Упражнения на завершение тренинга командообразования. Командообразующие тренинги

», « » и т.д. К этому понятию я апеллирую очень часто, и было бы несправедливо не написать о самодостаточности личности статью. Представьте, что кто-то приходит в вашу жизнь со своей линейкой и начинает измерять ее ценность или правильность, критиковать ваши поступки и – какой будет ваша реакция? Вы броситесь менять свою жизнь по его указке, раздавленные авторитетом таинственного ревизора? Засунете его линейку ему же в задний проход и отправите восвояси, или же спокойно продолжите жить, как жили, игнорируя самозванца?

Что такое самодостаточность

В общем смысле самодостаточность – это способность обходиться собственными силами во всех сферах жизни: это отсутствие страха (вам комфортно одному), способность обеспечить себя всем необходимым самостоятельно. Поскольку понятие это комплексное, у самодостаточности существует несколько уровней:

  • Хозяйственная : вы сами можете накормить, одеть себя и выполнить все остальные необходимые манипуляции.
  • Психологическая : вам нравится с людьми, но вы четко понимаете, что будете счастливо жить и без этого общения – отсутствие психологической зависимости от других.
  • Социальная самодостаточность подразумевает , что вы нашли себя в этом мире и процветаете.

Не стоит путать здоровую самодостаточность с боязнью привязанностей или социофобией. Человек, который специально выстраивает свою жизнь так, чтобы не привязываться к людям оттого, что боится их терять – не самодостаточный человек. Что касается земной, материальной самодостаточности – ее не трудно определить и понять, являетесь ли вы самодостаточным человеком: обеспечивающий себя жильем, деньгами, пищей человек, который сам организует свою жизнь – будет таковым.

Психологическая самодостаточность

Другие же два уровня гораздо сложнее и не всегда человек может сам объективно оценить свой уровень самодостаточности. Давайте разберемся – чертами психологической самодостаточности являются:

  • Способность принимать решения самостоятельно, исходя из собственных суждений. Это не значит, что человек не слушает советы других, но окончательное решение всегда за ним, а советы – лишь .
  • Независимость от одобрения и мнения окружающих. Это означает, что за ваши поступки вы принимаете полностью, и одобрение или неодобрение окружающих, будь то близкие или малознакомые люди, на ваши решения не влияют.
  • Стойкость в вопросах бытия самим собой – если вам претит делать что-либо, вы отказываетесь; если не оправдываете ожидания других – проблема не в вас, а в необоснованных ожиданиях, и вы это понимаете. Если вы нашли свой путь и полны решимости следовать ему, не изменяя себе – вы психологически самодостаточны.

Эволюция самодостаточности

Ясное дело, люди не рождаются самодостаточными, а становятся таковыми по мере взросления и в силу своего развития . Мы экспериментируем, находим свое, и все это отражается на нашей самодостаточности. Этапы становления человека социально самодостаточным примерно одинаковы для большинства людей:

  • Сначала мы пристраиваемся к различным группам, пытаясь найти себя – это мини-группы в университете, различные субкультуры и направления, коллективы. Здесь можно позволить себе идти туда же, куда идут все.
  • Затем, обнаружив, кто мы есть, открыто заявляем об этом миру и ищем подобных себе. Создаются новые группы единомышленников. Это этап, на котором мы ярко проявляем себя через внешний вид, поведение, выбор мест для путешествий и книг для прочтения.
  • Следующий этап развития – организация таких, как мы, например, создание собственного бизнеса с единомышленниками. Теперь, как руководитель, человек может себе позволить быть еще более не таким, как все, делать, что угодно – даже идти туда, куда и все, если ему этого хочется. На этом этапе человек уже хорошо знает себя, принимает себя и любит таким, какой он есть, поэтому его не страшит слияние с толпой, потому что можно быть частью ее, а можно быть самодостаточной личностью среди толпы, даже если вы ее не ведете.

А зачем становиться самодостаточным? Да хотя бы для того, чтобы стать счастливым. Человек, находящийся в положении зависимости от окружающих его людей, не может руководить собственной жизнью, следовательно, ему поневоле приходится выполнять желания других, приноравливаться, подстраиваться, угождать. Какое уж тут счастье? Мы не утверждаем, что главным условием счастья является полная независимость, но и без свободы о счастье не может быть и речи. Впрочем, давайте перейдем к самодостаточности, которая может быть полной или частичной, в зависимости от того, сколько уровней жизни она захватывает.

Рис. Как стать самодостаточным?

хозяйственная самодостаточность

Только человек, способный полностью обеспечивать самому себе нормальное и достаточно комфортное существование, может считаться самодостаточным в хозяйственном плане.

психологическая самодостаточность

Самодостаточность на психологическом уровне вовсе не означает, что общения с людьми следует избегать. Все не так кардинально. Если Вы обладаете психологической самодостаточностью, Вы вполне можете получать массу удовольствия от общения с другими людьми, но не зависите от этого общения, то есть вполне можете обойтись и без него. Психологически самодостаточному человеку не бывает скучно наедине с собой.

социальная самодостаточность

Для того чтобы обрести социальную самодостаточность, необходимо , то есть, полностью состояться как личность, имеющая профессию, работу, свое собственное дело.

финансовая самодостаточность

Если Вы в состоянии заработать столько денег, сколько Вам может потребоваться, значит, Вы уже или самодостаточности.

Если Вы решили обрести самодостаточность, то знакомьтесь с теми шагами, которые Вам придется сделать. Итак.

