Рисуем комиксы карандашом. Правила построения комиксов

Истинный художник выражает то, что думает, не страшась столкнуться с вековыми предрассудками. Огюст Роден

Итак, друзья, этот урок будет посвящен такой важной теме как — правила построения комиксов . Может, у вас есть уже несколько персонажей, которых вы свободно рисуете. Возможно, вам удалось придумать своих собственных героев. Теперь самое время сделать их участниками комиксов. Далее я изложу основные правила, которые помогут создавать действительно хорошие, интересные повествования в картинках. Изобретательные художники-карикатуристы на каждом шагу нарушают правила построения комиксов. Но всё равно эти правила необходимо знать — хотя бы для того, чтобы игнорировать их избирательно.

Большинство комиксов компонуется из трёх или четырех связанных между собой панелей, но вовсе не нужно начинать именно с такой схемы. Осваивайте основы, работая с одной панелью. Когда обретёте уверенность, попробуйте выстраивать одна за другой три панели, получая связный рассказ, а в месте с ним и полноценный комикс!

Поскольку этот тип сдвинут слишком вправо.он получился зажатый границами панели. Ему буквально нечем дышать, и чувствует он себя не уютно.

Уже лучше … но скучновато. Всё что располагается по центру, выглядит как-то пресно и вяло.

Эврика! Теперь есть достаточно места не только для персонажа, но и для диалогового шара (или овала). Поскольку люди читают слева направо, персонаж, помещённые в левой части панели, направит их взгляд на остальные фрагменты.

Теперь посмотрите, что мы получим, расположив вашего персонажа в анфас. В таком положении он больше не будет направлять взгляд читателя слева направо, поэтому может находиться и в левой и в правой части панели — это уже не имеет особого значения.

Но он не должен, всё-таки находиться посередине: такое размещение не оставляет место для диалогового овала.

Всё нормально, но помните, что такое расположение не годиться только для случаев, когда персонаж повернут строго в анфас.

Забавно, что одна линия может создавать перспективу всей сцены, но именно эту функцию выполняет линия горизонта — это буквально граница земли. Фактически она определяет положение и неба, потому что всё, что находится выше линии горизонта, воспринимается как небо. Конечно, если вы добавите горы и здания, такая простая непосредственная связь земли и неба будет нарушена.

Горизонт слишком низко. Персонаж словно идет по натянутому канату.

Горизонт слишком высоко, такая завышенная линия горизонта создает иллюзию, что фон надвигается на нас, а рисунок при этом выглядит плоским.

Вот наиболее приемлемая формула: две трети отданы небу и одна треть- земле.

Практически все мы подвержены влиянию кино и телевидения, и создатели комиксов не являются исключением. Раньше в каждой панели персонаж фигурировал полностью — от головы до пят, но сейчас всё изменилось. Если по сюжету очень важно выражение лица персонажа, у вас может возникнуть желание показать лишь его лицо. Это крупный план. С другой стороны, если ключевым моментом для панели является движение персонажа, можно показать целиком его тело — общий или дальний план. А если, например, интересен персонаж, а не его ноги, можно выбрать средний план. Средний план хорош для смены темпа повествования, и он часто служит мостиком между общим и крупным планами. Резкий переход от общего плана к крупному может привести к зрительному диссонансу.

Дальний (или общий) план: показывается все тело.

.

.

Специальные кадры

Специальные кадры служат, согласно их названию, для передачи специальных эффектов. Ими не следует злоупотреблять, но и бояться их тоже не нужно — иногда такие кадры действительно забавны.

.

Такой кадр способен разбудить сонного читателя. Здесь вы сталкиваете своего персонажа нос к носу с читателем.

Крупный план того, о чём шла речь в предыдущей панели. Если объект, в данном случае кость, важен для восприятия шутки, можно показать только его, и читатель про это уже не забудет.

Ещё один способ изменить темп повествования. На таком кадре уместна высоко расположенная линия горизонта.

Силуэты являются отличным способом внесения изменений в зрительный ряд, когда на каком-то этапе не требуется детального изображения действия. Для силуэтов обычно отводятся средние панели: если вы поместите силуэты на первой панели, у читателя не будет возможности разглядеть лица героев, и он может потерять к ним интерес.
При использовании силуэтов в финале читатель может не уловить кульминацию шутки и реакцию на неё других персонажей. Наиболее эффектны силуэты в кадрах очень дальнего плана.

Линии горизонта могут использоваться в кадрах самого разного плана (за исключением очень крупного, где лицо занимает всё пространство). Обратите внимание, как линия горизонта придаёт глубину этому кадру крупного плана с персонажем в каске.

Когда вы вводите в пределы той же панели второй персонаж, результат может быть как положительным, так и отрицательным. Избежать хаоса на рисунке вам поможет одно слово — взаимодействие. Помещая двух персонажей на одну панель, вам нужно показать, как они физически взаимосвязаны. Это не означает, что персонажи должны соприкасаться — они вполне могут игнорировать друг друга, но что бы ни происходило на рисунке, оба субъекта должны быть вовлечены в общее действие.











Поскольку эффективность приёма «вид сзади» зависит от установившихся ранее взаимоотношений между персонажами, он используется в качестве мостика между двумя другими панелями. Вид сзади позволяет сфокусировать внимание на одном персонаже, оставляя другого в тени. Этот прием используется также для создания эффекта глубины кадра.




Обратите внимание, что границы панелей на этой странице нарисованы от руки. Хотя в большинстве комиксов границы проводятся под линейку, вы вправе экспериментировать, выбирая наиболее приемлемый для данной ситуации стиль.

Ничего столь сильно не выделяет комикс на газетной странице,как смелое сочетание белого и чёрного цвета. Чем больше зачернённые области, тем сильнее рисунки бросаются в глаза. Но здесь важно не перестараться — комикс с избытком чёрного будет слишком тёмным и мрачным. Наилучшим способом достижения баланса является принцип чередования чёрного и белого, то есть принцип «шахматной доски». Полученный эффект можно наблюдать на приведенном здесь рисунке.


Если в фоне рисунка нет ничего, что позволяет усилить зрительный контраст панели, попытайтесь импровизировать. Среди художников- карикатуристов большой популярностью пользуется «арочное» затенение: добавьте фон с дугообразной границей и заштрихуйте его. Ваша композиция немедленно приобретёт большую напряжённость.

Ещё один способ усиления зрительной привлекательности состоит в добавлении зачернённой области прямо в середине панели.



Оставляйте достаточный промежуток между границами диалогового шара и текстом внутри него.


Не смешивайте различные типы диалоговых шаров. Выберете один и придерживайтесь его. Нужно выработать читабельный стиль, а постоянное переключение от одного типа шара к другому может лишь запутать.


Носик диалогового шара должен быть коротким и точно направленным.

Существует лишь два правила в комиксах, которые никогда нельзя нарушать:

1. Диалоговый шар персонажа, который говорит первым, располагается крайним слева.
2. У персонажа который говорит вторым, диалоговый шар ниже.

Для того что бы композиция получилась более интересной, лицо персонажа может закрывать часть его диалогового шара.

.

