Развивающая игра умники и умницы. Интеллектуальная игра "умники и умницы"

04.07.2019 Отношения

Государcтвенное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Интеллектуально – познавательная игра

«Умники и умницы»

С использованием ИКТ

Воспитатель: Червинская Т. И.

2014г.

Интеллектуально-познавательная игра «Умники и умницы».

Цель:

раскрытие интеллектуальных способностей детей,

Задачи:

формировать умения работать в команде.

расширить представления детей о загадках и ребусах,

развивать внимание, мышление, сообразительность, обогащать словарный запас.

расширять кругозор.

воспитание культуры взаимоотношений.

Ход занятия:

У нас в школе проходит конкурс «Умники и умницы». В нём участвуют ученики,которые старше нас на год. В следующем учебном году мы с вами тоже будем конкурсанты. Я хочу предложить вам сейчас провести «свою» игру в «умников» и «умниц». Согласны?

У нас с вами будут свои эмблемы и девиз. «Бороться, искать, найти и не сдаваться».

I. Начнём с «мозгового штурма».

Это значит, что вы все хором должны в быстром темпе отвечать на мои вопросы «да» или «нет».

Итак, ответьте: что ученик обычно кладёт в свой портфель, собираясь в школу?

Книжки и тетрадки? (Да)

Самодельные закладки?(Да)

Любимые игрушки?(Нет).

Мягкую подушку? (Нет).

Коробку пластилина? (Да).

Пакетик ванилина? (Нет).

Альбом для рисования? (Да).

Отвар для полоскания? (Нет).

Ручку запасную? (Да).

Пасту зубную? (Нет).

Очки солнцезащитные? (Нет).

Плюшки аппетитные? (Да).

Набор карандашей? (Да).

Добротную рогатку? (Нет).

Детскую лопатку? (Нет).

Линейку ученическую? (Да).

Кастрюльку металлическую? (Нет).

Одеяло шерстяное? (Нет).

Яблоко наливное? (Да).

С рыбками аквариум? (Нет).

Матрац надувной? (Нет).

Паровозик надувной?(Нет).

Для отметок дневник? (Да).

А крутой боевик?(Нет).

II.РЕБУС -это спрятанное в картинках и рисунках слово.

Будем выполнять .

III. КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА: «У кого какой домик?»

СОБАКА КОНЮШНЯ

РЫБКИ ХЛЕВ

ЛОШАДЬ КЛЕТКА

КОРОВА АКВАРИУМ

ПЕТУХ КОНУРА

ПОПУГАЙ КУРЯТНИК

ЯЩЕРИЦА ГОЛУБЯТНЯ

ГОЛУБИ ТЕРРАРИУМ

IV. Продолжи пословицы:

Каков мастер,

Один раз отрежь.

Любишь кататься, то и пожнёшь.

V.Отдохнём!

Антонимы – слова с противоположным значением или слова-«наоборот».

Жара-холод, Да-нет, День-ночь, Мир-война, Тёмный –светлый, Первый –последний, Говорить-молчать, Большой –маленький, Смеяться-плакать, Здоровый- больной, Вопрос ответ.

VI. Задачи – шутки.

По дороге ехали 9 машин. Одна машина остановилась. Сколько машин на дороге? (девять)

Наступила осень. Маша принесла из леса 5 подснежников. Три цветка она подарила маме, один бабушке, остальные оставила себе. Сколько подснежников Маша оставила себе? (Осенью подснежников не бывает).

Мама с рынка принесла овощи: капусту, морковку, сливы, огурцы. Из скольких овощей мама сделает салат? (из трёх, слива – это фрукт).

Стоя на двух лапах пудель весит 6кг. Сколько он будет весить, если встанет на 4 лапы? (6кг.).

На берёзе выросло 10 яблок. Шесть яблок упало. Сколько яблок осталось на берёзе? (на берёзе яблоки не растут).

VII.Вставь названия животных.

Иногда «качества» животных переносятся на людей и их сравнивают с животными.

Голоден как … .
Хитер как … .
Здоров как … .
Труслив как … .
Надут как … .

VIII. Назови пару животного. Будь внимателен!

Тигр - тигрица.
Лев - львица.
Кот - … .
Петух - ….
Заяц - … .

IХ. Овощи и фрукты.

Практическое задание.

Х. Загадки о временах года.

1.Наступает за весной

Мир становится цветной.

Море солнечного света.

Ну,конечно, это –лето.

2.К нам придёт после зимы,

Очень-очень рады мы.

