Демократический авторитарный тоталитарный. В помощь студенту

28.07.2019 Обучение

Политический режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Любые изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего отражаются на его режиме, который, в свою очередь, влияет на форму правления и форму государственного устройства.

Политический режим – это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории “политический режим” и “политическая система” тесно связаны между собой. Первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, вторая – как эта власть осуществляется, как действуют данные институты (демокра-тично либо недемократично). Политический режим характеризуется сис-темой методов осуществления государственной власти, степенью ре-ализации демократических прав и свобод личности, отношением госу-дарственной власти к правовым основам собственной деятельности, соотношением официальных конституционных и правовых форм с реальной политической жизнью.

По политическому режиму судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Типы политических режимов:

· демократический – широкие гражданские права и свободы человека;

· тоталитарный – контроль государственной системы всех сфер жизни общества;

Признаки политического режима:

· степень участия народа в механизмах формирования полити-ческой власти, а также сами способы такого формирования;

· соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

· гарантированность прав и свобод личности;

· характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

· степень реализации политической власти в государстве непос-редственно народом;

· положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

· место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

· соотношение между законодательной и исполнительной вет-вями власти;

· характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

· тип политического поведения;

· характер политического лидерства;

· учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

· доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

· степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;


· принципы взаимоотношения общества и власти;

· политическое, юридическое положение и роль в обществе “си-лових” структур государства (армии, полиции, органов государ-ственной безопасности и т. д.);

· мера политического плюрализма, в том числе многопартий-ности;

· существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших .

Таковы элементы, в совокупности составляющие содержание категории “политический режим”.

Тоталитаризм. Тоталитаризм – это феномен XX века. В его ста-новлении и осуществлении значительную роль играют массовые полити-ческие движения. Предшествующие диктатуры имели довольно узкую социальную базу в обществе. Возникновение тоталитаризма совпадает с громаднейшей политической активизацией масс и во многом ею же обусловлено. Немалую роль в становлении тоталитаризма сыграли технические достижения, поставленные на службу принуждения и по-давления, массовой пропаганды и коммуникации.

Тоталитаризм – это политический режим, в котором государство стремится к целостному, всеобъемлющему контролю за жизнью всего общества в целом и каждому лицу отдельно. Термин "тоталитаризм" происходит от латинского слова totalitas , что значит "целостность", "полнота". Он возник и получил распространение в 20-е – 30-е г. XX в. и использовался для обозначения политических систем в фашистской Италии, нацистской Германии и большевистском СССР. Одним из первых этот термин употреблял итальянский автор левой ориентации Дж. Амендола, который в своей речи 20 марта в 1924 г. заявил, что фашизм, как и коммунизм, является "тоталитарной реакцией на либера-лизм и демократию". Часто употреблял этот термин итальянский политический деятель Б. Муссолини, который называл свой режим не иначе как “lo stato totalitario” , то есть тоталитарное государство. Что касается А. Гитлера и его соратников то, они, во всяком случае сначала, при характеристике своего режима считали за лучше употреблять термин "авторитарный". В 1929 г. английская газета "Тайм" употребила этот термин относительно режима, который сложился в Советском Союзе.

В 1956 г. американськие политологи – К. Фридрих и З. Бжезинский сформулировали основне признаки тоталитарного режима:

· официальная идеология, полностью отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества. Эта идеология должна обязательно признаваться и разделяться всеми членами общества. Она ориентирует общество на завершающий период истории, в котором должно воплотится совершенное состояние. Во всех тоталитарных режимах все стороны жизни общества – мораль, экономическая эффективность, социальные отношения, политические нормы и т. д. – подчинены идеологии;

· монополия на власть единой партии, строящейся по олигар-хическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером. При этом партия практически ‘‘поглощает’’ государство, выполняя его функции;

· система террористического полицейского контроля, который осуществляется не только за врагами народа, но и за всем общес-твом. Контролируются отдельные личности, целые классы, этничес-кие группы;

· партийный контроль над средствами массовой информации. Жесткая цензура любой информации, контроль за всеми СМИ – прессой, радио, кино, литературой и др.;

· всеобъемлющий контроль над вооруженными силами;

· централизованный контроль экономики и система бюрок-ратического управления экономической деятельностью .

Принято выделять две разновидности тоталитаризма – левый и правый.

Левый тоталитаризм возник в коммунистических странах – СССР, странах восточной Европы, Азии (Китай, Северная Корея, Вьетнам), на Кубе. Этот режим основывался на идеологии марксизма-ленинизма утверждающей:

· возможность построения коммунистического общества, где будут полностью удовлетворятся потребности всех индивидов;

· необходимость отмены частной собственности и создание пла-новой, регулируемой экономики;

· ведущую роль пролетариата;

· возможность построения коммунизма в каждой стране.

Социальной основой левого тоталитаризма выступали низшие классы, и прежде всего пролетариат. Построение светлого будущего предполагало использование мощного аппарата принуждения вплоть до террора.

Правый тоталитаризм сформировался в фашистской Италии и Германии и основывался на идеологии национал-социализма. Главные положения этой идеологии сводились к следующему:

· воссоздание германского рейха;

· борьба за чистоту немецкой расы;

· истребление всех инородных элементов;

· антикоммунизм;

· ограничение капитализма.

Социальной основой правого тоталитаризма являлись экстремистки настроенные средние слои общества.

