Если девочку занесли в алтарь. Почему нельзя заходить в алтарь

С наступлением тёплого времени года начинается так называемая «крестильная пора». Чтобы ответить на многочисленные вопросы прихожан в преддверии массовых крестин, настоятель Свято-Троицкого кафедрального собора с. Енотаевка иерей Сергий Черкасов согласился дать интервью.
- Таинство крещения установлено самим Господом. Каждый год 19 января мы празднуем Крещение Господне, когда Иоанн Креститель крестил в водах Иордана Иисуса Христа. Только то крещение представляет собой скорее покаяние во грехах, так как скоро на проповедь должен был выйти Иисус. Крещение, которое мы совершаем сейчас, по большому счёту тоже является покаянием за так называемый первородный грех, совершённый Адамом и Евой и передаваемый по наследству каждому последующему человеку. В этом таинстве человек получает прощение греха и рождается в новую жизнь, и потому всякий, кто не принял крещение, не может полноправно считаться православным христианином и причащаться в храме Святых таин, не может быть крестным и сочетаться церковным браком. Одним словом, крещение – это открывающиеся врата в церковную жизнь.
- Иногда слышатся возмущённые возгласы, что крестят несознательных малышей…
- Обычно мы крестим младенцев по вере их родителей, считающих себя православными христианами, которые тем самым подтверждают, что ребёнка будут воспитывать в этой религии. Кстати, именно по этой причине и требуются крёстные родители. Основное значение крещения для малыша в том, чтобы получить возможность причащать его Святых таин. Хочется отметить, что чем раньше крестить ребёнка, тем легче на самом таинстве. 1,5-месячный малыш ведёт себя достаточно спокойно во время обряда. А полугодовалого младенца крестить уже трудно, так как ему уже всё интересно, и кисточку, которой его помазывают, ему хочется непременно схватить и погрызть. Еще сложнее крестить ребёнка в возрасте от 1,5 до 2 лет, потому что к этому времени у него уже сложилось собственное самосознание и он желает бегать, прыгать и скакать. А если малыш, к примеру, нелюдимый, то начинает капризничать и плакать. А во время обряда ребёнка нужно несколько раз передавать из рук в руки, он начинает нервничать, и таинство превращается в один сплошной плач. А если детей несколько, то по цепной реакции начинают плакать все.
- Почему девочек после крещения не заносят в алтарь?
- Мальчика, как потомка Адама, которого Бог сотворил из земли и вдунул в него жизнь, заносят для воцерковления в алтарь. Девочку только подносят, так как Ева была сотворена из ребра Адама, то есть создана из уже созданного. Есть и другая причина: в первые века христианства крещение совершалось, как правило, во взрослом возрасте. На основании древнего канона в алтаре не может быть никакой другой крови, кроме жертвенной крови Иисуса Христа. А у женщины бывают периоды очищения. Дабы исключить эту возможность, девочек не заносят и не заводят в алтарь.
- Зачем перед крещением будущие крёстные родители приглашаются в храм на огласительные беседы?
- В нашей епархии правилами установлены 2 беседы, одна из них предварительная, другая непосредственно перед самим таинством. Во время бесед крёстные, которые будут принимать самое активное участие в обряде, должны ознакомиться с основными правилами проведения таинства. К примеру, до момента погружения малыша в воду его держит крёстный противоположный с ним по полу, а после купели - наоборот.
- Почему крёстные родители не могут быть мужем и женой?
- В нашем районе проживает много выходцев из бывших советских республик. В национальной традиции армян кумовья обязательно должны быть супругами. Но с учётом того, что армяне не православные, а григорианского толка, мы их традиции не придерживаемся. Крёстными могут быть только люди из разных семей, поскольку после крещения они выходят на первый уровень духовного родства и потому после этого не могут продолжать естественно-физическую семейную жизнь. И чтобы этого не произошло, мы заранее предупреждаем, что крёстные родители не могут быть супругами, женихом и невестой или жить гражданским браком.
- Что необходимо иметь с собой на крещении?
- Крестильную рубашечку и чистое полотенце. Если финансовое положение не позволяет приобрести крестильный набор, можно взять чистую маечку и трусики, это допустимо.
- Может ли быть у ребёнка только один крёстный?
- В русской традиции у человека 2 крёстных. Допускается и один крёстный, важно, чтобы восприемник был одного пола с малышом: у девочки – крёстная, у мальчика – крёстный. Не может быть такого, что крёстный как бы есть, но на самом крещении он отсутствует. Нельзя крёстного просто записать в свидетельство. Крёстный родитель, если принял для себя такое решение, обязательно должен присутствовать на таинстве лично, потому что второго крещения не бывает. Даже если человек когда-нибудь уйдёт в раскол (примет другую веру или попадёт в тоталитарные сети), «перекрещивания» не будет. Церковь примет его обратно через покаяние.
- С какого возраста допустимо быть крёстным?
- С 18 лет. Но в исключительных случаях и с 14-15 лет, когда подросток постоянно посещает храм, регулярно исповедуется и причащается. Верхний предел возраста трудно определить, но если вы приглашаете в крёстные бабушку 65 лет, то возникает вопрос: а будет ли она ещё в силах в ближайшие 14-16 лет духовно, а может быть и физически окормлять своего крестника?
- Следует ли соглашаться быть крёстным, если вы плохо знаете семью малыша?

