Чем питаются люди живущие в степи. Степная зона россии

Что такое степь

Определение 1

Степь – это безлесый природный комплекс, сформированный в условиях умеренного континентального климата, в котором преобладают травянистые формы растительности.

Многие писатели описывали красоту и бескрайность степи, ее щедрость и величие. Со степью связаны жизнь и быт целых народов. И мы не можем не уделить внимание этому природному комплексу.

Географическое положение степной зоны

Зона степей занимает юг Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири, предгорья Северного Кавказа. С запада на восток степная зона тянется сплошной полосой до Алтая. При дельнейшем продвижении на восток мы встретим степные ландшафты в межгорных котловинах Южной Сибири (Кузнецкая, Минусинская, Тувинская котловины, котловины Забайкалья).

В отличии от большинства природных зон, лесостепи и степи не занимают сплошную полосу от западной окраины материка до восточной. Они появляются в южных районах умеренного пояса на некотором удалении от побережья.

Рельеф и климат степи

Именно рельеф и климат обусловили подобную особенность географического положения степи. Рельеф степной зоны представлен холмистыми равнинами на платформенных участках земной коры. В отдельных районах на поверхность выходят скальные образования фундамента платформы – тектонические щиты.

Степи хорошо прогреваются летом. Средние температуры июля составляют $+21°$С-$+25°$С. Средние температуры января снижаются с запада на восток от $-5°$С на Восточно-Европейской равнине до $-25°$С в Красноярском крае.

Количество осадков снижается с запада на восток от $ 600$ мм в год в европейской части России, до $200$ мм в центральных районах Сибири. Нарастание континентальности связано с господствующим в умеренных широтах западным переносом воздушных масс. Рельеф способствует беспрепятственному перемещению ветров во всех направлениях. Поэтому в степи часто бываю бураны, пыльные бури. Проникающий арктический воздух может приносить длительное похолодание.

Осадки выпадают преимущественно весной. Зимы, как правило, малоснежные. Летом часто случаются засухи, которые усиливаются суховеями из центрально-азиатских регионов.

Особенности почв степной зоны России

В условиях повышения температур и снижения влажности, на лессовидных суглинках сформировались черноземы – самые плодородные почвы нашей страны. Климатические условия способствуют развитию процессов гниения и накоплению гумуса в верхних слоях почвы, а обилие травянистой растительности обеспечивает поступление растительных останков для накопления гумуса. На севере зоны и на Кубани мощность гумусного горизонта может достигать $100$ см. В южных районах степной зоны сформированы южные черноземы, с мощностью гумусного слоя до $25 $ см. Еще южнее, в условиях повышения температур и дальнейшего уменьшения количества осадков, на смену черноземам приходят каштановые почвы. Они менее плодородны и нуждаются в увлажнении. Встречаются участки солончаков и засоленных почв.

Флора и фауна зоны степей

Степи – царство травянистой растительности. На севере зоны распространены разнотравно-злаковые степи , а в южных районах – типчаково-ковыльные . Типичными представителями флоры степей являются: тимофеевка луговая, мятлик, тонконог, полынь, ковыль, овсюг (дикий овес), клевер, чина луговая . В степных балках и долинах рек могут формироваться леса.

Травянистая растительность – это прекрасная кормовая база для многих видов грызунов. В степи водятся суслики, полевки, хомяки, сурки, пищухи, слепыши, полевые мыши (не путать с полевками). Они, в свою очередь, служат основной пищей для ласок, хорьков, диких котов, волков и лисиц , для хищных птиц (ястреба, луня, канюка, сов ). В долинах рек, на берегах озер обитают цапли, журавли, утки .

Замечание 1

Самая крупная птица степной зоны – дрофа .

Широко представлены птицы отряда воробьиных. Повсеместно встречаются также земноводные (жабы, лягушки ) и рептилии (ящерицы, ужи, гадюки ).

Роль степи в жизни человека

Трудно переоценить роль степи в жизни человечества. Изначально коренных жителей степных районов называли степняками. Занимались они кочевым скотоводством. Позже степи начали распахиваться. Развивалось земледелие. Это привело к коренному преобразованию всего природного комплекса. Существенно сократилась численность и видовое разнообразие диких видов растений и животных. Культивировались новые, привнесенные виды и сорта растений.

Распахивание огромных площадей в условиях сильных ветров грозит ветровой эрозией и потерей почв вообще. Огромные убытки принесли пыльные бури $1957, 1968, 1993$ годов. Частицы почвы из наших степей были занесены В Центральную Европу.

Замечание 2

Для борьбы с пыльными бурями в степях создана сеть ветрозащитных лесополос и искусственных лесомассивов. Для борьбы с засухой создана сеть оросительных каналов. Много внимания сегодня уделяется и сохранению видового разнообразия растительного и животного мира нетронутых целинных участков степи.

Материалы исследований четвертичного периода и многочисленные археологические находки свидетельствуют о том, что в степных областях Евразии люди жили в далекие доисторические времена - намного раньше, чем в лесной зоне.

