Тропарь прибавление ума. Икона "прибавление ума"


Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Прибавление ума"

Молитва первая
О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница бого-отступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Молитва вторая
Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.

Молитва третья
Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

У христиан существует большое количество изображений Богородицы. Сегодня особенно часто произносится молитва перед иконой «Прибавление ума». Но чтобы просьба была услышана, необходимо знать, о чем следует молить перед этой иконой.

Описание и сила иконы

«Прибавление ума» считается редким иконописным изображением. На ней показана Богородица, стоящая с младенцем на руках. Она изображена у входа в небесный портал. Фигуры укутаны в покрывало. Деву Марию и ребенка окружают ангелы, которые держат зажженные свечи. В нижней части изображения показаны небольшие домики, которые олицетворяют собой Небесный Иерусалим.

Представленное на иконе изображение Пресвятой Девы Марии имеет символическое значение, и выражает жертву искупления Христа. Эта жертва открывает перед всеми верующими путь к Небесному Иерусалиму.

Этот божественный лик имеет интересную историю написания, которая начинается в XVI-XVII веке. Инок-иконописец, написавший ее, хотел понять православное верование. Поэтому он приступил к изучению церковного писания. Причем изучал он писание как до раскола, так и после него.

Монах хотел избежать греходеяний и надеялся таким образом разобраться в том, как именно нужно возносить молитву, чтобы святые услышали прошение. Поэтому он усердно трудился над церковным писанием, что привело к помутнению его рассудка.

Когда на инока находило просветление, он с помощью молитвенного прошения просил Пречистую Деву избавить его от напасти. Богоматерь услышала просьбу и как-то явилась перед иноком во время произнесения им молебны. Она попросила его написать образ, основанный на ее явлении. Матерь Божья сказала, что перед этим написанным изображением он должен произнести молитву.

После чудесного явления монах сразу же взялся за работу. Но во время работы видение Богоматери то исчезало, то вновь появлялось. Когда она полностью исчезла, инока снова поглотило безумие. Он опять начал молиться Пресвятой Богородице. Во время этой молебны Царица Небесная снова явилась монаху и он смог завершить икону. После этого инок обрел свой рассудок, а образ стал считаться чудотворным. С тех самых пор молитва, произнесенная перед этим изображением, дарует душевное спокойствие и исцеляет недуги.

Молитвенное прошение перед иконой «Прибавление ума» может помочь в следующих ситуациях:

  • у человека плохая память и он часто мучается от своей забывчивости;
  • при наличии слабых умственных способностей;
  • наличие отставания в умственном развитии;
  • если ребенок непоседлив и не может усидеть на одном месте во время урока;
  • в период сдачи экзаменов для завершения школы, поступления в университет, во время сессии и любой проверки знаний;
  • помощь при выполнении работ в образовательной и научной сфере;
  • необходимость умственного просветления учащихся.

Кроме помощи в учебе, данная икона способна исцелять душевнобольных людей. Молитва помогает определить верный жизненный путь, найти правильное решение трудной задачи, разобраться с проблемами. Прошение позволит преодолеть все препятствия.

Молитва перед этой иконой также обладает лечебным эффектом. Она помогает в лечении лихорадочных состояний, а также защищает от нападения ядовитых и диких животных.

Для получения помощи от Богоматери необходимо искренне верить, произнося молитву перед образом. Только вера и терпение помогут получить помощь от Девы Марии для успешного решения описанных выше жизненных проблем.

Видео «Сила иконы «Прибавление ума» Божией Матери»

Из видео вы узнаете историю написания иконы Божией Матери «Прибавление ума», а также о силе молитвы перед ее образом.

Текст молитвы для чтения

О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго.

Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Образы Пресвятой Богородицы изображены даже не на десятках, а на сотнях православных икон. Многие из них уникальны, неповторимы по своей композиции, истории возникновения, их почти невозможно увидеть в стенах церквей, но от этого они не становятся менее известными. К числу таких редкостных икон относится и икона Прибавление ума с удивительным происхождением.

История иконы

Существуют несколько преданий в соответствии с которыми появилась икона Божией Матери «Прибавление ума». И одно из них гласит, что это случилось в XVII веке. Тогда Россия потерпела раскол, вызванный исправлением церковных книг патриархом Никоном. Эта история повествует о неизвестном художнике, молящемся о вразумлении Деве Марии. Он благословлял Пресвятую, пока однажды Ее образ не явился с велением изобразить увиденное – написать икону. Живописцу не удалось с первого раза запечатлеть образ Богоматери, отсутствовали важные детали, они будто ускользали из памяти мастера. Тогда Дева явилась вновь и вновь, до тех пор, пока ее лик достоверно не закрепился на доске. После завершения работы, художник приклонился пред новым созданным образом и вмиг почувствовал просветление, которое помогло разрешить мучившее его вопросы. С тех самых времен престала верующим икона о прибавлении ума

Кроме этого, существует еще один похожий вариант развития этой истории, который более близок с событиями раскола. В нем автором иконы выступает не просто художник, а иконописец, «мучившими вопросами» которого было непонимание никоновской реформы, посеявшее в нем сомнения относительно того, какие церковные книги истинны: новые или старые. Так, в поисках правильности к нему пришел лик Девы Марии, который вскоре иконописец изобразил на иконе.

