Начало начал в ликбезе рабочих и крестьян. Ликвидация массовой неграмотности

19.06.2019 Техника

Самоходная гаубица Гвоздика предназначена для подавления и уничтожения живой силы, артиллерийских и миномётных батарей, а также для разрушения дзотов, обеспечения проходов в минных полях и полевых заграждениях.

САУ 2С1 «Гвоздика»

Советская 122-мм полковая самоходная гаубица. Создана на Харьковском заводе имени Серго Орджоникидзе.

Главный конструктор шасси - А. Ф. Белоусов, конструктор 122-мм орудия 2А31 - Ф. Ф. Петров.

История создания

После окончания Великой Отечественной войны на вооружении Советского Союза состояли в основном противотанковые и штурмовые САУ, а в западных странах и США уже имелись САУ, предназначенные для ведения огня с закрытых позиций. ПОявилась тенденция на замену буксируемой артиллерии на самоходную. Незаменимость самоходных установок в локальных конфликтах стала очевидна, поэтому в период с 1947 по 1953 год были проведены изыскания по созданию новых самоходных гаубиц, однако в 1955 году по указанию Н. С. Хрущёва большинство работ по самоходной артиллерии было прекращено. Некоторое время спустя Министерство обороны СССР пришло к выводам, что стратегическая ядерная война маловероятна, так как приведёт к уничтожению обеих воюющих сторон. При этом более реальными могли стать локальные конфликты с использованием тактических ядерных вооружений. В таких конфликтах самоходная артиллерия имела неоспоримое преимущество перед буксируемой.

С отставкой Н. С. Хрущёва разработка самоходной артиллерии в СССР была возобновлена. В 1965 году на базе Львовского полигона советскими войсками были проведены масштабные учения с применением артиллерийских установок времён Великой Отечественной войны. Результаты учений показали несоответствие имевшихся на вооружении самоходных артиллерийских установок требованиям современного боя. С целью ликвидации отставания советской самоходной артиллерии от артиллерии стран НАТО в 1967 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР № 609-201 от 4 июля. В соответствии с этим постановлением была официально начата разработка новой 122-мм самоходной гаубицы для сухопутных войск Советской армии.

Предварительно ВНИИ-100 выполнил научно-исследовательскую работу по определению облика и базовых характеристик новой САУ. В ходе исследований были проработаны три варианта САУ. Первый - на базе шасси «Объекта 124» (в свою очередь, созданного на базе СУ-100П), второй - на базе многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ, третий вариант на базе боевой машины пехоты БМП-1. Во всех вариантах основным вооружением являлась 122-мм гаубица с баллистикой Д-30. По результатам работ было выяснено, что шасси «Объекта 124» обладает избыточной грузоподъёмностью и массой, к тому же САУ лишится возможности форсировать водные преграды вплавь. Шасси МТ-ЛБ обладало недостаточной устойчивостью при стрельбе и не имело необходимого уровня допустимых нагрузок на ходовую часть машины. Наиболее оптимальным являлось шасси боевой машины пехоты БМП-1, однако П. П. Исаков добился запрета на использование БМП-1 в качестве базового шасси. Поэтому использовать в качестве базового было решено удлинённую и модифицированную базу многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Полученные проработки легли в основу ОКР под наименованием «Гвоздика» (индекс ГРАУ - 2С1). «Гвоздика» должна была поступить на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков для замены 122-мм гаубиц М-30 и Д-30.

Таблица ТТХ аванпроектов 2С1, выполненных во ВНИИ-100

База Объект 124 МТ-ЛБ Объект 765
Экипаж, чел. 4 4 4
Боевая масса, т. 22,2 15,842 15,164
Марка орудия Д-30 Д-30 Д-30
Возимый боекомплект, выстр. 100 60 60
Пулемёт 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 7,62-мм ПКТ 1 х 7,62-мм ПКТ
Боекомплект пулемёта, патр. 2000 2000 2000
Марка двигателя В-59 ЯМЗ-238 УТД-20
Тип двигателя дизельный дизельный дизельный
Мощность двигателя, л. с. 520 240 300
63-70 60 65
Запас хода по шоссе, км. 500 500 500

Основным разработчиком 2С1 был назначен Харьковский тракторный завод имени Серго Орджоникидзе, гаубица 2А31 (внутризаводское обозначение Д-32) создавалась в ОКБ-9. В августе 1969 года первые четыре опытные САУ Гвоздика 2С1 поступили на полигонные испытания. Испытания обнаружили высокую загазованность боевого отделения. Одновременно, подобная ситуация складывалась и со 152-мм дивизионной самоходной гаубицей 2С3. В то же время для обеих самоходных артиллерийских установок были разработаны картузные варианты гаубиц. На базе 2А31 была создана 122-мм гаубица Д-16 с картузным заряжанием. Вместо клинового затвора, цепного досылателя и зарядов в гильзе в Д-16 применялся поршневой затвор, пневматический досылатель и картузные заряды. Но испытания показали, что недостатки у новой гаубицы Д-16 аналогичны, так как пламенность выстрелов осталась той же, при этом сохранилась та же кучность и дальность стрельбы. Помимо этого, было выявлено неудобство при работе с пеналами зарядов, а также конструктивные недостатки пневматического досылателя, в результате этого, скорострельность оставалась на уровне базового орудия. Последующее совершенствование конструкции Д-16 привело к созданию модернизированного образца под индексом Д-16М, который показал рост дальности стрельбы осколочно-фугасным снарядом до 18 км, благодаря увеличенной каморе и применению более мощных картузных зарядов.

В 1971 году 3 ЦНИИ в рамках НИР «Развитие» рассмотрел и провёл анализ результатов работ по картузным вариантам 122-мм и 152-мм гаубиц. Несмотря на полученные показатели, 3 ЦНИИ дал заключение о нецелесообразности ведения дальнейших изысканий по картузному варианту гаубицы 2А31. Главной причиной стало отсутствие на тот момент технического решения, позволявшего создать и ввести в эксплуатацию надёжные и безопасные заряды в жёстком картузе или сгорающей гильзе. Научно-технический задел по проведённым исследованиям было рекомендовано использовать при создании новых 122-мм осколочно-фугасных снарядов с улучшенной аэродинамической формой. Проблема же загазованности боевого отделения САУ 2С1 была решена другим способом, а именно, применением более мощного эжектора и гильз с улучшенной обтюрацией. В 1970 году постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 770-249 от 14 сентября, после доработок, самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика» была принята на вооружение Советской армии. В 1972 году прошла государственные испытания и была принята на вооружение парашютная платформа 4П134, обладавшая полётной массой с грузом до 20,5 т. На этой платформе при помощи пятикупольной парашютной системы ПС-9404-63Р планировалось осуществлять десантирование самоходных гаубиц 2С1. Система в составе платформы 4П134, парашютной системы ПС-9404-63Р и САУ 2С1 прошла полный цикл испытаний, но на вооружение ВДВ не поступила в связи с разработкой 122-мм самоходной гаубицы 2С2 «Фиалка».