Шаг №1. Первое, что необходимо сделать, это найти для себя подходящую работу. Причем, в качестве критерия нельзя использовать престиж или размеры заработков. Главное, на что надо держать ориентир, это собственные умения и пристрастия. Если Ваша работа будет делаться легко и при этом приносить удовольствие, то приличные заработки Вам гарантированы, не сомневайтесь. А это путь к финансовой независимости.

Шаг №2. Подойдите со всей ответственностью к тому кругу общения, в котором Вы вынуждены находиться. Безжалостно обрывайте те социальные связи, которые выкачивают из Вас энергию или заставляют чувствовать свою зависимость. От всех друзей отказываться нет необходимости, наоборот, общаться можно и нужно, но без фанатической преданности и без желания нравится всем.

Шаг №3. Для обретения хозяйственной самодостаточности необходимо какое-то время пожить в одиночестве. Если Вам прежде никогда не приходилось оставаться одному и Вас страшит сам факт, что придется самостоятельно заниматься всеми хозяйственными делами, то провести такой эксперимент тем более стоит. Можете поверить, одиночество открывает такие , о которых человек и сам прежде не подозревал. А сколько свободного времени появляется! И режим можно организовать только так, как нравится Вам. Вот сколько преимуществ, а ведь это только верхушка айсберга.

Шаг №4. Самодостаточная личность не только самостоятельно принимает все важные решения, но и несет полную ответственность за них. Тут уж никуда не денешься, за чужую спину не спрячешься. Зато и награды достаются только Вам, и делиться ни с кем не надо.

Шаг №5. Если Вы решили принять на себя ответственность за свою собственную жизнь, учитесь ставить цели, ведь для чего-то же Вы живете на этой земле. Теперь только Вам решать, к каким берегам плыть и что искать. Так что, мечтайте, планируйте и дерзайте, Вы - .

Шаг №6. У Вас в душе зашевелился маленький такой червячок сомнений? Не следует его подкармливать, иначе он мгновенно вырастет в здорового червяка и захочет сам всем командовать. остались в той прежней жизни, в которой Вы были зависимы от обстоятельств и воли других людей, то есть слабаком.

Шаг №7. Не позволяйте себе прислушиваться к тому, что думают по поводу Вашей самодостаточности окружающие, им лишь бы языками чесать. Ругают Вас или нахваливают, это теперь по большому счету совершенно неважно, Вы обрели полную независимость, можете позволить себе праздник - День собственной независимости.

Насладились праздником души и тела? Научились подчинять жизнь и обстоятельства своей воле? Обрели самодостаточность? Если на все эти вопросы Вы ответили утвердительно, необходимо двигаться дальше, ведь остановка в развитии - это всегда регресс. Пора переходить на следующую ступеньку, где Вам предстоит взять на себя заботу о других.

14.04.2014 9444 +14

Все люди в определенный момент жизни задумываются о своей самостоятельности. Они мечтают о свободе и независимости, которые приведут к самодостаточности.

Немногие люди знают, что такое самодостаточность . Это качество присуще полноценным и независимым людям, которые могут сами себя обеспечивать и не решают свои проблемы за счет других людей.

Значение слова самодостаточность

Размышляя над понятием самодостаточности, можно представить уверенную в себе, сильную и привлекательную личность . Однако стоит различать моменты, когда она не нуждается в поддержке или избегает ее всеми силами. Ведь принимать помощь – не значит быть слабым.

Смысловое понятие самодостаточности довольно простое. Самодостаточность – это когда людям достаточно самих себя настолько, что их взаимодействие с обществом проходит в повседневной жизни без серьезного влияния со стороны.

Автаркия – это термин самодостаточности в «Википедии», который в переводе с греческого языка означает «развитие экономики страны с ориентацией на саму себя». Это значит, что независимо от ситуации она не будет ни на кого надеяться. Это термин применим к людям, обществу или системе.

Отличительные черты самодостаточной личности

Самодостаточная личность твердо знает, чего хочет и как будет этого добиваться. Ей не нужны помощь и советы, как действовать в той или иной ситуации. Она действует самостоятельно и дает оценку своим поступкам. Хотя чужие советы она слушает, так как они являются ценными, но последний выбор оставляет за собой.

Еще одной характерной чертой является самоуважение. Личность уважает себя, знает себе цену и требует такого же отношения к себе со стороны окружающих. Самодостаточные люди не являются снобами и циниками, не страдают завышенной самооценкой.

Самодостаточная личность чувствует себя комфортно в одиночестве . Она им наслаждается. Ей не бывает скучно или одиноко. Она всегда найдет интересное занятие. Даже если не найдет, будет наслаждаться тишиной и покоем. Часто говорят, что такие люди спокойно живут в одиночестве всю жизнь. Хотя у них много знакомых и друзей, с которыми он постоянно на связи.

В любом возрасте холостые или незамужние самодостаточные люди будут чувствовать себя комфортно. Они не желают быть как все, не хотят жить по стандартам.

Отличает самодостаточную личность и отношение к критике . Когда самодостаточным людям высказывают недовольство по поводу чего-либо, они реагирует адекватно. Они выслушают, обдумают сказанное, примут к сведению. Однако в конфликтные разборки вступать не станут.

Самодостаточные люди никогда не завидуют . Их устраивает то, чего они сами смогли добиться. Люди знают о своих достоинствах и недостатках, сознательно относятся к ошибкам и несовершенству. Они воспринимают их как должное, поэтому переделывать ничего не будут.

