Структура и функции политических систем общества. Подсистемы политической системы

Понятие политической системы является одним из самых широких категориальных понятий в политической науке, дающих системное описание политических явлений и процессов в их тесной взаимосвязи и взаимодействии с окружающей средой. Данное понятие позволяет, с одной стороны, выделить политическую жизнь из остальной части общественной жизни, а с другой – свести воедино основные элементы политической жизни общества.

Политическая система – это универсальная управляющая система общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном итоге, регулирует взаимоотношения между социальными группами, обеспечивая стабильность общества и определенный социальный порядок на основе использования политической власти.

Анализ функционирования политической системы предполагает характеристику ее внутренней структуры. Политическая система выступает как целостное образование, в единстве своих частей. В то же время она состоит из относительно самостоятельных подсистем.

В структуре политической системы, как правило, выделяют следующие взаимодействующие подсистемы:

1) Институциональная подсистема. Она состоит из политических институтов, каждый из которых может рассматриваться как самостоятельная система. Она включает государство и его органы, политические партии и группы интересов, избирательную систему, СМИ, церковь и т.д. Особая роль принадлежит государству как основному субъекту политики и власти.

Этой подсистеме принадлежит ключевая роль, так как здесь создается нормативно-правовая база, определяющая условия, возможность и границы функционирования всей политической системы.

2) Нормативная подсистема. Она опирается на политико-правовые нормы, исторически сложившиеся обычаи и традиции, господствующие в обществе принципы.

Нормативная подсистема регулирует общественные взаимосвязи, формирование и деятельность политических институтов, функционирование политической системы и общества в целом. Она определяет не только цели и направления функционирования всей политической системы, но и желательное и нежелательное, дозволенное и недозволенное с точки зрения ее укрепления.

3) Функциональная подсистема. Она определяется формами политической деятельности, способами осуществления власти, преобладанием среди них насильственных или ненасильственных методов управления.

Эта подсистема является основой политического режима, который обеспечивает сохранение существующей власти.

4) Коммуникативная подсистема. Она представляет собой совокупность отношений, возникающих в процессе функционирования политической системы (отношения по поводу управления обществом, связанные с борьбой за власть, неформальные отношения, не закрепленные в существующих правовых нормах), и включает разнообразные формы и принципы взаимодействия.

Данная подсистема устанавливает связи между различными институтами политической системы (например, партии – государство, группы интересов – партии, политическая система – экономическая система и т.п.). К ней относятся каналы передачи информации правительству, СМИ.

5) Культурно-идеологическая подсистема. Она включает в себя политические концепции, теории, взгляды и играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Культурно-идеологическая подсистема обеспечивает сохранение и воспроизводство существующей модели общества. В то же время в ней происходят процессы, связанные не только с подтверждением, но и с видоизменением данной модели общественного устройства.

Каждая из главных подсистем политической системы общества организована на трех уровнях власти:

Мегауровне (центральный аппарат государственного управления);

Мезоуровне (региональная и муниципальная власть);

Неинституционализированном микроуровне (массовое участие общественных групп и граждан в политике).

Данная структура прослеживается в политической системе любого общества, но в конкретных условиях разных государств эти подсистемы создаются и функционируют в различных формах. Поэтому реальные политические системы современного мира очень разнообразны.

Политическая система призвана решать следующие задачи:

Политическое руководство обществом (адекватное целеполагание);

Согласование интересов индивидов и групп, предупреждение конфликтных ситуаций, угрожающих целостности социальной системы (интеграция социума);

Ориентация членов общества на известные идеалы и ценности (поддержание образца);

Восприятие и реагирование на потоки информации (информационно-коммуникативное обеспечение).

Главное назначение политической системы – руководство и управление общественными делами. Политическое руководство – это определение стратегических целей и перспектив общественного развития, управление – их реализация.

Рассуждая о политической сфере общественной жизни, мы обычно представляем себе совокупность определенных явлений, предметов и действующих лиц, которые ассоциируются с понятием «политика». Это партии, государство, политические нормы, институты (такие, как избирательное право или монархия), символы (флаг, герб, гимн), ценности политической культуры и т.д. Все эти структурные элементы политики не существуют обособленно, независимо друг от друга, а составляют систему - совокупность, все части которой взаимосвязаны так, что изменение хотя бы одной части приводит к изменениям во всей системе. Элементы политической системы упорядочены, взаимозависимы и образуют определенную системную целостность.

Политической системой можно назвать упорядоченную совокупность норм, институтов, организаций, идей, а также отношений и взаимодействий между ними, в ходе которых реализуется политическая власть.

Комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Понятие политическая система более емкое, чем понятие «государственное управление», поскольку охватывает все лица и все институты, участвующие в политическом процессе, а также неформальные и неправительственные факторы и явления, влияющие на механизм выявления и постановки проблем, на выработку и реализацию решений в сфере государственно-властных отношений. В самом широком толковании в понятие «политическая система» включается все то, что имеет отношение к политике.