Обладая важнейшими характеристиками диктатуры, авторитаризм и тоталитаризм в ряде аспектов существенно различаются. Так, для тоталитаризма, как было выше сказано, характерны полное слияние в единое целое общества и государства; общества, государства и партии; их вместе и единой идеологии; экономики, политики и идеологии и т.д. Авторитаризму также присущи и доминирование государства над обществом, и примат исполнительной власти над законодательной и судебной ветвями. Но здесь такое доминирование не приобретает жесткость и всеохватывающий характер, которое типично для тоталитаризма. Авторитаризм использует слабость и неразвитость гражданского общества, но в отличие от тоталитаризма не уничтожает его. При нем сохраняются значительная степень самостоятельности экономики, плюрализм социальных сил. Авторитаризм может уживаться и сочетаться как с государственной, так и с рыночной экономикой. Допускается разграничение между светской и религиозной, личной и публичной сферами жизни. В ряде случаев формально в государстве функционируют Парламент и политические партии, но их деятельность ограничена. Допускается "дозированное инакомыслие". Сохраняются классовые, сословные, клановые, племенные различия. Если сосре-доточием власти при тоталитаризме является политическая партия, поглощающая государство, то при авторитаризме таким сосредоточием является государство. Поэтому переход от авторитаризма к демократии нередко означает смену политического режима без радикального переустройства экономического строя. Переход тоталитаризма на рельсы демократизации предполагает коренное изменение всей общественной системы.

· монополия на власть одной группы, партии или коалиции, кото-рая ни перед кем не подотчетна;

· полный или частичный запрет на деятельность оппозиции;

· сильно централизованная монистическая структура власти;

· сохранение ограниченного плюрализма, наличие дифферен-цированных отношений между обществом и государством;

· наследование и кооптация как главные способы рекрутации правящей элиты;

· отсутствие возможности ненасильственной смены власти;

· использование силовых структур для удержания власти;

· рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы

Существует множество типов авторитарных режимов. В основном эти режимы распространены в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки и редко в капиталистических странах (Испания, Португалия, Греция до антидиктаторских революций середины 70-х годов), отстающих в своем развитии от главных индустриальных стран. Здесь выделяют традиционные авторитарные режимы олигархического типа и гегемонистский авторитаризм новой олигархии. В первом случае власть сосредоточена в руках нескольких богатейших семейств, которые контролируют экономическую и политическую жизнь страны. Смена лидеров, как правило, происходит в результате переворотов, закулисных договоренностей или манипуляций с выборами. Такие режимы характерны, прежде всего, для Латинской Америки, где господствующая олигархия тесно связана с католической церковью и военной верхушкой. Авторитаризм новой олигархии вырастает в резу-льтате выдвижения на господствующие позиции национальной компра-дорской буржуазии, которая устанавливает тесные связи с военными. Типичными примерами этого типа являются режимы Камеруна, Туниса, Алжира и др. Во многих развивающихся странах установлены (как правило, путем военных переворотов) режимы военной диктатуры. Здесь в большинстве случаев армия служит главной опорой государства. Этот тип режимов представлен военной диктатурой А. Пиночета в Чили, установленной в сентябре 1971 г., и режимом "черных полковников" в Греции, установленным в середине 60-х годов и существовавшим до 70-х годов XX в.

В современном мире существуют также режимы, которые являются монархическими по форме, но авторитарными по содержанию. Они, прежде всего, основаны на принципе наследования власти. Необходимо подчеркнуть, что в отличие от европейских монархий, которые по сути дела превратились в демократические парламентские режимы, восточ-ные монархии в большинстве своем придерживаются все-таки основных принципов авторитаризма. Различаются монархии теократические, такие как в Саудовской Аравии, где король является одновременно светским и религиозным главой государства, и светские монархии типа хашимитского королевства Иордания, где формально глава государства не ведает вопросами веры.

Авторитарные также различаются большей или меньшей жесткостью, или "либеральностью", в организации властной вертикали. Например, военно-политическая диктатура А. Пиночета в Чили отлича-лась от авторитарного режима Чон Ду Хвана в Южной Корее более откровенной опорой на репрессивный аппарат в государстве, большей интенсивностью террора и подавления и т.д.

Демократия. В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos – народ, cratos – власть). Развернутое определение демократии, ставшее классическим, было дано американским президентом А. Линкольном в его известной геттисбургской речи 1863 г. Согласно этому определению демократия – это власть народа, осуществляемая самим народом и для народа. В истории политики мы найдем немало демократических форм организации общественной жизни (Афинская демократия, республиканский Рим, городские демократии средних веков, парламен-тские формы демократии в Англии, демократия Североамериканских штатов и т.д.). Современные демократии наследуют многие традиции исторических демократий, вместе с тем существенно отличаются от них.

Современные теоретические модели демократии базируются преимущественно на политических идеях Нового времени, Просвещения (Локк, Монтескье, Руссо, Кант, Токвиль). Едва ли возможно описать сегодня все современные теоретические модели демократии. Концептуализация демократии породила огромное множество вариантов: по некоторым данным, можно говорить о существовании 550 ‘‘подтипов’’ демократии. Но, суммируя различные подходы, можно, однако, выделить ряд моделей, которые чаще всего попадают в поле зрения исследователей. Всё многообразие теоретических моделей современной демократии, если говорить об их мировоззренческих основах, так или иначе тяготеет к двум основным теоретическим парадигмам, сформированным классиками политической мысли XVII –XIX веках. Речь идет о либерально-демократической и радикально-демократической теориях.

Обе теории возникают, как попытка разрешить так называемую проблему Томас Гоббса о том, как сохранить свободу человека в общественном состоянии. Следовательно, теоретическая задача заключалась прежде всего в обосновании границ деятельности госу-дарства, обеспечивающих сохранность свободы человека. Предста-вители этих двух направлений были едины в трактовке происхождения государства из принятого разумными индивидами договора, но различали источник этого договора. Они отстаивали свободу человека, но понимали ее по-разному и по-разному трактовали её основания.

Более зрелых форм демократия достигла в середине ХХ в., когда стали реальностью равные для всех слоев общества гражданские и политические права. Отметим, что современная демократия отличается от предшествующих исторических моделей и другими существенными признаками: защитой прав человека, признанием права оппозиции (тех, кто в данный момент остался в меньшинстве) отстаивать свое мнение и критиковать правительство.

Современные политики подчас злоупотребляют словом демократия. Большинство современных партий содержат в своем названии термин "демократическая". Практически все современные политические режимы, даже авторитарные, претендуют на демократичность. Подобная произвольность в употреблении понятия "демократия" и само разнообразие трактовок ее сущности побуждает отдельных авторитетных ученых сделать вывод, что демократия - это "понятие, решительно не поддающееся определению". Тем не менее политологи, различные международные организации используют это понятие, согласившись относительно критериев, позволяющих отнести тот или иной режим к демократическому.

