Программа тренировок александра засса. Спортивные истории

В наше время становятся популярными супер – герои из мира Марвел, а про великих людей, таким, каким был Александр Засс - мы забываем. Эта статья создана сайтом "За городом " , чтоб исправить такое недоразумение. Поговорим про великого русского циркача, который выступал под псевдонимом Железный Самсон.

Случай, который произошёл в 1938 году в английском городке Шеффилд, более чем наглядно продемонстрирует возможности отечественного героя. Только представьте, на мостовой лежит мужчина и его переезжает груженный под отвязку грузовик. Естественно, люди, наблюдающие такую картину, пребывают в шоке, а человек, как ни в чём не бывало, поднимется и отряхивает из себя пыли. Так и хочется прокричать: «Слава русскому Самсону!».

Цирковая программа Железного Самсона

Александр Засс всю свою жизнь посвятил цирку. Он прославился, как самый сильный человек в мире. Целыми десятилетиями его псевдоним Железный Самсон, не покидал цирковых афиш во всём мире. Именно отечественный циркач был самым желанным артистом или, как это называют «звездой цирка». И это не случайно, учитывая его удивительный репертуар. Вот, список только из некоторых его номеров:
1) Он поднимал пианино, на крышке которого сидела девушка, и носил её по цирковому манежу;
2) Был способен поймать ядро, которое весит около 9 кг, голыми руками. Отметим, что ядро было выпущено в Александра с расстояния 80 метров;
3) В своих зубах удерживал конструкцию из металла, на которой сидело 2 ассистентки;
4) Находясь под куполом цирка (привязан одной ногой и весел вверх ногами) он в зубах удерживал фортепиано;
5) Ложился голой спиной на доску утыканную гвоздями. Затем, группа ассистентов клала ему на грудь камень, который весил пол тонны. После чего приглашались желающие из зала, которые могли хорошенько ударить по камню кувалдой;
6) С помощью одних пальцев был в состоянии разорвать звенья цепи;
7) Был в состоянии с помощью голой ладони забить гвоздь в трёхдюймовую доску. Что интересно, потом, с помощью пальцев, он их доставал, обхватив указательными пальцами левой и правой руки шляпку.

Особенность атлета

Атлетические номера, которые выполнял Александр Засс, всегда имели большой фурор. Люди были готовы платить за билеты в цирк, только чтоб смотреть на русского Самсона снова и снова. Но, его будоражащие психику номера, не единственное, что привлекало внимание. Александр выглядел, как самый обыкновенный, среднестатистический мужчина. Весил всего 80 кг, а ростом был не более 170 см. Объём его бицепсов имел всего 41 см. То есть, он не имел абсолютно никаких сходств с образом циркового , которые имеют огромные мышцы и массивные тела.

Александр Засс утверждал, что большие мышцы абсолютно не показатель того, что ты силён. Он был уверен, что главное – умение чувствовать своё тело и крепкие сухожилья, помноженные на необучаемую силу воли, делают из любого мужчины силача.

Путь к силе

Самым частым вопросом, который слышал Александр Засс, был вопрос о том, как ему удалось стать таким сильным. На что атлет честно отвечал: «Моя сила это результат изнуряющей работы, невероятного напряжения не только всех физических, но и духовных сил до остатка».
Строгий режим дня и постоянные тренировки, которые сменялись выступлениями – так можно охарактеризовать жизненный путь Железного Самсона. Есть занимательная фотография, на которой запечатлён 74 летний Александр, который сидит у себя дома, на кухне, а перед ним самовар с надписью «5 минут отдыха». Что интересно, даже в этом преклонном возрасте русский Самсон продолжал работать, но уже не в силовом жанре, а как дрессировщик. Хотя, зачастую, он разбавлял свои номера парочками силовых трюков. Одним из самых популярных номеров того времени для Александра было выступление, при котором взяв в зубы коромысло с двумя львами, он ходил по цирковой арене.

Выбор жизненного пути

Все мужчины рода Зассов отличались не дюжей силой. Конечно, Александр, благодаря своим тренировкам превзошёл своих предков. Однажды, когда Александр был совсем маленьким, он отправился с отцом в цирк. Тогда маленький Саша был в восторге только от двух номеров – номера с дрессировщиком животных и цирковым силачом. Именно событие, которое произошло в этот день, перевернуло мировоззрение мальчика и указало на его жизненный путь – стать циркачом. Случилось вот что.
После выступления циркового атлета, тот, как это было популярно, вызвал зрителей из зала для того, чтоб повторить свой «подвиг». Для этого он предлагал разогнуть железную подкову. Конечно, желающих не возникало. Но тут, с места поднялся отец Александр, подошёл к атлету и сказал: «А давай я попробую!». После чего разогнул подкову. Александр, публика, да и сам атлет были в шоке! Как оказалось, отец Александр тоже любил демонстрировать свою силу, но в отличие от будущего Железного Самсона, делал это перед близкими людьми и гостями.
После описываемого выше события Александр Засс жил один цирком, можно сказать, что он ним заболел.

Первые тренировки будущего Железного Самсона

На заднем дворе своего дома маленький Александр, с участием взрослых, оборудовал целый плацдарм для тренировок. Там были установлены два турника, на которых были установлены трапеции. Затем, постепенно, он начал стягивать туда спортивный инвентарь: гири, гантели. Соорудил штангу. Со временем его задний двор превратился в настоящий спортзал, в котором Александр проводил всё своё свободное время в упорных тренировках. Ещё тогда, в цирке с отцом, он внимательно запоминал номера цирковых артистов, а сейчас его целью было повторить увиденное там. Александр без посторонней помощи освоил такие сложнейшие трюки, как сальто на лошади, научился подтягиваться на одной руке, но всего этого юноше казалось мало, он понимал, что тут не хватает системы.

Системные тренировки начались для Александра, когда отец подарил ему книгу «Сила и как сделаться сильным», автором которой являлся кумир мальчика атлет Евгений Сандов. В этой книге автор делился невероятными подробностями своей биографии, например схватку со львом. Но не это интересовало Александр, ему нужна была система тренировок. На страницах этой книги он их нашёл. В книги приводились 18 упражнений с гантелями, которые будущий Железный Самсон добавил в список своих тренировок. Со временем и этого оказалось мало юноше, он чувствовал, что этого недостаточно, что одни гантели не способны развить в нём ту силу, о которой тот мечтает.

Затем он нашёл новых наставников в лице Петра Крылова и Дмитриева – Морро, которые славились, как знатные атлеты. Именно они разработали для юноши комплекс упражнений, расширив те, которые были в арсенале подростка. Особенно большим вкладом в развитие Александра вложил Дмитриев – Морро, который оповестил юношу о всех премудростях занятия спортом с помощью штанги.
Кроме того, что Александр развил к 18 годам не дюжую силу, он частенько посещал цирковые представления, чтоб в очередной раз посмотреть на цирковых силачей. Со временем, спортивный реквизит Александра дополнился подковами, гвоздями, металлическими прутьями и другими элементами, с которыми работали цирковые атлеты. Именно когда он начал работать с этим реквизитом, будущий Железный Самсон осознал, что именно он позволяет развивать силу даже больше, чем это делает штанга или гири.

Случай на войне

Первая мировая война нагрянула, как раз, когда у Александра был призывной возраст. Свою службу он нёс в 180 – м Виндавском кавалерийском полку. Случай, который описывается далее, поразил всех без исключения и даже тех, кто знал о способностях Александра.
Однажды, возвращаясь с разведки Засс, попал в засаду австрийцев. Событие произошло, когда тот подходил к русским позициям. Австрийский стрелок попал в ногу лошади и, по всему видимому, поняв, что находится вблизи русских позиций, покинул Засса. Будущий цирковой атлет полежал, переждав опасность, а затем поднялся. Тогда, Александр, увидев раненую лошадь, понял, что не может её оставить! До полка оставалось около 600 метров, но это не остановила будущего Самсона. Он просто взвалил лошадь на плечи и донес её до самого полка. Со временем, когда война закончиться, этот эпизод всплывёт в его памяти и станет одним из самых ярких номеров, которые тот будет демонстрировать на цирковой арене.

