Путеводитель по святой земле. Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св

Два года назад в Иерусалиме начал работать семинар для экскурсоводов, которые сопровождают православных паломников по Святой Земле. А в сентябре этого года открылась Иерусалимская школа по изучению христианства на Святой Земле. Поводом для создания семинара и школы послужила необходимость профессиональной подготовки кадров для работы с паломниками, так как в России и других странах, некогда входящих в состав СССР, резко возрос интерес православной общественности к христианским святыням на Святой Земле и, как следствие, заметно увеличилось количество желающих совершить туда паломничество. Один из инициаторов создания православного семинара для экскурсоводов и школы по изучению христианства - диакон Александр Занемонец, преподаватель византийской истории и истории Византийской Церкви в Хайфском университете (Израиль).

- Отец Александр, в Русской духовной миссии в Иерусалиме ваше начинание расценивают как возрождение старой научной и образовательной традиции, но в то же время и как новую форму просветительской и научной деятельности русских православных людей, живущих на Святой Земле. Когда вам пришла идея организовать в Иерусалиме православный семинар для экскурсоводов?

Иногда бывает, что одна и та же идея приходит в головы одновременно нескольким людям. И вот случилось так, что мы, я и Роман Гультяев - экскурсовод и аспирант Иерусалимского университета, почувствовали: нужно создать какое-то собрание или семинар для экскурсоводов. Необходимость организации православного семинара продиктована современным требованием: православных паломников должны сопровождать православные гиды, обладающие определенным уровнем знаний об истории христианства и русского присутствия на Святой Земле. По инициативе нескольких православных гидов, и в первую очередь Романа Гультяева, в Иерусалиме открылся семинар для гидов. Среди имен его устроителей числится и мое. Изначально этот семинар предназначался исключительно для тех, кто работает с православными паломниками на Святой Земле - кстати, слово «гид» является, на мой взгляд, слишком светским применительно к паломничеству. Позже семинар несколько расширился. Сегодня участниками семинара являются не только те, кто работает с паломниками, но и те, кто интересуется историей христианства вообще и Православием на Святой Земле в частности.

Существуют ли какие-то принципиальные различия в работе профессиональных гидов и православных экскурсоводов?

Мне кажется, что паломничество - это совсем другое дело, нежели туризм. Сопровождение православных групп нельзя сравнивать с работой с туристическими группами. Особенностью современного паломничества из России, да и из ряда других стран бывшего СССР, является, по-моему, то, что это паломничество пока не имеет молитвенного характера. Для меня образцом являются православные паломничества, которые организовывались в середине XX века из русского зарубежья. В эти паломничества отправлялись, руководимые архиереем, подлинно церковные люди. Они приезжали на Святую Землю не только помолиться, но и оказать посильную помощь русским учреждениям. В наше время паломничество из России имеет катехизический характер. Мне это напоминает времена императора Константина, когда в IV веке в Римской империи обращалась в христианство масса язычников. Тогда люди, крестившись, еще не слишком много знали о принятой ими вере. И сегодня многие едут на Святую Землю, чтобы как можно больше узнать о своей вере.

- Какой статус имеют те, кто профессионально сопровождает паломников по Святой Земле?

В Израиле все гиды и сопровождающие туристов и паломников должны иметь соответствующую лицензию. И все, кто живет в этой стране, соблюдают ее законы. Однако лицензии бывают разными. Граждане Израиля, заканчивая учебу на специальных курсах для туристических гидов, становятся обладателями государственных лицензий. И нельзя работать с паломниками, если нет такого документа. А проживающие в Израиле как иностранные подданные или монашествующие имеют специальное церковное удостоверение, которое дает им право работать с паломниками. Поэтому в настоящее время не встает вопроса о наличии документов о лицензии. Другое дело, что эти лицензии разнятся - в зависимости от статуса или положения гида.

- Как бы вы охарактеризовали современного паломника, прибывающего в святой град Иерусалим?

Мне кажется, что современный паломник - это человек, который хочет больше узнать о Христе. Ведь не секрет, что многие паломники - это люди, которые не прочитали до конца Новый Завет. А о Ветхом Завете, пожалуй, и говорить не стоит. Поэтому далеко не всегда люди знают, чем Вознесение Господне отличается от Воскресения, какие события происходили на горе Елеон, а какие - на горе Фавор. Вот почему современное паломничество на Святую Землю - это особый вид катехизации. И задача православных сопровождающих заключается в том, чтобы рассказать паломникам о христианских святынях и местах евангельских событий. И потому сами православные сопровождающие должны быть на уровне достаточных церковных и гуманитарных знаний.

- А что больше всего интересует паломников на Святой Земле?

Конечно, паломников, в первую очередь, интересуют евангельские события, которые разворачивались на Святой Земле, и история земной жизни Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы. Это вот то главное, о чем мы рассказываем паломникам. Кроме того, они интересуются и всем тем, что связано здесь, на Святой Земле, с русским присутствием, жизнью и деятельностью видных представителей Русской Церкви и истории. Также, пребывая с паломниками на том или ином святом месте, мы рассказываем им о тех величественных храме или базилике, какие предстали перед взором паломников.

- Каков состав аудитории ваших семинаров?

Основное ядро участников семинара - проживающие в Иерусалиме христиане, работающие в качестве православных сопровождающих паломнических групп. Но состав участников меняется в зависимости от обсуждаемых тем. Сейчас к нам приходят и русские монашествующие из числа сестер Горненского монастыря и обители Марии Магдалины. Каждый раз наш семинар посещает кто-то из духовенства. Так, дважды у нас пребывали архиереи Русской Православной Церкви за рубежом: архиепископ Берлинский и Германский Марк и епископ Штутгартский Агапит. Участниками семинара являются и те русскоязычные израильтяне, которые хоть и не являются христианами, но проявляют интерес к русскому христианскому присутствию на Святой Земле.

- Какие формы работы используются в деятельности семинара?

Обычно мы собираемся два раза в месяц по пятницам, и каждый раз у нас имеется докладчик, который читает лекцию или доклад, а после этого проходит обсуждение той или иной темы. Один из новых проектов и форм работы нашего семинара - летняя школа, посвященная истории христианства на Святой Земле. Ее участники слушают лекции, а также посещают вместе со специалистами все те места, где происходили те или иные значимые или известные события. Так, в период с 1 по 4 сентября этого года по благословению Русской духовной миссии у нас состоялась первая такая Иерусалимская школа по изучению христианства на Святой Земле.

