Мусульманские обряды похорон. Похороны по мусульманским традициям

Инструкция

Мусульманские захоронения (могилы) должны быть обязательно обращены к Мекке. На мусульманских кладбищах запрещено хоронить людей другой веры и наоборот. Любопытно, что усопших женщин, не принявших ислам, но носящих ребенка от мусульманина , хоронят спиной к Мекке. Это позволит ребенку находиться лицом к Мекке. В исламе не приветствуют всякие надгробные сооружения типа мавзолеев, склепов. Дело в том, что излишне богатые и пышные похороны могут вызывать зависть у людей и приводить к искушению. Кроме того законы шариата строго запрещают мусульманам громко оплакивать умершего человека. Считается, что это приводит к еще большим его страданиям. Плачущие мусульманские мужчины получают упреки со стороны общества, а плачущие женщины и дети осторожно успокаиваются. Не приветствует ислам и перезахоронения , и вскрытия могил . Похороны мусульман оттягивать не принято. Захоронения совершаются на ближайшем мусульманском кладбище .

Непосредственно перед погребением проводится процедура омовения тела. Шариат предписывает проводить омовение умершего три раза и при участии не менее четырех человек того же пола, что и покойный. Первичное омовение происходит водой, в которой растворяется кедровый порошок, во время вторичного омовения в воде растворяют камфару, а на третий раз используется обыкновенная вода. Согласно исламским законам, нельзя хоронить мусульман в одежде. На покойного одевают только саван. Любопытно, что материал савана зависит от материального состояния покойного. Нельзя подстригать ногти и волосы умершему. Тело должно быть ароматизировано различными маслами. Над покойным мусульманином происходит чтение определенных молитв. Все это венчает укутывание тела в саван. Узлы делаются у головы, у пояса и у ног.

Узлы на саване развязывают только непосредственно перед захоронением тела. На кладбище умершего мусульманина доставляют не в гробу , как у православных и католиков, а на носилках. Тело опускается ногами вниз. Затем в разрытую могилу бросают землю и льют воду. Кстати говоря, в качестве исключения мусульман все же могут хоронить в гробах. Исключением являются расчлененные тела, фрагменты тел или уже разложившийся труп. Погребение сопровождается и определенными молитвами. Некоторых мусульман вообще хоронят сидя. Связано это с представлениями оных о механизме загробной жизни: считается, что после своей смерти душа мусульманина остается в теле до того, как будет передана ангелом смерти ангелу рая. Он подготовит ее к вечной жизни. Но перед тем как это произойдет, душа должна будет ответить на различные вопросы. Именно поэтому, чтобы «беседа» происходила в условиях приличия, некоторых мусульман хоронят сидя.

Проводить погребальные обряды мусульмане начинают сразу же, как только становится ясно, что человек находится на грани жизни и смерти. Осуществлять эти обряды могут только лица, имеющие духовный сан.

Сначала умирающего кладут на спину так, чтобы его ноги были обращены в сторону Мекки. Затем громко, так, чтобы слышал умирающий человек, начинает читаться молитва. Перед смертью , по традиции, ему дают выпить глоток холодной воды. Родственникам не разрешается плакать возле умирающего. Сразу, после того, как человек умер, ему подвязывают подбородок, прикрывают глаза, выпрямляют ноги и руки и накрывают лицо. На живот умершего кладется какой-нибудь тяжелый предмет.

Над покойником проводится обряд омовения и обмывания. Как правило, хоронят мусульман только после трех ритуальных омовений, в которых участвует не менее четырех человек, которые должны быть того же пола, что и умерший.

По шариату хоронят мусульман только в одном саване. Одежда не разрешается ни в коем случае. В погребении мусульманина может участвовать вся община в том случае, если покойный был неимущим человеком. Материя, из которой делается саван, обычно соответствует материальному состоянию умершего. Покойному нельзя стричь ни ногти, ни волосы . Перед погребением тело покойного ароматизируют различными маслами. Над ним читают молитвы, а затем закутывают в саван, завязывая у головы, у ног и у пояса узлы. Эти узлы развязываются перед тем, как опустить тело в могилу. Закутанного в саван покойника кладут на специальные погребальные носилки, на которых он и доставляется на кладбище . Особое значение мусульмане придают погребальной молитве, которая совершается имамом мечети или его заместителем. Во время этой молитвы поклоны не совершаются. Похоронить покойника стремятся как можно быстрее. Если носилки с телом опускаются на землю, то голову покойного обязательно поворачивают в сторону Кыблы. Умершего опускают в могилу ногами вниз, после чего в яму бросается горсть земли и поливается водой. Могила может копаться абсолютно по-разному в зависимости от рельефа местности. Иногда она укрепляется жженым кирпичом или досками. Во время похорон все присутствующие обязательно читают молитвы с упоминанием имени покойного.

Многие мусульмане, особенно живущие в крупных европейских городах и не слишком ревностно соблюдающие религиозные правила, совершают свадьбы в компромиссном стиле, допуская некоторые отхождения от стародавних обычаев и норм. Правила исламской морали требуют, чтобы будущие супруги до вступления в брак не виделись наедине. Они могут встречаться только в присутствии других людей (обычно родственников старшего возраста). Прикосновения друг к другу, даже рукопожатия, строго возбраняются. Невеста при встречах с будущим мужем должна быть одета согласно мусульманским канонам, чтобы у нее были открыты только лицо и кисти рук.

Обряды, непосредственно предшествующие бракосочетанию, проводятся в зависимости от того, к какому народу или общине принадлежат жених и невеста. В большинстве случаев непосредственно перед свадьбой жениха и невесту посещают родственники, друзья и подруги. В доме будущей жены собираются женщины, а доме будущего мужа – мужчины. Они до рассвета поздравляют виновников торжества, дают им советы по различным вопросам совместной жизни, желают счастья. У некоторых народов в эту ночь жениху позволяется ненадолго посетить дом своей будущей жены.

Как проходит свадебный обряд

Согласно мусульманским канонам, бракосочетание в органах ЗАГС еще не делает новобрачных мужем и женой перед лицом Аллаха. Необходима религиозная процедура оформления брака, которая называется «никах». Она обычно проходит в мечети при обязательном присутствии двух свидетелей , а также отца или опекуна невесты. Одежда новобрачных должна быть выдержана в соответствии с исламскими традициями. Хотя строгих регламентирующих правил на этот счет нет.

Проводит эту процедуру мулла или имам. Он зачитывает вслух четвертую суру Корана, где описаны права и обязанности замужней женщины. Жениху полагается подтвердить свое намерение взять невесту в жены, а также указать, какое имущество (в денежном или натуральном виде) он преподносит ей в качестве свадебного дара. Этот дар он обязан передать жене в течение какого-то определенного срока, или в случае развода.

