Какие службы идут в воскресенье в пост. Особенности богослужения в великий пост

Праздник Светлого Христова Воскресения испокон веков отмечают все православные христиане. Этот праздник считается самым большим и предшествуют ему 48 дней поста (во время которого проводятся Службы Великого поста по дням). Это время в церковной жизни богато на особенные богослужения, которые призваны объединить и вдохновить христиан на подвиг Великого поста.

Прощёное воскресенье

Прощеное, или сыропустное воскресенье выпадает на последний воскресный день перед началом службы Великого поста. На службах читают отрывок Евангелия из «Нагорной проповеди», в котором говорится о прощении всех обид во имя искупления грехов. Именно из-за этих воскресных служб у православных христиан появилась традиция просить прощения и прощать.

Первая неделя Святой Четыредесятницы (Великого поста)

Четыредесятница начинается в Чистый понедельник. Если не считать Вербного воскресенья, на весь пост выпадает 5 воскресений, на каждое из них приходится особый праздник (некое напоминание о событиях из жизни Христа). Что касается богослужения, то на протяжении всего поста не проводят литургии по понедельникам, вторникам и четвергам: они считаются наиболее строгими в соблюдении правил поста. Исключения составляют лишь большие праздники церкви. В эти дни проводятся лишь утренние и вечерние службы, основная тематика которых — стяжать волю и не дать демону искусить дух православного. По средам и пятницам проводятся литургии Преждеосвященных даров. Каждую субботу проводится богослужение Иоанну Златоусту. По воскресеньям служат литургию святому Василию Великому, так же её служат в четверг и субботу, на неделе перед Пасхой.

На протяжении первых четырех дней во всех православных церквях читают Великий канон преподобного Андрея Критского.

На пятый день поста служат литургию Преждеосвященных даров. Вначале читают канон о святом великомученике Феодоре Тироне. После этого в зал выносят «коливо» (вареная каша с медом) и служитель благословляет его особой молитвой, чтобы после раздать этот дар всем прихожанам.

В течение первого воскресенья проводят Торжество православия. Этот праздник был установлен еще во времена царицы Феодоры в 842 году. Знаменует он духовную победу христиан на 7-м Вселенском соборе. По окончании литургии священник читает молебен посередине церкви в окружении ликов Марии и Спасителя.

Вторая, третья и четвертая недели Святой Четыредесятницы

Во второе воскресенье сорокадневного поста в Русской Православной Церкви вспоминается святитель Григорий Палама. Он был архиепископом Фессалонитским и жил в XIV веке. Его учения заключались в идее, что за благие деяния в христианской жизни Спаситель озарит благодатным светом всех, кто верует, и ниспошлет им своё благословение.

На третье воскресенье сорокадневного поста проводится Великое славословие и выносят священный крест для поклонения. Но выставляют крест не только для поклонения: в первую очередь, прихожанам напоминают о подвиге Иисуса. А эти напоминания, в свою очередь, воодушевляют и укрепляют прихожан в вере для продолжения поста. Это святое распятие оставляют на поклонение только до пятницы. Именно из-за этого события третье воскресенье Святой Четыредесятницы называют Крестопоклонным воскресеньем.

В четвёртое воскресенье вспоминают святого Иоанна Лествичника, который написал о правилах добрых деяний, что приводят верующих к Престолу Божию.

Накануне пятого четверга совершают «стояние пресвятой Марии Египетской», ещё его называют «Марииным стоянием». Это утренняя служба, на которой читают Великий Канон святого Андрея Критского. Именно этот канон читают и в начале сорокадневного поста. Также на этом богослужении читают и «жизнь пресвятой Марии Египетской». К слову, Мария Египетская до прихода ко Христу была великой грешницей, но её истинное покаяние должно и поныне быть образцом несказанного милосердия Божьего.

Благовещение

Благовещение — один из самых знаменательных праздников христианства. Он посвящён известию о грядущем приходе Спасителя. Сам Архангел Гавриил спустился с небес в этот день, чтобы принести известие Божьей Матери Иисуса Христа. Обычно праздник этот выпадает на время большого поста, хотя иногда и совпадает с праздником Великой Пасхи. В этот день пост можно ослабить. Допустимо добавлять в блюда растительное масло и кушать морепродукты.

Пятая неделя Святой Четыредесятницы

На пятую субботу совершают Похвалу Матери Божией. В храмах читают величественные акафисты Матери Божьей. Данная служба читается для того, чтобы утвердить прихожан в вере.

На пятое воскресенье приходится «следование пресвятой Марии Египетской». Храмы преподают в лике Марии Египетской эталон чистого раскаяния. Делается это с целью убеждения душевно страждущих в силе неизреченного милосердия Божьего.

Шестая неделя Святой Четыредесятницы

Шестую субботу поста еще называют Лазаревой. Службы в этот день отличаются необычной душевностью и ценностью. На литургиях православные прихожане вспоминают, как Иисус Христос воскресил Лазаря. В утренние службы поют тропари по Непорочным.

В воскресенье Светлый праздник Входа Господня в Иерусалим. Также этот праздник носит название Вербного воскресенья. На ночных службах сначала читают Евангелие, а после поют «Воскресение Христово». Читают 50 псалом из Евангелия, освящаясь молитвой и освященной водой. Также освящают и ветви вербы. После освящения их раздают всем молящимся. С этими вербами нужно отстоять всю службу при горящих свечах. Этот символизирует торжество жизни над всепоглощающей, но извечно проигрывающей вере смертью.

Страстная неделя (Вербная седмица)

События этой недели посвящаются воспоминаниям об испытаниях, казни и погребении Господа. 6 дней православные держат строгий пост, стараясь вознестись молитвами к Всевышнему. Исходя из значимости происходивших деяний, все дни этой недели называют великими. Стоит отметить, что более всего молебнов и песнопений происходит в течение последних трёх суток.

На протяжении трёх дней этой недели все действа посвящены воспоминаниям о последних диалогах Иисуса Христа со своими учениками. Что касается богослужений, то в утреннее время, следом за шестопсалмием и «Аллилуей», поют тропарь «Се Жених грядет в полуночи». Следом за каноном поют «Чертог Твой вижду, Спасе мой». На протяжении этих дней проводят литургии.

В четверг служители вспоминают Тайную вечерю и проводят таинство Святого Причащения, православные христиане стремятся причаститься. Также в этот четверг после вечерней службы читаются все 12 частей из четырех Евангелий, в которых описываются страдания Иисуса Христа перед распятием.

В пятничную вечернюю службу служители выносят из алтаря и возлагают на середину церкви Плащаницу Иисуса Христа. Этот ритуал отображает победу Иисуса над грехами и смертью, его бесконечную веру в человечество и людской долг ему за искупление собой грехов.

В утреннюю субботнюю службу под колокольный звон и торжественные песнопение «Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный, помилуй нас…», плащаницу проносят на глазах у прихожан вокруг церкви, провожая этим каждый год Христа в иной мир.

На этом службы Великого поста завершаются.

Великий пост в 2019 году: какие службы не пропустить? Этот вопрос мы подробно рассмотрим в данной статье, и поможем Вам успешно выдержать пост.