Когда трудно найти свободное место, можно частично налагать диалоговые шары друг на друга…

…или даже выходить за границы средней панели, слегка наплывая на следующую.

Мы с вами разобрали основные правила построения комикса . Советую вам придерживаться их и применять на практике. Но иногда и отступайте от правил, если того требует ситуация.


Популярное современное искусство, позволяющее рассказать увлекательную историю, снабдив её яркой и увлекательной графикой, стало известным и приобрело множество поклонников. Любители необычного метода хотят узнать, как научиться рисовать в стиле комиксов. Экранизации самых известных образцов жанра завоёвывают киноэкраны, а герои новелл становятся узнаваемыми.

Из этой статьи вы узнаете, как создать увлекательную рисованную историю, изобразить ключевых персонажей и освоить технику, в которой работают специалисты со студии Марвел.

Как правильно рисовать комиксы: подготовка

Многих желающих освоить непростой метод отпугивает его сложность и длительный процесс обучения. Однако если вы освоите основные правила работы и поймете особенности, которые делают этот жанр уникальным, вам удастся создать любую сцену. Помните, что прорисовка героев, создание диалогов требуют кропотливого труда и таланта. Вы должны не только умело изображать, но и мастерски создавать тексты. Существует множество нюансов, влияющих на конечный результат. Приготовьтесь к долгим и упорным тренировкам. Не расстраивайтесь, если что-то будет получаться у вас хуже: желание научиться чему-то новому и интересному должно лишь крепнуть после неудач и ошибок. Находите в работе плюсы и совершенствуйтесь с каждым днём. Не забывайте исправлять недочёты и искать свои слабые стороны.

Решите, чего именно вы ждете от предстоящей работы. Успех может прийти к вам значительно позднее. Настоящие комиксисты добиваются славы годами. Если вы хотите получить место на студии, отдавайте себе отчет в том, что полностью коммерческая деятельность не оставляет права изменения существующей идеи. Вы будете делать однотипные зарисовки, отказавшись от экспериментов со стилем. Для того чтобы создавать настоящие произведения искусства, нужно обладать узнаваемой техникой и быть творческой индивидуальностью. Художник, который ценит свой труд, может отказаться от клише массовой культуры.

Озаботьтесь изданием собственных работ. Так вы не будете зависеть от кого-либо и обретете популярность среди любителей комиксов.

Помните, что данное искусство требует внимания к деталям и лаконизма. Историю персонажей вы должны рассказать на нескольких страницах. Для этого нужно постоянно тренироваться: добивайтесь автоматизма, который позволит вам с одинаковой скоростью изображать различные объекты.

Быстрая работа – это залог успешной карьеры. Если вы не умеете делать качественные изображение в сжатые сроки, выбирайте вариант который вас устроит: рисуйте и выкладывайте свои произведения в интернет, переведя комиксы в разряд увлечений.

Вдохновляйтесь работами профессионалов и не бойтесь им в чём-то подражать: это один из этапов на пути к приобретению мастерства, который вы должны пройти.

Приготовьте все необходимые материалы и инструменты. Для создания захватывающей истории в картинках необходимы:

  • графический редактор (если вы собираетесь работать в интернете);
  • карандаш и бумага;
  • тушь (для того чтобы обвести рисунок);
  • тонкие перья;
  • ручки и фломастеры для прорисовки;
  • белила или корректор;
  • линейки и треугольники для создания границ.

Теперь вы можете приступать к работе. Как научиться рисовать крутые комиксы с нуля? Не забывайте о том, что освоение данной техники потребует от вас усидчивости и внимания, долгой поэтапной деятельности, таланта и вдохновения. Очень важно настроить себя на творческий процесс, найти место для рисования, обеспечив комфортные условия для создания целой вселенной, населённой яркими и интересными героями.

Как рисовать комиксы для начинающих: работа карандашом

Начните с упражнений, которые помогут вам развить кисть и запястье. Рисуйте прямые или плавные, изогнутые линии. Следите за тем, чтобы они были ровными и непрерывными;
В процессе обучения не забывайте о наблюдениях. Следите за окружающими вас людьми, живой природой и предметами. Постарайтесь отражать на бумаге всё, что вы видите вокруг. Стремитесь к точному и детальному рисунку.

Важнее всего научиться изображать людей, ведь именно они станут героями ваших графических новелл. Подмечайте особенности телосложения человека, пропорции фигуры. Не забывайте о фактурах ткани: одежда вашего персонажа должна быть изображена максимально достоверно. Наметьте складки и потертости, при помощи штриховки создайте тени и прорехи.

Начинайте работу с прорисовки обнаженного тела: так вы добьётесь анатомически верного изображения. Этот подход помогает многим начинающим художникам. Основы академического рисунка пригодятся вам и в сложном деле создания комикса. Не поленитесь и найдите специальные книги или тематические статьи, которые помогут вам достигнуть цели.

Новичкам сложно даётся изображение лица персонажа. Для того чтобы создать точный портрет, научитесь следить за эмоциями, мимикой. Понаблюдайте за своим лицом, зарисовывая увиденное. Можете использовать кадры из кинофильмов с выразительными крупными планами.

Добивайтесь совершенства во всем и старайтесь красиво и правдиво изображать объекты, которые будут окружать ваших героев на страницах комикса. Изучите законы перспективы, рисуйте здания и пейзажи, животных и птиц, делайте этюды и быстрые наброски предметов, которые видите прямо перед собой. Такая тренировка поможет вам в короткие сроки преодолеть собственную лень и найти собственный стиль.

Не забывайте прорабатывать фон. Это не менее важная часть рисунка, которая требует особого внимания к мелочам и фактурам.

Если вы еще не знаете, как рисовать комикс, совершайте всю работу поэтапно, запоминая последовательность действий и повторяя их. Выделяйте на занятия несколько часов в день, не пропуская ни одной тренировки.

Для того чтобы сделать изображение отчетливым и акцентировать внимание зрителей на важных деталях, сделайте обводку контуров при помощи фломастера, ручки или туши. Корректируйте работу и исправляйте ошибки и мелкие недочеты при помощи белой краски или специального средства, которое продается в любом магазине с канцелярскими принадлежностями.

Без обращения к работам профессионалов невозможно узнать, как правильно рисовать комиксы. Изучайте графические новеллы мастеров для того, чтобы прийти к безупречному рисунку.

Работайте аккуратно. Равномерно наносите штриховку, закрашивайте тени и внимательно оформляйте задник рисунка. Научитесь различать оттенки черного и используйте их при контурировании.

Как рисуют комиксы в стиле Марвел

  • Найдите сюжет и создайте примерную раскадровку;
  • Сделав основные наброски, проработайте каждого персонажа;
  • Не забудьте разлиновать лист и указать границы, начертив рамку;
  • Сначала продумайте и зарисуйте композицию, а после переходите к деталям;
  • Преобразите карандашное изображение с помощью красок и туши;
  • Закончив работу, отсканируйте её и добавьте в редакторе диалоги.

Инструкция

Для большого и детализированного комикса лучше взять листы А3, а для простого достаточно А4.

Сделайте карандашные наброски, разделите листы на отдельные сектора и прочертите границы.