После завершения никаха новобрачные обмениваются кольцами. У мусульман, в отличие от христиан , свадебные кольца изготавливаются из серебра.

Свадебное угощение после никаха по традиции отличается пышностью и изобилием. Обязательно подаются знаменитые восточные сладости. Употребление алкоголя же запрещено, поскольку это несовместимо с нормами ислама.

В обряде погребения мусульман все подчинено строгим правилам шариата. Те из иноверцев, кто наблюдал процесс захоронения, утверждают, что в нем присутствует завораживающая торжественность и строгость.


Похороны в мусульманском мире – очень серьезное событие. Оно не имеет ничего общего с христианскими правилами и традициями захоронения усопших.

Правила, которые соблюдаются в обязательном порядке

Согласно шариату, хоронить мусульманина можно только на тех кладбищах, где упокоены его единоверцы. Там каждая могила всегда направлена в сторону Мекки, находятся помещения для омовения, в которых проводят обряд обмывания усопших. На мусульманских кладбищах не встретить надгробных сооружений в виде роскошных мавзолеев или склепов. Там все подчинено требованию шариата - надгробие должно быть скромным, чтобы не вызвать зависть родственников умершего и не ввести их в искушение.

Согласно традиции, громкий плач на кладбище запрещен для кого бы то ни было: мужчин или женщин. Считается, что это может вызвать сильные страдания в душе покинувшего земной мир. Мусульмане верят, что если горе утраты перенести терпеливо и достойно, Аллах будет помогать человеку в жизни и поддерживать его. В том случае, если волею судьбы мусульманин захоронен на чужой земле, вскрытие могил и перезахоронение запрещены.

Умершего мусульманина нельзя брить, подстригать ему бороду и ногти. Так как наличие одежды на теле покойного недопустимо, усопшего обязательно обертывают в саван. Для его изготовления используют белую материю. Саван состоит из нескольких частей (для мужчин – из трех, для женщин – из пяти), каждая из которых имеет свое название и предназначение. Мужской саван никогда не будет изготовлен из шелка, так как это запрещено правилами захоронения мусульман . Для тех усопших, кто был при жизни материально обеспеченным человеком, используют более дорогую ткань.

Ритуал погребения мусульманина

Умершего погружают в могилу в вертикальном положении, ногами вниз. Руки покойного не скрещены на груди , а опущены вниз. Укладывают усопшего так, чтобы его голова была направлена в сторону Мекки. Если хоронят женщину , предварительно у могилы натягивают плотную ткань с целью скрыть погребение тела от мужских взглядов. Все время на кладбище читают Коран. Причем этот процесс продолжается еще в течение нескольких часов после того, как родственники и друзья похороненного мусульманина покинут кладбище.

После того как тело будет уложено в могилу, каждый из присутствующих обязан бросить в нее немного земли, произнося вслух или про себя молитву, смысл которой в следующем: все мы принадлежим Всевышнему и к нему возвращаемся. Могильный холм формируют тоже в соответствии с требованиями Корана: он должен быть выше поверхности земли не более, чем на четыре пальца, его следует семь раз полить водой и напоследок рассыпать над ним горсть земли.

Вопрос исторического наследия очень деликатный, относиться к которому необходимо цивилизованно и без эмоций. Одним из спорных вопросов исторической этики остается вопрос о захоронении тела Ленина.



Наверное, было бы несправедливо как приписывать все победы государства одному человеку, так и обвинять отдельную личность в общенациональных трагедиях.

Предыстория создания мемориала

Тоталитарный режим, к категории которого большинство историков относят стиль правления в Советском Союзе, опирается на идеологию и нуждается в символах. В развитом экономическом обществе нет необходимости создавать дополнительную мотивацию. В такого рода обществе действуют естественные рыночные механизмы, на основе которых формируется лояльное общество.

Большевизму симпатизировало большинство крестьянства и рабочего класса, за обещанные свободы, права, а главное, землю. В сознании народных масс все нововведения прочно ассоциировались с именем вождя пролетарской революции Ульяновым-Лениным. Несмотря на то, что начиная с марта 1923 года вождь практически был отстранен о дел в силу состояния здоровья, его популярность постоянно поддерживалась членами политбюро. Вплоть до его смерти публиковались бюллетени о состоянии его здоровья, и создавалась видимость его активного участия в жизни страны.

Первоначально вопрос о сохранении тела вождя рассматривался на заседании Политбюро партии по предложению Сталина и был не поддержан большинством участников пленума. Но была инициирована воля рабочих и рядовых членов партии большевиков, по сути, воля народа, на создание своего рода символа революции в виде забальзамированного вождя и мемориального комплекса в виде Мавзолея. Была создана основа своего рода марксистской религии, священным местом поклонения стало место хранения тела.

Что мешает захоронить тело Ленина сегодня

С распадом Союза вопрос о захоронении Ленина стоял особо остро, так как поколение, выросшее под знаменем коммунизма, было еще достаточно влиятельно и могло создать серьезные внутренние политические проблемы.

Сегодня большинство статистических опросов показывают достаточно спокойное отношение большинства респондентов к выносу и захоронению саркофага, граничащее с равнодушием. Как источник идеологического вдохновления небольшой части населения России Мавзолей, естественно, уже не актуален. Вопрос заключается в соблюдении этических, моральных и общечеловеческих норм.

Мнения оппонентов о недопустимости расположения фактически кладбища в центре столицы упираются в вполне резонные доводы противников выноса тела. Проблема заключается в том, что пантеон на Красной площади за все время существования Союза приобрел статус своего рода места Памяти самых достойных сынов России. В Кремле же покоятся останки многих русских самодержцев. То есть, если ликвидировать захоронения советского периода, то создан дисбаланс в российской истории.

Кроме того, вынести и захоронить тело Ленина тайком, как в свое время вынесли Сталина, означало бы отрицание всех достижений Советского Союза. Похоронить Ленина по христианскому обряду не представляется возможным в силу идейных убеждений последнего.

Споры о выносе и захоронении тела Ленина до сих пор ведутся на самом высоком уровне. На сегодняшний день мумия Ленина из символа революции превратилась в средство манипулирования электоратом для решения мелких политических целей. Приходится констатировать, что пока не будет разработан алгоритм захоронения, не затрагивающий моральных норм в отношении исторического прошлого, «призрак коммунизма» так и будет бродить по Европе.