Политическая система характеризуется :

  • , традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции :

  • конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;
  • адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;
  • мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.
  • охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;
  • внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;
  • консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;
  • распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей;

Классификация политических систем

Существуют различные классификации политических систем.

Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

  • определение перспективных направлений социального развития;
  • оптимизация движения общества к своим целям;
  • распределение ресурсов;
  • согласование интересов различных субъектов; приобщение граждан к активному участию в политике;
  • разработка норм и правил поведения членов общества;
  • контроль над выполнением норм, законов и правил;
  • обеспечение стабильности и безопасности в обществе.

В политическую систему входят следующие институты:

  • и его ;
  • общественно-политические движения;
  • группы давления, или .

Государство

По отношению к политической системе партии делятся на системные и несистемные. Системные образуют часть данной политической системы и действуют по tе правилам, руководствуясь ее законами. Системная партия борется за власть законными методами, то есть принятыми в данной системе, на выборах. Несистемные партии не признают данную политическую систему, борются за ее изменение или устранение — как правило, насильственным путем. Обычно они нелегальные или полулегальные.

Роль партии в политической системе определяется ее авторитетом и доверием избирателей. Именно партии формулируют ту , которую осуществляет государство, когда данная партия становится правящей. В демократических системах, как правило, происходит ротация партии: из правящих они переходят в оппозиционные, а из оппозиционных — снова в правящие. По количеству партии политические системы классифицируются следующим образом: однопартийные — авторитарные или тоталитарные: двухпартийные; многопартийные (последние преобладают). Российская политическая система — многопартийная .

Общественно-политические движения

Общественно-политические движения занимают в политических системах незначительное место. По своим целям движения сходны с политическими партиями, но они не имеют устава и оформленного членства. В России общественно-политические движения к выборам не допускаются : они не могут выдвигать своих кандидатов в депутаты; организацию, ставящую перед собой политические цели, но не насчитывающую 50 тыс. членов, переводят в общественные организации.

Группы давления или группы интересов

Группы давления, или группы интересов — профсоюзы, организации промышленников, крупные монополии (особенно транснациональные), церковь, средства массовой информации и другие институты — организации, которые не имеют целью прийти к власти. Их цель — оказать такое давление на власть, чтобы она удовлетворила их конкретный интерес — например, снизила налоги.

Все перечисленные структурные элементы, государственные и негосударственные институты действуют, как правило, в соответствии с определенными политическими нормами и традициями, которые выработаны в результате большого опыта. , скажем, должны быть выборами, а не пародией. Например, нормально, чтобы в каждом избирательном бюллетене значилось не менее двух кандидатов. Среди политических традиций можно отметить проведение митингов, демонстраций с политическими лозунгами, встречи кандидатов и депутатов с избирателями.

Средства политического влияния

Государственная власть — это только власть государства, а — власть всей политической системы. Политическая власть функционирует через целый комплекс институтов и представляется достаточно обезличенной.

Cредства политического влияния — это совокупность политических институтов, отношений и идей, которая олицетворяет определенную . Механизмом такого влияния выступает система правления, или система органов политической власти.

Функции системы органов политической власти представляют собой реакции на поступающие в данную систему воздействия субъектов: требований и поддержки.

Требования , с которыми чаще всего сталкиваются представители органов нласти, связаны:

  • с распределением благ (например, требования, касающиеся заработной платы и рабочего времени, улучшения работы транспорта);
  • обеспечением общественной безопасности;
  • улучшением санитарных условий, условий образовании, здравоохранения и т. д.;
  • процессами в сфере коммуникации и информации (информация о целях политики и принимаемых правителями решениях, демонстрации наличных ресурсов и т. п.).

Поддержка сообщества усиливает позиции должностных лиц и самой системы правления. Она группируется по следующим направлениям:

  • материальная поддержка (выплата налогов и других обложений, оказание услуг системе, например труд на общественных началах или воинская служба);
  • соблюдение законов и директив;
  • участие в политической жизни (голосование, демонстрации и другие формы);
  • внимание к официальной информации, лояльность, уважение к официальной символике и церемониям.

Реакцию системы правления на воздействие различных субъектов группируют в три основные функции:

  • нормотворчество (разработка законов, фактически определяющих правовые формы поведения отдельных групп и людей в обществе);
  • приведение законов в действие;
  • контроль над соблюдением законов.

Более подробный перечень функций системы правления может выглядеть следующим образом. Распределительная функция выражается в организации создания и распределения материальных и духовных ценностей, почестей, статусных позиций в соответствии с «табелем о рангах» в данной политической системе. Внешнеполитическая функция подразумевает установление и развитие взаимовыгодных отношений с зарубежными организациями. Программно-стратегическая функции означает определение целей, задач, путей развития общества, разработку конкретных программ его деятельности. Мобилизационная функция подразумевает привлечение и организацию людских, материальных и иных ресурсов для выполнения различных общественных задач. Функция политической социализации — это идеологическая интеграция социальных групп и индивидов в политическое сообщество, формирование коллективного политического сознания. Охранительная функция — защита данной формы политических отношений в сообществе, его исходных базовых ценностей и принципов, обеспечение внешней и внутренней безопасности.