Что представляет собой современная политическая демократия? В самом общем плане ее можно определить как режим, в котором народ имеет возможность реализовать свою волю непосредственно либо через своих представителей, а власть несет ответственность перед гражданами за свои действия.

Сущность демократии конкретизируется в определенной совокупности ценностей, институтов и процедур. Рассмотрим основные из них.

1. Суверенитет народа. Признание этого принципа означает, что народ является источником власти, именно он выбирает своих представителей власти и периодически их сменяет. Признание этого принципа означает, что конституция и форма правления могут быть изменены при всеобщем согласии народа и по установленным, закрепленным в законе процедурам.

2. Периодическая выборность основных органов власти позволяет обеспечить четкий легитимный механизм преемственности власти. Государственная власть рождается на основе честных выборов, а не посредством военных переворотов и заговоров. Власть выбирается на определенный и ограниченный срок.

3. Всеобщее, равное избирательное право и тайное голосование. Демократические выборы предполагают реальную соревновательность различных кандидатов, альтернативность выбора. Реализация основопологающего политического принципа "один гражданин – один голос" раскрывает смысл политического равенства.

4. Гарантия основных прав человека. Права человека характеризуют принципы отношений между государством и гражданами и определяются как свободы. Свобода – это защищенность личности от произвола других людей и власти, защита от нищеты и голода. В преамбуле Всеобщей Декларации прав человека, принятой Генеральной ассамблеей ООН в 1948 г., описаны четыре свободы: свобода слова, свобода убеждений, свобода от страха и свобода от нужды. Эти, а также другие свободы ассоциируются с несколькими категориями прав.

5. Гражданские права. Этими правами люди пользуются как частные лица, и они защищают граждан от произвола власти. К ним можно отнести равенство всех граждан перед законом, право на частную жизнь, право не подвергаться пыткам, наказанию без суда, свободу вероисповедания и др.

6. Политические права дают гражданину возможность участвовать в процессе управления и влиять на принятие решений законодательными и исполнительными органами: право избирать и быть избранным, свобода выражения политических суждений, свобода голосования, право на демонстрации, право на создание политических и общественных организаций, право подавать петиции властям.

7. Социальные и экономические права. Реализация этих прав - необходимое условие обеспечения политического равенства. Связано это с тем, что провозглашение политического равенства не устраняет сложившейся практики, когда отдельные граждане в силу своего общественного статуса и благосостояния располагают большими возможностями влиять на власть, используя для этого СМИ, непосредственные контакты с правительственными чиновниками, дружеские связи. Реализация социально-экономических прав призвана сгладить имеющееся социальное неравенство и повысить тем самым активность рядовых граждан в политической жизни. Наконец, эти права закрепляют условия жизни, которые выступают своеобразным иммунитетом против страха нужды, например страха перед безработицей, нищетой. Они включают в себя право на достойный жизненный уровень, гарантии социальной защиты, право на образование и участие в культурной жизни, доступ к здравоохранению. Содержание экономических прав зафиксировано в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Они включают в себя право каждого человека зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает, и право на справедливые и благоприятные условия жизни. Реализация этих прав требует подкрепления гарантиями против дискриминации в приеме на работу, в оплате труда по признакам пола, религии, расы или языка. Обеспечение социальных и экономических прав предполагает активность государства в разработке и осуществлении социальных программ.

Контрольные вопросы

1. Понятие и структура политической системи.

2. Сравнительный анализ демократического и тоталитарного политических режимов.

3. Охарактеризуйте условия политической стабильности и методы ее обеспечения.

4. Современные концепции демократии.

стимулирование развитию отечественных партий на пути эволюции атомизированной партийной системы в систему поляризованного плюрализма; 4) способствование партийной структуризации парламента; 5) обеспечение формированию устойчивого парламентского большинства; 6) стабилизация депутатского корпуса.

Политический режим - это совокупность средств и способов осуществления политической (прежде всего государственной) власти.

Современная политология различает три вида политических режимов: Авторитарный Тоталитарный, Демократический.

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества.

Многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.

Критерии Политические режимы
Тоталитарный Авторитарный Демократический
Законодатель­ство Система законов мало разработана Система законов минимальна Развитая система демократических законов
Полномочия главы государства Практически не ограничены. Вождь Фактически не ограничены. Узурпация Строго ограничены законом
Представитель­ные органы власти Марионеточны Отсутствуют или марионеточны Имеют широкий круг полномочий
Разделение вла­стей Формально признается Отвергается Реализуется на практике
Полномочия местных органов власти Формально широ­кие Минимальные Максимальные
Партии Массовая полити­ческая партия одна Правящая партия огосударствлена Многопартийность
Идеология Официальная идеология одна Господство одной идеологии (не всегда) Политический плюрализм
Права и свободы Разрешено только то, что приказано Разрешено то, что не имеет отношения к политике Разрешено все, что не запрещено законом
Карательные органы Проводят массо­вые политические репрессии Осуществляют тайный политический сыск. Точечные репрессии. Строго регламенти­рованы законом
Оппозиция Отрицается Запрещена Действует легально
Характер и ме­ра осуществле­ния власти Всеобщий, не знающий границ контроль и насилие Возникновение неконтролируемых властью областей общественной жизни Власть осуществля­ется представителя­ми граждан, изби­раемыми в соответ­ствии с законом
Отношение лю­дей к власти Слияние общественного сознания с властью Отчуждение наро­да от власти Поддержка предста­вителей власти народом
Идеалы политического поведения: - власти - индивида Всемогущество Энтузиазм, конформизм Компетентность Профессионализм, послушание, бесправие Соблюдение закона Соблюдение законов
Примеры СССР, Северная Корея, Куба, Гитлеровская Германия Египет, Бруней, Чили (при режиме Пиночета) США, РФ, страны СНГ, Франция, ФРГ и тд

1. Демократия (от гр. demos – народ и kratos – власть) – народовластие – одна из основных форм устройства любой организации, основанная на равноправном участии ее членов в управлении и на принятии в ней решений по большинству голосов.

