Вторая жизнь бумаги исследовательская работа. Исследовательская работа на тему: "Бумаге - вторую жизнь"

Презентация Бумаге вторую жизнь.pdf

ВВЕДЕНИЕ

Бумага занимает большое место в жизни людей. За сотни и тысячи лет было сделано множество изобретений и открытий, однако ни одно из них не может сравниться с возникновением бумаги. Многие из нас, прочитав газеты и журналы, выбрасывают их, не задумываясь о том, что на приготовление одной тонны бумаги идет семнадцать деревьев.

Актуальность проблемы : с каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запас древесины, из которой она получается - уменьшается. После этого мне захотелось изготовить бумагу в домашних условиях из макулатуры. Поэтому мы можем дать бумаге вторую жизнь.

Цель исследования : собрать информацию о бумаге и изготовить бумагу пригодную для вторичного использования в домашних условиях.

Задачи исследования :

1. Изучить историю происхождения бумаги.

2.Узнать о свойствах, видах бумаги и ее предназначении.

3. Изготовить бумагу из вторичного сырья.

4. Провести анкетирование учеников, сделать поделки из бумаги.

5. Создать буклет, собрать коллекцию виды бумаги.

6. Сделать выводы по результатам исследовательской работы.

Объект и предмет исследования : бумага.

Гипотеза : предположим, что бумага -это не только ценный материал и незаменимый помощник в сфере жизни человека, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества. Бумага из вторичного сырья - решение экологической проблемы.

Методы исследования :

1. Изучение литературы, поиск информации в Интернете.

2. Эксперимент, наблюдение, интервьюирование, анкетирование.

3. Обобщение и систематизация материала по данной теме .

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

1.1. История происхождения бумаги------------

Время и место изобретения бумаги точно не известны. Китайские летописи сообщают, что бумага была изобретена во втором веке до нашей эры, до третьего века до новой эры. В Китае писали на бамбуковых планках, связанных веревками. В 105 году чиновнику Цай Луню удалось усовершенствовать технологию бумаги (см. приложение 1). При изготовлении бумаги он использовал в качестве сырья древесную кору, тряпье и вышедшие из употребления рыболовные сети. Сделанная по его технологии бумага имела гладкую поверхность и низкую себестоимость. К тому же этот новый способ оказался очень производительным. Китайцы настолько высоко оценили это изобретение, что со временем причислили Цай Луня к лику богов. Цай Лунь стал божественным покровителем бумажного производства, что в честь его возвели храмы. Однако существует легенда, согласно которой бумагу изобрел не Цай Лунь, а некий раб из Восточного Туркестана. Китайский император повелел сохранить в тайне имя изобретателя, а его самого казнить. Для изобретателя была уготована почетная казнь. Его заставили проглотить золотую пластину с выгравированной на ней Благодарностью императора. В десятом веке, в Китае изготовили писчую бумагу из бамбука (см. приложение 1). Рисовую или пшеничную солому использовали в производстве бумаги для бытовых нужд. Позже стали появляться изысканные сорта бумаги, как ароматная бумага из сандаловой коры. Уже в восьмом веке китайцы пользовались туалетной бумагой, и одновременно они изобрели бумажные деньги. (см. приложение 1). В России люди писали на бересте (см. приложение 1). Берестяные грамоты до сих пор находят при раскопках.Появление писчей бумаги в России, относят во времена княжения Ивана Грозного.Самая первая бумажная фабрика была построена в шестнадцатом веке (см. приложение 1). А мощный толчок в развитии бумажного производства в России дал Петр Первый (см. приложение 1).

1.2.ЧТО ТАКОЕ БУМАГА?

Почему не сбылись прогнозы о том, что электроника заменит бумагу? «Люди желают, чтобы доступ к информации предоставлялся не только нескольким нажатием клавиш, они желают её ещё и потрогать. К тому же они привыкли держать в руках то, что читают. Им нравится прикасаться к страницам, читать их, делать пометки».