- Если вы недостаточно хорошо знаете семью ребёнка и не готовы с ней дальше тесно общаться, то не берите на себя такой ответственности. Потому что впоследствии может оказаться так, что вы будете только молиться за своего крестника, а принимать активное участие в его судьбе уже не сможете. Так быть не должно. Крёстные родители должны осознавать, что с момента крещения получают возможность влиять на ход жизни ребёнка.
- Сколько крестников можно иметь одному человеку?
- У меня их 10, и некоторых из них я вижу крайне редко. Но каждый раз, когда соглашаюсь быть крестным, я на 100% уверен, что родители малыша действительно верующие люди и воспитают его в церковных традициях. А я только молюсь за всех моих крестников. Сколько иметь крестников? А сколько вам по силам? Решайте сами, никаких ограничений нет.
- Некоторые ищут богатых крёстных из-за хороших подарков …
- Крайне неверно. Я вам подскажу: выбирайте кумовьёв из числа ваших близких родственников (двоюродных братьев и сестёр, тётей и дядей), чтобы укреплялись ваши родственные связи. Потому что крёстные – это уже часть семьи, они должны знать ваши семейные традиции, уклад. Надо, чтобы родовые связи крепли, а ваша семья разрасталась.
- Что входит в обязанности крёстного?
- Основная функция крёстных в современном мире – молитва за своего крестника. Каждое утро выделите 1 минутку: «Господи, благодарю тебя за прожитую ночь, сохрани меня в наступающий день и помяни моих крестников ». Также и на ночь. Ещё крёстные родители, независимо от того, насколько воцерковлена семья малыша, должны раз в квартал брать своего крестника в храм на причастие. Отношения крёстных и крестника должны в первую очередь строиться на религиозной почве, иначе они ничем не будут отличаться от других тёть и дядь.
Галина ШУШЕРОВА.

Точка зрения: иерей Максим Бурдин, клирик Успенского кафедрального собора г. Астрахани,
13.03.2019 Астраханская епархия 12 марта 2019 года, во вторник первой седмицы Великого поста, митрополит Астраханский и Камызякский Никон молился в Покровском соборе за уставным богослужением, состоящим из утрени, часов, изобразительных и вечерни.
12.03.2019 Астраханская епархия Великий пост - Великая Четыренадесятница вместе со Страстной Седмицей - это самый важный для православных верующих период года.
12.03.2019 Punkt-a.info

В читальном зале Государственного архива Астраханской области расположилась выставка печатных изданий научно-справочной библиотеки, посвящённая Дням православной книги в Астрахани.
12.03.2019 Правительство Астраханской области

Строка поиска: алтарь

Найдено записей : 30

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! Здравствуйте, дорогие батюшки! С праздниками вас, мира вам, долголетия, здоровья, низкий всем вам поклон и благодарность за ваш труд! Хочу спросить, были с мужем на воскресной исповеди, на субботнюю не смогли попасть, написали все на листках, но батюшка торопился и, не читая их, прочел разрешительную молитву, а наши листочки унес с собой в алтарь. Считается ли эта исповедь действительной? И еще, можно ли женщине дома молиться без платка?

Татьяна

Воистину воскресе! Спасибо! И Вас с праздником! Татьяна, я воздержусь от решения, считается ли такая исповедь действительной или нет, это – дело Божие, не мне решать, но могу сказать, что Вам надо исповедоваться еще раз и постараться все же назвать свои грехи, чтобы священник Вас услышал. Дома, так же, как и в храме, надо молиться в платке. Вообще, у нас сейчас – странные времена, согласитесь: чтобы пойти в храм, женщины поверх своих рейтуз, в которых ходят по улицам, натягивают юбки и надевают платки, а как выходят из храма, вновь преображаются в обратную сторону. Это ж никакая психика не выдержит таких преображений, такой раздвоенности личности! То ли дело в старину – женщина соответствовала себе, была постоянной и верной себе, все время – в платке, в приличной одежде!

игумен Никон (Головко)

У меня умер отец 21 апреля 2013 г. Годовщина в этом году приходится на понедельник, второй день Пасхи. Можно ли его поминать 21 числа?

Татьяна

Татьяна, на Пасху и во всю Светлую седмицу не служат панихид по усопшим. Вы обязательно 21 апреля сходите в церковь на службу и подайте в алтарь записку о упокоении (в алтаре поминают), и сами помолитесь за службой. Поминальную трапезу справьте на Радоницу, 29 апреля.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, отец Александр. У меня такой вопрос. Можно ли входить в алтарь недействующего храма, если в нем открыта экспозиция музея, присаживаться там на банкетки для посетителей? Вход только через проем для царских врат. Музей в храме монастыря уже 60 лет, а до этого престол был освящен.

Светлана

Здравствуйте, Светлана. Лучше бы в такой «музей» совсем не ходить. Больше греха, конечно, на тех, кто организовал это осквернение, но и посетители в нем соучаствуют своим согласием и одобрением.

иерей Александр Белослюдов

ЗДРАВСТВУЙТЕ, БАТЮШКИ! С Рождеством Христовым и Крещением Господним Вас! Ответьте, пожалуйста, чем отличается записка о здравии, поданная в алтарь, от тех, которые подаем в церковной лавке? Спаси Господи!

Виктория

Здравствуйте, и Вас с праздниками. Видимо, предполагается, что записки, подаваемые в алтарь, поминаются непосредственно священниками, а обычные – диаконом и чтецами. Но это зависит от практики конкретного храма.

диакон Илья Кокин

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, крестился, будучи взрослым. Хотел уточнить, обряд воцерковления проводится только у детей? Мне его не проводили, т.е. исповедовался и причащался, но обряда воцерковления не было. Нужно ли мне его пройти?

Борис

Нет, Борис, обряд воцерковления бывает у всех. А разве священник после крещения не вводил Вас в алтарь? Может быть, Вы не помните, или не поняли, что это алтарь? Если этого все же не было, что ж, попросите Вашего приходского священника исправить этот недочет.

игумен Никон (Головко)

Доброго времени суток! Позавчера батюшка по ошибке покрестил мою 3-месячную дочь Сашу рабом Божьим Александром и занес алтарь. Что делать теперь? Перекрещивать ребенка? Спасибо.

Оксана

Здравствуйте, Оксана. В этом конфузе есть и Ваша вина, где были Ваши глаза и уши? Наверное, крестили сразу несколько младенцев и батюшка запутался. Подойдите к нему и скажите, что произошло. Он прочтет молитву на наречение имени дочери. Смотрите, чтобы и во второй раз ее не нарекли Иваном. Крещение, тем не менее, действительно, и повторяться не может.

иерей Александр Белослюдов

Объясните, пожалуйста, что такое заказная обедня, как ее подавать, я много слышала о ней, но в церковных требах не нашла. Заранее спасибо.

Ирина

Ирина, заказная обедня - это усиленная молитва за душу человека о здравии или о упокоении. Служат заказную Литургию (по просьбе) и усиленно поминают человека, за которого хотят молиться. Сейчас это ограничивается только тем, что подают заказную записку в алтарь. Пишут на бумажке имя, Вы говорите, что заказная записка, эту записку относят в алтарь и там священник во время Литургии поминает ее.