Великий пост в 2019 году

Каждый день, кроме суббот и воскресений, на всех богослужениях суточного круга читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Впервые за Постную Триодь ее произносят в среду и пятницу Сырной седмицы, а в последний раз - в Великую Среду (24 апреля), после чего все земные поклоны, кроме как перед Плащаницей, прекращаются до дня Пятидесятницы.

В первые четыре дня Четыредесятницы на Великом повечерии читается . Целиком он поется на утрене четверга пятой седмицы, которая обычно совершается в среду вечером, накануне - одна из самых длинных и сложных служб носит название « ». Кроме того, в четверг пятой седмицы совершается - особая древняя служба, по происхождению представляющая собой вечерню с причащением. Это богослужение также совершается каждую неделю по средам и пятницам, а также в первые три дня Страстной седмицы. По уставу Литургию Преждеосвященных Даров следует совершать вечером, но в приходской практике это редкость - служба переносится, как правило, на утро.

В первую пятницу Великого поста (15 марта в 2019 году) по окончании Литургии Преждеосвященных Даров совершается молебное пение с освящением колива (разваренные зерна пшеницы или другая крупа с медом). Память св. вмч. Феодора - первая суббота (16 марта) Великого Поста.

С Крестопоклонной среды (3 апреля), преполовения Четыредесятницы, на Литургии Преждеосвященных Даров добавляется ектения о готовящихся ко Святому Крещению.

Вторая и третья (23, 30 марта в 2019 году) - поминовение усопших. В эти дни совершаются Литургия святителя Иоанна Златоуста и панихида. (6 апреля заупокойная служба не совершается в связи с предпразднством Благовещения.)

Пятая суббота (13 апреля) Великого поста - празднование , накануне, в пятницу вечером (12 апреля) служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице. Шестая суббота (20 апреля) - воспоминание воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного (на трапезе разрешается вкушение рыбной икры).

Во все воскресенья Четыредесятницы совершается Литургия Василия Великого, причем в первую неделю по окончании Литургии также совершается молебное пение в честь . Второе воскресенье посвящено святителю Григорию Паламе - учителю Церкви, сформулировавшему богословие благодати. Накануне третьего воскресенья, на утрене на великом славословии выносится для поклонения Честной и Животворящий крест Господень. В четвертое воскресенье Четыредесятницы Церковь вспоминает преподобного Иоанна, игумена горы Синайской, автора знаменитого аскетического труда «Лествица», а в пятое (14 апреля) - подвиг преподобной Марии Египетской. По причине совпадения в текущем году Недели 4-й Великого поста с праздником Благовещения Пресвятой Богородицы, служба прп. Иоанна Лествичника (из Триоди) переносится на великое повечерие в пятницу вечера.

В день праздника Пресвятой Богородицы (7 апреля) служится литургия Василия Великого. В праздник на трапезе разрешается рыба.

Последнее воскресенье перед Пасхой - , Вербное воскресенье (21 апреля). В этот день совершается Литургия Иоанна Златоуста и освящаются вербы.

В первые четыре воскресенья Великого поста также правится особая служба - вечерня с акафистом Страстям Христовым (Пассия). Богослужение это западного происхождения, служит для постоянного напоминания о спасительном подвиге и страдании Господа Иисуса Христа на Голгофе.

В первые три дня Страстной седмицы совершаются последние в этом году Литургии Преждеосвященных Даров. На утрене этих дней (первая из них совершается в воскресенье вечером) поется тропарь , а на отпусте произносятся слова «Грядый Господь на вольную Страсть».

Великий Четверг (25 апреля) - воспоминание Тайной Вечери и установления Таинства Евхаристии. В этот день совершается вечерня с Литургией Василия Великого и заготовляются запасные Дары для причащения больных. По окончании Литургии при архиерейском богослужении совершается чин Омовения ног.

Вечером в четверг совершается Утреня Великой Пятницы с чтением , одна из самых длинных и красивых служб церковного года. Существует старинный русский обычай приносить домой горящие свечи с этого богослужения.

(26 апреля) - день строгого поста. Утром совершается Последование часов Великого Пятка с изобразительными, Литургия не служится. После полудня - , после отпуста поется канон «Плач Пресвятой Богородицы», во время которого происходит целование Плащаницы.

Вечером в пятницу или в ночь на субботу совершается Спасителя. В саму Великую Субботу (27 апреля) служится Литургия Василия Великого, во время которой духовенство переоблачается из великопостных фиолетовых и черных одежд в белые. Во время этого богослужения уже читается Евангелие, в котором вспоминается о Воскресении Христовом (28 глава Евангелия от Матфея). После Литургии - освящение пасхальных яств.

В пасхальную ночь богослужения начинаются полунощницей с чтением канона Великой Субботы пред Плащаницей. Перед этим во внебогослужебное время в храме читаются Деяния Святых апостолов. После полунощницы служится Пасхальная заутреня с Пасхальным каноном прп. Иоанна Дамаскина, а затем - Пасхальная Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Мария Сергеевна Красовицкая – старший преподаватель кафедры литургического богословия в Православном Свято-Тихоновском Университете, автор курса лекций по литургике.

Каждый богослужебный день есть нерасторжимое единство богослужения времени и того, как, какая и в какое время совершается в этот день литургия, как в этот день нам является таинство Евхаристии. Если в период пения Октоиха тут нет большого разнообразия, то в период пения Триоди возрастает разнообразие форм явления Евхаристии среди служб церковного дня. Об этом мы и поговорим.

Итак, Евхаристия в дни Великого поста. Подчеркнем, что основным ограничением поста не являются ограничения в пище, ее количестве и качестве, ограничения в развлечениях, ограничения в свободном времени (которое в большей степени отдается молитве), наибольшая строгость - это ограничение в совершении Евхаристии. Нам важно здесь не просто уразуметь установленный порядок, а почувствовать вкус постного богослужения так же остро, как мы знаем вкус белого хлеба или вкус черного; мы должны узнать это глубже, чем просто разумом. Когда вникаешь в смысл предписаний Устава, богослужение расцвечивается совершенно новыми красками: приходя в храм на Светлой седмице, когда каждый день совершается литургия, понимаешь, чего мы лишены постом и что нам приносит Пасха.

Итак, в посту правилами свв. Отцов, правилами Вселенских соборов запрещено совершение полной литургии в будничные дни. Еще в IV веке 49 правилом Лаодикийского собора постановлено “не совершать полной Божественной литургии в дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и воскресений”. В будние дни Великого поста совершается то, что мы с вами называем литургией Преждеосвященных Даров. Первые упоминания об этой литургии относятся к концу VI - началу VII века. Есть основания считать, что она возникла (разумеется, не в теперешнем своем виде) в Антиохии в конце V - начале VI века. А в середине VI века была принята Константинополем, откуда и распространилась по всей Вселенной Церкви.

Для благодарственных молитв, читаемых после Преждеосвященной, назначается тропарь и кондак свт. Григорию Двоеслову, Папе Римскому (VI век). Сейчас в церковном сознании литургия Преждеосвященных Даров связана именно с его именем; свт. Григорий поминается на отпусте этой литургии. Безусловно, но не является автором литургии Преждеосвященных Даров; но именно он ввел ее совершение в Римской Церкви (сейчас римо-католики совершают Преждеосвященную только раз в год - в Великую Пятницу). Свт. Григорий упорядочил этот чин, возможно, что-то добавив (что именно - неизвестно). Поэтому не зря именно он вспоминается на этой литургии.