Говорят,она «красна»,

Называется весна.

3.К нам приходит после лета,

И её дождливей нету.

Мало солнца, хоть и просим,

Ну конечно,это –осень.

4.После осени приходит,

Песню снежную заводит,

Вся земля белым-бела,

Называется зима

ХII. А теперь ещё одно задание:

На страницах сказочной книги кто –то перепутал названия известных сказок. Надо исправить ошибки и назвать правильно сказку.

1.Снежная принцесса.(Снежная королева).

2.Жёлтая кепочка. (Красная шапочка).

3.Илья –царевич и Серый волк. (Иван –царевич и Серый волк).

4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон).

5. Спящая бабушка. (Спящая красавица).

6.Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик).

7.Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей).

8.Гадкий цыплёнок. (Гадкий утёнок).

9.Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке).

10.Луковый мальчик. (Чипполино).

11.Свёколка. (Репка).

ХIII. Вручение медалей. ИТОГ.


Цель : умения применять знания на практике, развивать интеллект, память, эрудированность, логическое мышление у учащихся, способствовать воспитанию интереса к изучению гуманитарных наукОборудование: игровые дорожки, карточки с вопросами, карточки с именами, ордена “Умников”.Участники: учащиеся 8-11 классов

Поэтапное описание.

Подготовительный этап.

    Составление заданий для каждого тура. Подготовка необходимого для игры реквизита, изготовление орденов “Умников”. Формирование списка участников Выбор членов ареопага.

Ход игры

Организационный момент.

Приветствие ведущего. Объявление названия и правил игры. Представление судей - членов ареопага.

Правила игры:

Мероприятие разработано по аналогу телевизионной игры “Умники и умницы”.

    В ходе отборочного тура необходимо выбрать участников игры - агонистов. Поэтому все пришедшие на игру отвечают на вопросы учителя, если отвечают правильно, то зарабатывают орден “Умника”. Три ученика, набравшие больше всех орденов, переходят во второй тур, становятся агонистами, а остальные участники теоретиками (болельщиками). Условия второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 2 раза, на желтой – 1 раз, на красной – нельзя отвечать не правильно. Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается теоретикам (болельщикам), отвечает тот, кто первым поднимет руку, если он правильно ответил, то получает орден.

    Побеждает тот игрок, который быстрее пройдет свою дорожку с наименьшим количеством штрафных очков

    Учащиеся набравшие наибольшее количество орденов, определяют право на выбор игровой дорожки. Проводится между тремя агонистами. Им выдаются листы с терминами, в которых допущены ошибки. Агонисты должны за минуту найти ошибки и правильно исправить их.

Отбор агонистов:

    Димократия - демократия
    Иппадром - ипподром
    Стратек - стратег
    Амфара - амфора
    Аратор - оратор
    пратекционизм - протекционизм
    талерантность - толерантность
    Калонии - колония Вопросы для 1 агона:

    3. Во время Отечественной войны 1812 года, случалось, русские солдаты в пылу сражения или ночью по ошибке брали в плен, а иногда и убивали своих же офицеров. Почему происходила эта ошибка?

(большинство русских офицеров по моде того времени в совершенстве знали французский язык и часто общались на нём).

    9.В 19 веке московский медик Христиан Лодер основал заведение «искусственных минеральных вод», где посетители вели неторопливый, пассивный образ жизни. Как называли посетителей этого заведения?

(Лодыри)

    Его настоящее имя переводится как «выкованный из железа», а титул «великий хан» Этот завоеватель сказал: « Впереди моего войска идёт страх, а сабли лишь завершают дело». Назовите имя этого человека.

(Чингисхан)

    В старинных рукописях часто употребляется название «Русское море», так как наши предки имели там наибольшее количество судов, но потом надолго потеряли его, вновь вернув выход к нему только в 18 веке. Какое название носит этот водоём сейчас?

(Чёрное море)

Вопросы для 2 агона - право :

1.Президент РФ по должности является Председателем правительства РФ.

(нет)

2.Российская Федерация – это светское государство. (да)

3.О каком термине идёт речь

Право избирать, т.е. право граждан участвовать в выборах в органы государственной власти и самоуправления.

(избирательное право)

4.Конституция РФ определяет Россию как:

А) федеративное государство

Б) унитарное государство

В) светское государство

Г) клерикальное государство

Д) социальное государство

(а, в, д)

5.Республика может быть:

А) симметричной

Б) асимметричной

В) президентской

Г) аристократической

Д) парламентской

(в, д)

6.У греков – агора, у новгородцев – вече, а у казаков -?