Возможности для жизни здесь доисторического человека сложились на границе неогена и четвертичного периода, т. е. около 1 млн лет назад, когда южные степи освободились от моря. С тех пор и вплоть до настоящего времени на месте украинских степей расстилается суша (Берг, 1952).

В Нижнем Поволжье, в слоях средней части так называемого хазарского яруса среднего и верхнего плейстоцена, найдены и тщательно изучены остатки слона трогонтерия - непосредственного предшественника мамонта, лошади, современного типа, осла, бизона, верблюда, волка, лисицы, сайгака. Присутствие этих животных свидетельствует о преимущественно степном характере фауны, относящейся к днепровско-валдайскому межледниковью. По крайней мере, доказано, что в это время степная фауна занимала юг Восточной Европы и часть Западной Сибири до 57° с. ш., где преобладали ландшафты с богатой травянистой растительностью.

Совместное существование в этой зоне доисторического человека и степных животных привело к возникновению скотоводства, которое, по выражению Ф. Энгельса, стало «главной отраслью труда» степных племен. В связи с тем, что пастушеские племена производили животноводческой продукции больше, чем другие, они «выделились из остальной массы варваров- это было первое крупное общественное разделение труда» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 21, с. 160).

В истории хозяйственного освоения степей выделяются два периода - номадно-скотоводческий и земледельческий. Достоверным памятником раннего возникновения и развития скотоводства и земледелия является известная трипольская культура в Приднепровье. Археологическими раскопками родовых поселении Трипольцев, относящихся к концу 5-го тысячелетия до н. э., установлено, что трипольцы выращивали пшеницу, рожь, ячмень, разводили свиней, коров, овец, занимались охотой и рыболовством.

В числе природных условий, благоприятных для возникновения у трипольцев животноводства и земледелия, известный археолог А. Я. Брюсов (3952) называет климат и черноземные почвы. По данным исследований А. Я. Брюсова, племена ямно-катакомбной культуры, обитавшие в степях между Волгой и Днепром, уже в 3-м тысячелетии до н. з. осваивают скотоводство и земледелие. В погребениях этого времени широко распространены кости овцы, коровы, лошади, семена проса.

В исследованиях А. П. Круглова и Г. Е. Подгаецкого (1935), как и в других работах об эпохе бронзы, выделяется три культуры - ямная, катакомбная и срубная. Ямная культура, наиболее древняя, характеризовалась охотой, рыболовством и собирательством. Следующая за ней катакомбная культура, получившая наибольшее развитие в восточной части степного Причерноморья, была скотоводческо-земледельческой; в период срубной культуры - последние века 2-го тысячелетия до н. э. - еще более усиливается пастушеское скотоводство.

Таким образом, в поисках новых источников для жизни в степи человек пришел к приручению ценных видов животных. Степные ландшафты предоставляли прочную базу для развития скотоводства, которое стадо у здешних народов главной отраслью их труда.

Кочевое скотоводство, развитое в первобытно-общинном родоплеменном строе, существовало в степях с конца бронзового века. Этот период длился до тех пор, пока усовершенствованные орудия позволяли заготавливать корм на зиму и заниматься в основном скотоводством. Но уже в V в. до н. э. южно-украинские степи становятся главным источником снабжения Афин хлебом и сырьем. Скотоводство уступает место земледелию. Возникают плодоводство и виноградарство. Однако земледелие с созданием оседлых поселений в причерноморских степях в древние века носило локальный характер и не определяло общей картины природопользования в степях Евразии.

Древнейшими жителями Северного Причерноморья являлись скифские народы. В VII-II в. до н. э. они занимали территорию между устьями Дона и Дуная. Среди скифов выделялось несколько крупных племен. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга обитали скифы-пахари.

Одни из самых первых сведений о природе степей Евразии принадлежат географам древней Греции и Рима. Древние греки еще в VI в. до н. э. вошли в тесный контакт со скифами - обитателями причерноморских и приазовских степей. Как на самый ранний географический источник принято ссылаться на известную «Историю Геродота» (около 485-425 гг. до н. э.). В четвертой книге «Истории» античный ученый описывает Скифию. Земля у скифов «ровная, изобилует травой и хорошо орошена; число протекающих через Скифию рек разве немного только меньше числа каналов в Египте» (Геродот, 1988, с. 324). Неоднократно Геродот подчеркивал безлесье причерноморских степей. Лесов было настолько мало, что скифы использовали вместо дров кости животных. «Вся эта страна, за исключением Гилей, безлесна», - утверждал Геродот (с. 312). Под Гилеей, видимо, подразумевались богатейшие в те времена пойменные леса по Днепру и другим степным рекам.

Интересные сведения о Скифии имеются в трудах современника Геродота - Гиппократа (460-377 гг. до н. э.), который писал: «Так называемая скифская пустыня представляет собой равнину, изобилующую травой, но лишенную деревьев и умеренно орошенную» (цит. по: Латышев, 1947, с. 296). Гиппократ же отмечал, что скифы-кочевники оставались на одном месте столько времени, сколько хватало травы для стад лошадей, овец и коров, а затем переходили на другой участок степи. При таком способе использования степной растительности она не подвергалась пагубному скотосбою.

