Медведев уходит с поста премьера год. Медведев Д.А

Отставка Медведева 2019: последние новости сегодня – хроника отстранения от власти российского премьера и то, как в России протекают протесты против его правления.

Это очередная эпохальная летопись, посвященная отставке Медведева. Данного события ждут миллионы россиян, поэтому статья будет постоянно обновляться по мере поступления новой информации.

В этой статье:

Материал основывается исключительно на реальной информации, отражает настроения общества, и преследует одну лишь цель – зафиксировать свежие перемены в истории России, проанализировать ситуацию и определить ее последствия.

Последние новости

1 марта. В Сети высказываются за назначение Грудинина на место Медведева. По мнению многих пользователей, бывший кандидат в президенты и руководитель "Совхоза им. Ленина" лучше решит внутренние проблемы России.

22 февраля. Американцы назвали Медведева проблемой для России. Об этом вышла статья в издании Politico. А BBC посмеялись ростом цен в России, отметив, что за 19 лет правительство добилось снижения цен только на международные телефонные звонки.

12 февраля. Эксперты продолжают называть претендентов на замену Медведева. На пост приемника пророчат Чуйченко, Собянина, Беглова и даже Ксению Собчак.

4 февраля. Большая часть россиян (60%) недовольна работой правительства Медведева. Данные опубликованы на сайте ФОМ.

29 января. Депутат Валерий Рашкин заявил, что 60% критикующих Медведева после принятия нового закона сядут. Речь идет об уголовной преследовании людей за критику власти в новом законопроекте.

25 января. Медведев начал реорганизацию Правительства. Правда не столь глубокую, как хотелось бы избирателям - уберут лишь департаменты, дублирующие функции друг друга.

16 января. Медведев пересел на народный автомобиль российского производства Aurus Senat стартовая цена которого составляет около 10 миллионов рублей. В нем используется отечественная коробка передач.

10 января. Отставка Медведева может состоятся в марте. Такую версию высказал журналист и аналитик Сергей Караулов. По его предположениям Путин поменяет Медведева на Собянина, а мэром Москвы назначат Сергея Кириенко.

2 января. Вопреки надеждам, Путин Кабмин в отставку не отправил. Медведев тоже продолжает выполнять свои обязанности, несмотря на рейтинг доверия в 6%. Все больше политологов склоняются к мысли, что нынешний премьер просто удобен Путину для списывания на него всех своих неудач.

18 декабря. Прошли очередные митинги за отставку Медведева во Владимире, Биробиджане, Казани. Страна ждет отставки Кабмина . Ходорковский заявил о кумовстве во власти, и что перемены невозможны, так как в системе работают дети и родственники политиков.

6 декабря. В прессе промелькнула информация, что Медведева заменят на Собянина . Основанием для грядущей кадровой перестановки послужили слухи в кулуарах Кремля, а также перенос традиционного послания Путина с декабря на 2019 год.

9 ноября. Медведев попал в число участников "Позорного полка". Его обвинили в повышении пенсионного возраста.

15 октября. Сторонников отставки Медведева заносят в базу МВД "Сторожевой контроль". Минувшим воскресением в Челябинске был разогнан митинг сторонников Алексея Навального, планировавших начать бессрочную акцию против отставки премьера. Один из активистов задержан, причиной задержания являлось попадание в списки указанной базы.

8 октября. Политический идеолог Максим Шевченко заявил о том, что россияне ждут отставки Медведева. По его словам причина общественных настроений заключается в антинародных решениях правительства.

4 октября. Медведев запретил пилотки в армии. Глубокая реформа армии подразумевает выдачу 1 белой рубахи офицерам на 5 лет, а слово "кепка" в документации заменят на "шляпа". Также солдаты получат две пары трусов за год службы.

3 октября. Коммунисты продолжают требовать отставки Медведева. В Орловской области прошли очередные протесты в ходе которых была принята резолюция об отстранении премьер-министра и смене экономического курса.

Предпосылки для отставки

Согласно данным ВЦИОМ рейтинг доверия Медведева к началу 2019 года составляет всего 8,3%. По рейтингу ФОМ - всего 6%. По результатам опроса «Левады-Центра» недовольство действиями Правительства России, которое возглавляет Дмитрий Анатольевич, выразили 62% респондентов.

Во время введения войск в Украину в 2014 году одобрение действиями правительства Медведева достигло второго своего пика.

В 2017-2018 году падение рейтинга тоже спровоцировал скандал на фоне фильма «Он вам не Димон». Кроме того, из-за иностранных санкций значительно ухудшилась экономическая обстановка в стране, а все обещания по поводу импортозамещения оказались надувательством.

Когда произойдет отставка Медведева

За годы своего президентства Путин стабильно покрывает членов своей команды. Учитывая, что структура российской олигархии прочно держится на безграничной любви президента, своего премьера он принесет в жертву только в крайнем случае. И даже в этом случае подарит ему другую хлебную должность.

Как, например, Усманову, Рогозину, Сердюкову или Козаку. Тот же Чубайс, имея сверхотрицательный рейтинг, при Путине не голодал.

Рост недовольства к премьеру и председателю «Единой России» выгоден Путину. Детальное изучение поведения аудитории показывает, что общество списывает на Медведева все промахи путинской политики.

Формула «царь хороший – бояре плохие» подтверждается относительной устойчивостью рейтинга самого президента. Таким образом, всем известный дуэт является беспроигрышным методом политтехнологии. А после провала «Единой России» на местных выборах, власти начнут предпринимать ребрендинг, и, с большой долей вероятности, Медведева в ближайшее время представят перед россиянами в новом образе. Вместо «плюшевого либерала» на сцену взойдет «жесткий реформатор».

Однако, экономика при действующей олигархической системе, основанная на воровстве госзакупок из нефтяных денег, обречена на провал. Ее добьют санкциями, она нежизнеспособна сама по себе.

Медведев будет отстранен от власти вместе с Путиным, либо принесен им в жертву в ближайшие 5-7 лет. Так что отставка – дело неизбежное.