За историческими сведениями, свое начало икона для прибавления ума берет в Италии

Именно там, в городе Лорето, хранилась католическая статуэтка Пресвятой Марии, которая считается прототипом. Она находилась в «Святом домике», обители Девы, которая пострадала от нашествия арабов. К счастью, одной греческой семье удалось спасти деревянную фигурку Божьей Матери с Младенцем до того, как она, скорее всего, исчезла бы с лица земли. Статуя Матери с Сыном выполнена полностью из кедрового дерева и покрыта жемчужными нитками и бриллиантами так, что виднеются лишь две головки. Богоматерь одета в драгоценный далматик (плащ без рукавов), из-за чего русская икона Подательница ума подобна иконе Богоматери Лоретской, которая была написана за образом скульптуры.

На сегодняшний день известным местом хранения чудотворной иконы считается Покровский храм в городе Тутаев, куда за прошением просветления приезжают верующие. Икона Богородицы «Прибавление ума» традиционно раз в год покидает храм и переезжает в Ярославль – областной центр на день знаний. Место, где находится икона Прибавление ума в Москве, также почитаемо и знаменито среди жителей столицы и расположено оно на Церковной Горке в Тихвинской церкви, более узнаваемой под названием храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском.


Значение иконы «Прибавление ума»

Славится икона Пресвятой Богородицы «Прибавление ума» не только своим таинственным происхождением, но и значением, носимое святыней. Небо, на фоне которого находится Дева с Младенцем, усыпано яркими звездами, символизирующими Царство Небесное. Божья Матерь с Дитем стоит перед райскими вратами, куда открывается дорога человеку лишь с помощью Ее молитвы. Под ногами Богородицы раскинулись белые здания, означающие Небесный Иерусалим и рядом Ангелы, имеющие шесть крыльев – четыре серафимы, исполняющие Божию волю. Четыре главных Архангела с обеих сторон убраны в апостольские одеяния и со свечами несут в руках свет истины. Кроме это, на иконе для ума есть еще один важный элемент – так называемые светильники мудрых дев, что светят их Женихам.

В чем помогает икона Божией Матери «Прибавление ума»

Еще с времен создания икона Богородицы «Подательница ума» помогает нуждающимся в просветлении.

Она способствует успешной учебе и дает сил для выполнения сложной работы, научных проектов

Икона ума благоприятствует непоседливым детям, помогает как взрослым, так и детям концентрироваться в учебе, выполнять трудные задания, и также содействует излечению при душевных расстройствах.

Молитва иконе

Молиться иконе Прибавление ума можно в любое время суток. Богоматерь услышит и поможет всегда.

Искреннее прошение перед иконой помогает верующим обрести необходимые силы для умственной работы.

Покровительствует Дева Мария школьникам и студентам, поэтому перед важными экзаменами именно к иконе Подательницы ума стоит обращаться за поддержкой, проговаривая:

Молитва первая

О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Молитва вторая

Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.

Молитва третья

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

История ее написания необычная. Однажды, было это в XVI-XVII веке, один монах, иконописец, стараясь разобраться в вере, стал читать книги, изданные до патриарха Никона, до книжной справы. Известно, что справа привела в России к расколу церкви. Потом инок стал сличать эти книги с книгами, изданными Никоном уже с исправлениями. Он много думал, по каким же книгам ему молиться, чтобы не совершить грех. И так он старался разобраться в них, что рассудок его помутился.

Тогда, в моменты просветления, он стал молиться Богородице, чтобы Она помогла ему опять обрести рассудок. Однажды во время молитвы Пресвятая явилась ему и сказала: «Напиши икону в том образе, в каком видишь Меня, и молись перед ней». Иконописец увидел чудную икону, но она появлялась только на небольшой промежуток времени. Он начал делать с нее список. Но она быстро исчезала, и монах снова молился и впадал в безумие. Так продолжалось долго, до тех пор, пока икона не была закончена. Когда иконописец завершил работу, он полностью исцелился. Икона стала чудотворной, к ней стекалось множество душевнобольных и по своей вере они получали исцеление. Сегодня она хранится в Спасо-Преображенском Соборе г. Тутаево Ярославской области. Ее каждый год к первому сентября вывозят в Ярославль на поклонение.

Иконография иконы очень необычная. Богородица спелената с младенцем Спасителем одним долматиком. Так называлась во II веке туника мужчин и женщин в Долмации. Потом ее стали носить коронованные особы, и она же стала архиерейским облачением (саккосом) и облачением диаконов (стихарь). Долматик до XI века был белым, но потом стали практиковаться цветные священнические облачения, которые теперь и красные, и зеленые, и фиолетовые, и золотые, но белый по-прежнему чаще других используется в праздники, особенно господские.