Сделайте наброски для каждого кадра, прорисовывая композицию, а затем детализацию.В некоторых случаях рисунок может выходить за пределы кадра для большего эффекта.

На компьютере впишите реплики в заготовленные облачка.

Уже довольно давно комикс считается самостоятельным жанром литературы и изобразительного искусства, и существует масса разных художников, работающих успешно и с интересом в жанре комикса. Все знают, что этот жанр накладывает на манеру рисования определенные правила, и эти правила нередко интересуют тех, кто тоже мечтает стать автором комиксов, но не знает, с чего начать, чтобы научиться их рисовать. Как научиться рисовать комиксы , достойные внимания и дальнейшей публикации?

Инструкция

Прежде, чем начинать рисовать , придумайте и пропишите план и сюжет вашего комикса . В комиксах обязательно должен быть сюжет – в противном случае они превращаются в простые рисунки , лишенные смысла. Заранее продумайте сюжетную линию и пропишите возможные реплики, а также придумайте образы основных героев.

Набросайте раскадровку будущего комикса – это поможет понять, что рисовать в каждой линейке кадров. Заранее прорисуйте образы основных персонажей, сформировав их стиль.

Начните создание комикса с подготовительных карандашных набросков, которые стоит делать аккуратно и тонко. Расчертите лист на сектора, прочертите границы в 0,5-1 см, в зависимости от размера листа.

Для начала сделайте наброски композиции каждого кадра, и только потом начинайте детализацию и прорисовку. Рисунок должен легко считываться с кадра, а некоторые его элементы для большей эффектности могут выходить за пределы кадровой рамки (например, взрывы).

Полностью прорисовав все кадры карандашом , займитесь их обработкой. Для этого используйте тушь и краску, если собираетесь раскрашивать и контуровать рисунки вручную. Существенную помощь в обрисовке контуров вам окажет рапидограф – он позволяет делать тонкие и четкие линии тушью.

Также вы можете использовать плакатные перья различного типа. После обрисовки и раскраски комикса его нужно отсканировать в разрешении 300 dpi и закончить обработку в Фотошопе.

После сканирования рисунок обязательно будет содержать некоторое количество дефектов и мусора – удалите эти дефекты, увеличив масштаб рисунка и используя маленький ластик с жесткими краями. В разделе Select>color range щелкните на любую белую область рисунка, чтобы выделить все белые фрагменты файла, после чего нажмите Delete.

Источники:

  • как научится рисовать аниме наруто

Создание комиксов редко переходит их разряда хобби в основной вид заработка. Дело не только в недостаточном качестве продукта и относительно низкой заинтересованности российского потребителя. Главный секрет удачливого художника комиксов в правильном понимании жанра.



Вам понадобится

  • – альбом для рисования;
  • – карандаши;
  • – ластик;
  • – зеркало;
  • – подборка комиксов.

Инструкция

Начните изучать работы классиков жанра – известных художников комиксов. Рекомендуем вам начать знакомство с жанром с работ Стива Дитко, Роберта Говарда и др. Также полезно изучить продукты, выпускаемые Warner Communications и Mirage Studious. На этом этапе вам станет понятно, чем вы хотите заниматься: написанием сценариев для комиксов или созданием иллюстраций для них. Существует также альтернативный вариант, когда автор комиксов одновременно выполняет обе эти функции.

Отшлифуйте до совершенства свои навыки живописи. Обратите особое внимание на акценты, которые, как правило, ставятся в комиксах: анатомия, мимика, изображение перспективы и пр. Прежде чем приступить к написанию первого комикса, необходимо изучить станковый рисунок, освоить практику портретной живописи и рисования с натуры (пейзажи). Большим подспорьем станет профессиональное художественное образование. Хотя оно далеко не всегда сулит комиксисту большой успех. Большинство художников комиксов дилетанты и самоучки. Для сценариста важны умения разбивать текст по сценарной раскадровке, лаконично писать реплики и передавать повествование в виде прямой речи.

Видео по теме

Рисовать комиксы сложнее, чем обычные рисунки. У автора должен присутствовать не только художественный, но и писательский стиль. К тому же, необходимо хорошо знать теорию рисунка: построение композиций, выбор цветов и правильное использование инструментов.



Выберите способ рисования: классический или на компьютере. В первом случае вам понадобятся чистые листы бумаги, карандаши разной жесткости, линейка и хороший ластик. Если вы собираетесь всерьез заниматься созданием комиксов, можете приобрести специальный наклонный стол. Также вам понадобится лампа и автоматическая точилка.

Если вы хотите рисовать комиксы на компьютере, то придется раскошелиться на графический планшет. Это устройство позволяет с помощью специального пера создавать изображения непосредственно в графическом редакторе. Вы можете использовать как обычные программы, позволяющие просто рисовать (Photoshop, PaintToolSAI), так и специализированные приложения для авторов комиксов (MangaStudio).

Персонажи

Основа любого комикса – персонажи. Вы должны не только в мельчайших подробностях продумать внешность героя, но и создать его характер. Каковы его основные мотивы, как он смотрит на мир, какие люди ему нравятся и так далее. Лучше всего сделать отдельные карточки, в которых будет указаны предыстория персонажа, его любимые и нелюбимые вещи, а также приблизительную роль в сюжете.

Рекомендуется создавать не менее двух основных персонажей: протагониста и антагониста. Это прибавит сюжету интересности. Противостояния и сложности всегда привлекают больше внимания. Также не стоит делать всех персонажей одного пола. Миловидные девушки, играющие второстепенные роли, нередко становятся гораздо популярнее главного героя.

Сюжет

Не важно, рисуете ли вы смешную или поучительную историю - никогда не рисуйте комикс, пока не придумаете сюжет. Это позволит вам правильнее расставить кадры и точно изобразить чувства героев.

Особое внимание стоит уделить окружению. В книге автор сам описывает местоположение героев, используя метафоры. Вам же придется изображать и темный лес, и комнату допросов и многое другое. Поэтому лучше сначала описывать каждую сцену на словах (можно записать или продиктовать на диктофон), а уже потом приступать к изображению.

Помните про составные части произведения: пролог, экспозиция, завязка, развитие действий, кульминация, развязка и эпилог. Не обязательно включать их все, однако они помогут правильно развить сюжет.

Композиция

Помните, что комиксы нельзя начинать и заканчивать с разворотов, для этих частей выделяют по отдельной полосе. Первый кадр всегда должен содержать окружение с мельчайшими деталями, это позволит читателю сразу же погрузиться в атмосферу. Каждый отдельный разворот должен содержать законченное действие, как абзац в тексте.

Источники:

  • как рисовать героев марвел

Комиксы любят и дети, и взрослые, поэтому они так популярны во всем мире. Как нарисовать комиксы карандашом поэтапно начинающему автору, расскажет статья.