Только при нарушении психологического комфорта они будут предпринимать какие-либо действия, чтобы что-то изменить. Люди не ленятся, а просто не считают необходимым что-то делать, так как им это не нужно.

Самодостаточность относят к положительным чертам характера. Она помогает чувствовать и находить свое место в жизни, любить и уважать близких, быть ответственным в любой ситуации. Самодостаточные люди – это полноценные личности.

Физическая сторона самодостаточности

Тем, кто решил стать самодостаточным нужно в первую очередь научиться самостоятельности в бытовых вопросах. А это означает, что нужно жить без чьей-либо помощи. Необходимо зарабатывать на жизнь . Современным людям нужна еда, жилье, бытовые товары. Помимо минимальных вещей, у личности есть более серьезные потребности, которые требуют денежных вложений.

Для этого и понадобится материальная самодостаточность. Именно она имеет важное значение в том случае, когда одни люди зависят от других.

Внутренняя самодостаточность

Несмотря на то, что материальная сторона имеет большое значение в жизни людей, им сложно прожить без постоянного общения . Если личность не может и дня прожить в одиночестве, то ни о какой самодостаточности и речи быть не может.

Если есть хобби , скучно не будет – именно так относятся к жизни самодостаточные люди. Они легко могут находиться наедине с собой и при этом не избегать общения с другими людьми.

Плюсы самодостаточности

Каждому из нас самодостаточность принесет множество преимуществ. Это начало развития гармоничной и счастливой жизни. Кроме того, самодостаточным людям свойственно:

В обществе часто не принимают самодостаточных особ. Ведь ими тяжело управлять, так как они не поддаются воздействию стандартных социальных рычагов давления. Поэтому зависимые индивиды чувствуют дискомфорт.

Как развивается самодостаточный человек

Решая стать самодостаточным, нужно знать о нескольких неотъемлемых составляющих этого процесса. Такая личность:

  • Стремится к совершенству;
  • Получает новые знания;
  • Оттачивает старые навыки;
  • Улучшает свой быт.

Люди, которые достигли определенных высот и стали самодостаточными, решают отдохнуть, чтобы насладиться достигнутым. В этот момент могут возникнуть проблемы со здоровьем, им станет скучно. Нетстремления к совершенству - развивается жалкое, зависимое состояние .

Путь к самодостаточности непрост. Однако нужно придерживаться конкретных шагов. Для этого определяются цели и ориентиры на ближайшее время. Главное, не ставить глобальных и невыполнимых целей, иначе можно разочароваться. Это поможет проследить весь процесс поэтапно, решая при этом простые, но очень полезные задачи.

Нужно быть готовым к тому, что избавляться от старых привычек и привязанностей будет трудно. Меняться тяжело, а чувствовать потребность в переменах еще тяжелее. Людям, которые решили стать самодостаточными, будет сложно, однако результаты превзойдут все ожидания .

Другая сторона медали

Уверенным в себе людям безразлично , что о них думают окружающие. Они уже самодостаточные. Однако эту характеристику каждый измеряет по-своему. Например, учитель, у которого лучший в школе класс, уважение коллег и высокая зарплата – профессионально самодостаточный . Тот, кто занимается разведением и продажей цветов, также обладает этим качеством.

Кроме того, есть и личностная самодостаточность . Это может быть красивый молодой мужчина, который материально независим, причем добился всего самостоятельно. У него много поклонниц, он постоянно меняет девушек. Другой вариант – простой парень, который влюблен, счастлив и уверен в своем выборе. Или хороший семьянин, который прекрасно зарабатывает, любит жену и детей. Каждый из них обладает личностной самодостаточностью.

Нужно ли становиться самодостаточным человеком?

  1. Самодостаточная личность полностью независима как внешне, так и внутренне.
  2. Такие люди могут жить в одиночестве, но им нравится быть наедине с самими собой.
  3. Они получают удовольствие от жизни, независимо от влияния внешних факторов.
  4. Умеют сохранять контроль над своим душевным благополучием.
  5. Живут в гармонии с внутренним и внешним миром.

Эти характерные особенности присущи только по-настоящему самодостаточным людям. Однако не стоит учиться этому у тех, кто пытается показать себя знатоком. Нужно помнить, что каждая личность уникальна и неповторима, поэтому не стоит подражать кому-то. У каждого свой путь постижения себя. Любовь и деньги не помогут до тех пор, пока люди не поймут, сколько им нужно для счастья.

Быть самодостаточным человеком















Ш кола - место, где ребенок проводит значительный период своей жизни и большую часть световых суток. Когда дети впервые приходят в школу, они ждут от нее чего-то нового и необычного. Она, с одной стороны, пугает, с другой - манит и привлекает. Задача педагогического состава - сделать жизнь в ней увлекательной, позитивно направленной и интересной.

К сожалению, в школьной среде под «учебной группой» чаще всего понимают некое формальное образование, основной целью которого является посещение учебных мероприятий и получение хороших оценок. В этом случае встает вопрос: ради чего ребенок ходит в школу? Посещает ли учащийся ее «для галочки», ради оценки или сознательно, для получения необходимого образования?

Заинтересованность учащегося в учебном процессе в значительной мере зависит от отношения к нему всего класса. Распространение позитивных и негативных веяний - от степени развития коммуникативных связей внутри школьного коллектива. Ответственность за свое будущее - от осознанности перспектив, которые открывает перед ребенком школа. Ребенок должен понимать, зачем он учится и чего может ждать от этого учебного заведения.