иеромонах Викторин Асеев

Доброго времени суток. Хотелось бы задать такой вопрос. Как часто можно ставить свечки в Храме за упокой мужа? Спасибо!

Анна

Анна, недостаточно просто ставить свечи за усопших. За усопших надо молиться, свеча всего лишь помогает нашей молитве быстрей дойти до Бога. Одна свеча, без молитвы, ничего не дает. За усопших надо подавать записки в алтарь и самим присутствовать на Божественной литургии и участвовать в церковных Таинствах (исповедь, Причастие), служить панихиды, и дома надо молиться об упокоении души (упокой, Господи, душу усопшего раба…) тогда свеча имеет смысл, и наша молитва будет услышана. Молиться и ставить свечи в храме об упокоении можно так часто, как Вы сами этого пожелаете.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! Я где-то слышала, что алтарь в каждом храме охраняет ангел. И даже если храм был разрушен, то на том месте, где был алтарь, все равно всегда будет стоять ангел. Так ли это? Спасибо за ответ!

Наталья.

Да, Наталья, это действительно так. Вы правы.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшка! Помолитесь, пожалуйста, за раба Божьего Юрия. Находится сейчас в больнице по причине душевной болезни. У меня к Вам такие вопросы: всякому ли такому болящему нужна отчитка? Как, кроме лекарств, можно ещё помочь? И обязательно ли при крещении мальчика вносить в алтарь? Моего сына не вносили. Стоит ли по этому поводу беспокоиться? Батюшка мой сказал, что вносят только тех, кого родители готовы посвятить Богу, то есть воспитать служителями Церкви. Так ли это? И последнее: после исповеди мне стали приходить мысли, что я зря это сделала, что теперь батюшка будет презрительно относиться ко мне, что мне и в Церкви появиться будет стыдно теперь. Значит ли это, что моя исповедь была неискренней? Заранее благодарю за ответ.

Татиана

Отчитка, по моему мнению, противопоказана всем: http://www.mgarsky-monastery.org/kolokol.php?id=1596 . А вот регулярное посещение храма и участие в таинствах Церкви может помочь верующему душевнобольному. Вносить младенца мужского пола в алтарь положено по чину воцерковления. Но если это не было сделано, то ничего в этом страшного нет. Вы, конечно, понимаете, что мысли после исповеди навеяны бесами, поэтому не стоит им поддаваться. Но искренность покаяния совершенно не зависит от этих помыслов. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Я хотела спросить, когда крестят деток, девочек можно дома, а мальчиков в церкви, чтоб в алтарь занести. А вот, если малыша покрестили, и мама не смогла на тот момент находиться в церкви, и поэтому в алтарь малыша не занесли? Мне интересно, какую роль играет то, что его не занесли, это равносильно незаконченной процедуре? Когда малыш сильно беспокойный и его регулярно причащают, но он все такой же беспокойный, можно ли ещё чем то помочь ему? Может, можно попросить молитву какую-то почитать батюшку? Заранее большое спасибо за ответ!

Екатерина

Екатерина, во-первых, сразу – уточнение: и мальчиков, и девочек, если нет к этому никаких препятствий, принято крестить в храме. И если мальчиков вносят в алтарь, как Вы правильно заметили, то девочек тоже подносят к алтарю, к Царским вратам, что дома, естественно, сделать невозможно. Этот обряд называется "воцерковление" и является завершением Таинства крещения. Без него, совершенно верно, крещение – не закончено.
Если малыш беспокойный, то большое значение имеет, причащаются ли его родители также часто, как и он. Пусть причащаются вместе с малышом – это всегда дает поразительные результаты.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте! У меня есть близкие и дорогие мне люди, они мусульмане. Могу ли я помолиться за них в церкви с упоминанием имен не будет ли это грехом? Храни Вас Господь!

Андрей

Да, Андрей, помолиться можете, но в записки, подаваемые на Литургию, их писать нельзя.
Кстати, не могу не упомянуть о той практике в этом вопросе, которая принята в Афонских монастырях, в частности в Русском Пантелеимоновом монастыре. Там принято в "заказные" записки писать только христиан, а вот в "простые" - абсолютно всех: и иноверцев, и совсем неверующих, и даже покончивших с жизнью.
Как же это возможно? Дело в том, что "заказные" записки там все идут на проскомидию , за каждое имя вынимается частичка и священником совершается Бескровная Жертва. А "простые" записки читаются братией в храме во время богослужения, в алтарь они даже не вносятся. Таким образом, братия на службе просто молится - и вымаливает - этих людей.
У нас в России принята другая практика, тоже имеющее законное основание, когда все записки без исключения поминаются на проскомидии. Однако согласно этой практике в записки писать иноверцев уже не приходится - только верных, то есть православных христиан.
Если Вы захотите подать записку о Ваших близких на Афон, обратитесь в афонское подворье (Москва, Ул. Гончарная, д. 6. Метро "Таганская").

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, уважаемые батюшки! Скажите, пожалуйста, обязательно ли при крещении вносить мальчиков в алтарь?

Наталья

Наталья, всех мальчиков, крещенных в Православной вере, заносят в алтарь в знак того, что им как мужчинам открыто священство, и они могут стать служителями церкви, даже если на самом деле они станут пожарниками, поварами или сантехниками.

иерей Александр Бабушкин

Здравствуйте. Я хочу узнать, как можно поступить в духовную семинарию. Я знаю, что нужно рекомендательное письмо, а чтобы его получить, нужно быть при церкви. Но меня на работу в церковь не берут. Но я бесплатно не могу работать, у меня семья, а работу с церковью тяжело совместить. Что мне делать, душа просто болит.

Виталий

Вам надо поговорить с настоятелем Вашего храма о Вашем желании поступать в семинарию. По идее, он должен обстоятельно побеседовать с Вами и благословить Вам приходить в алтарь и прислуживать по выходным и праздникам, этого вполне достаточно для того, чтобы дать Вам через время рекомендацию. Что же касается остальных требований, то Вам лучше зайти на сайт той семинарии, в какую Вы планируете поступать и найти там список требований и документов. Желаю Вам помощи Божией в благом начинании.