С чего начать

Конечно, с идеи. Перед тем как нарисовать комикс, следует продумать хотя бы основные моменты сюжета и главного действующего персонажа. Кем он будет? Что с ним случится? И не менее важно, чем закончится история и какой смысл она передает? Создатели комиксов иногда говорят: случается, что после начала рисования комикса сюжет корректируется сам по себе, герои начинают "действовать самостоятельно", тем самым задавая фон происходящему. Действительно, если автор настолько вживается в роль своего персонажа, начинает видеть в нем реального человека, финал истории может меняться. Но это, скорее, удел профессиональных мастеров. Для начинающих авторов лучше заранее заготовить идею и продумать все ее составляющие.

Чтобы ничего не упустить, перед тем как нарисовать комикс, нужно ответить для себя на вопросы и составить план:

  • Кто является главным героем?
  • Какой у него характер и образ?
  • Кто вспомогательные персонажи (антагонист, второстепенные герои)?
  • Где разворачиваются события?
  • Это краткая динамичная история, или сюжет длинный и детализированный?
  • О чем рассказ?
  • Какие основные события приводят героя к финалу?
  • Чем заканчивается история?

Бывает, что дополнительные идеи возникают уже в процессе работы. Для того чтобы не потерять их, следует завести черновик и делать в нем наброски, записывать удачные реплики или ситуации, чтобы в дальнейшем их использовать.

Персонажи

Сюжет готов? Хорошо. Это примерно третья часть дела. Далее следует не менее важная - продумывание действующих лиц. Главный герой - ключевая фигура, образ которой должен быть запоминающимся. Для этого важно решить, какими качествами он будет выделяться: характером, оригинальным внешним видом, уникальными способностями или манерой общаться. Вариантов множество. Главное, чтобы читатель понимал его, мотивы его поступков и по возможности сопереживал ему.


Другие действующие лица тоже не менее значимы. Они должны задавать фон происходящему. Лучше пусть их будет меньше, но каждый из них играет свою роль - помогает главному герою или смешит читателя - не столь важно. Суть в том, чтобы каждый не был проходящим персонажем, а запомнился.

Антагонист, или герой, противодействующий главному, есть почти в каждой истории. Он не обязательно борется с противником. Пожалуй, важнейшая его роль - развивать ход событий, создавать ситуации, в которых развивается сюжет и главный персонаж.

Как нарисовать комикс карандашом для начинающих: поэтапно о структуре

Каждый, кто держал в руках комикс, помнит, из чего он состоит:

  • обложка, на которой изображается смысл содержимого (герои, название, эмблема автор и т. д.);
  • фронтиспис - первая страница перед началом комикса, где находится дополнительная информация;
  • титульный лист (иногда может совпадать с предыдущим) - краткое содержание, имена работавших над комиксом, даты и прочее;
  • основная часть - собственно комикс (число страниц индивидуально);
  • пин-ап пейдж - другие рисунки, не имеющие отношения к основному содержанию комикса, например, варианты обложек.

Как нарисовать комикс: композиция

Когда подготовительные этапы позади, можно приступать к рисованию. Сперва стоит обозначить поле для композиции. Важно помнить, что в комиксе большую роль играют диалоги, поэтому основное место на полотне должно быть отведено им. Диалоги должны быть достаточно выразительными, чтобы их можно было прочесть. Второй момент - ключевая фигура. Она должна находиться на первом плане в рисунке. Все остальные детали второстепенны, поэтому и рисовать их нужно в последнюю очередь. Не наоборот.

Итак, прежде всего нужно расчертить карандашом поле для рисунка. Для полотна формата А4 нужно ставить поля размером 0,5 см по бокам и 1 см снизу и сверху. Для формата А3 - 1*1,5 см соответственно.


Далее, следует расчертить поле на то количество сюжетов, которые будут помещены на странице. Например, 4 квадрата. В каждом из таких квадратов будет прорисован отдельный кадр. Важно помнить их последовательность - слева направо и сверху вниз.

Рамка может усиливать эффект происходящего. Часто для того, чтобы показать реальные события, она имеет четкие линии и острые углы. Для передачи воспоминаний или мыслей используют закругленные рамки или облака. Для рассказа о прошлом рамку затемняют или делают ее двойной.

Прорисовывание фигур и лиц

Тем, кто задавался вопросом о том, как нарисовать комиксы карандашом для начинающих, важно знать несколько моментов. Основное, о чем нельзя забывать: все детали в образе персонажей должны быть максимально одинаковыми. Когда рисование проходит вручную, часто не получается передать одного героя на нескольких картинках похожим на себя самого. Для этого рисунок должен быть максимально простым, не перегруженным деталями. Лица лучше рисовать схематично или в виде шаржей - с преувеличенным чертами. Таким образом, далее будет легче повторить изображение.

Чтобы нарисовать комикс человека, нужно учесть важнейший момент: для передачи каждой эмоции персонажа есть правильное изображение выражения его лица. Для этого стоит знать, какие схематические изображения частей лица соответствуют тем или иным эмоциям. Это основа знаний, перед тем как нарисовать комикс карандашом для начинающих. Поэтапно стоит потренироваться на одном и том же лице персонажа в изображении каждой детали. Ведь приподнятые брови, например, говорят не только об удивлении, но и о страхе. Здесь важен и разрез глаз, и форма рта.


Фигуру героя лучше изображать в динамичной позе, за выполнением какого-то действия, например. Поза также должна соответствовать испытываемым эмоциям или мыслям персонажа. Например, в задумчивом состоянии герой держится рукой за подбородок, а от недоверия к собеседнику складывает руки на груди.

Перед тем как нарисовать комиксы карандашом для начинающих, нужно знать, что большое значение имеет ракурс, с которого потенциальный читатель будет видеть героев. Этот элемент очень влияет на восприятие происходящей ситуации и отношение к персонажам. Например, супергерой, изображенный в ракурсе снизу вверх, смотрится более величественно, чем если смотреть на него прямо. А больше сочувствия вызывает персонаж, на которого можно смотреть сверху.

Диалоги и другой текст

В этом деле (как нарисовать комиксы карандашом - обсуждаем подробно) важно знать особенности передачи текстовой информации на полотне.

Более привычными и понятными читателю являются такие правила в рисовании диалогов: текст или звуки, выделенные в остроконечные фигуры, воспринимаются как громкие. Крик, например. В волнистых облаках передавать лучше тихий разговор или воспоминания.


Диалоги изображаются выше головы героев, в последовательности слева направо - так получится правильно нарисовать комикс поэтапно. Текст должен быть максимально коротким. Шрифт для разговора отдельных героев может тоже быть разным. Но не следует переусердствовать с этим. Двух вполне достаточно.

Для усиления эффекта звуков или эмоций рисуют всевозможные молнии, взрывы, восклицательные или вопросительные знаки.

Если автору необходимо передать какую-то информацию, о которой невозможно узнать из диалогов, на страницах комикса может быть отведено место для такого текста. Чаще всего такие реплики помещают в отдельную строгую рамку.

Когда все эскизы готовы, стоит позаботиться о штриховке рисунков. Если уровень владения карандашом позволяет, можно оставить комикс графическим. Но даже в этом случае большое значение имеет использование теней, переходов оттенка для придания рисунку объема и реалистичности. Перед рисованием стоит запастись несколькими карандашами разной мягкости. Одним удобнее писать диалоги и обводить контур, другим - штриховать фон.


