Обзор игры арма 2. Одна пуля – целая беда

23.06.2019 Животные

Не для кого не секрет, что игровой рынок сегодня перенасыщен шутерами разных пород и мастей, как качественными, так и не очень. Но вместе с тем данные интерактивные «пострелушки» являются до неприличия простыми и чаще донельзя линейными развлечениями. Всеобщая тенденция к упрощению геймплея, горячая любовь масс к аркадному характеру оного в лице «полоски здоровья», грешащей самолечением и прочими подобными «фишками», весьма актуальна в наши дни. Кроме того нынче компьютерные забеги с автоматом наперевес сильно тяготеют к запредельной динамике поединков, что создается заранее просчитанными, постановочными сценами и скриптами «рельсовых экшенов».Немного историиНа фоне этих процессов более или менее серьезные военные симуляторы, вроде Operation Flashpoint или Armed Assault воспринимаются интеллигентными игроками как ценный, хардкорный и эксклюзивный контент. История Armed Assault начинается после создания Operation Flashpoint. Несмотря на то, что первой игре из серии-прародительницы около восьми лет от роду, этот военный шутер цветет, пахнет и даже не собирается увядать. Серверы стабильно функционируют, форумы не пустеют, а рукастые фанаты без устали и остановки «клепают» масштабные, а главное талантливые и занятные модификации.А вот создание сиквела Operation Flashpoint несколько затянулось. Сие оказалось делом нелегким и спорным. Создатели тайтла - чешская студия Bohemia Interactive рассорилась со своим издателем в лице компании Codemasters, владеющей всеми правами на эту торговую марку. Так или иначе, но путь-дорога демиургов распалась на две узкие тропки. Издатели из Codemasters принялись за сотворение второй части самостоятельно, силами внутреннего подразделения по разработке игр. А чехи пошли своим «идейно-правильным» путем, выпустив оригинал продолжательницы традиций Flashpoint - Armed Assault.Игра была выпущена создателями в 2007-ом году и задержалась в памяти и умах игроков не только благодаря своему хардкорному подходу к построению игровых поединков. Первая часть отчасти запомнилась благодаря немалому числу ошибок - всяческих багов и лагов. В сиквеле авторы из Bohemia планировали избавить пользователей от неудобств подобного рода, а себя - от дурной славы. Заодно демиурги решили одарить любителей игры в войну «по-серьезному» более продвинутым визуальным оформлением, лучшей реализацией однопользовательской кампании и еще кое-какими мелкими «вкусностями». Однако как показал релиз ArmA 2, многое из этого «великолепного букета» достоинств требует серьезной доработки.О, сиквел. Ах, сиквел…Armed Assault 2 принадлежит к редкой породе шутеров, в которых перед началом кампании не лишним будет пройти курс молодого бойца. Сделать это можно в учебном лагере, а поупражняться в паре-тройке упражнений и вовсе на авианосце. И все равно этого будет мало, ведь многие прописные истины придется постигать самостоятельно, уже в бою. Все как в жизни!Игроку предстоит окунуться в омут гражданской войны, чужой и совершенно чуждой героям игры. Время действия Armed Assault 2 - 2009-ый год. События происходят в бывшей союзной (вымышленной) республике Чернорусь. Ее терзают политические противоречия, возникшие после распада СССР. Мирные жители спят и видят Чернорусь демократической страной, ориентированной на Запад. А повстанцы радеют за то, чтобы их Родина примкнула к Российской Федерации.Высшие армейские чины, получившие закалку еще при тоталитарном режиме, постепенно подминают страну под себя. Испуганное законное правительство отсылает в Москву дипломатов и пакет документов, желая войти в состав РФ. Кремль, взвесив все «за» и «против» отвергает «заманчивое» предложение посланников. И бедолагам не остается ничего лучшего, как обратиться за помощью в НАТО. Альянс высылает своих миротворцев.Пользователю достается роль члена элитного отряда морпехов «Лезвие». Причем переключение между персонажами осуществляется по желанию игрока нажатием на специальную клавишу. В ведении попадают как командир отряда Патрик Майлз, так и так и другие спецназовцы. А именно - речь идет о мастере диверсий Мэтте Купере, прикрывающем пулеметчике Чаде Родригезе, штатном медике Брайане О,Хара и глазах подразделения - снайпере Рэнди Сайксе. Самое интересное, что одиночная кампания позволит любителю серьезных игр о войне примерить кители лишь этих американских парней. Но это не значит, что поклонники Armed Assault не удостоятся чести сыграть, скажем, за бравый русский спецназ - вовсе нет! Среди одиночных сценариев выбор героев очень широк.