Лучше всего об этом высказался президент Российской академии наук Юрий Осипов: «Просто выжигать историю недопустимо… Если каждое новое поколение будет сводить счеты с предыдущим, ничего хорошего из этого не выйдет»

Русский погребальный обряд (или похороны) основан на языческих славянских представлениях и, конечно же, на православных традициях. У православных христиан существуют определенные правила проведения похорон и последующих поминок.


Инструкция

Порядок проведения похорон у православных христиан. Гроб с телом усопшего должен стоять на столе (или табуретках), покрытом какой-либо тканью. Узкая часть гроба (там, где находятся ноги покойного) обязательно должна быть обращена в сторону выхода из комнаты (или дома). Крышка гроба обязательно должна стоять вертикально узкой частью на полу. Не рекомендуется ставить ее в лестничном пролете. Для этого существует прихожая или коридор.

В доме с усопшим обязательно должен стоять его портрет в траурной рамке, венки, а также какие-либо его награды (если они есть). Зеркала и картины должны быть занавешены тканями. Этого требует православный обычай погребения. Всем присутствующим на выносе (и, конечно же, непосредственно на похоронах), по возможности, необходимо одеть на себя только темные и черные цвета.

Из дома гроб с телом выносят узким концом вперед. Родственникам строго запрещено нести гроб и крышку. Это делают или организаторы похорон, или просто друзья и знакомые. Гроб несут или на отпевание в церковь, или сразу на погребение на кладбище. Все зависит от последней воли усопшего и желания его родственников.

На кладбище родные, близкие и друзья покойного прощаются с ним. Кто-то произносит траурную речь, кто-то молча стоит и слушает. После прощания закрывается лицо покойного. Делается это при помощи савана. Затем гроб закрывается крышкой. Кстати, если усопшего отпевали в церкви , то на саван крестообразно посыпается земля, освященная в храме. Работники кладбища переносят гроб к вырытой могиле, а затем опускают его в нее.

После этого на гроб, опущенный в могилу, кидают горсть земли. Первыми это делают родные и близкие усопшего, затем все остальные люди, пришедшие проводить покойного в последний путь. Затем могилу засыпают землей, устанавливается первоначальный деревянный православный крест с регистрационными данными человека, погребенного под ним. Участники траурной церемонии возлагают цветы и венки. Все. Обряд похорон на этом окончен.

Порядок проведения поминок у православных христиан. Поминки – это ритуал, который совершается в память о недавно усопшем человеке. Суть поминок – коллективная трапеза (или поминальный обед), которую устраивают его родственники. Поминки могут проходить как в доме, где еще недавно жил покойный, так и на кладбище в специально отведенном для этого месте. Православные поминки проводятся в день погребения и в последующие определенные сроки поминовения.

Православные христиане проводят поминальные обеды три раза. Первые поминки происходят непосредственно после погребения, вторые – на девятый день после смерти, а третьи – на сороковины (то есть на 40-й день). Иногда поминки устраиваются и через полгода. Дальнейший срок проведения этого обряда – один раз в год (в день смерти). Нередко поминают умершего человека и в день его рождения.

В процессе поедания поминальной трапезы православные христиане молятся об упокоении души усопшего. Любое действие, совершаемое во время поминок, имеет под собой сакральные основания. Именно поэтому меню поминальной трапезы определено заранее. Пища на столе – простая. Никаких изысканных блюд. Скатерть на столе должна быть однотонной, а не цветной. На поминальные обеды могут приглашать специально, а могут ждать любого, кто желает помянуть усопшего. В любом случае долго засиживаться там не следует.

Дарят живым людям два цветка (словно семейная пара), а вот на кладбище они несут нечетное количество цветов, чтобы покойный не смог забрать с собой свою пару. Японцы, в свою очередь, считают цифры 1, 3 и 5 мужским началом (янь), а цифры 2,4 и 6 женским (инь). При этом в их культуре число 4 означает покой или смерть, поэтому четное число цветов они никогда не дарят живым людям. Итальянцы приносят на похороны лишь нечетное число цветов.

Корни традиций

Начало всем подобным предрассудкам и традициям было положено еще в древнем мире. Каждая из стран прошла свой долгий путь развития и, в связи с этим, у многих народов абсолютно разные взгляды на принадлежность чисел к каким-либо обычаям или правилам.

Язычники всегда трактовали четные числа как символы зла или смерти. На ум сразу же приходит старая поговорка «беда не приходит одна». Многие древние культуры связывали парные числа с завершением, законченностью жизненного цикла, поэтому всегда преподносили покойникам дары в четном количестве. Нечетные же числа древние люди считали наоборот, символами везения, счастья и успеха. По их мнению, нечетные числа отображались в нестабильности, движении, жизни и развитии, а четные всегда считались символами покоя и умиротворенности.

Древние пифагорейцы считали нечетные числа символами света, добра и жизни. Для них нечетные числа символизировали правую сторону, или сторону удачи. А вот четные числа напротив, символизировали левую сторону - сторону тьмы, зла и смерти. Возможно из-за этих убеждений и появилась известная примета «встать с левой ноги», значит начать день неудачно.

Приметы древних славян

Жители Древней Руси, во времена зачатков христианской веры, всегда ассоциировали парные числа с законченным жизненным циклом, и всегда преподносили покойниками лишь парное число цветов. Так, погибшим на войне воинам, которые защищали свою родину, дарили на похоронах два цветка и говорили «один цветок усопшему , второй богу». С приходом полноценного христианства, в котором также правая сторона означает сторону жизни, света и веры, а

Вообще сновидения, в которых человек видит чьи-то похороны, после пробуждения могут оставить довольно неприятный и тягостный осадок на душе. Между тем, некоторые «похоронные » сны носят прямо противоположный характер.



К чему снятся похороны знакомых людей? Сонник Цветкова

Евгений Цветков считает, что приснившиеся похороны какого-либо знакомого человека (друга, приятеля, товарища, коллеги по работе) – это положительное предзнаменование. Возможно, в скором времени сновидец сыграет свою свадьбу . Не исключен и благоприятный исход какого-то важного дела в сфере бизнеса. Если сновидец увидел собственные похороны, то это к долголетию и крепкому здоровью.

Похороны по соннику Миллера

Ученый, в основном, тоже не видит в таких снах ничего плохого. К примеру, похоронить во сне своего друга – это очень хорошо. Он, скорее всего, будет жить счастливо и долго.

Согласно соннику Ванги, услышать во сне на похоронах печальный колокольный звон – к неожиданным печальным новостям, к болезни кого-то из родных сновидца.

Миллер просит обращать внимание и на некоторые нюансы этих сновидений. В частности, на погоду, которая была на «похоронах ». Если на улице было тепло, светило солнце, то наяву в жизни сновидца и его родных грядут приятные перемены. Это - удачный жизненный период.