О том, как Александр попал в цирк

Война для Александра Засса на всю жизнь оставила ряд страшных воспоминаний. Однажды, ему пришлось умолять врачей не ампутировать ему ногу, которая, в связи с сильным ранением, начала сильно гноится. Александр был в плену и трижды из него бежал, два из которых заканчивались для будущего циркового артиста плачевно, ведь его ловили и жестоко наказывали.
Но третий раз стал успешным. Более того, третий побег Александра послужил началом его цирковой карьеры. Когда ему удалось вызолиться из плена, он смог самостоятельно добраться Венгерского городка Капошвар, в котором, как раз в это время, гастролировал известнейший в Европе цирк Шмидта. Тогда Засс пошёл ва-банк. Он подошёл к хозяину цирка и рассказал о том, что он пленный, который сбежал и сказал, что обладает недюжей силой. Прямо тогда хозяин цирка устроил ему тестирование, дав ему толстый металлический прут и железную цепь.
Александр несколько дней не ел, но, всё – же, собрав все свои духовные силы – разорвал цепь голыми руками и согнул прут! После чего Александр стал членом цирковой труппы, а весть о сильнейшем атлете разнеслась по Капошвару.
К сожалению, он попадёт ещё раз в плен. Однажды австрийский комендант, который посетит представление, заинтересуется биографией Александра. Тогда он и узнает, что тот русский пленный. После чего, будущего Самсона сильно побьют и бросят в темницу. Но тут на помощь вновь придет его сила! Он порвёт цепи наручников и разогнёт прутья решётки.
На этот раз он смог добраться в Будапешт. В столице Венгрии он знакомится с добродушным борцом Чаем Яносом, который поможет пристроиться Александру в цирк. Именно Чай повлияет на то, что Засс станет членом труппы итальянского цирка.
Итальянский импресарио, с которым Александра познакомит борец, заключит с будущим Железным Самсоном.

Мировая известность

Этот контракт повлёк за собой мировую известность Александра Засса. Подписав контракт, он отправляется в европейское турне. Именно в Англии, после выступления Самсона, о нём заговорили великие атлеты того времени. Как бы не пытались повторить то, что проделывал Александр, у них не получалось, а английская публика была в диком восторге от выступлений Железного Самсона. Мистер Пуллум известнейший во всём мире спортивный журналист утверждал, что Засс – это единственный человек в мире, который научился использовать одинаково хорошо, как физические, так и умственные способность. Ещё он утверждал, что если б не видел в «деле» Александра, то никогда бы - не поверил, что возможно проделывать то, что делает этот атлет на сцене цирка, учитывая физические параметры Александра.

Завершение жизненного пути

После заявления Пуллума, мировые газетные издания боролись за то, чтоб взять интервью у Железного Самсона. В годах, которые посещала цирковая труппа, с участием Александра, наступал дикий ажиотаж. С этого времени и до конца своих дней Александр Засс был циркачом.
В общей сложности на цирковой арене русский Самсон провёл более 60 лет. Ни смотря на свои изнурительные тренировки, отечественный атлет дожил до преклонного возраста в добром здравии.

Кроме того, что Александр Засс был великим атлетом, он после себя оставил ряд изобретений. Самыми главными, из которых являются кистевой динамометр и пушка, которая позволяет совершать выстрел человеком. Именно Александру принадлежит идея создания аттракциона «Человек снаряд». Одним из номеров, который выполнял Железный Самсон, был номер в котором тот ловил ассистентку, выпущенную из изобретённой им пушки. Обратите внимание, девушка пролетала 12 метров!
В 1962 году нас покинул Александр Засс. Местом его погребения является городок Хокли, который находится вблизи Лондона.

Александр Засс появился на свет 23 февраля 1888 года на одном безымянном хуторе Виленской губернии, входящей в состав Северо-Западного района Российской империи. Шура в семье был третьим ребенком. Всего же у Ивана Петровича и Екатерины Емельяновны Зассов было пятеро детей: три мальчика и две девочки.

Вскоре после рождения Александра Зассы уехали с Виленщины и перебрались в окрестности Тулы, а когда мальчику исполнилось четыре года, семейство переехало в Саранск. Причиной смены места послужило получение отцом должности приказчика. Несмотря на то, что помещичьи имения, которыми управлял Иван Петрович, располагались между Саранском и Пензой, жили Зассы преимущественно в самом городе. Любопытно, что и сам городской дом, и банковские счета оформлены были не на главу семейства, а на мать, которая была весьма целеустремленной и волевой женщиной. Известно, что она даже баллотировалась и прошла на выборах в Саранскую городскую Думу. Иван Петрович же, умело ведя хозяйство, привлекал к работе и всех своих детей. Позднее Александр Иванович вспоминал: «Мое детство прошло на полях, ибо семья наша была по сути крестьянской. Еды и питья было вдосталь, и, тем не менее, нам было необходимо много трудиться за всё, что мы имели».

Детские годы Александра по его собственному признанию не были особенно интересными и состояли в основном из тяжелой работы. Когда он подрос, отец стал отправлять его в далекие поездки на лошади с большими денежными суммами, которые он должен был помещать в банк на счет владельца имений. В будущем же отец хотел дать Александру техническое образование и мечтал увидеть сына машинистом паровоза.

Сам же Засс не имел ни малейшего желания управлять локомотивами. Разъезжая по разным городам и селам, он имел возможность видеть довольно много бродячих трупп и цирков-шапито, которыми в те дни славилась Россия. Жизнь циркача казалась ему самой прекрасной на свете. Однако даже намека на подобные мысли Александр не мог себе позволить - отец был очень строг и за непослушание мог безжалостно выпороть.

Однажды Иван Петрович взял с собой сына на ярмарку продавать лошадей. Вечером после успешной сделки они отправились на представление бродячего цирка, расположившегося неподалеку. Увиденное зрелище до глубины души поразило мальчика: Под музыку, крики и смех люди парили в воздухе, лошади танцевали, жонглеры балансировали разными предметами. Но особенно ему понравился силач, с легкость поднимающий тяжеленные гири, разрывающий цепи и сворачивающий железные прутья вокруг своей шеи. Многие зрители, включая и отца Александра, следуя приглашению ведущего, вставали с мест и пробовали без особых успехов повторить эти трюки. Вернувшись на постоялый двор, отец и сын поужинали и легли спать. Но сон не шел к Александру, выскользнув из комнаты, он помчался к цирковому шатру и, заплатив из карманных денег требуемую сумму, вошел посмотреть представление еще раз.

Домой он вернулся лишь утром следующего дня. Отец, узнав об отлучке сына, взял в руки пастуший кнут и выпорол его. Остаток дня и всю ночь Александр провел в отдельной комнате без еды и сна, мучимый лихорадкой. Ранним утром ему дали немного хлеба и велели немедленно отправляться работать. Уже вечером отец сообщил сыну, что отправляет его на год в дальнюю южную деревню подпаском. Там двенадцатилетнему подростку пришлось помогать пастухам пасти огромное стадо - почти 400 коров, 200 верблюдов и свыше 300 лошадей. С утра и до ночи он находился в седле под жгучим солнцем и следил, чтобы животные не дрались, не разбредались и не залезали в чужие владения.

Все время, проведенное вдали от дома, Александр не переставал думать о цирке и его чудесной жизни. Он выучился отлично стрелять - не раз и не два пастухам приходилось отбиваться от волков. Общение с животными также много дало будущему цирковому актеру. Он старался обучить лошадей тем же трюкам, которые подметил у наездников в цирке, совершенствовался в верховой езде и вольтижировке. Вскоре парнишка стал себя чувствовать на спине лошади так же уверенно, как на земле. Однако, что особенно удивляло пастухов и, что сам Александр считал своей главной победой - была его дружба со сторожевыми собаками. Он сумел найти общий язык с шестью огромными, свирепыми и безжалостными волкодавами, которые потом его всюду сопровождали.

После возвращения в Саранск Засс стал собирать журналы и различные наставления «по совершенствованию фигуры и развитию силы». Читая их, он пытался разобраться в премудростях спортивной и цирковой терминологии, разучивал атлетические упражнения, узнавал об известных борцах, гимнастах и силачах. Любимым героем Александра стал выдающийся атлет девятнадцатого века Евгений Сандов.

Ранний день Засса теперь начинался с гимнастики и пробежки. Свободные минуты он проводил на заднем дворе дома, посвящая их выполнению различных упражнений. Гантелей и гирь у него не было, и парень привязывал к деревянным палкам камни различного веса. Помимо этого он таскал булыжники, стараясь удерживать их лишь пальцами рук, делал пробежки с теленком или жеребенком на плечах. Тренировался Засс и с толстыми ветвями деревьев - пытался гнуть их без упора одними руками. Позднее он смастерил два турника для перелетов с одной перекладины на другую.

Как награда за упорный труд пришли первые успехи - Александр чувствовал, как крепнет и наливается силой его тело. Он научился «крутить солнце» на перекладине, подтягиваться на одной руке, ловить 8-килограммовые камни, брошенные с подкидной доски. Случались и травмы. Однажды он не сумел удержать каменный снаряд и упал с поломанной ключицей. Отходив месяц с рукой на перевязи, он начал все сначала.

Много лет спустя, уже став знаменитым, цирковой атлет на базе своих детских опытов создаст целую систему тренировок, основные принципы которой получат признание во всем мире. Это так называемые изометрические упражнения. Их характерная черта - напряжение мышц без сокращений, без движений в суставах. Александр Засс утверждал, что не достаточно обходиться лишь традиционными способами развития мускулатуры, а именно сокращением мышц под нагрузкой. Внешне тщетные попытки напряжения сухожилий и мышц, например при сгибании стального прута, очень полезны для развития силы. Время полностью подтвердило его точку зрения.