Страна молодой демократииЧернорусь гораздо живее, насыщеннее и интереснее, нежели игровой мир первой части Assault. А вот в механике геймплея отличия минимальны. Так, например, авторы обучили подконтрольных персонажей ловко перебираться через невысокие ограды и препятствия. На смену ориентации по часам и компасу пришли действия, основанные на показаниях GPS. Это новшество не является лишним, ведь если верить официальным сведениям, территория Черноруси занимает около 225-ти квадратных км. А витиеватые ленты дорог раскинулись по просторам страны на 350 километров.Огромные территории открывают широкий простор для полета фантазии играющего. Отсюда следует множество стилей прохождения сиквела. От stealth-нападений до внезапных, как гром среди ясного неба, танковых ударов и авиационных налетов. А вот обещанные студией Bohemia Interactive элементы ролевых забав так и остались на уровне нереализованных идей. Пользователю предлагается лишь широкий выбор амуниции для бойцов. Кроме этого геймер имеет возможность принять или отвергнуть ту или иную боевую задачу, вроде часто встречающихся поисков доказательств военных злодеяний местных вояк.Выполнение целей, поставленных перед «Лезвием» предусматривает «семимильные» марш-броски. В связи с этим миротворцам приходится седлать «железных коней» различных мастей, пород и предназначения. Средств передвижения в Armed Assault 2 очень много. Масса гражданской техники, включающей в свой парк даже велосипеды. О военной не стоит и говорить, имеется все вплоть до тяжелой бронетехники, как западного образца, так и той, что «родом» из СССР.Ах вы, кони, мои «кони стальные»Авиация представлена не менее широко - реактивных и винтокрылых «ласточек» также хватает. Модель поведения и управление техникой со времен оригинала почти не изменились, а ведь кое-что поменять бы не помешало. По прежнему нам не позволено вести огонь из окон машин, как скажем (заранее просим прощение) в Godfather 2. А поражение мишени из вертолета - удел настоящего виртуозного мастера, каких единицы.Впрочем, виртуозами не рождаются. Стать таковым или хотя бы опробовать оружие и боевую технику можно в специальном тренировочном разделе Armed Assault 2 под названием «Арсенал». Список «стволов» и «машин» для тест-драйва более чем впечатляющ. Он поразит воображение и устроит даже самого взыскательного фаната проекта. Шутки ради авторы снабдили арсенал миссиями за NPC, причем даже самых невероятных, вроде козы, петуха, курицы и других животных. Этим «героям» предложено попробовать остаться в живых в заданиях из разряда «унеси ноги прочь от охотников».«Арсенал» - далеко не единственная забава вне одиночной кампании. Продвинутый редактор карт и сценариев предлагает пользователям прибегнуть к возведению баз, казарм, рекрутированию юнитов, так свойственным жанру стратегий. Этот раздел предлагает поистине много возможностей, которые будут оценены фанатами по достоинству. Ведь нет ничего лучше, чем миссия, созданная по своему «домашнему рецепту». Что касается многопользовательских попыток насаждения демократии в Черноруси, они представляют собой довольно-таки тривиальный кооперативный режим прохождения. Однако его дополняют онлайн-забавы, немного напоминающие фантазии Bohemia на тему ристалищ проекта Battlefield.Пару слов на прощаниеОднако игра не только радует пользователя, а ложка дегтя, предлагаемая к употреблению чехами вместо меда просто огромна. Движок Real Virtuality нет-нет, да и показывает игроку свои слабые места. Спрайтовые кусты и трава так и лезут в глаза, а деревья и спецэффекты могли бы выглядеть лучше. Стабильная работа - недостижимая цель для демиургов. Несмотря на все свои плюсы, минусы вроде ужасной анимации, внезапного исчезновения текстур или хождения персонажей сквозь стены убивают желание играть. Действие «железного разума» оставляют желать лучшего, противник частенько тупит, застывает на месте. Иногда поражают и сослуживцы. Но все же проект Armed Assault 2 не безнадежен, он занятен, хотя и несколько сложен для «неподкованного» игрока. А нам остается ждать патчей, тем более что они уже появились.