Таким образом, реагируя на воздействии различных субъектов политики, система правления осуществляет в сообществе изменения и одновременно поддерживает в нем стабильность. Способности быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, удерживать в рамках признанных норм политические отношения обеспечивают эффективность системы правления.

Политическая система общества

1) Политическая система общества (ПСО): понятие, структура, функции, типология

2) Основные субъекты политической власти и их характеристика:

- государство,

- политические партии,

- общественно-политические движения,

- группы давления,

- общественные организации,

- церковь,

- СМИ

Категория «политическая система общества » сравнительно недавно вошла в научный оборот теории государства и права – 1960-е годы. Исходным для исследования ПСО является представление о ней как разновидности социальных систем .

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов , взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям (вспомните синергетический эффект, присущей системе, когда 1+1+1+1=7).

Как систему, ПСО характеризуют:

Ø целостность

Ø внутренняя структура и взаимодействие ее элементов

Ø конкретные функции

Ø наличие внешних границ и необходимость реагировать на влияние извне

Ø способность поддерживать свою устойчивость.

В отличие от других систем общества – ПСО имеет легальное право применять принуждение для поддержания социального порядка в обществе.

Политическая система общества (ПСО) - это совокупность таких социальных институтов, как государственные органы, политические партии, общественные движения, организации, осуществляющих политическую власть на основе права и иных социальных норм, и обеспечивающих стабильность общества и определенный социальный порядок.

В политической жизни принимают участие различные субъекты: в первую очередь, это государство (специально предназначенное для этой цели), в 19-20 веке на политическую авансцену выходят политические партии, движения, профсоюзы, общественные организации и т.п.

Однако в ПСО входят не все общественные объединения, а только юридически признанные , т.е. легитимные, для чего они должны быть зарегистрированы в порядке, установленном законом . В РФ регистрация проходит в Министерстве юстиции.

Возникновение ПСО

ПСО возникает в процессе деления общества на классы и появления государства. Первобытные общества, где власть держалась на авторитете вождей, старейшин, соблюдении традиций и обычаев, не имели политической системы . Но уже в эпоху античности, с возникновением классов, государства возникает политическая система общества. Политическая система античного общества, конечно, крайне отличалась от политической системы современных демократических обществ. Политическая система античного общества была менее сложной, разветвленной. Многие элементы, присущие политической системе современного общества, такие как парламентские партии , борющиеся за власть, современная структура власти (законодательная, исполнительная, судебная ), множество общественных организаций , отсутствовали в политической системе античного общества.

Политическая система может долгое время эволюционизировать, как, например, в Англии, но может изменяться быстро, революционно, как бывший СССР или страны Восточной Европы.

Несмотря на всю несхожесть политической системы, они имеют более или менее однотипную структуру. Различия заключаются в основном в содержании составляющих ее элементов.

Выделяют следующие компоненты или 4 подсистемы политической системы:

1) Институциональная подсистема - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) Нормативная подсистема – социально-политические и правовые нормы - регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти:


3) Коммуникативная подсистема - политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти:


4) Культурная подсистема - политическое сознание, поведение, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

Также представляет интерес предложенный Д.Истоном системный подход к структуре ПСО:

Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа - выхода».

Д. Истон различал два типа «входа»: требования и поддержка .

Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе.

Д.Истон предложил рассматривать функционирование политической системы следующим образом:

Требования

В политической системе существует связь между тем, что Истон определил как «ввод» и «вывод» (или «вход» и «выход»).

«Ввод» в политическую систему представляет собой требования и проявления поддержки со стороны общества.

«Требования» со стороны гражданского общества могут касаться:

а) распределительные (о заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);

б) регулировочные (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком и т.д.);

в) коммуникативные (о предоставлении попитической информации, об использовании политической силы, свобода слова и т.д.).

«Поддержка» означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные для системы. Формы проявления поддержки весьма разнообразны:

– соблюдение законов;

– уплата налогов;

– активность на выборах;

– уважение к власти, государственной геральдике;

– служба в армии

«Выход» представляет решения и действия правительства, включая те или иные программы, принятие законов, решения о налогообложении и распределение общественных средств. Если решения политической системы устраивают людей, то они оказывают ей соответствующую поддержку.



Функции ПСО:

1. Определение целей, путей развития общества и организация общества для достижения поставленных целей

2. Распределение материальных и духовных ценностей

3. Согласование разнообразных интересов государства и различных социальных общностей

4. Разработка правил и законов поведения людей и контроль за соблюдением их соблюдением

5. Обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического курса

6. Формирование политического сознания и приобщение людей к политическому участию и деятельности


Наиболее популярной на сегодняшний день является типология А.Алмонда:

1 тип Англо-американская политическая система, которая сформировалась в Великобритании, США. Канаде, Австралии, Новой Зеландии.