Комикс может быть цветным. Для штриховки подойдут любые удобные материалы: тушь, акварель, акрил, фломастеры. Контур можно обводить и ручкой. Важный момент - поле диалогов лучше оставить незакрашенным.

С помощью программ обработки фото в комиксе можно скорректировать погрешности, добавить фон или другой шрифт.

В целом, чтобы комикс получился удачным, нужно помнить о следующем:

  • идеи лучше черпать из жизни, писать о том, что знакомо;
  • тщательно изучать не только комиксы, но и постановки кадра в фильмах;
  • быть готовым к тому, что первый блин может выйти комом (в этом деле важна практика и только она);
  • тщательно проверять орфографию, если не хочется упасть лицом в грязь;
  • перед тем как нарисовать комикс, можно не только составить план и сделать его набросок, но и прописать полный сценарий, по которому разворачиваются действия;
  • если есть сомнения по поводу идеи, можно посоветоваться с близким человеком или следовать совету Кинга по написанию книг - представить своего Идеального Читателя и его реакцию на свое произведение.


Создание комикса на компьютере

Если нет желания или навыков создания истории вручную, можно узнать, как нарисовать комикс на компьютере. Для этого в Сети существует много ресурсов и программ специально для такого дела. К примеру, Bitstrips, Comic Master, Chogger, Write Comics и другие. Они позволяют создать собственного персонажа или историю с уже существующими, имеют большой арсенал символов, шаблонов и возможностей для редактирования.


Перевод: Михаил Герасимов

Введение

Многие спрашивают меня, как я рисую, и как обвожу комиксы тушью. Эта тема настолько популярна, что я решил все изложить в этом материале. Наверное, мне стоило сделать это раньше. По профессии я инкер (контуровщик), и хотя об обведении тушью буду говорить развернуто, коснусь я также и рисования карандашом, это то, что мне чаще всего приходится делать здесь, на Филиппинах.

Однажды в одной статье я прочел, что работа над комиксами ужасно трудна, но я этому не поверил. Теперь, когда я и сам занимаюсь комиксами, я вынужден согласиться с тем мнением. Основная трудность, полагаю, лежит в понимании особенностей жанра. Многие люди приходят в эту сферу с ожиданиями, которые весьма далеки от реальности. Художник-комиксист — чрезвычайно высоко специализированная область деятельности, совершенно отличная от любых других форм изобразительного искусства, таких как живопись, карикатура или даже анимация. Если ты даже очень хороший художник, это отнюдь не означает, что ты автоматически будешь и хорошим комиксистом. В этом жанре существует множество присущих только ему нюансов, и именно о них я и собираюсь вести речь ниже.

Прежде чем вы начнете, вы должны разобраться, чего именно вы ждете от работы в комикс-бизнесе. Может, вы рассчитываете заработать таким манером кучу денег, а может, вы просто хотите создавать произведения искусства, от которых люди будут балдеть. Если вам нужны деньги и признание, вам прямая дорога в большие фирмы, вроде «Marvel», «DC» и «Image». Но не забывайте при этом, что комиксы — это коммерческий бизнес, особенно для больших компаний, таких как «Marvel» и «DC», и вам придется выдавать тот продукт, который будет продаваться. А это означает — заниматься искусством, привлекательным для масс, причем делать все это вам придется с учетом неизбежного дедлайна. Если же вы не хотите жертвовать своей творческой индивидуальностью, занимаясь коммерческим искусством, в эти компании не стоит и соваться. В таком случае вам нужно идти в небольшие издательства, вроде «Caliber» или «Fantagraphics»; оба эти издательства публикуют немало замечательных комиксов, чьи создатели отличаются индивидуальным художественным видением. А еще того лучше, издайте собственную работу сами.

Возвращаясь к тому, что я упоминал выше, если вы даже очень хороший художник, это вовсе не означает автоматически, что вы и хороший комиксист, хотя в таком случае вам будет намного легче. В комиксах вы должны суметь рассказать историю в картинках. Хороший комиксист сможет рассказать хорошую историю на нескольких страницах, не прибегая к словам. Если вы даже потрясающий художник, но не можете делать одну полосу за один день, карьера в комиксном деле вам не светит. Вам необходимо выработать стиль, который позволил бы вам рисовать одновременно и хорошо, и быстро. Потому что выпуски комиксов должны выходить регулярно, чаще всего, на ежемесячной основе. А это означает многочасовую работу почти каждый день каждой недели каждого месяца каждого года. Хороший комиксист должен соответствовать требованиям такой работы как физически, так и психологически, чтобы справляться с давлением и стрессами, неизбежными при бесконечных дедлайнах. Если такой расклад вас обескураживает, подумайте как следует, действительно ли вы хотите гробить свою жизнь, занимаясь этим. А если нет, тогда читайте дальше!

Хотя в первую очередь я контуровщик, во многих комиксах, над которыми я работал, есть мой вклад и в карандашные рисунки. Я изложу свои соображения на эту тему наилучшим образом, насколько это в моих силах, и надеюсь, кто-нибудь из вас почерпнет из них что-нибудь полезное.

Мне известны два способа, которые помогут вам начать рисовать комиксы. Первый — изучать искусство и рисовать с реальной жизни, а второй — просто подражать стилю какого-то другого художника. Многие наверняка нахмурятся, прочитав об этой второй возможности, но читайте, пожалуйста, дальше, и я вам все объясню. Сначала я расскажу о второй возможности.

Подражание и клонирование

Для начинающих художников совершенно естественно начинать рисовать, вдохновляясь искусством того, кем он (или она) восхищается. Когда я начинал рисовать, я очень много читал альбомы «Приключений Тэнтэна» Эрже, поэтому, естественно, мои рисунки очень походили на него, хотя были более примитивны. Хотите верьте, хотите нет, но множество художников, ставших теперь очень даже знаменитыми, начинали свою карьеру как клоны кого-то другого. Барри Виндзор Смит начинал как клон Джека Кирби. Трэвис Чэрест был всего лишь очередным безликим художником в длинной череде клонов Джима Ли. Биллу Синкевичу здорово влетело, когда он начал рисовать очень похоже на Нила Адамса. В начале карьеры Дейла Киоунза его работы было трудно отличить от работ Джона Бёрна. Стиль самого Джима Ли — это замечательный и изобретательный сплав Джона Бёрна, Майка Миньолы, Кевина Ноулена и Барри Виндзора Смита. С годами, однако, каждый художник вырабатывает свой собственный стиль, полностью отличный от того, с которого они начинали. Во многих случаях начинающим художникам просто необходима стартовая точка, некий прочный якорь, от которого они и начнут свой рост. Хотя в бизнесе (комикс-бизнесе) к подобной практике широко принято относиться с неодобрением, она породила столь много удачных карьер, что, на мой взгляд, такое отношение требует серьезного пересмотра. В настоящий момент мне кажется, что это совершенно законный способ обучения рисованию комиксов, в той мере, в какой он сочетается с серьезным обучением изобразительному искусству, в том числе, с подобающим изучением анатомии, перспективы, так же как и сценарного мастерства и т.д. Любой состоявшийся художник обладает собственной манерой рисования, и каждый из них вырабатывал ее в течение долгих лет постоянной практики и учебы. Но если начинающий художник всего лишь копирует состоявшегося, этого недостаточно. Фактически, если вы занимаетесь одним только копированием, я первый покачу на вас бочку. Художнику необходимо понимание, почему тут или там нужны именно такие линии, изгибы, формы и предметы. И научиться этому можно через понимание базовых принципов искусства. Я полагаю, что именно это сочетание информации о рисунке и может обучить новичка, сделать его полноценным, полноправным художником-комиксистом, со своим собственным, уникальным стилем.