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

2. Авторитаризм (от лат. auctoritas - власть, влияние; auctor - зачинатель, основатель, автор) - политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Отличие от тоталитаризма – контроль только за общественной сферой жизни, отсутствие обязательной идеологии и плановой экономики.

3. Термин «тоталитаризм» был введен в политический лексикон в 20-е гг. итальянским философом Джованни Джентиле, Тоталитаризм (лат. totalis - весь, целый, полный) - политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека.

Различают следующие виды тоталитарных режимов:

-коммунистический (СССР, Куба)

-национал-социалистический (Германия при Гитлере)

- фашистский (Италия при Бенито Муссолини, Испания при Франко)

История показала, что тоталитарный режим обладает достаточно высокой способностью мобилизации ресурсов и концентрации средств для достижения конкретных целей, например, победы в войне, индустриализации. Его слабость кроется в нем самом, в его плохой приспособляемости к быстро меняющемуся миру. Его адаптивные возможности ограничены идеологическими догмами.

2. Объясните механизм свободного ценообразования, приведите примеры действия законов спроса и предложения.

ЦЕНА - это количество денег, товаров или услуг, за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Основное принципиальное отличие рыночного ценообразования от планового установления цен состоит также в том, что первоначальные цены на товары определяются (устанавливаются) их собственниками, субъектами хозяйствования.

Государственные органы в зависимости от сложившейся хозяйственной ситуации могут регулировать и регулируют цены только на ограниченный круг товаров и услуг.

Механизм ценообразования в условиях рыночных отношений проявляется через цены, их динамику. Динамика цен формируется под воздействием двух важнейших факторов – стратегического и тактического.

Стратегический фактор выражается в том, что цены образуются на основе стоимости товаров. Постоянно происходят колебания цен вокруг стоимости. Процесс этот весьма сложный.

Тактический фактор проявляется в том, что цены на конкретные товары формируются под влиянием конъюнктуры рынка.

Свободное ценообразование - при котором покупатель и продавец до вступления в переговоры о совершении сделки купли- продажи не связаны никакими обязательствами и не принимают на себя каких-либо обязательств после совершения сделки.

Следует сказать, что свободные цены сами по себе еще не обеспечивают экономический рост, а во многих случаях, особенно в условиях дефицита, приводят к стремительному повышению уровня цен. Рост цен в условиях разбалансированной экономики приводит к целому ряду негативных последствий для экономики страны.

Для того, чтобы процесс перехода к свободным ценам происходил нормально , т.е. чтобы рост свободных цен находился в допустимых пределах и не приводил прежде всего к сокращению производства, нужны следующие условия:

1) реальная хозяйственная самостоятельность предприятий

2) отсутствие дефицита товаров,

3) отсутствие монополии товаропроизводителей;

4) структурная перестройка экономики,

5) обеспечение единого экономического пространства в рамках государства;

6) юридически закрепленное право на свободный выбор поставщиков и потребителей.

Величина цен зависит от каналов товародвижения:

Схема прямого канала товародвижения: производитель -> потребитель.

Схемы косвенного канала товародвижения:\

1)производитель -> розничная торговля -> конечный потребитель;

2)производитель -» оптовая торговля -> розничная торговля -> конечный потребитель;

3)производитель торговый агент -> организация -> потребитель;

Коренное отличие рыночного ценообразования от централизованного установления цен состоит в том, что реальный процесс формирования цен здесь происходит в сфере реализации продукции, т.е. на рынке, под воздействием спроса и предложения, товарно-денежных отношений . Цена товара и его полезность проходят проверку рынком и окончательно формируются на рынке.

ЗАКОНЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

На рынке имеется взаимосвязь между ценой и спросом, а также между ценой и предложением.

Закон спроса и предложения -экономический закон, устанавливающий зависимость величины спроса и предложения товаров на рынке от их цен.

Спрос потребность покупателя в необходимых ему товарах и услугах, за приобретение которых он готов заплатить .

На спрос воздействуют : доходы покупателей, их вкусы и предпочтения, количество товара на рынке, цены на товары.

Рынок предоставляет альтернативу по разным ценам. Люди могут приобретать продуктов больше, если цена на них снижается и наоборот. Чем выше цена товара – тем меньше спрос.

Предложение совокупность товаров, которые производители готовы продать по альтернативным ценам.

На предложение влияют: число продавцов на рынке, технологии изготовления, цены на продукты, затраты, налоги, количество продавцов.

Чем выше цена, тем больше растет предложение продуктов со стороны продавцов.

Когда предложение товаров превышает спрос покупателей, то возникает затоваривание рынка излишними продуктами, которые не находят сбыта – возникает кризис перепроизводства . Выходом становится снижение цен (уценка товаров, сезонная распродажа).

Предложение касается исключительно товара произведенного на продажу. Например, фермер часть своей продукции может использовать для своих нужд (это не является предложением), а часть отправить на склад хранения для последующей реализации или продавать на данный момент.

Когда спрос превышает предложение, возникает товарный дефицит (если денежные доходы населения растут быстрее, чем выпуск товаров, пользующихся спросом).

Исключения: повышение цен могут не снижать сбыт продукции, а иногда наоборот стимулировать. Такое явление на рынке проявляется в условиях ожидания ценового роста. Покупатель стремиться запастись товаром по пока еще не предельно высоким ценам. Например: ожидание снижения цены может снизить спрос на золото или иностранную валюту.

Чтобы обходить закон спроса и предложения в Евросоюзе перепроизводство масла хранится в складах, на так называемой «горе масла». Тем самым происходит искусственное сдерживание предложения и цена остаётся стабильной.

Билет № 5

1. Раскройте взаимосвязь биологического и социального в человеке. Приведите примеры взаимосвязи природы, человека и общества.