диакон Илия Кокин

Почему собака считается нечистым животным? А кошка?

Елена

Бог отделил день от ночи, зиму от лета, чистоту от грязи, добро от зла. Весь животный мир сотворен Господом во благо человеку. Собака в гораздо большей степени, чем кошка состоит на службе у человека. Нечистота собаки, так сказать, условна, и связана, в основном, с особенностями человеческого восприятия. Мы говорим о нечистоте собаки только в отношении к религиозной святыне. Этих животных не допускают в храм, но, заметьте, и мирян тоже, за исключением особых случаев, в алтарь, например, не пускают. Это же вовсе не значит, что они "нечистые", просто они – не священники, что им в алтаре делать? Вот и собакам в храме делать тоже нечего, а во всех остальных обстоятельствах они – наши верные четвероногие друзья и помощники.

иерей Александр Бабушкин

Для чего заносят в алтарь мальчиков? Это обязательно?

Инна

Добрый день! Прошу вашей помощи, дело в том, что мучает меня один вопрос, который не дает мне покоя. Как-то я пришла в храм Божий, отстояла молебен, после молебна батюшка начал окроплять святой водой людей. Тут подошла моя очередь, приложилось к иконе святого, покрестилась и подхожу к батюшке, но он мне говорит: стань с краю, будешь последней - так и не окропив меня святой водой, но когда он окропил последнего человека, то резко развернулся и ушел в алтарь, так и не окропив меня святой водичкой. Я очень расстроилась, мне стало больно и обидно, почему именно мне он это сказал. Почему-то я подошла к иконе блаженной матушке Матронушке, поплакалась ей об этом случае, помолилась Боженьке и ушла домой. После этого случая я почему то боюсь подходить к этому батюшке, вдруг он мне опять что-то плохое скажет. Скажите, почему он так со мной поступил? Одета была пристойно, как положено, без косметики. Не пойму я. Заранее вам спасибо и спаси Вас ГОСПОДИ!

Анна (Харьков)

Дорогая Анна, советую Вам не придавать всему этому значения. И я не смогу объяснить Вам, почему батюшка сказал Вам то-то и получилось то-то. И не потому что не хочу, а просто это совсем не требует такого разбора. Одно могу сказать как священник: когда кропят в храме водой, часто бывает, что она попадает не на всех. Но после молебна можно взять воду и не только покропить себя, но даже выпить ее. Дорогая Анна, нужно помнить, что в храм мы идем к Богу и все мелкие человеческие недоразумения нужно стараться пропускать мимо себя. Поэтому без всякого смущения посещайте Божий храм, и Господь будет ближе к Вашей душе.
Бог да благословит Вас.

иерей Валерий Буерин

Здравствуйте, батюшка. У меня вопрос: как вести себя во время каждения в Храме? Наши "бабушки" советуют, склонив голову, поворачиваться вслед за идущим по всему Храму священником, до тех пор, пока он не уйдет в Алтарь. А как правильно?

Татьяна Ч.

Дорогая Татьяна!
Со своим уставом в чужой монастырь идти не принято. Потому подчинитесь в сердечной простоте практике Вашего прихода. Если что и не так получится, не печальтесь, извинитесь: главное – не терять внутренней молитвы.

протоиерей Илия Шапиро

Здравствуйте, я хотела задать такой вопрос про слова Иисуса. Евангелие от Марка глава 12, стих 28-32. Один из книжников, слыша их прения и видя, что [Иисус] хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей? 29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь! 31 Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет. Вот вопрос, он сказал поклоняться Богу Единому! Создателю Небес и Земли, но не Христу и не Марии. И он не делал икон или не носил крест, и не учил этому, откуда люди это взяли? Христос ведь еще говорит - я один из Вас... Где же правда? Ведь по словам Христа, религия Бога не содержит икон и крестов и молитв к умершим людям, ведь они тоже ждут Судного Дня, и нет доказательств кто в Рай, а кто... Вы понимаете!