Помимо выпаса, скифы-кочевники воздействовали на природу степей палами, особенно в больших масштабах во время войн. Известно, например, что, когда на скифов двинулась армия персидского царя Дария (512 г. До н. э.), они применили тактику опустошенной земли: угоняли скот, засыпали колодцы и родники, выжигали траву.

С III в. до н. э. по IV в. н. э. в степях от р. Тобола на востоке до Дуная на западе расселились родственные скифам ираноязычные сарматские племена. Ранняя история сарматов была связана с савроматами, с которыми они образовывали крупные племенные союзы во главе с роксоланами и аланами.

Характер хозяйства сарматов определяло кочевое скотоводство. В III в. н. э. власть сарматов в Причерноморье была подорвана восточно-германскими племенами готов. В IV в. скифо-сарматы и готы были разгромлены гуннами. Часть сарматов вместе с готами и гуннами участвовала в последующих так называемых «великих переселениях народов». Первое из них - гуннское нашествие - обрушилось на Восточную Европу в 70-е гг. IV в. Гунны - кочевой народ, который сложился из тюркоязычных племен, угров и сарматов в Приуралье. Степи Евразии стали служить коридором для гуннского и последующих вторжений кочевников. Известный историк Аммиан Марцеллин писал, что гунны постоянно «кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы… Придя на изобильное травою место, они располагают в виде круга свои кибитки… истребив весь корм для скота, они снова везут, так сказать, свои города, расположенные на повозках… Они сокрушают все, что попадается на их пути» (1906-1908, с. 236-243). Около 100 лет совершали свои военные походы по южной Европе гунны. Но потерпев ряд, неудач в борьбе с германскими и балканскими племенами, они постепенно исчезают как народ.

В середине V в. в степях Центральной Азии возникает (большой племенной союз авар (русские летописи называют их обрами). Авары являлись авангардом новой волны нашествий тюркоязычных народов на запад, которая привела к образованию в 552 г. Тюркского каганата - раннефеодального государства степных кочевников, которое вскоре распалось на враждебные друг другу, восточную (в Центральной Азии) и западную (в Средней Азии и Казахстане) части.

В первой половине VII в. в Приазовье и Нижнем Поволжье сложился союз тюркоязычных протоболгарских племен, приведший к возникновению в 632 г. государства Великой Болгарии. Но уже в третьей четверти VII в. союз протоболгар распался под натиском хазар - Хазарский каганат возник после распада Западно-Тюркского каганата в 650 г.

К началу VIII в. хазары владели Северным Кавказом, всем Приазовьем, Прикаспием, западным Причерноморьем, а также степными и лесостепными территориями от Урала до Днепра. Основной формой ведения хозяйства в Хазарском каганате долгое время продолжало оставаться кочевое скотоводство. Сочетание богатых степных просторов (на Нижней Волге, Дону и в Причерноморье) и горных пастбищ способствовало тому, что кочевое скотоводство приобрело отгонный характер. Наряду со скотоводством у хазар, в особенности в низовьях Волги, стали развиваться земледелие и садоводство.

Хазарский каганат просуществовал более трех веков. Во времена его владычества в заволжских степях в результате смешения кочевников-тюрков с сарматскими и угрофинскими племенами образовался союз племен под названием печенеги. Первоначально они кочевали между Волгой и Уралом, но затем под напором огузов и кипчаков ушли в причерноморские степи, разгромив кочевавших там венгров. Вскоре кочевья печенегов заняли территорию от Волги до Дуная. Печенеги как единый народ перестали существовать в XIII-XIV. b., слившись частично с половцами, тюрками, венграми, русскими, византийцами и монголами.

В XI в. из Заволжья в южнорусские степи приходят половцы, или кипчаки - монголоидный тюркоязычный народ. Основным занятием половцев, как и их предшественников, было кочевое скотоводство. Широкое развитие получили у них различные ремесла. Жили половцы в юртах, зимой устраивали стоянки на берегах рек. В результате татаро-монгольского нашествия часть половцев вошла в состав Золотой Орды, другая часть перекочевала в Венгрию.

На протяжении многих веков степь была вместилищем кочевых ираноязычных, тюркских, а местами - монгольских и восточно-германских народов. Не было здесь только славян. Об этом свидетельствует тот факт, что в общеславянском языке очень мало слов, связанных со степным ландшафтом. Само слово «степь» появилось в русском и украинском языках лишь в XVII в. До этого степь славяне называли полем (Дикое поле, Запольная река Яик - Урал), но слово «поле» имело много других значений. Такие обычные ныне степные русские, названия», как «ковыль», «типчак», «тырса», «яр», «балка», «яруга», «корсак», «тушканчик» являются относительно поздними заимствованиями из тюркских языков.

Во времена «великого переселения народов» степи Восточной Европы были в значительной мере опустошены. Удары, нанесенные гуннами и их последователями, обусловили значительное уменьшение численности оседлого населения, в некоторых местах оно надолго совсем исчезло.