К чему приведет отставка Медведева

Если Путин все же рискнет убрать Медведева с поста премьера, то ситуация в стране практически не поменяется. Да, будут предприняты какие-то реформы, начнется череда обещаний и пиара, но хватит ее не более, чем на 1-2 года. Путинской команде в стране верят все меньше, это видно по общим настроениям, результатам региональных выборов, да и по тем же рейтингам.

Если отставка Медведева совпадет с отстранением Путина, то с высокой долей вероятности народ снова проголосует за очередного царька, пусть и с меньшими коррупционными амбициями, но с более авторитарной властью.

Вместо цивилизованного парламентского правления россияне сейчас ждут новоявленного Сталина, который будет сажать коррупционеров (и врагов народа), развивать военную машину и расширять границы. Путин себе подобного приемника уже наверняка подобрал.

Олигархии тоже выгоден царек. Система выстроена очень прочно, бежать им некуда, в их руках – полиция, Росгвардия, система госбезопасности, деньги. Что может противопоставить этому запуганный народ?

С другой стороны, этот новоизбранный Сталин будет последним русским диктатором. Дальше настанет время прозападных политиков вроде Навального. К тому времени он, конечно, уже выйдет из тюрьмы постаревший и седой, и 40-летние школьники подведут его к присяге под руки.

Так что отставку Медведева следует воспринимать как маленький шаг к большим переменам в будущем, но с большой отсрочкой. А в том, что она будет – можно не сомневаться.

Правительство все больше похоже на старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют за неимением нового

Публикация данных социологических опросов, которые свидетельствуют о желании большинства граждан России сменить правительство, едва ли могут удивить. Правительство в России всегда было малопопулярно. Что касается последних лет, то временами негативные эмоции населения целенаправленно отвлекали на правительство и лично Дмитрия Медведвева, так что ничего удивительного в его низких рейтингах нет.

В чем же оригинальна нынешняя ситуация?

Оригинальность в неуправляемости происходящего. Правительство Медведева так очевидно непопулярно, что хорошо бы его уже сменить, и это ставит Владимира Путина в неловкое положение: уволить правительство — значит поддаться давлению, не увольнять — значит солидаризироваться с ним, усиливая тем самым недоверие и к себе лично. И то и другое неприятно и чревато проблемами в будущем. Тем не менее, пока Медведев сохраняет свой пост и, возможно, эта ситуация изменится еще не скоро.

Правительство Медведева

Правительство Медведева было непопулярно еще до президентских выборов и одно из ожиданий даже вполне лояльной части населения от них заключалось в смене правительства. Но по внутриаппаратным или личным причинам Путин решил оставить Медведева и после выборов, что, как кажется, и изменило всю ситуацию.

Несколько лет граждан России приучали к мысли, что все хорошее — от президента, а все плохое —от правительства, в котором «засели либералы».И вдруг после выборов Путин переназначает Медведева и почти весь кабинет, демонстрируя свое доверие к структуре и персоналиям, которые у населения не вызывают никакого доверия и не пользуются никакой популярностью.

Вполне возможно, что в Кремле даже и не задумались, насколько сильно это было «против шерсти», против общественных настроений. Впрочем, чему удивляться, если Силуанов публично признается, что не думал, насколько сложным окажется обсуждение «пенсионной реформы»? Похоже, за годы сверхпопулярности Путина и российской власти в его лице, чиновники окончательно перестали обращать внимание на такие мелочи, как общественные ожидания и запросы.

Повышение пенсионного возраста, называемое в официозных кругах «пенсионной реформой» — это важнейший этап в отношениях власти и общества за последние годы и его истинное значение мы поймем позже. Казалось бы, вот зачем Путину было нужно сохранять после своего переизбрания это непопулярное правительство: чтоб обвинить его в непопулярной реформе и наконец отправить в отставку, вызвав этим хоть какой-то подъем энтузиазма и добрых ожиданий у россиян. И вроде бы к этому дело и шло: всё лето партии думской оппозиции дружно ругали правительство и обещали избирателям, что президент не допустит повышения пенсионного возраста, разберется и накажет тех, кто осмелился так обидеть народ.

Но развязка была действительно неожиданной: второй раз меньше чем за год Путин вышел из-за кулис и фактически взял на себя ответственность за все происходящее, поддержав Белый дом. Естественно, единение с непопулярным кабинетом министров в итоге отразилось на рейтингах президента: популярный в среде радикальных критиков власти тезис о том, что разницы между президентом и правительством нет и это одна компания, стал распространяться в значительно более широких кругах, усиливаемый обидой за очевидное предательство — для того ли миллионы людей, добровольно ли или принудительно, пришли в марте на избирательные участки и поддержали Путина, чтоб он потом с ними так поступил?

Вынужденная несменяемость

Почему Путин не может просто взять и отправить в отставку правительство Медведева?

На самом деле, причин тому очень много, но все они лежат за пределами публичной политики.

Начать надо с того, что по понятиям нашей элиты ни Медведева ни других министров нельзя просто так взять и уволить. Это рядового человека в любой момент можно так или иначе, но выставить на мороз в чем мать родила и ничуть не беспокоиться, как он дальше будет жить. Не так с чиновниками: их всех надо пристроить, причем — на хорошие должности.

Особенно сложно пристроить куда-то заслуженного соратника и бывшего президента Медведева. Под него сначала надо сконструировать значимый и солидный пост и только потом убирать его с правительства. Министрам и вице-премьерам тоже надо что-то предложить, а все популярные «кормушки» уже распределены между нужными людьми и организовать хотя бы десять престижных и доходных синекур не так-то просто.

Но гораздо острее стоит другой вопрос: кого назначить вместо?

После отставки Касьянова и до премьерства самого Путина Россия знала только один тип премьеров — технический. После возвращения Путина, уже седьмой год, что, кстати, дольше чем все годы премьерства Фрадкова и Зубкова, Россия неизменно живет при непопулярном премьере Медведеве. То есть, меняя правительство, Путину надо создать совершенно новую конфигурацию власти.