Создать необходимые установки, повысить и закрепить учебную мотивацию, помочь ученику найти свое место в коллективе и, наконец, способствовать созданию самого коллектива, желающего учиться, и учиться в конкретном учебном заведении, возможно с помощью тренинга командообразования.

Тренинги командообразования можно условно подразделить на несколько основных видов:

Информационные тренинги,

Поведенческие тренинги,

Тренинги самосознания и личностной идентификации.

Информационные тренинги командоообразования. Данный вид тренингов командообразования направлен на знакомство учащихся и информирование их о правилах поведения в группе, в которой они находятся. Основной целью таких тренингов является обозначение рамок взаимодействия представителей группы. Для них проясняется основная цель, ради которой они собрались, декларируются правила их взаимодействия и предлагаются задания для уяснения этих правил. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: где? Когда? Зачем? По каким правилам?

Уровневая пирамида тренингов командообразования

Примером такого тренинга может быть создание временной редколлегии для разового выхода «Журнала выпускника». Тренер собирает ребят, пожелавших попробовать свои силы в выпуске журналов. Проясняет им цель создания журнала, устанавливает сроки, в которые необходимо его создать. Прежде чем отвечать на дальнейшие вопросы, он предлагает ребятам решить коллективно ситуативную задачку, направленную на уяснение норм создания журнала. Во время работы над задачей тренер наблюдает за дискуссией ребят и принимает решение о том, кто какую роль будет занимать в редколлегии. По окончании дискуссии он отвечает на вопросы, информирует ребят о своем решении и о том, какие функции они будут выполнять.

Поведенческие тренинги командообразования. Их можно считать продолжением или надстройкой над информационными тренингами командообразования. Задачей тренера здесь становится не просто проинформировать участников о правилах, целях и границах их взаимодействия, не только прояснить их, но и отыграть правильные стратегии поведения в командной среде. Основные вопросы, на которые отвечает тренер: что делать? Как? Каким образом? Он помогает участникам выстроить адекватную модель поведения друг с другом. (См. схему.)

В предыдущем примере с редколлегией тренер только информирует ребят о том, кто какую функцию будет выполнять и какова будет его роль в создании журнала. В поведенческом тренинге тренер разъясняет ребятам, что делать, выполняя свои функции, помогает отыграть наиболее важные моменты, на которые нужно обратить внимание в процессе создания журнала. Например, он может предложить ролевую игру и создать мини-журнал прямо здесь и сейчас, в рамках учебного тренинга. Или попросить представить самые трудные ситуации, которые у них могут возникнуть, и кто (что) тогда им сможет помочь или помешать. Работа тренера будет направлена на создание модели эффективного взаимодействия внутри группы этих ребят, на те поведенческие образцы, которые они могут и будут использовать во взаимодействии друг с другом и с внешней средой (учителями, родителями, другими учениками и др.).

Тренинги командообразования , направленные на самосознание и самоидентичность каждого отдельного члена группы и всей группы в целом, представляют собой надстройку над двумя предыдущими видами. Их эффективно применять при решении таких задач, как актуализация учебной мотивации учащихся, создание ценности учебного заведения в их глазах, осознание своего места и роли в коллективе, формирование лидерской позиции учащихся и др.

Основные вопросы, с которыми работает тренер, - почему? Ради чего? Что ценно в данной ситуации? Кто Я? Что для меня эта группа? Работа тренера здесь происходит на уровне ценностных ориентаций и самоидентичности учащихся (см. рис.). В подобном тренинге нет задачи «отыграть» поведенческие модели адекватного поведения в какой-либо ситуации. Они не первичны. Важно актуализировать мировоззренческий уровень каждого учащегося и сформировать ценность коллективного существования для единой цели саморазвития и самоактуализации.

Для успешного проведения подобных тренингов очень важно придерживаться подхода, ориентированного на решение. Проблемно-ориентированный подход помогает замечать то, что нужно корректировать и исправлять, ориентированный на решение - выстраивать конструктивный путь взаимодействия, намечать перспективы и формулировать цели.

Специально для лицейских классов нового набора (ГОУ «Лицей № 1535» г. Москвы) нами был создан тренинг командообразования третьего типа.

По окончании такого тренинга ученик должен знать :

Как зовут каждого из его одноклассников, присутствующих на данном тренинге;

Цели, задачи, связанные с дальнейшим обучением в школе, свои и каждого из его одноклассников;

Какие роли бывают при групповом взаимодействии, преимущества и недостатки ролей;

Стратегию успешного обучения в школе.

На основании материалов тренинга ученики должны уметь :

Отслеживать, в какой ролевой позиции в группе они находятся;

Вырабатывать стратегию успешного обучения в школе (в том числе и посредством коммуникативного взаимодействия в учебной группе);

Рефлексировать коммуникативные и личностные процессы, которые происходят в группе.

Школьники должны иметь навыки коммуникативного взаимодействия в группе, связанного с учебным процессом. Мало того, ребята должны осознавать возможность и реальность изменения и преобразования ситуации в собственном коллективе в классе, каждый должен нести ответственность за то, что происходит с ним и с его одноклассниками.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Общее количество времени, которое занимает тренинг, 5–5,5 академических часа. После проведения тренинга желательно сопровождение класса по актуальным темам, поднятым на тренинге.

ЗНАКОМСТВО

«Сбор ожиданий»

Цели: сбор информации.

Время: 10 минут.

По кругу каждый из участников высказывает свои ожидания от тренинга

«Снежный ком»

Цели: знакомство учащихся между собой и тренера с учащимися; сбор информации по характеристикам, даваемым учащимися самим себе.