В истории этих стран не было революционных форм смены форм правления, достигнута высокая степень политической стабильности, что определяет следующие сходные черты:

1. гомогенность (однородность) политической культуры граждан через признание ценностей общества : свобода личности; идея массового благополучия; всеобщая безопасность; антиэтатизм (негативное отношение к усилению роли государства);

2. устоявшаяся двухпартийная система , при которой партия власти олицетворяет собой центризм и ориентируется на настроение электорального центра;

3. преемственность истории , т.е. приход новой администрации не может принципиально поменять выбранный ранее политический курс, и не порождает ожидания изменений, строительства чего-то нового.

2 тип Континентально-европейская политическая система, характерная для Франции, Италии, Германии, Россия также относится к этой группе стран. Эти страны объединяет:

1. Неоднородность политической культуры , т.е.отсутствие согласия по поводу основополагающих ценностей и идеалов. Политика воспринимается как борьба различных идеалов и интересов. До сих пор ведутся споры о расширении роли государства или свободе рынка. Это связано с тем, что наличие в истории этих стран революционных форм смены форм правления оставило в обществе сторонников того или иного курса.

2. Электорат поляризуется на «левых» и «правых» при достаточно малочисленном центре. Как следствие формируется многопартийная система. В силу того, что в этих странах в ХХ веке кардинально менялись политические режимы, в России, например, до сих пор существуют т.н. «красные» пояса – территории, в которых электорат на выборах в большинстве своем отдает голоса за «левые» партии. В Германии – «коричневые», в которых голосуют за крайне правые партии нацистского толка. Во Франции несколько лет назад чуть не стал президентом, вышедший во второй тур, националистически настроенный кандидат (Ле Пенн).

3. Многопартийность

4. Цикличность истории , т.е. смена партии или лидера у власти может привести к новому витку истории (С 1789 по 1958 годы во Франции сменилось 16 режимов).

3 тип – Доиндустриальная политическая система сформировалась в ряде стран Азии, Африки, Латинской Америки (бывшие колонии). Для нее характерна:

смешанная политическая культура : смесь западных ценностей и этнических и религиозных традиций;

неотчетливое разделение властей , при котором армия и бюрократический аппарат часто берут на себя законодательные функции, а законодательные органы вмешиваются в судебные процедуры;

4 тип – Тоталитарная политическая система (Германия, Италия, СССР 30-50-х гг. ХХ в.) характеризуется:

единая идеология (классовой или расовой) и ориентация на харизматического лидера;

тотальный государственный контроль над всеми сферами жизни

­– монопартийная система

политическое участие носит только декоративный характер ;

сформирован образ врага ,

Политическая система представляет собой сложное, многогранное явление. Она охватывает сферу политических отношений и процессов и обеспечивает объединение общества посредством политической власти. В самом общем виде назначение политической системы можно определить как управление делами общества посредством политической власти. Она призвана обеспечивать реальное практическое участие населения в разработке, принятии и осуществлении социально- экономических и политических решений.

В науке существует несколько основных теорий политической системы общества.

Теория Т. Парсонса (1902-1979) заключается в том, что общество взаимодействует как четыре подсистемы: экономическая, политическая, социальная и духовная. Всякая из этих подсистем выполняет определенные функции, реагирует на требования, которые поступают изнутри или извне. Вместе они обеспечивают жизнедеятельность общества в целом. Экономическая подсистема отвечает за реализацию потребностей людей в потребительских товарах. Функция политической подсистемы заключается в определении коллективных интересов, мобилизации ресурсов на их достижение. Поддержание устоявшегося образа жизни, передача новым членам общества норм, правил и ценностей, которые становятся важными факторами мотивации их поведения, обеспечивает социальная подсистема. Духовная подсистема осуществляет интеграцию общества, устанавливает и сохраняет связи солидарности между ее элементами.

Теория Д. Истона (1917-2014) рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей. Его системный подход позволяет более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика - относительно самостоятельная сфера, основное значение которой - распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.

Теория Г. Алмонда (1911-2002) (структурно-функциональный подход) представляет политическую систему как систему взаимодействия, которая выполняет функции интеграции и адаптации (внутри общества, вне его и между обществами) посредством применения или угрозы применения более или менее легитимного физического принуждения.

Занимаясь сравнительным анализом политических систем Г. Алмонд перешел от изучения формальных, институтов к рассмотрению конкретных проявлений политического поведения. Из чего он определил политическую систему как совокупность ролей и их взаимодействий между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и всеми структурами общества по политическим вопросам.

Теория К. Дойча (1912-1992) рассматривает политическую систему как кибернетическую , в которой политика понималась как процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Формулировка целей и их коррекция осуществляется политической системой на основе информации о положении общества и его отношении к данным целям: о расстоянии, которое осталось до цели; о результатах предыдущих действий. Функционирование политической системы зависит от качества постоянного потока информации, поступающей из внешней среды, и информации о ее собственном движении.

Структура политической системы определяется исходя из выбранного подхода. По мнению большинства ученых в ее структуре выделяют такие подсистемы, как институциональная, нормативная, функциональная, коммуникативная, идеологическая.