Технический глава правительства сейчас Путину совершенно не выгоден — при незаметном премьере за все плохое отвечает президент и никто больше. Сейчас бы Путину пригодился авторитетный и широко известный политик, который бы воспринимался как самостоятельная фигура, из которого потом можно было бы сделать отличного «мальчика для битья». Но, во-первых, где? Относительно известны среди населения в правительстве только Сергей Лавров и Сергей Шойгу, но ни один из них не выглядит специалистом по экономике и социальным делам, да и популярность их локализована в среде ура-патриотической общественности.

Предположим, назначение премьером Шойгу или Лаврова даже и вызовет короткий всплеск энтузиазма и ожиданий перемен, но с учетом непростых социально-экономических условий можно ожидать скорого и глубокого падения популярности нового кабинета. В итоге последние популярные фигуры в окружении Путина исчезнут и он останется один на один со всеми проблемами внутренней и внешней политики.

Во-вторых, кто бы ни был новым премьер-министром, его назначение и формирование кабинета предполагает сложнейшую систему гармонизации интересов различных групп в окружении президента. С учетом сложных взаимоотношению между кланами во власти, этот процесс может оказаться не только длительным и тяжелым, но даже и разрушительным для всей властной вертикали.

В-третьих, премьер-министр с зачатками личной популярности может оказаться слишком амбициозным и в решающий момент предпочесть спасать свою репутацию и свои перспективы, а не подставлять плечо президенту. Это, как кажется, главные препятствия на пути Сергея Собянина к высокому посту. Кроме того, в его случае возникает вопрос, кому оставить Москву. Учитывая значение столицы в жизни России, от ответа на него слишком многое зависит, а с кандидатурами у власти плохо. Достаточно посмотреть, какого тусклого чиновника ведут на пост главы Санкт-Петербурга, чтоб оценить масштаб кадрового голода внутри системы.

Отложенная жертва

Самый простой способ для президента не множить проблемы — тянуть время и ничего не менять, что собственно и происходит. Несмотря на то, что разница между президентом и правительством все менее различима, правительство все-таки берет на себя некоторое количество негатива, который в иной ситуации обрушился бы прямо на президента. Правительство сегодня — это старый, плохо работающий и безнадежно забитый грязью фильтр, который не меняют потому, что нового нет, а наличие хоть такого фильтра лучше, чем его отсутствие.

Сейчас-то, задним числом, понятно, почему радикальные перемены в правительстве не последовали сразу после выборов: после повышения пенсионного возраста любой кабинет и любой премьер были бы столь же непопулярными, и к началу 2019 года запрос на перемены был бы таким же острым, какой он и есть сейчас.

Возможно, снова и снова оставляя Медведева на высокой должности, Путин просто имеет в виду, что впереди гораздо более серьезные испытания для населения и его отношения к власти. Повышение пенсионного возраста — это далеко не последний неприятный сюрприз. В таком случае логично тянуть время и воспользоваться услугами верного Медведева по полной программе — чтоб он взял на себя по максимуму и ушел в отставку тогда, когда ситуация будет совсем уж напряженной.

Крайний шаг

Отставка правительства в нынешней ситуации — это крайний шаг, который можно делать один раз за много лет. Это ранний Путин на фоне роста своего рейтинга мог позволить себе роскошь иметь технических премьеров и менять одного на другого по мере надобности. Теряющий популярность Путин вынужден относиться к смене правительства с преувеличенной осторожностью: если сделать всё не вовремя и не угадать с кадрами, то вместо передышки он может получить совсем иное — еще более сильное обрушение собственного рейтинга на фоне разочарования людей от нового правительства, и от премьера, и от самой ситуации кадровой чехарды.

Но даже если удастся угодить людям с новым премьером, трудно представить ситуацию, при которой экономика России вдруг пошла бы на поправку и людей охватил оптимизм. В условиях нарастания социально-экономических трудностей даже самый популярный деятель путинского окружения в считанные месяцы может оказаться еще более токсичным премьером, чем Медведев.

В отличие от первых президентских сроков, смена правительства сейчас или в обозримом будущем — это предвестие больших перемен на всех уровнях, даже если сделано все будет в попытке сохранить стабильность. За много лет фигурирования в верхних строчках табели о рангах Медведев все-таки стал одной из системообразующих фигур нынешнего режима. Поэтому его нельзя заменить безболезненно для президента, притом что и менять-то, как уже говорилось, особо не на кого: кроме бывших и действующих охранников и постаревших друзей молодости в резерве у Путина никого не осталось.

По информации источников «Газеты.Ru», часть высокопоставленных сотрудников аппарата правительства и ключевых министерств ищут новую работу, в преддверии выборов президента в марте 2018 года, отставки правительства и формирования нового кабинета. Кто-то не рассчитывает, что Дмитрий Медведев останется премьером, кто-то хочет сменить нервную работу на что-то более спокойное.

В «топе» популярных у чиновников вакансий - места в руководстве и советах директоров госкорпораций, компаний с госучастием и крупных госучреждений, должности в международных организациях. Среди тех, кто не рассчитывает на продолжение работы в правительстве,

называют руководителя аппарата правительства Сергея Приходько и нескольких его сотрудников, министра труда Максима Топилина, министра здравоохранения Веронику Скворцову, вице-премьеров Ольгу Голодец и Аркадия Дворковича.

Последнему 27 сентября досталось от президента Владимира Путина, который на фоне скандала с авиакомпанией «ВИМ-Авиа» обвинил профильного чиновника в том, что тот «недостаточно уделяет внимания транспортной системе»: «Может быть, вы перегружены слишком? Мы уже говорили об этом».

Кроме того, по информации «Газеты.Ru», глава протокола Дмитрия Медведева Марина Ентальцева, ушла в длительный отпуск.

В тоже время, пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова резко опровергла «Газете.Ru» информацию относительно аппарата правительства. «Ентальцева со следующего понедельника на работе, Приходько ничего не покидает, и я не знаю ни одного высокопоставленного сотрудника аппарата, кто искал бы работу», — подчеркнула Тимакова.

«Искренне заверяю вас, что ваши источники вам врут. Интересно, с какой целью?», — сказала она.

Впрочем, собеседник «Газеты.Ru», близкий к Кремлю не считает, что все это однозначно указывает на приближающуюся отставку Медведева после выборов президента. Он полагает, что действующий премьер-министр, по-прежнему, первый в списке президента в качестве нового главы правительства.