Дружба, начавшая с бумагой в детстве, не прекращается всю нашу жизнь, дома, в школе, на улице, в магазине, на работе у родителей. Бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, письмом. В школе на парте лежат учебники, тетради по которым мы учимся. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой, полки с книгами, обои на стенах. Мы всегда осмысливаем великое значение бумаги. Лист бумаги -гладкий, чистый, отменной белизны, и мы смотрим на него, как на какую-томалость, обыденную, незаметную и даже вроде бы и не вещь, и не предмет, а так просто -лист, да и только. И вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, каким трудом создан этот лист. И возникает вопрос, а что мы знаем о бумаге?

По толковому словарю С.И. Ожегова: «Бумага- это материал для письма, изготовляемый из древесной или тряпичной массы». В настоящее время бумагу делают из измельченной древесины. Бревна везут на фабрику. Там их перемалывают на мелкие кусочки и дробят в машине (дробилке). Крошка, которая получилась, перемешивается с особой жидкостью и она идетна изготовление бумаги. Я часто задаю себе вопрос, а что же такое бумага? Для чего она предназначена, и какие виды бумаги существуют? За ответами на мои вопросы, мы с Ольгой Михайловной отправились в типографию города Свободного, где я и узнала для себя много нового и интересного.

Комментарий сотрудника типографии: Киреевой Натальи Федоровны.

Со слов Натальи Федоровны я узнала о видах бумаги, ее предназначении, и о том, что бумага - это волокнистый материал, который состоит из слоя отработанного волокна (см. приложение 2).

1.3.ВИДЫ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ БУМАГИ

Бумага с защитой - это бумага для изготовления денег, ценных бумаг.

Газетная бумага - она не обладает белым ярким цветом, она откровенна серая, применима в печати для газет, массовых брошюр. Высокая плотность, явно не ее конек, что, соответственно влечет за собой малый срок службы.

Санитарно-гигиеническая бумага - это салфетки, туалетная бумага.

Упаковочная бумага - ее главное преимущество- это высокая прочность.

Бумага для цифровой печати - предназначена для фотографий.

Писчая бумага - применяется для изготовления бланков, тетрадей, дневников, блокнотов, унифицированных систем документации.

Мелованная бумага - применяется в полиграфии для изготовления открыток, календарей, плакатов, фотографий. Имеет глянцевую поверхность и отличается прекрасным внешним видом, яркими картинками.

Офсетная бумага - используется для изготовления иллюстрационно- текстовых изданий (журналы, книги, документы).

Альбомная бумага или немелованная - плотнее писчей и используется для рисования и черчения некрупных проектов.

Пергамент - полупрозрачная бумага. В былые времена на ней печатали книги и писали письма. Теперь ее используют, в основном, для заворачивания товаров и продуктов питания, поскольку она является экологически чистой.

Картон - самая плотная бумага, применяется для макетов, поделок, аппликаций.

Ватман - очень плотная бумага. Применяется для чертежей, объявлений.

Обложечная бумага применяется для изготовления обложек.

Этикеточная бумага используется для печатания этикеток.

Бумага создана человеком, и как любой другой материал имеет определенные свойства, и эти свойства нужно знать, чтобы использовать их при изготовлении различных изделий.

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1. Изучение свойств бумаги

Для изучения свойств бумаги я провела опыты.

Для опытов, я выбрала два вида бумаги газетную и писчую. Из опыта с листом бумаги мы можем понять, какие свойства имеет бумага .

Опыт 1.

Цель : определить цвет, гладкость и прочность.

1. Газетная бумага имеет серый цвет, она шероховатая более мягкая.

2. Писчая бумага имеет белый цвет, она гладкая и более плотная.

3. Газетная бумага легко рвётся, она не прочная, 2 листа рвутся сложно.

4. Писчая бумага рвется труднее, более прочная, по 2 листа рвется более сложно.

5. Газетная бумага легко мнётся и сгибается вдоль и поперёк.

6. Писчая бумага мнется и сгибается тяжелее.

7. Газетная мятая бумага менее прочная, чем писчая гладкая (см. приложение 3).

Опыт 2.

Цель : определить впитываемость.

Намочив бумагу, можно убедиться, что она имеет волокнистое строение.

1. Волокна в ней располагаются в разных направлениях.