Или демократия. Эти термины постоянно употребляются телеведущими в новостях. Даже жители глухих деревень со средним образованием смогут объяснить, какая между ними разница. Но большинство людей не знает, чем тоталитарный режим отличается от авторитарного. Более того, некоторые вообще полагают, что эти термины обозначают одно и то же. На самом деле, это не так. Давайте попробуем выяснить, чем тоталитарный режим отличается от авторитарного.

Формулировка авторитаризма

Авторитаризм, или авторитарный режим, - явление, при котором власть сконцентрирована в руках одного человека или в пределах одной группы единомышленников. При этом оппозиционные силы во власти допускаются, но только в том случае, если они являются политически слабыми. По большей части оппозиция при авторитаризме носит декоративную функцию, и лишь на публике она выступает против официальной власти. Впрочем, в областях, которые не касаются политики (культура, экономика, частная жизнь), возможно проявление личности и характера человека. Однако при этом все равно важно, чтобы свобода не вредила действующей власти и не выставляла ее в негативном свете.

Стоит отметить, что практически любой авторитарный режим рано или поздно придет к формату единоличной диктатуры, и, даже если он начинался с власти определенной группы, он все равно трансформируется в режим диктатуры. Государства, в основе которых был авторитарный режим, существовали всегда. Сегодня такой страной можно назвать Марокко или Саудовскую Аравию.

Тоталитаризм

Образно называют "сыном авторитаризма", ведь он практически всегда является продолжением авторитарного развития государства. В таком государстве власть сосредоточена в руках одного человека, права которого безграничны. В истории известно много подобных случаев, хотя лидера всегда называли по-разному: царь, диктатор, генеральный секретарь, вождь, фюрер и т. д. И хотя в стране может существовать видимость коллективного управления, власть всегда сосредоточена в одних руках. Отличным примером может стать наше недавнее прошлое. В СССР существовал руководящий партийный орган ЦК КПСС, хотя реальная власть была сосредоточена только в руках одного человека - генерального секретаря партии.

Если провести сравнение авторитарного и тоталитарного режимов, то в первую очередь можно выделить сферу жизни общества. При авторитаризме допускается проявление характера и личности, при тоталитаризме - нет. Последний режим стремится контролировать все сферы жизни общества, включая даже мысли. Любое мнение, которое идет вразрез с правительственным, рассматривается как преступление и карается с жестокостью. Самый яркие примеры найти несложно: Адольф Гитлер, Иосиф Сталин. И этот список можно продолжать долго.

Приведем простой пример, чтобы более точно понимать, чем тоталитарный режим отличается от авторитарного.

Авторитаризм в Германии

Германия потерпела поражение в Первой мировой войне. В середине 20-го столетия к власти в разбитой стране пришла Национал-социалистическая партия и установила авторитарное правление. В основном действия были направлены на укрепление экономики и военной мощи страны, однако очень быстро власть перешла в руки одного человека - Адольфа Гитлера, который был лидером партии. С этого момента режим в стране начал трансформироваться из авторитарного в тоталитарный. Стоит отметить, что сама система авторитарного правления в Германии была невнятной. Ее даже историки упоминают только вскользь, чаще всего говорят о тоталитаризме, который играл ключевую роль в истории этой страны.

Становление тоталитарного режима

После окончательного становления тоталитаризма началось принудительное насаждение нацистской идеологии. Параллельно создавался мощный идеологически-полицейский аппарат - инструмент для эффективного контроля граждан страны. Причем инструмент позволял контролировать граждан не только в границах страны, но и за ее пределами. В государстве контролировались вообще все, что могло поддаваться контролю: спорт, медицина, пресса, культура и т. д. Все области деятельности граждан попали под жесткий присмотр. В результате Германия превратилась в очень жестокую, но хорошо отлаженную машину, где каждый винтик имел свое место. Последствия подобной трансформации всем хорошо известны. К счастью, просуществовал режим Гитлера недолго, однако даже за короткий период времени он принес много несчастья всему миру.

В принципе, Германия является демонстрацией того, чем тоталитарный режим отличается от авторитарного, ведь здесь один способ правления резко сменился другим. Результаты налицо.

Идеология

Она является вторичной при авторитарном режиме власти. Здесь главная задача сводится к тому, чтобы заставить людей выполнять задачи, которые являются для них приемлемыми. И в этом заключается отличие авторитарного режима от тоталитарного. Последнему необходима очень мощная и четкая идеология, которая продвигается всеми возможными средствами информации. Она же является оправданием для преступлений, которые могут совершаться властью (лидером) даже против собственного народа. Строить тоталитаризм без идеологии никак нельзя - он будет обречен на провал.

Оппозиция

Люди, которые думают иначе, не нравятся никакой власти. Но авторитаризм допускает использование оппозиции для своих личных целей. Обычно при этом режиме управления создают видимость противодействия властям, но по факту никаких действий не предпринимают. Такая "карманная оппозиция" может подавать голос по команде правящей партии и проводить мирные акции протеста, которые никому не мешают.

Тоталитарный режим отличается от авторитарного тем, что он вообще не допускает оппозицию к власти. Даже самая идея того, что кто-то может создавать видимость борьбы против власти, строго запрещена. Любой смутьян будет наказан с особой жестокостью. Следовательно, даже полностью контролируемая оппозиция при тоталитаризме исключается - для нее нет даже фундамента.

Свобода

Авторитаризм дает возможность гражданам своей страны проявляться себя, он гарантирует неприкосновенность частной жизни и по тем направлениям, которые вообще не связаны с политикой. Это касается экономики, медицины, спорта и т.ид. Однако культура обязательно проверяется на наличие политической составляющей, то же самое касается духовной сферы. Если обнаруживается критика существующей власти, то возможны негативные последствия для авторов этой критики.

Тоталитарный режим держит все сферы под жестким контролем. Гражданам нельзя ни в какой сфере выходить за рамки продиктованных правил, все должно соответствовать регламенту и быть строго расписано.

Общие черты тоталитарного и авторитарного режимов здесь проявляются в цензуре культуры и духовной сферы. Обе системы обеспокоены критикой в свой адрес в данных сферах, вот только тоталитаризм также вмешивается и в другие области жизни граждан, авторитаризм стоит в стороне.