«Но, после информационных атак по нему, разрыв между ним и другими преемниками сократился. Он уже не абсолютно первый», — считает источник.

Владимир Путин, если пойдет на выборы и станет президентом, вполне может оставить Дмитрия Медведева на посту премьер-министра, чтобы сохранить текущий статус-кво и не усиливать какую-либо из властных групп. Вместо этого будет кардинально обновлен министерский корпус.

В том же ключе сохранения текущей конфигурации можно рассматривать появление в премьерском кресле кого-то из чиновников-тяжеловесов таких, как вице-премьер Игорь Шувалов, первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко или помощник президента Андрей Белоусов.

Но, как говорят многочисленные источники, велика вероятность того, что премьер-министр будет не из старой гвардии. Причем, не исключено, что произойдет это еще до президентских выборов.

Выбор конкретной кандидатуры во многом будет определяться тем, какую повестку дня сформулирует для себя Владимир Путин. Уже очевидно, что он не станет отдавать предпочтение какой-то конкретной программе социально-экономического развития.

Главе государства представлено несколько документов, в частности, программа ЦСР Алексея Кудрина, «Стратегия роста» бизнес-омбудсмена Бориса Титова и правительственная программа, которую готовил глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Из этих и прочих предложений и будет собрана предвыборная платформа.

Конечно, нельзя полностью исключать, что за основу будет принята программа, к примеру, Алексея Кудрина. У экс-министра финансов есть все качества, чтобы стать премьером, но судя по последним заявлениям и действиям президента, повестка «четвертого срока» будет включать в себя модные пункты вроде цифровизации и роботизации, и значительная ее часть окажется адресована молодой аудитории.

В этот подход вписывается тренд на кадровое омоложение госаппарата.

А «молодой повестке» нужен молодой премьер-технократ.

Агентство Bloomberg, со ссылкой на нескольких чиновников, ранее сообщало, что 35-летний министр экономического развития Максим Орешкин «вырос в фаворита Путина». Источники «Газеты.Ru» отмечают, что он фигурирует в числе кандидатов на должность главы правительства.

Но у Орешкина могут появиться конкуренты. Недавно Владимир Путин обсуждал способы повышения темпов роста экономики не только с ним, но и министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым. А есть еще, например, глава Росимущества, заместитель Орешкина, Дмитрий Пристансков. Он имеет опыт работы в крупной корпорации («Норникель»), а еще раньше трудился в прокуратуре. Или министр энергетики Александр Новак, который весьма успешно ведет переговоры с ОПЕК.

Альтернативой молодому-технократу может стать кто-то из топ-менеджеров крупных компаний или банков (вроде главы Сбербанка Германа Грефа и председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера) или женщина-премьер. Последний вариант - это прогрессивно и отвечает современной моде на гендерное равноправие.

В системе органов власти женщин, обладающих премьерским потенциалом не так много: спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель ЦБ Эльвира Набиуллина, глава Счетной палаты Татьяна Голикова.

Политологи и разного рода инсайдеры, обсуждают и другие кандидатуры, а также возможные конфигурации правительства. Например, распространена версия, что президент может вообще ликвидировать пост главы правительства и подчинить кабинет напрямую себе. В этом случае, по информации «Газеты.Ru», может быть создано «суперминистерство», в которое войдут Минэкономразвития и Минфин.

Еще один революционный вариант - это внедрение элементов парламентской республики. В этом случае, правительство будет формироваться парламентским большинством, хотя полномочия главы государства вряд ли будут сильно урезаны.

С учетом вероятной трансформации системы госвласти, «Газета.Ru» составила шорт-лист потенциальных кандидатов в премьер-министры.

    Молодой технократ

    Министр экономического развития

    Максим Орешкин

    Максим Орешкин занял пост главы Минэкономразвития после того, как в октябре 2016 года по обвинению в получении взятки был задержан Алексей Улюкаев. Многие полагали, что молодому замминистра финансов просто дали «подержать место» до президентских выборов в марте 2018 года. Менее чем через год агентство Bloomberg назвало Орешкина новым фаворитом Владимира Путина, а многочисленные источники в Кремле и правительстве называют его одним из основных кандидатов на пост премьер-министра. Максим Орешкин является также разработчиком одной из программ социально-экономического развития России до 2024 года. Документ пока нигде не опубликован, но президенту, который давал соответствующее поручение правительству, его отнес лично премьер Дмитрий Медведев.

  • Премьер из парламента

    Председатель Госдумы

    Вячеслав Володин

    Вячеслав Володин был одним из самых влиятельных людей в администрации президента, а его переход в парламент часть наблюдателей назвала понижением. Но если Кремль решит реализовать вариант с переходом к формированию правительства парламентом, то акции Володины мгновенно подскочат в цене. Опытный бюрократ вполне может рассчитывать занять кресло главы кабинета министров. Впрочем, и без «парламентского маневра» Володин может оказаться в премьерском кресле.

  • Женщина-профессионал

    Глава Банка России

    Эльвира Набиуллина

    Владимир Путин много лет работает с Эльвирой Набиуллиной и ценит ее. В должности вице-президента Центра стратегических разработок она участвовала в разработке программы для его первого президентского срока, потом возглавляла этот фонд, работала заместителем министра и министром экономического развития, помощником президента. Набиуллина первый глава ЦБ в России, которому удалось добиться фантастических успехов в деле борьбы с инфляцией. В сентябре она держится на уровне 3,2%, что даже ниже целевого уровня ЦБ в 4%. В то же время, политика ЦБ в банковском секторе вызывает у многих раздражение, и переход на работу в правительство был бы удачным решением для всех.

  • Бюрократ-экономист

    Помошник президента РФ

    Андрей Белоусов

    Еще один бывший глава Минэкономразвития - Андрей Белоусов, сегодня координирует работу в администрации президента с экономическими программами, которые разрабатывают экспертные центры. Он опытный чиновник и грамотный экономист, по слухам, некоторые влиятельные силы объединились для продвижения Белоусова в качестве противовеса «силовому блоку».