Преподавателями школы, то есть лекторами и экскурсоводами, выступали археологи, историки и географы, занимающиеся историей христианства и Израиля. А участниками школы были сестры русских монастырей в Иерусалиме, послушанием которых является сопровождение паломнических групп, а также православные гиды, студенты и все те, кто интересуется проблемами христианства и его истории на Святой Земле. В работе этой школы, помимо израильтян, участвовали гости из России, Украины, Польши, Германии и Канады. Слушатели школы во время учебы посетили ряд иерусалимских музеев, совершили поездки на места раскопок в Хевроне, Тель-Араде, Аполлонии, Кейсарии, Иродионе, в окрестностях города Давида в Иерусалиме. Здесь участники школы познакомились с современным состоянием исторических и археологических исследований на Святой Земле. Они побывали в тех местах, которые весьма редко или вообще не посещаются паломниками, впервые совершающими путешествие по Святой Земле. Надеемся, что наше начинание, связанное с работой такой школы, со временем станет одной из церковных и академических традиций возрождающейся «русской Палестины».

Вы заранее планируете на год тематику семинаров, или у вас спонтанно в качестве докладчиков выступают те люди, которые по каким-то причинам приехали на Святую Землю?

У нас в Иерусалиме имеется около десятка людей из числа русскоговорящих жителей Израиля, кто профессионально занимается историей христианства на Святой Земле. Известными специалистами в этой области являются и местные археологи. Кто-то из них участвовал в раскопках в Хевроне, кто-то «копал» город Давида или христианские или византийские монастыри Святой Земли. Все эти люди для нас чрезвычайно ценны и интересны, ибо они могут нам рассказать то новое, о чем еще не знает никто. Таких специалистов мы стараемся ежегодно задействовать для чтения докладов на нашем семинаре. Мы приглашаем и крупнейших специалистов по агиографии, истории христианства и Византии из России. В последнее время в Израиль часто приезжают очень крупные и интересные специалисты, которых мы приглашаем выступить у нас с докладом или сообщением. Поэтому, составляя заранее план семинарских занятий, мы учитываем и такую ситуацию, когда у нас могут появиться незапланированные интересные докладчики, которым живущие в Иерусалиме специалисты уступают свое место на кафедре.

- Вы тоже, конечно же, выступали на семинаре с какими-то темами?

Как клирик, я представляю в Иерусалиме Русскую архиепископию Константинопольского Патриархата. Что касается основной сферы моих научных занятий, то это византийская история. Тем не менее, учитывая не только научный характер нашего семинара, мне доводилось выступать с темами, далекими от византийской истории. Например, об истории паломничества из русского зарубежья под руководством епископа Мефодия (1902-1974). Также я делал сообщения о различных аспектах византийской истории на Святой Земле.

- Поддерживает ли ваш семинар связи с какими-то местными или российскими научными центрами?

Некоторые наши постоянные докладчики являются православными людьми и учеными - аспирантами или преподавателями Иерусалимского или Хайфского университетов. Наши коллеги-археологи являются либо университетскими работниками, либо сотрудниками Израильского управления древностей. Наши российские докладчики - это преподаватели Московских или Санкт-Петербургских духовных школ, а также университетов из этих же городов. В Израиле особое значение для наших контактов приобретают французская и британская Библейские и археологические школы.

Как бы вы охарактеризовали прикладное значение вашего семинара? Используют ли полученные знания его участники в своей экскурсионной практике с паломниками?

Несомненно. Гиды, обучавшиеся на государственных курсах в Израиле, получают у нас те знания о христианстве и церковной истории, которых они не могли получить на своих профессиональных курсах. Православные гиды, быть может, и не имеющие специального богословского образования, получают у нас определенную сумму знаний о христианстве и истории Церкви, которых у них до этого не было. Те и другие приобретают те знания, которые они не могут почерпнуть из одних только книг или учебников. Естественно, православные сопровождающие из числа участников нашего семинара могут рассказать о тех или иных христианских святынях значительно больше, чем те, кто не слушал многие наши лекции.

А как вы оцениваете содержание тех многочисленных книг-путеводителей, специально выпущенных для паломников?

На сегодняшний день, по-моему, нет такого путеводителя, специально написанного для православных российских паломников, который можно было бы считать совершенным. Но, конечно же, среди обилия справочной литературы есть и книги, которые, на мой взгляд, пригодны для современного паломника. Пожалуй, лучшими являются те первые путеводители по Святой Земле и сборники евангельских текстов и песнопений, которые были составлены в середине ХХ века епископом Мефодием Кампанским и его паломниками. Положительно можно оценить путеводитель греческого православного автора, ученого-археолога Василиоса Цафериса «Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли». Но эта книга, скорее, альбом, нежели путеводитель. Хорошим пособием является недавно переизданная книга «Святая Земля. Исторический путеводитель», подготовленная коллективом авторов под общей редакцией академика М.В. Бибикова. По-моему, создание современного путеводителя для православного паломника является делом будущего. В нем должна быть необходимая информация о тех местах, которые посещает паломник, и описание произошедших здесь евангельских событий. Причем должна присутствовать практическая информация для паломника, отправляющегося на Святую Землю с группой или самостоятельно.

На Святой Земле в мои руки попал сборник докладов «Иерусалимский православный семинар», выпущенный в этом году в московском издательстве «Индрик». По-моему, его материалы могут быть полезны не только для такого узкого круга специалистов, как православные сопровождающие, но и для самих паломников.

Добавлю: всех интересующихся христианством и русским присутствием на Святой Земле. Хотя у нашего семинара и нет отдельной издательской программы, но я надеюсь, что традиция публиковать наиболее ценные и интересные доклады будет сохранена и в последующие годы.

А вот это как раз и явится возрождением и продолжением еще одной традиции Русской духовной миссии в Иерусалиме - традиции просвещения православного населения и проведения разнообразных научных изысканий, что в начале ХХ века послужило теоретической базой для так и не осуществившейся на практике идеи - создать в Иерусалиме такое научное заведение, как Русский археологический институт.

Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает серебряная звезда. Рядом с ней – место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. Над Вифлеемским вертепом возвышается византийская базилика с древними мозаиками VI века.

Гора Блаженств

Гора Блаженств и католический храм на горе Блаженств.
Находится в 4 км от Табги, на вершине горы, в 12 км к северу от Тивериады.
По католическому преданию, именно на этой горе Христос произнес Нагорную проповедь (Мф. 5:1-7:29; Лк. 6:20-49).