Модификации

Сравнительная таблица ТТХ различных модификаций САУ 2С1

2С1 2С1М 2С1М1 2С34 RAK-120
Страна- разработчик СССР Польша Россия Россия Польша
1970 1971 2003 2008 опытная
Боевая масса, т. 15,7 15,7 15,7 16 16
Индекс орудия 2А31 2А31 2А31 2А80-1
Калибр орудия, мм 121,92 121,92 121,92 120 120
Длина ствола, клб. 35 35 35
Углы ВН, град -3...+70 -3...+70 -3...+70 -2...+80 +45...+85
Возимый боезапас, выстр. 40 40 40 40 60
Минимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ(миномётная мина), км 4,2/- 4,2/- 4,2/- 1,8/0,5 -/0,5
Максимальная дальность стрельбы ОФС/ОФМ, км 15,2/- 15,2/- 15,2/- 13/7,5 -/12
Максимальная дальность стрельбы АР(активно-реактивный снаряд) ОФС, км 21,9 21,9 21,9 17,5 -
Максимальная дальность стрельбы УАС (высокоточное оружие), км 13,5 13,5 13,5 12 10
- - - 7,62 -
Модель двигателя ЯМЗ-238 SW-680T ЯМЗ-238 ЯМЗ-238 SW-680T

Серийное производство

Серийное производство началось в 1971 году и закончилось в конце 1991 года, кроме СССР, САУ 2С1 выпускалась по лицензии в Польше с 1971 года и Болгарии с 1979 года. В процессе выпуска польский вариант «Гвоздики» модернизировался. Вариант 2С1М Gozdzik оснащался дизельным двигателем SW680T, новыми опорными катками и изменёнными гидродинамическими щитками для движения по воде. САУ 2С1 болгарского производства поступали на вооружение Советской армии и, кроме худшего качества изготовления, ничем не отличались от советского образца 2С1. Всего за годы производства было изготовлено более 10 000 единиц 2С1. После прекращения производства, в Польше и России были разработаны модернизированные варианты. В России разработана модернизированная версия 2С1М1 с установкой АСУНО 1В168-1, в Польше разработана версия 2C1T Gozdzik с установкой АСУНО TOPAZ. В 2003 году разработано, а с 2008 года поступило на вооружение Российской армии самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста», представляющее модернизацию САУ 2С1, гаубица 2А31 была заменена на орудие 2А80-1. Кроме того, на башенку командира установлен 7,62-мм пулемёт ПКТ. В 2008-2009 годах польским военно-промышленным комплексом создана опытная модернизация САУ 2С1 под обозначением Rak-120. Орудие 2А31 было заменено на 120-мм гладкоствольный миномёт, оборудованный автоматом заряжания. Возимый боекомплект увеличен с 40 выстрелов до 60, однако какие-либо данные о начале серийного производства этой модификации отсутствуют.

Кроме базовых модификаций, произведённых в СССР и Польше, существуют другие версии САУ «Гвоздика». В Румынии в 1980-х годах создан вариант САУ 2С1, получивший обозначение Model 89. От 2С1 он отличается базовым шасси. Вместо модифицированной базы МТ-ЛБ использовано шасси БМП MLI-84. В 1996 году Иранским военно-промышленным комплексом была изготовлена, а с 2002 года запущена в массовое производство 122-мм самоходная гаубица Raad-1 (араб. Гром-1). От 2С1 иранская САУ отличается базовым шасси, вместо МТ-ЛБ используется иранская БМП Boragh.

Конструкция

Броневой корпус и башня

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» выполнена по ставшей классической для самоходной артиллерии башенной схеме. Корпус машины сварен из стальных броневых катанных листов, полностью герметичен и позволяет осуществлять преодоление водных преград вплавь. Корпус разделён на три отделения: силовое (моторно-трансмиссионное), отделение управления и боевое. В передней части корпуса по правому борту расположено моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится место механика-водителя с органами управления шасси. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня с вращающейся корзиной боевого отделения. В башне установлено орудие, а также места экипажа. По правому борту размещается сидение заряжающего, а также укладки под гильзы с зарядами, по левому борту в передней части башни установлено сидение наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком размещено место командира САУ, оборудованное поворотной башенкой, установленной на крыше башни. В нише башни установлены две укладки с зарядами и снарядами для кумулятивных боеприпасов. В кормовой части корпуса установлены укладки под снаряды и заряды основного орудия. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальный кормовой люк. Бронирование САУ 2С1 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина листов корпуса и башни достигает местами 20 мм.

Вооружение

Основным вооружением САУ 2С1 является 122-мм гаубица 2А31. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 122-мм буксируемой гаубицей Д-30. Ствол 2А31 состоит из трубы, казённика, эжектора и дульного тормоза. Длина трубы составляет 4270 мм. На внутренней части ствола на длине 3400 мм выполнено 36 нарезов с прогрессивной крутизной начиная от 3 град57 и заканчивая 7 град10. Длина зарядной каморы составляет 594 мм. Полная масса ствольной группы - 955 кг. Затвор орудия вертикально-клиновой, оснащён полуавтоматическим механизмом повторного взведения. На клине установлен лоток с удержником, который предотвращает выпадения снаряда из ствола на больших углах возвышения, а также облегчает ручное заряжание. При открытии затвора, удержник автоматически утапливается в клин и не препятствует экстракции гильзы. Полная масса затворной группы составляет 35,65 кг. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката веретённого типа заправленного жидкостью «Стеол-М» или «ПОЖ-70» и пневматического накатника, заправленного азотом или воздухом. Для стравливания давления при работе в различных температурных диапазонах, на тормозе отката установлен компенсатор пружинного типа. Цилиндры тормоза отката закреплены в казённике орудия. Максимальная длина отката составляет 600 мм. Труба орудия скреплена с люлькой, состоящей из двух обойм. В передней обойме находится кожух с закреплёнными цилиндрами противооткатных устройств. В средней части расположены крепления для бронемаски с цапфами. К задней части люльки смонтировано ограждение. На правой щеке для командира имеется механизм блокировки ручного спуска орудия, на левой - система рычагов с ручным спуском. Между щёками установлена откидная часть ограждения с электромеханическим механизмом досылания.

Средства наблюдения и связи

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени, в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3Б с прожектором ОУ-3ГА2, а также два призменных перископических прибора наблюдения ТНПО-170А. Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1ОП40 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки ОП5-37 для ведения огня по наблюдаемым целям. В правой части башни, перед люком заряжающего установлен вращающийся прибор наблюдения МК-4. Место механика водителя оборудовано двумя призменными приборами наблюдения ТНПО-170А с электрообогревом, а также прибором ночного видения ТВН-2Б для вождения в ночных условиях. Перед местом механика-водителя находится смотровое стекло с электрообогревом и защитной броневой крышкой.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-123М. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 28 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи Р-124.

Двигатель и трансмиссия

В 2С1 установлен V-образный 8-цилиндровый четырёхтактный дизельный двигатель ЯМЗ-238Н жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом мощностью 300 л.с..

Трансмиссия механическая, двухпоточная, с двумя планетарно-фрикционными механизмами поворота. Имеет шесть передних и одну заднюю передачу. Максимальная теоретическая скорость движения на шестой передней передаче составляет 61,5 км/ч. На задней передаче обеспечивается скорость движения до 6,3 км/ч.

Ходовая часть

Ходовая часть 2С1 представляет собой модифицированное шасси многоцелевого транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Для того чтобы ходовая часть могла обеспечить заданные параметры, конструкция ходовой МТ-ЛБ подверглась существенной переработке. По сравнению с базовой машиной в ходовую часть введена дополнительная пара опорных катков. Таким образом, ходовая часть состоит из семи пар обрезиненных опорных катков. В задней части машины находятся направляющие колёса, в передней - ведущие. Гусеничная лента состоит из мелких звеньев с шарнирами, соединёнными пальцами. Ширина каждого трака 350 мм при шаге 111 мм. Подвеска Гвоздики - индивидуальная торсионная. На первом и седьмом опорных катках установлены двусторонние гидроамортизаторы.