Если погода во время похорон была пасмурной, то наяву возможно получение каких-то неприятных или печальных новостей. Иногда такой сон предвещает финансовые потери и болезни.

Если сновидец видит, как хоронят его знакомого, однако сам он – незнакомец на траурном мероприятии, то наяву грядут проблемы, связанные с недомолвками. Это в большинстве случаев провоцирует ссоры и конфликты между друзьями.

Некоторые толкователи уверены, что пышность похорон тоже имеет свое значение. Если сновидец присутствует на богатых похоронах знакомого, то впереди его ожидают интриги, позор и сплетни. Скромная процессия – к приятным хлопотам.

Один из самых печальных после пробуждения снов – похороны своего ребенка. Однако не стоит его пугаться и переживать. Вопреки всем печалям, отраженным во сне, наяву в семейной жизни будет все хорошо и складно. Единственная неприятность, связанная с подобным сновидением, это недопонимания и проблемы в отношении с друзьями.

Сонник Хассе

Наблюдать за похоронной процессией знакомого человека из окна – к участию в каком-то праздничном мероприятии. Если на его похоронах сновидец слышит колокольный звон или траурный марш, то наяву он будет веселиться до умопомрачения.

Если сначала сновидец присутствует на похоронах знакомого человека, но затем понимает, что он его не знает, то в скором времени он сможет решить давние накопившиеся проблемы. Это, безусловно, добрый и благоприятный знак.

Связанная статья

Мусульманские похороны строго регулируются религией. В Коране сказано, что жизнь есть и после смерти. Ритуал погребения - один из важнейших моментов в жизни каждого мусульманина, от которого будет зависеть его дальнейший путь. Известно, что в настоящий момент в мире присутствует более 1,5 млрд приверженцев ислама, но поскольку проживают они в разных странах, то и похороны у татар будут несколько отличаться от обрядов погребения чеченцев или дагестанцев.

У всех верных последователей ислама подготовка к загробной жизни начинает осуществляться еще в этом мире. Так, следуя своим национальным традициям, пожилые татары заранее готовятся к этому дню, приобретая кафан, или кэфен, полотенца и различные вещи для садака, то есть для раздачи на похоронах: такими вещами могут быть платки, рубашки, полотенца и другие предметы обихода, а также деньги.

Похороны мусульман нужно проводить согласно Сунне пророка Мухаммада. Умерших никогда не подвергают кремации. По исламу, это сравнивается со страшной карой, равной горению в аду. Кроме того, Шариатом строго запрещено погребать приверженца ислама на кладбище для других религиозных конфессий, а людей, не являющихся мусульманами, нельзя захоранивать на мусульманском кладбище. Истинно верующего нужно обязательно похоронить в день смерти еще до заката. Можно сделать это на следующий день до захода солнца, но только в том случае, если он умер ночью.

У мусульман на похороны не приносят искусственные цветы и венки, но и живые цветы тоже нежелательны. Это связано с тем, что Пророк советовал избегать лишних трат на умерших, поскольку деньги нужнее живым. Он говорил, что заботится нужно о людях, пока они живы, и цветы тоже нужно принести живым людям. Умершим цветы уже ни к чему.

Последовательность действий

Человек, исповедующий ислам, начинает готовиться к переходу в иной мир, находясь на пороге смерти: он молится и читает Коран. В то время, когда умирающий еще жив, его кладут на спину таким образом, чтобы ноги были направлены в сторону Мекки и начинают громким голосом читать молитву так, чтобы умирающему было хорошо слышно. Обычаи требуют, чтобы незадолго перед смертью любому верующему мусульманину давали выпить немного холодной воды.

Родственники, соседи или приглашенные люди идут копать могилу, которую нельзя оставлять пустой, поэтому возле нее либо остается какой-нибудь человек, либо в нее кладут любой металлический предмет. Те, кто участвовал в выкапывании, получают садак: как правило, это носовые платки или деньги.

Женщины все это время занимаются подготовкой к похоронам: они шьют вручную саван, без узлов, просто сшивая полотно крупными стежками. После возвращения мужчин с кладбища начинается обмывание тела.

Полное обмывание тела, или гусль, согласно требованиям Корана, совершается женщиной, если усопшая женского пола, и мужчиной — если мужского. Затем происходит оборачивание тела в саван (кафан), причем в этом процессе должно принимать участие не менее четырех человек. Шахидов не обмывают. Если отсутствуют люди, имеющие одинаковый пол с умершим, то купание тоже не производят. Однако в такой ситуации возможно совершение таяммума, то есть можно произвести омовение песком или землей.

Тело усопшего кладут на твердое возвышение, которое называется танашир, и обращают лицом к Мекке.

Умершему накладывают повязку на челюсть, чтобы она не отвисала, закрывают ему глаза, распрямляют руки и ноги, а на живот кладут что-нибудь тяжелое, чтобы он не вздувался. Волосы женщин делят на две части и раскладывают их по груди. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Также закрывают все стеклянные поверхности.

Затем тело переносят на тобут, или погребальные носилки, и начинают читать заупокойную молитву, при этом сохраняя спокойствие и удерживаясь от громких рыданий, так как считается, что усопший будет мучиться, если его шумно оплакивать.

По мусульманским обычаям запрещено молиться за того, кто убил мать или отца, однако за самоубийцу это делать можно. Если умерло сразу несколько человек, можно прочитать одну общую молитву. Если мужчины отсутствуют, и женщина читает молитву, то последняя признается действительной.

Традиции обмывания

Мусульманский обряд обмывания проводится таким образом:

  1. Усопший укладывается на твердую поверхность лицом к Мекке, а все место, где будет проходить купание, ароматизируется травами или эфирными маслами. Половые органы тела закрывают полотном.
  2. Гассал, или человек, который будет проводить обмывание, трижды моет свои руки, одевает перчатки и нажимает на живот усопшего, выдавливая его содержимое. Потом моет половые органы, не глядя на них. Затем гассал снимает перчатки, надевает новые, окунает их в воду и вытирает рот усопшему, чистит ему нос и моет лицо.
  3. После этого моет обе руки по локти, начиная обмывание с правой руки. Тело кладут на левый бок, а омывают правый, при этом каждую руку по локоть и лицо моют трижды. Голову и бороду обмывают теплой мыльной водой и кедровым порошком, или гулькаиром.
  4. Законы ислама диктуют один порядок купания тела для мужчин и для женщин: половые органы не трогают руками, вода просто льется на ткань, которой они покрыты. Все действия проводят трижды. Затем тело переворачивают на другой бок и все повторяют. Однако переворачивать тело лицом вниз для того, чтобы вымыть спину, не разрешается.
  5. Ароматическими маслами смазывают ноздри, лоб, руки и ноги. Подстригать волосы или ногти усопшему запрещено.