Галилея

Галилея - северная часть Израиля. Границы этой территории изменялись со временем. При римлянах приблизительными границами на востоке были река Иордан и Галилейское море; на западе - равнина Средиземного моря. Протяженность области около 70 км с севера на юг и 40 км с запада на восток.

Герасима Иорданского монастырь

Расположен неподалеку от впадения Иордана в Мертвое море.
На этом месте останавливались Богоматерь с Младенцем и Иосифом по дороге в Египет (Мф. 2:13-14).

Гефсимания, Гробница Богородицы

Согласно преданию, здесь апостолами была погребена Матерь Божия.
Впервые храм на этом месте был построен в V в. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика.

Гефсиманский монастырь Марии Магдалины

Храм Марии Магдалины располагается у подножия Масличной (Елеонской) горы, в Гефсимании, чуть выше Гробницы Божией Матери. Он был возведен в память об императрице Марии Александровне (1824-1880), супруги императора Александра II, матери императора Александра III и Великих Князей Сергия и Павла. Закладка храма состоялась 21 января 1885 года. Автором проекта был архитектор Давид Иванович Гримм. Строительство велось под наблюдением архимандрита Антонина (Капустина) и длилось три года.

Гефсиманский сад

Гефсимания расположена у подножия горы Елеон, на западном ее склоне.
Здесь Христос молился Отцу перед Своими страданиями (Мф. 26:36-46).

Горница Тайной Вечери

Дом на горе Сион, рядом с домом Каиафы.
По традиции считается, что в это место Иисус Христос послал апостолов Петра и Иоанна, чтобы устроить пасхальную трапезу (Лк. 22:10-12). Здесь впервые совершилось таинство Евхаристии (Лк. 22:14-20).

Гробница Лазаря

Находится в самом селении Вифания.
Это главная святыня и достопримечательность Вифании. Именно в этой гробнице, по преданию, лежал Лазарь до воскрешения (Ин. 11:18).

Елеонский Вознесенский монастырь

В 1870 г. начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) приобрел участок земли к юго-востоку от места Вознесения Спасителя на самой вершине Елеонской горы.
Во время раскопок, проведенных под руководством архимандрита Антонина, были обнаружены:
под часовней, на месте обретения честной главы св.Иоанна Предтечи – мозаичные полы, с изображением рыб, птиц и орнаментов, подобные мозаикам Крестного монастыря в Иерусалиме и отнесенные к V, VI, и IX векам; а также памятная надпись о некоем «Иакове, армянском епископе Метцпинском»;...

  • Путеводитель по Святой земле
  • Карты, GPS-координаты и навигаторы Публикации о Cвятой земле Палестинская агиография Иерусалимская Православная Церковь Разрешения на съемки в Святой Земле

Расписание богослужений и требы

ЗАКАЗАТЬ ПОМИНОВЕНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Подробная информация о том, как можно заказать поминовение о здравии или о упокоении на полгода, год или сорокоуст в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме...

КРЕЩЕНИЕ И ВЕНЧАНИЕ В ХРАМАХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Подробная информация о том, как совершаются Таинство крещения и Таинство брака (венчание) для граждан государства Израиль и граждан других государств в храмах Русской духовной миссии в Иерусалиме...

РАСПИСАНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ НА ПОДВОРЬЯХ РУССКОЙ ДУХОВНОЙ МИССИИ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА

Подробная информация о графике совершения регулярных богослужений на всех подворьях Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и Горненском женском монастыре в Эйн-Кареме...

Израиль — колыбель трех великих религий мира. Для верующего населения Израиль – святая земля, ведь именно здесь сосредоточены сооружения, памятники и целые местности, рассматриваемые сторонниками мировых религий как места не обычные, а святые. Святой эта земля стала и для христиан, и для мусульман, и для иудеев, ибо все самые значимые исторические события этих народов произошли именно здесь.

Священные места Израиля известны людям и верующим, и неверующим. Места эти связаны в первую очередь с земной жизнью Христа. Благовещение и Рождество Христово, Крещение Иисуса Христа, Сретение Господне, Его явление в Фаворском свете и Преображения — всё произошло здесь. Путь Спасителя пролегал по этой земле, именно здесь им были произнесены проповеди, совершены великие чудеса. Здесь состоялась Тайная вечеря и Иисус был предан Иудою. Здесь он претерпел великие страдания, Крестным путем прошел на Голгофу и был распят на Кресте. На этой же земле произошли Воскресение и Вознесение Иисуса Христа.

Каждая важнейшая христианская святыня — это памятник одному из периодов жизни Иисуса Христа. Практически в каждом городе страны построены церкви, монастыри и другие религиозные сооружения, куда постоянно стекаются сотни тысяч паломников и туристов.

Паломничество по святым местам Израиля

Паломничество по святым местам Израиля подразумевает под собой посещение святых мест, различных храмов и монастырей. Возникло это понятие в православии, когда начались путешествия к местам, связанным с именем Христа.

В канун самых важных праздников для христиан — Рождества и Пасхи — Израиль становится особенно притягателен для паломников, верующих, а также людей, которые в принципе интересуются историей.

Самый востребованный вариант паломнических туров - 8 дней. Часто паломничество дополняется лечением или отдыхом на Мертвом или Красном морях. Посещение Святой Земли также нередко комбинируют с Египтом и Иорданией, которые тоже интересны как места паломничества.

Паломническоий тур по святым местам включает посещение самых главных христианских святынь. Программы могут видоизменяться в зависимости от календаря церкви или состава группы, но они непременно сохраняют свои основные элементы.

Для русских богомольцев паломничество начинается с Русской Духовной Миссии - это официальное представительство Русской Православной Церкви в Израиле. Паломники получают здесь благословение на совершение своего паломничества, и отсюда начинается путь по стопам Иисуса.

В паломнический тур входит посещение святых мест в Иерусалиме, Тверии, Назарете, Нетании, Хайфе, Яффо и Лидде.

Поездка по святым местам в Иерусалиме включает в себя места, которые связаны с последними днями жизни Иисуса на земле. Прежде всего это, конечно, Елеонская гора. На ней располагаются Место Вознесения Иисуса Христа, храм Вознесения, Гефсиманский женский монастырь, Гефсиманский сад, храм Святой Марии Магдалины, Елеонский женский монастырь, гробница Божьей Матери, гора Сион, Храм Успения Божьей Матери, гробница Царя Давида.

К святым местам Тверии относятся древний город Иерихон и монастырь Святого Георгия Хозевита, Сорокадневный монастырь и Гора искушений. По преданию, 40 дней после крещения постился Иисус в пустыне вблизи Иерихона, в пещере на вершине горы, а Сатана его искушал. В память об этом событии был построен греческий Сорокадневный монастырь.