Прежде чем учиться тому, как рисовать комиксы, человеку следует научиться тому, как быть художником. Возьмите карандаш и принимайтесь рисовать все, что вы видите вокруг себя. Рисуйте деревья, птиц, автобусы и автомобили, и старайтесь при этом подмечать все мелкие детали. Важнее всего, конечно, рисовать людей. Присматривайтесь к тем, кто вас окружает. Обращайте внимание на то, как они ходят, как они сидят и как они стоят, примечайте, как одежда сидит на их телах. Изображая людей, всегда предпочтительнее сначала сделать набросок тела, а потом уже облечь его в одежду. Начинающему художнику я бы не советовал рисовать человека сразу одетым, потому что понимание того, каково скрытое тканью обнаженное тело, позволит вам значительно достовернее изобразить складки на одежде. Мне приходилось видеть много сделанных начинающими художниками изображений людей, на одежде которых складки располагались где попало, без всякого смысла и логики. Одного этого достаточно, чтобы я скривился.

Не поскупитесь, разоритесь на покупку нескольких книг по анатомии. В их числе я бы порекомендовал книги из серии «Как рисовать…», проиллюстрированные Бёрном Хогартом (Burne Hogarth) и «Рисование фигуры» Эндрю Лумиса («Figure Drawing» by Andrew Loomis). Изучите все мышцы человеческого тела и постарайтесь запомнить, как они выглядят при взгляде спереди, сзади и сбоку. Вам не обязательно точно запоминать, как какая называется, надо всего лишь знать, где они расположены, сколько их, и как каждая мышца сочетается с другой. Упражняйтесь, рисуя тело и мускулы на нем в правильных пропорциях до тех пор, пока не сможете уверенно делать это, не заглядывая ни в какие анатомические справочники.

Следующий шаг — приобретение ярких иллюстрированных журналов. Я бы советовал журналы по бодибилдингу и фитнесу, чтобы вы могли видеть, как именно мышцы, которые вы только что изучили, сгибаются, вытягиваются и вздуваются. Многие художники рисуют мускулы преувеличенными, и порой это действительно выходит хорошо, особенно в руках такого художника, как Саймон Бисли — короля больших мышц. Но иногда художники, недостаточно понимающие анатомию, изображают огромные мышцы, да только не на своих местах, и вся их работа выглядит просто ужасно.

Чтобы рисовать женщин… — ну, придется вам как-нибудь раздобыть их изображения, на которых они без всякой одежды, это я говорю без шуток. Тем из вас, детки, кому меньше 18-ти, советую ограничиться книгами Эндрю Лумиса. Его рисунки женщин просто прекрасны. Что касается прочих, достаньте книги того же Лумиса, плюс я бы посоветовал приобрести парочку выпусков журнала «Плейбой». Чтобы научиться рисовать женщину, на мой взгляд, вам вовсе незачем покупать скабрезные журнальчики вроде «Хастлера», потому что пользы они вам не принесут. Разве что вы уж очень одиноки…. :) Вам важно знать, как рисуется обнаженное женское тело, потому что, если вы мечтаете создать альбом вроде «Гена-13», что ж, вам это умение очень понадобится. А если говорить серьезно, вам нужно это уметь потому что, как я уже сказал, вам нужно уметь нарисовать всякое человеческое тело без одежды, прежде чем вы его во что-нибудь нарядите.

Что касается умения хорошо рисовать лица, я обнаружил, что один из лучших способов добиться этого — использовать зеркало и срисовывать выражения своего собственного лица. Разумеется, лица, которые я рисую, я делаю привлекательными. Достаньте журналы о кино, потому что в них много кадров из фильмов и постеров, они обеспечат вас запасом мрачных темных снимков и огромным разнообразием выражений лица. Я также пролистываю многие журналы вроде иллюстрированных выпусков «Национального географического общества», потому что в них изображаются люди с самыми разными эмоциями и выражениями. Приведенная выше иллюстрация основана на нескольких фотографиях, найденных именно в этом журнале. Мне стоило большого труда не сделать рисунок точной копией снимков, потому что тут уже может зайти речь о правах на публикацию.

Но даже если вы уже умеете очень хорошо рисовать человеческое тело, этого все равно мало. Вам важно уметь также очень хорошо рисовать всё. И в это «всё» входят здания, машины, деревья, животные, самолеты, автобусы, вентиляторы, компьютеры… в общем, всё! Изучение, особенно в этом случае, чрезвычайно важно. Если вам нужно нарисовать лошадь, пожалуйста, не изобретайте ее! Возьмите фотографии, возьмите книги, возьмите журналы, возьмите книжку из серии «Как рисовать…» о том, как рисовать животных, потому что в рисовании лошадей существуют особые правила. В комиксах я часто вижу лошадь в таких положениях, какие ни одна живая лошадь не смогла бы принять. Если вам надо нарисовать сапоги, пойдите, найдите пару и поставьте ее перед собой на стол. Все, что рисуется на полосе комикса, включая самые мелкие детали, должно быть нарисовано правильно. Одна-единственная плохо нарисованная деталь на сногсшибательной странице губит страницу всю целиком. Например, вы изобразили на переднем плане потрясающего качка (Халка), а потом, на заднем плане — джип, больше напоминающий нарисованный в перспективе холодильник. И всё, вся панель испорчена. Поверьте мне, не жалейте времени на рисование задников потому что они так же важны, как и сами главные фигуры. Часто я сам на отделку задников тратил больше времени, чем на изображение людей. Особенно это важно, если вы мечтаете создать персонажа типа Человека-Паука или Бэтмена, тогда вам придется рисовать очень много городских видов с высокими строениями.

Преувеличение

Итак. Теперь, когда вы уже, вероятно, усвоили кучу вспомогательного материала не только с этого сайта, но также и из множества других источников, — дерзайте! Начинайте рисовать. Но есть еще один совет, которого вам не следует забывать. Если вы намерены рисовать супергероев для больших издательских компаний, помните, что вы изображаете мир комикса. Рисуя для своей публики, никогда не упускайте из виду, что вам надо рисовать преувеличенно. Если это взрыв, мало просто показать вспышку. Сделайте его как можно более разрушительным. И пусть всё окружающее реагирует на него. Пусть окна здания разлетаются вдребезги, и во все стороны летят обрывки газет. Когда герой бьет злодея, сделайте так, чтобы читатель ощутил удар. Пусть вдоль движения его кулака летит кровь, слюна и клочья волос. Добавьте спидлайны, чтобы обозначить сокрушительность удара.