С образованием Древнерусского государства со столицей в Киеве (882 г.) славяне прочно обосновались в лесостепных и степных ландшафтах Восточной Европы. Отдельные группы восточных славян, не составляя компактных масс населения, появились в степи еще до образования Древнерусского государства (например, в Хазарии, в низовьях Волги). В княжение Святослава Игоревича (964-972 гг.) русские нанесли сокрушительный удар враждебному Хазарскому каганату. Киевские владения распространились до низовьев Дона, Северного Кавказа, Тамани и Восточного Крыма (Корчев-Керчь), где возникло древнерусское Тмутараканское княжество. В состав Руси вошли земли ясов, касогов, обезов - предков современных осетин, балкарцев, черкесов, кабардинцев и др. На Дону, у бывшей станицы Цимлянской, русские заселили хазарскую крепость Саркел - русскую Белую Вежу.

Заселяя степные районы Восточной Европы, славяне приносили сюда свою специфическую культуру, местами ассимилируя остатки древнего иранского населения, потомков скифов и сарматов, к этому времени уже сильно тюркизированных. О наличии здесь остатков древнего иранского населения говорят сохранившиеся иранские названия рек, своеобразная иранская гидронимия, которая просматривается сквозь более молодые тюркские и славянские пласты (Самара, Усманка, Осмонь, Ропща и т. д.).

В первой половине XIII столетия на степи Евразии вплоть до придунайских равнин Венгрии обрушились татаро-монгольские орды. Их владычество длилось более двух с половиной столетий. Постоянно совершая военные походы на Русь, татары оставались типичными степными кочевниками. Так, летописец Пимен в 1388 г. встретил их за р. Медведицей (левый приток Дона): «стадаж татарские видехом толико множество, яко же ум превосходящь, овцы, козы, волы, верблюды, кони…» (Никоновская летопись, п. IV, с. 162).

Несколько тысячелетий степь служила ареной великих переселений народов, кочевий, военных сражений. Облик степных ландшафтов формировался под сильным прессом деятельности человека: неустойчивый во времени и пространстве выпас скота, выжигание растительности в военных, целях, разработка месторождений полезных ископаемых, в особенности медистых песчаников, устройство многочисленных захоронений в виде курганов и т. д.

Кочевые народы способствовали продвижению степной растительности на север. На равнинных пространствах Европы, Казахстана, Сибири в течение многих веков скотоводы-кочевники не только подходили вплотную к полосе мелколиственных и широколиственных лесов, но и имели в южной части свои летние кочевья, истребляли леса и способствовали продвижению степной растительности далеко на север. Так, известно, что половецкие кочевья были под Харьковом и Воронежем и даже по р. Проне на Рязанщине. До южной лестостепи паслись татарские стада.

В сухие годы южные форпосты лесной растительности наполнялись сотнями тысяч голов скота, что ослабляло биологические позиции леса. Скот, вытаптывая луговую растительность, приносил с собой семена степных злаков, приспособившихся к вытаптыванию. Луговая растительность уступала место степной - происходил процесс остепнения лугов, их «отипчакования». Типичный злак южных степей, устойчивый к вытаптыванию, - типчак - продвигался все дальше на север.

Большое воздействие на жизнь степи оказали ежегодные весенние и осенние пожары, устраиваемые кочевыми и оседлыми народами. О Широком распространении в прошлом степных палов мы находим свидетельства в трудах П. С. Палласа. «Ныне вся степь от Оренбурга почти до Илецкой крепости не токмо посохла, но и киргисцы выжгли догола, - записал он в дневнике 1769 г. И в последующих путешествиях П. С. Паллас неоднократно описывает степные пожары: «Ночью перед моим отъездом видно было по всему горизонту на северной стороне р. Миасса от продолжавшегося уже три дня в степи пожара зарево… Таковые степные пожары часто видны бывают в сих странах во всю последнюю половину апреля» (Паллас, 1786, с. 19).

Значение палов в жизни степи было отмечено очевидцем этих явлений Э. А. Эверсманном (1840). Он писал: «Прекрасное зрелище представляют весною, в мае, степные пожары, или собственно пал, в которых есть хорошее, есть и дурное, и вред и польза. Вечером, когда смеркается, весь обширный кругозор, на ровных, плоских степях, со всех сторон освещается пламенными полосами, которые теряются в мерцающей дали и восстают даже, приподнятые преломлением лучей, из-под горизонта» (с. 44).

С помощью палов степные кочевые народы уничтожали густую сухую траву и стебли, оставшиеся с осени. По их мнению, старая ветошь не давала пробиться молодой траве и мешала скоту достать зелень. «По сей причине, - отмечал З. А. Эверсманн, - не только народы кочевые, но и хлебопахотные зажигают степи раннею весной, лишь только снег сойдет и погода начинает теплеть. Прошлогодняя трава, или ветошь, быстро загорается, и пламя течет по ветру, доколе находит себе пищу» (1840. с. 45). Наблюдая за последствиями палов, Э. А. Эверсманн отмечал, что места, не затронутые огнем, с трудом прорастают травой, в то время как выжженные пространства быстро покрываются роскошною и густою зеленью.