На Пресвятой Деве Марии и Спасителе царские венцы. Господь в левой руке держит царскую державу, правой - благословляет молящихся. Короны и необычность иконографии иконы указывают на ее западное происхождение.

Русский исследователь и этнограф Андрей Титов в начале XX века выявил связь этой иконы со статуей Мадонны Лорето, той, что установлена в алтаре восточной части «Святого Домика». Только теперь в московской традиции она получила иное название - не "Ключ Разумения", а "Прибавление ума".

Отличие заключается и в том, что статуя в Лорето сделана из кедрового дерева, короны на Мадонне Лорето и Иисусе Христе позолочены, долматик богато украшен бриллиантами и жемчужными нитями.

Сказание приписывает авторство статуи апостолу Луке, но исследования показали, что статуя была создана много веков спустя после смерти апостола - в XII-XIII веке. От времени она потемнела. В начале XX века старинная статуя сгорела во время пожара в Святом Домике. На следующий год сделали ее копию тоже из ливанского кедра. Автор копии решил приблизить статую к старинному образу и очень сильно затемнил ее. Теперь она выглядит почти черной. Паломники, прибывающие на поклонение в Италию, могут получить картонную иконку с названием «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века».

Но вернемся к иконе «Прибавление ума». Она очень необычна для православной иконографии и имеет сложную символику. Как уже говорилось, Богородица и Спаситель изображены в едином колоколообразном облачении, которое украшено многочисленными крестами и цветами, что символизирует, с одной стороны, скорбь, а с другой прославление.

Единый образ Богородицы и Богомладенца изображен у входа в рай, в проеме - множество звезд. Но портал над образом отражает архитектурную деталь «Святого Домика». Ангелы по обе стороны иконы, стоя на облаках, держат светильники, как бы встречая их у врат. Это символизирует вечный свет истины. Сверху и снизу единого образа - красные серафимы и херувимы.

На портале по левую и правую стороны висят зажженные светильники, которые наводят на мысль о притче из Евангелия о мудрых девах, отправившихся встречать Жениха и взявших с собой масло, и девах юродивых, несмысленных, у которых в момент прихода Жениха, масла не оказалось. Масло - это символ ума и Духа Святого. У подножия изображен Небесный град - Горний Иерусалим.

Таким образом, символика иконы показывает, что жертва Сына Божьего во искупление грехов открывает всем верующим дорогу в Царство Небесное. В нижней части старинных списков иконы иногда бывает текст:

«Изображение Пресвятые Богородицы прибавлением к житию судити живых и мертвых от смертного оубийства защищает, от тлетворных ветров, от озноба, от трясавицы, от находа зверей ядовитых, от врагов и мшиц, и комаров».

Икона в такой иконографии была написана псковскими и новгородскими мастерами после большого пожара в Москве 1574 г. по приглашению Иоанна IV Грозного. Имея очень необычное сказание, она не относится и ни к одному из известных типов православных Богородичных икон: ни к Умилению, ни к Одигитрии, ни к Знамению, ни к Агиосоритиссе, ни к Панахранте. Да и к типу акафистных ее тоже не причислишь.

Это, пожалуй, если и не единственный, то очень редкий и любопытный случай, когда в основе православной иконы лежит католическая статуя - статуя Мадонны Лорето. Все это делает икону привлекательной, необычной и день ее празднования - 28 августа практически совпадает с днем знаний.

Наверное еще и поэтому она кладется на аналой в дни молебна перед началом учебного года. Тогда в храмах подаются многочисленные записочки с именами чад, которым предстоит большой и трудный путь в царство знаний.

Детальное описание из нескольких источников: «молитва о прибавление ума икона божией матери» - в нашем некоммерческом еженедельном религиозном журнале.

О Пресвятая Дево! Ты – Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь

Последние новости нашей организации

Звон церковного колокола впервые разнёсся над Русью в X веке. С этого момента колокольный перезвон непрерывно связан с духовной жизнью каждого православного христианина. Звук колокола – это не только глас о начале Богослужения, не только оповещение о великих православных праздниках, но и напоминание о горнем мире, позыв к раскаянию, покаянию и осознанию настоящего смысла человеческого бытия.

Молитвы перед иконой Богородицы «Прибавление ума»

О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство, и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные Им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, уврачуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь.

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Премудрости Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави, ко Христу молящи усердно. Ты даждь ми слово, рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Молитва о вразумлении и прибавлении ума

Молитвы о вразумлении читают перед иконой Прибавление ума, обращая к Пресвятой Богородице свои чаяния и прошения о помощи. Композиция и стиль написания иконы не характерны для школы классической русской или византийской иконографии и отличаются от распространенных канонических сюжетов. Парящая над Небесным Иерусалимом Мать Господа держит в своих объятиях Сына. Оба они обернуты в фелонь, которая придает их объятиям Божественное единство. Ангелы своим смиренным видом и преклоненными головами словно указывают на Богородицу – обратите свои мольбы к ней и получите милость ее добротой.