Название в России: Arma 2: Тактика современной войны
Разработчик: Bohemia Interactive Studios
Издатель: 505 Games
Издатель в России: Акелла
Модель распространения: розничная продажа
ISO статус: релиз состоялся 24 июня 2009 года
Дата выхода в России: вышла 18 июня 2009 года
Жанр(ы) игры: Action (Tactical / Shooter) / Strategy (Tactical) / 3D / 1st Person / 3rd Person
Платформы: PC
Мультиплеер: (∞) Интернет, Локальная сеть

Если вы никогда не воевали в Чехословакии в 1968 году, а мне почему-то кажется, что вы все-таки этого не делали, у меня есть для вас отличная причина продолжать в том же духе еще некоторое количество времени. Если же вы все-таки там воевали, то отдайте, пожалуйста, монитора своему внуку - это не издание «Коммунисты»

Так о чем это я? Собственно говоря, вы даже можете не читать эту статью.

Черт... Ладно, раз ваш букинистический мазохизм все-таки победил над здравым смыслом, и вы все еще не переключили канал, то мне, по всей видимости, не удастся в гордом одиночестве покрыть эти страницы нашего трансгалактического уберсайта историями о большом красном тракторе.

На самом деле, если при словах «тактический шутер» ваш желудок начинает предательски скукоживаться, то ваши с «ArmA 2: Тактика современной войны» пути расходятся в стороны кардинально противоположные. Безо всяких вариантов. Потому что, несмотря на отличную экшен-составляющую, тактические элементы игры могут с вероятностью чуть более чем полной отбить тяжелой арматуриной желание жить. Но давайте обо всем с подробностями.

Сюжет игры закидывает нас, американского морпеха, в Чехословакию "68 года за несколько часов до того, как бравые советские войска прибудут, чтобы танками и взрывами устроить тотальную дружбу народов и социализм. За этим сюжет извиняясь выходит за хлебом и так и не возвращается. Честно говоря, это категорически не мешает наслаждаться атмосферой и реализмом, которые имеют место быть в больших количествах и часто идут рука об руку друг с другом. Реализм проявляется во многих ипостасях и ему чуть ниже будет отведена пара сотен ласковых, но для прочувствования смакоты происходящего можно дать следующий пример. Есть, скажем, задание по уничтожению какого-нибудь стратегически особенного сарайчика и к реализации задуманного можно подойти с нескольких сторон. Можно лично проползти к нему и заложить взрывчатку или же ворваться внутрь и уложить всех спать свинцовой колыбельной. При этом возможность оказаться немного мертвым стремительно приближается к астрономической величине. Другой вариант - в лучших традициях депутатской охоты на кроликов, издали храбро вызвать авиаудар, который разберет на запчасти не только сарай, но и окружающий его поселок вместе с мирными жителями. Что есть не очень гуманно и явно не обещает чрезмерного обожания со стороны простого чехословацкого народа. Таких моментов, когда нужно выбирать, рискнуть гамовером и поступить из рук вон хорошо, или не искать лишних проблем на холмы пониже спины, действуя при этом не совсем неэтично, полно. И, казалось бы, что может помешать бывалому рэмбо-геймеру превратить негодяев в мясной бульон, а всем невинным дать по конфете? Мешает его величество реализм.

Во-первых, окружает игрока целых 225 квадратных километров площади, населенной многочисленными деревьями, стратегическими объектами и городками в лучших традициях богохульстве иной советской архитектуры с вялыми жителями. Свобода; куда хочешь - туда и беги. Причем в прямом смысле, так как, четкой последовательности миссий нет. Это во-вторых. Вы сами вольны решать, какое задание сейчас стоит выполнить, а какое отложить на потом. И это прекрасно. И, в-третьих и самых главных, наблюдать протагониста падающим на землю от неожиданно проделанных в нем пары дополнительных вентиляционных отверстий мы будем весьма часто. Так как порою, скача радостным галопом средь чешских полей, можно запросто схлопотать пулю. Причем часто даже непонятно, откуда меткий противник ведет свой не менее меткий огонь, да и нередко понимание того, что по тебе выстрелили, приходит одновременно с надписью «миссия провалена».

Эти же прекрасные буквы нередко будут радовать до полусмерти, когда в некоторых типах миссий соратник нарвется на свинцовый поцелуй. А разумное решение оставить свою команду караулить елочку в чаще, отправившись пацифицировать неверных в одиночку, весьма чревато. Так как враг мало того, что не дремлет, он еще и умен до безобразия - справиться без поддержки с пятью противниками получится только в исключительных случаях. Это вам ведь тактика, а не «Квака».

Против нас, помимо всего прочего, играет и окружающая среда - высокая трава служит неплохим укрытием, но стрелять из нее можно с тем же успехом, что и закрыв глаза. Да и солнце в лицо отлично мешает разглядеть неприятеля, не говоря уже о том, чтобы радостно его поприветствовать. А не дай бог, он заметит, как вы крадетесь за дырявым заборчиком! И, по-честному, это круто. Сложно, но круто. Ползти минут двадцать по болоту, чтобы в результате получить хедшот и начать заново это здесь запросто.