Самоходные артиллерийские установки и боевые машины

2С8 «Астра» - опытный 120-мм самоходный миномёт. Проектировался для оснащения батальонов сухопутных войск Советской армии. Работы по этой машине были прекращены в связи с созданием нового нарезного полуавтоматического орудия 2А51. В июле 1977 года на межотраслевом совещании было подписано решение о закрытии работ по самоходному миномёту «Астра» и подготовке решения об открытии новой работы по созданию 120-мм самоходного артиллерийского орудия 2С17 «Нона-СВ».
-2С15 «Норов» - опытная 100-мм самоходная противотанковая пушка. Предназначалась для борьбы с танками противника. В результате затягивания и переноса сроков первые опытные образцы были готовы только к 1983 году. К моменту завершения испытаний на вооружении стран НАТО находили уже более совершенные танки, против которых 100-мм противотанковая пушка 2С15 была малоэффективна. Поэтому работы были закрыты, а САУ на вооружение принята не была.
-2С17 «Нона-СВ» - опытное 120-мм самоходное артиллерийское орудие. Проектировалось как замена самоходному миномёту 2С8. Однако в связи с началом работ по созданию более совершенного автоматизированного САО 2С31 работы по 2С17 были закрыты.
-9П139 «Град-1» - гусеничный вариант боевой машины полковой РСЗО «Град-1». Разработка проводилась в Государственном конструкторском бюро компрессорного машиностроения Министерства авиационной промышленности СССР под руководством главного конструктора А. И. Яскина. Машина была спроектирована в 1974 году. В 1976 году была принята на вооружение, а затем была создана небольшая серийная партия машин. Полномасштабное производство боевых машин 9П139 планировалось организовать в Болгарии, однако серийное производство освоено не было.

Инженерные и специализированные машины

УР-77 «Метеорит» - установка разминирования, проделывания ходов в противотанковых минных полях во время боя. Серийно производилась с 1978 года взамен УР-67.
-«Объект 29» - многоцелевое гусеничное лёгкое шасси, отличается от базового шасси 2С1 элементами электрооборудования и размещением ЗИП.
-2С1-Н - многоцелевой транспортёр-тягач, изготавливается на базе гусеничных шасси САУ 2С1, в процессе капитального ремонта. Предназначается для перевозки людей и грузов в закрытом салоне.

Иностранные

БМП-23 - болгарская боевая машина пехоты с установкой 23-мм пушки 2А14 и ПТРК 9К11 «Малютка» в двухместную башенку. Машина базируется на шасси МТ-ЛБ с использованием компонентов шасси САУ 2С1.
-LPG - (Lekkie Podwozie Gаsienicowe - Лёгкая гусеничная машина) машина управления огнём артиллерии. Эта гусеничная машина используется для управления САО «Krab» и «Rak», а также в качестве медицинской машины и машины поддержки.
-ХТЗ-26Н - снегоболотоход украинского производства на базе демилитаризованного шасси 2С1. Предназначен для монтажа специального оборудования и работы в условиях бездорожья.
-ТГМ-126-1 - транспортная гусеничная машина на шасси 2С1 украинского производства.

Боевое применение САУ Гвоздика

Боевое крещение самоходная гаубица 2С1 приняла во время войны в Афганистане. Тактика применения сводилась к выдвижению батарей 2С1 вслед за штурмовыми группами и уничтожению обнаруживаемых огневых точек противника огнём прямой наводкой. Подобная тактика существенно снижала потери советских войск. Во время сопровождения на сложных участках местности огневая поддержка осуществлялась специальным резервными батареями 2С1. Командование батареями 2С1 осуществляли командиры и артиллерийские взводы, обеспечивавшие усиление мотострелковых батальонов и рот. Одним из самых известных эпизодов применения для 2С1 стала операция по захвату районов Шингар и Хаки-Сафед. В 1986 году 2С1 использовались во время наступления на противника в провинции Кандагар. Взводы самоходных гаубиц осуществляли огневую поддержку батальонов. Всего в ходе наступления взвод САУ 2С1 уничтожил 7 целей противника. В целом по результатам первого боевого применения САУ 2С1 хорошо себя зарекомендовали.

Во время Первой чеченской кампании САУ 2С1 применялась федеральными войсками РФ, кроме того, известен факт захвата в период с 1992 по 1993 год чеченскими сепаратистами нескольких САУ «Гвоздика» с боекомплектом. Во время Второй чеченской кампании применялись федеральными войсками. Так, например, самоходные гаубицы 2С1 морской пехоты осенью 1999 года осуществили артиллерийскую поддержку 100-й дивизии особого назначения внутренних войск России.

«Гвоздики» использовались приднестровской гвардией в июне 1992 года во время Приднестровского конфликта. В 1990-х годах 2С1 применялась в югославских войнах различными сторонами конфликта. В 2014 году в ходе вооружённого конфликта на востоке Украины САУ 2С1 использовались как войсками Украины, так и ополченцами республик ДНР и ЛНР.

В начале ирано-иракской войны Ираку из СССР были поставлены САУ 2С1 и 2С3, которые составили основу иракских артиллерийских группировок. В 1991 году во время операции «Буря в пустыне» САУ 2С1 применялись иракскими войсками. В целом опыт применения Ираком артиллерии (в том числе самоходных гаубиц 2С1 и 2С3, а также РСЗО БМ-21) оценивался как негативный, что способствовало, в свою очередь, появлению мифа, что советская артиллерия неэффективна. Однако при оценке действий иракской артиллерии не принималось во внимание, что система управления войсками и оснащение артиллерийских группировок иракских сил не соответствовали советским стандартам того времени. В 2011 году в ходе гражданской войны в Ливии САУ 2С1 использовались правительственными войсками.

Оценка машины

Сравнительная таблица ТТХ 2С1 с артиллерийскими системами следующего поколения
2С1 2С18 2С31
Год принятия на вооружение 1970 опытная 2010
Боевая масса, т. 15,7 18,7 19,08
Экипаж, чел. 4 4 4
Калибр орудия, мм 121,92 152,4 120
Марка орудия 2А31 2А63 2А80
Тип орудия гаубица гаубица пушка-гаубица-миномёт
Углы ВН, град. -3...+70 -4...+70 -4...+80
Углы ГН, град. 360 360 360
Возимый боезапас, выстр. 40 70
Минимальная дальность стрельбы ОФС (осколочно-фугасный снаряд), км. 4,2 4,0 0,5
Максмиальная дальность стрельбы ОФС, км. 15,2 15,2 13,0
Масса ОФС, кг. 21,76 43,56 20,5
4-5 6-8 8-10
Калибр зенитного пулемёта, мм - 7,62 7,62
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 70 70
4,5 10 10
Запас хода по шоссе, км 500 600 600

В 1970-е годы Советским Союзом была предпринята попытка перевооружения Советской армии новыми образцами артиллерийского вооружения. Первым образцом стала самоходная гаубица 2С3, представленная общественности в 1973 году, за ней последовали: 2С1 в 1974 году, 2С4 в 1975 году, и в 1979 году были представлены 2С5 и 2С7. Благодаря новой технике Советский Союз существенно повысил живучесть и маневренность своих артиллерийских войск; кроме того, по оценкам западных специалистов, именно самоходные гаубицы 2С1 и 2С3 позволяли реализовать военную доктрину СССР по уничтожению средств доставки ядерного оружия ещё до того, как командование сил НАТО успеет принять решение о его использовании.