В Тверии паломники обязательно посетят также гору Фавор, монастырь Св. Закхея, реку Иордан, в которой крестился Иисус, монастырь в Магдале — здесь паломники купаются в источнике. Именно здесь Христос исцелил Марию Магдалину — изгнал из неё бесов.

В пределах Галилейского моря развернулась практически вся Евангельская история. Здесь находятся церковь Двенадцати апостолов, Капернаум, церковь Чуда умножения хлебов и рыб, Табха, Гора Блаженств и церковь Нагорной проповеди. С берега Галилейского моря звучала проповедь Иисуса о мире и любви, на здешних горах он вел беседы с Отцом, в этих местах исцелял больных, совершал чудеса.


В Назарете Дева Мария узнала от Архангела Гавриила о том, что родит Спасителя мира. Христос прожил здесь вплоть до юности. На вершине горы Кармель располагается пещера, где жил святой Пророк Илия, и по преданию Мария с младенцем посещала эту пещеру. Церковь Архангела Гавриила, храм Благовещения, пещера св. Пророка Илии, Русская церковь св. Пророка Илии на горе Кармель — память о перечисленных событиях.

По легенде, город Яффо - древнейший город в мире: Ной здесть построил свой ковчег на берегу моря, а сын его, Иафет, основал город. Апостол Пётр долгое время жил в Яффе и именно здесь он, по легенде, воскресил праведницу Тавифу. В Яффо паломники посещают Русскую церковь святого апостола Петра и Часовню святой праведницы Тавифы.

В Лидде родился святой Георгий Победоносец, здесь же находится церковь его имени. В городе хранится нерукотворная икона Божьей Матери, появившаяся (по преданию) ещё при её жизни.

Святые места Иерусалима

На древних картах мира Иерусалим изображен в самом центре, и сегодня он также общая святыня для христиан, иудеев и мусульман. Город на протяжении веков является поводом для бесконечных многолетних споров и жестоких кровопролитных войн. И тем не менее, каждый год сюда приезжают сотни тысяч людей самых разных вероисповеданий.

Иерусалим поистине смело можно назвать городом мира, ведь такого поразительного смешения народов, памятников истории, традиций и культур, где властвуют в равной степени церкви, мечети и синагоги, вы больше нигде не встретите.

Библейские места Израиля в Иерусалиме :

1. Храмовая гора . Располагается она на территории Старого города, в его юго-восточной части. Она представляет собой прямоугольную площадь с высокими каменными стенами. Храмовая гора занимает центральное место в Иерусалиме не случайно, она является священной для иудаизма — евреи во время молитвы обращаются к ней лицом. Это объясняется тем, что раньше на месте горы был Храм, который дважды разрушался. Сегодня от Храма осталась лишь часть Западной стены, или Стена Плача — символ веры еврейского народа, а также традиционное место молитвы.

В иудаизме и в христианстве существуют пророчества о приходе Мессии для избавления всего человечества. Тогда же будет возведен Третий Храм – духовный центр для всех народов мира.


Храмовая гора — священное место также и для мусульман. Важнейшие после Медины и Мекки святыни располагаются на Храмовой площади. В самом центре, где стоял иудейский Храм, возведена мечеть Куббат ас-Сахра (иначе — Купол Скалы). В южной части находится мечеть аль-Акса. Мечети тоже подвергались разрушению и даже были переделаны под христианские церкви во времена крестоносцев.

В Храме раньше находился Ковчег Завета — святая святых евреев. Именно здесь являлся Бог, чтобы провозгласить волю, а в самом ковчеге хранились Скрижали Завета для еврейского народа. Таинственным образом Ковчег исчез перед разрушением Первого Храма, его поисками до сих пор занимаются известные археологи.

2. Стена Плача . Как я уже сказала выше, в наши дни сохранилась лишь западная часть стены. Стена Плача — невероятно почитаемое святое место. С конца шестнадцатого века для верующих иудеев она приобрела исключительное религиозное значение.

Верующие всего мира уверены, что искренняя молитва у Стены Плача может оказаться действительно чудодейственной. И существует множество доказательств того, когда люди, помолившиеся у Стены Плача, исцелялись от страшных недугов, а женщины избавлялись от бесплодия.


Одной из традиций является написание записок с просьбами о помощи. Верующие всего мира приезжают к Стене с большим количеством таких записок, переданных от друзей и знакомых, которые не могут приехать. Считается, если вставить в щели Стены Плача эти послания, Бог прочитает их и поможет страждущим.

3. Голгофа . Это гора, известная тем, что здесь был распят Иисус.

По библейским преданиям, под этой горой находилась глубокая яма, куда после казни сбрасывались тела преступников и кресты, на которых их распинали. Крест Христов был также сброшен в эту яму и засыпан. И лишь спустя века крест нашли во время раскопок царицей Еленой, матерью римского императора Константина I. По преданию, сохранились даже гвозди, которыми распяли Христа.

6. Город Капернаум на озере Кинерет — город, где Христос проповедовал. Крайне необычно видеть среди арабских поселений православный Храм 12 Апостолов.



7. Недалеко от Капернаума располагается рыбацкая деревушка Табха , где Иисус накормил двумя рыбами и пятью хлебами всех присутствующих, прошел за лодкой по воде, чудом успокоил шторм и появился перед учениками здесь после своего воскрешения. Монастырь Умножения Хлебов и Рыб был построен как память об этих чудесах.

Экскурсии по святым местам Израиля

Поездки в Израиль — одно из популярнейших туристических направлений в мире. В подавляющем большинстве туристы отправляются в Иерусалим, но очень многие из них едут по христианским святыням. На экскурсию по святым местам Иерусалима можно отправиться почти из любого города Израиля, нужно лишь заказать заранее поездку в экскурсионном бюро страны. Существуют также организованные выезды из Египта в Иерусалим и наоборот — туристы, отдыхающие в Израиле, могут посетить достопримечательности соседних стран, таких как Египет и Иордания.

Поездки в Израиль на Рождество или Пасху очень популярны. Заказывать такое путешествие по святым местам нужно заблаговременно: следует учесть популярность праздников у христиан и загруженность рейсов. Стоит помнить также о количестве туристов и паломников, посещающих страну в такие большие христианские праздники.

Израиль — страна, в которой должен побывать каждый. Я очень надеюсь, что собранная мною информация пригодится вам, вашим близким и родным. Не болейте!

Ваша Ольга Прихожая.