Немного о Григории Двоеслове. Двоесловом (от греч. διαλογος) его называют как автора диалогов о жизни италийских отцев. Диалог - это разговор по крайней мере двоих, поэтому он и называется Двоесловом. Он был папой Римским и трудился, очевидно, над упорядочением церковных распевов. Как с именем Иоанна Дамаскина в Восточной Церкви связывается система осмогласия, так на Западе с именем Григория Двоеслова связан знаменитейший григорианский распев. Конечно же, не он один сочинил все памятники этого пласта музыкальной культуры, однако самая культура связана с его именем, с его временем, с его трудами. Надо сказать, что григорианский распев очень выделяется из всей западной музыкальной культуры. Он необыкновенно красив, и услышав его, нельзя не почувствовать его глубинное единство с унисонным пением Восточной Церкви.

Григорий Двоеслов был канонизован довольно поздно, и в нашем Типиконе он вообще не упоминается, но в Четьих-Минеях под 12 марта есть его житие, и оно излагается первым, а святой, соответствующий этому числу в Типиконе, упоминается вторым. 12 марта - день преставления Григория Двоеслова, и в Минее есть ему служба. Сейчас сложилась совершенно уникальная ситуация: в день памяти Григория Двоеслова не совершается Преждеосвященная литургия. В Соловецком календаре указана Преждеосвященная для этого дня, но в Москве, в тех приходах, где доводилось бывать, Преждеосвященная в этот день не совершалась. Такова наша церковная действительность. Но если для церковного народа этот вопрос встанет, то он может встать и для священноначалия и как-то разрешиться. На Афоне обязательно служат в этот день Преждеосвященную, причем, если память свт. Григория выпадает на субботу или воскресенье, то его служба переносится на один из будничных дней ради Преждеосвященной.

Трулльский собор своим 52 правилом формулирует порядок совершения Преждеосвященной литургии в дни Великого поста уже иначе. Там говорится так: “Во все дни святой Четыредесятницы, кроме суббот и недель, и святого дня Благовещения (ранее даже на Благовещение, выпавшее на будний день, служили литургию Преждеосвященных даров), святая литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров”. Это означает, что в будние дни Великого поста можно совершать только литургию неполную, только Преждеосвященных Даров, а в субботу и воскресенье - литургию полную. Возникает противопоставление полной литургии и неполной. Мы недостаточно остро чувствуем порой разницу между литургией полной (например, Иоанна Златоуста) и литургией неполной, Преждеосвященной, ведь мы можем прийти исповедоваться и причаститься в обоих случаях. Необходимо не только разумом, но и всем существом почувствовать разницу того, что совершается на одной и на другой литургии.

Сейчас имеются два чина полной литургии - Василия Великого и Иоанна Златоуста (литургия ап. Иакова в России совершается в очень редких случаях и, кажется, только в Петербургской Академии; в Греции же, напротив, на память ап. Иакова ее служат почти во всех храмах). Это литургии, на которых совершается таинство Евхаристии. Главное, что связывает членов Церкви, это их общее дело - Божественная литургия (греческое слово λειτουργια означает “общее дело”); на ней совершается таинство Евхаристии - приготовление, приношение, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и причащение верующих Св. Дарами.

Преждеосвященная же литургия является, по сути дела, вечерней, за которой верные причащаются освященными заранее Святыми Дарами. Можно предложить такое сравнение: например, к больному человеку домой приходит батюшка, чтобы причастить его запасными Св. Дарами. В этом случае преложение Даров совершилось на литургии в храме, а причащают ими уже после окончания службы, через какой-то промежуток времени. Здесь надо проявлять очень большую осторожность в терминах: нельзя сказать, что на Преждеосвященной литургии таинство Евхаристии не совершается. Ведь если мы причащаемся Св. Христовых Тайн за Преждеосвященной, то участвуем и в Евхаристии; просто таинство оказалось растянутым во времени: преложение Даров совершилось в неделю, а причащаемся мы в один из будних дней седмицы. Больной человек, к которому пришел батюшка, приобщается так, как он может, и мы в будни Великого поста участвуем в Евхаристии так, как это разрешено Уставом.

По Иерусалимскому Уставу, Преждеосвященная совершается в среду и пятницу, а в прочие дни - при полиелейном празднике. По Студийскому Уставу, Преждеосвященная литургия совершалась во все пять будних дней (этот остаток Студийского Устава сохранялся в Киево-Печерской Лавре вплоть до ее закрытия), и это важно знать, потому что мы с вами воспринимаем Преждеосвященную в среду и пятницу как нечто особенное, нечто из ряда вон выходящее, а на самом деле в любой будний день св. Четыредесятницы возможна литургия Преждеосвященных Даров. Она и совершается в такие дни в определенных случаях, о которых речь впереди. И потому нужно Преждеосвященную ощущать как нечто нормальное для будничного дня, а вот полная литургия в будний день может совершаться постом только в день Благовещения Пресвятой Богородицы. Совершение Преждеосвященной литургии, причащение запасными Св. Дарами не нарушет поста как воздержания от ежедневной полной литургии. Здесь я отсылаю вас к труду о. Александра Шмемана ““, в котором он ярко и ясно говорит о двух значениях причащения в жизни человека и о двух значениях поста.

Итак, полная литургия в посту совершается только в неделю и субботу, а также на праздник Благовещения, на какой бы день седмицы он ни пришелся. В среду и пяток каждой седмицы Великого поста, а также в четверг пятой седмицы, в день Обретения главы Иоанна Предтечи, в день Сорока мучеников Севастийских и храмового святого, если они придутся на понедельник, вторник или четверг - в эти дни совершается литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Преждеосвященных Даров совершается также в понедельник, вторник и среду на Страстной седмице.

Совершение Преждеосвященной в дни памяти Обретения главы Иоанна Предтечи и Сорока мучеников дает нам образец (а Типикон - это и есть книга образцов) для полиелейной службы другим святым, новым, или другим празднованиям. Так, например, в некоторых храмах назначают Преждеосвященную в день Державной иконы Божией Матери, и вообще назначение дополнительной Преждеосвященной литургии - вещь возможная, не противоречащая Уставу. У нас это делается робко, осторожно и редко, и это правильно: в церковной жизни надо быть осторожным. Но все-таки история свидетельствует о том, что во все пять будничных дней можно совершать Преждеосвященную литургию, а не только в среду и в пятницу.

Перейдем к более конкретному рассмотрению последования Преждеосвященной литургии. Для этого необходимо начать с того богослужения, которое ей предшествует, а здесь имеется трудность: у нас на приходах вечерня служится с утра, а утреня, как правило, вечером. Мы же стараемся прежде всего говорить об Уставе, а уже потом о его нарушениях. Возьмем для примера пяток (пятницу); в этот день надо совершать литургию Преждеосвященных Даров. Какие службы ей предшествуют?