Благо, не обязательно все время топать пешкарусом можно найти танк или БТР, надежно защищающий соратников и собственно игрока от опасностей реальной жизни. Да и вообще, в наличии кипа всяческого транспорта - начиная с велосипеда и заканчивая цивильными машинами. Плюс, дается возможность оседлать вертолет или самолет, что есть гуд. Управление транспортным парком вполне адекватное и не вызывает особых сложностей - их вызывают попытки его добыть. Ну и поприветствуем самый большой геморрой в игре: тактическую составляющую управления отрядом.

На каждого бойца в вашем подчинении j имеется примерно 10 специальных меню-шек, отвечающих за приказы. Процесс постижения, что в них куда и где весьма сильно поражает кору и древесину головного мозга, нанося сильные повреждения, и местами носит летальный характер. Ей богу, быстрее можно разобраться в политической ситуации в Украине, чем в командовании отрядом. Именно это бьет игрока монтировкой по интересным частям тела больше всего (ведь, как известно, правильно использовать ее могут только избранные), напрочь отбивая любовь к Чехословакии и разработчикам, которые, к слову, чехи.

Резюмируя, можно с уверенностью сказать следующее. Armed Assault 2 - отлично проработанный тактический шутер, тактичность которого могут выдержать только самые усидчивые. Интересный геймплей сумными противниками стопорится лабиринтами меню управления, хотя графика и озвучка, в принципе, радуют соответствующие органы осязания. Обильно встречающиеся баги, вроде застрявших в стенах людей, не особо раздражают, а средства убиения, гигантское открытое пространство и куча техники приятны всем и каждому. Однако побывать в Чехословакии стоит только ценителям жанра, всем остальным же рекомендовано ознакомится лишь с чешским ситро и сосисками.

Видео из игры "Arma 2: Тактика современной войны"

В ночь с 20 на 21 августа 1968 года в небе над Прагой появились вооруженные парашютисты. После приземления они блокировали аэропорт «Рузине» и расчистили посадочные площадки для советских Ан-12 с солдатами и техникой. В течение дня 24 дивизии стран Варшавского договора перешли границу и захватили основные объекты на территории ЧССР. Руководство республики было арестовано и вывезено в Москву, где в ходе напряженных переговоров согласилось выполнить требования Кремля и восстановить в Чехословакии «истинный» социализм.

Так закончилась «пражская весна». Четыре десятилетия минуло с тех пор, всемогущего СССР уже нет, но старые комплексы живы и поныне. Как бы прошла операция «Дунай», случись она в XXI веке? Operation Flashpoint возродила тему противостояния систем, в ArmA 2 еще больше намеков и параллелей. Крошечное государство в Восточной Европе, непреодолимый внутриполитический раскол, кровавая российская интервенция…

Černorusky Prazdroj

Элитная разведгруппа «Лезвие», членом которой является мастер-сержант Мэтт Купер, высадилась в лесах Черноруссии за несколько часов до вторжения. Гражданская война разделила страну: север оккупировали пророссийски настроенные повстанцы из ЧДКЗ (Чернорусское Движение Красной Звезды), на юге держат оборону войска законно избранного правительства. Поняв, что ситуация окончательно вышла из-под контроля, премьер-министр Александр Баранов обратился за помощью к мировому сообществу. США не пришлось долго упрашивать — у морских пехотинцев большой опыт в подобных делах. В район конфликта прибыли боевые корабли с десантниками…

ArmA 2 — не бессмысленный шутер. Бегая по полям и буеракам с винтовкой в руках, нельзя ни на минуту забывать о политике. НАТО подозревает «чедаков» (прозвище боевиков ЧДКЗ) в совершении многочисленных преступлений, так что сбор информации и доказательств — одна из первостепенных задач. Стандартная миссия «взорви радиостанцию» перерастает в испытание морально-этических качеств. Вызвать бомбардировщик и разнести половину деревни вместе с жителями или попробовать лично заложить взрывчатку? Освободить пленных или, нигде не задерживаясь, проследовать к точке эвакуации? Авторы не стесняются ставить игрока перед выбором, позволяя вжиться в образ.

Задумка великолепна, реализация — в лучших традициях Bohemia Interactive Studios. Даже после патча в ArmA 2 барахлят скрипты, вынуждая заново проходить некоторые уровни. Компьютерные напарники — неиссякаемый источник головной боли, ибо гибель любого из них автоматически ведет к провалу задания. Если Марс и Фортуна на вашей стороне, раненый боец сразу не умирает. Истекающего кровью товарища можно оттащить в безопасное место и перевязать. Зная об этой уловке, противник стремится добить поверженных морпехов. Война вообще не прощает ошибок. Я был удивлен, когда стрелок «Шилки», заприметивший меня в деревянном сарае, почти снес одну из его стен шквальным огнем.