Екатерина

Уважаемая Екатерина! Вы задаете целый комплекс вопросов, которые прямо касаются основ веры, и на которые в рамках ответов на вопросы на данном сайте исчерпывающим образом кратко не ответишь. Однако я попробую указать Вам на некоторые особенно важные понятия, которые включает в себя христианское мировоззрение как таковое, а дальше Вы уже, если сочтете нужным, попробуйте поразмышлять сами.
Итак, Вы отрицаете значение Христа в плане истинного поклонения Богу? Однако Ваше утверждение входит в определенное противоречие со Священным Писанием как таковым. К примеру, апостол говорит: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). То есть основа, средоточие спасения - во Христе. Святые отцы Церкви, вслед за апостолами, так сформулировали это: «для того Бог вочеловечился, чтобы человек обожился». Что это означит? Поскольку еще в Адаме и Еве, наших прародителях, человек разорвал отношения с Богом, то лишился самого главного - жизни вечной, поскольку Бог и является источником этой жизни, и стал человек поражен грехом и пленен смертью. Христос Сам говорит в Евангелии о спасении «человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Матф.19:26). Для того, чтобы вернуть человека к жизни, к общению с Самим Собой Бог и становится во Христе человеком, воспринимает человеческую природу, чтобы исцелить ее от греха и воскресить для жизни вечной. В этой связи святые отцы факт Боговоплощения обосновывали еще и так: «что не воспринято, то не уврачевано». То есть, опять же, если Бог не стал причастен нашей человеческой природе, то эта человеческая природа и не исцелена от греха, а значит и спасение не возможно. Таким образом, если кто отрицает, что Христос Бог, тот отрицает саму нашу возможность спасения. И, напротив, если кто отрицает, что Христос человек, то также отрицает возможность спасения, ибо что толку, если Бог явился призрачно и не исцелил от греха и смерти нашу человеческую природу в Самом Себе. Однако мы и веруем в то, что Христос есть истинный Бог и истинный человек в одном Лице Бога Слова воплотившегося. То есть, именно вера в Богочеловечество Христа и Его Воскресение дает нам основание утверждать, что во Христе мы можем обрести благую вечность. Кстати говоря, в Священном Предании мы находим не только утверждение истинной человечности Христа, но и истинность Его Божества. Вот, к примеру: «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1Иоан.5:20).
Теперь, относительно святых. На самом деле истинные христианские святые есть практическое осуществление спасения во Христе, это свидетели того, что Христос действительно воскрес и даровал нам жизнь вечную, потому что эта жизнь осуществилась в этих людях с силою славою великой самым непосредственным образом. Причем, святые уже не причастны Суду. Об этом говорит Сам Христос: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Иоан.5:24). Мало того, Христос говорит своим ученикам: «истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Матф.19:28). То есть, истинные ученики Христа не только не подвластны суду, но будут, вместе с Богом, судить остальное человечество.
Что касается икон, то, прежде всего, обратите внимание на то, что даже в Ветхом Завете нет полного запрета на изображения. Безусловно, запрещены изображения идолов, однако, одновременно, Бог дает прямое указание на то, что израильтянам нужно изготовить священные скульптурные изображения херувимов, осеняющих алтарь скинии: «и сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; [выдавшимися] из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее; и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими [будут] друг к другу: к крышке будут лица херувимов» (Исх.25:18-20). И если такого рода изображения были уместны еще в ветхозаветных изображениях, то в условиях Нового Завета христиане изображают Христа Спасителя по его человечеству, поскольку Он именно что воплотился и пришел к нам в человеческом облике. Вот как об этом говорит преп. Иоанн Дамаскин: «Безтелесный и неимеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти и с человеки поживе, я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества, сделавшемуся веществом ради меня, соблаговолившему поселиться в веществе и через посредство вещества соделавшему мое спасение, и не перестану почитать вещество, чрез которое соделано мое спасение».
В общем, уважаемая Екатерина, вот Вам некоторая пища для размышления, если соблаговолите к этому труду прибегнуть. Советовал бы Вам внимательней перечитать Новый Завет, прибавляя к этому чтению какую-либо краткую молитву, типа: «Господи, словами Святого Твоего Евангелия наставь меня на путь истинный!». И вообще задумайтесь о том, почему весь Новый Завет это «Благая весть»? О чем эта весть? Не о победе ли над грехом и смертью, которая и совершилась во Христе. О чем и говорит апостол Иоанн: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (

Скажите, пожалуйста, почему при крещении мальчиков вносят в алтарь, а девочек - нет?

В Православной Церкви существуют древние обычаи, начало которым было положено еще во времена святого Василия Великого. Было установлено, что служение в алтаре - исключительно мужское занятие. В наше время, по благословению епископа, женщины пожилого возраста в отдельных случаях допускаются к служению в алтаре. Особенно в женских монастырях, где, кроме духовенства, нет мужчин. Но правило таково. И при крещении этот обычай выполняется. В этом нет ничего страшного. Но это обычай. Если этот обычай благочестивый, то он в своей первооснове имеет определенный смысл. И поэтому, придерживаясь этого обычая, размышляя над этим, мы можем вернуться к его истоку и понять, почему это происходит. По милости Божьей у нас в церкви нет таких идей, чтобы, как в западном протестантизме, ввести женское духовенство. И поэтому каждый рожденный в Церкви человек мужского пола, есть член народа Божия, народа святого, человек, взятый в удел. Женщина тоже член Церкви, и в будущем тоже член домашней Церкви по призванию. Но роли мужчины и женщины в семье различаются. Муж - глава семьи, глава домашней Церкви. Поэтому при его посвящении Богу, которое и есть святое Крещение, его вносят в алтарь. А у женщины роль, как у дьякона, помощника ему. Поэтому женщина, девочка в алтарь не вносится.

Я была в Серафимо-Дивеевском монастыре и отдала записки о здравии. У меня соседки армянки, они тоже передали записки. Но там вычеркнули имена Инессы и Лили, сказали, что это имена не православные. Я им объяснила, что это армяне, но она слушать не хотела. И вычеркнула также Станислава. Я была очень расстроена.

И зря. Вы можете сами помолиться. Записки, которые принимают в монастырях, в храмах, будут читать на проскомидии, где поминаются имена членов Церкви. Член Церкви - тот, кто крещен в православии. Большинство наших армян крещено в армяно-григорианской церкви. Она представляет собой монофизитское направление. Армяно-григорианская церковь не признает соборы, начиная с четвертого - четвертый, пятый, шестой, седьмой. Поэтому армяно-григорианская церковь является не православной. Если армянин принимает православие, то ему полагается имя менять на то, которое он будет иметь как член Русской Православной Церкви. У нас существует обычай называть именами святых, которые прославлены нашей Церковью. Поэтому, если встречается имя, которого нет в святцах, то, естественно, у тех, кто принимает записки, возникает такое подозрение - а крещен ли вообще этот человек, член ли он нашей Церкви? Поэтому огорчаться не надо. Надо просто знать церковные правила. А помолиться и о Станиславе, и об Инессе - пожалуйста, молитесь на здоровье, кто вам мешает? Но нарушать церковные правила ради нашей прихоти нельзя. Будет хаос.

Вот пример. Я еду на машине, мне нужно повернуть налево. Поворот запрещен, но я поворачиваю, куда хочу. Милиционер меня останавливает, а я обижаюсь. На что же обижаться, если поворот запрещен? Не надо обижаться, плати быстренько штраф и поезжай дальше. Или сдавай права.

В прошлой радиопередаче Вы несколько раз отрицательно отозвались о советской власти. Скажите, а почему Церковь молчит о власти нынешней? Вот, например, отпевали Ельцина, в храме Христа Спасителя, как Бориса Николаевича, не как раба Божьего Бориса. И такая позиция Церкви - пресмыкательство перед властью - проявляется во всем. Как вы считаете, лягать советскую власть, а об этой, существующей, молчать, наверное, проще?