Став старше, Засс обратился за помощью к известным атлетам той эпохи - Петру Крылову, Дмитриеву, Анохину. Все они рассмотрели письма юноши, и отправили ему свои методические рекомендации. Тренируясь по их системам упражнений, Александр Иванович еще более развил свои способности. Ни один из его сверстников не мог сделать того же, что делал он. При весе в 66 килограмм юноша уверенно выкручивал правой рукой 80 килограмм, жонглировал 30-килограммовыми гирями. Слухи о его необыкновенной силе быстро распространились по окрестным деревням и селам. Его стали звать на различные гулянки и празднества, где люди были не прочь помериться с ним силой. Однако при всех своих выдающихся способностях Александр Иванович рос удивительно спокойным и не драчливым человеком, летом он занимался делами отца, а зимой посещал школу.

Перелом в его судьбе наступил летом 1908 года. Несмотря на робкие протесты Александра, Засс-старший отправил двадцатилетнего парня в Оренбург в местное паровозное депо учиться на кочегара, или, если повезет, на помощника машиниста. А в начале октября оренбургские газеты анонсировали приезд в город «первоклассного цирка Андржиевского со своей огромной труппой». Александр, конечно же, пришел посмотреть на представление. Спустя пару дней набравшийся смелости Засс предстал перед директором, которому и рассказал о том, как его привлекает подобная жизнь. Дмитрий Андреюк, а именно так на самом деле величали Андржиевского, сам являлся прекрасным дрессировщиком и борцом, выступал с атлетическими номерами. К огромному удивлению Александра он сказал: «Хочешь работать в цирке? Что ж, хорошо, ты можешь поступить к нам разнорабочим. Будешь помогать там, где потребуется. Но жизнь здесь трудная, не сомневайся. Работать будешь по многу часов, и может случиться так, что придется голодать. Подумай хорошенько». Однако Александр не колебался.

Первое время молодому циркачу действительно приходилось трудно. Кроме различного «черного» труда вроде чистки животных или уборки манежа, он помогал во время выступлений атлету Кураткину. Со временем Кураткин привязался к юноше - учил его различным премудростям цирковых силачей, тренировал в балансировании тяжелыми предметами. А спустя несколько месяцев Александр получил свой собственный, небольшой номер - демонстрируя силу, он перебрасывал через голову из руки в руку огромный камень. Родным же он писал, что старательно занимается на машиниста локомотива. Это было ложью лишь отчасти - Засс действительно вкладывал в тяжелую работу циркача всю свою душу.

Полгода работал цирк-шапито Андржиевского в Оренбурге и близлежайших населенных пунктах, а как только сборы начали падать, труппа засобиралась в путь. Зассу предстояло сделать нелегкое решение - отправиться к отцу в Саранск и сообщить о своем выборе жизненного пути или уже открыто продолжать цирковую карьеру. Андржиевский, узнав об этом, приказал Зассу вернуться домой, покаяться и довериться милости отца. На все просьбы юноши взять его с собой он ответил отказом.

Однако поехал Засс вовсе не домой. Он сел на поезд в Ташкент, а прибытию в город сразу же отправился в цирк знаменитого антрепренера Юпатова. О Филиппе Афанасьевиче он слышал много. Юпатов держал свои цирки в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в состав его трупп входили самые прославленные «звезды», каждый из них в своем жанре являлся непревзойденным специалистом.

Представление ташкентской труппы произвело на Засса огромное впечатление. После цирка Андржиевского выполненные номера поражали неповторимой техникой, блестящей выдумкой и чистотой исполнения. Когда же спектакль закончился, юноша отправился к инспектору манежа для разговора. Представившись артистом цирка Анджиевского, он объяснил свое желание устроиться к Юпатову очень просто: «Хочу зарабатывать больше». Через полчаса его уже пригласили для переговоров к директору цирка, который, едва взглянув на Засса, объявил, что готов его взять разнорабочим с условием внесения «залога добропорядочности» в 200 рублей. Таких денег у Александра не было, и ему дали неделю, чтобы добыть их.

Уже на следующее утро он написал отцу письмо, в котором сообщал, что нашел многообещающую работу с хорошим жалованьем. Он писал, что крупное предприятие предложило ему пройти обучение, однако требует внести 200 рублей в качестве доказательства порядочности. Спустя четыре дня от отца вместе с поздравлениями пришла необходимая сумма денег, и Засс стал полноправным участником юпатовских представлений.

Изначально он попал ассистентом к легендарному дрессировщику Анатолию Дурову. После шести месяцев работы в его команде Александра неожиданно перевели на место кассира. Заработная плата на этом месте была больше, и Засс даже сумел вернуть долг отцу, теперь не особенно вдававшемуся в суть «выгодной» работы сына. А вскоре его вернули на манеж, но уже не к Дурову, а в труппу наездников-джигитов. Как только Александр освоился и в этой дружной и веселой компании, его перевели к воздушным гимнастам. Так Филипп Афанасьевич воспитывал молодых циркачей. Чтобы выявить их истинные склонности, а также иметь в случае необходимости замену, он «пропускал» их через многие специальности. У воздушных гимнастов Засс, несмотря на то, что работа пришлась ему по душе, пробыл недолго и был отправлен в группу борцов, возглавляемых 140-килограммовым гигантом Сергеем Николаевским.

Через некоторое время после многочисленных обсуждений родился план самостоятельных выступлений Александра, не связанных с борцовскими поединками. В основу легли силовые упражнения, в которых Засс был особенно хорош - разрыв цепей усилием грудной клетки и руками, изгибание железных прутьев. Дополнялись эти трюки менее трудными номерами, но также весьма эффектными. Например, демонстрируя силу грудных мышц, Александр ложился на спину, а на груди у него размещалась платформа, вмещавшая до десяти человек. А еще Александр мог успешно удерживать в зубах платформу, на которой сидели два самых тяжелых борца.

Народ на представления Юпатова валил валом, и сборы были превосходные. Однако счастье циркачей недолговечно. В одну темную августовскую ночь загорелся цирковой зверинец. Возможно, дело не обошлось без конкурентов, но выяснить этого не удалось. Урон от огня был катастрофичен - большинство животных сгорело, имущество погибло. Платить артистам было нечем, и труппа распалась. Джигиты-наездники уехали на Кавказ, Дуров отправился в Санкт-Петербург, а Александр Засс вместе с шестерыми борцами подался в Среднюю Азию. В пути атлеты зарабатывали себе на пропитание выступлениями, причем ареной для них служила в лучшем случае центральная площадь деревни, а чаще - улица или проезжая дорога. Так отощавшие и ослабевшие силачи добрались до Ашхабада, где устроились работать в цирк-шапито некоего Хойцева.

С появлением юпатовских артистов цирк Хойцева стал главным образом цирком борцовским, так как на их фоне все остальные жанры проигрывали. Выступая в различных городах и деревнях в качестве рядового борца, Александр продолжал усиленно тренироваться. День его начинался с трехкилометровой пробежки, потом шли упражнения с разрывом цепей и с железными прутьями - их он сгибал на колене, завивал спиралью, завязывал узлом. Немало времени он уделял и развитию спинных и грудных мускулов. Закончив утреннюю тренировку, Засс отдыхал, и второй раз тренировался уже вечером. В ходе этих занятий атлет упражнялся в верховой езде с вольтижировкой, отрабатывал равновесие, развивал силу челюстей и шеи, поднимая с земли 170-килограммовые стальные балки.

Подобные занятия помогли ему набрать большую мышечную массу, которая была необходима не столько для выполнения различных трюков, сколько для получения «товарного» вида, поскольку Засса на арене долго не воспринимали всерьез. Действительно в эпоху, когда в мировой атлетике воплощением физической мощи считались 150-, 170-килограммовые богатыри, невысокому и худощавому Зассу с его 168 сантиметрами роста и 75 килограммами веса на их фоне приходилось тяжело. Позже Александр Иванович напишет, что «крупный бицепс нельзя считать критерием силы аналогично тому, что большой живот - не есть признак хорошего пищеварения». Он утверждал, что «крупный мужчина не обязательно должен быть сильным, а скромного сложения - слабым, и вся сила лежит в сухожилиях, именно их и нужно тренировать».

В ходе гастрольной поездки цирка Хойцева Засса наконец-то нашла повестка, приказывающая ему явиться на военную службу. Новобранцев призывали по месту рождения, и Александру пришлось отправиться в Вильно, откуда он был родом. Там ему забрили лоб и определили служить в 12-ый Туркестанский пехотный полк, находящийся на персидской границе. Во время трехлетней службы он работал гимнастическим инструктором, а также продолжал заниматься борьбой и верховой ездой. По ее окончании Засс отправился в Симбирск (Ульяновск), где ему предложили место тренера женщин-атлетов, а спустя некоторое время перебрался поближе к своей семье в город Краснослободск, где вместе с отцом приобрел кинотеатр. Однако дело у него не заладилось, и он был вынужден вновь обратиться к силовой атлетике. Засс начал выступать с сольными номерами, и параллельно разрабатывал новые уникальные силовые трюки. Из ряда цирков поступили первые предложения о работе, но тут началась первая Мировая война.