Прежде чем вы предложите свою работу в какое-либо издательство, вам следует запомнить еще кое-что. Большинство издателей будут искать в предложенном вами комиксе особый формат, и если этот формат вами не соблюден, скорее всего, ваша работа будет оставлена без внимания. Все старания, вложенные вами в эти листы, пропадут попусту.

Итак, большинству издателей нужен комикс, нарисованный на бумаге размером 11«x17» (формат А3), состоящий из 4-5 страниц, на каждой из которых содержится последовательность кадров. Под этим я имею в виду, что на каждой из страниц, на которых излагается история, должно быть, по крайней мере, 3-4 кадра, не меньше. А лучше — больше. Никаких плакатов, никаких иллюстраций на целую страницу. По ним ни один издатель не сможет судить о ваших способностях изложить историю. Вы должны показать людей в покое и в действии. Всюду, где нужно, изобразите задники. Нельзя посылать по почте оригиналы ваших работ, потому что они могут пропасть. Найдите вместо этого хорошего фотографа и посылайте фотокопии. Надпишите свою фамилию, все адреса и номера телефонов на каждом листе. Вложите в бандероль сопроводительное письмо, в котором вы представитесь, и вложите также какие-то из своих предыдущих работ (если такие есть). Не расписывайте словами, как вы можете нарисовать то или это. Ваша работа прекрасно все скажет сама за себя. Постарайтесь быть кратким, чтобы не наскучить издателю. Вложите туда же конверт, надписав на нем свой адрес и приклеив марку, чтобы они могли вам ответить.

И не опускайте руки, когда получите письмо с отказом. Поверьте мне, у меня дома лежит тонна таких писем. То, что изображено выше, было послано мне компанией «Марвел» в 1993 году. И такие письма я получал от каждого издателя, какого вы только сможете вспомнить. «DC», «Дарк Хорс», «Вэлиент», «Китчен Синк», «Фантаграфикс», «Кэлибер», «Имидж», и особенно «Марвел». Этого хватило бы, чтобы сломать кого угодно, но иногда именно это вдохновляет вас, вместо того, чтобы обескуражить. Решительность. Желание. Сосредоточенность. Готовность к жертвам. Целеустремленность. Вы должны очень хотеть получить эту работу, чтобы преодолеть все трудности. И если вы, в самом деле, хотите ее достаточно сильно, и работаете достаточно усердно, работа, считайте, будет вашей.

Если вы смогли этого достичь, поздравляю! Это для вас очень большой шаг. Все остальное уже зависит от вас. Затяните ремень, прикуйте себя цепью к столу и начинайте рисовать.

Я думаю, едва ли кто-то мечтает стать контуровщиком комиксов. Любой начинающий художник почти всегда стремится быть и рисовальщиком, и контуровщиком. В идеале, художник САМ должен обводить свои собственные карандашные наброски, поскольку только так он сможет говорить, что работа полностью его. В производстве комиксов, однако, эти два процесса всегда разделены и выполняются двумя разными людьми. Но это лишь потому, что альбомы должны выходить вовремя, и такое разделение работы значительно ускоряет ее выполнение. Однако если время ЕСТЬ, я считаю, свои работы художнику лучше обводить самому.

Однако, поработав контуровщиком пару лет, я научился ценить эту работу и саму по себе, и убедился, в конце концов, что на самом деле это очень увлекательное дело. Многие годы, и даже по сию пору контуровщиков не принимают всерьёз. Чаще всего их считают «чертежниками», лишенными какого бы то ни было художественного дара. У меня просто нет слов, чтобы выразить, насколько ложно это представление. Разными путями я пришел к пониманию того, что контуровка — процесс, требующий гораздо больше сил и времени, чем рисование карандашом. В дальнейшем изложении я объясню свою позицию.

Прежде чем начать, вы должны узнать о разнообразных инструментах, которые необходимо иметь контуровщику. Для рисования карандашом вас нужны лишь карандаш, ластик, точилка, шаблоны и линейка. Контуровщику нужно гораздо больше. Ниже приводится список всех используемых мною инструментов.

1. Тонкие стальные перья. Для контуровщика это инструмент номер один. Чаще всегоиспользуются перья № 102 фирмы Hunt, но в принципе они могут быть любыми, лишь бы вы могли добиться с их помощью желаемого эффекта. Большинство контуровщиков предпочитает перья упомянутой фирмы, потому что у них очень гибкий кончик, и одним росчерком вы можете провести линию, изменяя ее толщину от тонкой до толстой. Сначала очень раздражает необходимость без конца макать перо в тушь, но через какое-то время вы привыкаете к этому. Я считаю, что вам стоит пойти купить по одному перья всех видов, какие вы только сможете найти, и испробовать каждое. Выберите для использования то, какое покажется вам самым удобным. Для меня было сначала довольно трудно пользоваться таким пером, потому что я очень привык рисовать механическими ручками, но через пару месяцев мне удалось приспособиться.

2. Механические ручки. Из них я предпочитаю ручки фирмы Rotring, с толщиной пера от 0,1 до 1,2 пункта. Ими я обычно пользуюсь для обведения контуров архитектурных и технических объектов. Иногда я обвожу ими и сами фигуры, — когда чувствую, что с перьями не достигаю желаемого эффекта. Чаще всего в настоящее время я сочетаю работу пером с работой механическими ручками.

3. Кисти. Другие художники пользуются кистями чаще, чем я. Я применяю кисть лишь для волос, листьев, травы и для некоторых спецэффектов. А такой «мастер кисти», как Джефф Смит рисует кистью практически всё. Такого владения кистью мне еще лишь предстоит достичь. Я предпочитаю собольи кисточки фирмы Windsor и Newton, поскольку ими мне удается проводить очень плавные и тонкие линии.

4. Тушь и бумага. Без подходящей туши и без подходящей бумаги, как бы вы ни старались, вы не сможете нарисовать по-настоящему хорошие линии контура, особенно если перо, как часто бывает, царапает бумагу. Обычно я использую тушь фирмы Higgin’s-сортов «India» и «Black Magic». Последняя выглядит на листе очень-очень черной. Бумага тоже весьма важна и часто является для многих контуровщиков источником головной боли. Обычно бумагой вас обеспечивает компания, на которую вы работаете, и по большей части это очень хорошая бумага. Когда я начинал работать в фирме Wildstorm, бумага, которую они мне присылали, была очень хорошей. Однако, через некоторое время фирма сдала свои позиции, и качество бумаги стало хуже, чем прежде. Это затруднило работу мне и, по всей видимости, другим контуровщикам тоже. Тогда Скотт Уильямс потребовал хорошую бумагу. Думаю, вам стоит купить образцы бумаги каждого сорта, с которым, по вашему мнению, вы могли бы работать, и попробовать на каждой из них разную тушь, — проверить, как они будут сочетаться вместе. Работая здесь, на Филиппинах, я использую бумагу, которая называется здесь «картолина», она полуглянцевая. На такой поверхности трудно рисовать карандашом, потому что она слегка более гладкая, чем нужно. Однако для работы тушью я очень люблю ее использовать, потому что на ней мои линии выходят очень аккуратными, без помарок.