Время: 10 минут.

Каждый из участников по кругу повторяет имя предыдущих участников и в конце свое, присоединяя к нему прилагательное. Например: «Ваня вялый, Саша сообразительный, а Маша милая». Последний участник повторяет имена всех предыдущих и называет свое.

«Меняются те, кто….»

Цели: усилить групповую динамику; поменять местами учащихся перед следующим заданием.

Время: 5 минут.

Тренер просит одного добровольца выйти в центр круга. Один стул убирается. Ведущий доброволец, например, говорит: «Меняются те, кто любит ананасы». Всем необходимо поменяться местами. Оставшийся без стула водит.

«Я плюс ты наоборот»

Цели: более детальное знакомство лицеистов друг с другом; диагностика позиции ведущего и ведомого в подгруппах.

Время: 30 минут.

Участники тренинга делятся на пары. В течение 3–5 минут каждый рассказывает о самых значимых для него моментах жизни. Далее все участники объединяются в общий круг. Двое добровольцев выходят в центр круга и рассказывают друг о друге, меняясь местами. Например: Маша сидит на стуле, Саша встает у нее за спиной и начинает рассказывать о Маше от первого лица.

Мини-шеринг

Цели: эмоциональное отреагирование; первичный анализ ролевых позиций («ведущий / ведомый»).

Время: 5 минут.

Проводится в свободном режиме.

1 час.

Перерыв - 10 минут.

ОСНОВНОЙ БЛОК

«Ручки»

Цели: усиление динамики группы после перерыва; выработка стратегий командного взаимодействия; поиск классом стратегии самостоятельного взаимодействия в коллективе; телесно-косвенное ощущение друг друга.

Время: 15 минут.

Необходимо взять ручки. Объединиться по парам. Удерживая ручки только указательными пальцами, надо одновременно сесть и одновременно встать, не уронив ручки. Затем это же упражнение выполняется по три человека. На следующем этапе это же упражнение выполняется всем классом.

Индивидуальное задание

Цели: фокусировка на собственных целях, связанных с обучением в лицее.

Время: 10 минут.

Каждого из участников тренинга просят в полном молчании написать сочинение на тему «Что будет результатом моего образования в лицее?».

Работа в малых группах

Время: 20 минут.

Участники тренинга объединяются в малые группы по пять человек и делятся своими размышлениями на тему предыдущего задания. Кроме того, им необходимо выделить 5 общих целей обучения, наиболее значимых для всех в малой группе.

Общий шеринг

Цели: сфокусироваться на общности целей; составить общий список целей (результатов) обучения в лицее для данной учебой группы; эмоциональное отреагирование.

Время: 15 минут.

Один человек из группы называет и обосновывает выделенные им цели. Каждый следующий выступающий уже названные цели не повторяет, его выступление происходит в режиме добавления.

Результат шеринга: общий список целей (результатов) обучения в лицее данной учебной группы в целом.

Время проведения этой части тренинга: 1 час 10 минут.

Перерыв - 20 минут.

«Вброд с закрытыми глазами»

Цели: выработка стратегий командного взаимодействия; урегулирование целевых и ценностных отношений; выявление лидеров класса; выявление ценности командных отношений.

Время: 30 минут.

Упражнение готовится тренером заранее. В трех-четырех метрах друг от друга наклеиваются линии-ограничители. Между ними в размер шага в хаотическом порядке на пол наклеиваются листы формата А4. Учащихся просят рассчитаться на первый-второй-третий. Дальше учащиеся подходят к одной из линий.

Инструкция: «С настоящего момента у участников с номером «три» закрыты глаза, и они не могут говорить. Всему классу необходимо перебраться из пункта А в пункт В. Сейчас вы находитесь в пункте А. Между линиями есть кочки. Вы можете наступать только на них. Если кто-то «сорвется» с кочки, весь класс возвращается в пункт А и начинает движение сначала. Если нарушаются другие правила, класс также возвращается назад и начинает задание сначала. Задание считается выполненным, когда весь класс окажется в пункте В».

Шеринг

Цели: эмоциональное отреагирование; прояснение отношений; прояснение оптимальных стратегий взаимодействия в группе; фокусировка на теме «команда»: переход к теме «моя роль в командной работе».

Время: 10 минут.

Обсуждение впечатлений. Как это было? Что и как удалось/ не удалось? Что помогало/мешало достижению цели? Как это быть командой? Что готовы взять из дальнейшего опыта в следующее упражнение, в учебу, дальнейшую жизнь?

Мозговой штурм.
Тема «Идеальный староста»

Цели: описание качеств идеального старосты; актуализация темы поддержки и взаимоподдержки, роли старосты в коллективе; актуализация всего полученного набора знаний; отработка навыков работы в группе; завершение самостоятельной групповой работы; диагностика ролевых распределений в группе; выявление потенциального лидера.

Время: 20 минут.

Без объяснения, что такое «мозговой штурм», тренер дает краткий план его проведения.

1. Вводит основные правила:

Не критиковать;

Выдвигать фантастические идеи, не задумываясь о последствиях;

Продолжать и развивать прозвучавшие идеи;

Предлагать как можно больше вариантов - чем больше идей, тем лучше;

Размышлять вслух.

2. Предлагает распределить роли: секретаря, тайм-менеджера, ведущего и генераторов идей.