(круг)

7. У.Черчилль назвал её «худшей формой правления», не считая, разумеется, всех остальных. О чём он говорил?

(О демократии)

Вопросы для 3 агона- числительный :

    Каково расстояние между Царьградом и Константинополем?

(Это названия одного города)

    Поэт Симонов писал в стихотворении, что битва произошла

«на голубом и мокроватом

Чудском потрескивавшем льду

В шесть тыщ семьсот пятидесятом

от сотворения году»

О какой битве он писал? Почему лёд был «мокроватый»? Когда произошла эта битва? Почему поэт указывает другую дату?

(Речь идёт о Ледовом побоище, которое произошло на Чудском озере. Лёд был немного подтаявшим, так как была весна. 5 апреля 1242г. Дата указана по старому летосчислению 6750-1242=5508 5508+2014= 7522г от Сотворения мира).

Вопросы для 4 агона- заморский:

1.Какая самая длинная река в Великобритании? (Темза)

2.Где заседает английский парламент? (Вестминстерском аббатстве)

4.Какой французский король сказал «Государство это я?» (Людовик 14)

5.Что означает английская пословица «Тайм из мани» (время –деньги)

6.Что означают английское слово: прайс лист(прескурант или список цен)

Имидж(образ)

Чизбургер(бутерброд с сыром)

    Что означает по французски «бутик» (маленький магазинчик)

«кашне»(прячь нос)

«Пенсне»(защимить нос)

    Что означает английская пословица «Тайм из мани»? (время – деньги)

На закуску.

Жители Москвы – москвичи, москвички

Как вы назовёте жителей Петербурга, Тулы, Архангельска, Курска, Перми?

(петербуржец, петербуженка; туляк, тулячка; архангелогородец, архангелогородка; курянин, курянка; пермяк, пермячка)

Принято считать, что веселый праздник Новый год пришел к нам из Византии вместе с христианской религией. Однако в народных традициях празднования Нового года явно прослеживаются языческие корни, а это значит, что зародились они задолго до Крещения Руси. К сожалению, у нас не сохранилось никаких сведений о том, как славяне встречали дохристианский новый год.

Когда наши предки приняли европейский Юлианский календарь, новый год для них стал наступать 1 марта. Но это был лишь официальный праздник, не особо почитавшийся народом. Если в средиземноморских странах начало марта совпадало с началом сельскохозяйственных работ, то на Руси, а особенно на севере Руси, в это время на полях еще лежал снег. Поэтому гораздо большей популярностью в народе пользовались праздничные обряды, приуроченные ко дню зимнего солнцестояния, когда «умирает старое и рождается новое солнце».

В 1492 году (а по другим источникам − в 1348 году) православная церковь, согласно решению Никейского собора, перенесла наступление нового года с 1 марта на 1 сентября. С тех самых пор на Руси новолетие стали встречать осенью. Этот праздник тоже не смог стать всенародным. Начало сентября совпадало у крестьян с разгаром сбора урожая, когда об отдыхе не могло быть и речи. Однако к новолетию было приурочено множество официальных торжественных обрядов. В канун наступления нового года по всей Москве били в колокола, а на следующий день на Красной площади собиралась большая толпа народа, которую поздравлял сам государь.

Но и эта традиция просуществовала сравнительно недолго. Желая идти в ногу с западными странами, Петр Великий запретил россиянам праздновать новый год в сентябре. Специальными указами от 15 и 19 декабря 1699 года праздник был перенесен на 1 января, а летоисчисление теперь велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова. И если раньше у простых людей не было принято поздравлять друг друга с Новым годом, то отныне это стало обязанностью каждого.

Первый Новый год отмечали очень шумно: в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года народ развлекали праздничным фейерверком и парадом на Красной площади. А уже через 4 года все новогодние торжества были перенесены в Петербург. При Петре I особую популярность приобрели массовые гуляния и маскарады у Петропавловской крепости. На этих маскарадах веселились как простолюдины, так и дворяне во главе с самим Императором.