По исламским законам, нельзя хоронить человека в одежде. Его тело нужно завернуть в саван, или кафан, желательно из белой материи. Эта процедура называется Такфин. Как передается в хадисе от Айши, желательно обернуть усопшего мужчину тремя покрывалами белого цвета, каждое из которых должно закрыть все его тело. Женщину заворачивают в 5 полотен: одним нужно обернуть голову, вторым закрыть тело ниже пупка, третьим закрыть тело выше пупка, а оставшимися двумя обернуть все тело.


Чтобы обернуть новорожденных детей или погибших младенцев, должно хватить одного полотна. Для детей мужского пола, не достигших 9 лет, допустимо обертывание в саван так же, как и для взрослого или младенца. Татарские похороны предусматривают, чтобы кафан покойному супругу делала жена, а супруге - муж, дети или другие родственники. В той ситуации, когда усопший был одинок, обряд похорон должны проводить ближайшие соседи.

Если покойный был бедным, то обертывание его тела тремя покрывалами будет считаться сунной. Если усопший не был бедным и не оставил долгов после себя, то его тело покрывается тремя полотнами в обязательном порядке. При этом ткань савана должна соответствовать материальному состоянию покойного - таким способом выражается уважение к нему. Хотя тело разрешено оборачивать материей, которая уже использовалась, однако лучше, если полотно будет новым.

Шелковой тканью запрещено обертывать тело мужчины.

Порядок обертывания следующий:

  1. Согласно правилам, которыми сопровождаются похороны в исламе, перед такфином не стригут и не расчесывают волос и бороды, ногти рук и ног тоже не стригут, а золотые коронки никогда не снимают. Все эти процедуры нужно проводить в то время, когда человек еще жив.
  2. Порядок оборачивания для мужчин следующий: на твердую поверхность укладывается первая ткань, лифофа, посыпанная ароматическими травами и побрызганная ароматическими маслами, таким, например, как розовое масло. Сверху лифофы расстилается следующее полотно, изор. На него помещается тело, обернутое в третье полотно, камис. Руки умершего протягивают вдоль тела и натираются благовониями. После этого читаются молитвы, а затем с покойным прощаются. Тканью Изор оборачивают тело в такой последовательности: сначала левую сторону, после чего — правую. Полотном Лифофа обертывают сначала с левой стороны, после чего завязывают узлы у ног, головы и у пояса. Эти узлы будут развязаны, когда тело начнут опускать в кабр.
  3. Порядок обертывания женщин аналогичен мужскому, вся разница заключается только в том, что перед оборачиванием в камис грудь умершей женщины покрываются еще одной материей, хиркой, которая должна закрывать грудь от уровня подмышек до живота. А на лицо женщины накладывается платок, химор, подвернутый под голову. После того как женщину покрывают камисом, ее волосы укладываются на него.

Молитва на похоронах

Ислам придает молитве во время похорон по мусульманским традициям очень большое значение. Похоронные носилки с раздвигаемой верхней частью, называемые тобут, устанавливают перпендикулярно относительно местонахождения Мекки.

Молитву читает имам или заменяющий его человек, при этом он располагается к тобуту ближе всех, а позади него размещаются все остальные собравшиеся.

В отличие от ежедневных молитв, в этом случае отсутствуют поклоны, как поясные, так и земные. Джаназа, так называют погребальную молитву, представляет собой обращение к Всевышнему с просьбой простить умершего и помиловать. Имам спрашивает у родственников покойного, остался ли он должен кому-то, и есть ли кто-то, поссорившийся с ним и не простивший его. Всех этих людей он просит не держать зла на погребаемого и простить его.


Если над телом умершего молитва не будет прочитана, то похороны не будут признаны действительными. Джаназа должны читаться и над ребенком или новорожденным, успевшим заплакать. В том случае, если новорожденный уже рожден мертвым, то читать над ним молитву не рекомендуется. Джаназа читается над всеми умершими, исповедовавшими ислам, даже над маленькими детьми, исключением являются только шахиды.

Процедура погребения

По законам ислама требуется очень быстро, желательно в тот же день, на самом близкорасположенном кладбище. Причем опускать тело следует вниз ногами, а затем нужно уложить его на правый бок так, чтобы лицо его смотрело в направлении Мекки. Когда бросают в могилу землю, то произносят на арабском языке слова, перевод которых звучит так: «все мы принадлежим Всевышнему и возвращаемся к Всевышнему».

Покрытая землей могила должна подниматься над уровнем земли примерно на 4 пальца. На сформированную могилу льют воду и бросают 7 раз по горсти земли, а затем читают на арабском языке молитву, смысл которой такой: «из земли Мы сотворили вас, в землю возвращаем вас, из нее выведем вас в следующий раз». После этого у могилы остается только один человек, который читает тасбит или таскин, содержащие слова о вере. Они должны облегчить усопшему встречу с ангелами.

Кабр (могила)

Кабр, так называется мусульманское захоронение, может быть выкопано по-разному в зависимости от региона, рельефа кладбища и от состава почвы на нем. Но следует обязательно соблюдать 2 требования:

  1. Усопший должен быть хорошо защищен от диких зверей.
  2. Погребение должно препятствовать проникновению запаха и распространению его.

Поэтому яму нужно вырыть такой глубины, чтобы звери и птицы не смогли ее раскопать, шириной от 60 до 80 см, а длиной в рост умершего с вытянутой рукой. Минимальная глубина ямы составляет 150 см, а максимальная (сунна) - 225 см. В целом кабр представляет собой углубление в земле, в котором выделена специальная боковая ниша для тела. Она выкапывается в той стороне, с которой находится Мекка, и делается настолько высокой и широкой, чтобы в ней можно было поместиться сидя. Поскольку сунной приписывается (как написано у Бушра аль-карим), чтобы ниша в кабре позволяла уложить усопшего в позу, приблизительно похожую на ту, в которой он находился во время поясного поклона при жизни, у некоторых людей существует убеждение, что мусульман хоронят сидя.

В подготовленную и укрепленную кирпичами нишу помещают тело, расположив его лицом в сторону Мекки, покрывают потолок плитами и засыпают кабр землей.

Если верующий умирает во время путешествия на корабле, законы Шариата требует отложить похороны, чтобы принесенный на сушу усопший смог пройти ритуал погребения на земле. Однако если земля находится слишком далеко, над умершим на месте полностью производится мусульманский ритуал, с омовением, оборачиванием и молитвой. После чего к его ногам привязывают что-нибудь тяжелое, и тело предается воде.