Безусловно. Выражать свое отношение к тому, что не представляет для тебя никакой опасности, гораздо проще. В этом вы абсолютно правы. Но советская власть была гонительницей Церкви. Теперешняя не является таковой. Она дала Церкви необычайную свободу. Если что-то в нашей ситуации современной, народной жизни меня, как гражданина и христианина не устраивает, я об этом стараюсь говорить открыто. И каждый, кто меня знает, могут это подтвердить. И что в этом особенного? Ну, вот представим себе, что наше священноначалие будет всеми доступными средствами ругать власть. Чего мы этим достигнем? Скорее всего, Церковь в свой период восстановления, вместо сдержанной благожелательности получит активную ненависть и противодействие. Спрашивается, кому от этого будет лучше? Нашему народу, нашим прихожанам? Разумеется, нет. Поэтому в этом нет никакого пресмыкательства. Возьмите тексты официальных заявлений Церкви. Там ни в интонации, ни в сути вы никакого пресмыкательства не найдете. Вот Ельцин, например, поехал отпевать екатеринбургские останки. Уполномоченные Церковью люди не были уверены в том, что это действительно останки Царской Семьи. И что же? Патриарх не пошел на поводу у конъюнктуры. Отпевали эти останки, панихиду служили просто о людях пострадавших. Церковь могла бы ради того, чтобы как-то подфартить в то время действующему президенту, пойти на уступку. Но нет, она не пошла. И мы видим по многим позициям: официальная позиция Церкви и официальная позиция правительства порой расходятся. И по некоторым вопросам даже серьезно. Поэтому, то ли вы недостаточно информированы, то ли у вас какой-то предвзятый взгляд.

На Красной площади стоит мавзолей, и в нем лежат останки Ленина. Креста над мавзолеем нет. Будет ли он убран с Красной площади? Ведь мавзолея-то при царе не было.

Ну, такая задача, чтобы все было так, как при царе, не стоит. Это невозможно. Если сделать как при царе, когда в Москве был миллион жителей, куда девать 13 миллионов? И 90% зданий придется поломать. А по поводу удаления кладбища Святейший Патриарх уже ходатайствовал. На этом месте давно уже проводятся народные гуляния и даже концерты. Это, собственно, не совсем прилично. И так, разумеется, никогда не было. Но, тем не менее, несмотря на то, что это был редкостный пакостник и мерзавец, но все-таки манипуляции с его трупом для нашего благочестия не совсем приличны. Я бы и не знаю, куда его, может быть в Швейцарию, отправить, где он большую часть своей политической жизни провел. Швейцария - страна богатая. Поднялась она на русских деньгах, которые бессовестно присвоили себе швейцарские банки, пользуясь тем, что люди, которые оставили там счета, здесь их ликвидировали. Многие руководители Интернационала там имели свои банки, начиная от Бронштейна (Троцкого. А как голову проломили ему, то денежки все там остались. Поэтому Швейцария, может быть, сообразила бы, как использовать эту мумию. А в самом мавзолее можно устроить экспозицию о 72-летнем вавилонском пленении большевиками нашего народа. Это было бы неплохо. Потому что такой музей нужен.

Я раб Божий Иоанн, уставщик одного из единоверческих храмов. Батюшка, есть постановление Собора 1971 года о том, что старообрядцы признаны полностью православными. А почему до прихожан до сих пор эти сведения не доводят, и пастыри до сих пор поносят старообрядцев, как раскольников? И в то же время патриарха Никона хотят во святых прославить. Игнорируют профессора Зеньковского, профессора Каптерева, Кутузова и ряд других историков.

Никогда такого не было, чтобы старообрядцев признали православными. Это совершенно исключено. Что этим Собором засвидетельствовано? Равночестность старого и нового обряда. Что значит единая вера? Это значит, что каждый человек, принадлежащий единоверческой структуре - православный. Потому что у нас все попы, дьяконы поставлены законно. У старообрядцев же много разных толков, и иерархия у них незаконная. Поэтому, хотя мы уважительно относимся к ним, общаемся, но, тем не менее, ни Белокриницкая, ни Новозыбковская иерархии, с точки зрения церковного канонического права, незаконны. Потом по поводу Святейшего Патриарха Никона. Хотя старообрядцы его считают основателем раскола, это совершенно неправильно. В расколе виноват царь Алексей Михайлович и государственная власть, которая, согласно принятым правилам того времени, искореняла раскол не увещеванием и любовью, а огнем и мечом. Ну, что делать, это такое время, XVI век, рубить голову человеку считалось общепринятой вещью. Поэтому патриарх Никон непосредственно, как деятель русской истории, к расколу не имеет никакого отношения.

Другое дело, что он занимался книжными переводами. Но ими занимался и протопоп Аввакум в начале своей карьеры. Дело в том, что старообрядцы, воспитанные своей общиной, очень много в церковной экклезиологии не понимают. Ну, вот, как и вы, к сожалению. Если православный человек будет креститься двумя перстами, мы ему не скажем: ты крестишься неправильно. Вся Церковь засвидетельствовала, что этот обряд вполне приемлем. Также и книги. Пусть они с ошибками, это не столь существенно, потому что главный смысл и богослужения, и строя отражает именно православную веру. Но старообрядчество не является Церковью! Все вопросы уже давно изложены, напечатаны. Так же, как и нашим братьям - армянам принять халкидонские догматы, и все последующие, и стать православными ничто не мешает. Некоторые армяне учатся даже в наших духовных академиях, и там к ним никакого снисхождения в этом смысле нет. Относится мы к старообрядцам с любовью, как к христианам. Но, тем не менее, наше отечественное старообрядчество, при всей нашей любви к нему, к иконам, пению, храмам и вообще к этим людям, тем не менее, не является Церковью. Вот это надо очень хорошо понимать. Кроме единоверия. Поэтому, если бы все старообрядцы согласились стать православными, никто бы у них не отбирал бы ни храмы, ни книги. Просто тех ставленников, которых бы они выбрали, сделали для них попами, с помощью правильного рукоположения. И они бы стали православными. И жили бы совершенно самостоятельно, и никто бы в их дела не влезал. Но они бы получили правильную иерархию. А так они ушли в раскол. Некоторые же беспоповцы вообще таинств себя лишили. С упорством, заслуживающим совершенно другого применения. Поэтому здесь патриарх Никон ни при чем. Это просто искажение истории. Если угодно, можно взять исторические книги. Не выборочно цитировать то, что подходит, льет частично воду на нашу мельницу, а весь корпус изучить исторических книг. И на это посмотреть уже с точки зрения нормального православного, древнего церковного учения. И все будет совершенно ясно. А уж по часовой стрелке проводить крестный ход вокруг храма или против часовой стрелки - для меня лично что в лоб, что по лбу. Обряд мы все любим, ценим, уважаем, восхищаемся им. Обряд является хранителем нашего благочестия. Но все-таки мы не возводим его в догматическую степень. «Обряд» - это от слова обряжать. Это одежда. Хотя мы по одежке встречаем, но все-таки провожаем по уму. Главное в человеке - это его душа и его ум. А не форма носа, цвет кожи, одежда, которую он носит. Это дело второстепенное. Поэтому обряд, возведенный на степень догмата, есть ересь. Мы сейчас не будет распространяться на тему, в чем состоит экклезиологическая ересь русского старообрядчества. Это детская болезнь необразованных людей. Это упорство. Либо люди передергивают, специально замалчивают некоторые факты от своей паствы. Петр I возвел самые большие гонения на старообрядцев. Поэтому, если уж винить кого-то в расколе, то уже никак не Святейшего Никона. Самая главная фигура - это Петр Великий. Вот это надо знать. К сожалению, старообрядцы не выходят за рамки того, что им преподают их руководители. А надо книжечки почитывать. Тогда все станет на свои места. Все мы русские люди, надо относиться друг к другу с любовью, терпением, со снисхождением к заблуждениям, если из этих заблуждений не вырастают какие-то зловерия, искажения нашей жизни.