Как и следовало ожидать, «зимний» Новый год прижился в России не сразу. Еще долгое время наши предки пытались тайно отмечать сентябрьское новолетие, однако Петр довольно жестоко боролся с такими попытками. Он строго следил за тем, чтобы к 1 января все дома были украшены еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками, которые в то время полагалось наряжать орехами, фруктами и даже яйцами. Постепенно россияне начали привыкать к новому празднику, в народе сложились новые традиции и поверья. Например, обильный праздничный стол стал считаться залогом богатства семьи на весь предстоящий год. В начале XIX века в России появилось шампанское. Вскоре этот напиток стал неотъемлемой частью каждого новогоднего стола, каким он и остается до сих пор. Во время царствования императора Николая I на смену украшениям из хвойных веток постепенно приходят целые елки. Традиция наряжать ели на Новый год и Рождество закрепилась где-то к середине XIX века. Примерно в то же время на новогоднем столе появился знаменитый гусь в яблоках.

Советская эпоха стала для праздников Нового года и Рождества своеобразным испытанием. Конечно, теперь мы встречаем Новый год не совсем так, как встречали его наши предки, и все же настроение веселого зимнего праздника, традиции которого складывались веками, живет в нас и по сей день.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Цель:

Повысить интеллектуальный уровень развития детей и расширить их кругозор.

Задачи:

1. Развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

2. Развить интерес к занятиям по разным предметам.

3. Воспитывать настойчивость, волю и упорство в достижении цели.

4. Выявить самого эрудированного ученика.

Ход мероприятия

I. Организационный момент .

Ведущий 1: Начинаем конкурс-игру «Умники и умницы».

Ведущий 2:

Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Ведущий 2: В нашей игре принимают участие 3 команды………..

Ведущий 1:

Ответьте, рады быть вы здесь? (Да)
А знаний много у вас есть? (Да)
Смекалку взяли вы с собой? (Да)
Готовы вы на честный бой? (Да)
Поддержит верный друг в пути? (Да)
Вы вместе будете идти? (Да)

Ведущий 2:

Девочки и мальчики. Наш конкурс «Умники и умницы» состоит из четырёх этапов. Первый этап «Математический» перенесет вас в область математики. Второй этап «Грамотей» позовет юных филологов. Третий этап «Литературный» поможет нам узнать, насколько много вы читаете. Четвёртый этап «Любители природы» отправит нас в путешествие в мир природы.

На каждом этапе вас ждут 3 вопроса. Вы должны выбрать себе один из них. Количество баллов за вопрос вы выбираете сами. Жёлтая карточка-10 баллов, в неё входит один вопрос, зелёная – 20, состоит из двух вопросов и красная – 30 баллов имеет три вопроса.


Ведущий 1:

Пусть вам сегодня всю игру
Сопутствует успех!
Вперёд, друзья! Игра зовёт!
Болеем мы за всех!

Ведущий 2: Итак, начинаем первый этап «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ». Прошу команды выбрать задание.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Две сосиски варятся 6 минут. Сколько минут будут вариться 8 сосисок? (6 минут)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1)Во дворе гуляли гуси и собаки. Мальчик посчитал их лапы. Всего 8 лап. Сколько было гусей и сколько собак? (1 собака, 2 гуся.)

2)В комнате стояло около стола 8 стульев. Два переставили к стенке. Сколько стульев стало в комнате?

(8 стульев)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Ане подарили 8 книг. Все, кроме 5, она прочитала. Сколько книг ей осталось прочитать?

(5 книг)

2)Во дворе гуляли куры и одна собака. Всего гуляло 10 лап. Сколько было кур? (3 курицы)

3) Когда гусь стоит на двух ногах он весит 4 кг. Сколько килограммов будет весить, если встанет на одну ногу?

(4кг)

Ведущий 1: Внимание, начинаем второй этап «ГРАМОТЕЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2 карточка (зелёная – 20 баллов)

1) Из букв нужно составить правильно слово АОСНВМТКО (космонавт)

Ляжет палочкой на строчку-

Проходите по мосточку. (тире)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)Из букв нужно составить правильно слово БИЬЛУНИДК (будильник)

2) Отгадайте знак препинания:

На крохотное ушко

Похожа завитушка,

Велит нам постоять чуть-чуть

Выйдет на дорожку-

Всем подставит ножку. (запятая)

3) Расставьте слова в алфавитном порядке: город, весна, арбуз, снег, костёр, эскимо. (арбуз, весна, город, костёр, снег, эскимо)

Ведущий 2: Нас ждёт следующий этап «ЛИТЕРАТУРНЫЙ». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Что Буратино вытащил в Стране Дураков из кармана куртки, перед тем как положить туда золотой ключик? (пиявки)

2 карточка (зелёная – 20)

1) Имя папы Буратино (Карло)

2)Герой сказки, что жил у славного Дадона, «стерёг границы его царства» (Петушок)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1) Сказочное дерево, у которого «И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. (дуб)

2) Прозвище дяди Степы (Каланча)

3) Волшебник, который всегда лезет в бутылку (Джинн)

Ведущий 1: Итак, ребята, последний этап нашей игры «Любители природы». Выбираем задания.