Институциональная подсистема - совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Состоит из государственных, партийных, общественно- политических и социальных (церковь, средства массовой информации) институтов. Ведущим политическим институтом, сосредоточивающем в себе максимальную политическую власть, является государство. Особая роль в политической системе отводится политическим партиям и общественно-политическим движениям, в том числе, профсоюзам, организациям предпринимателей, различным лоббистским организациям, создаваемым при структурах законодательной и исполнительной власти.

Специфическое место в политической системе занимают такие неполитические по своей природе социальные институты, как средства массовой информации и церковь.

Средства массовой информации иногда называют «четвертой властью», подразумевая под тремя другими - законодательную, исполнительную и судебную. СМИ в немалой степени способствуют формированию политики, участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, активно участвуют в обеспечении успеха на выборах той или иной партии, формируют имидж того или иного политика. Вместе с тем, они разрозненны, часто меняют политическую ориентацию. В этой связи вряд ли можно безоговорочно отнести СМИ к основным элементам политической системы общества. В крайнем случае, их можно признать в качестве инструментов, средств осуществления деятельности основных структурных элементов политической системы.

Политическая роль церкви обусловлена, прежде всего, массовым характером ее воздействия. На протяжении многих веков шла борьба за власть между церковью и государством, которая завершилась разделением светской и духовной властей. В демократических государствах этот принцип проведен наиболее четко и последовательно. В авторитарных политических системах латиноамериканских стран церковь является серьезной политической силой, действующей в оппозиции к диктатуре.

Нормативная подсистема- правовые, моральные, политические нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества. Нормы определяют поведение людей в политической жизни, их участие в процессах выдвижения требований, превращения этих требований в решения, осуществления решений. Нормы подразделяются на два типа: нормы-привычки и нормы-законы. В демократических странах, например, привычной нормой можно назвать участие граждан в политической жизни, выражающееся в деятельности партий и групп интересов.

Нормы-привычки во многом определяют форму политической системы, внутри, которой, действуют нормы-законы. Нормы-законы устанавливают (или не устанавливают в зависимости от режима) права граждан. Оба типа норм способствуют политическому взаимодействию, установлению порядка.

Функциональная подсистема выражается в формах и методах осуществления власти, различных направлениях политической деятельности. Обобщенное выражение это находит в понятии «политического режима» (демократического, тоталитарного, авторитарного, речь о которых, пойдет в теме 5.6.)

Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации, осуществлении и развитии политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь определенной политики.

Идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических взглядов, идей, представлений, чувств участников политической жизни общества.

В литературе встречается и другая классификация структурных элементов политической системы. В ее рамках выделяются следующие элементы политической системы: политические институты; политические отношения; политические принципы и нормы; политическое сознание и политическая культура.

Функции политической системы общества:

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • организация деятельности общества по выполнению целей и программ;
  • распределение материальных и духовных ценностей внутри социума;
  • согласование разнообразных интересов социальных общностей и государства;
  • разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе; обеспечение внутренней и внешней безопасности и стабильности политического строя;
  • формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности;
  • контроль за соблюдением выполнения законов и правил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.

Указанные функции характерны для стабильных, сформировавшихся политических систем. Если политическая система еще не сформировалась и находится в переходном состоянии (как например, в Российской Федерации, в Украине), то для нее будут характерны и некоторые другие функции, в частности функция преодоления кризисов, особенно политических.

Тип политической системы оказывает влияние на специфику выполняемых ею функций. Согласно марксистскому подходу, типы политических систем различаются в зависимости от того, политические интересы какого класса они выражают и отстаивают. В соответствии с этими критериями все политические системы современности делились на два типа: буржуазные и социалистические. При этом подчеркивалась противоположность отживающей буржуазной политической системы передовой социалистической. Такой подход к типологии политических систем выполнял в основном идеологическую функцию.

По характеру существующего политического режима выделяются тоталитарный, авторитарный и демократический типы политических систем.

Из характера взаимоотношения с внешней средой политические системы подразделяются на закрытые и открытые.

Закрытые политические системы имеют слабые связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям других систем и самодостаточны.

Открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, усваивают ценности передовых систем, подвижны и динамичны.

Перечисленные типы политических систем не исчерпывают палитру их классификации. Существуют и другие критерии классификации политических систем. Это свидетельствует о многомерности современной политической жизни, о необходимости изучать, анализировать политические системы и их структурные элементы с учетом разных подходов, методов и критериев.

Теория политической системы показывает, что для четкого функционирования механизма власти необходимо : вовлечение в политический процесс должностных лиц и граждан и устойчивое распределение властной деятельности по вертикали и горизонтали; согласование отобранных и обобщенных предложений и требований к государству с учетом интересов различных партий и общественных объединений; формирование правового пространства для выработки политических решений; градация объема полномочий в зависимости от уровня инстанции и специфики учреждения, соблюдая принципы иерархичности и компетентности, и др.