Сравнительная таблица ТТХ 2С1 с зарубежными аналогами
Франция АМХ-105В США М-108 Великобритания FV433 Китай Тип 85 Япония Тип 74
Начало серийного производства 1970 1960 1962 1964 1975
Боевая масса, т 15,7 17 20,97 16,56 16,5 16,3
Экипаж, чел. 4 5 5 4 6 4
Калибр орудия, мм 121,92 105 105 105 121,92 105
Длина ствола, клб 35 30 30 35
Углы ВН, град. -3...+70 -4...+70 -6...+75 -5...+70 -5...+70
Углы ГН, град. 360 360 360 360 45
Возимый боезапас, выстр. 40 37 86 40 40 30
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км 15,2 15 11,5 17 15,3 11,27
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км 21,9 15 21,0 14,5
Максимальная дальность стрельбы УАС, км 13,5 - - - - -
Масса ОФС, кг 21,76 16 15 16,1 21,76 15
Боевая скорострельность, выстр/мин. 4-5 до 8 до 10 до 12 4-6
Калибр зенитного пулемёта, мм - 7,5/7,62 12,7 7,62 - 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 60 60 56 48 60 50
Максимальная скорость на плаву, км/ч 4,5 - 6,43 5 6 6
Запас хода по шоссе 500 350 350 390 500 300

К моменту начала серийного производства САУ 2С1 на вооружении стран НАТО уже находились 105-мм самоходные артиллерийские установки аналогичного класса. Французские AMX-105B на базе лёгкого танка AMX-13 представляли собой закрытые САУ с круговым обстрелом. Машины были оборудованы механизмом заряжания, благодаря чему обеспечивалась максимальная скорострельность до 8 выстрелов в минуту (против 4-5 у 2С1). Для стрельбы применялись 16-и килограммовые фугасные снаряды с начальной скоростью 670 м/с и максимальной дальностью стрельбы 15 км, однако эти САУ были изготовлены лишь небольшой серийной партией и широкого распространения не получили. Английские САУ FV433 изготавливались на базе универсального гусеничного шасси FV430. Аналогично 2С1, FV433 представляла собой легкобронированную самоходную гаубицу с круговым обстрелом. Для стрельбы используются 105-мм осколочно-фугасные снаряды L31 массой 16,1 кг и максимальной дальностью стрельбы в 17 км (против 15,2 км у 2С1). Помимо осколочно-фугасных, могут также применяться шрапнельные снаряды L42 массой 10,49 кг, осветительные L43, а также дымовые снаряды L37, L38 и L41. Заряжание САУ раздельное полуавтоматическое - снаряд досылается в канал ствола механизмом заряжания, заряд вкладывается заряжающим. Скорострельность САУ FV433 может достигать 12 выстрелов в минуту (против 4-5 у 2С1). По подвижности и запасу хода на марше английская САУ уступает «Гвоздике», обеспечивая максимальную скорость по шоссе 48 км/ч и запас хода 390 км. К моменту принятия на вооружение 2С1 серийное производство FV433 было уже закончено.

В Китае предпринимались попытки создания аналога 2С1, под обозначением Тип 85 (иногда фигурирует под обозначением Тип 54-II). Самоходная гаубица представляла собой шасси бронетранспортёра Тип 85, на которое устанавливается верхний станок гаубицы Д-30, при этом углы наведения ограничены от -22,5 до +22,5 градусов по горизонту. В 1990-е Тип 85 был заменён на закрытую САУ Тип 89, выполненную по типу 2С1. В 1975 году в Японии было начато производство 105-мм САУ Тип 74, однако выпуск был непродолжительным и составил всего 20 единиц, после чего по аналогии с США было решено сконцентрироваться на изготовлении 155-мм артиллерии.

На Ближнем Востоке египетские и сирийские войска для восполнения пробела в самоходной артиллерии использовали шасси устаревших танков Т-34, на которые устанавливалась гаубица Д-30. Эрзац-САУ получила наименование Т-34/122. По сравнению с 2С1, Т-34/122 была в два раза тяжелее и не могла преодолевать водные препятствия вплавь, угол горизонтального наведения был ограничен 12 градусами, однако при этом возимый боезапас составлял 100 выстрелов. С началом поставок 2С1 в Сирию из СССР, САУ Т-34/122 были вытеснены сначала из элитных подразделений, а потом и вовсе были отправлены на хранение.

Назначение и внешний вид 2С1 напоминают её аналог - самоходную гаубицу M108. На момент принятия на вооружение в 1970 году 2С1 превосходила M108 по основным параметрам: дальности стрельбы ОФС (15,2 км против 11,5), запасу хода (500 км против 350), скорости движения (60 км/ч против 56), была легче на 5270 кг, но при этом максимальная скорострельность гаубицы 2А31 составляла 4-5 выстрелов в минуту против 10 у M103. Однако производство M108 к моменту принятия на вооружение САУ 2С1 уже было закончено, так как Министерство обороны США сочло возможности по дальнейшей модернизации 105-мм гаубиц ограниченными, а саму машину неоправданно дорогостоящей, и предпочло сосредоточиться на изготовлении 155-мм самоходной гаубицы M109. Осколочно-фугасное действие у цели 122-мм снарядов приблизительно равнялось 105-мм снарядам. Приведённая площадь поражения открыто расположенной живой силы в положении лёжа у 122-мм снаряда 53-ОФ-462 составляла 310 кв.м. против 285 кв.м. у фугасного 105-мм снаряда M1. В начале 1970-х годов на вооружение 122-мм гаубиц 2С1, Д-30 и М-30 поступили новые боеприпасы 3ОФ24. Вместо тротила в качестве взрывчатого вещества был использован состав A-IX-2, благодаря чему эффективность снарядов 3ОФ24 по сравнению с 53-ОФ-462 была увеличена в 1,2-1,7 раза. С 1982 года на вооружение 122-мм гаубичных систем поступил снаряд 3ОФ56 и 3ОФ56-1 повышенного могущества.

Из положительных качеств, западными специалистами отмечается высокая маневренность и сравнительно небольшая масса САУ, позволяющая осуществлять применение 2С1 совместно с плавающими БМП и БТР. Кроме того, в отличие от самоходных гаубиц США, на 2С1 имеется прицел прямой наводки, а в боекомплект входят кумулятивные боеприпасы для борьбы с бронетехникой противника. Из недостатков отмечалось слабое бронирование корпуса, которое позволяет защищать экипаж только от лёгкого стрелкового оружия и осколков снарядов, отсутствие зенитного пулемёта на командирской башенке, ограниченный правый сектор обзора у механика водителя, а также раздельно-гильзовое заряжание, ограничивающее автоматизацию процессов заряжания.

После перехода полевой артиллерии стран НАТО на единый калибр 155 мм советские мотострелковые полки стали существенно проигрывать по огневому могуществу соответствующим западным соединениям, поэтому для замены полковых 122-мм гаубиц Д-30 и 2С1 была начата разработка новых 152-мм гаубиц 2А61 и 2С18. Однако серийное производство новых образцов полковой артиллерии так и не было начато. Вместо этого были развёрнуты работы по созданию 120-мм универсального самоходного артиллерийского орудия 2С31. Несмотря на то, что САУ 2С1 к 1990-м годам устарела, ряд государств продолжил её использование. В России и Польше разработана программа модернизации устаревших САУ 2С1 с переводом их на калибр 120 мм.