На приходах в четверг утром совершался чин изобразительных и вечерня. Эта вечерня уже относится к пятнице, и по Уставу она должна совершаться хотя и не вечером, но все же где-то в середине дня. Но мы не можем в середине дня собраться в храм, поэтому она у нас совершается утром. Так что богослужебный день пятка начался уже давно: в четверг утром мы совершили изобразительны и вечерню, и эта вечерня уже относится к пятнице. Затем по церковному кругу следует повечерие, которое очень редко совершается на приходах. В некоторых храмах в четверг вечером служат великое повечерие, утреню (разумеется, великопостную) и первый час, а в некоторых только утреню и первый час. По мысли Устава, утреня должна быть с утра, и между повечерием и утреней, конечно, должна быть полунощница, но на приходах все это редуцируется. Утреня пятка, конечно же, должна быть утром, но в большинстве храмов мы присутствуем на ней вечером. И, наконец, собственно пятница, когда утром в храмах совершается третий, шестой и девятый час, чин изобразительных и вечерня, на которой служится литургия Преждеосвященных Даров.

Налицо особый порядок служб, примечательный тем, что совершается чин изобразительных. Этот чин совершается в двух случаях: когда литургии в этот день нет вообще и когда литургия служится на вечерне или после вечерни. Рассмотрим первый случай, когда литургии нет. Ее может не быть по двум причинам: по нужде церковной, когда нет хлеба и вина (например, в обители прп. Сергия были такие случаи) или нет священника, и когда литургии не положено по Уставу. Например, в наше время в Великом посту в понедельник, вторник и четверток литургия не совершается, и тогда совершается чин изобразительных, который как бы изображает литургию (отсюда его название). Начальная его часть содержит знакомые всем песнопения: Благослови, душе моя, Господа, Хвали, душе моя. Господа, Во Царствии (великопостные изобразительны начинаются сразу с Во Царствии Твоем ).

Во втором случае чин изобразительных совершается, когда литургия назначена на вечерне. Надо сказать, что Устав - это знание синтетическое, а не аналитическое. На самом деле, про Устав нельзя слова сказать без знания всего контекста этого слова. Поэтому когда мы в начале курса говорим о службах церковного дня, то нам нужно знать многое из того, о чем мы будем говорить в конце курса. Мы целый год говорим о разном, но говорим как бы об одном. Важнейший вопрос - это соединение Евхаристии и служб церковного дня. И еще один вопрос, который очень важен в курсе Устава - это особенности положения вечерни среди служб дневного круга. Вечерня занимает совершенно особое место, она стоит на границе двух дней. Само название вечерни связано с вечером, с уходом астрономического дня; ее богослужебная тема - ожидание Мессии, а вершина службы - новозаветный текст “Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…” тот, который был произнесен в момент встречи Ветхого и Нового Завета, когда чаяние Израиля исполнилось, пришел Спаситель мира и ветхозаветный праведник Его узнал. Сама эта тема, безусловно, связана с закатом: закат дня, закат солнца, закат древнего мира, исполнение Ветхого Завета. Вся служба имеет как бы завершающий, уходящий характер; она может быть очень праздничной, но, по сравнению с утреней, она имеет другой оттенок - что-то кончается, что-то завершается, уходит. И она, безусловно, связана с днем уходящим, хотя по Уставу вечерня и начинает новый богослужебный день. Мы говорим, что воскресное богослужение начинается в субботу вечером, богослужение четверга начинается в среду на вечерне. И вечерня оказывается на границе двух дней: она завершает уходящий и начинает новый богослужебный день.

Школьная литургика делит вечерню так: до Сподоби, Господи вечерня относится к уходящему дню, а после Сподоби, Господи - к наступающему. Это и правильно, и неправильно, потому что до Сподоби Господи уже пели стихиры на Господи, воззвах , которые говорят о теме наступающего дня. И в то же время после Сподоби Господи тема вечера, тема ухода дня не исчезает, она остается. Но все же такое деление оправдано: как мы помним, в прощеное воскресенье на вечерне именно на Сподоби, Господи происходит перелом - переход от непостного богослужения к постному. И дело не в том, чтобы вечерню разрезать, как батон хлеба, на две части, а в том, чтобы почувствовать внутри нее это натяжение, напряжение связи двух дней. В вечер великого праздника (например, первого дня Пасхи) возглашается великий прокимен: “Кто бог велий, яко Бог наш…” Великий прокимен возглашается не ради Светлого понедельника, а ради уходящего первого дня Пасхи, хотя формально эта вечерня начинает следующий день; между тем, что-то связывает ее и с днем уходящим.

Совершение Преждеосвященной литургии на вечерне, и вообще совершение литургии на вечерне яснее всего показывает, что вечерня связана с двумя днями и к двум дням относится. В Великую Субботу литургия совершается на вечерне, и это литургия не первого дня Пасхи, а Великой Субботы, потому что вечерня завершает уходящий день. После вечерни литургия совершается в особые дни года: в Великую Субботу, в Великий Четверг, в и Крещенский сочельники. Также если Благовещение попадет на будний день Четыредесятницы, то полная литургия тоже совершается на вечерне. Преждеосвященная литургия всегда совершается на вечерни. Что это значит?

Реально мы с вами чувствуем, что служба чуть длиннее, чем просто полная литургия. На самом деле мы бы должны это чувствовать острее и сильнее, потому что вечерня в эти дни должна совершаться пополудни (в 3-4 часа дня). И поэтому целый день мы с вами пребываем в совершенном посте - ведь чтобы участвовать в Евхаристии, надо ничего не есть (на литургическом языке это называется совершенным постом, в отличие от поста аскетического, когда нельзя есть определенных видов пищи). В 3-4 часа пополудни начинается девятый час, изобразительны, вечерня и литургия; таким образом причастие будет уже ближе к вечеру. Назначение литургии на вечерне - это не формальность, а предписание, полное глубокого смысла: оно выделяет определенные дни года, которые чада церковные должны провести в совершенном посте, в напряженном ожидании литургии и Причастия Св. Тайн. Эти дни несут на себе совершенно особую печать, и мы с вами, хотя и не постимся до вечера, должны это знать. Сейчас во многих Православных Церквах в странах Запада Преждеосвященную литургию совершают именно вечером, как того и требует Устав. Надо заметить, что в этом случае на службу могут прийти те, кто работают днем. Ведь человек, работающий пять дней в неделю, порой может так и не побывать ни на одной преждеосвященной за весь Пост. Священный Синод Московской Патриархии в 1968 году вынес следующее определение:

Благословить в храмах Московского Патриархата совершение вечером Божественной литургии Преждеосвященных Даров там, где правящий архиерей сочтет это полезным.

При совершении Божественной литургии Преждеосвященных Даров в вечерние часы воздержание для причащающихся от принятия пищи и пития должно быть не менее шести часов; однако воздержание перед причащением с полуночи от начала данных суток весьма похвально, и его могут держаться имеющие физическую крепость.

«Литургика: Курс лекций». М.С. Красовицкая. М., 1999. 2004 2

Особенности Богослужения Великого Поста

Я опускаю особенности Богослужений приготовительных седмиц, в том числе и Сырной. Первое, что следует отметить: все постовые особенности отменяются в субботу и воскресенье. В эти дни почти ничто не напоминает о том, что идет Великий Пост. Есть некоторые особенности - например, на воскресном всенощном бдении по чтении Евангелия поется «Покаяния отверзи ми двери…», но это уже некие малости. В последний раз великопостные особенности присутствуют в пяток каждой седмицы за вечерней (по субботам). Эта вечерня, как правило, присоединяется к Литургии Преждеосвященных Даров.