Прабабушка паломница в Иерусалим

— Моя двоюродная прабабушка Агафья жила в Гомельской области, так что я наполовину белорус, — рассказывает отец Нектарий. — Прабабушка была простой крестьянкой, но в то же время очень верующей, праведной: замуж не выходила, не стригла кос, умерла в боголюбивой нищете на Пасху. Все тогда говорили: «Надо же, какая в природе тишина — Господь Агафью принял!»

Прабабушка до революции успела в паломничества сходить: добралась пешком не только до Киева, но и до Иерусалима. Я теперь, когда вижу старинные фотографии русских крестьян-паломников на Святой Земле, думаю, что, может быть, там моя прабабушка Агафья среди них. Так что у нас наследственность в этом смысле и есть такие семейные молитвенники.

Первая встреча со Святой Землей

Совершенно неожиданно для себя в 2002 году я оказался на Святой Земле. Мы были первыми священниками Московской патриархии, которых принимала Русская Зарубежная Церковь на Святой Земле. Тогда мы очень подружились с монастырем святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании и стали туда ездить.

Первое чувство от пребывания на Святой Земле — желание приезжать туда постоянно. Я помню, что когда уезжал со Святой Земли, то дал себе совершенно безумное, на тот момент, обещание, что буду каждый год туда ездить. Господь внял этому моему желанию, и я действительно стал попадать на Святую Землю каждый год и даже чаще, одно время там подолгу жил…

Путеводитель «Святыни и древности Святой Земли»

В какой-то момент я понял, что есть большая нехватка информации о Святой Земле, очень много вопросов, на которые не могу найти ответы, и что нет книги-путеводителя на русском языке, которая могла бы на эти вопросы ответить. Я понял, что нужно писать свой путеводитель. Это была задача, казавшаяся нереальной по объему того, что предстояло сделать: сколько нужно объехать, разыскать, сколько литературы поднять! Но вот у меня появился соавтор — Павел Васильевич Воробьев, и мы друг другу придали уверенности в этом деле.

Это была большая работа, которая потребовала от нас много сил и времени. Мало того, что нам нужно было все эти места объехать (мы не пишем о тех местах, в которых не бывали сами), так нужно было еще прочесть очень много литературы, причем в основном на иностранных языках, для того чтобы какую-то достоверную информацию об этих местах дать. Научную литературу пришлось заказывать за границей: в Великобритании (Кембридже), США, Швейцарии. Собрали целую библиотеку редких изданий, необходимых для подготовки текстов. Что-то находили в Интернете, где уже было выложено довольно много информации, однако ее приходилось тщательно проверять. Для наглядности в путеводителе помещено около 400 фотографий, сделанных Павлом Васильевичем и разными профессиональными фотохудожниками.

Так, в результате нескольких лет работы, получилась книга «Святыни и древности Святой Земли: путеводитель по святым местам Израиля и Палестины». Мы надеемся, что позже напишем еще об Иордании и Синае, которые исторически тоже входят в понятие Святой Земли.

Экскурсовод из любви к Святой Земле

Работа над путеводителем очень логично привела нас с Павлом Васильевичем к деятельности паломнического гида по Святой Земле. Ведь оказалось, что нам есть что рассказать и показать, мы знаем довольно много мест, в которые обычно паломники не ездят — наша паломническая география шире той программы, которая предлагается в большинстве таких поездок. Мы, конечно же, стали это делать не с целью большого заработка, а из любви к Святой Земле.

Для того чтобы успеть показать минимум того, что хочется, лучше всего подходит программа, рассчитанная на десять полных дней в Израиле. Если человек желает паломничать не торопясь, с возможностью остановиться, помолиться, то нужно по меньшей мере 14 дней. А минимальная поездка — это хотя бы 8 дней. Чтобы эти дни прошли максимально насыщенно и с пользой, мы предлагаем свои авторские программы. Например, «К истокам Иордана» — это поездка на север Израиля, где мы посещаем такие замечательные места, куда обычно паломники не приезжают, к сожалению. Есть авторская программа, в которой мы предлагаем посетить древние набатейские города пустыни Негев . Это очень интересный маршрут, рассчитанный на целый день, за который мы посещаем древние христианские города, заброшенные в пустыне с VIII века, с их монастырями и храмами. Авторская программа «Крестоносцы на Святой Земле» — это поездка по памятным местам, связанным с пребыванием крестоносцев на Святой Земле, по развалинам их замков, позволяющим погрузиться в то время. Программа «Иудейские древности Святой Земли» наполнена показом интересных мест, которые относятся к иудейскому прошлому. Также предлагаем расширенные программы по Самарии и по горной Иудее , где тоже бывает мало паломников. Некоторые наши программы содержат элементы, так сказать, экстрима — надо ходить пешком по горам, пустыне, в том числе используя минимальное альпинистское снаряжение. Так, во время паломничества к преподобным отцам Иудейской пустыни мы посещаем места, в которые кроме как пешком не добраться. Это и окрестности лавры преподобного Саввы Освященного, и лавра прп. Феоктиста — в ее пещерные церкви нужно спускаться на альпинистских страховках. Может быть, не каждый пожилой человек с этим справится, но физически здоровому паломнику это вполне под силу.

Обычно мы подстраиваемся под запросы людей, которые готовы ехать в паломничество, и разрабатываем программы с учетом их пожеланий и возможностей на те сроки, которые они сами определяют. Иногда сами назначаем даты, когда будет осуществляться та или иная программа, и собираем желающих. Павел Васильевич в основном возит большие группы, а я обычно езжу с небольшими, когда мы просто берем легковой автомобиль на прокат и так передвигаемся по Святой Земле. Я очень люблю такие семейные поездки, когда люди между собой знакомы, и интересы у них совпадают. С небольшой группой можно и большее количество мест посетить, попасть туда, куда большую группу не провести, потому что она там физически не поместится.

Святая Земля в праздники и будни

Больше всего на Святой Земле я люблю встречать за богослужением праздник Преображения Господня. И служить, молиться во время Страстной седмицы. Потому что все события и места, про которые читаешь в это время в Евангелии, находятся у тебя как бы перед глазами.

Если паломники желают сосредоточенно помолиться на Святой Земле, то и программа будет включать посещение большего количества богослужений, в том числе богослужений двунадесятых праздников. А если хотят поездить и больше увидеть, то тогда, конечно, лучше не совсем в праздничный период ехать, по крайней мере не на Рождество и не на Пасху, когда нужно достаточно много быть в храме.