История появления иконы

В далекие времена, когда патриархом Никоном была реформирована Православная Церковь, многими последователями и служителями сие было отвергнуто. Глобальный раскол, прибавивший смятения верующим, отдалял понимание – зачем патриархом изменяются богослужебные обряды или вводятся новые каноны. Сама реформа имела под собой умысел унификации с обрядами греческой церкви, как наиболее близкой к первоисточнику. Но не всем дано было осмыслить правильность шагов Никона. Это период, когда приверженцы старых обрядов отделились от главного патриархата, за что и преданы были анафеме.

В сонме сомневающихся был некий монах-иконописец, чье имя кануло в вековой дымке, но волею случая оставило после себя величайший след в русской иконографии. В предании говорится, что монах впал в душевные страдания, боясь предать истинного Бога и не попасть в плен дьявольских ловушек. Встав на путь поста и молитвы, как истинно верующий человек, он просил для себя просветления и вразумления, ибо только Небесным Силам дана способность указывать правильный путь. Эта молитва о чудесном прибавлении ума в итоге и стала определяющей силой иконы, которую написал монах, выполняя свой обет, данный Богородице.

В одну из долгих молитвенных ночей Богоматерь снизошла к мятущемуся человеку, и он тут же стал истово просить ее о вразумлении и подсказке, чью сторону принять и какой путь богослужения выбрать, чтобы не впасть в смертный грех. Она дала подсказки, вернула рассудку покой и обещала направлять своей милостью его судьбу, если монах напишет икону, изобразив ее в том виде, в котором явилась Богородица ему. Просветлев разумом и приняв сторону реформ патриарха Никона, монах тот час приступил к работе над иконой, которую в последствие назвал «Прибавление ума».

Композиция иконы

Получив божественные подсказки и способность отделять зерна от плевел, старательный монах изобразил Богородицу парящей над Небесным Иерусалимом. Это такое обетованное место из книги Откровений – город праведников, наполненный Святым Духом. Свечи в руках ангельских созданий символизируют собой свет, излучаемый Господом и его верой, и являются важной частью нашего бытия – без них нам не откроются источники знаний и осмысления мироздания.

Центральная фигура Богородицы с Младенцем исполнена в нехарактерном для канонических сюжетов образе. Такие изображения, когда Мать и Бог-младенец обернуты в единую фелонь, встречаются лишь в скульптуре города Лорет. Это символизирует принадлежность Богородицы и Бога Сына к Небесной ипостаси, а царские венцы на головах дают нам понимание их божественности. Им обоим мы возносим свои мольбы с просьбой указать нам путь знания и дать разумение нашего земного пути.

Прильнув в молитвах к иконе, православный человек видит перед собой Благодатную Деву, участь которой – беречь паству своего Сына от ошибок и мытарств, от душевного беспокойства и неосмотрительных шагов. Молитва о чаяниях на прибавление ума, вопиющая из страждущего сердца, обязательно будет вознаграждена Царицей Небесной.

Сила иконы – давать вразумление

Способности любой иконы определяются теми мольбами, которые возносятся к ней и получают милость от Сил Небесных. Сама предыстория создания образа «Прибавление ума» и ее последующего прославления определяет данный лик, как помощь мятущимся и стремящимся к истине людям. А каждая последующая молитва является очередным кирпичиком, укрепляющим силу веры в этот святой лик.

Обычно у этого образа просят помощи в таких печалях:

  • Отстающему и нерадивому ученику материнский заговор, нашептанный у иконы, поможет старательнее подойти к учебе. Прибавляющий усидчивости и степенности, он вразумит и направит на путь познания науки.
  • Сильный обряд у иконы «Прибавление ума» способен излечить человека с умственным недоразвитием или врожденным слабоумием. В силах Господа и Богородицы направить старания такого чада на путь своего совершенствования.
  • В случае душевного смятения, нерешительности в выборе правильного пути, непонимании перспектив своего будущего, ежедневная молитва у святого образа способна открыть истину и прояснить разум молящего.
  • Рассеянность и неспособность концентрации в определенные моменты может стать причиной проблем. Концентрация и аккумуляция душевных и умственных сил – вот в чем помогает молитва таким людям.
  • На сложном пути познания и учебы в мощи этой иконы нет равных. Часто студенты накануне ответственных экзаменов прибегают к помощи святого образа Богородицы, дабы даровала она им прозрение и умственные силы преодолеть достойно все испытания.
  • Также тем, кто в сомнениях и смятениях с опаской смотрит в свое будущее, не имея представления, как поступить дальше в сложной ситуации, помогающий в просветлении ума образ Богородицы подарит наставление или иным образом даст подсказки.

Обряды и ритуалы для обретения разума

Есть разница в том, как применять молитву о просветлении разума. В случае, когда человек постоянно требует опеки Небесной Царицы, молитва должна ежедневно сопровождать и наставлять православную душу. Но когда страдания внезапно постигли по причине бесовских козней, то целесообразнее применить церковный ритуал и стороннюю помощь. Она может выражаться как в молитвенных бдениях дома с кем-то из близких, так и в храмовой службе. Обычно молитва в храме являет собой коллективное и более сильное обращение к Господу, ибо ваш глас вопиющего умножается всеми присутствующими в богослужении.