1 карточка ( Жёлтая карточка-10 баллов)

Всё у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крест – накрест, и птенцов –то она выводит не летом, а зимой.

(клёст)

2 карточка (зелёная – 20)

1)Сколько ног у паука? (8)

2) Какой океан на Земле самый большой? (Тихий)

3 карточка (красная – 30 баллов)

1)У кого ухо на ноге? (у кузнечика)

2)У какой дикой кошки кисточки на ушах? (рысь)

3) Назовите любимое лакомство аистов. (лягушки)

Ведущий 2: Конкурс завершен. Слово для объявления количества баллов и имен команд-победительниц.

МКОУ «Клюквенская средняя общеобразовательная школа»

Интеллектуальная игра для младших школьников

«Умники и умницы»

Подготовила: Шаталина С.А.-учитель нач.кл

2013-2014 уч.г.

Интеллектуальная игра для учащихся начальных классов

«Умники и умницы».

Составила учитель начальных классов Латыпова Л.Л.

Цель конкурса-игры «Умники и умницы»:

    Создание условий для становления изобретательного мышления, продуктивной деятельности, цифровой грамотности, эффективного общения и творческих способностей младших школьников.

    Расширять творческое воображение детей, фантазию, мышление.

    Развивать любознательность, самостоятельность, умение работать в коллективе и уметь радоваться успехам товарищей.

    Прививать интерес к изучению русского языка.

Задачи конкурса-игры:

    активизировать познавательную деятельность детей;

    способствовать развитию умения грамотно выражать свои мысли на русском языке;

    создавать условия для развития самоорганизации, умения организовать свою деятельность, вербализации знаний;

    содействовать развитию личной ответственности и коммуникативных умений при работе в команде.

Оборудование : класс украшен воздушными шарами, плакатами. В классе установлены 2 стола для команд соперников, столик для ведущей, на котором разложены карточки с вопросами, реквизит для музыкальных пауз, карточки с заданиями, фишки,презентация.

Приблизительная продолжительность конкурса-игры: 35-40 минут

Межпредметные связи: «Окружающий мир», «Русский язык», «Математика», «Чтение».

Звучит песня «Чему учат в школе».

Ход проведения мероприятия.

Ведущая . Добрый день, дорогие ребята и гости! Мы рады приветствовать вас на интеллектуальной игре «Умники и умницы»! Название этой игры не случайно. Она для умных, смекалистых и сообразительных детей.

В нашем зале присутствуют болельщики. От них тоже зависит победа команд.

Напоминаем правила поведения: НЕЛЬЗЯ: кричать, шуметь, мешать, подсказывать.

МОЖНО: болеть за команду, отвечать, тогда, когда спросят, следить за результатами конкурса.

В зале также присутствует жюри, которое будет следить за правильностью ответов команд и подводить итоги.

Представляю вам команды участников: это команда «Почемучки» и команда «Знайки».

Каждая команда проводит презентацию-приветствие.

Ведущая . Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Мы видим цель, и значит – нам дорога только ввысь!
У нас в запасе знания вершины покорять!
Мы – умники и умницы. Пришла пора играть!

Девиз команды «Почемучки»:

«Мы пытливые умы, Мы с вопросами на «ты».

«Почему» - вопрос любимый, Помогает, нам расти».

Девиз команды “Знайки”: «Мы любим учиться, мы любим читать, хотим все науки на свете познать!»

Разминка (на доске вопросы Кто? Что?, каждая команда поочереди на скорость выходит и записывает слова,слова необходимо выбрать из карточек) Какая команда первой выполнит задание, та и выигрывает право первой отвечать на вопросы конкурса.
1 ТУР - ЛИТЕРАТУРНЫЙ КОНКУРС

Ведущая по очереди задает командам вопрос. За каждый правильный ответ жюри начисляет 1 очко.

1 задание.

✓ Какой герой А. Толстого продал азбуку и купил билет в кукольный театр? (Буратино)

✓ В кого превращались 11 братьев-принцев из сказки Г. Х. Андерсена? (В лебедей)

✓ Какой герой Р. Киплинга вырос в стае волков? (Маугли)

✓ В кого превратился гадкий утенок из сказки Г.-Х. Андерсена? (В лебедя)

2 задание . Доскажи словечко - назови самых известных литературных героев.