2. При увлажнении бумага удлиняется в поперечном направлении больше, а в продольном направлении меньше.

3. Влажная бумага становится еще более непрочной.

4. Писчую бумагу рвать труднее, она более прочная.

5. Впитываемость воды у писчей бумаги дольше по времени, чем у газетной бумаги (см. приложение 3).

Вывод : писчая бумага более прочная, более плотная, чем газетная, а газетная более мягкая, чем писчая. Она лучше и быстрее впитывает воду.

2.2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«Делаем бумагу сами»

Оборудование: старые ненужные газеты, клей ПВА, разноцветная бумага, шерстяные нитки, сухие растения, фольга, дуршлаг, доска, губка, полиэтилен, зеленка и любые краски. Исходя из опытов, что газетная бумага лучше впитывает воду и более мягкая, поэтомумы и взяли старые ненужные газеты и измельчили их на мелкие кусочки, складывая в таз (см. приложение 4).

В таз наливаем из чайника теплой воды и добавим немного клея ПВА (см. приложение 4).

Все это оставляем намокать на сутки. На следующий день намокшую полученную массу мы измельчили.Сделать это можно миксером, а если его нет, то можно перетереть массу руками. Мы перетирали массу пальцами, так, чтобы получилась густая кашица. В готовую полученную массу мы добавили кусочки цветной бумаги, сухие растения, обрезки шерстяных ниток, и несколько капель зеленки. Перекладываем полученную массу из таза в дуршлаг и даем воде и прочее стечь (см. приложение 4).

Выкладываем массу в таз и добавим немного клея ПВА, все перемешиваем. Комок бумажной массы кладем на полиэтилен и аккуратно ее разровняем пальцами, так, чтобы она лежала ровным слоем. Затем, немного похлопаем по поверхности ладонями и после этого покатаем скалкой (см. приложение 4).

Полученную лепешку завернем в полотенце, так, чтобы оно полностью закрыло бумажную массу. Накрываем сверху доской, и кладем на неё груз. Лишнюю воду собираем губкой. Все это оставляем сушиться на ночь.Утром разворачиваем и перекладываем ее на сухую поверхность. Оставляем полученную массу до полного высыхания. Бумажная масса сохла более трех суток. Полученный мною результат я украсила (см. приложение 4).

Практическую часть своей исследовательской работы, я представляю в виде аппликации «Грибная полянка» (см. приложение 5).

2.3. АНКЕТИРОВАНИЕ

«Что вы знаете о бумаге?»

Цель : узнать о возможностях вторичного использования бумаги, для того, чтобы сохранить лесные ресурсы.

Оборудование: анкеты.

Мы провели опрос среди учеников 5,6,7 классов, которым необходимо было ответить на пять вопросов (см. приложение 7).

Анкета

1. Знаете ли вы, из чего делается бумага?

2. Как вы думаете, а можно ли переработать старую бумагу?

3. Что вы делаете с использованными газетами?

4. Как вы думаете, вреден ли мусор из газет?

5. Бережно ли вы относитесь к бумаге?

Результаты анкетирования получились следующие :

3% из числа всех опрошенных не знают, из чего делается бумага.

12% участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.

20 % ребят не знают, применение старыхгазет.

35% ребят не знают, чем вреден мусор из газет.

30 % ребят не берегут бумагу.

Никто из опрошенных учеников не отметил, что вторичное сырье из бумаги можно использовать для поделок .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В начале исследовательской работы мы предположили, что бумага-это не только ценный материал и незаменимый помощник в сфере жизни человека, но и интересный материал для опытов и наблюдений. Бумага из вторичного сырья, сделанная своими руками приносит творческое вдохновение, а изготовление бумаги из макулатуры - решение экологической проблемы. Подведя итоги проделанной работы, я нашла ответы на интересующие меня вопросы.

Изучив литературные источники, я узнала историю происхождения бумаги. В ходе исследовательской работы я научилась задавать вопросы взрослым, работать в сети интернет. Взяв интервью у работника типографии, я узнала о видах и предназначении бумаги.