  • Губернатор-модернизатор

    Мэр Москвы

    Сергей Собянин

    Главный реноватор страны Сергей Собянин зарекомендовал себя, как человека способного сделать «из России Европу», невзирая на расходы и общественное мнение. С последним он научился управляться так, что даже из очень сложной ситуации, такой как протесты против реновации, вышел почти с триумфом. Мэр Москвы выигрывал выборы у Алексея Навального, а на последних муниципальных выборах дал оппозиции почувствовать себя победителями, но при этом «Единая Россия» получила более 75% депутатских мандатов. Возможно, что на данный момент, Собянин самый эффективный руководитель региона в стране.

  • Эффективный менеджер

    Президент Сбербанка

    Герман Греф

    Один давних членов команды Владимира Путина, работал с ним еще в мэрии Санкт-Петербурга, был министром экономики в федеральном правительстве с 2000 по 2007 год. Превратил Сбербанк из советского учреждения в достаточно современную кредитную организацию. Один из тех людей, которые постоянно генерируют реформаторскую повестку. На данный момент его любимые темы - реформа системы госуправления, а также все, что связано с цифровой экономикой - «биг дата», блокчейн и пр. Является «дежурным» кандидатом на премьерское кресло.

  • Именитый реформатор

    Глава фонда «Центр стратегических разработок»

    Алексей Кудрин

    Одна из программ «четвертого президентского срока» Владимира Путина написана ЦСР под руководством Алексея Кудрина. Экс-министр финансов, потерявший место в правительстве из-за резких слов в адрес Дмитрия Медведева, который был в то время президентом страны, считает, что надо сокращать расходы на оборону и госаппарат, больше вкладывать в образование, а также выступает за повышение пенсионного возраста. Кудрин один из тех людей, к которым прислушивается Владимир Путин, и его постоянно прочат на высокие должности во власти. По всем параметрам подходит на премьерскую должность, но требует слишком много независимости в принятии решений.

  • Владимир Путин, как известно, любит неожиданные ходы. Так два его премьер-министра - Михаил Фрадков и Виктор Зубков - были людьми, на которых никто не ставил. Первый - выходец из спецслужб с опытом работы в правительстве (возглавлял министерство внешней торговли), второй - питерский функционер, работавший с Путиным в мэрии. Такие люди есть и сейчас. К примеру, глава Федеральной таможенной службы Владимир Булавин служил в органах госбезопасности с 1977-го по 2008 год. Или директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин, возглавлявший в свое время администрацию президента, работавший вице-премьером и спикером Госдумы. Кроме того, Владимир Путин вполне может двинуть вперед кого-то из молодых губернаторов, недавно прошедших через процедуру выборов. Там много молодых и перспективных - глава Калининградской области Антон Алиханов (31 год), Новгородский губернатор Андрей Никитин (37 лет), губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников (40 лет), глава Удмуртии Александр Бречалов (43 года). В общем, «джокеров» в колоде у президента много, и решение может оказаться очень интересным.

«В этой жизни за все поступки, которые совершил, нужно отвечать - такова неумолимая логика истории». Это не покаяние Д. Медведева. Это фигура речи, которую он использовал пять лет назад в своем первом выступлении в Госдуме в роли премьера: как бы шутка - будучи президентом, придумал ежегодный отчет правительства в парламенте, но не думал, что будет сам его представлять.

Правительству Д. Медведева осталось работать не больше семи месяцев. Если его досрочно не отправят в отставку, то после президентских выборов оно обязано сложить полномочия. В любом случае итогового самоотчета о работе высшего исполнительного органа государственной власти мы, скорее всего, не дождемся. Конституцией он не предусмотрен, а его работодатель сам всё знает.


По социологическим замерам, правительство не пользуются абсолютным доверием. Статистике верят больше. До 100 процентов граждан. По данным Росстата.

Субъективные оценки есть у каждого гражданина. У нас на глазах функции исполнительной власти очень часто вынужден исполнять лично президент, передавая, например, главам регионов обращения граждан, поступившие на прямую линию. Напомним - их более 2,5 миллиона. А почему не федеральному правительству, раз у нас в стране система исполнительной власти вертикальная, - вопрос риторический.
Ну, а если Д. Медведев вновь возглавит правительство? Вероятно, у него сохранится особенность постоянно рассказывать, в каких непростых условиях приходится работать: всё, что делается - впервые в истории, объективно вынужденно, но единственно верно.
Если писать учебник новейшей истории страны по Медведеву, на основе его оценок, то ближе всего к авторскому оригиналу будут выдержки из официальных ежегодных конституционных отчетов правительства Государственной думе.

Выступая с правительственным отчетом в Госдуме в апреле 2014 года, то есть через два года после старта начальствования, премьер, видимо, так и не выйдя из роли президента, привычно «открыл» депутатам и народу глаза на нестабильность мировой экономики, на недружественность политики ведущих стран, на собственные структурные ограничения. Но тут же «воодушевил»: политика правительства - это продуманная и выстроенная система действий, поэтому мы не будем метаться из стороны в сторону и пытаться придумывать некие новые принципы развития нашей экономики. А санкционные последствия будут минимизированы. Нынешняя ситуация для государства - это хорошая возможность повысить эффективность нашей деятельности, создать новую основу национальной экономики, которая базируется на собственном производстве. Специфика же России экономики не касается. Она проявляется только в национальном самосознании, в ценностных ориентирах, но законы экономики остаются общими (запомним это - А. М.), поэтому будем без истерик продолжать следовать выбранной экономической стратегии.

Прошло всего двенадцать месяцев, но Д. Медведев уже не вспоминает при очередном правительственном отчете в Госдуме в 2015 году свои прежние слова:
а) о хорошей возможности повысить эффективность работы;
б) о создании новой основы экономики с опорой на собственные силы.

О том, как и каким образом он и правительство реализовали эти возможности, что придумали в отношении новой основы экономики. Как реализовали идеи типа чучхе.

Напротив, нагнетает ситуацию. «Впервые за всю историю России после распада Советского Союза, а в чем-то и вообще за всю историю России XX века, и в советский, и в постсоветский период, наша страна оказалась под воздействием сразу двух внешних шоков - резкого падения цен на нефть и беспрецедентно жесткого санкционного давления». Санкционный ущерб России приблизился к 25 млрд евро, это полтора процента ВВП, а в 2015 году он может увеличиться в несколько раз.