Операторы

Современные

Азербайджан - 46 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Алжир - 140 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 145 единиц
-Ангола - некоторое количество, по состоянию на 2014 год
-Армения - 10 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Белоруссия - 198 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 239 единиц
-Болгария - 48 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 686 единиц
-Вьетнам - количество и статус неизвестны
-Демократическая Республика Конго - 6 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Йемен - 25 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Казахстан - 120 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Киргизия - 18 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Республика Конго - 3 единицы 2С1, по состоянию на 2014 год
-Куба - 40 единиц 2С1 и 2С3, по состоянию на 2014 год
-Польша - 290 единицы 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 533 единицы 2С1
-Россия:
-Сухопутные войска России - 2200 единиц 2С1, из них 1800 на хранении, по состоянию на 2014 год
-Морская пехота России - 95 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Пограничные войска России - 90 единиц 2С1, 2С9 и 2С12, по состоянию на 2014 год
-Румыния - 6 единиц 2С1 и 18 единиц Model 89, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 48 единиц 2С1
-Сербия - 67 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 75 единиц 2С1
-Сирия - 400 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Судан - 51 единица 2С1, по состоянию на 2014 год
-США - 19 единиц 2С1 поставлены в период с 1992 по 2010 год, точное назначение поставок неизвестно, официально поставлялись для обучения; возможно, с целью изучения конструктивных решений
-Туркмения - 40 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Узбекистан - 18 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Украина:
-Сухопутные войска Украины - 300 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Морская пехота Украины - 12 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Уругвай - 6 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Финляндия - 36 единиц 2С1 (используются под обозначением PsH 74), по состоянию на 2014 год
-Хорватия - 8 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 30 единиц 2С1
-Чад - 10 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год
-Эритрея - 32 единицы 2С1, по состоянию на 2014 год
-Эфиопия - некоторое количество, по состоянию на 2014 год, всего поставлено 82 единицы 2С1
-Южная Осетия - 42 единицы 2С1 и 2С3, по состоянию на 2008 год
-Южный Судан - 12 единиц 2С1, по состоянию на 2014 год.

Бывшие

Афганистан - всего поставлено 15 единиц 2С1
-Босния и Герцеговина - 24 единицы 2С1, по состоянию на 2013 год
-Венгрия - более 153 единиц 2С1 на хранении, по состоянию на 2010 год
-ГДР - 374 единицы 2С1 поставлено из СССР в период с 1979 по 1989 год
-Грузия - 20 единиц 2С1, по состоянию на 2008 год
-Египет - всего поставлено 76 единиц 2С1
-Зимбабве - всего поставлено 12 единиц 2С1
-Ирак - 50 единиц 2С1 поставлено из СССР в период с 1979 по 1980 год, ещё 100 единиц 2С1 поставлено в период с 1987 по 1989 год. С 2006 года сняты с вооружения
-Ливия - некоторое количество 2С1, по состоянию на 2013 год, всего поставлено 162 единицы 2С1
-Словакия - 1 САУ 2С1 на вооружении и 45 единиц на хранении, по состоянию на 2010 год, всего поставлена 51 единица 2С1
-Словения - всего поставлено 8 единиц 2С1
-Того - всего поставлено 6 единиц 2С1
-ФРГ - 372 единицы 2С1 получены после объединения с ГДР. Из них: 228 единиц продано в Швецию на запчасти для МТ-ЛБу, 72 единицы 2С1 проданы в Финляндию, 50 единиц использовано в качестве мишеней на полигонах, 11 единиц продано в США, остальные, возможно, на хранении или подверглись демилитаризации
-Чехия - всего поставлено 49 единиц 2С1
-Чехословакия - 150 единиц 2С1 поставлено из СССР или ПНР в период с 1980 по 1987 год
-Югославия - 100 единиц 2С1 поставлено из СССР в период с 1982 по 1983 год, перешли к образовавшимся после распада государствам
-НДР Йемен - 50 единиц 2С1 поставлено из СССР в 1989 году

Артиллерия России и мира, пушки фото, видео, картинки смотреть онлайн внедрила наряду с другими государствами такие наиболее значительные инновации - превращение гладкоствольного, заряжаемого с дульной части, пушки - в нарезное, заряжаемое с казенной части (замок). Применение снарядов обтекаемой формы и различных типов взрывателей с регулируемой настройкой на время срабатывания; более мощных порохов, таких как кордит, появившийся в Британии перед Первой мировой войной; развитие систем наката, позволивших увеличить скорострельность и избавивших орудийный расчет от тяжелой работы накатывания в положение стрельбы после каждого выстрела; соединение в одной сборке снаряда, метательного заряда и взрывателя; использование шрапнельных снарядов, после взрыва разбрасывающих мелкие стальные частицы во все стороны.

Русская артиллерия способная стрелять крупными снарядами, остро высветило проблему долговечности оружия. В 1854 году, во время Крымской войны, сэр Уильям Армстронг, британский инженер-гидравлик, предложил метод ковшей орудийных стволов из сварочного железа: сначала скручивая железные прутки, а затем сваривая их вместе методом ковки. Ствол орудия дополнительно стали укреплять кольцами из кованого железа. Армстронг создал предприятие, где изготовляли орудия нескольких размеров. Одним из самых известных стало его 12-фунтовое нарезное орудие с калибром ствола 7,6 см (3 дюйма) и винтовым механизмом замка.

Артиллерия второй мировой войны (ВОВ), в частности Советского Союза, вероятно, обладал самым крупным потенциалом среди европейских армий. Тогда же Красная армия испытала чистки главкома Иосифа Сталина и выдержала трудную Зимнюю войну с Финляндией в конце десятилетия. В этот период советские конструкторские бюро придерживались консервативного подхода к технике.
Первые усилия по модернизации пришлись на улучшение 76,2-миллиметровой полевой пушки М00/02 в 1930 году, что включало усовершенствование боеприпасов и замену стволов на части парка орудий, новую версию пушки назвали М02/30. Спустя шесть лет появилась 76,2-миллиметровая полевая пушка M1936, с лафетом от 107-миллиметровой.

Тяжелая артиллерия всех армий, и достаточно редкие материалы времен блицкрига Гитлера чья армия отлажено и без проволочек перешла через польскую границу. Германская армия была самой современной и лучшей по экипировке армией мира. Артиллерия вермахта действовала в тесном взаимодействии с пехотой и авиацией, стремясь быстро занять территорию и лишить польскую армию путей коммуникации. Мир содрогнулся, узнав о новом вооруженном конфликте в Европе.

Артиллерия СССР в позиционном ведении боевых действий на Западном фронте в прошлой войне и ужасе в траншеях у военных руководителей некоторых стран создала новые приоритеты в тактике использования артиллерии. Они полагали, что во втором глобальном конфликте XX века решающими факторами станут мобильная огневая мощь и точность огня.

В начале 70-х годов в Советском Союзе появилось несколько артиллеристских установок с "цветочными" названиями: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт» и «Пион». Самоходная гаубица «Гвоздика» создавалась для поражения и уничтожения вражеской живой силы, артиллерии и минометных подразделений. С ее помощью обеспечивается проход по и через различные заграждения. Эти установки очень скоростные и маневренные.

Что такое гаубица

Слово "гаубица" произошло от немецкого haubitze. В переводе это означает оружие, которое предназначено для метания камней. Если говорить об то гаубица - военное приспособление для стрельбы по наземным целям под углом 70 градусов. Если открыть толковый словарь, то значение данного слова описывается по-разному, но основной смысл не меняется.