3. Предлагает план работы с информацией в мозговом штурме:

Ориентировка в задаче (уточнение совместных целей, условий, имеющихся ресурсов);

Сбор информации (подкидывать идеи, пока они не закончатся);

Оценка результата (структурирование полученных мнений и предложений);

Подведение итогов дискуссии (мнения о результате, оценка собственной удовлетворенности и содержательной продуктивности).

Последний пункт тренер проводит в рамках обсуждения.

Непосредственного участия в дискуссии тренер не принимает.

Представление результатов работы группы

Цели: представить результаты; сфокусироваться на ценности групповой работы.

Время: 10 минут.

Один-два человека от группы представляют результаты работы, остальные дополняют. Тренер задает корректирующие и «развертывающие» вопросы.

Процедура выбора старосты

Цели: актуализация выбора; легитимность выбора старосты.

Время: 10 минут.

Тренер предлагает каждому на листочке записать три фамилии учеников, каждый из которых мог бы стать старостой. Тренер сам подсчитывает голоса (при детях на доске).

Итог дня. «Свечка»

Цели: вспомнить основные темы и важные моменты прошедшего тренинга, подумать о значимости полученного материала; поговорить о перспективах на будущее; обсудить, как применить полученный на тренинге материал в реальных условиях.

Время: 10 минут.

Обсуждение проводится в свободном режиме.

Время проведения этой части тренинга: 1 час 30 минут.

Общее время: 3 часа 30 минут (без перерывов).

Заключение

По неутешительной статистике последних лет, мотивация к учебной деятельности у детей сильно падает с каждым годом. А в учебных группах бытует мнение, что образование является не таким уж и важным элементом нашей жизни. Изменение подобной ситуации возможно только в массовом порядке. Индивидуальная работа с учащимися по повышению уровня их мотивации важна, но более эффективна, как показывает наш опыт, работа с коллективным представлением об учебе и ее актуальности в современной жизни. И это становится одной из самых важных тем нашего тренинга командообразования.

Каждый для себя должен ответить на вопрос: зачем он учится? Что он хочет получить от школы и от образования? Что может дать ему школа и что он может дать школе? Что значит быть учеником? Ценность командной работы заключается в том, что эти вопросы проясняются индивидуально для каждого и одновременно для всего коллектива в целом.

Статья подготовлена при поддержке проекта «Endoctor». Если Вы решили проконсультироваться о состоянии своего здоровья, то необязательно сразу бежать записываться к врачу. На сайте www.Endoctor.Ru вы сможете, не потратив много сил и времени, воспользоваться услугой «Бесплатная консультация эндокринолога онлайн ». На форуме вы также найдете огромный архив полезной информации о поддержании здоровья и симптомах различных заболеваний.

Мечтой любого менеджера высшего звена является руководство коллективом, который представляет собой дружную и сплоченную команду, готовую упорно трудиться ради достижения поставленных целей. Но как добиться подобного результата? Для этого понадобится определенный опыт и знания, которые может дать руководителю тимбилдинг.

Он представляет собой мероприятия, призванные сплотить коллектив, повысив эффективность его работы. В переводе с английского языка слово «тимбилдинг» означает «командообразование». Применение данного направления является насущной необходимостью для любого прагматичного владельца бизнеса. Воспользовавшись тимбилдингом, можно настолько сплотить коллектив, что работа сотрудников повысит конкурентоспособность компании и позволит получить большие прибыли. Причем подобный рост произойдет вовсе не за счет внешнего привлечения ресурсов. Будут эффективно использованы внутренние резервы.

Немного истории

Упражнения на командообразование, которые были нацелены на сплочение коллектива, впервые начали проводить в 40-х годах 20-го в. Активно их использовали в США. Мероприятия, очень похожие на те, которые проводятся сегодня, имели место в Америке в 50-х годах. Что касается России, то считается, что к нам тимбилдинг пришел только в конце прошлого столетия. Однако в нашей стране возникли уже давно. Вспомните хотя бы игру «Зарница». Как грустно было расставаться с друзьями, которые рядом с тобой преодолевали самые различные трудности. Такому же сплочению коллектива способствовал и ленинский субботник. А Ведь этот тот же тимбилдинг, только более растянутый по времени. Вариантами школьного командообразования являлся сбор макулатуры и металлолома. Подобные мероприятия объединяли людей вокруг решения одной задачи. При этом они позволяли увидеть друг друга совершенно по-новому.

В 90-е годы прошлого столетия в России даже начали открываться компании, специализацией которых стало проведение корпоративных мероприятий. Постепенно тимбилдинг перестал считаться явлением общественным. Он стал инструментом, позволяющим сформировать корпоративную культуру.

В последние годы крупные корпорации постоянно увеличивают выделение финансовых средств на проведение активных мероприятий с коллективом. Это позволяет им создать прочный фундамент для формирования в организации благоприятного микроклимата, что приводит к продуктивной работе команды единомышленников.

Цели тимбилдинга

Выполнение игр и упражнений на командообразование позволяет:

  1. Сформировать оперативные команды. Отобранные группы сотрудников начнут работать над решением поставленных задач при условии ограниченного времени.
  2. Сплотить топ-менеджеров. Упражнения на командообразование позволят сотрудникам максимально оперативно и эффективно обмениваться нужными сведениями, повысить креативность и объединить усилия.
  3. Сплотить коллектив внутри подразделения.
  4. Сплотить менеджеров среднего звена. В этом случае выполнение упражнений на командообразование позволят им управлять подчиненными максимально эффективно, повысить работоспособность каждого сотрудника, ускорить время прохождения внутрикорпоративных информационных потоков, соотносить свои цели с общими задачами компании, а также улучшить психологический микроклимат.