Опыты, которые мы провели, помогли нам получить практические навыки исследования. В ходе работы я собрала коллекцию о видах бумаги, создала буклет, провела анкетирование. Результаты анкетирования показали, что мои сверстники не знают о возможности использования вторичной бумаги.

Целью моей работы было: изготовить бумагу пригодную для вторичного использования в домашних условиях. Бумагу действительно можно изготовить в домашних условиях, она значительно уступает фабричной, но она имеет свои преимущества, она эксклюзивна и служит для красивых аппликаций и поделок.

Проведя исследование, я выяснила, что если мы будем использовать вторичное сырье, для изготовления поделок из бумаги, то сохранится и расширится зеленый массив.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий, как урочной, так и внеурочной деятельности.

Таким образом, задачи исследовательской работы были решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая гипотеза выяснена.

Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой!

Делайте бумагу сами, и мир станет чище!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аким Э. Л. Обработка бумаги текст-М.1979,- 230с.

2. Большая Российская энциклопедия, том 4, Москва.

3. Журнал «Наука и жизнь» №7, 2004 год.

4. Иванов С. Н.Технология бумаги.-М.: Лесная.Пром-сть, 1970.— 696 с.

5. ИстринВ.А. Возникновение и развитие бумаги. - М,1965, -62с.

6. Любешкина, Е.Н. Обратная сторона упаковки. Наука и жизнь 2007.-№ 3. с.44-51.

7. МихайловаГ. Н. Метод проектного обучения на уроках 2005.

8. Ожегов, Толковый словарь русского языка, Москва, 2014.

9. Яндекскартинки - История появления бумаги, поделки из бумаги.

10.org / wiki / Бумага

12. TimNoble и SueWebsterhtt :// wwwecology .md/sect «Мусорное творчество»

13. http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text = «Творчество бумаги»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 8»

Исследовательская работа

«Вторая жизнь для бумаги»

Выполнили: ученики 1 А класса

Кубанцев Антон,

Кубанцева Вероника.

Руководитель: учитель начальных классов

Клёмина Татьяна Семеновна

г. Саранск, 2017 год

Введение..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Использование бумаги …………….………………………….…..4

1.1.История возникновения бумаги......................................................... 4

1.2. Опасность исчезновения лесов….......................................................6

1.3. Переработка бумаги.........................................................................8

1.4. Продукция из макулатуры..................................................................9

ГЛАВА 2. Практическая часть ….....................................................................9

2.1. Изготовление бумаги в домашних условиях ………………...................9

2.2. Поделки из макулатуры.........................................................................14

Заключение......................................................................................................16

Список литературы............................................................................................17

Приложения.......................................................................................................18

Введение

В этом году мы стали первоклассниками и узнали, что такое макулатура. Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Она напоминает о себе всякий раз, когда берёшь в руки книгу, тетрадь, газету или журнал.

Актуальность: С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Нужно спасать лес сейчас. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Предмет исследования : бумага, как результат уничтожения леса.

Цели работы:

1) Улучшить ситуацию с вырубкой лесов и более рациональным расходованием бумаги.

2) Привлечь внимание школьников к вторичному производству бумаги.

3) Создание бумаги в домашних условиях путём переработки старой бумаги в новую.

Задачи исследования:

1) Познакомиться с понятием макулатуры и изучить области ее применения;

2) Выявить осведомленность учащихся об использовании вторичного бумажного сырья.

3) Изучить, сколько макулатуры собирает российская семья и сколько деревьев она сможет сохранить от вырубки;

4) Попытаться получить бумагу в домашних условиях.

Гипотеза: считаем, что возрождение сбора макулатуры в школах поможет спасению лесов от вырубки, и что изготовление новой бумаги из макулатуры доступно в домашних условиях даже младшему школьнику.

Методы исследования:

· метод анализа литературы по теме работы;

· социологический опрос;

· метод эксперимента.

Значимая ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, расширить знания об использовании макулатуры.

В классе был объявлен сбор макулатуры. Нас заинтересовало, а зачем её собирать?

Мы провели опрос среди учеников своего класса. В анкетировании приняли участие 23 человека. Результаты анкетирования получились следующие:

91 % (21 человек) из числа всех опрошенных не были знакомы с понятием «макулатура».