Роль вождя

При обоих режимах есть вождь, вот только при авторитаризме его роль не так велика. Главное для авторитаризма - политическое устройства страны. Учитывая тот факт, что "царь" при таком способе правления особо не вмешивается в жизни граждан, то и влияние его на них слабо. Это приводит к тому, что граждане критично относятся к своему лидеру. Достаточно распространены случаи, когда граждане открыто смеются над лидером своей страны и выражают недовольство. На просторах бывшего СССР такое явление является классическим.

При тоталитаризме роль вождя крайне велика. Всевозможная пропаганда приравнивает лидера государства практически к божеству, которому все граждане обязаны поклоняться. При этом вождь должен обладать сильной харизмой, и народ его должен обязательно любить, верить в него. Причем люди его искренне любят, и лишь небольшая часть населения может быть им недовольна, вот только они этого не показывают даже в родственных кругах.

В заключение

Напоследок отметим, что обе системы являются неэффективными и регрессивными, ведь в конечном итоге они приводят к революциям, войне и даже гибели государства. В истории подобных примеров множество. Теперь вы знаете, чем тоталитарный политический режим отличается от авторитарного. Ответ на подобный вопрос не может быть лаконичным, так как важных отличий всегда несколько.

Политический режим - совокупность средств, форм и методов осуществления государственной власти, своеобразие стиля политического руководства. Он определяется оригинальным для каждой страны сочетанием соотношения государства и общества, соотношения властей и политических сил.

Современные политические режимы чрезвычайно разнообразны. Но если за критерий принять их отношение к человеку и обществу, то можно выделить три основных типа политических режимов: авторитарный, тоталитарный и демократический.

Для того, чтобы определиться, какой же политический режим хотелось бы видеть в качестве действующего в современной России, не будет лишним разобрать каждый в отдельности.

Авторитарный режим был свойственен различным государствам на протяжении многих веков, от родоплеменных до капиталистических и социалистических отношений. Он является неким промежуточной стадией между тоталитаризмом и демократическим режимом.

монистическая структура политической власти. В центре находится господство определённой личности (старейшины, вождя, монарха, диктатора) или группы людей (клана, касты, элиты), осуществляющих чрезмерную централизацию в управлении общественно-политической жизнью. При этом политическая власть в большей степени основывается на силе авторитета, чем на насилии;

политическая структура не предусматривает реального разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную. Выборы при этом носят показной, а нередко и фиктивный характер;

ради мобилизации сил страны для достижения своих целей власти ограничивают политические свободы и права граждан. Конституция носит декларативный характер, допускается деятельность лишь тех политических партий и организаций, которые полностью поддерживают господствующую политическую элиту;

подавляя любое сопротивление политическому режиму, власти не стремятся в то же время контролировать все общественные процессы и поведение людей.

Исследуя причины существования авторитаризма, политологи отмечают наличие как разумных, оправданных конкретной ситуацией оснований для его возникновения, так и иррациональных, вызванных к жизни лишь качествами лидера (властолюбие, подозрительность, нетерпимость к чужому мнению и т.д.).

Исторический опыт свидетельствует, что авторитарные политические режимы оправдывают себя только как краткосрочное средство мобилизации сил общества для преодоления конкретных препятствий на пути его развития (например, в условиях войны). Если же существование авторитарного режима затягивается, то издержки авторитаризма превышают его эффективность. Он немедленно оказывается перед выбором: либо демократизировать режим и получить широкую поддержку населения, либо ужесточить политику и перейти к принуждению и диктату. Тем самым открывается дорога тоталитаризму.

Между тоталитаризмом и авторитаризмом много общего. И тот и другой режим опираются на лидеров, полномочия которых практически не ограничены. Представительные органы власти марионеточные, либо вообще отсутствуют. Оба режима предполагают строгую иерархию властных отношений снизу доверху. Система законодательства минимальна и декларативна. Права и свободы граждан существенно ограничены. Оппозиция отрицается или вообще запрещена. Вместе с тем тоталитаризм имеет и существенное отличие от авторитарного политического режима:

всегда присутствует конечный идеал общественного устройства, все без исключения ресурсы общества направлены на достижение этой универсальной цели ("Третьего рейха", "Царства Христова", "коммунизма");

практически отсутствует разделение между обществом и государством. Государство тотально доминирует над обществом, индивидуальные интересы полностью подчинены общественным (в трактовке правящей олигархии). Не государство существует для людей, а люди живут для государства;

наличие одной (и только одной!) господствующей партии, которая либо тесно срастается с государственной бюрократией, либо стоит над ней;

устанавливается всеохватывающий контроль над всеми сферами общественной жизни и государства;

исключает разногласия не только по политическим, но и по экономическим, духовно-идеологическим вопросам. Вся информационная и пропагандистская деятельность режима, работа его репрессивного аппарата, армии, сил охраны порядка направлены на предотвращение недовольства, на достижение своего рода монолита. Здесь господствуют девизы типа "кто не с нами, тот против нас", "если враг не сдаётся, то его уничтожают";

тотальность режима состоит не только в том, что партия, элита или вождь устанавливает всеохватывающий контроль над всеми сферами общества, но и в том, что подавляющая масса населения чуть ли не свято верит в провозглашаемые цели, установки, ориентации. Обе стороны как бы слиты в тотальном единстве для достижения универсальной цели.

Тоталитаризм зарождается, как правило, в условиях глубокого кризиса общественно-политической системы. Он может появиться и развиваться в любой стране, какими бы ни были её социально-экономические и идейно-политические особенности. Как показывает исторический опыт, такой режим может быть весьма устойчив и способен мобилизовать для достижения своих целей огромные силы.

Вместе с тем, общественная практика показывает, что сплотить общество, все его сферы и человеческие ресурсы на основе утопического (пусть даже прекрасного!) идеала удаётся лишь на определённом историческом отрезке. С размыванием веры основных слоёв населения в идеалы, ценности и цели тоталитарной идеологии режим начинает терять свои специфические формы. В отношении разного рода политических решений, принимаемых тоталитарной властью, у людей вырабатывается нечто вроде устойчивого иммунитета: выражая одобрение на словах, они проявляют безразличие или даже неприятие на деле.