Союзному AI нечего противопоставить варварской мощи. Напарники избавят от мелких неприятностей, но и только. Приходится терпеть постоянные перезагрузки или, уложив миротворцев под кустом, играть в Рэмбо. Не устраивает? Ищите БТР — и подчиненных займете, и на врагов страху нагоните. LAV-25 обладает высокой скоростью, отличной маневренностью, внушительной пушкой — никакого сравнения с водоплавающим гусеничным уродцем AAVP-7A1. Забравшись в кресло водителя (экстремалы со стажем, несомненно, предпочтут роль командира) и включив вид от третьего лица, чувствуешь себя бандитом из Grand Theft Auto . Методы схожи: получив приказ атаковать форпост сепаратистов, я передавил бедолаг метровыми колесами. Тактический симулятор, говорите?

Стройбат

Рискуя прогневать фанатов, продолжу аналогии с попсой. Первые уровни — пародия на Call of Duty 4: Modern Warfare . Короткий брифинг у начальства, и вот они — 225 км 2 свободы: густые леса, бескрайние поля, горы, с которых открывается потрясающая панорама, грязненькие городки с напоминающими зомби обывателями. Мы сами решаем, куда ехать и в какой последовательности выполнять задания, и в зависимости от предпринятых действий миссия может измениться.

Война — это не только лихие перестрелки. Прежде чем разрядить в кого-то магазин, нужно выследить жертву. Охота за высокопоставленным негодяем или банальная «зачистка» местности превращаются в документальное кино. Мы расспрашиваем аборигенов, прощупываем подход к обидчивому офицеру разведки, ловим контрабандистов… Интересная, разнообразная и продолжительная кампания — огромный шаг вперед, однако виртуальному миру недостает жизни. В стране разруха, гибнут люди, а на улицах кладбищенское спокойствие. Где ежедневная рутина, политические выступления «с броневика», раздача гуманитарной тушенки, памятные по S.T.A.L.K.E.R. байки у костра?..

Время от времени сценарист пытается выжать из нас крокодильи слезы. Мелькают знакомые лица, но, как и в Queen"s Gambit (о «сингле» Armed Assault вспоминать не буду), настоящих привязанностей не возникает — даже самые волнующие и неожиданные новости воспринимаешь с равнодушием сытой панды. И зря, ведь ближе к финалу отряд «Лезвие» переходит на полулегальное положение, где, казалось бы, все завязано на авторитете и личных отношениях. Впрочем, едва я взялся за рукоятку карающего молота, авторы выкатили стратегический режим, заставив не думать о придирках.

Знатоков Warfare увиденное не поразит. На карте указана центральная база и кучка разбросанных по округе точек, которые необходимо прибрать к рукам. Каждое захваченное поселение приносит деньги — на них мы приобретаем юниты, строим казармы, танковый завод, вертолетные площадки и прочие домики. Идея не новая, но работает.

Холодная фотореалистичная палитра вызывает сильное привыкание. После ArmA 2 по-детски яркая картинка Crysis и некоторых других шутеров режет глаз. Модные графические навороты тут не для красоты — покачивающаяся на ветру трава блокирует обзор, слепящее солнце мешает целиться. При этом игра заметно шустрее предыдущей части. Счетчик fps проседает в городах, но на просторе все в порядке. Особо отмечу техническую стабильность. Полдня в свернутом состоянии — и хоть бы хны.

Ортодоксальные почитатели ArmA чихать хотели на помощь молодым демократиям. Мощный и удобный редактор — вот их наркотик. Постановка батальной сцены с массовкой и танками займет считанные минуты, а если у вас хватит терпения, чтобы разобраться со скриптами и диалогами, можно сотворить собственный «Oblivion with guns ». Правда, на пути народного творчества бетонной стеной стоят юристы «Акеллы». Сохранив созданную миссию, вы нарушаете условия лицензионного соглашения и, следовательно, обязаны удалить свою копию игры. Такова жизнь. Идешь в магазин, покупаешь блестящий DVD-бокс и… в итоге оказываешься пиратом.

Увы, это не единственная оплошность российского издателя. Неряшливая локализация уже стала притчей во языцех. По Черноруссии разгуливают чумазые «механики спецназа» (в оригинале — «spetsnaz operator») и «гранатометчики» («spec-op»), надписи вылезают за пределы кнопок, о стилистических ляпах и грубом подстрочном переводе писать не хочется — все видно на скриншотах. В отличие от , переключить язык нельзя — переплачивайте за интернациональную Steam-версию или не возмущайтесь.

От 50 до бесконечности

Приступая к мультиплееру, нужно понимать, во что ввязываешься. «Если ты не готов несколько часов кряду бежать через лес, в кромешной темноте и без прибора ночного видения, а потом умереть от пули снайпера, ArmA 2 не для тебя », — гласит официальный форум. Мы давно привыкли считать фраги десятками, здесь же можно завершить миссию, ни разу не выстрелив.