Э. А. Эверсманну вторят А. Н. Седельников и Н. А. Бородин, говоря о значении весенних палов в казахстанской степи: «Мрачную картину представляет степь после палов. Всюду видна черная, выжженная поверхность, лишенная всякой жизни. Но не пройдет и недели (при хорошей погоде), как она сделается неузнаваемой: ветренки, стародубки и другие ранние растения сначала зеленеют островками, а затем и повсюду покроют степь… Между тем невыжженные места до самого лета не могут побороть прошлогоднего покрова и стоят пустынные, лишенные зеленой растительности» (1903, с. 117).

Польза от палов виделась и в том, что образующаяся при этом зола служила для почвы отличным удобрением; выжигая пашни и залежи, крестьянин боролся с сорными травами; наконец, палы уничтожали вредных насекомых.

Но очевиден был и вред палов для лесной и кустарниковой растительности, так как молодые поросли выгорали до самого корня. В сокращении лесистости наших степей не последнюю роль сыграли именно степные палы. От них, кроме того, нередко страдали целые деревни, хлебные запасы, стога сена и т. д. Определенный ущерб наносился и животным, и в первую очередь птицам, гнездящимся в открытой степи. Тем не менее этот древний, освященный столетиями обычай степных кочевников был в условиях экстенсивного скотоводства своеобразным приемом улучшения полынных и полынно-злаковых пастбищ.

Степь с ее нестабильными урожаями была источником новых военных вторжений. В начале 1-го тысячелетия до н. э. в степях Евразии научились использовать в военном деле лошадей. На открытом степном просторе проводились крупные военные операции: Многочисленные орды степных кочевников, хорошо владевшие искусством конного боя, обогащенные военным опытом покоренных стран и народов Евразии, активно участвовали в формировании политической обстановки и культуры Китая, Индостана, Ирана, Передней и Средней Азии, Восточной и Южной Европы.

На границе леса и степи постоянно возникали военные действия между лесными и степными народами. В сознании русского народа слово «поле» («степь») неизменно ассоциировалось со словом «война». Русские и кочевники по-разному относились к лесу и степи. Русское государство всячески стремилось сохранить леса на своих южных и юго-восточных рубежах, создавая даже своеобразные лесные заслоны - «засеки». В военных целях выжигались «поля», чтобы лишить противника богатых травянистых угодий для лошадей. В свою очередь, кочевники всячески истребляли леса, делали безлесные проходы к русским городам. Пожары и в лесах, и в степи были постоянным атрибутом военных действий на границе леса и степи. Пожарища снова покрывались луговой растительностью, а значительная часть и лесом.

Важное место занимают степи и в истории русского народа. В борьбе со степными кочевниками в первые столетия нашей эры происходила консолидация славянских племен. Походы в степь способствовали созданию в VI-VII вв. древнерусских племенных союзов. Еще М. В. Ломоносов признавал, что «среди древних родоначальников нынешнего российского народа… скифы не последнюю часть составляют». На стыке леса и степи возникла Киевская Русь. Позднее центр Русского государства переместился в лесную зону, а степь с ее коренным тюркским населением была, по образному выражению историка В. О. Ключевского, «историческим бичом России» до XVII столетия. В XVII-XVIII вв. степи стали местом формирования казачества, которое обосновывается в низовьях Днепра, Дона, Волги, Урала, на Северном Кавказе. Несколько позднее казачьи поселения появляются в степях Южной Сибири и Дальнего Востока.

Исключительно важную роль сыграли степные ландшафты в истории человеческих цивилизаций. В межледниковые и послеледниковый периоды степь служила универсальным источником пищевых ресурсов. Богатство степной природы - плоды, ягоды, коренья, дичь, рыба - спасали древнего человека от голодной смерти. В степи стало возможным одомашнивание копытных животных. Плодородные черноземные почвы дали начало земледелию. Скифы были первыми земледельцами в степях Евразии. Они выращивали пшеницу, рожь, ячмень, просо. Занимаясь земледелием и скотоводством, обитатели степей не только полностью обеспечивали собственные потребности, но и создавали резервы растительной и животноводческой продукции.

Степь во многом способствовала решению транспортных проблем человечества. По мнению большинства исследователей, колесо и телега - изобретение степных народов. Степной простор пробудил необходимость быстрого передвижения; одомашнивание лошади стало возможным только в степи, и идея колеса, видимо, подарок степных растений «перекати-поле».

На протяжении многих веков по степному коридору, простирающемуся от Центральной Азии до юга Средней Европы, осуществлялась миграция людей, шел глобальный культурный обмен между различными цивилизациями. В могильниках кочевых народов находят образцы быта и искусства Египта, Греции, Ассирии, Ирана, Византии, Урарту, Китая, Индии.

Мощные потоки вещества и энергии движутся по степному коридору и в наши дни. Продукция зернового хозяйства и животноводства, уголь, нефть, газ, черные и цветные металлы добываются в степных ландшафтах и транспортируются как в широтном, так и в долготном направлениях. В открытом и доступном ландшафте построены самые длинные в мире железные и автомобильные дороги, мощные трубопроводы. Не прекращаются и людские миграции по степным дорогам. Только в нынешнем столетии две мощные волны переселений охватили степную зону.