Спешно прошла мобилизация, и Засс оказался в 180-ом Виндавском пехотном полку, который был в начале войны переброшен из Саранска в Люблин. Александр Иванович был зачислен в полковую разведку и в составе небольшой группы совершал конные рейды по неприятельским тылам. Педант и ярый «режимщик» в мирной жизни, на фронте он превратился в сурового и лихого воина. Известно, что за проявленную в боевых действиях храбрость он был повышен в звании. Также существует легенда о том, как в ходе очередной вылазки был ранен в переднюю ногу жеребец Засса. Атлет не бросил животное в беде, дождавшись ночи, он взвалил коня себе на плечи и вышел с ним к нашим окопам.

На фронте Александр Иванович воевал недолго - во время очередного сражения рядом с ним разорвался снаряд, задев шрапнелью обе ноги русского богатыря. Очнулся он уже в австрийском госпитале. Там его прооперировали, однако первая операция оказалась неудачной, и вскоре Александр Иванович перенес вторую и третью. Раны не хотели заживать как следует, и врачи предупредили атлета о том, что ему, возможно, придется расстаться с ногами. Предоставленный самому себе Засс использовал некоторые принципы своих пассивных упражнений. Он продолжал упорно заниматься каждый день до тех пор, пока все опасения лишиться ног не исчезли окончательно. Полное же выздоровление наступило не сразу. Сначала Александр Иванович учился передвигаться на костылях, помогал ухаживать за другими пленниками. А когда он смог двигаться без костылей, то был переведен в лагерь для военнопленных.

В этом «заведении» все было иначе. Кормили плохо, заставляли много работать - с утра до вечера пленные были заняты на строительстве дорог и временных госпиталей для раненых с обеих сторон, продолжающих прибывать в несметных количествах. В этом лагере Засс провел около года. Место хорошо охранялось, бараки были окружены колючей проволокой. Вместе с еще одним пленником по фамилии Ашаев Александр Иванович стал готовиться к побегу. С огромным трудом друзьям удалось раздобыть схему железнодорожных путей без дорог и маленький, почти игрушечный компас. Также они сумели сэкономить немного провизии. Последней преградой для побега стала колючая проволока, сплошь увешанная сотнями колокольчиков и жестянок. Напрягая мозги в поисках выхода, пленники очень скоро пришли к заключению, что путь за проволоку у них только один - сделать подкоп. Безлунными ночами Засс и Ашаев рыли лаз, а когда он был закончен, совершили побег.

К рассвету усталые и обессиленные они добежали до леса и укрылись под сенью деревьев. Погони не было. Целью беглецов было добраться до Карпат, где, по их мнению, располагались передовые посты русской армии. Однако этим планам не суждено было сбыться, на шестые сутки они попали на глаза патрулю полевой жандармерии. Они пытались убежать, но их догнали и, зверски избив, отвезли в ближайшую комендатуру. После допроса Засса и Ашаева к их удивлению не расстреляли, а отправили обратно в лагерь. Там беглецы предстали перед военным судом, который вынес им сравнительно «мягкое» решение - приговорил к тридцатидневному одиночному заключению на хлебе и воде. По окончанию наказания пленников снова вернули к старым обязанностям, однако перевели в другую, более охраняемую часть лагеря. Здесь Александр Иванович пробыл еще несколько месяцев, а затем в связи с нехваткой мужской силы был отправлен в Центральную Венгрию в одно имение, занимавшееся разведением лошадей. Жизнь здесь оказалась не в пример легче, и уже спустя пару месяцев, воспользовавшись невнимательностью охранников, Засс и казак по имени Ямеш покинули это место. На этот раз русский атлет был подготовлен много лучше, имел надежную карту и компас, достаточно денег. На свободе они пробыли два с половиной месяца, пока возле румынского города Орадя их не поймал патруль. Друзей поместили в городскую тюрьму, а когда вскрылось, что это уже второй побег Александра, его на шесть недель посадили в темный подземный каземат. После этого он был переведен в обычную камеру и занимался выполненим мелких тюремных работ. А потом его перевели на уличные работы, что подтолкнуло Александра Ивановича к очередной попытке сбежать. В этот раз уже наученный горьким опытом он не стал пытаться пробиться к русским частям. Засс добрался до румынского городка Коложвар, где располагался знаменитый цирк герра Шмидта и попросил о встрече с хозяином.

Александр Иванович откровенно поведал директору труппы о своих бедах, а также о деятельности в русских цирках. К счастью, в программе Шмидта не было ни силовых атлетов, ни борцов. Рассказы Засса о трюках, которые он мог показать, убедили хозяина. Шмидт остался доволен первыми выступлениями русского богатыря, находящегося, к слову, в своей далеко не лучшей форме, помог ему купить новую одежду и выплатил огромный аванс. Однако везению Александра Ивановича было не суждено продолжаться долго. Цирковые афиши, объявляющие о появлении «Самого сильного человека на планете» привлекли внимание местного военного коменданта. Заинтересовавшись, почему такой молодец не служит в австрийской армии, он прибыл в цирк, и к вечеру того же дня выяснил, что Засс - русский военнопленный. Приняв во внимание, что Александр Иванович во время своих побегов никого не убил и не покалечил, военный трибунал ограничился заключением его в крепости до окончания войны. Засса поместили в сырой и холодный подвал, воздух и свет в который проникали сквозь крошечное окошечко, расположенное на высоте шести метров и выходящее на ров с водой. Ноги и руки были закованы в кандалы, которые снимали лишь два раза в день во время кормежки.

Побег казался невозможным, однако русский богатырь не пал духом. Взяв себя в руки, он начал тренироваться. Скованный по рукам и ногам он упорно занимался - делал гусиные шаги, прогибы, приседания, напрягал мышцы, выдерживал их «включенными», расслаблял. И так множество раз в день. Показное смирение и покорность несколько изменили условия его содержания. Спустя три месяца Зассу разрешили ежедневную получасовую прогулку по территории крепости, а через некоторое время, зная о его цирковом прошлом, предложили заняться дрессировкой местных собак. Александр Иванович согласился, освободившись тем самым от ножных кандалов и получив некоторую свободу для рук. Этого ему оказалось вполне достаточно. Через некоторое время русский силач успешно совершил свой очередной, последний побег.

Он успешно добрался до Будапешта, где устроился портовым грузчиком. На этой работе Засс пробыл довольно долго, постепенно восстанавливая свои силы. А когда в город приехал Бекетовский цирк, он обратился туда, думая получить место атлета или борца. Но испытывавший финансовые трудности директор цирка отказал ему, дав, тем не менее, рекомендательное письмо для известного борца Чая Яноша, имевшего свою собственную труппу. Этот добродушный венгр со вниманием отнесся к Александру Ивановичу. Выслушав историю русского богатыря и испытав в поединке, он взял его в свою команду. Три года после этого Засс выступал в труппе борцов Чая Яноша, чередуя поединки на ковре с номерами с собаками. Он побывал в Италии, Швейцарии, Сербии. В Советскую Россию Засс возвращаться не стал, считая, что ему, как солдату царской армии, путь туда закрыт навсегда. В начале двадцатых годов, устав от борьбы, атлет перешел в цирк своего старого знакомого Шмидта, где начал выступать с атлетическими трюками, принесшими ему впоследствии мировую славу. По предложению директора он взял себе сценическое имя Самсон, под которым европейская публика и знала его долгие десятилетия.

В 1923 году Засс получил неожиданное предложение поработать в Париже. Он подписал контракт, но долго в столице Франции не задержался. Год спустя по приглашению руководителя британских варьете Освальда Столла он отправился в Англию, где и прожил до конца своей жизни. Любопытно, что встречавшие известного силача на лондонском вокзале «Виктория» представители Столла сначала не обратили никакого внимания на незаметного приземистого мужчину, не знающего ни слова по-английски. Однако уже вскоре фотографии русского атлета заняли первые страницы местных газет. Он посетил Бристоль, Манчестер, Глазго, Эдинбург… Его слава росла, а выступления вызывали фантастический интерес.

Засс действительно был уникален, здравый смысл отказывался верить в номера, которые он исполнял. Для демонстрации гигантской нагрузки на плечи он соорудил особую вышку. Находясь наверху, он на плечах удерживал подвешенные платформы с людьми. На одной из фотографий Засс держит на плечах тринадцать человек, среди которых запечатлен и Уинстон Черчилль. Другой уникальный номер «Человек-снаряд» Засс развил из трюка, показывавшегося другими силачами. Они ловили выстреливаемое из пушки девятикилограммовое ядро, но русский богатырь выбрал себе снаряд в девяноста килограмм. Затем совместно с литейщиками и кузнецами он разработал особо мощную пушку, способную выбрасывать это ядро так, чтобы оно скользило по заданной траектории над ареной. К слову, технические занятия Александра Засса в будущем принесли ему немалую пользу. Много лет спустя он разработал кистевой динамометр - сначала как соревновательный прибор, а потом как тренировочный. Успешных же выступлений с ловлей ядра ему было мало, Засс хорошо знал, чем покорить публику. После долгих размышлений и расчетов была создана чудо-пушка, стрелявшая не холодным металлом, а девушками. Пролетая восемь метров по сцене, они неизменно попадали в руки атлета.