Мой муж весной, во время работы на участке, потерял крест. А месяц назад, когда мы возвращались, он на дороге нашел крестик с цепочкой. Как быть, можно его носить или лучше в храм отнести?

Зачем его относить в храм, с какой целью? Если крестик платиновый, с бриллиантовыми камнями, тогда понятно. Его можно реализовать для пользы храма. А вот обыкновенный крестик вы приносите в храм, с какой целью? Что мне, как священнику, делать с этим крестиком? На себе носить или что?

Наверное, освятить и в церковную лавку отдать.

Ну, а если крестик уже не новый, что же я буду его продавать из церковного ящика? А потом - зачем освящать, он уже освящен? Вот странный вопрос-то. Ну, потерял крестик. Конечно, это не очень приятная вещь, но катастрофы в этом нет. Что на выбор - совесть потерять или крестик? Крестик, конечно, для нас святыня, но все-таки совесть потерять хуже. Поэтому нашел крестик - значит, Бог послал, носи на здоровье.

У меня вопрос в связи со старообрядцами. Объясните, пожалуйста, кем считать Сергея Радонежского, Дмитрия Преподобного Сергея Радонежского, Александра Невского и самого равноапостольного князя Владимира - старообрядцами или раскольниками, или как?

Нет, конечно. И Сергей Радонежский, и князь Александр Невский придерживались того обряда в церкви, который был в то время. Почему они являются раскольниками? Теперь насчет Дмитрия Ивановича Донского. Наши старообрядцы ведь его не считают прославленным святым! Это Русская Православная Церковь его прославила как святого. По поводу Петра I. Да, Петр I исказил экклезиологически правильный строй Церкви, упразднив патриаршество, и вообще стал главой Церкви по Духовному регламенту. Это было по западному образцу им сделано с помощью Феофана Прокоповича. Но! В силу того, что действия Петра носили характер антицерковный - снятие колоколов, бритье бороды - очень многие русские люди восприняли его как антихриста. И вот эти его деяния и спровоцировали миллионы людей, которые ушли в раскол. Люди, придерживавшиеся старого обряда, говорили - вот видите, отказались от старого обряда - и пришел Петр, антихрист. Смотрите, что он творит. Вводит языческие обычаи, изменение иконографии, церковного пения, уничтожение колоколов, упразднение монастырей и так далее, и так далее. Но простой народ не мог разобраться в экклезиологии, в богословии. И верили. Также и сейчас. Все сектанты таким образом действуют: приходят в православный храм, видят - благочестивая девушка или юноша, и говорят: зачем ты ходишь в эту церковь? Смотри, у Патриарха какая машина! Он с охраной ездит. А Иисус Христос ездил на молодом осле. Это несправедливость, пресмыкание перед властями, и то, и это. Заморочат голову. И человек, не понимающий сути предмета, начинает соблазнятся. То же самое было и тогда.

Дело не только в гонении Петра, как Царя на тех граждан, которые не подчинялись Царскому указу. Он вообще всякое неподчинение не терпел. Когда святитель Митрофан Воронежский отказался освящать его новый дворец, который был украшен языческими фигурами, он уже стал готовиться к смерти. Он думал, что Петр ему просто голову снесет. Он не смог идти против своей святительской совести. Но Петр смирился и убрал эти скульптуры, чтобы не портить отношения. Дерево судят по плодам. Поэтому в результате деятельности патриарха Никона ко дню его блаженной кончины раскола еще не было. Вообще-то он и умер уже не патриархом. Его восстановили в патриаршем достоинстве после его смерти. Он же ушел после конфликта с царем, который узурпировал церковную власть. И при Алексее Михайловиче это было локальное явление - сопротивление введению нового обряда. А вот при Петре уже старообрядцы исчислялись миллионами людей. Это абсолютный исторический факт, это известно. Я не могу сказать, что я специалист по старообрядчеству. Отнюдь нет. Я не историк. Какие-то детали наверняка мне неизвестны. Но принципиальную канву я себе очень хорошо представляю, знаком с некоторыми старообрядцами. Есть у нас и дружественные, и любовные отношения, и никоим образом мне не мешает, что человек имеет какие-то пристрастия, заблуждения, которые я не разделяю. Но все-таки заблуждения называть не - заблуждениями я не могу. Это уже извините.

Батюшка, Вы что-нибудь слышали о книге "Пензенский старец Алексей. Приидите ко мне все труждающиеся". Можно ли читать эту книгу?

Нет, такими книжками надо печку топить. Следует смотреть, кто издает, есть ли благословение архиепископа Пензенского Филарета. Хотя и бывает, что всякое жулье ставит гриф благословения. Иногда тот, кто эту книгу проверяет, делает это поверхностно, и всякая ересь и ложная информация начинает освещаться как истина. Про эту книжку уже по названию ясно, что она предназначена разжигать печку на даче.