Почти все серверы предлагают игру против AI; человеку, который ищет альтернативу устаревшей Battlefield 2 , это может показаться странным и даже диким. Однако пара бессонных ночей в онлайне — и скептицизма как не бывало. Когда действом руководит грамотный админ (что, к счастью, не редкость), битва с компьютером приносит лишь удовольствие. Враг превосходит числом, игроки отвечают упорством и опытом. В команде быстро выявляются лидеры. «Отцы» подгонят штабной броневик и боеприпасы, вызовут транспортный вертолет, поставят отметки на карте. «Зачистив» очередную горячую точку, мы по условиям сценария ждем контратаку либо летим дальше.

Надоела участь пехотинца? Есть техника на любой вкус, от велосипедов до реактивных истребителей. Причем система званий ограждает ее от посягательств новичков. Сначала продемонстрируйте свои таланты, и только тогда становитесь в очередь за «Абрамсом» или AH-1Z. Управлять вертолетом в ArmA 2 не сложнее, чем в Battlefield 2 . Первое время посадка будет доставлять некоторые трудности, но возможность взглянуть на себя со стороны упрощает пилотирование.

Конечно, рано или поздно истребление ботов наскучивает. Выход? Искать тропинку, ведущую к закрытым партиям без воскрешения, или переходить на стопроцентно «мясную» диету, что чревато несварением. Вариантов очень мало, да и в организационном плане TvT — полная противоположность кооперативу. Хаос, анархия, бедлам — существует масса слов, подходящих к ситуации, но назвать это «командным шутером» я не рискну. Игровой процесс недостаточно оптимизирован, в интерфейсе отсутствуют элементарные вещи (например, нельзя оповестить окружающих о том, что вам нужна попутка), нет серьезной необходимости действовать сообща. Сравнения с популярным модом

Одна пуля – целая беда

Реалистичность до мелочей – отличительная черта всех игр от Bohemia Interactive. Это очень спорное решение, ведь кого-то это привлекает, кого-то отталкивает, но от себя могу сказать, что с реалистичностью не переборщили ни на йоту.

Плюсы:

Геймплей почти не отличается от Operation Flashpoint и ArmA под номером “один”, и это, несомненно, позволяет фанатам этих игр без проблем освоить ArmA 2. Мы также медленно двигаемся от укрытия к укрытию, остерегаясь каждого выстрела вдали, иногда подолгу отлёживаемся на одном месте только потому, что мы увидели какое-то движение или просто предчувствие подсказывает, что там смерть. Никакого дикого экшена, лишь мольба о том, чтобы противник не увидел тебя раньше. Это очень атмосферно, эффект присутствия чувствуется на самом высшем уровне, и если от забега по лесу в котором возможно засел противник будоражит кровь, то перестрелка один на один или отряд на отряд просто взрывает мозг и заставляет радоваться, сели ты вдруг, каким-то чудом, выжил.

Также очень хорошо реализованы внешние и внутренние раздражители. От свистящих над ухом пуль обзор ухудшается, взрыв снаряда сулит временное оглушение, контузию, и звон в ушах, а от стрельбы из пулемёта можно оглохнуть начисто, поэтому рекомендуется надевать беруши. От длительного бега зрение ухудшается, персонаж тяжело дышит и может даже споткнуться и упасть. Таких мелочей много, и на влияние игрока в процесс они влияют непосредственно, ведь всё это знакомо нам в нашей жизни, так происходит с любым человеком.

Со снаряжением тоже порядок, какой симулятор войны без пушек и техники? Стволов много, даже очень, в этой игре, наверное, самый большой выбор оружия и парк техники. Каждая пушка и машинка звучит совершенно по-разному, страшно подумать, сколько сил затрачено на запись всех звуков. Самое интересное, что через некоторое время вы сможете точно определять, из какой пушки стреляет враг, или какой вертолёт стрекочет в дали только по звуку. Поверьте на слово, ощущения того, что ты держишь в руках настоящее оружие, и водишь настоящий транспорт не пропадает ни на секунду. Всё очень красиво нарисовано, анимировано и озвучено.

Реалистичная система повреждений тоже очень к месту. Если спрыгнуть с большой высоты, то можно сломать ногу и передвигаться будет возможно только в положении лёжа, та же ситуация с огнестрельным ранением в ноги. От ранения в руки, соответственно будет гулять прицел, и точно стрелять будет затруднительно. При попадании в тело персонаж будет постепенно истекать кровью и без перевязки очень скоро “загнётся”, ну, а уж при попадании в голову, будьте добры умереть. Хотя может отрикошетить и от каски, но такое бывает очень редко и такое попадание будет сопровождаться длительным звоном в ушах.