26% (6 человек) участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.

22% (5 человек) опрошенных не знают, что делают из старой бумаги.

43,5% (10 человек) ребят, не знают как используют старую бумагу.

По результатам анкетирования мы поставили цель:

Узнать о возможностях вторичного использования бумаги для сохранения лесных ресурсов.

Для достижения поставленной цели определили следующие задачи :

Познакомиться с историей бумаги и узнать, чем опасно исчезновения леса;

Выяснить, что такое макулатура, что делают с использованной бумагой,

Изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях;

Изготовить экологическую поделку из макулатуры;

Сделать выводы.

Для решения поставленных перед собой задач мы выбрали следующие методы исследования :

Изучить литературные источники;

Воспользоваться услугами интернета.

ГЛАВА 1. Использование бумаги

      Бумага и её история.

Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса, - чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идет через столетия.

Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь, дома, в школе, на улице, в магазине, на работе у родителей мы рады этой встрече. Бумага входит к нам в квартиру свежей газетой, письмом. В школе на парте лежат учебники, тетради по которым мы учимся. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой, полки с книгами, обои на стенах, коробки из-под обуви и т.д.

Мы не всегда осмысливаем великое значение бумаги. Лист бумаги - гладкий, чистый, отменной белизны - мы рассматриваем как некую малость, обыденную, незаметную, даже вроде бы и не вещь и не предмет, а так просто - лист, да и только. И вряд ли кто задумывался над тем, где, как, из чего, трудом каких людей создан этот лист.

И возникает вопрос, а что мы знаем о бумаге?

По толковому словарю С.И.Ожегова:

Бумага – материал для письма, изготовляемый из древесной или тряпичной массы.

История бумаги уходит в глубокую древность. Материалы для написания менялись с древних времен и до наших дней.

Первобытные люди делали рисунки на стенах пещер, высекали на скалах.

Самым первым предметом письменности были глиняные дощечки. На них писали, выцарапывая знаки острым предметом.

В южных странах материалом для письма был папирус, который изготавливали из растения с таким же названием.

В России стали писать на берёсте. Письма на берёсте – берестяные грамоты – до сих пор находят при раскопках.

Через много-много лет папирус был вытеснен прочным и долговечным материалом – пергаментом, который изготавливали из кожи овец, коз, телят. На изготовление одной книги нередко требовалось затратить до 250-300 шкур животных.

История бумаги начинается в Китае в 105 году новой эры. Делали бумагу сначала так: клочки шёлковой ваты, тряпьё, старые рыболовные сети измельчали и бросали в чан с водой, пока не получалась однородная, водянистая кашица, которую черпали бамбуковой сеткой, выкладывали на деревянную доску и помещали под пресс, затем высушивали.

1.2. Опасность исчезновения лесов.

Россия – великая лесная держава. Половина всей территории покрыта лесом. Но качество русских лесов ухудшается. Они теряют свои экологические свойства – способность производить чистую воду и воздух.

В России леса вырубаются. В результате этого разрушается почва, и леса не могут восстанавливаться.

Что может случится с планетой, если лес будет уничтожен? Ответ прост - прекратится жизнь на Земле, потому что дышать будет нечем. Лес производит кислород, поглощает загрязнение воздуха, хранит влагу.

В настоящее время бумагу на 98 % производят из древесины, что ведёт к быстрому исчезновению лесов. К тому же бумажные комбинаты загрязняют окружающую среду, ведь для производства бумаги используют слишком много химикатов.

1.3. Переработка бумаги.

Человечество уже давно научилось перерабатывать старую бумагу для нового использования.

Переработка бумаги – это весьма выгодное и полезное дело, наглядный пример охраны окружающей среды одновременно.

Что же дает переработка бумаги?

1. В мире меньше стали вырубать леса.

2. Уменьшается количество мусора.

3. Переработанная бумага стоит намного дешевле, чем сделанная из дерева.

Сбор макулатуры и ее разумное использование предотвращают замусоривание среды нашего обитания остатками бумаги и сберегают ценную древесину.

Макулатура - отслужившие свой срок изделия из бумаги, картона и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.