И тут же, буквально, через пару абзацев - оптимистичное самоопровержение: в 2009 году мы испытали гораздо более серьезные проблемы. И предупредил: дальше может быть и хуже, - но не пояснил, хуже чего. Главное - в новой реальности всем нужно будет научиться работать.

Прошел еще один год. 2016 год. Опять отчет перед депутатами. Чему научились?

Нет ответа. Опять риторика о беспрецедентной ситуации для истории, о жестком шоке для нашей экономики. Но уже апелляция к мировому опыту: «К такому стремительному снижению стоимости экспорта быстро не может приспособиться ни одна экономика». И главное - плохая предсказуемость глобальных рынков, которые теперь всё больше подчиняются политическим законам, а не законам экономики (вспомнили? - А. М.).

Наконец, апрель 2017 года. Вновь ежегодный отчет правительства в Госдуме.

Премьера не узнать. Он уже на коне: «Мы по-новому осознали возможности». И бравада: хотя нас и санкциями продолжали давить, и нефть была дешевой - мы вступили в конкурентную борьбу за лидерство на внутреннем и внешнем рынке. И наша экономика развивается.

Аргументы? Пожалуйста. Два крупнейших рейтинговых агентства «большой тройки», я имею в виду Fitch и Moody"s, за последние полгода изменили прогнозы экономики России с негативного на стабильный, а еще одно - S&P - подняло его до позитивного, и уже к концу года Россия может вновь вернуться в категорию стран с инвестиционным рейтингом.
Далее.
Каждый из
своих отчетов премьер предваряет статистикой правительственного законотворчества, ежегодно измеряющегося сотнями законопроектов. Как будто достраивает законодательную кирпичную стену, и надо успеть доложить еще пару сотен километров.
В последний раз он похвастался проектами, «которые призваны повысить качество судебной экспертизы, борьбы с кибератаками, снизить число пробок, сделать движение безопасным, а также один из очень важных законопроектов - «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве…».

Еще Д. Медведев очень любит «украшать» концовку своих отчетов.

Цитирует П. Столыпина: «Страны, которым наносились сильные удары, показывали живучесть только тогда, когда брались с большой энергией и охотой за дело своего обновления», С. Муромцева: «Великое дело налагает на нас и великий подвиг, призывает к великому труду. Пожелаем друг другу и самим себе, чтобы у всех нас достало сил для того, чтобы вынести его на своих плечах на благо избравшего нас народа, на благо Родины», вновь П. Столыпина: «В деле защиты России мы все должны соединить, согласовать свои усилия, свои обязанности и свои права для поддержания одного исторического высшего права нашей страны - быть сильной».

Но самое интересное заключается в том, что премьеру так понравилось изречение Суворова, что захотелось обязательно процитировать его, даже и переврав при этом. По его словам, Александр Васильевич сказал: «Природа произвела Россию только одну, она соперниц не имеет, мы, жители России, всё одолеем». Точная же цитата - «Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет. Мы русские, мы всё одолеем» (Суворов А.В. Письма / Изд. подгот. В.С. Лопатин; отв. ред. В.А. Самсонов. М.: Наука, 1986).

«Мне всё можно».

А теперь - по существу.

Хотел того премьер или нет, но оценку его правительству по стечению обстоятельств дали многие его современники и сотоварищи в своих интервью и публикациях в СМИ.

В Никитском клубе основной докладчик по теме 25-летия рыночных реформ в России - О. Вьюгин, председатель совета директоров «МДМ-банка», авторитетно утверждал, что замедление экономического роста началось не в 2014 году, как утверждал Д. Медведев, а шло весь 2012 год от квартала к кварталу. Примерно со второй половины 2013 года инвестиции в основные активы расти перестали, то есть до шока 2014 года. Шок просто усугубил уже начавшееся нарастание проблем российской экономики.

В 2014-2016 гг. правительство не включило механизмы наращивания и стимулирования экспорта, поскольку внутренние затраты, по сравнению с конкурентами за рубежом, существенно сократились. Если экспорт наращивается, это дает возможность преодолеть ограничения по внутреннему спросу и поддержать инвестиции.

Не был использован и вариант поддержки спроса посредством фискального стимулирования - то, что Россия делала в 2008-2009 гг., используя резервные фонды.

Третий неиспользованный способ - дерегулирование предпринимательской деятельности и мобилизация притока частного капитала. Более того, власти почему-то выдвинули лозунг импортозамещения, то есть, по сути, призвали создавать то, что уже умеют и лучше делают в мире, но в рамках замкнутой российской экономики.

В. Фадеев, главный редактор журнала «Эксперт», член Высшего совета партии «Единая Россия» (а теперь - Секретарь Общественной палаты России) на другом форуме по одноименной теме заявил, что существует очень серьезный разрыв между тем, что делается на уровне федеральной власти, и тем, что происходит в регионах. Во многих субъектах наблюдается положительная динамика в экономике, в том числе в сельском хозяйстве, однако позитивный рост не отражается на федеральном уровне, потому что к принятию решений подпускают определенную узкую группу лиц. Это проблема элит, проблема отсутствия коммуникации.

Т. Голикова, председатель Счетной палаты России, на парламентских слушаниях в Госдуме на тему «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» мягко, корректно, но для понимающих - вынесла приговор вскоре уходящему в отставку правительству: «Постоянное расширение состава используемых программно-целевых инструментов (федеральные и ведомственные программы, госпрограммы, приоритетные проекты) повышает риски параллельного осуществления мероприятий по близким целям, ограничивает возможности концентрации ресурсного обеспечения на наиболее приоритетных сферах».

И проиллюстрировала это примером из сферы образования. По приоритетному проекту предстоит создать 47 тыс. ученических мест, по госпрограмме - 98 тысяч, а по самостоятельной программе по созданию мест в школах - более 680 тыс. мест (в своем отчете премьер сообщил, что сохраняется намерение к 2025 году создать 6,5 млн ученических мест. Но в ходе ответов на вопросы был вынужден сообщить, что и в этом году больше, чем на 170 тыс. мест, не выйдут).