Работая домкратом, Александр Иванович легко отрывал с одной стороны от земли грузовые автомобили. У него вообще имелась тяга к машинам - то в одном, то в другом городе Англии он любил устраивать «дорожные шоу». Силач ложился на землю, а по нему - по пояснице и по ногам - проезжали автомобили, набитые пассажирами. На широкой публике Засс также практиковал растяжку лошадьми. При этом он сдерживал двух коней, рвущихся в разные стороны.

Посрамляя будущих каратистов, Засс проламывал кулаками бетонные плиты, а из железных балок выгибал узор замысловатее, чем на воротах Вестминстерского аббатства. Традиционными номерами Александра Ивановича являлись: забивание ладонью руки громадных гвоздей в толстую доску, полет под куполом цирка с 220-килограммовой балкой в зубах, пронос по сцене, взваленной на плечи 300-килограммовой лошади. Многие известные британские атлеты безуспешно пробовали повторить трюки Засса. А ещё русский богатырь вызывал на спор любого, кто готов был сбить его ударом кулака в живот с ног. В этом не раз участвовали и профессионалы. Имеется фото, где чемпион мира по боксу в супертяжелом весе канадец Томи Бернс пытается свалить русского богатыря.

В 1925 году Засс познакомился с танцовщицей Бетти - она стала участницей одного его номера. Атлет висел под куполом цирка вниз головой и держал в зубах канат, на котором была подвешена платформа с девушкой, играющей на пианино. Спустя короткое время они стали жить вместе. В 1975 году 68-летняя Бетти скажет: «Он был единственным мужчиной, которого я любила по-настоящему». Но Александр Иванович всегда пользовался у женщин популярностью и отвечал взаимностью. Бетти прощала ему многое, и лишь спустя десять лет совместной жизни в 1935 году они решили разорвать отношения и остаться друзьями. Позже она вышла замуж за лучшего друга Засса - клоуна и циркового наездника Сида Тильбери.

С началом Второй мировой у Александра Засса, так и не отказавшегося от российского гражданства, возникли проблемы. Чтобы не попасть в число интернированных, он прекратил публичные силовые представления и занялся дрессировкой львов, слонов и шимпанзе в зоопарках Чессингтона и Пэйнтона, а также давал многочисленные интервью, рассказывая о работе с животными. Как только война закончилась, совместные выступления Александра и Бетти возобновились. Еще долгие годы она, паря над манежем, музицировала, пока во время представления в 1952 году на стадионе «Ливерпуль» не лопнула петля, к которой был подвешен за ногу Засс. Вся конструкция вместе с атлетом, хрупкой женщиной и пианино рухнула вниз. Александр Иванович отделался лишь переломом ключицы, а вот Бетти повредила позвоночник. Два года проведя на больничной койке, она смогла не только встать на ноги, но и вернуться в цирк в качестве наездницы. Однако вскоре случилось второе несчастье - её сбросила лошадь. С тех пор Бетти навсегда оказалась прикованной к инвалидной коляске.

Незадолго до войны Александр участвовал в киносъёмках в небольшом городе Хокли, расположенном в сорока минутах езды от Лондона. Здесь он увидел на Пламбероу Авеню участок, который очень ему понравился. В 1951 году Засс, Сид и Бетти приобрели на троих этот дом. Александр Иванович жил в нем наездами, в перерывах между гастролями. В 1954 году Засс работал главным администратором «Нового Калифорнийского цирка» в Вокингеме, а также выступал со своими знаменитыми шотландскими пони и собаками. 23 августа этого же года телекомпания Би-Би-Си организовала последнее публичное выступление атлета с силовыми трюками. И хотя ему уже исполнилось 66 лет, показанные номера впечатляли. После этого Засс продолжал неустанно трудиться, но уже в качестве дрессировщика. Тем не менее, в качестве развлечения публики он любил включать в свои программы силовые номера. Например, в семидесятилетнем возрасте он в специальном коромысле носил по арене двух львов.

Летом 1960 года Александр Иванович получил из Москвы письмо от своей сестры Надежды. Между ними завязалась переписка. В посланиях Засс спрашивал, может ли он приехать и навестить родных, остаться в России, получить там работу тренера или преподавателя по физкультуре. А в 1961 году, когда советский цирк приезжал на гастроли в Лондон, атлет встречался с Владимиром Дуровым, внуком легендарного Анатолия Леонидовича, у которого он работал в юности ассистентом.


Памятник Зассу в Оренбурге

Летом 1962 года в доме-фургоне Засса случился пожар. 74-летний Александр Иванович отважно бросился в огонь спасать своих животных. При этом он получил серьезные ожоги головы, повредил глаза. Эти травмы сильно надломили его. Он чувствовал, что ему осталось недолго на этом свете, и дал Бетти детальные инструкции по поводу собственных похорон. Одним из главных пожеланий стало время погребения - «утром, когда начинает светить солнце». Именно в это время цирковые артисты раньше снимались с места и отправлялись в путь. Умер Александр Иванович 26 сентября 1962 года в больнице города Рочфорда, куда его доставили накануне вечером с сердечным приступом. Похоронен он был в Хокли в соответствии со своими пожеланиями.

По материалам книги А.С. Драбкина «Тайна Железного Самсона» и мемуаров атлета «Удивительный Самсон. Рассказано им самим… и не только»

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Александр Засс является одним из лучших цирковых атлетов всех времен, не его счету невероятное количество неповторимых трюков. Родившись слабым и болезненным ребенком, он сам сконструировал свое собственное тело, разработал свою изометрическую систему, и все это за жизнь полную не самых лучших событий.

Детство и юность циркового атлета

Александр Засс родом из бедной крестьянской семьи, из-за чего даже существуют неточности вокруг даты его рождения, в одних источниках это 4 октября, а в других 14. Один из самых знаменитых цирковых атлетов своего времени родился пятым ребенком, в не самое благоприятное для семьи время. Тот год выдался скупым на урожай, и семейство Зассов, продав свое не хитрое имущество, отправилось на заработки за Волгу, в имение княгини Юсуповой. Все эти бедствия в первые годы жизни Александра сказались на его здоровье, ребенком он был хилым и болезненным.

На новом месте у Зассов был типичный крестьянский быт, полный труда, к которому будущий силач был приобщен с четырехлетнего возраста, помогая взрослым в поле. Дорога к атлетизму у Александра Засса, началась с детской мечты побывать в цирке, о котором он узнал из рассказов одного из многочисленных гостей усадьбы. Мечта сбылась на следующей осенней ярмарке.


Один из коронных номеров Засса

В цирке Александра покарали выступление силача Ивана Пуда, состоявшего из классического в те времена набора: поднятие бочек, ломания подков и гнутья прутьев. На не искушенного юного Засса это произвело сильный эффект, и с этого момента он решил стать самым известным цирковым атлетом. По возвращению домой, он сразу взялся за дело, в скором времени не далеко от дома были сооружены турник и трапеция, и гири выпрошенные у кладовщика имения. Засс начал тренироваться в импровизированном тренажерном зале.

Вскоре стало понятно, что без специальных знаний не обойтись, и при помощи отца, Александр обзавелся книгой и начинает тренироваться по его системе. Спустя время приходит понимание, что этих знаний не достаточно, чтобы стать всемирно известным силачом, и Засс начинает переписку с популярными тогда атлетами и Дмитриевым-Морро, они охотно отвечают ему, делясь своим опытом.

Александр достигает значительных результатов в своих тренировках, у него начинает получаться виртуозно справляться с гирями, и даже жонглировать ими, и это не говоря о прогрессе в поднятии весов. При весе в 66 кг Засс управляется со штангой в 80. В это же время он пытается овладеть арсеналом цирковых трюков, пытаясь гнуть, ломать всевозможные цени, гвозди и подковы. В этот момент начинает рождаться понимание пользы изометрических упражняй, которое в последствии перерастет в целую систему.

Начало спортивной карьеры

Спустя несколько лет тренировок Засс пробует свои силы на цирковой арене, начиная помощником у знаменитого в то время дрессировщика Анатолия Дурова, и атлета Михаила Кучкина. Кичкина очень впечатлила сила циркового новобранца при таком росте и весе.

Первый собственный цирковой номер состоялся в 1908 году, в Оренбурге, Александр Засс на радость публики поднимал одной рукой трех зрителей. Карьера начала бурно развиваться, расширялся репертуар, добавились трюки с ломанием подков, разрыванием цепей и заживанием гвоздей ладонями. Но, к несчастью, хорошее положение дел испортила начавшаяся война, цирковой силач был призван в кавалерийский полк.