Когда в этом году я был на фестивале комиксов в Сан-Диего (San Diego comic-con), я встретил там Джеоффа Дэрроу, и был потрясен, при виде оригиналов его работ. Он использовал довольно толстую кальку, название которой я сейчас не припомню. Для прорисовывания контуров он пользовался только плакатными перьями или ручками для рисования. Карандашные контуры своих работ он делал на обычной бумаге, а потом прорисовывал их, наложив сверху кальку. И почему это мне самому в голову не пришло?!

5. Фломастеры и ручки для рисования. В ближайшее время я собираюсь воспользоваться ручками для рисования, потому что работать ими очень просто и приятно. Иногда я пользуюсь фломастерами фирмы «Pentel» чтобы зачернить какие-то предметы или чтобы толсто прочертить грани кадров. Но постоянно ими пользоваться я бы не рекомендовал, особенно если вы хотите, чтобы оригинал выглядел хорошо. Нужно отметить, что порой на некоторых видах бумаги ваши контуры выглядит не вполне черным. Серые тени и серые линии, оказавшись на отпечатанной странице, становятся черными. Я видел немало некрасиво выглядящих оригиналов, с неравномерно закрашенными тенями, замазками, грязно прочерченными рамками и т.д.… Но, каким-то образом, в ходе печати, все перепады чёрного цвета выравниваются, и все выглядит отлично. Однако многие контуровщики стремятся избежать этого, стараясь, чтобы их оригиналы были аккуратными и красивыми, просто из любви к искусству и, разумеется, ради более высокой цены, — на тот случай, если в дальнейшем им понадобится продать их.

6. Белая краска. Обычно это «Pro White» или же корректирующая жидкость, они используются для исправления ошибок. И поверьте мне, — мне нередко случалось делать ошибки, — и каждый раз белая краска спасала мою шкуру. Она используется также для изображения спецэффектов, например — когда что-то сочно шлепается, с разлетающимися брызгами. Я также пользуюсь белой краской, нанося ее кисточкой, когда рисую волосы или траву на черном фоне.

7. Гвозди и резцы. Да, хотите верьте, хотите нет! Ими процарапывается рисунок поверх плотно покрывающего бумагу слоя туши. Такая техника создает эффект искр или дождя. Джэ Ли часто использует ее во многих своих работах.

8. Угольники и лекала. В их число входят рейсшины (хотя лично я предпочитаю инструмент, который называется «прямоугольник» — по сути, это та же рейсшина, но оба ее конца соединены проволокой, что позволяет поднимать и опускать его край), треугольники, лекала, шаблоны (круглые и эллиптические) и транспортиры.

Совет для тех, кто пользуется треугольниками и линейками. Приклейте к ним снизу скотчем монетки, чтобы они чуть приподнимались над поверхностью рисунка. Это не позволит туши затекать под треугольник, когда вы используете его при работе с пером или механическими ручками.

Каждый день, прежде чем начинать контуровку, я разминаю руку и запястье, проводя кривые (дуги, изгибы), круги и прямые линии на отдельных клочках бумаги. Особенно я стараюсь, чтобы мои дуги были как можно более плавными, в том смысле, что на линии, на всем ее протяжении не должно быть неровностей, «заусениц». Круги я стараюсь сделать как можно более округлыми и стараюсь замыкать их так, чтобы не было заметно того места, где я их замкнул. Прямые стараюсь проводить, как можно дольше не отрывая руку от стола. Сейчас я делаю все это минимум по десять минут в день. Однако когда я только начинал, порой я целый день только и делал, что рисовал одни дуги, чтобы приучить руку легко проводить линии такого типа. Это умение невероятно поможет любому контуровщику при рисовании волос, человеческих фигур, листвы и всего, в чем может потребоваться кривая линия.

Понимание замысла рисовальщика

Рисунок из «Камня» (№ 3), Avalon Studios

Слева кадр, нарисованный Уилсом Портачио, а справа — он же, обведенный мною.

Мне всегда требовалось какое-то время, чтобы приспособиться к контуровке чего-то нового. Мне потребовалось поработать почти над целым выпуском «Адского полицейского» (Hellcop), чтобы приспособиться к карандашным линиям Гилберта Монсанто и понять, что именно он хочет ими показать. А чтобы приспособиться к Уилсу Портачио мне потребовалось немного больше времени. Понимание замысла рисовальщика — это то, чего стремятся достичь многие контуровщики, и это именно то, что уводит контуровщика от слепого прочерчивания всего, чего бы там художник не нарисовал. Первое и главное, что вам надо помнить, будучи контуровщиком: вы тоже художник.

Тщательно изучите карандашные линии, нанесенные художником, и постарайтесь понять, почему он нарисовал то, что вы видите. Если какая-то отдельная линия, или форма, или что угодно, для вас не понятны — не обводите их. Свяжитесь с художником и спросите у него, что это такое. А если до художника не добраться, тогда обведите это таким образом, чтобы оно стало для вас осмысленным. Не обводите ничего, что вы не понимаете.

Часть вашей работы в качестве контуровщика — сделать яснее, подчеркнуть то, что изобразил художник. Когда вы видите, что он от руки нарисовал какой-нибудь круглый предмет, скажем, планету, или мяч, или зрачок глаза, вы понимаете, что в его замысле эти предметы должны быть идеально круглыми или эллиптическими. Поэтому не обводите их от руки, возьмите вместо этого шаблоны. Когда вы видите. Что художник от руки нарисовал пистолет, и его не обводите от руки, возьмите вместо этого линейки. Это я и называю — подчеркнуть работу художника.

Если только у вас нет особой договоренности с художником, важно, чтобы вы не «забивали» его стиль своим собственным. Однако это правило не абсолютно. На самом деле все зависит от ваших отношений с художником и от того, как долго вы работаете вместе. Так, с Гилбертом Монсанто, художником комикса «Адский полицейский» издательства «Avalon Studios» у меня сложились весьма свободные отношения, и потому я часто позволяю себе менять что угодно, не для того, чтобы самоутвердиться, как художнику, а для усиления ясности и общего впечатления от рисунка. Внизу — образец того, что я имею в виду.

Первое, что я заметил, это то, что на карандашном рисунке маска кажется кривой, поэтому справа вы можете увидеть, как я «выправил» ее. То же я сделал и в отношении круглых фильтров, выходящих из маски, защитных очков и символов. С наплечниками дело обстояло немного сложнее. Я наложил на них текстуру, которую в карандаше обычно не сделать. Зачем? Вероятно, потому что так они выглядят лучше, и я сделал так, потому что Гилберт дал мне добро на это.

На оригиналах рисунков лепнина на арке над входом за фигурой дана только в намеке. Я вмешался и изобразил лепнину гораздо определеннее, чтобы сделать более явным, показать, что это на самом деле вход.

Я рад, что при обведении контуров для «Адского полицейского» я могу пользоваться такой свободой. Я более полно и с большей радостью отдаюсь этой работе и ощущаю свой вклад в то, чтобы альбом стал лучше. Но я могу делать это только потому, что мне позволено это делать, и я не стану настоятельно советовать кому-то другому поступать так же, не проконсультировавшись с вашим художником и издателем.