В 1906-1914 гг. из центральных районов России и Украины переселились в степи Зауралья, Северного Казахстана и Южной Сибири 3,3 млн человек. Это перемещение сельского населения на постоянное место жительства в малонаселенные свободные земли было вызвано аграрным перенаселением и аграрным кризисом.

В 1954-1960 гг. в степной зоне Урала, Сибири, Дальнего Востока и Северного Казахстана было распахано 41,8 млн га целинных и залежных земель. Для их освоения из густонаселенных районов страны в степи переселились не менее 3 млн человек. Ныне природные ресурсы степных ландшафтов играют определяющую роль в экономике Украины, Северного Кавказа, Центрального Черноземья, Поволжья, Южного Урала, Казахстана, Южной Сибири.

Сыграв исключительную роль в истории человечества, степь первой из всех других типов ландшафта оказалась на грани полной потери своего первоначального облика и антропогенизации - коренной хозяйственной перестройки и замены сельскохозяйственными ландшафтами.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Монголия — страна с одной из самой низкой плотности населения в мире. На территории размером с две Франции проживают менее трех миллионов человек, миллион из которых живет в столице.

Вот и получается, что можно очень долго ехать по Монголии в любом направлении, и лишь изредка встречать на пути небольшие скопления белеющих юрт.Две трети населения живут в степи и ведут кочевой образ жизни, регулярно переезжая на новое место в поисках пастбищ для скота.

Скотоводство, как ни крути, является ключевым видом деятельности для степных жителей — оно дает им мясо, молоко (из которого, кстати, тут что только не научились готовить), шерсть, шкуры. Обычно в одной семье есть разные виды животных — это может быть стадо овец и коз, загон с коровами и телятами, несколько лошадей.

Первый раз мы оказались в гостях у монгольской семьи, в юрте еще в начале нашего путешествия, благодаря подвозившим нас людям, ехавшим к своим друзьям. Мы слабо себе представляли на тот момент, как живут кочевые люди, какой у них быт, как выглядит настоящая юрта изнутри.

Как бы это не банально звучало, их уклад жизни практически не изменился с древних времен, и уж тем более со времен правления Чингисхана. Но тем не менее, цивилизация дошла и сюда — энергосберегающая лампочка, телевизор со спутниковой антенной, мотоцикл или грузовичок есть практически в каждой юрте.

Лошади как транспорт по-прежнему весьма актуальны, ведь во многих местах больше ни на чем не проехать, да и стадо удобно пасти. Всадники, которых нам встречались, седел не использовали. А вот это как-то лихо

Процесс собирания юрты для переезда на новое место нам повезло увидеть буквально в первой же семье, в которой мы очутились. Вечером все еще было на своих местах, никакой суеты и сборов. Зато утром слаженным семейным коллективом за два часа юрта была полностью разобрана и сложена в кузов грузовичка вместе со всеми вещами.

По размерам юрты встречаются разные – делятся по количеству составных частей стенок (мы видели от 4 до 6). Можно собрать и больше, было бы желание.

Основная обстановка во всех юртах одинаковая -в центре печка с трубой и стол, вдоль стен – кровати, чаще всего две. На полу еще дополнительные лежанки, ведь часто в одной юрте живет большая семья, и всем надо поместиться.

Шкафы у многих одинаковые, наверное — традиционное оформление.

Пол частично либо полностью застелен кусками линолеума или ковра, иногда частями просто земляной. В юртах не разуваются, ходят в уличной обуви.

Обязательно есть шкафчик или стеночка с фотографиями всех родственников, детей, внуков. Изображения Далай-ламы также встречается достаточно часто:)

Двери низкие, головой несколько раз бились Замков нет, даже шпингалетов, только если юрта стоит около города или поселка.

Юрту либо делают сами, либо покупают. В переводе на рубли ее стоимость около 40 000.

Живут, как уже говорили выше, животноводством, продают мясо и молочные продукты. Мужчины пасут стада овец, коров, яков, козлов или лошадей. Часто животные пасутся сами, к вечеру их сгоняют к юртам, где они и спят.

Есть небольшие загоны, в которых держат телят или жеребят, а мам приводят к ним утром и вечером кормить детенышей. После того, как ребенок поест, оставшееся молоко сдаивают.

Женщинам тоже есть чем заняться:) Готовят из молока сыр, кефир, сметану, масло.

В каждой юрте мы видели по несколько тазов, полных молока на той или иной стадии его приготовления.

Мясо помногу не заготавливают, больше одной туши в юрте не держат.

Коптят над печкой:

Мужчины в степи часто ходят в национальной одежде – поверх джинсов и футболки. Она удобна – не продувает, за пазуху можно сложить все необходимое, да и привыкли, наверное. Мы видели мужчин разных возрастов в такой одежде, так что это не пережитки старшего поколения:)

Женщины тоже носят, но реже. Хотя у женского платья есть как минимум один важный практический плюс – можно ходить в туалет в степи в любом месте Кустов-то нет!