Гаубица - это та же пушка, но с меньшей длиной ствола. Скорость снаряда в начале движения также уступает скорости движения пушечного. Стенки в стволе гаубиц делают тоньше. Если у этих двух орудий одинаковый калибр, то их вес значительно отличается. Пушка намного тяжелее.

Самоходная установка «Гвоздика» является артиллерийской системой, которая до сих пор применяется вооруженными силами разных стран.

Создание и развитие первых самоходных артустановок в Советском Союзе

Во все времена войн и сражений необходима была техника, которая могла сопровождать наступающие войска и поддерживать их огнем. Артиллерийское оружие имело много разновидностей. Но все оно было не мобильное.

К началу 20 века уровень знаний конструкторов позволял заняться созданием самоходного орудия. В. Д. Менделеев в 1916 году предложил на суд военных свою разработку - очень тяжелую машину на гусеницах «Бронеход». Она имела защитную броню и пушку. В этом же году полковник артиллерии Гулькевич предложил проект тракторного самохода. Он был построен на Обуховском сталелитейном заводе. Его вооружили 3-хдюймовой пушкой и 2-мя пулеметами и обшили броней. В следующем году конструктор Н. Н. Лебеденко создал боевую машину на двух колесах. В 1920 году российские промышленники в Нижнем Новгороде выпустили целую партию танков. Идею создания они почерпнули у французов, изучив захваченный танк фирмы «Рено».

В 20-х годах к разработке машин подошли серьезно. Был объявлен конкурс на лучшее предложение по проектированию и построению бронированных машин. В 1922 году проект «Теплоход АМ» получил первую премию. Несмотря на массу 10 тонн, машина могла плавать по воде. При этом на вооружении у неё была 76 мм пушка.

Огромное значение для развития новых видов орудий имело создание Комиссии особых артиллерийских опытов. Под руководством бывшего генерала русской армии В. М. Трофимова комитет изучал проблемы баллистики и разрабатывал новые виды вооружения.

В 1922-23 гг. создали батальонный артиллерийский самоход на заводе «Красный Арсенал». В то время страна находилась не в лучшем положении, промышленно-экономическая база не давала возможности заняться серийным производством этих установок. В конце 20-х - начале 30-х годов над созданием новых видов оружия трудились такие заводы: «Красный Путиловец», им. Калинина №8, «Красный Арсенал» №7, Харьковский паровозостроительный, «Большевик» - а также множество конструкторов.

В начале Великой Отечественной войны внимание самоходной артиллерии почти не уделяли и вернулись к этому вопросу уже после победы.

Создание установки 2С1

Создание САУ «Гвоздика» было начато после 4 июля 1967 года. Это связано было с тем, что советская артиллеристская техника отставала от западной. После Великой Отечественной войны на вооружении в Советской Армии не было подобных САУ. Создание гаубицы поручили конструкторскому бюро, которое работало на заводе «Уралмаш». Руководил проектом Ф. Ф. Петров. А за шасси отвечал Харьковский тракторный завод и лично конструктор А. Ф. Белоусов. Специалисты проанализировали все технические характеристики арторудий, которые были выпущены за последние несколько десятилетий. И в кратчайшие сроки была создана система "Гвоздика" - установка, фото которой представлено ниже.

Башня и шасси

Функцию базового шасси в установке взял на себя тягач МТ-ЛБ. Для большей устойчивости ходовую часть дополнили ещё одним катком.

Гусеничная САУ 2с1 "Гвоздика" была оборудована местом для водителя и имела такие отделения: два боевых, управления и моторно-трансмиссионное.

Водитель-механик получил пространство, у которого были герметичные ограждения от остальных блоков, находящихся в 2с1 «Гвоздика».

В передней части башни слева находился наводчик, справа - заряжающий орудие, за наводчиком располагался командир установки.

Сзади в корпусе были созданы специальные места для хранения боеприпасов. Чтобы облегчить заряжание гаубицы, в башне установили механизмы для досылки снарядов и гильз. При помощи специального электрического или ручного привода башня разворачивалась на 360 градусов.

Гусеницы

САУ «Гвоздика» имеет огромные возможности для прохождения в труднодоступных местах. Это происходит благодаря гусеницам. Они выполнены из резины и металла. Их ширина на базовой модели составляет 400 мм. Есть возможность замены их на 670-мм гусеницы. Это повысит проходимость 2с1 «Гвоздика». Подвижная опора корпуса (опорные катки) оборудована индивидуальной подвеской с торсионами. Кроме того, на первом и седьмом колесах установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены в передней части боевой машины, имеют зубчатые венцы, которые можно заменять при их износе. Натяжение гусениц обеспечивается при помощи механизма, который находится внутри корпуса. САУ «Гвоздика» наделена способностью двигаться по воде, преодолевая препятствия, ширина которых может составлять до 300 м. Высота волны при этом не должна быть более 150 мм, а течение должно не превышать скорость 0,6 м в секунду. Плавучесть машины обеспечивается за счет внутренней воздушной камеры. Она создана путем сваривания двух дисков между внешним кольцом с бандажом из резины и ступицей. Максимальная скорость передвижения САУ 2с1 "Гвоздика" при этом не превышает 4,5 км в час. При передвижении по воде число выстрелов не должно быть более 30.

Корпус и внутреннее устройство

Ракетная установка «Гвоздика» имеет бронированный корпус. Он изготовлен из стальных 20-мм плит. Такая защита позволяет обезопасить машину и экипаж от стрелкового оружия легкого поражения, осколков и мин. Броня выдерживает пулю диаметром 7,62 мм, выпущенную с расстояния 300 м из винтовки.

Топливный бак 2с1 «Гвоздика» - это шесть емкостей, связанных между собой, по три с каждой стороны. Общий объем составляет 550 литров. Этого хватает на прохождение расстояния в 500 км по шоссе.

Двигатель для самоходки изготовил Ярославский моторный завод. Четырехтактный дизельный мотор имеет 8 цилиндров и V-образную форму, расположен впереди. Мощность его составляет 240 лошадиных сил.

САУ «Гвоздика» снабжена коробкой передач с 11 передними скоростями и 2 задними.

Самоходную гаубицу 2с1 можно транспортировать по воздуху при помощи самолетов АН-12, Ил-76, АН-124.

Снаряды для «Гвоздики»

В настоящее время существует множество разновидностей снарядов, которые может использовать установка «Гвоздика».

Стандартный комплект снаряжения: 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных. Все боеприпасы расположены вдоль стенок корпуса и башни.

Остановимся подробнее на тех снарядах, которые подходят для использования на САУ 2с1 «Гвоздика».

1. Осколочно-фугасные снаряды. Бронепробиваемость невысокая. Но используются наиболее часто, поскольку наносят огромный урон. При попадании внутрь танка снаряд взрывается. Это ведет к огромным потерям. Если снаряд не пробивает броню, он не может нанести большого вреда. Для защиты используют специальные экраны, которые не позволяют пробить наружную обшивку танка.

2. Кумулятивные боеприпасы. Лучше пробивают броню за счет образования кинетической энергии, как бы прожигая её насквозь. Бронепробиваемость не ухудшается с увеличением расстояния до цели. Защитой могут служить специальные решетки-экраны.

3. Осветительные снаряды. Предназначаются для освещения местности или для воспроизведения сигналов в темное (ночное) время суток. Применяют при сбрасывании с помощью авиации питания или снаряжения. Для торможения их движения используют парашюты.

4. Агитационные боеприпасы. Используют для информирования населения, которое находится на оккупированных территориях или в труднодоступных зонах.

5. Снаряды радиоэлектронного противодействия. Воздействуют на радиолокационные средства ПВО противника. Создают помехи для различных радиоволн.