Место погребения верующих мусульман отличаются от других кладбищ тем, что все там устроено в соответствии со словами и заповедями пророка Мухаммеда, который советовал посещать кладбища, чтобы не забывать о конце света:

  1. Надгробия и кабры ориентированы по направлению расположения Мекки.
  2. Все усопшие лежат лицом в сторону Мекки.
  3. Приходящий на кладбище не должен зажигать и ставить свечи, приносить венки, букеты или употреблять спиртное.
  4. Могила мусульманина должна быть скромной, без излишеств, чтобы не унижать бедных и не вызывать зависть.
  5. На могильной плите указывается имя захороненного, дата смерти, общая информация о нем и цитаты из Корана, однако не должно быть его фотографий или других изображений.
  6. На каждом мусульманском кладбище есть специальные места для обмывания умерших.
  7. На могилах верующих мусульман сидеть запрещено.
  8. На могилах не рекомендуется устанавливать памятники, но разрешено положить плиту, чтобы все понимали, что это могила, и ходить по ней нельзя.
  9. Не одобряется использование кабра в качестве молитвенного места.
  10. Не разрешается погребать на мусульманском кладбище неверных, даже если все их родственники исповедуют ислам.
  11. Прошедший мимо кладбища верующий мусульманин, как правило, произносит суру из Корана, при этом то, как расположены могилы, подсказывает ему, куда следует обратить лицо.



Оплакивание покойного

Похороны у мусульман не должны оглашаться громкими рыданиями и истерическими причитаниями, кроме того, нельзя оплакивать усопшего уже на четвертые сутки после его кончины. Как такового оплакивания усопшего Шариат не воспрещает, однако делать это слишком громко строго запрещено. Недопустимо, чтобы, родственники умершего расцарапывали лица и тела, вырывали волосы, рвали одежду, или наносили себе какие-то увечья. Мухаммед сказал, что усопшему плохо, он мучается в то время, когда его оплакивают.

Исламские законы требуют, чтобы плачущих мужчин, особенно молодых, или среднего возраста, окружающие упрекали, а если зарыдают дети или старики, их ласково утешали.

Шариатом запрещена профессия плакальщиц, однако в некоторых исламских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, которым свойственны тонкие трогательные голоса. Эти женщины нанимаются не соблюдающими законы своей религии людьми на время погребальных ритуалов и поминок.

Поминальные дни

Тазию, то есть соболезнование родственникам усопшего, принято выражать в течение первых 3 дней после смерти, потом это уже нежелательно. Строго запрещено оставаться на ночь в доме умершего, если там проводится тазия. Соболезнование не выражают дважды. Предусмотрено обязательное чтение Корана и раздача садака.

Мусульмане проводят поминки:

  • в день похорон;
  • на третий день;
  • на седьмой день;
  • на сороковой день;
  • в годовщину смерти.

Затем поминки проводятся каждый год в день смерти. На них приглашают всех родственников, даже если они живут очень далеко, при этом отказываться от приглашения можно только при исключительных ситуациях. Как правило, приезжают все приглашенные.

В доме умершего накрывается стол для пришедших проститься. Сами родные и близкие усопшего не принимают участия в подготовке поминальной трапезы. Все необходимое приносят и готовят друзья и соседи, так как родные усопшего слишком удручены постигшим их горем.

Спиртное на мусульманской поминальной трапезе отсутствует, на стол подают чай и сладости, а затем несут плов. Никаких особенных блюд для поминок не готовят, на стол выкладывают все то же самое, что и каждый день. Обязательными продуктами являются сладости, поскольку они символизируют сладкую загробную жизнь для мусульман.

Поминальная трапеза проходит в полном молчании.

Мужчины и женщины участвуют в поминальной трапезе только по отдельности, при этом они должны обязательно находиться в разных комнатах. Когда помещение только одно, а разделить его невозможно, то в поминальной трапезе участвуют исключительно мужчины. После нее все молча встают и идут на кладбище к могиле умершего.

Нам случилось столкнуться с таким обрядом один-единственный раз, во время путешествия. И, честно говоря, мусульманские похороны повергли нас в шок. Непривычное это было зрелище. Ничего общего с нашими христианскими правилами и обычаями. Стало даже несколько жутковато. Попробуем сплести воедино то, что было нами увидено и то, что рассказал наш гид и местный житель. Именно он поведал нам подробности о том, как хоронят мусульман.

Начнем с того, что могилы обязательно обращены к Мекке. Каждый проходящий должен читать молитву (суру). На каждом кладбище - помещения для омовения и обмывания усопших. На мусульманском погосте запрещено захоронение не мусульманина и наоборот. Если умерла женщина, не принявшая веру, но носящая ребенка от мусульманина, ее хоронят спиной к Мекке, так, чтобы ребенок был расположен к Мекке лицом. Не приветствуются надгробные сооружения в виде мавзолеев и склепов, поскольку излишний шик и богатство могут вызывать зависть и привести к искушению.

Шариатом строжайше запрещены громкие оплакивания умершего, который будет страдать в этом случае. Плачущий мужчина упрекается, женщины и дети нежно успокаиваются. Горе нужно перенести терпеливо, тогда Аллах поможет и поддержит.

Похороны у мусульман проводят лишь единожды. Вскрытия могил и перезахоронения запрещены. Однако бывают все же исключительные случаи. Например, когда тело захоронено на чужой земле (правильнее сказать - узурпированной), если в процессе были нарушены правила, если кладбище не мусульманское, если есть опасность надругания над телом, если после похорон найдены части тела покойного.

Немного подробнее о том, Оттягивать этот процесс не принято. Совершается захоронение на ближайшем мусульманском кладбище. Покойника укладывают головой в сторону Кыблы, опуская тело ногами вниз. Если это женщина, то при опускании растягивают покрывало (мужчины не должны видеть саван). Горсть земли, брошенная в могилу, сопровождается словами, означающими в переводе: "Мы все принадлежим Богу, к нему возвращаемся". Могила должна возвышаться на 4 пальца, политься водой и 7 раз посыпаться горстью земли. В это время читают и Священные писания продолжает читать оставленный у могилы человек уже даже после того, как все разошлись.

Как хоронят мусульман, а также размеры могилы во многом зависят от местности. Лахад включает в себя айван 1,5 на 2,5 м (глубина около полутора метров) и келью внутри с проделанным заранее круглым (в диаметре 80 см) входом. Ярма (больше тела на 50 см с обеих сторон) должна состоять из внутренней полки и айвана. А полка (шикка) соответствует длине тела. Хищники не должны почувствовать запах и раскопать тело, поэтому кабр укрепляют. В гробу, как это принято у православных, мусульман не хоронят. Если нет возможности похоронить тело на суше, над умершим проводится обряд омовения, его окутывают, читают молитвы, привязывают камень к ногам и погружают в воду, выбрав глубокое место.