Каждая семья держит несколько собак, которые должны охранять от чужих (это маловероятно, учитывая отсутствие замков), и от волков (вполне реальная угроза, овец периодически таскают). Все встреченные собаки лаяли очень громко, но при знакомстве оказывались очень милыми созданиями:)

Котов не любят, даже в городе практически не заводят. Мы видели один раз, в юрте, милого откормленного кота, с очень гладкой шерстью. Еще бы, столько молока!

Люди очень гостеприимные, можно спокойно заходить в любую юрту, если что-то случилось, или просто надо что-то спросить. Помогут, чем могут, и чаем напоят.

Чай, кстати, у них совсем другой – молоко, немного какой-то стружки и соль. Пьют горячим.

Так как я до сих пор молоко не полюбила, Роме достается две порции. Еще пьют кумыс, на вкус похож на молочный квас. В прикуску – хлеб с маслом, присыпанные сахаром! Как в детстве

В каждой юрте есть арц – сушеный соленый домашний творог. Он очень хорошо отбеливает зубы! Еще делают сладкий – арольд. В первой юрте нам подарили пакет арца и большую банку с домашним маслом – ели его две недели:)

Еще есть вот такая штука – это снимают верх с таза, в котором делают сметану, и складывают пополам. Едят с хлебом.

Из того, что нам довелось попробовать – сладкий молочный рис (моя порция ушла Роме), суп из рожек с мясом (рожки – мне, мясо – не мне:), домашнюю лапшу с мясом (аналогично).

Мы слышали, что монголы много пьют. При нас самогонную водку пили только раз – вечером в юрте, в семейном кругу в очень умеренных количествах. Готовят сами из молока, пьют теплой.

Тарелок в нашем понимании тоже не замечено, едят из высоких блюдец, из них же пьют чай.

Многие продукты из России и Украины – везде встречаются знакомые этикетки – Янта, Аленка, Золотая смечка.

Русский язык знают мало, даже старшее поколение. То есть встретить человека, говорящего на русском, вполне реально, но скорее всего это будет не первый встречный, и даже не второй.

Вообще, Рома сначала сильно психовал, что его никто не понимает За границей он первый раз, языку жестов еще не обучился, и искренне пытался говорить с ними по-русски, сбавляя темп речи и внятно произнося слова (ну, чтобы им понятнее было )

Видимо его это желание было так велико, что нам вдруг совершенно случайно стали встречаться люди, которые понимали наш язык и говорили на нем. Практически все, кто нас подвозил, у кого мы останавливались, кого мы встречали – монголы, поляки, французы, американцы – все могли более-менее внятно изъясняться на великом и могучем

Отдельно хочется сказать про детей. Во-первых, рожают минимум по двое-трое, часто больше. Хорошо быть ребенком в Монголии!

У него тут своя степь, своя лошадь, свои животные. Его не заставляют мыть руки перед едой, не ругают за порванные штаны или просыпанный сахар, никаких тебе «Туда не лезь, упадешь, Туда не ходи – задавят». Ему можно все, что хочется. Он целыми днями носится по степи, катается на велосипеде, гоняет туда-сюда овец.

Никаких стрессов, нервотрепок и болячек (хороший иммунитет, не подпорченный лекарствами).

Простые, счастливые люди, которые не заморачиваются условностями и не парятся по пустякам. Им не нужны дороги и интернет, у них есть все, что им нужно.

Путешествие по монгольской степи — это отличное место и оригинальный способ для переоценки своих ценностей и развеивания навязанных обществом стереотипов. Мы прониклись, всем рекомендуем!

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: Зона степей. Степь и человек.

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; Информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Формирование универсальных учебных действий Познавательные : развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, строить несложные рассуждения, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям. Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную с учителем, выполнять учебные действия во внутренней и внешней речи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания с учётом поставленной задачи; принимать участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные - ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль человека в освоении природы.


Ход урока:


1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из нас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Придётся всем думать и рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я Вас четвёртый год уж учу.
И знаю, что каждого ждёт свой успех,
А я, как всегда, болею за всех!

2. Актуализация знаний.
Работа по рядам
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 ряд: Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

3. Погружение в проблему.

- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Какая это природная зона? Где же она расположена?
(Эту зону мы пока не знаем)
Чтение стихов учащимися
На все стороны путь
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор.

Это степная зона России

4. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.

5. Постановка учебной задачи.
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах.


6. Формирование новых знаний.
- Давайте составим план нашей работы по теме «степь»
А) климат

Б) занятия населения
В) растительный мир

Г) животный мир
Д) экологические проблемы

Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.
Для этого вы будете работать в команде. 1 команда – географы, 2 команда – биологи, 3 команда – зоологи, 4 – экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня?
Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны?
Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.).
Работа с учебником стр.95- 103 .
Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
- Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.
- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.
- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
- Зоологи подготовят рассказ о животных.
- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.
(команды готовятся)
7. Включение в систему знаний.

«Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.
- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.
- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
Покажите зону степей на карте? Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги - не растут деревья
(учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).
- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
Степь- царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.
Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов

(Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).
- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.