Такое положение, по сути дела, означает конец тоталитаризма в его "чистом виде", поскольку нарушается один из основополагающих его принципов - тотальность, тотальное единство массы и вождя.

Третья из рассматриваемых нами форм политического режима - демократия. Исторически она известна с античных времён. Отметим лишь самые общие черты этого политического режима:

источником политической власти выступает народ;

характерен приоритет общества над государством. Действия государства и его органов власти по отношению к обществу в целом и к отдельному его индивидууму строго регламентируется законом;

гарантирует равноправие граждан. Не только провозглашает, но и обеспечивает политические свободы и права своих граждан;

чёткое разделение властей и их тесное взаимодействие;

почти неограниченный политический плюрализм, исключающий только нарушение законности. Это даёт возможность уважать мнения меньшинства и обеспечивать ему право превращаться в большинство.

Важнейшим условием эффективного функционирования демократии является чёткая разработка универсальных демократических процедур. К их числу относятся:

Высший законодательный орган власти и органы управления на местах избираются народом.

Избиратели равны в правах, а избирательное право - всеобщее.

Выборы на всех уровнях совершаются большинством голосов.

Наличие общественного контроля над властью.

Как показывает практика, именно демократический политический режим лучше других способен решать политические проблемы общества, именно он обеспечивает эффективный поиск оптимального сочетания индивидуальных и общественных интересов, баланс свободы, равенства, ответственности.

Из всего сказанного выше проблема выбора решается, можно сказать, сама собой, если только ты не вынашиваешь в голове своей идею, которая по твоему мнению возвышается над всем бренным миром. В этом случае тебе осталось ни много ни мало, всего лишь убедить в свое правоте окружающих, обзавестись единомышленниками, найти источники финансовой поддержки и воплотить свою идею в жизнь. А пока ситуацию, сложившуюся в наше время, на мой взгляд, лучше всего отражает известная формула У. Черчилля, согласно которой демократия - это плохая форма управления, но ничего лучшего ещё человечество не выдумало.

Классическая марксистская политология пришла к выводу о том, что демократия представляет собой наилучшую политическую оболочку капитализма, как с точки зрения рабочих, так и с точки зрения буржуа. Она позволяет реализовать лучший из возможных способов политического господства, а именно манипулирование сознанием масс без применения в обычных условиях прямого насилия. Я согласен с этим доводом.

Так что же мы выбрали, отдав предпочтение демократии? Общепринятое определение: демократия - власть народа (народовластие). Но давайте всё-таки будем объективны. Демократия, за редким исключением - это власть политической элиты, т.е. власть почти всегда от имени народа, иногда - для народа, но почти никогда - самого народа. Кроме того, "правление народа", т.е. непосредственное управление всем народом, вообще проблематично и возможно разве что в гипотетическом будущем.

Тем не менее, по крайней мере, в новое и новейшее время средне статистически, в крупном историческом масштабе, демократические политические системы оказываются более жизнеспособными, нежели антидемократические. Однако в каждом отдельном случае обществу приходится искать оптимальную меру демократии, тот её уровень, который оно может себе позволить.

Подведя итог в выборе политического режима для России, всё-таки хочется видеть именно демократию - как компетентное и ответственное перед народом представительное управление.

Диктатура в ее авторитарном варианте была самым распространенным типом политического режима в мире вплоть до новейшего времени. Она сыграла определенную роль в модернизации ряда стран, в подготовке их перехода к демократическому устройству. Ряд признаков тоталитаризма можно встретить в древневосточных и средневековых деспотиях: отсутствие гарантированной частной собственности, полная зависимость граждан от воли правителя и другие характерные черты «азиатского способа производства». Но подлинным феноменом тоталитаризм стал в XX веке.

Сегодня в России широко используются понятия «авторитаризм» и «тоталитаризм», позаимствованные из западной политологии как для объяснения определенных периодов нашей отечественной истории, так и для объяснения развития других стран. Применяются эти категории чаще всего путем переложения (нередко произвольного) мыслей западных исследователей и переноса их оценок на нашу почву.

Авторитаризм (лат. autoritas - влияние, власть) - это недемократический политический режим, выступающий как форма политической власти, которая сконцентрирована в руках одного человека или в одном органе власти, в результате чего снижается роль других органов или ветвей власти, прежде всего, умаляется роль представительных институтов.

Авторитаризм при своем последовательном осуществлении в качестве власти одного лица, одной личности может превратиться в автократию (греч. autocrateja - самодержавие, самовластье), т.е. в форму правления с неограниченным бесконтрольным полновластьем одного лица. Именно так управлялись деспотии Древнего Востока, империи - Рим, Византия, абсолютные монархии Средневековья, Нового времени.

  • 1) концентрация власти в руках одного лица или одной - чаще всего исполнительной - ветви власти и ее институтов;
  • 2) существенно сужена роль представительной ветви власти и ее органов;
  • 3) сведение к минимуму оппозиции и автономии различных политических организаций (ассоциаций, партий, союзов, учреждений), резкое свертывание демократических политических процедур (политических дебатов, массовых митингов и демонстраций, ограничения печати и т.п.).

Тоталитаризм (лат. totalitas - цельность, полнота) - это недемократический политический режим, характеризующийся всеобщим - тотальным - контролем власть имущих над всеми сторонами общественной жизни: экономикой, политикой, культурой, над всеми сторонами человеческой жизнедеятельности - как в общественной, так и в личной жизни.

В современном обыденном сознании тоталитаризм зачастую представляется чудовищным современным Левиафаном, не позволяющим гражданам не то что жить, но просто свободно дышать, а тоталитарный вождь - это откровенный диктатор, злодеяния которого не могли распознать только холуи и круглые идиоты. другое дело - авторитарный, цивилизованный диктатор, вроде Ш. де Голля, его главная забота - общественный порядок и обеспечение процветания страны.