Вопросы для 1-й команды. «Почемучки»

Баба- ... (Яга).

Муха- ... (Цокотуха).

Черепаха... (Тортилла).

Пчела... (Мая).

Сова... (Бумба).

Братец... (Кролик).

Сивка- ... (Бурка).

Вопросы для 2-й команды «Знайки»

Курочка- ... (Ряба).

Крокодил... (Гена).

Домовенок... (Кузя).

Почтальон... (Печкин).

Красная... (Шапочка).

Кощей... (Бессмертный).

Старик... (Хоттабыч).

3 задание . Найди рифму и назови произведение и автора.

✓ Вместо шапки на ходу он надел... (сковороду). (С. Я. Маршак. «Человек рассеянный».)

✓ И пришел к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула... (в нос.) (К. И. Чуковский. «Айболит».)

✓ Вот мудрец перед Дадоном

Встал и вынул из мешка

Золотого... (петушка).

(А. С. Пушкин. «Сказка о золотом петушке».)

✓ У тебя на шее вакса,

У тебя под носом... (клякса).

(К. И. Чуковский. «Мойдодыр».)

✓ Пошла муха на базар

И купила... (самовар).

(К. И. Чуковский. «Муха-Цокотуха».)

✓ Кот кататься не привык,

Опрокинул... (грузовик). (А. Барто)

Музыкальная пауза «Угадай мультфильм по песне»

Игра «Прилетели птицы». (для болельщиков)

Я буду называть только птиц, но если вдруг допущу ошибку, и вы услышите что-то другое, то нужно хлопать в ладоши и сказать, где я ошиблась. Начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы

Мухи и стрижи…
-Что неправильно? (Мухи)
-А мухи - это кто? (Насекомые)
-Вы правы. Ну что же, продолжим:

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.
-Начинаем снова:

Прилетели птицы:
Голуби, куницы.
Если дети не обратили внимание на куниц, учитель объявляет счёт: «Один ноль в мою пользу. Куницы - вовсе не птицы».
-Игра продолжается:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,

Комары, кукушки…
(Дети топают и объясняют)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди, скворцы…
-Все мы молодцы!

II ТУР - ЛОГИЧЕСКИЙ КОНКУРС

✓ Растает ли снежная баба, если на нее надеть шубу? (Нет)

✓ Перед каким человеком всегда снимают головной убор? (Перед парикмахером.)

✓ Какой город самый сердитый? (Г. Грозный)

✓ Как называется ребенок курицы? (Цыпленок)

✓ Каким образом можно пронести воду в решете? (Заморозить)

✓ Дом для денег? (Кошелек)

✓ От чего утки плавают? (От берега)

✓ По чему летают самолеты? (По небу)

    Она все пробует на зуб: и сосну, и вяз, и дуб. (Пила)

    Каких камней не найти в море? (Сухих)

III ТУР - КОНКУРС «Угадай кто?»

Каждая команда получает карточку со словом, например: «учитель» и «врач». Капитан 1-й команды называет представителю 2-й команды свое слово. Игрок 2-й команды должен без слов, с помощью пантомимы, жестов, движений, объяснить своей команде, какое слово было загадано. На это дается.3 попытки. Затем команды меняются местами.(водитель, спортсен, портной, уборщица)

Игра «Угадай сказку по смайлам»

IV ТУР – РЕБУСЫ Отгадай героя книги («Малыш и Карлсон», «Чиполлино»)

Конкурс «Доскажи словечко» (для болельщиков)

Ребята, а вы знаете вежливые слова? Вот я сейчас и проверю…

Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).

За день мы устали очень, скажем всем … (Спокойной ночи).

Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).

Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).

Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).

Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).

Если девочка больна, хрипло кашляет она

И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).

V ТУР- СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ Предлагается командам собрать пословицы из разрезанных картинок.

Игра для болельщиков

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!».

Колотил да колотил по тарелке носом –

Ничего не проглотил и остался с носом...

А дорога - далека, а корзинка - нелегка,

Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок...

Нет ни речки ни пруда. Где воды напиться?

Очень вкусная вода в ямке от копытца!..

Красна девица грустна, ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка!..

Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

В доме том в конце концов стало множество жильцов.