На фронте Зассу довелось не раз использовать свою силу, особо примечателен один случай, когда ему пришлось протащить на плечах раненой лошадь на половину километра. Весть об этом поступке быстро разлеталась по армии, и заезжие офицеры просили Александра продемонстрировать его силу, и ему приходилось снова поднимать лошадей и проносить их на десятки метров, позже этот опыт пригодится при создании зрелищного циркового номера – поднятие лошади с наездником.

Александр Засс в Европе

В первый год войны Засс раненым попадает в плен. Как только Александр восстановился, сразу же были предприняты попытки к бегству. С третьего раза усилия увенчались успехом. Сбежав, силач обратился к Шмидту гастролировавшим неподалеку со своим цирком. После демонстрации нескольких трюков Засс был принят на работу. Но вскоре военный заинтересовались цирковым атлетом, и, узнав о его происхождении, арестовали его. Русский силач не оставил своих попыток попасть на свободу, сломав решетку в камере снова бежал. Окольными добравшись до Будапешта устроился портовым грузчиком. На новом месте он познакомился с цирковым продюсером Пазолини. Пазолини быстро оценил потенциал русского силача и ситуацию, в которую он попал, и предложил ему контракт, по которому Зассу доставалось только 20% от сборов.

Недавний беглец не мог отказать от такого контракта, и скоро отправился в турне по городам Европы под псевдонимом Самсон. Новый цирковой атлет быстро становится Европейской звездой. Настоящие признание приходит на выступлениях в Лондоне, совпавших с чемпионатом по борьбе. Известные борцы пришли посмотреть на выступление Александра Засса, их впечатлило увиденное, и они решали попробовать повторить трюки русского атлета, но попытки не увенчались успехом. После этого события о Зассе говорили, как о самом сильном человеке в мире.


Памятник Александру Зассу перед входом в Оренбургский цирк

Самсон закончил свои выступления на цирковой арене в качестве атлета только 1954ом в возрасте 66 лет. Дальше он занимался дрессировкой животных. Жизненный путь Александра Засса закончился в 26 сентября 1962 года в небольшом городке Хокли, в окрестностях Лондона.

Система изометрических упражнений Александра Засса

Обложка книги Александра Засса посвященной изометрической системе тренировок

Александр отличался неординарными взглядами на атлетические тренировки, которые были изложены им в полноценной изометрической системе. Эта система вызывает много споров и по сей день. Конечно можно сомневаться в ее эффективности, но если посмотреть на цирковые номера Засса, то просто глупо оставить ее без внимания.

Изометрическими упражнениями называются те, которые во время выполнения не требуют изменения положения частей тело, т.е. статические позы. Отличие это вида упражнений в максимальном напряжении сухожилий. При обычных, динамических упражнениях хорошо тренируются мышцы, но нагрузка на сухожилия, для их развития, недостаточна.

Сухожилия связывают кости с мышцами, их развитие увеличивает количество задействованных мышц, тем самым увеличивая силу. Из всего этого легко делается вывод, что совмещение динамического и изометрического тренинга – лучший вариант для развития силы. Эта концепция совмещения динамики и статики и была разработана Александром Зассом.

Его называли «железным Самсоном». Он считал, что его сила в том, что он русский. Александр Засс бежал из немецкого плена, выносил на себе с поля боя раненого коня, гнул подковы и рвал цепи.

Засс и Резазад: кто сильнее?

Александра Засса считают легендарным русским силачом. И в самом деле, всё, что он показывал на сцене цирка, не укладывалось в головах обывателей. Например, в одном из своих номеров «железный Самсон» поднимал лошадь весом в 500 килограмм. Для сравнения самый выдающийся результат в современной тяжелой атлетике принадлежит иранцу Хоссейну Резазаде, который толкнул 263.5 килограмм. И это притом, что тяжелоатлет из Тегерана весит в два раза больше Засса. Безусловно, есть разница между ношением коня на плечах и поднятием штанги. Однако масштаб физических возможностей русского циркача до сих пор поражает воображение.

Человек своего времени

Между тем, в царской России было немало и других атлетов, которые зарабатывали на хлеб силовыми номерами в цирковых гастролях. Например, Евгений Сандов запросто выжимал одной рукой 101.5 килограмм. Иван Заикин удивлял тем, что носил корабельный якорь весом 409 килограмм. А «Русский лев» Георг Гаккеншмидт легко разводил в сторону руки с двухпудовыми гирями.
В то время стать цирковым силачом мечтал каждый русский мальчишка. Кстати, сам Александр Засс в своих воспоминаниях рассказывал, что на него огромное впечатление произвел циркач Ваня Пуд, который поднимал огромные бочки с водой. Произошло это в семилетнем возрасте, и юный Шура – так его называли в семье – играл в циркового силача, стараясь поднять деревянную бадью.

Превозмочь себя

В своих детских играх Засс брался за тяжести, которые не мог поднять даже взрослой человек. У мальчика ничего не получалось, но Шура не сдавался и долго тужился из последних сил. По сути дела, он выполнял изометрическо-статические упражнения, концентрируя усилием воли мускульное напряжение. Результат не заставил себя ждать. Через некоторое время будущий «железный Самсон» легко поднимал седло, хотя совсем недавно ему для этого требовались значительные усилия. Он видел очевидную взаимосвязь между отчаянными попытками достичь «невозможного» и увеличением силы. Однако признанные атлеты того времени не видели смысла в подобных тренировках, предпочитая «качать» мускулы динамичными упражнениями.

Научное объяснение

Понадобятся десятилетия научных исследований, чтобы объяснить этот «самсоновский» феномен. Оказывается, что энергетика человека зависит от обмена веществ в организме, который осуществляется двумя способами - аэробным и анаэробным. При динамических переменных упражнениях, например, при приседаниях, стимулируется аэробная система. А при статических нагрузках – анаэробная, та самая, которая является биохимической основой силовых возможностей.

Коня поднять, цепь разорвать…

Поскольку Александр Засс в основном тренировался статическими методами, он развил в себе уникальные силовые возможности, о которых и сам не догадывался. В 1914 году, будучи кавалеристом 180-й Виндавского полка, он попал в австрийскую засаду. Сам не пострадал, но его конь был ранен в ногу. Недолго думая, он поднял четвероного друга и полкилометра нес до лагеря, где располагался полк.
Сделав это, Засс поверил в уникальные возможности своего организма и в силу духа. Оказавшись в плену, силач, закованный в кандалы, разорвал цепь и разогнул прутья тюремной решетки. Позднее, вспоминая свой побег, «Самсон» признался, что без концентрации моральных сил вряд ли смог совершить это. Позднее это свойство отметил директор английского клуба атлетов «Камбервел» мистер Пулум, написав о «русском силаче», как о «человеке, использующим свой разум не хуже своих мышц».

Сила духа

В наши дни доказано, что моральные силы и в самом деле значительно увеличивают энергетику человека. В частности, ученые из американской спортивной ассоциации опытным путем установили, что мускульные способности человека, находящего под гипнозом, когда ему внушили, что он обладает невероятной силой, значительно выше, чем при введении в кровь допинга. Дело в том, что сила сокращения мышц зависит от мощности электрического импульса, поступающего из мозга по линии центральной нервной системы. Чем интенсивнее этот импульс, тем больше высвобождается ионов кальция, влияющих на силу человека.
Александр Засс не знал всех этих научных премудростей, но верил, что концентрация душевных сил увеличивает и силы физические. И еще считал, что "сила духа" в русском народе сильна.

Очень часто можно встретить такую картину: человек с очень тонкими ногами гораздо сильнее атлета, у которого ноги представляют собой гору мышц. Возникает логичный вопрос – почему так происходит? А все дело в том, что большие мышцы не означают сильные мышцы, настоящую силу дают только комплексные тренировки мышц, связок и сухожилий. По плотности сухожилия уступают костям, без них человек превратился бы просто в студень. Именно развитие сухожилий является основой реальной силы, поэтому их нужно также упорно, как и мышцы. Картина, описанная выше, встречается довольно часто, когда мускулистые атлеты не в состоянии сделать то, что может человек скромного телосложения.

От объемных мышц нет никакого толка, если их не дополняют крепкие сухожилия, ведь отсутствует сама основа силы.

Многие культуристы не могут использовать полную силу в момент, когда это действительно необходимо. Так что практической пользы от одних только гигантских мускулов немного.

Мышцы растут в объеме за счет движения, а сухожилия укрепляются совсем другим способом. Наилучший вариант – попытаться сдвинуть какой-то неподвижный предмет, например, толкать стену. Именно от сопротивления и увеличивается сухожильная сила.

Наверное, любому атлету известно такое имя, как Александр Засс , или же знают этого человека как Железного Самсона . Именно он создал систему для развития силы, которая теперь применяется людьми не только в нашей стране, но и по всему миру.