Молитва дома

Святой образ «Прибавление ума» являет собой довольно редкое изображение, однако его ценность от этого не уменьшается. Если возникла необходимость обратиться в молитвах к Богородице, то не поскупитесь и найдите нужный лик в иконных лавках. Никогда для домашнего иконостаса не используют журнальные вырезки или плакаты, ибо это тяжкий грех и дьявольское наваждение.

  • Обязательно исповедуйтесь всякий раз, когда начинаете молебны с целью прошения милостей. Грешной душе сложно пустить Святой Дух в свое сердце, а разум будет затуманен и не получит желаемого вразумления.
  • Молитву о прибавлении ума, как правило, читают утром, до начала деятельности, чтобы она оказала благотворное влияние на вас.
  • Ночное бдение принято завершать благодарственными молитвами за то, что Небесные Покровители не оставили вас заботами своими.
  • Любящей матери не возбраняется написать на листке бумаги молитву о вразумлении своему чаду, дабы слово, обращенное к Богородице, постоянно сопровождало и опекало дитя. Но написанная на бумаге материнская мольба не освобождает от необходимости приобщать ребенка к самостоятельной молитве с прошением о вразумлении.

Молитва первая перед иконой Прибавление ума.

Краткая молитва

Очень часто возникает необходимость получить вразумление и наставление вначале какой-то деятельности. Порой смятение и растерянность мешают человеку сконцентрироваться и принять правильное решение – для такой помощи носите с собой краткую молитву. Прочитанная в нужный момент, она поможет избежать ошибки и милостью Богородицы наставит на верный путь следования.

  • Молитва поможет искренне верующему.
  • Только крещеный человек получит помощь Святого Духа.
  • Сила вашей веры – залог успешного исполнения молитв.

Молитва вторая перед иконой Прибавление ума.

«Царице моя Преблагая, Надеждо моя пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице, бедствующих помоще и озлобляемых покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь; отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть. Ты убо Сама помози ми яко немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждша, увра¬чуй и спаси яко безнадежна. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надеж¬ды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся. Под Твою милость при-бегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но от бед избави нас, Едина чистая и благословенная. Аминь».

Молебен о вразумлении в храме

Ваша молитва, вознесенная в храме, всегда будет усилена участвующими в богослужении. Идя в храм, люди несут свои чаяния и просьбы, обуревающие их сердца. Молясь коллективно под пастырским руководством священника, каждый своими стараниями умножает глас вопиющих.

  • Подайте прошение на молитву о здравии за того, о чьем вразумлении вы будете молиться.
  • Исповедь и Причастие – это обязательное условие перед началом любого обряда.
  • Не печальтесь, если в храме нет необходимого образа «Прибавление ума». Молебны и заклинания в храме для прибавления ума можно совершать перед любой иконой Богородицы.
  • Не забывайте перед обращением к Небесной Покровительнице воздать жертву, поставив церковную свечу, чтобы свет вашей веры возносился ввысь.

Молитва третья перед иконой Прибавление ума.

«Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Сера¬фимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

Огромной силой обладают исцеляющие молитвы для всякой верующей православной души. С тех пор, как миру Христос явил чудеса исцеления от недугов телесных.

Наша квартира, наше жилище – это то, что должно нас оберегать от невзгод, быть уютным и приятным для жизни местом, давать ощущение счастья. Для этого наша квартира должна быть не только чиста в.

Молитва и ее чудесное свойство. Ангел возвестил Деву о непорочном зачатии в ее благословенном чреве того, кто. в поисках виноватого, но лучше обратить свои мольбы и чаяния о примирении и вразумлении к заступнице всех жен – Богородице.

Молитвы о помощи семье в трудную годину способны нивелировать угрозу развода. Прося Отца Небесного о вразумлении обоих супругов, жена открывает свое сердце для его подсказок и наставлений.

Икона Божией Матери Прибавление ума

Стоимость и сроки

Деревянная доска 40х30 см, левкас, темпера, золочение нимбов.

Празднование в честь иконы Божией Матери “Прибавление ума” совершается 15 августа (28 августа н.ст.).

Пред иконой Божией Матери “Прибавление ума” молятся об озарении светом истины не только детей, не только вступивших на путь веры, но и всех людей, блуждающих по распутиям мира сего.

Сказание об иконе Божией Матери “Прибавление ума”

В начале ХХ века э тнограф и археограф А. Титов сохранил для потомков старинное сказание, объясняющее происхождение иконы “Прибавление ума”. Ученый привел его в своем труде со слов настоятеля Романовского Крестовоздвиженского собора протоиерея Владимира Мирославского, к которому он обращался по поводу находящейся в этой церкви древней чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума».