Т. Голикова напомнила, что правительственная декларация о перезагрузке госпрограмм так и осталась декларацией.

По мнению А. Кудрина, президентские майские указы - главное, за что ответственно правительство и что реально касается благосостояния граждан и социально-экономического развития страны, - выполнены только наполовину, хотя выпущены они были в мае 2012 года.

По точному выражению профессора А. Мельвиля, профессия политика - в отличие от политического аналитика - по определению требует умения жестко устанавливать цели и средства их достижения. Мышление профессионального политика, как правило, векторное и линейное: ресурсы и воля мобилизуются для достижения поставленного плана, разумеется, с учетом наличных и возможных препятствий и противодействий.

Для оценки часто используется и так называемый квадрат Наполеона. Дарования настоящего полководца тот сравнивал с квадратом, в котором основание - воля, высота - ум. Квадрат будет квадратом только при условии, если основание равно высоте.

Д. Медведев: «На заседании правительства мы утвердили основные параметры федерального бюджета (на 2018 год - А.М.). Теперь переходим к более детальному бюджетному планированию. Есть целый ряд предложений от министерств, от регионов, есть своя позиция у наших коллег из Государственной думы и Совета Федерации, поэтому нужно найти согласованные, взвешенные решения, исходя из наших реальных финансовых возможностей».

Как же это возможно? Зачем эта демагогическая демократия? Не нужен даже квадрат Наполеона, действуй по закону!

Федеральный конституционный закон «О правительстве Российской Федерации» устанавливает, что высший исполнительный орган государственной власти в сфере экономики «прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики».

Формально федеральный прогноз социально-экономического развития есть, но, судя по всему, он уже устарел. Есть Основные направления деятельности правительства на период до 2018 года в их новой редакции, утвержденной правительством РФ 14 мая 2015 г. Но там лишь однажды используется выражение «приоритетные отрасли экономики»: «В целях повышения доступности кредитных ресурсов для организаций, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях экономики, продолжится поддержка банковской системы Российской Федерации».

Какие отрасли экономики были и есть в приоритете?

В 2015 году в число приоритетных отраслей экономики вошли сельское хозяйство, обрабатывающие производства, химическое производство, машиностроительный комплекс, жилищное строительство, транспортный комплекс, связь и телекоммуникации, а также производство и распределение электроэнергии, газа и воды и других ресурсов.

В 2016 г. фокусом для господдержки, по словам А. Дворковича, стала автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность и строительство.

На 2017 год, как писала газета «Коммерсантъ», со слов нового министра экономразвития М. Орешкина, пришлась выработка новых подходов к поддержке секторов экономики, испытывающих значительный структурный спад, так как в антикризисных планах на 2015 и 2016 годы деньги направлялись в основном на помощь растущим отраслям. И министр назвал эти отрасли - автопром, транспортное машиностроение, сельское хозяйство и легкую промышленность.

Получается, что либо министр путает отрасли, либо автомобильная промышленность, транспортное машиностроение, легкая промышленность действительно превратились из растущих отраслей в отрасли, испытывающие значительный структурный спад. Правда, Д. Медведев поправил министра - не сельское хозяйство, а сельскохозяйственное машиностроение.

Теперь понятно, что при такой ежегодной смене приоритетов ни разработать программы, ни реализовать их невозможно.

В интервью «Московского комсомольца» с Т. Голиковой сообщается об общественном шоке от последнего отчета Счетной палаты. Общая сумма выявленных в прошлом году нарушений и недостатков составила 965,8 млрд рублей. Почти триллион. Это целый железнодорожный состав, груженный банкнотами номиналом 1000 рублей, или 2500 вагонов, забитых купюрами по 100 рублей. Годовой бюджет нескольких стран.

Система госуправления сильно раздута. Численность госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов исполнительной власти растет ежегодно, а в 2016 году увеличилась на 5,6%. В Минфине доля руководства в штате вместо 10% составила 48,4%, то есть 744 единицы. На практике это означает, что более чем трети сотрудников таким образом повысили денежное содержание.

Классический функционал министерств, который связан с нормативным регулированием, с правильным созданием механизмов управления, подменяется хозяйственными функциями, функциями управления ресурсами. Это один из ключевых вопросов.

Отчетность 40 министерств и ведомств признана недостоверной. По итогам проверок количество возбужденных уголовных дел выросло в три с половиной раза.

В решении социально значимых вопросов фактор справедливости играет ключевую роль, но о нем всегда забывают. Оптимизация в здравоохранении оказалась бездумной. Доступность медпомощи в конкретных населенных пунктах страдает. Из государственной системы здравоохранения в 2016 году ушли 2 тысячи врачей и 18 тысяч медсестер и фельдшеров.

В России стало на 2 миллиона больше бедных, и теперь их 22 миллиона. В этом году Счетная палата четырежды направляла представления в прокуратуру по поводу высоких зарплат сотрудников госкорпораций. В одном из случаев выяснили, что вознаграждение одного из топ-менеджеров крупной структуры - 365 миллионов.

Все эти проблемы скорее от некомпетентности, - так считает Т. Голикова.

В. Полтерович, заведующий лабораторией математической экономики ЦЭМИ РАН, президент Новой экономической ассоциации, академик РАН, сообщил, что к моменту назначения Д. Медведева председателем правительства, к 2012 году, российский ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составлял 49% от аналогичного показателя Соединенных Штатов. Никогда Россия на таком высоком уровне не была.

К 2017 году, по данным ОЭСР, российский ВВП на душу населения составил только 40,5% от американского показателя. При этом этот показатель был рассчитан по новой методике, включающей дополнительно интеллектуальную собственность, производные финансовые инструменты, расходы на НИОКР и вооружение. Иначе говоря, по методике, увеличивающей этот показатель.

Нет сомнений, что санкции и другие внешние обстоятельства оказывают очень серьезное влияние на экономическую ситуацию в стране. Это мы понимаем и принимаем как объективную реальность.
Но придумывать-то зачем?