Задачи тимбилдинга

Выполнение упражнений на командообразование позволяет:

  • сформировать у сотрудников единое понимание целей и задач предприятия;
  • установить оптимальный баланс личных целей и общих задач компании;
  • стимулировать осознание взаимозависимости в достижении целей организации с удовлетворением личных потребностей каждого сотрудника;
  • улучшить психологический климат в коллективе;
  • выявить и разрешить существующие межличностные конфликты;
  • улучшить личные взаимоотношения;
  • устранить барьеры, мешающие прохождению информационных потоков, минимизировав искажение данных;
  • обеспечить мотивацию для обучения и развития каждого члена коллектива в зависимости от тех задач и целей, которые стоят перед организацией.

Принципы тимбилдинга

При выполнении командообразующих мероприятий должны быть соблюдены определенные правила, которые состоят в следующем:

  1. Постановке целей. В чем особенность тимбилдинга? В коллективе должна присутствовать единая цель. Конечно, у отдельно взятого сотрудника может быть и своя задача. Однако они не должны идти вразрез друг с другом. При постановке четких задач коллектив непременно сосредоточится на поиске самых эффективных способов их реализации, концентрируя свое внимание на результате. Это, кроме всего прочего, окажет благотворное влияние на командный микроклимат.
  2. Коллективном выполнении задач. Подобный принцип является основой командообразования. Дело в том, что компании необходима работа всех ее подразделений, проводимая в тесном взаимодействии друг с другом. Когда люди трудятся сообща, это настраивает их на определенный лад с пониманием друг друга, осознанием индивидуальных особенностей каждого и с формированием доверия. Коллективное выполнение задач непременно улучшит энергетический потенциал сотрудников, что приведет к их более эффективным действиям в интересах организации.
  3. Принятии ответственности. Это важное условие командообразования. Причем касается оно каждого сотрудника. Только возлагая на себя ответственность и понимая, что лишь общие усилия помогут достичь успеха, можно будет получить желаемый результат.
  4. Определении формы стимулирования. Данный принцип требует учета особенностей сферы деятельности команды. Например, если это производственное направление, то лучшей формой стимулирования явится предоставление материальной или финансовой компенсации в сочетании с общественным признанием и моральной удовлетворенностью. Если деятельность производится в интеллектуальном направлении, то материальная позиция будет играть второстепенную роль. На первый план здесь выдвигается стимул самоутверждения, карьеры и престижа. А если компания ведет комбинированную деятельность? В таком случае необходимо, чтобы стимулирование сочетало в себе два предыдущих варианта.
  5. Повышении квалификации. Главной задачей любого командообразования является профессиональный рост сотрудников. Какова сфера занятий команды, при этом никакого значения не имеет. Здесь важно действовать таким образом, чтобы повышались общие и личные показатели. Руководителю важно заранее позаботиться о том, чтобы его команда могла ощущать степень собственного роста, сопоставляя его с оценкой достижения прогресса. Удобнее всего, если в этом случае будут применены самые различные тренинги командообразования, программы и упражнения.
  6. Уровне креативности. Порой данный принцип играет роль вспомогательного элемента. Это касается тех случаев, когда члены команды заняты технологической деятельностью, а стимулом для них выступают определенные блага. Креативность при этом особой роли играть не будет. Но вот если команда занята преимущественно интеллектуальным трудом и для нее основная мотивация состоит в карьерно-престижных факторах, то здесь дело будет обстоять иначе. Креативность выйдет на первый план, ведь от смелых решений и новых идей будут напрямую зависеть общие успехи.
  7. Продуктивном функционировании. Данный принцип базируется на правиле, которое гласит о том, что чем более длительный период существует команда, тем выше уровень ее профессионализма, результативности, эффективности, успешности и сработанности элементов.

Целесообразность применения тимбилдинга

Когда возникает необходимость в проведении мероприятий по командообразованию? Они нужны:

  1. В период бурного развития компании. При расширении штата в сжатые сроки вероятны напряженные отношения между прежними и новыми членами коллектива. Для того чтобы оказать положительное воздействие на различные группы сотрудников, необходимо начать работу с официальными и неофициальными лидерами. Командообразование приведет к тому, что люди лучше узнают друг друга, и между ними сформируются доброжелательные отношения.
  2. В период упадка или стагнации компании. Для данного этапа характерно отсутствие инициативы работников, которые не видят перспектив своей деятельности. Многие из них наверняка уже занялись поисками нового места трудоустройства. В этом случае руководителям важно поработать над поднятием корпоративного духа, чтобы сотрудники осознали, что будущее фирмы в их руках.
  3. При наличии локальных проблем. Проведенные мероприятия по командообразованию позволят сплотить сотрудников. А это, в свою очередь, поможет компании справиться с самыми актуальными проблемами.

Где проводят тимбилдинг?

Для мероприятий, способствующих сплочению коллектива, не обязательно выбирать определенный временной промежуток. Тимбилдинг может проводиться круглый год на свежем воздухе или в помещении. Второй вариант предпочтительнее в тех случаях, когда целью мероприятий выступает выявление ценностей компании, внутренних ролей сотрудников, а также существующих между ними коммуникативных связей. Упражнения на командообразование на природе проводят с целью создания свободной и непринужденной атмосферы. Основной смысл в выездном мероприятии заключается в тех непривычных условиях, в которых оказывается коллектив, покинувший стены кабинетов. Упражнение на командообразование в группе позволят выявить взаимные симпатии, внутренние конфликты, определить скрытых лидеров.