Красота природы Святой Земли

Святая Земля по-своему красива в любую пору года. Я очень люблю здесь раннюю весну — март-апрель, потому что проходят дожди, и появляется свежая молодая зелень. Даже пустыня наполняется цветами, и это очень красиво. Очень интересное время бывает в ноябре — золотая осень на Святой Земле: желтеют инжиры, смоковницы. Когда на зеленых Голанских высотах разбросаны ярко-желтые шары инжирных деревьев — это непередаваемо красиво!

Я очень люблю исток Иордана, это самый север Израиля, на границе с Сирией и Ливаном. Там невероятно красивые места, очень зеленые, свежие. Это та самая гора Ермон, о которой в псалмах говорится: Фавор и Ермон о Имени Твоем возрадуются (Ср.: Пс. 88: 13). Очень люблю Галилею, но в особенности мне нравится северная часть страны, так называемый Голанский палец и предгорье горы Ермон, где истоки священной реки Иордан. Для меня это одно из самых ярких ощущений от Святой Земли, когда ты там бываешь. Очень красивы Иудейская пустыня и пустыня Негев — это по-своему тоже просто невероятно красиво!

Под покровом преподобномученицы Елисаветы

На Святой Земле очень своеобразная богослужебная традиция, с ее византийским пением, особенным звучанием арабского языка, своим уставом. Когда начинаешь понимать и принимать это своеобразие, начинаешь его любить. Но все-таки великие праздники я предпочитаю отмечать в русской атмосфере, за русским богослужением. Очень хорошо, что на Святой Земле присутствуют наши русские храмы, монастыри, Русская Духовная Миссия, потому что для нас все-таки очень важно встречать праздники в родной обстановке, с песнопениями, к которым мы привыкли, получать радость и утешение духовное. Это тоже надо учитывать, когда едешь на Святую Землю.

Мы очень много лет дружим с монастырем святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, в Иерусалиме. Благодаря игуменье этого монастыря матушке Елисавете (Шмельц) мы там живем, служим, участвуем в богослужебной жизни. В этом монастыре пребывают мощи преподобномученицы Великой княгини Елисаветы — это наша любимая святая, которую мы очень почитаем. Ведь она не просто была когда-то председателем Императорского Православного Палестинского общества — она и сейчас небесная покровительница русских паломников на Святой Земле!

СПб.: Петрограф СПБ, 2017. - 416 с.

Издательство «Петрограф СПБ» выпустило в свет новый путеводитель по святым местам Израиля и Палестины – «Святыни и древности Святой Земли». Авторы П. Воробьев и иеромонах Нектарий (Соколов). Это самая полная по охвату, информативная и интересная книга, полезная каждому, кто уже был в паломничестве на Святой Земле или только мечтает о таком путешествии. Красочное издание содержит 700 цветных фотографий, рисунков и планов городов и исторических мест. Путеводитель составлен на основе многолетнего опыта поездок авторов с паломническими православными группами.

Примеры подачи материала

По каждому объекту приводится следующая информация: координаты GPS, адрес, время работы, в ряде случаев особенности посещения для туристов, а также имя настоятеля, телефоны и другие средства связи.

На обложке

Об авторах

Иеромонах Нектарий (Соколов)
Уроженец Санкт-Петербурга. В 1991 году вступил в братию возрождавшегося Свято-Николо-Шартомского монастыря Ивановской епархии, где принял монашеский постриг. С 2002 года состоит в братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Религиовед, главный редактор издательств «Ладан» и «Троицкая Школа». С 2003 года занимается изучением Святой Земли и истории паломничества к святым местам
Павел Васильевич Воробьев
Родился в Ленинграде, житель Санкт-Петербурга.
Геолог по образованию, издатель по профессии. Составитель путеводителей по православным местам России. Много лет изучает историю Святой Земли, организует и проводит паломнические поездки

ВВЕДЕНИЕ

ИСТОРИЯ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ И ИЕРУСАЛИМА

ИЕРУСАЛИМ. СТАРЫЙ ГОРОД

  • Храм Гроба Господня
  • Христианский квартал
    • Яффские ворота
    • Цитадель (башня Давида, дворец Ирода)
    • Колонна Х легиона «Фретензис»
    • Александровское подворье ИППО
    • Русские раскопки. Порог Судных врат
    • Храм св. блгв. вел. кн. Александра Невского
    • Лютеранская церковь Христа Искупителя
    • Греческая Патриархия
    • Храм свв. Константина и Елены
    • Монастырь св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
    • Пруд Езекии
    • Монастырь св. Пантелеимона и свт. Кирилла Иерусалимского
    • Монастырь Великой Панагии
    • Монастырь свт. Николая
    • Монастырь свв. Феодоров
    • Монастырь свт. Василия
    • Монастырь свв. Архангелов
    • Монастырь св. вмц. Екатерины
    • Монастырь Малой Панагии Сайданайи
    • Монастырь св. Харалампия
    • Монастырь св. Спиридона Тримифунтского
    • Мечеть Омара
    • Мечеть Ханка
    • Кустодия. Монастырь Спасителя
  • Мусульманский квартал
    • Дамасские ворота
    • Пещеры Соломона
    • Львиные ворота
    • Монастырь св. Анны
    • Часовня возложения Креста на Симона Киринеянина
    • Церковь св. Вероники
    • Часовня на месте второго падения Иисуса
    • Место обращения Иисуса к дочерям Иерусалимским
  • Храмовая гора
    • Первый и Второй Иерусалимские храмы
    • Мечеть Купол Скалы
    • Купол Цепи
    • Мечеть Аль-акса
    • Золотые ворота
  • Еврейский квартал
    • Внешние стены Храмовой горы
    • Западная стена (стена Плача)
    • Туннель Западной стены
    • Южный участок Западной стены
    • Южная стена. Офель
    • Церковь Апостола Петра «В узах»
    • Новая церковь Богородицы
    • Церковь и госпиталь Девы Марии Германской
    • Крепостная стена Езекии
    • Монастырь св. Георгия «Еврикис»
    • Римская Кардо
  • Армянский квартал
    • Монастырь свв. Иаковов
    • Монастырь Архангелов
    • Церковь св. апостола Марка

ГОРА СИОН

  • Монастырь Спасителя
  • Сионская горница и гроб царя Давида
  • Аббатство Успения Девы Марии (Дормицион)
  • Церковь Троицы Живоначальной при греческой семинарии
  • Церковь ап. Петра «ин Галликанту»

НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ

  • Город Давида
  • Туннель Езекии
  • Силоамская купель
  • Долина Генном (Геенна)
  • Акелдама
  • Монастырь св. Онуфрия Великого
  • Монастырь свт. Модеста, патр. Иерусалимского
  • Монастырь Симеона Богоприимца в Катамонах
  • Монастырь Честного и Животворящего Креста
  • Музей Израиля
  • Гробница семьи Ирода Великого
  • Бассейн Мамилла
  • Овчая купель. Монастырь св. Анны
  • Монастырь св. Никодима. Темница ап. Петра
  • Монастырь Темницы Христовой в Претории
  • Крестный путь
  • Монастырь Бичевания
  • Монастырь Ессе Homo. Арка «Се Человек»
  • Часовня на месте первого падения Иисуса
  • Церковь Богородицы Скорбящей
  • Русские постройки в Иерусалиме
    • Русская Духовная миссия (РДМ)
    • Храм св. вмц. Александры в здании РДМ
    • Троицкий собор
    • Елизаветинское подворье
    • Мариинское подворье
    • Русская больница
    • Дом Российского консульства
    • Сергиевское подворье
    • Николаевское подворье
  • Монастырь св. первомч. Стефана
  • Садовая могила
  • Музей Рокфеллера
  • Музей Израиля
  • Кедронская долина
    • Монастырь св. первомч. Стефана (греч.)
    • Гробницы Кедронской долины

ЕЛЕОНСКАЯ ГОРА

  • Гробница Божией Матери в Гефсимании
  • Гефсиманский грот
  • Монастырь Мук Христовых и Гефсиманский сад.
  • Храм Всех Наций
  • Гефсиманский монастырь св. равноап. Марии Магдалины
  • Dominus Flevit (монастырь «Господь плакал»)
  • Гробница пророков Малахии, Аггея и Захарии
  • Монастырь «Отче наш»
  • Место Вознесения Господня («Стопочка»)
  • Келья прп. Пелагии Антиохийской
  • Монастырь Вознесения
  • Монастырь Малая Галилея
  • Елеонский Спасо-Вознесенский монастырь
  • Августа Виктория
  • Вифания
    • Монастырь Марфы и Марии
    • Вифанская община Воскресения Христова
    • Гробница прав. Лазаря
    • Монастырь Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного
    • Храм Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного
  • Виффагия
    • Монастырь Входа Господня в Иерусалим в Виффагии
    • Монастырь Пальм в Виффагии

ИУДЕЯ

  • Эйн Керем
    • Источник Девы Марии
    • Горненский русский монастырь
    • Монастырь Посещения
    • Монастырь Честного Предтечи Иоанна
    • Монастырь Рождества св. Иоанна Предтечи «в горах»
    • Монастырь св. Иоанна Предтечи «в пустыне»
    • Пещера св. Иоанна Предтечи
  • Гробница пророка Самуила
  • Кириаф-Иарим. Монастырь Пресвятой Девы Ковчега Завета
  • Абу Гош. Аббатство Марии и Воскресения
  • Латрун. Аббатство Скорбящей Божией Матери
  • Эммаус-Никополь
  • Пещера Сорек
  • Бейт Джемаль. Монастырь св. Гамалиила
  • Бейт Гуврин
  • Мидрас
  • Ханот
  • Вифлеем
    • Базилика Рождества Христова
    • Монастырь св. вмч. Екатерины
    • Монастырь св. вмч. Георгия Победоносца
    • Молочный грот
    • Паломнический центр Русской Духовной Миссии
    • Колодец Давида
    • Колодец Девы Марии
  • Бейт Сахур. Монастырь Пастырей («Поле Пастухов»)
  • «Поле Пастырей». Храм «Слава в вышних Богу»
  • Бейт Джала. Церковь свт. Николая Чудотворца
  • Здание русской амбулатории гр. О. Е. Путятиной
  • Монастырь Кремизан
  • Монастырь св. велмч. Георгия Победоносца в Эль-Хадр
  • Пруды Соломона
  • Источник ап. Филиппа
  • Монастырь св. пророка Божия Илии
  • Монастырь Кафизма
  • Гробница Рахили
  • Иродион
  • Суккийская лавра прп. Харитона Исповедника в Текоа
  • Хеврон
    • Могилы патриархов в пещере Махпела
    • Подворье РДМ. Монастырь свв. Авраама и Сарры.
    • Мамврийский дуб
    • Дубрава Мамре
    • Источник Эль-Мамудийе

ИУДЕЙСКАЯ ПУСТЫНЯ

  • Монастырь прп. Феодосия Великого
  • Лавра прп. Саввы Освященного (Мар Саба)
  • Эйн Фара. Лавра прп. Харитона Исповедника
  • Монастырь прп. Евфимия Великого
  • Монастырь аввы Мартирия
  • Монастырь прп. Феоктиста в Вади Ог
  • Гиркания. Монастырь Кастеллион
  • Башня Евдокии
  • Гостиница доброго самарянина на Иерихонской дороге
  • Вади Кельт. Монастырь прп. Георгия Хозевита
  • Иерихон
    • Тель эль-Султан
    • Подворье св. Иоанна Предтечи
    • Русский музейно-парковый комплекс с деревом Закхея
    • Монастырь св. пророка Божия Елисея
    • Подворье Румынского Православного Патр. в Иерихоне
    • Монастырь на горе Искушения (Сорокадневной горе)
    • Дворцы Ирода
    • Кипрос
    • Дворец Хишама
    • Бейт Джубр ат-Тахтани. Место исцеления слепого
  • Долина реки Иордан
    • Место Крещения (Вифавара)
    • Монастырь св. Иоанна Предтечи
    • Лавра прп. Герасима Иорданского

САМАРИЯ

  • Тайбе. Храм св. вмч. Георгия
  • Тель Шило
  • Наблус
    • Монастырь на Колодце Иакова
    • Могила прав. Иосифа
    • Гора Гаризим
  • Самария (Себастия)
    • Темница Иоанна Крестителя
    • Могила Иоанна Крестителя
  • Буркин. Место исцеления десяти прокаженных