Макулатура - один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое, требуется 25-30 лет, а сбор - 100 кг макулатуры спасает одно дерево.

Практически в каждом большом заведении, офисе и отдельном доме ежедневно выбрасывается большое количество бумаги. Если посчитать цифры по городу, то получается несколько тонн. А это десятки деревьев, сотни кубометров воды, тысячи киловатт электроэнергии. К примеру, переработка одной тонны макулатуры экономит 10 деревьев, 20000 литров воды, 1000 кВт электроэнергии, ионизированный кислород, достаточный для 30 человек. Из одного килограмма макулатуры можно изготовить 250 школьных тетрадей. И этих цифр можно приводить очень много.

Мы уверены, что в скором будущем люди откажутся от производства бумаги из древесины. Каждый из нас может помочь лесу.

1.4. Изделия из макулатуры.

При переработке макулатуры бумага получает вторую жизнь: из нее изготавливают гигиеническую и упаковочную продукцию, бумагу разных сортов, картон для коробок из под обуви и других целей, она используется при производстве строительных материалов и т.д. Таким образом, уничтожается меньше деревьев и других ресурсов планеты.

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1. Изготовление бумаги в домашних условиях.

Изучив различные источники, мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные листы офисной бумаги, нам удалось получить бумагу.

Для начала мы рассортировали бумагу на две части: одна часть – это старые газеты, вторая – использованные листы офисной бумаги. Нарвали руками на маленькие кусочки, чем меньше, тем лучше.

немного горячей воды.

Оставили бумагу на ночь, чтобы она размокла. Затем измельчили бумагу миксером и получили бумажную массу, пригодную для работы.

Сравнили полученные массы в двух мисках.

В измельчённую массу можно также добавить краску (гуашь, зеленку, марганцовку) и перемешать.

Следующий этап.

Немного отжали массу от воды, слили ее.

Разложили массу на твердую поверхность, предварительно подложили под нее полотенце и целлофан.

Разровняли массу руками, придали форму тетрадного листа. Затем накрыли салфеткой и губкой удалили лишнюю влагу.

Высушили с помощью утюга, накрыли массу газетой или тканью.

Получившийся лист не трогали до полного высыхания.

Из газет получилась бумага серого цвета, а из исписанной бумаги для офисной техники – белоснежная.

Бумага, сделанная в домашних условиях не похожа на бумагу машинной выделки. Она похожа на картон, неравномерная по толщине, с бугорками, крошится.

Такую «рукотворную» бумагу можно использовать только в творческих целях, например, для изготовления аппликаций.

2.2. Поделки из макулатуры.

Из бумажных отходов можно сделать полезные для дома вещи: плетёные корзинки, украшения, игрушки и многое другое.

Мы тоже попробовали сделать поделки своими руками.

«Вазочка для мамы»:

1. Пластиковый стаканчик из под йогурта

2. Краски, фломастеры, карандаши

3. Фантазия

Можно также сделать рамку для фотографии, украсив ее по своему вкусу, или просто поделку. У нас «Часики».

Приложив немного усилий, фантазии, мы доказали, что и в домашних условиях можно сберечь несколько листочков бумаги и весело провести время.

Заключение

Выполнив исследовательскую работу, мы подтвердили гипотезу о привлечении внимания окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги.

Подарили вторую жизнь бумаге, изготовив её в домашних условиях. Мы за бережное использование бумаги и переработку макулатуры. Надеемся, что в скором будущем будут производить бумагу без использования древесины.

Список литературы.

1. Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучек, Харьков, 2006г., с.288.

2. С.И.Ожегов, Толковый словарь русского языка, Москва, 2014 г.

3. Большая Российская энциклопедия, том 4, Москва.

4. Журнал «Наука и жизнь» №7, 2004 год.

5. Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых.

6. Интернет ресурсы.

Стародуб Анастасия

экологический проект "Вторая жизнь бумаги" ученицы 4а класса МАОУ гимназии № 67

Скачать:

Предварительный просмотр:

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее. Юниор»

Экологический проект

«Вторая жизнь бумаги»

Выполнила: ученица 3а класса

МБОУ гимназия № 67

Стародуб Анастасия

Руководитель: Тараторкина М.В.