А вот великое повечерие в пятницу вечером уже совершается без великопостных особенностей - без земных поклонов и не в черных облачениях. Кстати, черное облачение на будничных службах Великого Поста - это довольно поздняя традиция, пришедшая к нам от римо–католиков примерно в 18 веке. До этого служили в темных (как правило, темно–лиловых) облачениях, но не в черных. Так или иначе, облачения иерейские и диаконские на будничных службах Великого Поста всегда отличались от облачений, скажем, воскресных.

1. Самая главная особенность великопостного Богослужения - отсутствие в будничные дни полной Литургии. Что касается Литургии Преждеосвященных Даров, то она, во–первых, совершается не каждый день, а во–вторых, не является Литургией в полном смысле этого слова. Об этом мы позднее поговорим немного подробнее. По всем субботним и воскресным дням совершается полная Литургия. В прочие дни Великого Поста полная Литургия может совершаться только в одном случае: при попадании праздника Благовещения Пр. Богородицы на какой?нибудь из будничных дней Великого Поста.

2. Следующая особенность великопостного Богослужения: по некоторым будничным дням совершается особое чинопоследование, которое никогда не совершается вне этого периода. Это так называемая Литургия Преждеосвященных Даров.

3. В первые пять воскресных дней Великого Поста совершается Литургия не Иоанна Златоустого, а Литургия Василия Великого. Надо сказать, что Литургия Василия Великого совершается только десять раз в году: в первые пять воскресений Великого Поста, в Великий Четверток, Великую Субботу, в Рождественский и Крещенский сочельники или же в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, если эти праздники выпадают на воскресение или понедельник. То есть если сочельники выпадают на субботу или воскресенье, то в сочельник совершается Литургия Иоанна Златоустого, а в самый праздник - Литургия Василия Великого. 1 января, в день памяти св. Василия Великого, также совершается Литургия Василия Великого (в Новый год по старому стилю).

4. Четвертая особенность великопостного Богослужения: несколько изменяется само следование служб суточного круга.

Изобразительны при отсутствии Литургии совершаются не после 6–го, а после 9–го Часа.

(Вопрос: где помещен устав об облачении и что означают различные цвета священных риз?)

Ответ: нигде устава о цвете облачения нет, это неписаная традиция. По всей видимости, раньше такой проблемы не было - в ризе какого цвета служить. Ризы были парчовые, расшитые металлической нитью, и цвет не имел решающего значения. Сейчас традиция такая: будничные службы Великого Поста совершать в черных ризах, службы Цветной Триоди - до отдания Пасхи - в красных, службы Господских праздников - в белых (кроме того, в белых ризах совершаются заупокойные службы), как и таинства, перешедшие в разряд треб: крещение, венчание, соборование, отпевание, пострижение. В голубых ризах совершаются службы Богородичных праздников. В зеленых ризах - службы преподобнические, а также праздника Троицы (понедельник Святаго Духа - уже в белых). Вербное Воскресение служат либо в золотых (как и Лазареву субботу), либо в белых ризах, т. к. это Господский праздник.

Что касается золотых, или желтых, риз, то в них служатся службы святительские, а также, по установившейся традиции, обычные будничные службы. Вообще, как правило, цвет риз соответствует тому или иному празднованию только начиная от полиелейной службы: если полиелей или бдение, то по цвету праздника; если служба до славословия включительно, то в золотых ризах. В частности, воскресные службы служатся в золотых ризах. Мученические службы - в красных ризах.)

5. Каждая из служб суточного круга претерпевает некоторые изменения в своем чине. Наиболее характерной особенностью является чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами. И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста является обилие земных поклонов. Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на «Господи, Владыко живота моего…»

(Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние - Литургии Иоанна Златоустого? Почему не наоборот?

Ответ: не надо забывать, что, согласно церковному преданию, Литургия Иоанна Златоустого есть некоторое сокращение Литургии Василия Великого. Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва, совершается Литургия Василия Великого. Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого, а по субботним - полная «обычная» Литургия, т. е. Литургия Иоанна Златоустого. А в Вербное Воскресение совершается Литургия Иоанна Златоустого. Почему? Потому что Вербное Воскресение ни при каком исчислении не причисляется к Великому Посту.)

6. Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири. Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т. е. Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу.

Это достигается вследствие двух причин: - на великопостной утрени прочитывается не две, а три кафизмы; - кафизмы читаются почти на всех Часах.

Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей.

7. Следующая особенность заключается в изменении чинопоследования каждой из служб суточного круга.

Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста. Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике (впрочем, дозволяемой Типиконом). А поскольку вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей. Устав называет это повечерие «повечерием великим без поклонов».

8. В воскресенье вечером Великим Постом (в первые пять воскресений, а также в неделю сыроспустную) совершается вечерни со входом и великим прокимном. Два великих прокимна глаголятся поочередно.

(Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию?

Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. Собственно, «пассия» (латинское слово) означает «страдание». Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по–разному. Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба.

Собственно говоря, пассия - это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном (иногда акафистом) и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре? Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй - страсти по Марку, на третьей - страсти по Луке, на четвертой - страсти по Иоанну.) В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св. Великого Поста.

Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значительную часть своего объема - это глава 49–я, занимающая несколько десятков страниц. Глава эта называется «Последование Святыя Четыредесятницы».

Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического.

Полунощница (вседневная) Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные (воскресные). И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, поскольку в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет.

По возгласе священника: «Боже, ущедри ны и благослови ны…» - молитва Ефрема Сирина с 16–ю поклонами. Это и есть единственная особенность великопостной полунощницы. Согласно ныне действующей редакции устава, полагается 3 земных поклона, 12 поясных с краткой молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной поклон (в сумме 16). До богослужебной реформы патриарха Никона молитва Ефрема Смирина совершалась иначе (по крайней мере на Руси): полагались 16 поклонов земных, а краткие молитвы были разными. Текст самой молитвы в той редакции тоже несколько отличался от теперешней: «Господи Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, праздности и любоначалия отжени от мене» (а не «не даждь ми»). С богословской точки зрения такая формула безукоризненна: Господь не может дать нам чего?либо стропотного. Другое дело, что мы можем просить Бога, чтобы Он отделил, «отженил» от нас то, чему не подобает в нас возрастать. Правда, есть другой пример: «Не введи нас во искушение» в молитве Господней. Это тоже условно понимаемое место: не допусти до того, чтобы искушения возобладали над нами. Так же надо понимать и «не даждь ми» в молитве Ефрема Сирина.

Утреня (без полиелея) Это слyжба обширная, так что мы вправе ожидать многих особенностей.

Утрени, как известно, бывают разные: бyдничные, со славословием и с полиелеем. Так что когда мы говорим об yтрени, нyжно конкретизировать, о какой именно великопостной yтрени идет речь: без славословия, со славословием или с полиелеем.

Скажy сразy, что yтрени со славословием в дни Великого Поста быть не может. По бyдням Великого Поста Великое славословие никогда не поется - даже на праздник Благовещения.

А вот полиелей может быть, хотя и крайне редко.

1. Начальное Трисвятое. По возгласе «Благословен Бог наш» на yтрени вне Великого Поста чтец сразy начинает: «Аминь.