Как квалифицировать итоговые слова Д. Медведева, что благодаря усилиям правительства сейчас ситуация гораздо лучше, чем годом раньше, если по информации ОЭСР (на основе данных, предоставленных нашим правительством) российский ВВП на душу населения уменьшился за год на 495 долларов США, а по информации Всемирного банка - на 540 долларов США? Это наиболее точная характеристика, определяющая уровень экономического развития, а также рост экономики.

Для Д. Медведева этот критерий не существует вовсе. Цитирую: «Поскольку я отчитываюсь о результатах, хочу специально отметить, что самый главный, наверное, из результатов - увеличение продолжительности жизни: с 2006 года (почему мы берем 2006 год? Потому что именно в тот период мы начали реализовывать первый национальный проект) она выросла на шесть лет и достигла почти семидесяти двух лет - это самый высокий показатель за всю историю страны!»

На самом же деле этот пример доказывает только отсутствие управляемой связи между увеличением продолжительности жизни и работой правительства. Ведь правительству было поручено обеспечить достижение показателя в 74 года к началу 2018 года - майским (2012 г.) указом президента. Не исполнено. И не может быть исполнено так, как работало правительство.

А. Привалов, научный редактор журнала «Эксперт», считает, что сейчас совершенно очевидно, что любое сколько-нибудь открытое обсуждение деятельности нашего уважаемого правительства приведет к его немедленной отставке. А никакой отставки нет ровно потому, что нет открытого обсуждения. Так что, вероятно, можно ждать новых цитат.
Черный квадрат - он и есть черный квадрат.

Подпишитесь на нас

Сегодня стали известны последние новости о так бурно обсуждаемой возможной отставке Дмитрия Медведева в 2018 году. Госдума Российской Федерации 7 мая 2018 приняла кандидатуру Дмитрия Медведева, предложенную президентом на должность главы Правительства , и утвердила его на этом посту.

До назначения

Инаугурация Владимира Путина, победившего на выборах Президента Российской Федерации, повлекло за собой отставку Правительства России, в том числе и отставку Медведева. Это законодательный ход, предусмотренный Конституцией РФ.

Владимир Путин внес предложение кандидатуры на пост премьер-министра, и у депутатов Госдумы была неделя на рассмотрение этого вопроса.

Это не значит, что все это время никто не управлял государством. Прежний Кабинет Министров продолжал работать, но в статусе исполняющих обязанности.

Президент предлагает не менять главу Правительства. Отставка Медведева не входит в планы Владимира Путина. Дмитрий Медведев на этом посту зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Надежный тандем Путин-Медведев плодотворно работает уже 10 лет.

Сам Дмитрий Медведев так оценивает результаты своей работы на посту Главы Правительства Российской Федерации: «Нам пришлось работать в очень непростой период, такого экономического состояния наша страна не испытывала никогда. Кризис 2008 года неблагоприятно повлиял не только на мировую экономику, но и самым непосредственным образом отразился на нашем государстве. А санкции, которые Россия стала испытывать на себе уже в 2014 году, не дали нам ничего лучшего, как использовать беспрецедентные шоковые экономические методы. И я считаю, что в этих условиях настоящее правительство сработало на высочайшем уровне. Мы смогли не только преодолеть кризис, но и вывели страну из неизбежной экономической катастрофы».

Отчет Дмитрия Медведева о работе Правительства за период с 2012 по 2017 год

В целом отчет, представленный Медведевым о работе Правительства за истекший срок, полностью характеризует результат управления страной:

  1. Новая медицинская реформа увеличила среднюю продолжительность жизни россиянина на 2,5 года и преодолела отметку в 70 лет.
  2. Повышение минимальной оплаты труда и изменение тарифной сетки.
  3. Реформы образования направлены на получение достойного конкурентоспособного выпускника российского ВУЗа.
  4. Активно развивается отечественная туристическая инфраструктура. Это и новые рабочие места, и возможность поближе узнать прекрасные уголки России.
  5. Масштабное строительство жилья.
  6. Доступная ипотека. Мы добились минимальной за все время ставки – менее 10%.
  7. ВВП вырос на 6%
  8. Инфляция находится на уровне 2%
  9. экономики по отношению к прошлому году составляет 1,5%
  10. Фундаментальная наука направлена на решение общегосударственных задач.
  11. Создается новая конкурентоспособная промышленность.
  12. Отлично работает программа импортозамещения.
  13. Ликвидация экологически опасных объектов и построение новых очистных сооружений.
  14. Производство автомобилей выросло на 20%
  15. Беспрецедентное по своим масштабам развитие сельскохозяйственной отрасли.

Дмитрий Медведев продолжает работать главой Правительства

18 мая 2018 года был депутатами Госдумы принято решение о поддержании кандидатуры Дмитрия Медведева на пост Главы Правительства России.

На встрече с Владимиром Путиным, Медведев поблагодарил Президента за оказанное доверие и пообещал честно и плодотворно трудиться на процветание России. На этой же встрече он представил список нового Правительства России. Из последних новостей на сегодня, известно, что Владимир Путин одобрил и сразу же подписал указ о реорганизации Правительства.

Новое Правительство Российской Федерации

  1. Глава Правительства – Дмитрий Медведев.
  2. Вице-премьеры – Антон Силуанов (финансы), Максим Акимов (транспорт), Юрий Борисов (ОПК), Татьяна Голикова (здравоохранение, образование, соцполитика), Ольга Голодец (спорт и культура), Алексей Гордеев (сельское хозяйство), Дмитрий Козак (промышленность), Виталий Мутько (строительство), Юрий Трутнев (полпред в ДВО), Константин Чуйченко (руководитель аппарата правительства).
  3. Новые члены Кабинета Министров возглавили следующие министерства: Транспорта, Гражданской Обороны, Природных ресурсов, Дальнего Востока, Связи, Сельского хозяйства, Северного Кавказа, Строительства.
  4. Министерства Спорта, МВД, Юстиции, Иностранных дел, Промышленности и торговли, Культуры, Энергетики, Экономики, Здравоохранения, Социальной защиты и Обороны остались со своими прежними руководителями.
  5. Образовались два новых министерства, их главами назначили – Ольгу Васильеву (просвещение), Михаила Котюкова (наука и высшее образование).