Минусы:

Сложность освоения игры – самая большая проблема. Огромное количество нужных действий изначально расставлены на клавиатуре не самым удобным образом. Первые пол часа уходят на настройку раскладки под себя, но некоторые даже не пытаются порыться в настройках и сразу выключают игру, закрывая проход в самый интересный симулятор военных действий.

Командная игра и ориентирование

Плюсы:

В игре есть отряды, и каждый может выбрать для себя роль, но по одиночке ни один из бойцов ничего из себя не представляет. Всегда нужно работать слаженно, и это не значит, что всегда нужно держаться рядом. Сброс десанта и одновременный штурм с земли, разведка и попытки диверсий в тылу, захваты деревень под прикрытием снайпера на холме – всё это имеет место быть. Многие жалуются, что их убивают в первом же бою, но это потому, что наигравшись “колду” они полезли в арму с надеждой поубивать всех и вся, ну или инстинкт самосохранения немного притуплён. В мультиплеере ArmA 2 сотни разных сценариев, и они зависят от поведения игроков, слаженная команда из 4-ёх человек может навести шороху во вражеском отряде, численность которого превышает десять голов. Если играть как в среднестатистический шутер то ничего не выйдет, а ArmA нужно именно воевать, тогда от одного матча будет столько эмоций, сколько не сможет подарить даже десять конов в батлу.

От солдата требуется не только хорошая точность и беспрекословное послушание командира отряда, но ещё и способность выживать в одиночку. Не раз бывали случаи, что один из членов отряда отставал и заново выходил к отряду, полагаясь только на карту, компас, и указанные координаты. Дело в том, что на некоторых серверах отключены оповещения, не показывает расположение игроков и даже сама цель задания указывается только координатами. Это добавляет шарму игре: если вы перестанете следить за своими перемещениями на карте, то придётся искать указательный знак, на котором будет указано название населённого пункта и только потом, найдя этот пункт в карте, узнать, где ты, собственно, находишься. Ночью всё только ухудшается, но ПНВ очень выручает. Вообще бесполезных предметов в игре нет, и это определённо идёт на пользу, ведь всё это разнообразит геймплей.

Сложно описать всю атмосферность происходящего, проще поведать одну из многочисленных историй, а если вам не интересно, просто прокрутите до следующего раздела:

“ – Знаешь, не думаю что БТР"ы проехали, они бы давно были тут. Пора выдвигаться. – Я был напряжён, зрение ещё не восстановилось после забега под вертолётным обстрелом в лесу. Благо “Солнечное” гористая местность, вертолёту развернуться негде.

Подождём, время есть, тем более они снайперов так и так расположили, нам не пройти, нас и так всего четверо.

Да нет, пятеро, Санёк найдётся, вертушка его район не обстреляла, тем более на холме было много растительности, как, ты думаешь, его бы заметили?

И то верно, блин, жаль нет раций, с ними было бы проще… Всё же ты прав, мы далековато, когда БТР"ы прикатят мы не успеем добежать. Давайте по кромке леса метров на триста сдвинемся.

Мы приближались к нашей цели, а целью было зачистить посёлок “Солнечное” – укрепить его легко, а чтобы обойти, нужно обегать через горы пять километров, с другой стороны море. Мы прошли указанное расстояние и опять засели за железнодорожной насыпью. Командир осматривал местность в бинокль, а я через оптику своего АК-74. И всё же моя осторожность не была лишней, примерно через минуту по нам начал стрелять снайпер, я не знаю почему он не начал стрелять раньше, может менял позицию, одно можно сказать точно, сменил он её удачно, ведь нашего гренадера он убил точно в голову. Я уже был на стороже, но это стало для меня неожиданностью, именно поэтому командир начал стрельбу первым. Обстреливал он печурок на скале, очень удобное место, но после первого выстрела придётся передислоцироваться. Но снайпер не успел, командир разорвал его из своего пулемёта частыми одиночными выстрелами. Страшно было представить, сколько народу сбежится на выстрелы, но командир приказал не двигаться. Верно, насыпь какое никакое, но укрытие, а пока мы будем искать новое, нас уже изрешетят. Я и Костя – разведчик откатились ближе к траве, а командир остался наблюдать за обстановкой. Он неожиданно вскинул пулемёт, выбежал на железную дорогу и начал стрелять, перемещаясь в полуприсяде. Он двигался к полю, и вскоре, по трассерам я увидел в кого он стрелял. Минимум шесть человек суетились меж деревьев, но они мигом слились с местностью, а командир прошёл ещё пару шагов и упал на землю. Выстрелов не было слышно, значит, используют ПБС (в простонародье – глушитель). Неприятно. Упав обратно в траву, я описал Косте обстановку, и велел молчать. Мы лежали, лежали минут шесть – семь. Я напрядено держал на прицеле область, из которой мог выйти противник.