6. Химические боеприпасы. Направлены на отравление противника ядами и химическими веществами. Снаряды могут разрываться глухо или громко. Это зависит от температуры кипения химического вещества. После попадания в цель образуется отравляющее облако.

7. Дымовые снаряды. Ослепляют и ставят плотную дымовую завесу. Рекомендуется применять, когда солнце находится за облаками, при небольшой силе ветра. Это увеличит действие задымления.

8. Снаряды со специальными поражающими элементами. Их применение не разрешено Гаагской конвенцией из-за тяжести наносимых ран. Внутри снаряда находятся стрелы с наконечниками.

Для осуществления стрельбы боеприпасами, которые сложены возле машины, в ней предусмотрена большая задняя дверь и транспортировочное устройство для подачи внутрь отделения.

Гаубица

Для создания самоходной установки использовали гаубицу Д-30, которая уже тогда была на вооружении у многих стран мира. 2с1 «Гвоздика» потребовала реконструкции и доработки Д-30. Так появилась модификация Д-32 (2А31), которая идеально отвечала новым требованиям. 122-мм гаубица «Гвоздика» увидела свет благодаря КБ №9 и конструктору А. Ф. Белоусову. Основные отличия от её предшественницы - это наличие двухкамерного и эжектор. Внутри ствола нанесено 36 нарезов. Длина всей трубы - 4270 мм, длина зарядной камеры - 594 мм. Вся ствольная группа имеет массу 955 кг. Сейчас такими устройствами оборудуют все современные артиллеристские установки. Поломка эжекционного устройства приведет к тому, что личный состав не сможет продолжить работу без противогазов.

Ствол орудия может наводиться в вертикальном положении от -3 до +70 градусов. Наведение на цель осуществляется с прицелов ПГ-2 и ОП 5-37. Орудие имеет вертикально-клиновой затвор. Повторно взводится при помощи полуавтоматического механизма. Весь затворный механизм имеет вес 35,65 кг.

Кумулятивными снарядами БП-1 установка стреляет при помощи специального заряда Ж-8. Дальность полета может составлять до 2 км. Снаряд начинает двигаться со скоростью 740 метров в секунду.

Если производится стрельба фугасным зарядом, дальность полета может составить 15,3 км. При стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 21,9 км. Минимальное расстояние, на которое может быть отправлен боеприпас, составляет 4,07 км.

«Гвоздика» не относится к скорострельной технике. При стрельбе «с земли» орудие может производить 4-5 выстрелов в минуту. Если огонь ведут запасом снарядов на борту, то происходит 1-2 выстрела в минуту.

Технические и тактические данные

  • Экипаж машины - 4 человека.
  • Полная боевая масса - 15 700 кг.
  • Размеры: длина - 7,265 м, ширина - 2,85 м, высота - 2,285 м.
  • Броня - сталь 2 см.
  • Орудие - гаубица с 122-мм стволом Д-32.
  • Боевой комплект - максимально 40 снарядов.
  • Скорострельность - 4-5 выстрелов в минуту (максимально).
  • Дальность стрельбы - 4,07-15 км.
  • Максимальная скорость передвижения по шоссе - 60 км/ч.
  • Максимальная скорость передвижения по воде - 4,5 км/ч.
  • Расстояние на одной заправке - максимально 500 км.
  • Может преодолевать преграды: стена высотой 0,7 м, ров шириной 2,75 м.

В набор комплектующих входят такие составляющие:

Прибор наблюдения командира BDIN-3, прицел ПГ-1, артсистема управления огнем ПГ-2, ночной прицел наводчика PP81MN, прибор ночного видения для водителя TVN-M2, дизельный двигатель ЯМЗ-238Н-1.

Современные «Гвоздики»

Машину приняли на вооружение практически все страны Варшавского договора. До сих пор артиллерийская установка «Гвоздика» используется различными странами мира. Современные её модификации снабжены лазерным наведением «Китолов-2». Он был специально разработан для самоходки в Конструкторском бюро приборостроения в Туле. Такой снаряд без труда поражает любые бронированные подвижные и неподвижные цели. «Китолов-2» приняли на вооружение в 2002 году. Масса снаряда составляет 28 кг, длина - 1190 мм.

До сих пор продолжается серийное производство самоходной гаубицы 2С1 со 122-мм стволом.

Последняя модернизация проводилась в 2003 году. В городе Перми на предприятии «Мотовилихинские заводы» установка получила новое оборудование в виде автоматической системы управления наведением и огнем. После этого САУ присвоили новое обозначение - 2С1М1.

Установка «Гвоздика» есть в таких странах:

  • Азербайджан - 62 штуки.
  • Алжир - 145 штук.
  • Армения - 10 штук.
  • Белоруссия - 246 штук.
  • Болгария - 306 штук.
  • Босния и Герцеговина - 5 штук.
  • Венгрия - 153 штуки.
  • Грузия - 12 штук.
  • Демократическая Республика Конго - 12 штук.
  • Казахстан - 10 штук.
  • Польша - 533 штуки.
  • Республика Сербия - 75 штук.
  • Россия - 2000 штук.
  • Румыния - 6 штук.
  • Сирия - 400 штук.
  • Словакия- 49 штук.
  • Украина - 580 штук.
  • А также в Анголе, Ираке, Йемене, Ливии, Чехии и Эфиопии.

Самоходная гаубица "Гвоздика" производилась не только в России. Право на её изготовление получили Польша и Болгария.

В Российской армии эти гаубицы распространяются ограниченно. Их применяют в артиллерии горных мотострелковых бригад и в морской пехоте. Наибольшей популярностью пользуются 152-мм гаубицы.

До августа 2014 года артиллерийская установка 2с1 «Гвоздика» производилась на заводе в Харькове.

После того как кризис в Украине привел к военному противостоянию, владельцу завода, россиянину Олегу Дерипаске, запретили выпуск этого оружия. Кроме того, предприятию не продлили лицензию на выпуск снегоболотоходов и легкобронированных тягачей.

«Гвоздики» как экспонаты

Отдельные экземпляры САУ «Гвоздика» можно увидеть в различных музеях мира. В России эти боевые машины установлены в виде экспонатов или памятных постаментов в двенадцати местах.

В Музее техники (Московская область), в мемориальном комплексе «Партизанская поляна» (г. Брянск), в Красноармейске Московской области возле НИИ «Геодезия», в столичном Парке Победы, в Суворовском военном училище (г. Москва), в Санкт-Петербурге, Ялуторовске и других городах.

В Белоруссии «Гвоздика» есть в Гомельском областном музее военной славы и в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».

В Польше эти модели размещены в пяти военных музеях, в США - в трех, в Чехии - в одном.

В Украине такими самоходными орудиями располагали 6 экспозиций в разных городах страны.

Защита от «Гвоздики»

Для защиты необходимо применять сооружения из бетона, толщина стен которых не меньше 50-70 см. Строительные блоки для фундамента идеально подходят для создания укрытия. Если необходимо защититься в условиях города, то лучше всего использовать старые бомбоубежища, катакомбы и подвалы с хорошей глубиной. Очень опасным является прямое попадание снаряда.

Снаряды гаубиц и пушек обладают свойством сильно рассеиваться вдоль направления их движения. Поэтому их не применяют для поражения маленьких целей. Эффективно они могут быть использованы только при наличии у снарядов функции лазерного самонаведения. В связи с этим рекомендуется двигаться перпендикулярно предполагаемому направлению обстрела, увеличивая дистанцию между участниками колоны и скорость её передвижения.