Я к вопросу отпевания Ельцина. Недавно вышел Указ правительства о реставрации Ново-Иерусалимского монастыря в Истре, за который никто не брался, Так правительство России на бюджет российский взяло эти расходы. А что сделал Ельцин?

А Ельцин издал Указ о воссоздании храма Христа Спасителя. Понятно, что без его Указа и благословения этого не было. Ельцин, при всех своих огромных недостатках, Церкви давал необходимые преференции. Мы имеем теперь возможность молиться в восстановленном храме Христа Спасителя. Это же факт! Советская власть все уничтожала, начиная от людей и кончая церквями. Сколько картин продали на Запад! А сколько сокровищ всех церковных? Все храмы были ободраны. Вывезли серебро, золото, драгоценные камни. Где это все? В швейцарских банках. Поэтому, когда теперешние коммунисты начинают говорить, что страну разворовали, мы ответим: а эти, ленинская гвардия, страну не разворовывали? Да еще хлеще! Единственное достоинство Сталина, верного ученика Ленина, что он перестрелял всю эту сволочь, всю эту ленинскую гвардию. Жалко, что не всех. Кого-то оставил. Емельян Ярославский, еще ряд деятелей. Всех бы надо было перестрелять за их злодеяния.

Я хотел спросить по поводу Царских останков, которые признала подлинными комиссия во главе с Немцовым. Там, где они хранятся, происходят мироточения, исцеления? От икон Царственных мучеников чудеса наблюдаются. А здесь?

Это надо спросить у кого-то из Санкт-Петербургской епархии. Следующий раз, когда буду в Питере, я обязательно спрошу. А вы сами позвоните в Санкт-Петербургскую епархию, узнайте телефон настоятеля Петропавловского собора и спросите. Я думаю, если кто-то из людей там молился, наверняка исцеления есть.

Меня и многих моих знакомых верующих давно мучает один вопрос. Мы все не можем понять, за что Православной Церковью и нашими властями оказан почет Ельцину, который со своей командой разгромил наше государство.

Что значит "за что"? Вот, приносят в храм гроб. А в гробу лежит мужчина. Приносят свидетельство о смерти: «сердечная недостаточность». Как звали? Петр. Мы отпеваем. А может этот человек 50 лет назад или 70 расстреливал священников? Почему не отпеть крещеного человека Бориса? Или надо упереться и сказать - нет, мы этого отпевать не будем? Ельцин как президент нес ответственность за все, что происходило со страной. Но, во-первых, он публично у всех попросил прощения за все свои упущения. Я сам лично это слышал. Он говорил - «простите меня». То есть, человек покаялся, так, как, вообще, никто не каялся. Чтобы публично, перед всем народом, у народа просить прощения - это очень серьезно. При всем моем отношении к этому периоду, и к этой личности, тем не менее, он это сделал. Второе. Ельцин был тяжело больной человек. Во-первых, алкоголизм третьей стадии, а, во-вторых, сердечная болезнь. Его клевреты убедили, что ему нужно продолжать президентство, вот он и проявил слабость. Понятно, что это все происходило без его участия, хотя с его попущения. Поэтому вина его есть, но причин, чтобы отказать ему в отпевании, нет.

Алтарь – это святая святых христианского храма, все равно, православного или католического. Он расположен в восточной части храма, и именно там совершается главное таинство христианства – Евхаристия, пресуществление хлеба и вина в плоть и кровь Христову. В православии алтарем называют часть храма, отделенную от молельного зала ограждением – иконостасом. В алтаре находится престол – возвышение, стол, на котором священник совершает действия Евхаристии. У католиков алтарем именуется сам престол, однако место, где он находится, так же отделено от молельного зала невысоким ограждением.

Бытует мнение, что в алтарь православного храма нельзя входить женщинам, а мужчинам можно. Так ли это?

Кому можно входить в алтарь?

Согласно правилам, принятым еще древними церковными соборами, в алтарь вход закрыт мирянам обоего пола. Войти сюда могут только священники, диаконы и люди, служащие в церкви – алтарники и чтецы. Алтарник, кстати говоря, так называется именно потому, что имеет особое разрешение («благословение») входить в алтарь. Обычно это человек, который занимается уборкой и прислуживает священнику во время церковных таинств и обрядов.

Помимо священников и других церковнослужителей входить в алтарь, согласно все тем же правилам, может царь, поскольку он является помазанником Божиим. Но и помазанник входит в священное место не когда вздумается, а лишь для того, чтобы принести дар Богу. Для этого император снимал оружие, оставлял знаки царского достоинства и вступал в алтарь как простой смертный. Принеся дары, он тут же покидал святая святых и присоединялся к другим молящимся.

Объясняются эти строгости очень просто: в алтаре происходит величайшее таинство, здесь должна сохраняться обстановка благоговения и порядка, а при большом стечении народа, да еще если войти может каждый желающий, ни о каком благоговении, разумеется, речь не идет.

Почему в алтарь нельзя входить женщинам?

Все люди, имеющие разрешение входить в алтарь, являются мужчинами. Женщин в это святое место не допускают, однако отнюдь не потому, что женщина «хуже» мужчины, как считают некоторые. У женщины, объясняют церковные авторитеты, в силу ее природы, независимо от ее воли, бывает «течение месячных кровей». А в храме ни в коем случае нельзя проливать кровь. Если такое произойдет, то храм следует освятить снова. Особенно это касается алтаря, где происходит таинство Евхаристии. Здесь вообще чья-либо кровь, кроме крови Христовой, просто немыслима. Даже если кто-то из священников или диаконов, алтарников, поранит, например, палец, он должен немедленно выйти из алтаря, чтобы не осквернить его ненароком пролитием своей крови.

Впрочем, во всяком правиле есть исключения. В древней церкви существовали диаконисы – женщины, которые несли церковное служение. В случае надобности они могли войти в алтарь. В советское время, когда в храмах категорически не хватало людей, священники иногда благословляли стареньких прихожанок быть алтарницами, чтобы было кому помочь или прибраться в алтаре. И в наши дни в женских монастырях старые монахини тоже иногда выполняют функции алтарниц.