Если у православных человека отправляют в последний путь побритым и ухоженным, то у мусульман не стригут ни бороду, ни волосы, ни ногти. Это можно делать лишь при жизни.

Прежде, чем приступить к окутыванию мужчины, расстилают на ложе так называемую лифофу, посыпая ее приятно пахнущими травами. Потом раскатывается изор, на который укладывается умерший, облаченный уже в камис. Руки не скрещиваются на груди, а укладываются вдоль тела. Покойный натирается благовониями. В это время идет чтение молитв и прощание. Затем тело окутывается изором (сначала сторона левая, а потом уже правая) и лифофой (заворачивается, как и изором). У ног, пояса и головы завязываются узлы. Развязывают их при опускании тела в могилу.

Так же и с женщинами. Только прежде, чем одеть камис, грудь умершей покрывается от живота до подмышек хиркой. Волосы опускаются на камис, лицо накрывают подложенным под голову химором.

Если смерть не внезапная, то над умирающим совершают четко установленный обряд в присутствии духовного лица, с чтением определенных молитв. К погребению мусульмане относятся крайне серьезно, поэтому точнейшее соблюдение всех тонкостей обязательно. Это - священный долг. Умирающего, независимо от того, какого он возраста и пола, укладывают на бок, обращая его лицо к Мекке. Идет чтение молитвы «Калимат-шахадат», затем ему дают глоток жидкости, несколько капель священной воды или сока граната. Плакать и громко разговаривать в это время запрещается. После наступления смерти подвязывают подбородок, глаза закрывают, выпрямляют ноги и руки, накрывают лицо, а на живот во избежание вздутия укладывается камень (или что-то тяжелое). В некоторых случаях совершается «махрам-суви» - омывание загрязненных частей тела.

Обязательно перед захоронением чтение молитвы погребальной, называемой "Джаназа". Читает ее имам, стоящий ближе всех к покойному. Произносящий молитву просит о благосклонности к ушедшему, о прощении, приветствии и милости. Поклоны при молении не совершают. Затем у собравшихся спрашивают, должен ли что-то покойный, или должен ли кто-то ему. Похороны без прочтения этой молитвы недействительны.

Затем уже следует само погребение.

Сложно описать чувства и эмоции, когда мы видели, как хоронят мусульман. Что-то завораживающее, торжественно-мистическое было в этом обряде. И еще внушающее уважение к чужой религии. Необыкновенно торжественно и красиво, несмотря на понимание того, что для близких ушедшего - это большое горе.

В каждой религии по-своему прощаются с усопшими. И все похороны различны: если разобраться, как хоронят мусульман, католиков, христиан, иудеев, буддистов, то все обряды различны.

Люди разной веры по-своему относятся к умершим: где-то их оплакивают, а где-то провожают с песнями, чтобы новому жителю небес было радостно от перехода в иной мир.

Сам обряд похорон включает в себя ряд процедур, которые проводятся перед отправкой умершего в мир иной.

Расположение в могиле.

В их число входят:

  • косметические процедуры;
  • похоронные молитвы;
  • бальзамирование;
  • место упокоения (гроб);
  • положение тела в гробу;
  • время захоронения;
  • цветы и венки;
  • кладбище;
  • памятники.

Все этапы приходится соблюсти родственникам и друзьям усопшего, чтобы проводить дорогого человека в последний путь.

Во многих странах сейчас организацией похорон занимаются специальные службы, и в редких случаях умершего хоронят родственники без привлечения кого-то извне.

Христианские похороны

По правилам этой религии похороны проходят на третий день после смерти. К косметическим процедурам относят полное омовение покойника и облачение в новые одежды. Покойного кладут в гроб и накрывают белым саваном. Это говорит о чистоте перед богом и людьми. На усопшего надевают крестик — чаще всего тот, которым крестили при рождении.

Обычаи православия гласят, что покойник в последнюю ночь перед похоронами должен лежать дома в окружении родных ему людей, но в настоящее время это редкий случай: покойник до момента прощания находится в морге, и только перед отпеванием переносится в ритуальный зал.

По христианским обычаям гроб, в котором хоронят покойного, сделан из дерева, а крест располагается в верхней части гроба, на уровне лица. Большинство кладбищенских улиц расположено так, чтобы покойника клали в могилу по правилам, то есть ногами на восток, а надгробный крест ставится у ног покойного.

Венки от родных и друзей располагают вдоль оградки с внутренней стороны, цветы кладут на могилу, соцветиями к кресту. На девятый и сороковой день покойного поминают блинами и киселем. Православная вера запрещает забирать тело покойного для исследования и изъятия органов.

Существует правило, по которому человека, совершившего самоубийство, хоронят не на кладбище, а за его оградой. В наше время это правило не соблюдается в больших городах, хотя в некоторых селениях и деревнях самоубийц до сих пор хоронят только за пределами погоста.

Похороны у католиков

По католическим обычаям любые косметические процедуры с телом усопшего запрещены, но в настоящее время этот обычай забыт, и тело омывают и одевают, как и у православных.

Гроб для покойного можно выбирать любой, так как особых указаний в католической вере на этот случай нет, но тело располагается в гробу так же, как и у православных, а католический крест находится над лицом покойного.

Тело усопшего кладут в гроб, соединяют руки на груди, вкладывают в них распятие. Как ни странно, у католиков нет определенного дня похорон, связанного с датой смерти.

Отпевание покойного происходит в церкви, после чего похоронная процессия вместе со священником идет на кладбище, где в момент опускания гроба в могилу еще читаются молитвы. Не существует у католиков и определенного вида памятников, поэтому надгробные памятные плиты очень разнообразны.

Похороны протестантов почти ничем не отличаются от похоронных ритуалов католиков, и это те две религии, в которых разрешено взятие у покойного органов для исследований.

Похороны у иудеев

Пожалуй, одна из строгих религий в отношении усопших. Тело могут омывать только родственники. При этом, если усопший мужчина, то процедурой омовения занимается только мужская часть семьи, если женщина, то женская.

Тело одевают в одежды из белой ткани и кладут в гроб, подкладывая под голову мешочек с землей Израиля. Иудейский гроб отличается простотой, так как не предполагает никакой обивки и украшений; единственное, что можно увидеть на гробе — это звезда Давида.

Тело в ночь перед похоронами находится в доме, в окружении семьи, при этом оставлять покойного одного в комнате нельзя даже на минуту. При нем все время должен кто-то находиться. Гроб закрывают еще в доме, так как считается, кощунством, чтобы посторонние люди видели беззащитного покойного.