Из чего фея сделала карету для золушки?
«А журавль все клюет и клюет, пока все не съел»- из какой сказки эти слова?

Как зовут мальчика, которого вырастили волки в джунглях?
Из какой сказки эти слова «Не печалься, ступай себе с Богом, будет тебе новое корыто»?
Где находится смерть моего друга Кощея Бессмертного?

Ведущая.

Наша игра пришла к финалу.

Мы потрудились все на славу.

Пора итоги подводить,

И команды наградить!

Проводится награждение команд.

Северо-Казахстанская область.

район им. Г.Мусрепова.

Чистопольская средняя школа .

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА

« УМНИКИ И УМНИЦЫ»

Подготовила и провела: учитель начальных классов

Баяхина Роза Ахметжановна

2012 уч.год.

ЦЕЛЬ: знания детей по разделам программы; развивать память, сообразительность, находчивость; воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, скромность; формировать интерес к играм, соревновательного характера.

Оборудование: ватманы, альбомные листы, картинки разрезные, фломастеры, геометрические фигуры.

Ведущий: Здравствуйте, ребята и уважаемые товарищи взрослые! Я рада Вас приветствовать на интеллектуальной игре.

Представляю многоуважаемое жюри, которое будет судить строго, но справедливо.

Итак, начинаем турнир! (Звучат фанфары)

Встречаются команды: “Почемучки”, “Знайки”, “Угадайки”.

Оценивать выполнение будет жюри, за каждый правильный ответ будет вручаться жетон.

Для начала прошу команд представиться… (Звучат девизы команд).

Ну что ж, на такой эмоциональной ноте и начнём нашу интеллектуальную игру.

1. Какое сейчас время года?

2. Назовите осенние месяцы.

3. Какие приметы осени вы знаете?

Вопрос для капитанов команд: Вспомните и расскажите стих. об осени.

I блок “Развитие речи”

1. Вспомните и расскажите скороговорки.

2. “Доскажи словечко”

Не огонь, а больно жжёт,
Не фонарь, а ярко светит
И не пекарь, а печёт (солнце).

3. Ни начала, ни конца,
Ни затылка, ни лица,
Знают все, и млад, и стар,
Что она – большущий шар (земля).

4. Течёт, течёт – не вытечет, бежит – бежит – не выбежит (река).

5. Летит – рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
Слышишь его, а не видишь его (ветер).

6. Через поля, через луга
Встала нарядная дуга (радуга).

7. Он всюду: в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт (дождь).

8. Скажи наоборот:

Больше – (меньше);

9. Выше – (ниже);

10. Старше – (младше);

11. Глубже – (мельче);

12. Раньше – (позже);

13. Шире – (уже);

14. Плохо – хорошо;

15. Сладко – горько;

16. Холодно – тепло;

17. Тихо – громко;

18. Весёлый – грустный;

19. Добрый – злой;

20. Жадный – щедрый;

21. Вежливый – грубый;

22. Доверчивый – подозрительный;

23. Чистый – грязный;

24. Шершавый – гладкий;

25. Мелкий – глубокий.

26. “Доскажи пословицу”:

Без труда…(не вытащишь и рыбку из пруда);

27. “Поспешишь…(людей насмешишь);

28. “Что посеешь…,(то и пожнёшь);

29. “Когда я ем…(то глух и нем);

30. “Книга…(лучший друг человека);

31. “Умелые руки…(не знают скуки).

32. Доскажи фразу:

Ворона каркает, а сорока?

33. Сова летает, а лягушка?

34. Корова жуёт сено, а лиса?

35. Олень бежит, а змея?

36. Конь ржёт, а корова?

37. Луна светит, а звёзды?

38. Трактор водит…(тракторист);

39. Стены выкрасил…(маляр);

40. Доску выстругал…(плотник);

41. В доме свет провёл…(монтёр);

42. В шахте трудится…(шахтёр);

43. В жаркой кузнице…(кузнец).

44. “Слоговой аукцион”:

Придумайте слова со слогом “во”:

Во – ва, во – рона, во – рота, во – робей;

МА – мА, мА – сло, мА – рка, мА – лина;

Придумать имена со слогом “Ва”:

Ва – ся, Ва – ря, Ва – ня, Ва – ля.

45 . “Сказочное лото”:

Сивка –…

Гуси – …

Заюшкина…

Конёк – …

Красная – …

Гадкий…

Мороз –…

Дюй…

Царевна…

Цветик –…

Доктор…

Мёртвая –…

46. Произнесите чистоговорки чётко, не путая слова:

Клара украла у Карла кораллы”;

47. “Ехал Грека через реку,
Видит Грека – в реке рак,
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека цап!”