В чем же действительно сходство и в чем различие авторитаризма и тоталитаризма? Надо сразу же подчеркнуть главное: и тот, и другой политические режимы - антинародны и недемократичны. Может быть дана следующая их сравнительная характеристика.

Авторитаризм устанавливается вопреки мнению большинства, тоталитаризм же устанавливается при самом активном участии масс, поэтому его иногда называют «диктатурой массовых движений». Именно они привели к власти Муссолини и Гитлера.

При авторитаризме гражданское общество в определенной степени остается автономным, хотя и не способно оказывать серьезное воздействие на государство. При тоталитаризме начавшее формироваться гражданское общество целенаправленно и всецело подчиняется государству.

При авторитаризме политический лидер отнюдь не всегда пытается «заигрывать» с народом, а, наоборот, нередко подчеркивает свое превосходство. Народ при этом зачастую рассматривает лидера как узурпатора и совсем не стремиться к близости с ним. Тоталитарный вождь постоянно подчеркивает свое единство с народом. Враг авторитарного вождя воспринимается только как его враг, а враг тоталитарного вождя воспринимается как враг народа. Тоталитарный вождь, как правило, любимец толпы, достаточно вспомнить восторженное отношение миллионов итальянцев к своему дуче - Бенито Муссолини, или кликушеское поклонение Гитлеру большинства представителей немецкой нации, не говоря уже о чудовищном культе Сталина в СССР.

При авторитаризме власть имущие предоставляют человеку определенные возможности самореализации в гражданском обществе и препятствуют активной самостоятельной политической деятельности граждан. При тоталитаризме в условиях предельной политизации и идеологизации всей жизнедеятельности людей политический режим постоянно старается держать людей в состоянии политической напряженности и даже экзальтации.

Одна из ключевых проблем, встающих при изучении недемократических режимов, - выяснение причин возникновения тоталитарных порядков в самых, казалось бы, неодинаковых условиях: в Италии 20-х годов, в Германии 30-х годов и Советском Союзе сталинской эпохи. В западной политологии чаще всего ссылаются на основополагающую в этом отношении книгу Ханны Арендт «Происхождение тоталитаризма» (1951). Но в книге основное внимание уделено еврейскому вопросу и антисемитизму, что не вскрывает главных причин возникновения тоталитаризма.

В учебной литературе нечасто вспоминают о том, что одним из первых обстоятельно обрисовал условия возникновения и признаки тоталитаризма выдающийся представитель российского зарубежья И.А. Ильин (1883 - 1954). Три признака он положил в основу тоталитаризма:

  • 1) монополия на собственность,
  • 2) монополия на власть,
  • 3) монополия на социализацию граждан (на усвоение ими социального опыта). Два других признака:
  • 4) стремление воплотить в жизнь утопическую идею
  • 5) идеологическое мессианство - вместе с первыми тремя образуют «неполный тоталитаризм».

«Полным», с точки зрения И.А. Ильина, тоталитаризм делают остальные признаки: неограниченное насилие по отношению к гражданам, культ вождя, антидемократизм, материальная и духовная самоизоляция.

Обычно выделяют три типа тоталитаризма.

Большевистский (коммунистический) тип. Чаще всего его связывают с эпохой сталинизма. Здесь все, включая экономическую жизнь, охвачено тотальным контролем. Частная собственность ликвидирована, значит, уничтожена основа индивидуализма и автономии членов общества.

Близок этому типу политический режим Мао Цзэдуна в Китае. Характерно, что ужесточение этого режима совпало с периодом перехода от тоталитаризма к авторитаризму в СССР. Фактически были прерваны отношения между КПСС и КПК. Китай оказался практически в состоянии политической изоляции, что и выступило предпосылкой ужесточения тоталитаризма.

Фашистский тип. Фашизм в Италии был установлен в 1922 году. Для него было характерно стремление к возрождению Великой Римской империи. Он характеризовался расизмом и шовинизмом, был основан на культе вождя, сильной беспощадной власти. Парадоксально, но Италия в этот период оставалась монархией, и Муссолини время от времени направлял отчеты королю Виктору Иммануилу III.

Нацистский тип. Национал-социализм утвердился в Германии в 1933 году и имел черты, сходные как с фашистским, так и с большевистским режимами. Целью было господство арийской расы, высшей нацией провозглашалась германская нация.

Особой формой авторитарных режимов выступают военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. Подобная практика особенно распространена в развивающихся странах. В течение XX века попытка военного переворота производилась в 81 стране, в некоторых странах - по нескольку раз. В целом они связаны с неустойчивостью социально-экономических структур развивающихся стран, с борьбой различных социальных сил за власть (в этих странах нередко существенную роль играют не только социально-экономические, но и племенные, клановые различия). Зачастую непосредственным поводом для военных переворотов служит угроза привилегированному положению армейских офицеров либо активное вмешательство гражданских лиц в дела армии.

Установление военных режимов чаще всего не сопровождалось экономическим развитием. Однако в последние десятилетия в Латинской Америке часто устанавливаются военные режимы так называемого «нового авторитаризма», целью которых выступает реализация на практике серьезных экономических реформ. Примером «нового авторитаризма» часто называют режим военной хунты в Чили, установленный в 1973 г. после свержения демократически избранного президента Сальвадора Альенде.

Грань между тоталитаризмом и авторитаризмом подвижна: разница между ними лишь в степени контроля государства за обществом (для демократии характерен контроль общества над государством). Поэтому тоталитаризму легче трансформироваться из авторитаризма, чем из демократии.

Однако легче всего он рождается из анархии, подобно тому, как из анархии Веймарской республики появился гитлеровский фашизм. Именно подобную ситуацию имел в виду Ясперс, когда писал, что «свобода, если она внезапно предоставляется народу, не подготовленному самовоспитанием, может не только привести к охлократии и, в конечном счете, к тирании, но и, прежде всего, способствовать переходу власти в руки случайно возникшей клики, поскольку люди не знают, за что они отдают голоса».