Выступление Александра Засса:

Александр сумел развить в себе феноменальную силу за счет упражнений, укрепляющих сухожилия. Он был невысокого роста, весом около 70 кг, и с такими данными выступал в качестве атлета в цирке. Увиденное поражало и шокировало зрителей: очень слабый на вид человек с легкостью побеждал гигантских артистов, рвал цепи и подковы, гнул металлические прутья и мог удержать лошадей, разбегающихся в разные стороны. Некоторые зрители заподозрили обман, поэтому Александру пришлось заняться упражнениями с гантелями, чтобы набрать массы. Но, его вес никогда не превышал 80 кг.

Вообще, тренировки сухожилий известны еще с древних времен. Силачи в старину поднимали животных, гнули прутья, даже таскали деревья… А римские гладиаторы поднимались на помост в одеяниях, все которых достигал 400 кг.

Однако именно Железный Самсон собрал все это в систему и представил ее миру в 1924 году.

В основе мускулов лежат сухожилия, именно их надо развивать в первую очередь.

В 60-х годах прошлого столетия атлеты из Америки сделали “повторное открытие” данной методики, и назвали эти упражнения изометрическими, или статическими. С того момента укрепления сухожилий стало обязательной частью многих тренировочных программ. Вот только эти тренировки являются лишь отдельными упражнениями, а Александр Засс создавал целую систему!

К сожалению, большинство спортивных тренеров и ученых предпочитают умалчивать об этом факте. А ведь данная система уникальна по многим параметрам: для ее применения не нужно какого-то тренировочного оборудования, достаточно лишь немного свободного места и времени. И эффективность данных занятий просто превосходная. Многие современные цирковые атлеты, например, Геннадий Иванов и Иван Шутов, развивали свою феноменальную силу с помощью методики Засса.

А тем временем эксперты пытаются найти белые пятна на солнце. Чего они только не придумывают…

То рассказывают о том, насколько изометрия вредна для сердечно-сосудистой системы неподготовленных людей (стоит ли говорить, что это наглая ложь); то представляют якобы доказательства того, что динамические тренировки гораздо более эффективны, чем статические (то есть убеждают всех, что сложный тренинг лучше простого); многие говорят о том, что максимальное напряжение травмирует мышцы и вызывает разрывы в мышечных тканях.

А недавно придумали еще один способ того, как ввести в заблуждение людей, которые не разбираются во всех этих тренировочных методиках. Способ довольно простой – смешивание понятий. По словам некоторых таких “умных” людей, изометрия по своей сути ничем не отличается от гимнастики Анохина. Или же придумывают “безопасные” системы тренировок, мол, максимальное напряжение нужно держать не более 6 секунд, а примерно через год можно увеличить время до 8 секунд. А держать напряжение целых 12 секунд крайне опасно для здоровья. Если заболела голова, тренировку сразу прекратить. И не более 15 минут в день!

Что касается пятен, то настоящим пятном можно считать современную историю развития изометрии. В 60-х годах назад Боб Хоффман наладил производство специальных рам для статических занятий. В качестве доказательства реальной пользы сухожильных упражнений, он рекламировал достижения Билли Марча и Луи Рике, которые всего за 6 месяцев добились невероятной прибавки результатов в многоборье. Многие тогда начали заниматься изометрическими упражнениями, некоторые добились очень хороших результатов, но приблизиться к достижениям Марча и Рике не смог никто. И в один момент этот “статический бум” сошел на нет, когда выяснилось, что у их удивительного прогресса есть и другая причина – употребление стероидов. Разразился большой скандал, в результате которого репутация сухожильных тренировок была подпорчена на долгие годы.

И все же именно эти события стали первым экспериментом в своем роде. Все оборудование, созданное в те годы, было в дальнейшем использовано для исследований. Результат одного из таких исследований говорит сам за себя: 175 атлетов занимались изометрическими упражнениями в течение определенного периода времени. Каждую неделю их силовые показатели улучшались примерно на 5%! Как говорится, комментарии излишни.

Сразу после этих исследований интерес к этому типу тренировок резко возрос, и статические занятия прочно вошли в мировую спортивную практику. Однако, возникли новые трудности, теперь они были связаны с самими спортсменами… Многим атлетам было просто скучно выполнять эти монотонные упражнения, которые к тому являются узконаправленными. Что уж говорить о простых любителях, которые признавали только динамические тренировки и не считали нужным тратить свое время на эту ерунду, да и в эффективность таких тренировок они почти не верили.

Вот таким сложным путем шло развитие того, что когда-то было создано нашим богатырем Зассом. А ведь все могло быть намного проще, можно было бы просто переиздать 2 книги Железного Самсона и на практике показать то, насколько эффективной является именно методика Засса, то есть тренировки с железными цепями.

А теперь стоит дать некоторые пояснения относительно различных возражений и обсуждений по данной теме:

  • Основу системы составляли занятия с цепью, однако в нее также входили и динамические упражнения с тяжелыми мешками. В наши дни бодибилдинг медленно, но верно приближается к этой системе. И спортсмены стараются не только приблизиться к ней, но и усовершенствовать ее;
  • Развивать силу сухожилий только изометрией неправильно, их надо прокачивать, напрягать весь объем сустава. Таким образом, сухожилия должны развиваться сразу в нескольких направлениях, от развития сухожильной пружины до распространения плотности силы на весь объем движения. Должны применяться несколько видов тренировок: упоры, работа с “железом”, поднимание и опускание с поддерживанием корпусом и т.д. Способов тренировок довольно много.
  • Существует прямая связь между опасностью натуживаний для здоровья и нарушением режимов физиологии и энергии. Главная опасность заключается в неправильном дыхании при выполнении упражнения. Другая опасность – нарушение процесса восстановления. И, наконец, тренировки узкого профиля, которые могут привести к перекосам обмена энергии. Эти факторы применимы не только к статическим занятиям, их можно встретить в любом виде деятельности, чаще всего в спорте.
  • Уже говорилось о том, что многие считают изометрию обычной копией гимнастики Анохина. Действительно, некоторые упражнения из этой гимнастики могут стать хорошим дополнением к тренировке сухожилий. Но, эта гимнастика относится к мышечной тренировке, а не к сухожильной.
  • Существует такой вид гимнастики, который можно назвать близким родственником изометрии. Речь идет о гимнастике самосопротивления Владимира Фохтина. Со статикой эту гимнастику роднит хотя бы то, что ей тоже достается от так называемых “экспертов”. Ее приравнивают к гимнастике Анохина, делаются попытки внушить обывателям, что вся польза от занятий заключается лишь в тонизировании мышц, и годится она разве что для поддержания формы во время деловых поездок или командировок, а некоторые утверждают, что она не менее опасна, чем изометрия. Следующим признаком родства является направленность тренировок: помимо мышц и суставов, гимнастика очень эффективно действует и на сухожилия. И опять же, для тренировки требуется всего лишь немного свободного времени и минимум оборудования. Самое главное здесь – не стараться делать как можно больше упражнений, если выполнять по 80 упражнений за один курс, то ничем хорошим это не закончится. Можно считать, что Фохтин сделал следующий и очень важный шаг в развитии сухожильных тренировок.
  • Что касается распространенного мнения о том, что каждое упражнение должно длиться не более 6 секунд, а максимальное усилие не более 3-х секунд, то здесь сложно дать однозначный ответ. Сам Александр Засс ничего не говорил по поводу продолжительности тренировок.

Однако, достоверно известны следующие факты:

1) Находясь в тюрьме, Железный Самсон выполнял упражнения с 20-секундным напряжением. Можно предположить, что в условиях обычной жизни это время достигало минуты.

2) В первые 8 секунд происходит сгорание запаса АТФ, затем сгорает гликоген, а после 40 секунды начинается сжигаться и жир. Но, динамический способ расходования и восстановления энергии совсем другой, и может вступать в конфликт с изометрическим способом. Если у вас нет желания что-то кардинально менять, то лучше всего выбрать один тип тренировок. Если выбрана изометрия, то можно определить 4 временных типа напряжения: 6-12 секунд, 15-20 секунд, минута, 3-6 минут. Каждый из них нужно сначала разбудить, а потом уже развивать. В противном случае единственным результатом занятий станет состояние перетренированности, приводящее к стрессу.

Методика работы с железными цепями не забыта в наши дни. И это не удивительно, ведь она одновременно развивает силу, укрепляет связки и сухожилия, формирует задел для естественного развития. Сколько удовольствий в одном флаконе!

Если методикой Засса решили заняться женщины, то здесь есть несколько замечаний. Мышцы практически не увеличиваются в объеме от занятий, как не увеличиваются и вены. Во время тренировки подкожный жир включается в процесс общего обмена энергии, что ведет к его рассасыванию и улучшению состояния кожи.