48. “Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно чисто”.

49. Вспомним сказки:

Сказки просят:
А сейчас, вы, друзья, узнайте нас!”
“А дорога далека
А корзина – нелегка
Сесть бы на пенёк
Съесть бы пирожок” (“Маша и медведь”)

50. “По тропе,
Шагая бодро,
Сами воду
Тащат вёдра!” (“По щучьему велению”)

51. “Ах ты, Петя – простота
Сплоховал немножко
Не послушался кота
Выглянул в окошко” (“Кот, петух, лиса”)

52. “Красна девица грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слёзы льёт бедняжка” (“Снегурочка”)

53. “Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке от копытца” (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)

54. “Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была,
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов” (“Теремок”)

55. (К.Чуковского)
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает…(воробей “Тараканище”).

58. Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушёными…(грибами “Путаница”).

59. Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под…(кровать “Мойдодыр”).

60. Придумать рифму к словам:

Кочка – дочка, бочка, точка, строчка.
Картошка – кошка, матрёшка, Серёжка.
Лягушка – квакушка, подружка, подушка, кружка, ватрушка.
Зайчик – пальчик, мальчик, побегайчик.
Мышка – трусишка, воробьишко, малышка.
Тучка – кучка, ручка, Жучка.

61. “Назови одним словом:
Муха, комар, пчела – насекомые.
Дуб, берёза, липа – деревья.
Заяц, медведь, лиса – звери.

Физ.минутка: “Карлики – великаны”.

II блок “Математика”

62. “Составь человечка из геометрических фигур”.

63. “Назови и сосчитай геометрические фигуры”.

64. “Назови соседей числа”:

5 –;

65. – 2 –;

66. – 9 –.

67. Какое число получится, если 7 увеличить на 1?

68. 10 уменьшить на 1?

69. 5 минус 1?

70. Разгадай загадки:

Два брюшка, четыре ушка” (подушка);

71. “Две в руках,
Две в ногах –
Не провалишься в снегах,
А проедешь без труда –
Только лягут два следа (лыжи);

72. “Пять ступенек –
Лесенка
На ступеньках –
Песенка (ноты).

73. Какие цифры могут сказать про себя: “Повернёшь меня вверх или вниз головой и стану цифрой я другой” (6 и 9).

74. У стула 4 ножки.
Сколько ножек у двух стульев? (8)

75. Когда козе исполнится семь лет, что будет дальше? (Пойдёт 8)

76. Подумай и реши:

Принесла слону обезьяна 2 банана.
Вот обрадовала подарком великана:
Был 1 банан у него – посмотрите!
А теперь сколько стало всего?

77. Три яблока из сада ёжик притащил,
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежа в тарелке.

78. Четыре спелых ягодки
На веточке качались.
Две снять успел в корзинку я.
А сколько же осталось?

79. На полянке у реки
Жили майские жуки,
Дочка, сын, отец и мать (4 жука); I

80. Подарил утятам ёжик
Восемь кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят
Сколько было всех утят? (4)

81. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед.
На пенёк зайчата сели
И по две морковки съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок? (4)

Физминутка: “Буратино”

III блок “Основы безопасности жизнедеятельности”

82. Выпал на пол уголёк,
Деревянный пол зажёг,
Не смотри. Не жди, не стой,
А залей его… (водой).

83. Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те…(отнять).

84. Шипит и злится,
Воды боится,
С языком, а не лает,
Без зубов, а кусается (огонь)

Физминутка: “У оленя дом большой”

IV блок “Правила дорожного движения

85. С какими видами транспорта вы знакомы?

86. В каких местах можно переходить через дорогу?

87. Чем отличаются светофоры для транспорта и для пешеходов?

88. Молодцы, ребята! Какое у вас настроение?

Тогда я предлагаю нарисовать портрет одного из вас – “Весёлого человечка”;

89. Засиделись?
Ну, что ж, поднимайтесь и принимайтесь за следующее испытание: “Собери картинку”.

Заключительный этап:

Пришло, пожалуй, время подвести итог,
Хоть каждый из вас сделал всё, что мог,
Прошли вы с честью испытанья! И наши сложные задания.
Спасибо за работу, вы хорошо отвечали на вопросы.

А сейчас мы узнаем, кто же победил.

(Жюри объявляет победителя, раздача призов).