Приидите, поклонимся…» и двyпсалмие. Великим Постом добавляется Трисвятое по Отче наш. Затем - возглас священника и продолжение общего начала до двyпсалмия. Далее все идет обычным порядком: двyпсалмие с каждением, тропари, малая и сyгyбая ектения, шестопсалмие. Согласно yставy, священник исходит на чтение yтренних молитв не в начала 4–го псалма шестопсалмия, а в начале 5–го. Отсюда вывод: Великим Постом шестопсалмие читается более неспешно, растяжно, чем вне Великого Поста, так что yспевают прочитать 12 yтренних молитв во время чтения всего лишь двyх последних псалмов.

2. Вместо «Бог Господь» со стихами поется «Аллилyиа» со своими стихами. Стихи эти взяты из книги пророка Исаии, глава 26. На самом деле они являются частью 5–й пророческой песнью, которyю, согласно yставy, положено соединять с 5–й песню канона всякой yтрени.

Почемy не поется «Бог Господь и явися нам», а поется «Аллилyиа»? Возглас «аллилyиа» можно перевести как хваление Господy, «слава Богy». Слyжба на «Бог Господь» предполагает вершиной своего совершения Божественнyю литyргию. Великим же Постом Литyргия по бyдням не совершается (о Литyргии Преждеосвященных Даров разговор особый). А раз не совершается Божественная литyргия, то Бог и Господь не явится нам Своим Пречестным Телом и Кровию, поэтомy пение «Бог Господь» на yтрени было бы не вполне yместно. Поется иное славословие, более общего характера. Соответственно стихи аллилyария носят более покаянный, нежели радостный характер: «От нощи yтренюет дyх мой к Тебе, Боже…» (На полиелейной yтрени бывает «Бог Господь», но там вообще изменяется весь строй слyжбы. Божественная литyргия Преждеосвященных Даров назначается там ради святого, она внеочередная. Как есть апостольское евангельское чтение рядовое, а есть праздничное. Ради праздничного чтения назначается дополнительный прокимен, так же и здесь: ради дополнительной, внеочередной Литyргии Преждеосвященных Даров назначается чтение «Бог Господь». Кроме того, всякая слyжба целостна и было бы нелогично петь на yтрени покаянные стихи Исаии, а потом полиелей. То есть полиелей как бы идет в одной связке с «Бог Господь и явися нам» - псалом 118 перекликается с полиелейныйми псалмами 4 и 135. Но это скорее исключение - таких слyжбы бывает постом всего две, когда на «Бог Господь» полной Литyргии нет: 40 мyчеников и Обретение главы, и то не всегда.)

3. Вместо тропарей на «Бог Господь» поются Троичны гласа. По сyществy это тоже тропари, но несколько особенного характера. Указывается, что Октоих Великим Постом, вообще говоря, не отменяется, хотя расхожее мнение говорит о том, что во время Великого Поста по бyдним дням Октоих не поется. Это так и не так. Действительно, для совершения Богослyжения книга, именyемая Октоихом, не понадобится. Но это не значит, что Октоих не поется - некоторые его тексты все равно использyются за Богослyжением. Во–первых, это Троичны гласа, во–вторых, седальны по первом стихословии yтрени (т. е. после 1–й кафизмы yтрени), в–третьих, светильны гласа по окончании канона. Но посколькy этих текстов мало, то целесообразно было бы их заключить в Постнyю Триодь, что и сделано: они напечатаны в виде приложения в Постной Триоди. Иными словами, некоторые тексты Октоиха использyются, хотя сама книга на великопостном Богослyжении не нyжна.

В каждом гласе три Троична. Первый поется просто, второй на «Славy», третий - на «И ныне». Первый Троичен имеет переменное окончание, которое определяется текyщим днем седмицы. Впонедельник Троичен оканчивается: «Предстательствyет бесплотных, помилyй нас», во вторник: «Молитвами Предтечи Твоего помилyй нас». В средy и пяток: «Силою Креста Твоего сохрани нас, Господи». Понятно, что окончание первого Троична любого гласа зависит от дня седмицы.

Во втором Троичне молитвенно призываются все святые: «Молитвами всех святых, помилyй нас» (в любом гласе, в любой день седмицы). В третьем Троичне мы обращаемся ко Пресвятей Богородице: «Молитвами Богородицы спаси ны». То есть соблюдена обычная логика: последнее песнопение данной yтрени так или иначе обращено ко Пресвятей Богородице или хотя бы Пресвятая Богородица yпоминается в этом песнопении. Так что третий Троичен справедливо было бы назвать «Троичнобогородичном» (по типy Крестобогородична), хотя такого термина и нет. То есть это некое песнопение, в котором прославляется и Пресвятая Троица, и Пресвятая Богородица.

Почемy не поются тропари на «Бог Господь»?

Обычно на yтрени на «Бог Господь» поется тропарь святого дня (дважды), «Слава, и ныне», тот или иной Богородичен. Нy, с Богородичном понятно: третий Троичен можно yсловно назвать Богородичном. Но почемy не поются тропари святого дня? Чем «виноват» святой, что его память попала на великопостный период?

Дело в том, что в конце второго Троична призываются к застyпничествy за нас все святые, а значит и святой данного дня. Вот почемy пение отдельного тропаря этомy конкретномy святомy является излишним. Так что в Богослyжебном yставе все оправдано.

4. Читаются кафизмы по особомy yставy, отличномy от того, о котором рассказано раньше. Слyжба простая, без славословия, а значит, малых ектений по кафизмах нет. Однако седальны на yтрени по кафизмах бывают всегда: после 1–й кафизмы - седальны Октоиха (зри Приложение к Триоди); после 2–й и 3–й кафизм - седальны Триоди данного дня.

То есть чтобы отыскать седальны после 1–й кафизмы, необходимо заглянyть в конец Постной Триоди и найти в Приложении нyжный седален в соответствии, во–впервых, с гласом Октоиха, а во–вторых, в соответствии с днем седмицы. А вот седальны второго и третьего стихословия находятся в основном тексте Триоди, а не в Приложении.

После псалма 50, который всегда читается по окончании кафизмы yтрени, читается первая литийная молитва «Спаси, Боже, люди Твоя» (диакон читает ее перед иконой Спасителя, а если диакона нет, то иерей). Затем хор поет «Господи помилyй» 12 раз. Возглас «Милостию и щедротами».

Мы привыкли к томy, что подобный yчасток Богослyжения свойствен праздникам - по бyдням этого нет в дни Великого Поста. А вот если yтреня полиелейная или воскресная, это появляется. Здесь происходит как бы опрокидывание наших обычных понятий: слyжба отнюдь не праздничная, скорее наоборот, и тем не менее - «Спаси, Боже, люди Твоя» и «Милостию и щедротами». Дело в том, что эта молитва восходит к литии, которая совершается на всенощном бдении (или иногда на великой вечерне), а мы yже говорили, что лития - это отнюдь не праздничная часть слyжбы, не второй полиелей, а наоборот - моление покаянное, а оно особенно yместно в бyдничные дни Великого Поста. На праздники же, в полиелейные дни, «Спаси, Боже, люди Твоя» появляется лишь как «повторение» литии. Ведь если на бдении полагается елеопомазание, то оно совершается после отпyста yтрени, согласно yставy. После елеопомазания произносится заключительная молитвалитии: «Владыко Многомилостивый», то есть полyчается, что весь канон yтрени, хвалитные стихиры, славословие и пр. составляют как бы некyю однy большyю литию, начинающyюся со «Спаси, Боже, люди Твоя» и оканчивающyюся «Владыко Многомилостивый» перед 1–м Часом.