В качестве показателей эффективности функционирования политической системы могут быть приняты:

  • своевременность и компетентность принятия политических решений, которые оперативно превращаются в конкретные действия в интересах всего общества;
  • обеспечение оптимальных политико-правовых условий для создания материальных и духовных ценностей и справедливого распределения, накопления и потребления;
  • достижение бесконфликтности, социально-политической стабильности и прогрессивного развития общества и др.

Все они способствуют целостности политической системы, ее самообновлению и переходу в новое качественное состояние. Следует иметь в виду, что нет единой теории политической системы. Различное видение структуры и типов политических систем предполагает многовариантность подхода к их изучению и возможность использования преимуществ, присущих каждому из них.

Вопросы для повторения:

  • 1. Каково содержание понятия «политическая система»?
  • 2. Назовите и кратко охарактеризуйте основные теории политической системы общества.
  • 3. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы политической системы общества.
  • 4. Каковы функции политической системы общества?
  • 5. Перечислите основные типы политических систем.

Рассмотрим основные определения политики, которые используются учеными-обществоведами:

  1. участие в делах государства;
  2. историки понимают под политикой виды, намерения, цели и образ действий правителей, их приближенных, это скорее искусство властвовать;
  3. политика - наука государственного управления (В. И. Даль). П Политик, по Далю, это умный и ловкий, не всегда честный государственный деятель, умеющий наклонять дела в свою пользу, кстати молвить и вовремя смолчать;
  4. политика есть искусство, доктрина о государственном управлении, а также деятельность тех, кто управляет или хочет управлять делами общества (французский энциклопедический словарь Лярусс);
  5. политика - искусство управления государством, определенное направление действий государства, партий, учреждений.

В политологическом словаре под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием социальных групп, политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства.

Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием власти. Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное управление, воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление: и экономическое, и социальное, и культурное - может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть.

Политическая деятельность - это деятельность в сфере политических, властных отношений. Политические отношения , в свою очередь, - это отношения между субъектами политсистемы по вопросам завоевания, осуществления, удержания власти. В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жесткостью протекания политического процесса. В результате политической деятельности, взаимодействия институтов политической системы, выполнения политических решений и установок формируется и развивается политический процесс.

Политическая деятельность может быть активной и пассивной, стихийной и целенаправленной, важная часть политической деятельности - это политическое руководство, включающее в себя следующие звенья:

  • выработка и обоснование целей и задач общества, социальной группы;
  • определение методов, форм, средств, ресурсов политической деятельности;
  • подбор и расстановка кадров.

Направления государственной деятельности по удовлетворению совокупных общественных интересов можно назвать направлениями политики . Есть политика внутренняя, которая ориентирована на разрешение внутригосударственных задач - поддержание порядка, обеспечение развития страны, благосостояния ее граждан. Есть политика внешняя, она включает в себя разрешение межгосударственных противоречий, ее задача - отстаивание интересов государства на мировой арене. Выделяют в современном мире и международную политику. Это не просто государственная деятельность, скорее - надгосударственная. Участвуют в ней Организация Объединенных Наций, Совет Европы, иные подобные организации.

Можно говорить и о различных разновидностях политики применительно к сферам общественной жизни, которые необходимо регулировать государству в лице его органов. Например, те действия, которые направлены на разрешение хозяйственных вопросов, можно назвать экономической политикой . Она занимает чрезвычайно важное место во всей системе государственных дел. Какими темпами будет развиваться промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сфера услуг, сколько мы сможем приобрести на свою зарплату, сможем ли мы продавать и покупать землю, какие платить налоги - все это вопросы экономической политики. Включите телевизор, когда идет программа «Время» или «Сегодня», и вы услышите, что Государственная дума обсудила и приняла (или не приняла) в первом чтении новый Налоговый кодекс страны, внесла поправки в представленный правительством проект бюджета на следующий год, обсудила статьи Земельного кодекса РФ, внесла законопроект о прожиточном минимуме и так далее.

Объектом экономической политики является каждый из нас, кем бы мы ни были. Если мы учимся или работаем в школе, то нас не могут не волновать проблемы государственного финансирования народного образования. Если мы - студенты, нас волнует своевременность выплаты стипендий, гарантированное трудоустройство по избранной профессии после окончания вуза. Если мы - женщины, мы заинтересованы в том, чтобы не было дискриминации в приеме на работу, определении размера заработной платы, продвижении по службе. Ведь ни для кого не секрет, что именно женщин предпочитают увольнять в первую очередь. Людей преклонного возраста волнует своевременность выплаты пенсий и их размеры. Разрешить все эти проблемы и призвана экономическая политика государства.

Вопросы содержания школьных учебных курсов, новых учебных пособий, программ включает в себя специальная образовательная политика . От нее зависит, какие открывать факультеты, институты, кафедры, какие предметы изучать в первую очередь. Актуальной проблемой для России является реформа школы. Разрабатываются различные ее варианты, ведутся споры о судьбе государственных и частных учебных заведений, о преподавании различных предметов. Как видите, здесь тоже мы встречаем столкновение интересов, и задача государства - найти между ними согласие во благо молодого поколения россиян.

