды к ним все тяжелее и смертоносней. В тоже время 330-мм имела калибр американская сухопутная осадная мортира, впервые установленная на железнодорожной платформе в 1865 г., а вот калибр 356-мм был у многих железнодорожных орудий. Снаряд такой пушки мог весить 747 кг, а из ствола вылетать со скоростью 731 м/сек!


Подъемный механизм захваченной немцами французской тяжелой 240-мм пушки концерна «Сен-Шамон» образца 84/17 года

Калибр 400-мм также был у железнодорожного орудия – французской тяжелой пушки фирмы «Сен-Шамон» образца 1916 г. Дальность её выстрела составляла 16 км. Вес снаряда был 900 кг. 406, 412 и 420-мм – это калибры морских орудий-монстров со стволами весом более 100 тонн! Опытная пушка 406-мм и сейчас еще стоит на полигоне под С. Петербургом и этот же калибр имела наша послевоенная САУ «Конденсатор». 412-мм орудия стояли на английском броненосце «Бенбоу». 420-мм – орудия французского броненосца «Кайман» (1875 г.), и германской тяжелой полевой мортиры «Большая Берта», которая стреляла снарядами весом в 810 кг. Также это калибр советского послевоенного самоходного миномета «Ока». Орудия 450-мм являлись главным калибром итальянских линкоров «Дуилио» и «Дандоло». Наконец самыми крупными по весу были 457-мм орудия японского линкора «Ямато» (и однотипного с ним «Мусаси»), которых на нем было девять штук: своеобразный рекорд и ныне не побитый ни одной другой страной мира. Но это не самые крупные орудия. Ещё больший калибр равный 508-мм имели пушки американских мониторов периода Гражданской войны в США. Причем они посылали в цель ядра весом по 500 кг. Поднимали их специальным краном, установленным внутри башни, за отлитые на их корпусе ушки, и по специальному лотку, вставлявшемуся в ствол, закатывали внутрь. Ударная сила таких ядер была поистине чудовищной, вот только делали их из чугуна, поэтому, ударившись о достаточно прочную броню, они нередко просто раскалывались, из-за чего от них и отказались в пользу снарядов с заостренной головной частью.


САУ «Конденсатор»

На суше орудий более крупных калибров тоже существовало предостаточно. Например, ещё в 1489 г. во Фландрии была изготовлена 495-мм пушка «Монс Мэг», с отвинчивающейся зарядной каморой, а вот мортира Родосских рыцарей, также сохранившаяся до сих пор, была ещё больше - 584-мм! Ничуть не менее мощные пушки имели в XV в. и противники тогдашних христиан – турки, воевавшие с Константинополем, а также с мальтийскими рыцарями. Так, во время его осады в 1453 г венгерский литейщик Урбан отлил им медную бомбарду калибра 610-мм, стрелявшую каменными ядрами весом в 328 кг. В 1480 г. во время осады острова Родос турки применяли бомбарды калибром уже 890-мм. В ответ на это родосские рыцари сумели отлить точно такого же калибра мортиру «Пумхард», бросавшую свои каменные ядра круто вверх, что было удобнее для европейцев, в то время как туркам приходилось стрелять снизу вверх. Сюда же можно отнести и нашу легендарную «Царь-пушку», имевшую начальный диаметр ствола 900-мм, а конечный, возле совсем уже узкой зарядной каморы – 825-мм!


«Монс Мэг»


«Царь-пушка»

Но вот самую большую пушку (а не бомбарду!) отлили по приказу индийского раджи Гополы в 1670 г. По калибру она, правда, «Царь-пушке» уступает, но превосходит её по весу и длине канала ствола! Немецкая САУ «Карл» первоначально имела калибр 600-мм, но после того, как первые стволы пришли в негодность, их заменили новыми 540-миллиметровыми. Знаменитая «суперпушка» «Дора» имела калибр 800-мм и представляла собой гигантский железнодорожный транспортер с собственной хлебопекарней и баней, не говоря уже о средствах ПВО. Но самым крупным наземным орудием оказалась все-таки не она, а американская установка «Маленький Давид» калибром 914-мм. Первоначально её использовали для опытного метания авиационных бомб, во время их испытаний она заменяла самолет-бомбардировщик. В конце войны её попытались использовать для разрушения наземных японских укреплений, однако война успела закончиться раньше, чем эта идея реально сработала.


«Маленький Давид» калибром 914-мм

Однако и это орудие по диаметру канала ствола не самое большое! Самым крупнокалиберным по праву считается мортира англичанина Роберта Маллета калибра 920-мм, созданная ещё в 1857 году. А, впрочем, тоже нет! Ведь в романе Жюля Верна «Пятьсот миллионов бегумы» описана куда более чудовищная пушка, одним выстрелом которой злобный профессор Шульце намеревался разрушить целый город Франсвиль. И хотя это не самый лучший из жюль-верновских романов, находившаяся в «Башне Быка» пушка описана в нем достаточно подробно и со знанием дела. И, тем не менее, это ведь все-таки вымысел, а вот «Маленького Давида» можно воочию увидеть на открытой площадке Абердинского полигона в США.

Интересно, что в годы Второй мировой войны появились и так называемые бикалиберные орудия, то есть орудия с коническим каналом ствола. На входе в него калибр был один, а вот на выходе другой – меньший! В них использовался «принцип Герлиха»: когда конический ствол сжимает пулю до несколько меньшего диаметра. При этом давление газов на её дно растет, а начальная скорость и энергия увеличиваются. Типичным представителем таких систем оружия стала германская 28/20-мм (28-мм на входе в конус, а 20-мм на дульном срезе) противотанковая пушка. При весе самой пушки 229 кг, её бронебойный снаряд имел скорость 1400 м/сек, что было на порядок выше, чем в это время давали другие такие же орудия. Но такое достижение досталось немцам дорогой ценой. Конические стволы было трудно производить, а изнашивались они намного быстрее. Снаряды к ним тоже намного сложнее, а вот взрывчатки они вмещают меньше обычных, калиберных. Вот почему в итоге от них им пришлось отказаться, хотя какое-то их количество даже участвовало в боях.


2,8 cm schwere Panzerbüchse 41

Скорее всего, это далеко не полный список, однако для вывода достаточный. А вывод какой? Только тот, что практически любую «дырку в трубе» можно сделать стреляющей, было бы только желание! Ведь те же японцы, например, и вовсе выделывали пушки из древесных стволов даже в 1905 году и из них стреляли, хотя, конечно, и не ядрами, а зажигательными снарядами из отрезков бамбуковых стволов.