Для выполнения сухожильных упражнений, помимо железных цепей, можно использовать следующие снаряды: прутья из металла, толстый шнур, деревянные палки и т.д. Стены, шкафы, тяжелая мебель, дверные проемы отлично подойдут в качестве неподвижных предметов, которые можно пытаться сдвинуть, прикладывая максимальное усилие. Надо пытаться сгибать металлические прутья, приподнимать дверной косяк, рвать цепи, сжимать палки… В общем делать с этими вещами все, что только можно. Во время любого подобного упражнения напрягаются мышцы, связки и сухожилия, вся сила постепенно переходит в состояние максимальной плотности. А потом все тело вновь успокаивается. Несколько упражнений, выполненных в одном тренировочном подходе, развивают и уплотняют силу всего нашего тела. Выполнять каждое упражнение один раз, или можно делать его 2-3 раза в день? Единого мнения по этому поводу нет, но негативных последствий от нескольких повторений одного упражнения не наблюдалось.

Основные правила выполнения упражнений:

1) Предметом, который вы тренируете, является ваше тело. При работе с цепями необходимо создать плотную волну тела, тогда цепь порвется сама.

2) На протяжении всего упражнения дыхание должно быть спокойным.

3) Волна силы должна овладеть всем телом, при этом все тело нужно вжимать в усилие, это укрепит связь между сухожилиями, мышцами и суставами.

4) Надо добиться хорошей силовой волны, вход плавный, усиление до максимума происходит без разрывов, затем такой же плавный выход.

5) Позитивный настрой перед тренировкой, настрой гораздо важнее самого выполнения упражнения.

6) Действие по принципу напряжение-расслабление, вместе с силой вы почувствуете некую энергию, ее невозможно осознать.

7) Интервал между упражнениями 30-60 секунд, если требуется более мощное усилие, то можно увеличить перерыв до нескольких минут, с этим можно поэкспериментировать.

8) Если вы чувствуете дискомфорт, бешеный ритм сердцебиения и с трудом дышите – остановитесь и успокойтесь, а когда вернетесь к тренировке, не прилагайте сначала максимального усилия.

9) Не нужно сразу пытаться держать напряжение по 15-20 секунд, к этому времени нужно прийти постепенно, для начала хватит 5 секунд, а потом состоится плавный переход к более длительному напряжению.

10) Ежедневно выполняйте от 5 до 8 упражнений, в каждом упражнении сделайте последовательно 3 подхода, сначала в 60% напряжения, потом в 90, и третий 75%.

11) Полная тренировка не должна проводиться больше 2 раз в неделю и занимать более часа.

12) И еще раз – главное настрой, без него можно тренироваться сколько угодно, и это не принесет результата.

После силовой тренировки можно провести небольшой тест: попытаться растянуть цепь или полотенце, руки опущены вниз, прилагаем 95% усилий. Когда закончите, прислушайтесь к ощущениям своих рук, если с мышцами все в порядке, то можно поднять руки сначала в стороны, потом вверх. Проводить этот тест можно только 1 раз в неделю, он будет являться показателем прогресса вашей силы и ее качества за неделю. Отсутствие прогресса означает то, что вы делаете что-то не так, подумайте, что это может быть. Возможно вы не выспались, переели, не полностью восстановились после предыдущей тренировки или перезанимались на этой. И еще надо определиться с целью, которую вы ставите себе перед тестированием, если вы не можете растягивать снаряд более минуты, то будьте очень аккуратны с перенапряжениями. А если вы в состоянии делать это более чем 90 секунд, то это просто прекрасно, ваш силовой прогресс налицо.

Упражнения с цепями для сухожилий

Оригинальная методика Засса представляет собой комплекс упражнений с цепями. Если прикрепить к цепям ручки с крючками, то цепь при желании можно будет удлинить или укоротить. Чтобы зафиксировать ноги, к концам цепи нудно прикрепить, которые как ремни будут удерживать ноги. Таким образом, чтобы начать занятия по данной системе, вам понадобятся 2 цепи, длина которых составляет расстояние от пола до вашей вытянутой вверх руки. Кроме того, будут нужны 2 ручки для рук и 2 петли для ног.

Цепи продаются в любом хозяйственном магазине. Изготовить ручки можно следующим образом: продеть проволоку или трос, загнутые на соединении в крючок, в 2 отрезка трубы примерно одинаковой толщины. Что касается петель для ног, то здесь может подойти брезент, материалов для баулов и даже женская сумочка. Для начала надо провести эксперимент с тканью: возьмите концы ткани в обе руки, наступите на нее ногой и тяните вверх. Так можно оценить толщину, ширину и удобство использования петли.

Ну и, наконец, пора перейти к самим упражнениями. Ниже будет описано 2 комплекса упражнений, они были собраны из статей племянника Александра Засса, Юрия Шапошникова. Цепь всегда натянута в исходном положении.

Первый комплекс:

1) Возьмите концы цепи в руки. Согните правую руку и растяните ею цепь, в прямой левой руке держите другой конец. Затем поменяйте руки и повторите упражнение.

2) Руки в исходном положении держатся на ширине плеч или чуть шире плеч. Растяните цепь, но при этом напрягайте не только мышцы рук, а еще и мышцы груди и широчайшие мышцы спины.

3) Вытяните согнутые руки перед грудью и растягивайте цепь. В данном упражнении работают мышцы рук и груди.

4) Цепь растягивается за спиной. Первостепенное воздействие оказывается на трицепсы.

5) Как и в предыдущем упражнении, растяните цепь за спиной. Но на этот раз, помимо трицепсов, напрягайте мышцы живота и груди.

6) Перед началом упражнения нужно выдохнуть. После выдоха обмотайте свою грудь цепью и закрепите ее. Затем сделайте глубокий вдох, напрягите грудные мышцы и широчайшие мышцы спины, и растяните цепь.

7) Здесь нам понадобятся две цепи. Нужно прикрепить кожаные петли к одному концу каждой цепи, и в эти петли продеть ступни ног. Цепь растягивается, при этом напрягаются трапециевидные мышцы и мышцы рук.

8) При растягивании цепи меняйте руки в исходном положении. Напрягаются трицепсы и дельтовидные мышцы.

9) Как и в предыдущем упражнении, меняйте исходное положение. Кроме рук меняйте и положение ног.

10) При растягивании цепи используйте сначала правое бедро, затем левое бедро.

11) На сей раз, меняйте положение рук, ног и туловища при растягивании. Надо сделать 2 наклона, к левой и правой ноге.

12) Цепь растягивается в упоре лежа на полу, напрягаются мышцы плечевого пояса и трицепсы. Тело должно находиться в постоянном напряжении.

13) Теперь необходимо растягивать цепь в стойке на руках, используя мышцы рук, спины и шеи. При поиске баланса в стойке, постарайтесь всю нагрузку перенести на пальцы.

14) Для выполнения этого упражнения понадобится использование двух петель. При растягивании цепи должны напрягаться шейные мышцы и спинные мышцы.

15) Когда вы выполняете упражнение, развивающее мышцы рук и четырехглавые бедра, меняйте положение рук и ног.

16) Как и в упражнении 14, здесь понадобятся две петли. Основное воздействие оказывается на мышцы задней поверхности бедра, их и надо напрягать во время растягивания цепи. Можно немного разнообразить упражнение, и отвести ногу в сторону при растягивании. Поменяйте исходное положение ног и повторите упражнение.

Второй комплекс упражнений:

1) Возьмите цепь в руки, согните их и вытяните перед грудью, локти должны находиться примерно на уровне плеч. Приложите усилие и попытайтесь растянуть цепь.

2) Занесите согнутые руки за голову. Во время растягивания цепи меняйте ее рабочий отрезок.

3) В этом упражнении нам понадобятся две цепи, к их концам прикрепляются ручки. Проденьте ступни рук в одни ручки, другие возьмите в руки, согните их и поднимите к плечам. Растягивайте цепи строго вверх. Далее расположите ручки на уровне головы, а затем выше головы.

4) И вновь буду использоваться две ручки. В одну проденьте ступню правой ноги, другую возьмите в правую руку и поднимите вверх. Допускается небольшое сгибание руки в локте. При выпрямлении руки цепь должны растягиваться вверх. Потом нужно повторить упражнений с левой рукой.

5) На вдохе обмотайте свою грудь цепью и закрепите ее. Затем сделайте еще один глубокий вдох и попытайтесь разорвать цепь, для этого надо напрячь мышцы груди и широчайшие мышцы спины.

6) В исходном положении поставьте ноги шире плеч. В прямую левую руку возьмите одну ручку и держите ее у левого колена, другую ручка находится в согнутой правой руке у пояса. В этом положении растягивается цепь, затем руки меняются.

7) Один конец цепи возьмите в руки, а другой надо закрепить. Если у вас в стене есть крюк на уровне пояса, то закрепите конец за него. Ноги поставьте шире плеч и потяните за цепь. Постарайтесь вырвать ее из крюка.

8) Теперь один конец нужно закрепить за крюк в полу, а к другому концу прикрепить ручку. Затем надо взяться обеими руками за эту ручку на уровне колен, и попытаться оторвать крюк от пола. При этом напрягаются мышцы спины, рук и ног. Потом можно повторить упражнение, взявшись руками за ручку на уровне пояса или за спиной.