Серьезную проблему в современном мире представляют национальные движения. Многие народы, проживающие ранее в границах единых государств - империй, сегодня пробуждаются к самостоятельной государственной жизни, пытаются строить свои собственные «национальные квартиры». Этот процесс может принимать крайне болезненные формы, вплоть до войны, терроризма, насилия. Пример тому - распад Югославии, проблема Приднестровья, Нагорный Карабах, Чечня. Каждый день мы узнаем о фактах захвата заложников на границе с Чечней, о тревожной обстановке на всем Северном Кавказе. Вопросы, связанные с решением данных задач, с сосуществованием и сожительством на одной земле нескольких разных народов, призвана решать национальная политика.

Должно государство заботиться и о нормальном приросте численности своих граждан. Оно должно знать, какому их количеству оно может обеспечить достойную жизнь, прокормить, обуть, согреть. Если в стране наблюдается снижение рождаемости и рост смертности, все ниже и ниже опускается планка средней продолжительности жизни, это симптомы кризиса. Государство должно разработать особую систему мер для поддержки материнства и детства, перераспределить средства для поддержки молодых семей. Генофонд нации - залог процветания и могущества государства, его будущее. Решать эти вопросы призвана демографическая политика . Она может быть направлена не только на стимулирование рождаемости, прироста населения, повышение качества жизни стариков. Есть страны, в которых главной проблемой, наоборот, является слишком высокая рождаемость - это Кения, Сомали, Венесуэла, традиционно острой является демографическая обстановка в Китае. Государство в таком случает вынуждено принимать специальные законы, ограничивающие количество детей в семьях.

Выделить в самостоятельную область можно и экологическую политику - деятельность государства по защите окружающей среды от разрушительного воздействия людей. Это и поддержание экологически чистых производств, и жесткие санкции против тех, кто загрязняет водоемы, воздух, варварски хозяйствует на земле, вырубает леса. Но нужно не только охранять, нужно проводить дорогостоящие исследования, создавать новые, ресурсосберегающие технологии. Все это - задачи государства.

Есть и многие другие направления государственной деятельности.

Можно говорить о политике в области культуры, науки, борьбы с организованной преступностью. Политик много, и в то же самое время она - одна и представляет собой в целостном виде деятельность, направленную на осуществление власти, на достижение обществом своих целей и задач, обеспечение более высокого, чем прежде, уровня жизни, общественного согласия и стабильного развития.

Политическая система - совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействий и взаимоотношений между ними.

Функции политической системы :

  • определение целей, задач и путей развития общества;
  • организация деятельности общества;
  • распределение духовных и материальных ресурсов;
  • согласование разных политических интересов;
  • пропаганда различных норм поведения;
  • приобщение людей к политической жизни;
  • контроль за выполнением решений и соблюдением норм.

Основные элементы политической системы:

  1. Институциональная подсистема - политические организации: партии и общественно-политические движения (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации, клубы по интересам), в особую структуру выделяется государство.
  2. Коммуникативная подсистема - совокупность отношений и форм взаимодействия между классами, социальными группами, нациями и индивидами.
  3. Нормативная подсистема - нормы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества: правовые нормы (конституции и законы, относятся к писаным нормам), этико-моральные нормы (неписанные представления о добре и зле, правде и справедливости).
  4. Культурно-идеологическая подсистема - совокупность различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений и чувств; 2 уровня - теоретический (политическая идеология: взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории) и практический (политическая психология: чувства, эмоции, настроения, предрассудки, традиции).
  5. Функциональная подсистема охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти.

Классификация политических систем:

  • в зависимости от источника власти и доминирования в отношениях власть-общество-личность: демократические и недемократические (авторитарные и тоталитарные);
  • открытые (конкурентность) - закрытые (назначение);
  • военные - гражданские - теократические;
  • диктаторские (опора на насилие) - либеральные (свобода личности и общества);

Демократические системы строятся на принципах индивидуализма, гуманности (человек является основной ценностью), ответственности, равенства, конкурентности, социальной справедливости, инициативы, суверенитета народа, множественности мнений, терпимости, свободы, презумпции невиновности, критичности, постепенности преобразований; а недемократические - коллективизма, кастовости, политической пассивности, системе подчиненности, идеологической обработки граждан (индоктринации), государственной опеке (протекционизме), использования любых средств ради достижения поставленных целей, утопизма (слепая вера в определенные идеалы), радикализма, насилия.

Кроме того, в зависимости от источника власти можно говорить об открытых и закрытых политических системах. Открытые системы характеризуются свободной конкуренцией, наличием возможностей для каждого реализовать свое стремление к участию в политической жизни. Причем эта открытость должна распространяться на все сферы жизни - при замещении любой должности объявляется конкурс и выбирается самый квалифицированный специалист по заранее известным критериям. Наоборот, в закрытых системах все решается на основе знакомств, родственных связей, взяток, личных пристрастий. Профессионализм в данном случае отходит на задний план, а если и проводятся конкурсы на замещение должностей, то делается это формально с заранее известными результатами. Таким образом можно говорить о двух типах правлений. При первом от правительства можно избавиться без кровопролития, в первую очередь с помощью выборов. В данном случае переход власти от одной группы к другой не сопровождается полным разрушением политических институтов и общественных традиций. Второй тип предполагает, что правительство может уйти только в случае переворота, успешного восстания, заговора, гражданской войны и т. п.