Какими будут задания? Программу и упражнения тренинга на командообразование подберут специалисты исходя из сложившейся ситуации. Это позволит сплотить сотрудников, решив имеющиеся у них межличностные проблемы.

Что может послужить площадкой для проведения подобного мероприятия? Замечательно, если будут выполняться упражнения на командообразование в лагере, пансионате или доме отдыха. Здесь можно остаться с ночевкой. Программа тренинга при этом разбивается на два дня. Упражнения на командообразование для студентов могут быть проведены в лесной зоне на поляне, на берегу водоема и т. д.

Если компания решила вложить средства в дальние поездки за границу или на море, то в этом случае тренинги пройдут максимально динамично. Такие мероприятия станут одними из самых ярких событий в жизни компании. Стоит отметить, что тимбилдинг, как правило, проводится в рабочее время. Это позволит собрать всех сотрудников, включив в список даже тех, которые «не хотят» или «не могут» поехать.

Упражнения на командообразование в офисе проводят в тех случаях, когда в компании отмечается конфликтная нездоровая атмосфера. По этой причине у сотрудников резко снижается работоспособность. Напряженные отношения приводят к снижению продуктивности труда и текучести кадров. Тимбилдинг, проводимый в помещении, позволит решить эту проблему. Самые разные игры, конкурсы и упражнения повышают сплоченность сотрудников и сглаживают конфликты.

Правила проведения тимбилдинга

Все упражнения на командообразование в тренинге строятся исходя из правил, которые предусматривают следующее:

  1. Разделение участников на может происходить либо заранее, либо непосредственно на месте. Причем это может быть случайный или целенаправленный выбор. В последнем случае тренинг будет преследовать цель налаживания коммуникаций между конкретными сотрудниками.
  2. Выбор капитана, названия и девиза.
  3. Непосредственное выполнение упражнений по строительству переправ, преодолению препятствий, ориентированию в незнакомой местности и т. д.

Виды программ тимбилдинга

Мероприятия по сплочению коллектива могут быть проведены в самых разных формах. Все будет зависеть от материальных возможностей организации, возрастного состава сотрудников, а также от особенностей услуг, оказываемых компанией.

Организаторы мероприятия подберут те конкурсы, которые будут интересны для его участников. Однако не важно, какая программа мероприятия будет выбрана. Главное здесь - процесс соревнования.

Программы командообразования бывают:

  1. Стратегическими. Их основной целью является формирование максимально эффективной команды.
  2. Интеллектуальными. Эта программа выступает альтернативой спортивной.
  3. Творческими. Подобные мероприятия способствуют развитию нестандартного мышления, а также креативного подхода в достижении поставленных целей.
  4. Спортивными.
  5. Молодежными. Чаще всего проводится такой тренинг на командообразование для студентов. Упражнения подобного вида имеют определенную специфику, учитывающую возрастную категорию соревнующихся групп.

Примеры программ тимбилдинга

Довольно эффективным считается упражнение на командообразование «Лабиринт». Для его выполнения коллектив выстраивают гуськом друг за другом, завязывая каждому сотруднику, кроме первого, глаза. Все должны следовать за «предводителем», чтобы пройти лабиринт. Переговариваться при этом запрещено.

В тренинге под названием «Веревочные курсы» участники преодолевают не только физические препятствия, но и эмоциональные. При этом каждое испытание является самостоятельной задачей. При проведении подобного тренинга для подростков присутствие взрослого является обязательным. Перед началом мероприятия необходимо сплести паутину из веревок. Число ее ячеек должно быть равным количеству участников. Основная цель группы - преодолеть паутину. При этом ни один из участников не должен прикоснуться к веревке. В противном случае испытание следует начать сначала. В данный тренинг включают и другие задания.

Детский тимбилдинг

Упражнения по командообразованию позволяют ребенку научиться взаимодействовать в коллективе. Дети начинают сближаться друг с другом и выстраивать между собой общение. Очень часто проводят такие мероприятия учителя начальных классов. Упражнения на командообразование для детей позволяют ученикам быстрее сдружиться.

Важен тимбилдинг и для подростков. Ведь любое поражение в состязаниях порождает у них неуверенность в себе, становится причиной различных страхов. Упражнения на командообразование для подростков лишены этого недостатка. Они позволяют обучить детей эффективным методам общения со сверстниками, а также сформировать у них навыки взаимодействия между членами коллектива.

После проработки специально выбранного упражнения на командообразование при тренинге у подростка повышается самооценка. Он становится более уверенным в своих силах. После окончания игры педагог должен обсудить с каждым ребенком, что тот делал для достижения цели. При этом в сути заданий дети должны разбираться сами.

Рассмотрим пример игры, которая хорошо подходит для программы тренинга на командообразование. Возраст ее участников может находиться в пределах от 7 до 18 лет. Все дети разбиваются на 8 групп по 5-10 человек. Заранее нужно позаботиться о реквизите. Это таблички, на которых написаны названия станций, маршрутные листы для каждой команды и жетоны. Проводить такую игру можно в спортивном зале или в коридоре школы. В течение 50-60 минут команды перемещаются по станциям, придерживаясь тех пунктов, которые указаны в маршрутных листах. В каждой из точек детей ждут аниматоры, предлагающие им выполнить заранее разработанные задания, за которые они могут получить жетоны. Чья команда соберет их больше, та и считается победителем.