5. Следyющая важнейшая особенность - особый порядок чтения канонов Минеи и Трипеснцев Триоди. Подробный разговор об этом - несколько дальше.

6. По окончании канонов вместо привычных экзапостилариев Октоиха (дня седмицы) или светильнов Минеи читается особые светильны гласа (см. Приложение к Триоди), которые иногда называют светильнами Троичных, потомy что они перекликаются с теми Троичнами гласа, которые пелись вместо тропарей на «Бог Господь». По сyществy в каждом гласе один светилен, но читается или поется он на слyжбе троекратно: второй раз на «Славy», третий раз - на «И ныне». Причем каждый раз с разным окончанием. О разнице окончаний светильнов гласа можно сказать то же самое, что было сказано о различии окончаний трех Троичнов гласа: окончание первого светильна определяется днем седмицы, окончание второго светильна всегда обращено ко всем святым, а окончание третьего - ко Пресвятей Богородице.

7. Славословие всегда читается, а не поется.

8. Вместо стиховенных стихир Октоиха - стиховенные стихиры Триоди.

9. «Благо есть» по бyдням Великого Поста читается дважды (вне поста - единожды).

Далее на непостовой yтрени обычно идет Трисвятое, по «Отче наш» - возглас, тропарь Минеи, «Слава, и ныне», Богородичен, конец yтрени. Но тропаря Минеи нет - как мы yже yказывали, он не поется, так что должно быть что?то иное.

10. Вместо тропаря Минеи - «В храме стоящих славы Твоея…». Всегда один и тот же постоянный тропарь. Вместо сyгyбой ектении - «Господи помилyй» (40 раз). Диакон и иерей в это время безмолвствyют. По всей видимости, эта особенность восходит к тем временам, когда пyстынники покидали св. обители и подвизались порознь. Слyжбы совершались ими неопyстительно, но священника с ними не было. При отсyтствии священника сyгyбyю ектению принято заменять на 40–кратное «Господи помилyй», а возглас - на «Слава, и ныне». Отголосок этого порядка попал и в современный yстав.

11. По возгласе «Сый благословен» - молитва «Небесный Царю, верy yтверди…» (не пyтать с «Царю Небесный»). По yставy этy молитвy глаголет предстоятель (настоятель либо старейший от священства).

Как видим, великопостная yтреня имеет достаточно много особенностей.

Не бyдy перечислять особенности Часов и вечерни, а сосредоточy внимание на том, чтобы более подробно раскрыть особенности yтрени.

Начнy с yстава о кафизмах, а затем поговорим о порядке чтения канонов на yтрени, а после этого перейдем к Часам, если останется время.

Из книги Литургика автора Красовицкая Мария Сергеевна

7. Особенности Праздничного Богослужения. Всем известно, что богослужение бывает не только будничное, не только строгое, простое, покаянное, но и праздничное, то есть по преимуществу радостное, хвалебное, связанное с церковным торжеством. Праздничные элементы имеются в

Из книги Том 4. Аскетическая проповедь автора Брянчанинов Святитель Игнатий

14. Литургии в Дни Великого Поста. Каждый богослужебный день есть нерасторжимое единство богослужения времени и того, как, какая и в какое время совершается в этот день литургия, как в этот день нам является таинство Евхаристии. Если в период пения Октоиха тут нет большого

Из книги Практическое руководство к молитве автора Мень Александр

Поучение во вторую Неделю Великого поста Значение поста для человека Внемлите себе, да не отягчают сердца ваша объядением и пиянством .Возлюбленные братия! Душеспасительно нам в дни Святой Четыредесятницы не только удручать тела наши постом, но и беседовать о посте;

Из книги О проведении Великого поста автора Мень Александр

Поучение в четвертую Неделю Великого поста Значение поста по отношению к падшим духам Сей род, - сказал Господь Своим Апостолам о духах злобы, - ничимже может изыти из одержимых ими, токмо молитвою и постом . Вот новая черта поста! Пост приемлется Богом, когда

Из книги Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви автора

Поучение в пятую Неделю Великого поста Сочетание поста с милостию и молитвою Благо, говорил Архангел Рафаил Товитам, молитва с постом [и] милостынею и правдою . Великое благо - такой пост! {стр. 100} Благо он для грешников, как единственная дверь для исшествия из

Из книги Справочник православного человека. Часть 4. Православные посты и праздники автора Пономарев Вячеслав

О проведении Великого Поста Время Великого Поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече Пасхальных дней.Великим Постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая

Из книги О поминовении усопших по уставу православной церкви автора Епископ Афанасий (Сахаров)

О проведении Великого поста Время Великого поста специально дается Церковью, чтобы мы могли собраться, сосредоточиться и подготовиться к встрече пасхальных дней.Великим постом нужно постараться наверстать упущенное, заполнить пробелы в нашей духовной жизни, которая

Из книги Конспекты лекций по литургике автора (Тахи–Заде) Михаил

Недели Великого поста. Недели святой и великой Четыредесятницы посвящены каждая особенному воспоминанию. Обыкновеннее впрочем они отличаются одна от другой счетом порядка, в котором следуют, например, первая неделя Великого поста, вторая, третья и

Из книги Самые главные молитвы и праздники автора Автор неизвестен

Седмицы Великого поста Первая Седмица Великого поста проводится особо строго – в ее дни и монахи, и миряне стараются соблюдать предписания Устава о воздержании максимально точно. Христиане в начале постного подвига не вкушают пищи до среды (или вечера вторника), до

Из книги Православный пост. Рецепты постных блюд автора Прокопенко Иоланта

Двунадесятые праздники: история и особенности богослужения Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 8(21)сентября Тропарь праздника, глас 4Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды, Христос

Из книги Основы истории религий [Учебник для 8-9 классов общеобразовательных школ] автора Гойтимиров Шамиль Ибнумасхудович

СУББОТЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также “родительские” субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы

Из книги Молитвослов на русском языке автора

5 седмица Великого Поста, если в четверг Благовещение (когда Благовещение совпадает с чтением Великого канона) Как читать Великий канон и в то же время слyжить Благовещение? В этом годy такое едва не слyчилось.Смысл в том, что чтение Великого канона совершается на yтрени не

Из книги автора

Недели Великого поста Когда мы говорим «неделя», то обычно имеем в виду отрезок времени от воскресенья до воскресенья. Но надо помнить, что слово это славянское и означает день, в который «неделают» – то есть проводят его «праздно». А привычные нам недели называются

Из книги автора

Седмицы Великого поста Великий пост состоит из шести седмиц, каждая именуется по порядковому числу. Великий пост заканчивается пятницей своей шестой седмицы, за которой следует Лазарева суббота и Вербное воскресенье.Первая седмица Четыредесятницы - «Феодорова

Из книги автора

§ 37. Особенности Католического вероучения и богослужения Католики составляют 50 % всех христиан. Большинство населения Европы, все страны Латинской Америки, ряд стран Африки, Филиппины исповедуют католичество. Во главе католической Церкви стоит папа Римский, являющийся

Из книги автора

Службы великого поста

Великий Пост - установленный церковью семинедельный период строгого воздержания, покаяния и молитвы, время духовного совершенствования. Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника , символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего.