Слышишь? – Костя очень напугал меня. И не потому, что было неожиданно, а потому что он сказал это вслух.

Заткнись! – шикнул я на него. Но я и вправду что-то слышал, и не что-то, а звук мотора, мощного мотора. БТР"ы опоздали, но лучше поздно чем никогда. Я сказал Косте что ему следует делать когда первый БТР окажется в 150-ти метрах от нас. Дождав время мы одновременно вскочили, он кинулся с криками к БТР"ам, а выпустил пол рожка в направление врага. Нам повезло, броневики не обстреляли нас сразу, как только увидели, и Костя сразу спрятался за одной из машин. Я отступал тратя по одному патрону в секунду, а противник патронов не жалел, они чудом промахивались, а когда я подошёл ближе к броневику я заорал – “Бей по трассерам!!!”. И он ударил.

Когда БТР обработал местность, стало очень тихо. Я молчал, а Костя докладывал командиру взвода об обстановке. В прицел АК я видел, как вдали собираются выезжать Абрамсы и на вышках начали бликовать снайперские оптические прицелы. Я забрал пулемёт командира, давно хотел пострелять из Печенега, а сейчас придётся много, очень много стрелять…”

Минусы:

Опять же сложность. С командной игрой всё просто, бывали случаи, что за непослушание бунтари получали пулю в пузо от своих же, и играть становилось легче. Ну а ориентироваться не каждый умеет, и тут возникают сложности с объяснениями. От ничего не смыслящих людей могут потребовать банального прохода в нужный квадрат, а как ориентироваться по карте он не знает, и рассчитанный до мелочей план может провалиться, но всё это, опять же, приходит со временем и команды получаются слаженными.

Пользовательские модификации

Плюсы:

Нужно отдать должное разработчикам. Игровой код они сделали извилистым, позволив народным умельцам творить с их игрой что душе угодно. Плюс - встроенный редактор миссий позволяет обычным игрокам создавать миссии без особых усилий и без заморочек с кодами и программированием. Некоторые из модификаций и миссий выходят очень интересными и пользуются популярностью среди игроков. Самый яркий пример – модификация, переносящая игроков в мир после апокалипсиса, в мир наполненный зомби, в мир, где каждый патрон на счету. Имя этому чуду Day-Z. Сейчас она пользуется бешеной популярностью, из-за неё Арма попала в топ самых продаваемых в Steam"е. На данный момент открыто около сотни игровых серверов, за основу которых идёт эта самая модификация, и почти все серверы забиты и днём и ночью. Я тоже не прошёл мимо этой модификации и могу сказать точно: Day-Z - это тот самый survival-action о котором я всегда мечтал. Это бесполезно описывать, в это нужно попробовать поиграть, или хотя бы посмотреть ролики, весь YouTube завален записями стримов и летс-плеями на эту модификацию.

Минусы:

Мало какие модификации поддерживаются разработчиками официально, именно поэтому половина из них либо недоработана, либо вообще не играбельна. Тот же Day-Z не без изъянов. Излишняя гибкость кода играет злую шутку с игроками, и повредить его во время разработки модификации – раз плюнуть, а из этого выходит множество багов, что не очень приятно.

Итог

Что же мы имеем? ИГРУ ДЛЯ НАСТОЯЩИХ МУЖИКОВ, ИГРУ НА 10 БАЛЛОВ ИЗ 5-ТИ! Это великолепный сетевой режим, это незабываемые ощущения от каждой схватки, это напряжённость, даже когда ты просто бежишь по лесу и не слышишь ничего кроме треска веток и шуршания травы под ногами. Эта игра показывает, каков ты будешь на реальной войне. Здесь есть всё, с чем знакомы туристы, курсанты, отслужившие и просто увлечённые военным делом, все свои навыки ориентирования и ведения боя вы можете показать в ArmA 2. А если вы ничего не умеете, то легко можете научиться именно в этой игре, ведь здесь есть всё для этого. Неужели кто-то будет сомневаться в том, что…

Игра сделана – с душой.

P.S. Если вам жалко денег и вы предпочитаете скачивать с торрентов, нежели покупать игру, то специально для вас есть бесплатная версия с ограничениями под названием ArmA 2 Free. Вы не сможете выкрутить качество графики на максимум и модификации будут для вас закрыты, но тем не менее, вы хотя бы ознакомитесь с этой игрой прежде чем покупать.