учитель начальных классов

Введение

Мне очень жалко деревья, которые умирают ради газет и журналов, потому что люди, прочитав их, просто выбрасывают. Для того, чтобы получилась пачка газет толщиной всего около метра, нужно срубить взрослое дерево высотой 10-12 метров.

Слайд 2 Актуальность: С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Лес нужно спасать сейчас.

Гипотеза: я предположила, что можно привлечь внимание людей к проблеме уничтожения леса ради бумаги если:

  • сделать бумагу в домашних условиях из макулатуры, подарив этим бумаге вторую жизнь;
  • из полученной бумаги изготовить экологические поделки, например, сердце дерева в бумаге, закладки, книгу, а также использовать ее в оформлении стенгазеты.

Слайд3 Цель: привлечение внимание окружающих к проблеме сокращения лесов

Задачи

  1. Изучить тему изготовления бумаги, узнать какую опасность несет истребление лесов.
  2. Изготовить в домашних условиях бумагу из макулатуры и использовать ее для создания экологических поделок.

3. Рассмотреть вопрос о пользе сбора макулатуры.

4. Сделать экологическую стенгазету.

5. Выступить с презентацией перед одноклассниками.

Проект внутренний, индивидуальный.

Время: октябрь -декабрь 2013гг .

Планируемый продукт проекта: поделки из самодельной бумаги, экологическая стенгазета, сборник задач на тему проекта.

Слайд 4 План проекта

этап

Моя деятельность

время

Теоретическая часть работы

  • поиск информации в Интернете,
  • изучение мнения СМИ по проблеме
  • анализ литературы по проблеме,
  • анализ собранной информации, формулировка выводов

Октябрь, 1 и 2 недели

Практическая часть работы

  • изготовление бумаги в домашних условиях,
  • поделки из самодельной бумаги,
  • стенгазета «Лес – источник жизни»,
  • составление математических задач на тему проекта,

Октябрь, 3 и 4 недели

Ноябрь, 1и 2 недели

Ноябрь, 3 и 4 недели

Оформительская и презентативная часть работы:

  • презентация стенгазеты «Дубки»,
  • презентация книги « О бумаге»,
  • оформление и распространение листовок с призывом собирать и сдавать макулатуру на переработку.

Декабрь,

Рефлексия

Декабрь 4 неделя

  1. Теоретическая часть работы

Моя работа о бумаге. Такой нужной, необходимой, знакомой и близкой, волшебной и прекрасной. Эта добрая спутница письменности, литературы, мысли хранит грустный секрет – каждое второе срубленное дерево на Земле погибает ради изготовления бумаги. 125 миллионов деревьев в год!

Стоит ли бумага таких жертв?

Слайд 16 Выводы

Моя гипотеза полностью подтвердилась. Изготовленные из бумаги ручной работы экологические поделки в защиту леса работают! Они громче всяких слов привлекают внимание людей к проблеме леса. Когда человек берет в свои руки Сердце Дерева в бумаге, он начинает задумываться, спрашивает себя: «А стоит ли бумага жизни дерева?».

Я думаю, не стоит.

Заключение

Бумага производится из древесины, поэтому нужно бережно с ней обращаться, не выбрасывать на свалку, собирать и сдавать макулатуру. Нужно перерабатывать использованную бумагу, творчески ее использовать.

Мне кажется, необходимо на школьном труде выделить несколько уроков для обучения детей, как изготовить бумагу из ненужной, использованной бумаги. А на уроках окружающего мира рассказать детям, почему так важно беречь бумагу, рассказать о гибели деревьев ради бумаги.

Было бы здорово, если бы писатели печатали свои книги только на бумаге из макулатуры или из других материалов, например, из соломы. Или был бы налажен выпуск учебников из макулатуры, например, учебников по окружающему миру.

Нужно донести до людей мысль, что бумагу надо использовать экономно, потому что за каждым листом бумаги стоит история живого дерева. Чем больше людей будут знать о беде леса, и задумываться о том, как ему помочь, как спасти лес для себя, своих детей, тем быстрее будет найден спасительный выход.