«Благочестивые старожилы рассказывают, что в древнее время к этой святой иконе стекались многие душевнобольные, и некоторые из них по своей вере получали от Пресвятой Девы исцеление», - рассказал отец протоиерей. – «В ближайшее время после патриарха Никона жил в Москве один благочестивый человек. Много он читал книг церковных Иосифовского времени, а потом стал читать книги, исправленные патриархом Никоном. Начитавшись тех и других книг, стал он много думать и размышлять: будет ли он прав пред Богом и каким книгам нужно следовать ему, чтобы спастись; долго он думал, но решить вопроса не мог и сошел с ума. Когда возвращалось к нему сознание, он молился Божией Матери, чтобы Она возвратила ему разум. По его молитве последовало ему видение Божией Матери. Она заповедала ему написать образ в том виде, как Она явилась ему, и молиться пред ним, и обещала, что если он исполнит это, будет здоров. Человек тот был иконописец. После видения, когда возвращалось к нему сознание и прояснялся рассудок, он принимался писать образ Божией Матери. Но так как видение было кратко, то он забывал, как писать образ. Тогда он снова молился Богоматери и продолжал писать так, как внушал ему Бог. Таким образом он написал икону и назвал ее “Прибавление ума”».

Иконография образа Пресвятой Богородицы «Прибавление ума»

Иконография образа сложилась в XVI веке под влиянием западных гравюр и икон со сложной символикой. Однако большая часть сохранившихся икон «Прибавление ума» относится к XVIII – XIX векам. На них Пресвятая Дева и Богомладенец изображаются с царскими венцами на главах, при этом Христос благословляет правой рукой, а в левой руке Его - держава, символ царской власти. Особенностью иконы являются необычные одеяния. Божия Матерь облачена вместе с Богомладенцем в длинный колоколообразный плащ - далматик красного цвета, он богато расшит золотыми крестами и украшен драгоценными камнями. В верхних углах иконы - лампады с языками пламени. Пречистая Дева изображена на фоне звездного неба, открывающегося под аркой портала. С обеих сторон подлетают к Пречистой с Младенцем ангелы с зажженными свечами; над главами Богородицы и Божественного Младенца - три Серафима, у Их подножия - Херувим с распростертыми крыльями. Внизу виднеется город, символ Горнего Иерусалима.

А.Титов установил, что прототипом иконы Божией Матери «Прибавление ума» послужила статуя Богоматери из города Лорето в Италии (точное указание на первообраз дал ему академик Н. Кондаков): «Изображение этой иконы появилось на Руси, очевидно, с XVI века. В Лорето находится Святой домик, или Святая хижина, где помещается образ Богоматери. Этот образ сделан целиком из кедрового дерева, покрытого сплошь бриллиантовыми ривьерами и жемчужными нитками. Изображение Богоматери, как это видно из прилагаемого рисунка, в общем сходно с нашей иконой “Прибавление ума”, что указывает на ее западное происхождение, только переделана на “московский манер”».

Одеяние, в которое согласно многовековому обычаю облачают статую Лоретской Богоматери, называют далматиком. Далматик - это распространившаяся из Далмации с конца II века верхняя туника для мужчин и женщин, которая позднее стала праздничным одеянием (английский король носит далматик при коронации) и священным облачением: архиерейский саккос и диаконский стихарь. Как одежда далматик исчез в средневековье. Вплоть до XI века далматик был белым, затем стали допускаться другие цвета, а иногда встречался даже многоцветный; единственным украшением далматика вначале были узкие пурпурные полосы от шейного выреза вплоть до каймы. Далматик изготовлялся из льна, шерсти или шелка.

Предание приписывало авторство Лоретской статуи святому апостолу и евангелисту Луке, однако эксперты пришли к заключению, что она была изваяна итальянским скульптором в XIII – XIV веках. Эта старинная статуя была уничтожена пожаром, вспыхнувшим в Святом Доме в 1921 году. На следующий год ее заменили новой, которую Леопольдо Челани по модели Энрико Кваттрини вырезал из дерева ливанского кедра. Новая статуя была искусственно зачернена для придания ей большего сходства с утраченной, потемневшей от времени и копоти. Челани, возможно по ошибке, сделал черный цвет слишком насыщенным, тогда как лик древней статуи не был таким темным.

Паломники, посещающие Святой Дом в Лорето, теперь могут увезти с собой картонную иконку «Прибавление ума», только под итальянским образком добавлена подпись: «Богоматерь Лоретская. Русская икона XVIII века». Старославянская надпись гласит: «Икона Пресвятой Матери Божией, Пречистой Девы Марии, называемая Ключ мудрости».

О Лоретской иконе Богородицы

Учеными сегодня неопровержимо доказано, что Святой Дом в Лорето воздвигнут из камней Назаретского земного дома Пресвятой Девы, в котором Она родилась, приняла Благовещение Архангела Гавриила и в котором впоследствии обитало Святое Семейство. Дом этот стал предметом особого почитания апостолов и первых христиан. В нем была устроена церковь, и в течение многих столетий христиане с благоговением входили в сей дом, ставший одним из первых христианских храмов Палестины. По преданию, в доме находилась написанная на доске святым апостолом и евангелистом Лукой икона Богоматери с Богомладенцем и им же вырезанное из дерева Их скульптурное изображение в рост.