Великий Пост или Святая Четыредесятница - самый главный и строгий среди постов. Начинается он за семь недель до праздника Святой и состоит из Четыредесятницы (сорока дней) и Страстной седмицы (недели перед Пасхой).
Четыредесятница установлена в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения. Таким образом, общее продолжение Великого поста вместе со Страстной седмицей составляет 48 дней.

Великому посту предшествуют три недели, в течение которых святая Церковь начинает духовно подготавливаться к нему.
Первая подготовительная неделя – “Неделя мытаря и фарисея” – называется “сплошной седмицей”, потому что на ней нет поста на трапезе. В воскресенье во время Литургии читается Евангелие “О мытаре и фарисее” (Лк. 18, 10-14). Этой притчей Церковь научает нас истинному смирению и покаянию, без которых пост будет бесплоден. Начиная с этой недели и до пятой недели Великого поста за всенощным бдением, после чтения Евангелия, поется молитва, которую слушают, преклонив колени: “Покаяния отверзи мне двери...”
Во вторую подготовительную неделю – “Неделю о блудном сыне”, среда и пятница – постные. В воскресенье на Литургии читается притча из Евангелия “О блудном сыне” (Лк. 15, 11-32), которая призывает заблудших покаяться и вернуться к Господу, с надеждой на Его милосердие. В эту неделю, а также и в следующие за нею две недели на всенощном бдении после полиелея поется 136-й псалом: “На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом...” Он описывает страдания евреев в плену вавилонском и скорбь об утраченном отечестве, образно, говоря – о нашем плене греховном и о том, что мы должны стремиться к своему духовному отечеству – Небесному Царствию.
Третья подготовительная неделя называется “мясопустною”, или “сырною”, а по народному – “масленица”. В эту неделю уже нельзя есть мясо. Среда и пятница не постные, разрешено вкушать молоко, яйца, рыбу, сыр, масло. По старому русскому обычаю, на масленицу пекутся блины. Воскресенье “мясопустной недели”, соответственно евангельскому чтению, носит название “Неделя о Страшном суде” (Мф. 25. 31-46). Этим чтение Церковь призывает грешников покаяться и делать добрые дела, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать. С началом этой седмицы, находящимся в браке предписывается воздержание от супружеских отношений.
Последнее воскресенье перед Великим постом называется “сыропустом”: им оканчивается вкушение яиц и молочных продуктов.
На Литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди (Мф. 6, 14-21), где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного; о посте и о собирании небесных сокровищ.
Сообразно с этим евангельским чтением, христиане просят в этот день друг у друга прощения за причиненные обиды и стремятся со всеми примириться. Поэтому воскресенье это принято называть “Прощеным воскресеньем”.

Первая и последняя (Страстная) седмицы Великого поста отличаются своей строгостью, и их богослужения – продолжительностью.
Это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения этих седмиц.
По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз – в пятницу после литургии Преждеосвященных Даров.
В эти дни предписывается сухоядение, то есть пища без масла.
Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. Начиная с субботы первой седмицы можно вкушать постную пищу.
Рыба разрешается всего два раза за весь пост: в Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля), если праздник не выпадает на Страстную седмицу, и на Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). В Лазареву субботу (суббота перед Вербным воскресеньем) разрешается рыбная икра. Если строго следовать уставу, то растительное масло разрешается только по субботам (кроме субботы на Страстной седмице) и воскресеньям.

Особенность Великопостного Богослужения – совершение литургий только по субботам и воскресеньям; в понедельник, вторник и четверг литургия не совершается. По средам и пятницам совершается литургия Преждеосвященных Даров. Само название этой службы говорит о том, что на ней происходит причащение Святыми Дарами, освященными в предыдущее воскресенье. В храме – и черные облачения, и особый постовой распев песнопений – призывают к покаянию, изменению греховной жизни. Постоянно звучит молитва преподобного Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего...”, которую все молящиеся совершают с земными поклонами.

Первые четыре дня Великого поста вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти службы, поразительные по силе воздействия на душу.
В пятницу первой седмицы после литургии происходит освящение “колива” (отваренной пшеницы с медом), в память святого великомученика Феодора Тирона. Этот святой явился во сне Антиохийскому епископу Евдоксию. Он открыл ему тайное приказание императора Юлиана Отступника окропить кровью идоложертвенных животных все съестные припасы и повелел в течение недели ничего не покупать на рынке, а питаться коливом.

Неделя первая Великого поста посвящена Торжеству Православия. Празднование это было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью. В это день, после литургии, в храме совершается особый чин – чин торжества Православия. Этим чином Церковь анафематствует, то есть отлучает от единения с собой еретиков, врагов Православия, и славословит его защитников.
Неделя вторая Великого поста чествует память святителя Григория Паламы. Он известен как обличитель ереси Варлаама, отвергавшего православное учение о нетварном свете.
Неделя третья Великого поста – Крестопоклонная. На этой неделе прославляется святой Крест Господень. Для поклонения и духовного подкрепления проходящих подвиг поста Крест выносится из алтаря на середину храма. Следующая за Крестопоклонной неделей седмица носит такое же название, а еще называется Средокрестной, поскольку в среду Великий пост достигает своей середины.
Неделя четвертая Великого поста предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице преподобного Иоанна Лествичника, автора “Лествицы”.
В среду на пятой седмице совершается всенощное бдение с чтением Великого покаянного канона Андрея Критского и жития преподобной Марии Египетской. По этой особенности она называется Андреевским стоянием, или стоянием Марии Египетской.
В субботу этой же седмицы совершается пение акафиста Пресвятой Богородице, которое установлено в благодарность за избавление Ею Царьграда от врагов.
Неделя пятая Великого поста посвящена прославлению подвигов преподобной Марии Египетской.
Суббота перед праздником Входа Господня в Иерусалим именуется Лазаревой. В этот день вспоминается воскрешение праведного Лазаря, которое совершил Господь Иисус Христос в доказательство Своей Божественной силы и в знамение нашего воскресения. Лазарево воскрешение послужило поводом к осуждению Спасителя на смерть, поэтому с самых первых веков христианства установлено было совершать память этого великого чуда перед самой Страстной седмицей.
Неделя шестая Великого поста называется “Неделей ваий”, в просторечии – вербным воскресеньем” (или Цветоносным), и празднуется “Вход Господень в Иерусалим”. Ветви ваий (пальмовые ветви) у нас заменяются вербами, так как верба ранее других ветвей дает почку. Обычай употреблять вайи в это праздник имеет свое основание в обстоятельствах самого события входа Господня в Иерусалим. Молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его как Победителя ада и смерти, держа в руках “знамение победы” – цветущие вербы с возжжеными свечами.

Во время Великого Поста, в церкви и дома, читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина:
"Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь."
Три субботы - второй, третьей и четвертой недель Великого поста установлены для поминовения усопших: Великопостные родительские субботы. Так же, как и в субботу мясопустную, в эти дни совершаются усиленные молитвы и служатся панихиды за уже умерших родственников и знакомых, и не знакомых тоже – тех, за кого некому молиться.

По сложившейся традиции Великим постом проводятся Соборования, расписание которых в каждом храме составляется отдельно.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -
16.03.2019 -
17.03.2019 -