ГАЛИЛЕЯ

  • Назарет
    • Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
    • Базилика Благовещения
    • Церковь прав. Иосифа Обручника
    • Церковь Синагоги
    • Греческая православная Митрополия
    • Церковь Воздвижения Честного Креста на горе Свержения
    • Большая гора Свержения
  • Яффия. Храм св. вмч. Георгия Победоносца
  • Мигдаль ха-Эмек. Храм свт. Николая Чудотворца
  • Кана Галилейская
    • Монастырь св. вмч. Георгия Победоносца и Первого Чуда
    • Церковь Первого Чуда в Кане Галилейской
    • Церковь св. ап. Варфоломея
  • Гора Фавор
    • Православный монастырь Преображения Господня
    • Католический монастырь Преображения Господня
  • Наин. Церковь воскрешения сына вдовы
  • Бейт Шеан. Византийский город Скифополис
  • Кохав а-Ярден. Крепость Бельвуар
  • Бейт Альфа. Древняя синагога
  • Тель Мегиддо (Армагеддон)
  • Бейт Шеарим
  • Циппори (Сепфорис)
    • Монастырь Рождества Богородицы и прав. Иоакима и Анны
  • Замок крестоносцев Джидин
  • Замок крестоносцев Монфор
  • Гора Карней Хиттим
  • Гора Арбель
  • Тель Хацор (Асор)

ПРЕДГОРЬЯ ХЕРМОНА

  • Тель Дан
  • Баниас. Кесария Филиппова
  • Крепость Нимрода

ГАЛИЛЕЙСКОЕ МОРЕ И ГОЛАНСКИЕ ВЫСОТЫ

  • Тверия
    • Хамат Тверия
    • Дворец Береники
    • Монастырь свв. апостолов в Тверии
    • Русский дом паломника («Дом со сводами»)
    • Подворье РДМ. Храм св. равноап. Марии Магдалины
  • Магдала
  • Табха. Церковь Чуда умножения хлебов и рыб
  • Церковь Первосвященства ап. Петра
  • Капернаум
    • Монастырь Двенадцати апостолов
    • Дом ап. Петра
    • Капернаумская синагога
  • Гора Блаженств
  • Хоразин
  • Вифсаида
  • Место насыщения хлебами и рыбами
  • Гамла
  • Курси
  • Синагога в Умм аль-Канатир
  • Сусита (Иппос)
  • Хамат Гадер
  • Парк Ярденит

ПОБЕРЕЖЬЕ СРЕДИЗЕМНОГО МОРЯ

  • Нагария
  • Монастырь св. вмч. Георгия Победоносца
  • Хайфа
    • Храм св. пророка Божия Илии
    • Монастырь «Нотр Дам де Кармель». Собор «Стелла Марис»
    • Вади Эйин эс-Сиах
    • Мухрака
  • Тель Дор
  • Кесария
    • Римская вилла с «птичьей мозаикой»
  • Тель Арсуф (Аполлония)
  • Яффо (Иоппия)
    • Монастырь св. вмч. Георгия Победоносца
    • Монастырь ап. Петра (Подворье прав. Тавифы)
    • Монастырь святых Архангелов
    • Дом Симона Кожевника
  • Лод. Храм св. вмч. Георгия Победоносца
  • Рамла
    • Монастырь св. вмч. Георгия Победоносца
    • Монастырь св. Никодима
  • Тель Гезер
  • Ашкелон

МЕРТВОЕ МОРЕ

  • Кумран
  • Эйн Геди
  • Масада

ПУСТЫНИ НЕГЕВ И АРАВА

  • Тель Арад
  • Тель Беэр Шева (Вирсавия)
  • Мамшит
  • Авдат
  • Ницана
  • Шивта
  • Тимна
  • Эйлат

СОВЕТЫ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
УКАЗАТЕЛИ
ЛИТЕРАТУРА

От автора

Совершая свои паломнические поездки к святым местам, авторы настоящего издания поняли, что не только им самим, но и многим подобным путешественникам не хватает литературы, где были бы собраны вместе как исторические сведения о святынях и древностях Израиля и Палестины, так и простые указания, где же находятся эти самые святыни. Конечно, туристический автобус с опытным гидом доставит вас ко многим храмам и монастырям, но множество интереснейших мест при этом останутся вне вашего внимания. Даже гиды, годами работая с группами паломников по одним и тем же программам, не всегда имеют возможность изменить привычный маршрут и показать новые необыкновенные места. А ведь археологи каждый год находят здесь что-то важное и неожиданное. По своему опыту знаем, как тяжело бывает, вернувшись домой из поездки, разобраться: а что же именно ты видел и что сфотографировал? В этом мы и хотим помочь нашим соотечественникам. А еще хотим рассказать, что надо попытаться увидеть в следующий свой приезд на Святую Землю. Надеемся, что и местным жителям наш путеводитель покажется полезным в их самостоятельных экскурсиях по Израилю. В какой-то мере мы последователи автора старой книги, который назвал свой труд «Побудитель к путешествию на Святую Землю».

БЛАГОДАРНОСТИ

Авторы приносят свою глубокую благодарность всем, кто помогал нам «в полевой работе и в камеральной обработке материала». Прежде всего, благодарим Александра Фрела, гида, полиглота и знатока всех сторон церковной жизни Святой Земли, а также его большую семью. Археолога Яну Чехановец, экскурсоводов Михаила Короля и Катю Рубину за их знание, которым они делились с нами. Монаха Иринарха (Миткас), Людмилу Коробицину, Семена и Ирину Грудских, Екатерину Лапинь, Каро и Марину Карагезян за их гостеприимство, без которого было бы непросто путешествовать, познавая Израиль. Екатерину Соколову, Юлию Кузьмину и Наталию Винчакову, взявших на себя труд редактирования и исправления ошибок в рукописи. Знатока арабского языка Веру Салтанову. Юрия Молодковца, Руфину Фрел, инока Петра и Ивана Крутенко за разрешение использовать их фотографии. Отдельно хочется вспомнить фотографа Андрея Френкеля, который начал с нами работать уже будучи тяжело больным и не дождался выхода книги в свет. Благодарим дизайнеров Сергея Стряпунина и Сергея Алексеева за помощь в разработке концепции макета путеводителя. Константина Воробьева, который сделал пре-пресс подготовку всех фотографий. Ольгу Баранову, нашего хорошего графика. Александра Карташова, выполнившего сложную картографическую часть оформления издания. Геннадия Фафурина за помощь в составлении предметного указателя. Александра Зилотова, без инициативы которого мы не решились бы взяться за эту работу. И всех здесь нами не упомянутых, но не позабытых помощников и доброжелателей наших.

Приглашаем вас в путешествие по Святой Земле
с авторами нового Путеводителя!

© Воробьев П., Соколов В., текст, 2017
© Воробьев П., Молодковец Ю., Френкель А., фотографии, 2017
© ООО «Петрограф СПБ», оригинал-макет, рисунки, схемы, карты, 2017
© Колчина О., обложка, 2017