8. Физминутка.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело
- Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.

(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).
- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).
- Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?(земледелием). В степи очень плодородные почвы почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

Население степей (монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище - юрта.

Почему? (Там плодородные земли)
- Что же они выращивают?
- Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

А в какой зоне мы с вами живём? (чтение стихотворения)
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла
Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы – матушка Россия,
Какова она ни есть!

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

9. Работа в тетради с печатной основой.
- Ну, а теперь давайте всё запишем в наши тетради. Откройте стр.32 и найдите задание 52, выполните его. Кому нужна помощь, я подойду.
Задания для тех, кто быстрее справится. Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи.
Растения хомяки степная гадюка
Растения насекомые серая куропатка степной орёл
Проверка.
10. Рефлексия деятельности.
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.
- а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.
А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней!
Ухватил за хвост, но, ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)
11. Выставление оценок.
12. Задание на дом

Данный видеоурок предназначен для самостоятельного ознакомления с темой «Население и хозяйство лесостепной и степной зон». Из лекции преподавателя вы сможетеузнаете о том, какие особенности природы свойственны лесостепной и степной зонам. Обсудите, как они влияют на население и хозяйство этих регионов, как люди изменяют и охраняют их.

Тема: Природно-хозяйственные зоны России

Урок: Население и хозяйство лесостепной и степной зон

1. Введение

Цель урока: узнать об особенностях природы степей и лесостепей и о том, как они влияют на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

2. Общие сведения

Природные зоны лесостепей и степей - самые освоенные и измененные природные зоны России. Лесостепи и степи отличаются самыми комфортными для жизни человека условиями.

Рис. 1. Карта комфортности природных условий

Настоящие лесостепи и степи в настоящее время можно увидеть только в заповедниках, все остальные территории сильно изменены человеком и используются в основном для ведения сельского хозяйства благодаря плодородным почвам.


Рис. 2. Ростовский заповедник

3. Жители степей. Хозяйство

Представители народов степной зоны - степняки, вели кочевой образ жизни, занимались скотоводством. К степным народам относят калмыков, тувинцев, казахов, бурят, казахов и других.

Степи представляют собой открытые плоски или холмистые ландшафты, где произрастают травы, злаки, цветы.


Рис. 3. Степь

В степях и лесостепях человек активно занимается животноводством и земледелием. В степях разводят коз и овец, лошадей и верблюдов, крупный рогатый скот. В некоторых хозяйствах разводят рыбу, пушных зверей, птицу.

Рис. 4. Разведение домашней птицы

Рис. 5. Стадо овец в степи

На юле Урала в Оренбургской области разводят знаменитых коз, их шерсть такая тонкая, что оренбургский платок, связанный из этой шерсти, можно продеть в обручальное кольцо. Собственно так некоторые люди и проверяют подлинность оренбургского платка.

В Бурятии и предгорьях Кавказа разводят яков.

Одной из главных проблем степей и лесостепей является перевыпас скота. Животные поедают только определенные растения, которые, в свою очередь, исчезают. Кроме того, при перевыпасе растительность вытаптывается.

В северной части степей и лесостепях занимаются земледелием. Степи и лесостепи - это главные житницы России, здесь выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи и фрукты. Для защиты от ветра по периметру полей высаживают лесозащитные полосы. Местами степи распаханы на 85%!

Рис. 6. Подсолнухи на закате

4. Нарушение степей и лесостепей

Вследствие активной хозяйственной деятельности человека исчезают многие степные виды растений и животных, почва теряет свое плодородие, происходит загрязнение земель химическими удобрениями. Так же негативное влияние на природу степной и лесостепной зоны оказывает добыча полезных ископаемых (например, железных руд, угля), строительство дорог, расширение городов, поселков. Поэтому степи и лесостепи нуждаются в охране. Для этого создаются заповедники, заказники, проводятся мероприятия, направленные на рациональное использование природы этих ландшафтов.

Рис. 7. Заповедник «Черные земли»

Традиционным жилищем народов степей является юрта, которая представляет собой деревянный каркас, обшитый войлоком.

Домашнее задание

Параграф 36.

1. Приведите примеры хозяйственной деятельности человека в лесостепях и степях.

Список литературы

Основная

1. География России: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. А. И. Алексеева: В 2 кн. Кн. 1: Природа и население. 8 кл.- 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009. - 320 с.

2. География России. Природа. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ И. И. Баринова. - М.: Дрофа; Московские учебники, 2011. - 303 с.

3. География. 8 кл.: атлас. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, ДИК, 2013. - 48 с.

4. География. Россия. Природа и население. 8 кл.: атлас - 7-е изд., пересмотр. - М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2010 - 56 с.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География. Современная иллюстрированная энциклопедия / А. П. Горкин - М.: Росмэн-Пресс, 2006. - 624 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль. География. Природа России. 8 класс: учебное пособие. - Москва: Интеллект-Центр, 2010. - 144 с.

2. Тесты по географии России: 8-9 классы: к учебники под ред. В. П. Дронова «География России. 8-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений»/ В. И. Евдокимов. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 109 с.