Земной дом Богородицы в Назарете состоял из двух частей. Одна часть представляла собой пещеру, или грот, выдолбленный в скале,- ныне это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале.

С 622 года на Востоке началась мусульманская эра. Последователи ислама завоевали Персию, Сирию, Египет, Палестину, Северную Африку, Испанию, сделали попытку проникнуть за Пиренеи. Они подчинили своей власти и Иерусалим, который мужественно защищался в течение четырех месяцев. Халиф Омар повелел поставить мечеть на том месте, где некогда возвышался храм Соломона.

Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан неизмеримо более трудными и опасными, многие из паломников становились жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращающихся паломников о печальной участи святых мест Палестины возбуждали в религиозно настроенном обществе чувство скорби и сильное негодование против мусульман. В 1096 году началась эпоха крестовых походов. С конца XI и до конца XIII столетия земли Востока стали ареной ожесточенного столкновения крестоносцев с мусульманами. Поначалу успех был на стороне крестоносцев. Однако двести лет спустя крестоносцы лишились почти всех своих завоеваний. В 1244 году Иерусалим был навсегда потерян для них.

За время крестовых походов множество христианских святынь было перенесено с Востока в Западную и Центральную Европу. В те годы среди христиан особенно распространилась идея перенесения православных святынь Востока на Запад: христиане боялись их поругания или даже уничтожения мусульманами. Многие из этих святынь остались на земле Италии. В мае 1291 года крестоносцы покинули одну из последних своих твердынь - порт Акру, вслед за тем пали Тир, Сидон, Бейрут.

По преданию, именно в том памятном для истории Святой Земли 1291 году крестоносцы перевезли по морю в Далмацию каменную пристройку Назаретского Дома. Далмация, область Иллирии, являющейся исторической территорией современной Хорватии, расположена в пределах Динарского нагорья восточного побережья Адриатического моря. При императоре Августе в 6 году по Рождестве Христовом она была присоединена к Римской империи (впоследствии отошла к Византии). В этой области проповедовал Евангелие святой апостол Тит; лютейший гонитель Христовой веры император Диоклетиан был далматинец родом. У нас нет достоверных сведений, была ли сделана попытка восстановить Святой Дом в Далмации, но есть точное свидетельство о том, что в 1294 году камни Святого Дома и образ Пресвятой Девы на доске, прибывшие со Святой Земли, были перенесены сначала в итальянский город-порт Анкопу, а затем в Лорето.

Сейчас подлинность Дома Богородицы в Лорето ни у кого не вызывает сомнений. Камни из Назаретского Дома Пресвятой Девы, из которых возведен Лоретский Дом, были перевезены в Анкону морским путем. Жителями города передавалось из уст в уста предание о том, что Святой Дом явился по волнам моря. На этом предании основано и почитание Лоретской Богоматери как покровительницы путешествующих. К XV веку относятся наиболее древние свидетельства об этом.

Первое дошедшее до нас сообщение, которое определенно говорит о перенесении Святого Дома, датируется 1465 – 1472 гг. Согласно этому свидетельству, некто Ринальдуччо утверждал: дед его деда часто рассказывал о том, что видел Святой Дом прибывающим «на волнах моря, как корабль». Из второго текста, найденного совсем недавно, следует, что самая ранняя запись об этом событии восходит по крайней мере к 1440 году.

Итак, предание о том, что Святой Дом был чудесным образом перенесен ангелами, получило объяснение: святыню привезли на корабле по желанию семьи Ангелов - властителей Эпира. На миниатюре начала XV века (около 1425 – 1440 гг.), хранящейся в Парижском национальном музее Средневековья и терм Клюни, Святой Дом плывет по морю на чем-то вроде плота, в то время как ангел Божий с высоты сопровождает и охраняет его. Эта миниатюра помогает уяснить исторический и духовный смысл события: перенесение святыни морским путем по почину людей и при покровительстве Ангелов. В этом же музее есть и скульптурная композиция из дерева «Легенда о Святом Доме в Лорето», относящаяся уже к началу XVI века,- в центре стоит скульптура с ангелами, несущими Святой Дом на руках.

Конечно, по прибытии в Лорето Святой Дом был воспроизведен заново по точным чертежам. Документально подтверждено, что в Лорето еще за столетие до перенесения Дома Богоматери была церковь «Святой Марии в лавровой роще», так что место для Святого Дома выбрано не случайно.

Древнее сказание говорит о том, что Святой Дом был поставлен без фундамента на проезжей дороге и верующие боялись, что здание может обрушиться. Поэтому было решено обнести его крепкими стенами. Однако очень скоро строители увидели, что новые стены, хотя и воздвигались вплотную, отошли от древних. Впоследствии Святой Дом окружила базилика, построенная в XV – XVI веках. Весть о лоретской святыне распространилась по всему христианскому миру, и Святой Дом в Лорето стал одним из самых почитаемых мест, привлекавшим множество паломников.