За самоходными орудиями, которые создавались в Советском Союзе в начале 70-годов, закрепились цветочные названия: Гвоздика, Акация, Тюльпан, Гиацинт, Пион. Гвоздика стала поступать на вооружение самоходно-артиллерийских дивизионов танковых и мотострелковых полков в 1970 году.

Работы над самоходной артиллерийской установкой второго поколения 2С1 «Гвоздика» начались в ОКБ-9 завода Уралмаш согласно постановлению Совета Министров № 609-201 от 4 июля 1967 года. И уже в 1969 году на полигонные испытания поступил ее опытный образец. В 1971-м САУ 2С1 была принята на вооружение. Скорость разработки и изготовления установки легкообъяснима. В качестве шасси конструкторы использовали известный тягач МТ-ЛБ, на который установили еще более известную гаубицу Д-30. Д-30 в гусеничном варианте подвергли небольшим конструктивным доработкам и присвоили ей наименование Д-32 (индекс 2А31)

2С1 поступала на вооружение артиллерийских дивизионов мотострелковых полков (танковых) полков, оснащенных боевыми машинами пехоты. Предназначение «Гвоздики» - уничтожение и подавление живой силы и огневых средств пехоты, разрушение укреплений полевого типа, проделывание проходов в минных полях и проволочных заграждениях, борьба с артиллерией, минаметами и бронетехникой противника.

Обычный возимый боекомплект - 35 осколочно-фугасных и пять кумулятивных снарядов. Боеприпасы раздельного заряжания - снаряд и гильза с зарядом. Разработана широкая номенклатура снарядов - осветительные, агитационные, радиоэлектронного противодействия, химические, дымовые, со специальными стреловидными поражающими элементами, кумулятивные, осколочно – фугасные.
В 1967 году была предпринята попытка создания на базе Д-32 для «Гвоздики» гаубиц с картузным заряжанием – Д – 16 и Д – 16м. Но в серию не пошли.
Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм; под углом 60° - 150 мм, под углом 30° - 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м.

Самоходка - плавающая, перемещение по воде осуществляется за счет перематывания гусениц.
Компоновка 2С1 «Гвоздики» в основном аналогична 152-мм САУ 2С3 «Акация». В передней части корпуса находится кабина водителя и моторное отделение, а сзади - боевое отделение. В башне размещаются еще три члена экипажа: наводчик, заряжающий и командир. Башня поворачивается посредством электрического или ручного привода на 360 градусов. Гусеницы у САУ - резинометаллические, опорные катки - с индивидуальной торсионной подвеской. Первое и седьмое колеса, кроме торсионов, имеют еще и гидравлические амортизаторы. Корпус герметичен. С помощью перемотки гусениц САУ плавает со скоростью 4.5 км/час и способна преодолевать водные преграды шириной 300 м при высоте волны до 150 мм и скорости течения не более 0.6 м/сек. При этом на борту установки должно быть не более 30 выстрелов. «Гвоздика» авиатранспортабельна, то есть ее можно перевозить на самолетах Ан-12, Ил-76, Ан-124. Для уменьшения высоты САУ опорные катки со второго по седьмой при перевозке могут с помощью специальных устройств приподниматься и закрепляться. Самоходка имеет противопульное бронирование, которое «держит» 7.62-мм винтовочную пулю Б-32 с расстояния 300 м. В стенках обоих бортов корпуса размещены по три последовательно соединенных между собой топливных бака общей емкостью 550 литров. В качестве двигателя у 2С1 испльзован V-образный восьмицилиндровый четырехтактный дизель ЯМЗ-238В Ярославского моторного завода. Коробка передач имеет 11 передних скоростей и две задние.

Бортовой боекомплект расположен следующим образом: 16 снарядов в вертикальном пложении вдоль боковых стенок корпуса и 24 - вдоль боковой и задней стенок башни. Для облегчения заряжания гаубицы применен механизм досылания электромеханического типа. При стрельбе снарядами, складированными на земле, их подача внутрь боевого отделения осуществляется с помощью транспортировочного устройства через большую заднюю дверь. Наведение орудия производится с помощью прицела ПГ-2 и оптического прицела прямой наводки ОП5-37. Ствол гаубицы имеет углы вертикальной наводки от -3 до +70 градусов. Максимальная дальность стрельбы - 15.200 м, минимальная - 4070 м. Скорострельность гаубицы не очень высока. При стрельбе снарядами с «земли» - 4-5 выстрелов в минуту, бортовым боезапасом 1 – 2.
2С1 «Гвоздика» в свое время поступила на вооружение всех армий стран Варшавского договора (кроме Румынии). После объединения Германии 374 2С1 получил бундесвер. «Гвоздика» состоит на вооружении армий СНГ и сегодня, в том числе в белорусской армии.

ТТХ 2С1 «Гвоздика»

Боевая масса, т 15700
Экипаж, чел. 4
Длина, мм 7260
Ширина, мм 2850
Высота, мм 2725
Клиренс, мм 400
(базовое шасси МТ-ЛБ)
Броня, мм: противопульная
лоб 15 мм
корпус 15 мм
Скорость максимальная, км/ч: 61,5
Скорость максимальная на плаву, км/ч: 4,5
Запас хода, км: 500
Высота стенки, м 0,7
Ширина рва, м 3,0
Глубина брода, м плавает.

Силовая установка
двигатель ЯМЗ-238
Мощность, л.с. 300 л.с.
дизель, 8-цилиндровый, V-образный, жидкостного охлаждении

вооружение
122 мм гаубица Д-32
боекомплект
выстрелов - 40
скорострельность 4-5 выстр./мин
макс. дальность стрельбы 15200 м
ср. связи р/ст. Р-123М



122-мм самоходная гаубица 2С1 "Гвоздика" предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по постановпению Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 г. Артиллерийская часть САУ была создана в ОКБ-9 (-Уралмаш-) на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то же внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Новая гаубица получипа заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ 2А31. Шасси САУ 2С1 разработано специалистами ПО "Харьковский тракторный завод" на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ПБ. Первые четыре опытных образца 2С1 «Гвоздика» были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение самоходка 2С1 «Гвоздика» принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение - в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева - наводчик орудия, за ним - командир установки и справа от орудия - заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» - 122-мм гаубица Д-32, размещенная в башне кругового вращения, которая установлена в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекциониого устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подьемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диалазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, паpaллелограмного привода и электроблока.

Возимый боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм, под углом 60° - 150 мм, под углом 30° - 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Также для нее был разработан снаряд с лазерным наведением "Китолов-2". Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, поддерживающих роликов нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.

Подвеска 2С1 «Гвоздика» состоит из четырнадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.

САУ 2С1 «Гвоздика» имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.

Боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии. Ирака. Иемена, Ливии. Польши. России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Тактико-технические характеристики 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»
Боевая масса, т 15,7
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм"
длина с пушкой вперед 7265
длина корпуса 7265
ширина 2850
высота 2285
клиренс, мм 400
Бронирование, мм: 20, круговая защита от бронебойной пули Б-32 с дистанции 300 м
Вооружение 122-мм гаубица Д-32
Боекомплект 40 выстрелов
Скорострельность, выстр./мин 4-5
Двигатель ЯМЗ-23а, V-образный, 4-х тактный двигатель жидкостного охлаждения, мощность 210 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,4
Удельное давление на грунт. Мпа 0,047
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
на плаву 4.5
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.70
ширина рва. м 2,75
глубина брода, м плавает