Тело не отпевают в синагоге, а Каддиш читают только на кладбище. Похороны усопшего проходят в течение суток после смерти, единственное исключение — это дни праздников, в которые не принято хоронить. На могилах иудеев редко встретишь цветы, а сам памятник должен содержать надписи на иврите.

Существует еще ряд правил, которые приняты у иудеев. В доме, где лежит покойный нельзя кушать, пить, курить. Воду, которая была в момент смерти в доме покойного, выливают всю и изо всех сосудов. Зеркала занавешивают. На кладбище не принято посещать могилы других родственников, и должны соблюдаться все сроки траура по умершему.

Есть еще один обычай, который касается закапывания гроба. Лопата, которую используют при закапывании могилы, передается от одного человека к другому только воткнутая в землю, руки разных людей не могут быть одновременно на черенке. Поминок по иудейским канонам не проводят, а уходя с кладбища, все, кто присутствовал на похоронах, должны помыть руки, но при этом запрещено их вытирать.

Похороны индусов

Население Индии — это одна из немногих народностей, которая видит правильное погребение своих покойников только в огне. Покойного одевают в красивые одежды и несут на погребальный костер.

Старший сын умершего должен оплакать его и поджечь костер. После похорон, через несколько дней, сын возвращается на место похорон, собирает в урну пепел и оставшиеся кости и несет к реке Ганг.

Данная река считается священной у жителей Индии, именно в ней хоронят прах большинства богатых людей этой страны.

Похороны мусульман

Похороны у мусульман — это, пожалуй, единственные похороны, при которых не используется гроб. Только в городах используют гроб из мягких пород дерева, и его никогда не заколачивают, как в других религиях.

Как хоронят мусульман по законам Шариата? Все начинается с омовения — это должны делать специальные люди, которые знают все правила. Данные правила передаются из поколения в поколение, и женщин к загробному миру готовят женщины, а мужчин, соответственно, мужчины.

Умерший мусульманин не должен лежать на мягком, поэтому всю мягкую постель убирают и кладут тело головой в сторону Мекки. Если основными правилами других религий считаются закрытые глаза, то покойному мусульманину подвязывают подбородок, чтобы не открывался рот, а против вздутия живота на него кладут что-то железное.

Хоронят мусульман в течение суток после смерти, можно чуть перенести похороны, для ожидания далеко живущих родственников, но это не приветствуется.

Если во многих религиях последнюю ночь с покойным проводят родные, то мусульмане прощаются с усопшим еще до его омовения и облачения. Последняя ночь проходит в окружении чужих людей, которые приносят с собой четки и читают молитвы.

Мусульман хоронят стоя, и могилу копают в рост покойного. Так же, как и покойного, могилу не оставляют одну. Если люди не могут стоять рядом с пустой могилой, то в ней надо оставить лопаты или ломы.

Как и в других религиях, покойного через двери дома выносят ногами вперед, и только во дворе разворачивают и несут до кладбища головой вперед. Перед входом на погост, носилки с умершим ставят на специальное возвышение, и только мужчины читают молитву по покойному.

Умершего на трех полотенцах спускают в могилу 3 родственника, находящиеся во время этого процесса внутри могилы. Затем эти люди поднимаются из ямы, обмотанные теми полотнищами, на которых спускали покойного.

Мулла читает суру из Корана над засыпанной могилой. Мертвые цветы и венки нельзя оставлять на могиле мусульманина. Так же, как и в православии, после похорон проходят поминальные обеды, только они устраиваются несколько чаще — на третий, седьмой и сороковой дни после захоронения. Но для поминок не готовят особых кушаний, а ставят на стол еду, которая подается в любой день.

Мусульман хоронят только на мусульманской части кладбища или на специальном кладбище для приверженцев этой веры, и на памятниках в этой части погоста не встретишь ни одной фотографии, так как они запрещены. Также на мусульманских похоронах не встретишь женщин, так как погребением занимаются исключительно мужчины, а женщины навещают могилу на следующий день после похорон.

В отличии от православной веры, на могиле мусульманина нельзя громко рыдать или причитать, на поминках тоже сохраняют молчание, хотя могут быть разрешены тихие разговоры.

После закрытия могилы все, кто присутствовал на похоронах, тут же покидают погост, оставляя только одного человека, который должен прочитать Талкин.

На могилах, по мусульманским канонам, не ставят больших памятников. Памятник должен содержать только необходимую информацию о покойном — даты рождения и смерти, и имя усопшего. В настоящее время на многих мусульманских кладбищах устанавливаются помпезные памятники и монументы, но фотографий нет даже на них.

В наборе мусульманских обычаев существует и такой — каждый, знающий самого покойного или его семью, должен поддержать родственников речью. Но нельзя делать это слишком поздно, исключение делается для мусульман, которые находились в пути или другом месте и не знали о смерти человека.

Похороны высоко в горах

Самое сложное — это похоронить умершего там, где нет возможности выкопать могилу, а точнее высоко в горах. На твердых скалах невозможно сделать яму, и по этой причине многих тибетских буддистов хоронят далеко от поселений.

Лама читает молитву над умершим, после чего покойного специальным ножом разрезают на части и разбрасывают по горному склону.

Птицы, которые питаются падалью, объедают все мясо с костей. Буддисты считают, что все должно быть подвержено круговороту в природе, то есть даже тело умершего должно послужить пищей для других существ, населяющих планету.

Похороны в море

Не все страны имеют такую площадь, на которой можно устраивать кладбища. Особенно это касается островных стран. Поэтому жители таких государств хоронят своих близких в море или подвергают кремации.

Колумбарии также есть не во всех странах, а только в высокоразвитых государствах. Но даже в случае наличия места для установки урны, многие островные жители распыляют прах покойного в море.

Не только о религии

Кроме похорон по какой-либо вере, есть и похороны военнослужащих и моряков, которые также проходят по особым канонам.

Некоторые военнослужащие удостаиваются чести быть похороненными со всеми воинскими почестями. Для организации похоронной процессии назначается почетный караул, который несет флаг без чехла, с траурной лентой.

Гроб накрывают флагом, а в похоронной процессии участвует военный оркестр, который в момент опускания гроба в могилу играет гимн страны. Когда вся процессия двигается к могиле, караул несет за гробом ордена и медали покойного, а сам гроб везут на специальной машине или оружейном лафете.

После произнесения всех речей, над могилой производится троекратный залп холостыми патронами.

При похоронах моряка на крышку гроба укладывают кортик и ножны в скрещенном состоянии, и только потом могила закапывается.