Раскопки, проведенные в 1962-1965 годах под Святым Домом в Лорето, подтвердили как наличие остатков сооруженной в начале XIV века поддерживающей стены, о которой упоминает предание, так и отсутствие собственного фундамента. Три стены высотой около трех метров были действительно поставлены прямо на древней дороге; Дом Святого Семейства в Назарете восточной своей стороной был открыт в сторону грота. Сравнение Святого Дома в Лорето с пещерой в Назарете показало, что они являются частями одного целого и взаимно дополняют друг друга. Это подтвердилось не только при сопоставлении размеров, пропорций, типа кладки, но и способов обработки природных камней, вытесанных в форме кирпичей. Исследования подтвердили, что именно такие приемы и материалы использовались при строительстве в Галилее во времена земной жизни Иисуса Христа. Сохранившиеся надписи (граффити) на отдельных древних природных необработанных камнях, положенных в стены Святого Дома, выполнены бытовавшим в то время в Назарете иудео-христианским типом письма.

Мы уже упоминали о том, что Святой Дом в Лорето имеет три стены; в восточной части его устроен алтарь, а в нем за престолом, под аркой, находится статуя Богоматери с Младенцем. На главах Их - драгоценные короны. Богомладенец держит в левой руке державу, а правой благословляет.

Появление на Руси Лоретской иконы Божией Матери

На Руси Лоретская икона получила новое название - «Прибавление ума». Сейчас точно выяснено время появления на Руси сведений о Лоретской святыне. Известно, что в рукописных сборниках XVII века часто встречается текст под заглавием: «Повесть о храме Святыя Богородицы, в немже родися от Иоакима и Анны». А А Титов приводит текст самого лучшего, согласно исследованию историка и археографа АИ. Кирпичникова, списка с этой повести - рукописи первой половины XVI века, хранившейся в библиотеке Московской Духовной Академии. Список оказался современным самому сказанию, что подтверждается припиской в конце рукописи: «В лето 7036 (то есть 1528 от Рождества Христова). Приидоша июния на Москву посланницы великаго князя Василия Ивановича от папы римскаго Климента четвертаго Еремий Трусов с товарищи, иже видеша сию святую церковь от Рима 300 верст и к нам сие писание донесоша».

Сношения Великого князя Василия III с папами начались в 1503 году. (Брак его отца Иоанна III с Софией Палеолог поставил Москву в ближайшие и тесные связи с Италией, в то время одной из самых цивилизованных стран Европы.) Известно письмо папы Льва X, в котором тот в 1519 году уговаривал Василия Ивановича соединить Русскую Церковь с католической на основе Флорентийской унии, за что обещал Московскому князю королевский титул, а Московскому митрополиту - сан патриарха.

В мае 1524 года папа Климент VII через генуэзца «капитана Павла» также вступил в переписку с Великим князем, предлагая дружбу и союз. Василий Иванович посылал к папе Дмитрия Герасимова и Еремея Трусова для переговоров. В качестве одного из основных доводов в пользу унии католики использовали наличие общехристианских святынь: их почитание должно было бы духовно связать Восток и Запад. Одной из таких святынь и был Святой Дом в Лорето. Поэтому папа рекомендовал московским послам побывать в Лорето и осмотреть древний храм. К восприятию святыни послы были вполне подготовлены: они знали, что многие святыни Палестины погибли или были вывезены «от безбожных варваров турок». Им было известно чудесное перенесение лиц и святых икон, а в сказаниях иного рода им встречалось невидимое перенесение целых зданий. Со слов служителей храма они записали чудесную историю о Святом Доме и священном изваянии Богоматери; так это предание попало на Русь и распространилось в многочисленных списках. Самый полный из них, упомянутый выше, предлагаем вниманию читателей.

Молитвы Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прибавление ума»

Молитва первая

Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие, чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири, соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави, слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Подательница ума»

О Пресвятая Дево! Ты - Невеста Бога Отца и Матерь Божественнаго Его Сына Иисуса Христа! Ты - Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников. Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя Саула, тогда боязнь и уныние напали на него и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его. Теперь и мы за грехи наши все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений, забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни, ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения, зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и просвещенные им воспоим Тебе благодарственную песнь: радуйся Пресвятая Богородице, ко спасению прибавившая нам ума. Аминь.

Тропарь и кондак Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Прибавление ума»

Тропарь, глас 4:

О Преславная Мати Христа Бога нашего, / благих Подателя, / милостию Своею всю вселенную сохрани, / даруй нам, рабом Твоим, премудрость и разум, / светом Сына Твоего души наша просвети, / едина Всепетая, // от Херувим и Серафим славимая.

Кондак, глас 2:

Яко Единицы умом нас просвещающую, / хвалим Тя, Пречистая, / Мати Разума, всю вселенную держащаго, / Красото мира видимаго и невидимаго, // лучами жизни нас озаряющая.