Очень близки к рассмотренным классификациям и остальные. Так, некоторые делят все политические системы на военные, гражданские и теократические. В данном случае главным критерием является господствующее положение в государстве одной из трех групп, имеющих значительный авторитет и силу. В современном мире большинство стран имеют гражданскую власть, но остаются еще государства, где господствуют военные (в первую очередь, в Африке и Южной Америке) или религиозные деятели (азиатские и некоторые африканские страны). Также есть разделение на диктаторские (опора на насилие) и либеральные (защита личной свободы) системы.

Важнейшей задачей политологии как науки является изучение функционирования политсистемы и составляющих ее институтов. Политология использует различные методы исследования:

  • институциональный : изучение политических институтов: государства, его органов, партий, средств массовой информации;
  • системный: предполагающий рассмотрение политической жизни общества в виде сложной системы институтов, норм, отношений, традиций, идей, системы самоорганизующейся и саморегулирующейся; также системный подход позволяет учитывать взаимосвязи и взаимодействия с иными сферами общественной жизни;
  • сравнительный : направлен на сравнительный анализ различных политических систем между собою, что дает основание для составления различных прогнозов;
  • исторический: предполагает рассмотрение политических явлений в развитии от прошлого к настоящему, выявление повторяющихся в истории явлений и процессов;
  • социологический : с его помощью выявляется взаимосвязь политики от развития общества в целом;
  • нормативно-ценностный : предполагающий выявление значимости для общества тех или иных политических явлений, их роли в повышении общественного благосостояния, в приближении общества к некоему идеалу.

Политическая система общества – сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов (организаций), норм, идеологий, ценностей и коммуникаций.

Компоненты (подсистемы) политической системы общества

Название Характеристика
Институциональный (организационный) совокупность организаций и граждан, взаимодействующих в процессе реализации своих интересов: государство, органы местного самоуправления, общественно-политические организации
Нормативный политические нормы – правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие политическое поведение субъектов: политико-правовые нормы, традиции и обычаи, моральные нормы, корпоративные нормы (уставы партий, объединений)
Культурный политическая идеология – форма политического сознания, воздействующая на содержание властных отношений; политическая культура
– способ деятельности в политике, отражающий уровень политической активности и зрелости субъектов
Коммуникативный система вертикальных и горизонтальных отношений в политике между подсистемами политической системы, сферами общественной жизни, политическими системами разных стран, участие средств массовой информации
Функциональный Основные направления деятельности политических институтов по реализации своих целей, задач, осуществлению государственной власти

Либерализм – индивидуализм, свобода личности, неотчуждаемость прав и свобод, частная собственность, государство – «ночной сторож».
Консерватизм – традиционализм, стабильность, приоритет общества и государства над личностью, главные ценности – семья, церковь, нравственность.
Фашизм – оправдание агрессивных действий властей во имя блага нации, чистоты расы, безграничная воля государства, милитаризм, ультрареакционная антигуманная идеология.

Основные идеологии современности

Социал-демократизм – достижение социально справедливого общества путём реформ, демократическое государство проводит активную социальную политику, идея социального партнёрства.
Коммунизм – коммунистическое общество строится на основе общественной собственности; классовая борьба – движущая сила общества, принцип однопартийности, всеобщая трудовая повинность.
Политический режим – совокупность средств, методов и приёмов осуществления власти и достижения политических целей.
Демократический политический режим Авторитарный политический режим Тоталитарный политический режим
1) признание народа единственным источником суверенитета; 1) концентрация реальной власти в руках политического лидера или политической группы, возможность проникновения в которую строго ограничена; 1) однопартийная система, господство единственной массовой партии, лидер которой одновременно является лидером государства;
2) гарантии гражданских, политических, социально-экономических прав личности, признание их естественными и неотчуждаемыми;
3) формирование органов власти путём свободных выборов на принципах всеобщего, равного и тайного избирательного права;
4) создание условий для деятельности партий, уважение большинством мнения и интересов меньшинства;
5) реализация принципа разделения властей;
6) многообразие и равноправие форм собственности, рыночная экономика;
7) развитая система органов местного самоуправления;
8) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства
2) осуществление политической власти административно-командными методами с применением принуждения или угрозы применения силы;
3) разрешение определённого идейного и политического многообразия, границы которого строго определены, реальная политическая борьба за власть не допускается;
4) ограничение и регламентация политических и личных прав граждан;
5) ограничение свободы СМИ;
6) относительно независимыми от государства являются: экономика, производство, повседневная жизнь, общественные организации
2) единственно разрешённая обязательная идеология;
3) монополия партии и государства на средства массовой информации;
4) разветвлённая система политической полиции, тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни;
5) централизованный характер управления экономикой