Я голосую за бережное использование бумаги и переработку макулатуры. Надеюсь, уже скоро человечество найдет способ производить бумагу в промышленных масштабах без использования древесины. Так обязательно будет! Я в это верю.

Надеюсь, что моя работа принесла пользу лесу.

Ведь это и было главной моей задачей.

Слайд 17 Использованные источники и литература

1. Глен Веччионе. Сделай сам! 100 самых интересных самостоятельных научных проектов. – М.: «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2004.

2. Мао Цзо-бэнь Это изобретено в Китае / Перевод с китайского и примечания А. Клышко. - М.: Молодая гвардия, 1959.

3. Г. Б. Шишкина. Бумага как эстетический феномен японской культуры // Научные сообщения Государственного музея Востока. Вып. XXVI. - М., 2006.

6. http://www.paperandlife.com/ Журнал «Бумага и Жизнь»

7. http://tragemata.com/news/fakty-o-bumage.html Факты о бумаге

8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%C1%F3%EC%E0%E3%E0
Материал из Википедии. Бумага.
9.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BB%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0
Материал из Википедии. Макулатура.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №30

Проектно - исследовательская работа
Вторая жизнь бумаги

Выполнила:

Пегеева Светлана

ученица 1в класса

МБОУ СОШ №30

Руководитель:

Абрашина Лариса

Викторовна

учитель начальных классов
Дзержинск

2013 год
Содержание


Введение

3

1.

Основная часть

4

1.1.

Кто, где и когда изобрел бумагу?

5

1.2.

Технология производства бумаги

6

1.3.

Расход бумаги в моей семье (за 1 год)

7

2.

Практическая часть

9

2.1.

Опыт №1. Процесс изготовления бумаги их вторичного сырья в домашних условиях

2.2.

Опыт №2. Получение цветной бумаги

11

2.3.

Изготовление поделок из полученной бумаги

12

2.4.

Подсчеты расходов на получение бумаги

12

Заключение

14

Список используемой литературы

15

Введение

Пожалуй, что бумага – это один из самых распространенных материалов. Куда бы мы не обратили наше внимание, скорее всего мы найдём бумагу, ведь бумага – это не только информационный носитель, но и упаковочный материал, средство гигиены, строительный материал, платежное средство, фильтр, электрический изолятор и многое, многое другое!

Трудно представить себе, как могло бы выглядеть современное общество, если бы не было бумаги. Порой и не задумываясь, мы бесконечно много ее тратим. Стоп! Представьте, что ее нет. Что делать? Страшно даже подумать. Вот так я однажды задумалась и стала задавать себе вопросы: что означает слово «бумага», кто, где и когда ее придумал, из чего и как делали ее раньше и производят сейчас, есть ли связь между использованием бумаги и состоянием окружающей среды? И главное: можно ли изготовить бумагу в домашних условиях?

Цель работы: изготовление бумаги в домашних условиях из вторичного сырья

Задачи:

Собрать информацию об истории бумаги

Изучить современный процесс производства бумаги

Определить расход бумаги в моей семье

Научиться изготавливать бумагу в домашних условиях.

Практическая значимость работы:

Значимость работы состоит в том, её можно использовать на уроках по ИЗО, художественному труду и окружающему миру.

Гипотеза:

Можно ли изготовить бумагу в домашних условиях из вторичного сырья.

Объект исследования: бумага

Предмет исследования: процесс изготовления бумаги из вторичного сырья в домашних условиях

Методы исследования:


  • Анализ данных, полученных из различных источников информации

  • Эксперимент

  • Обобщение полученных результатов
Актуальность:

Бумага – ценнейшее изобретение человечества. Ее использование безгранично, но это имеет отрицательные последствия. Только усилия каждого человека могут повлиять в положительную сторону решение этой глобальной проблемы – загрязнение воздушного пространства Земли. С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины, из которой её получают - уменьшаются. Поэтому использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы. У нас дома скапливается много различных бумажных отходов. Было решено попробовать в домашних условиях использовать эти отходы для вторичного получения бумаги.


  1. Основная часть

    1. Кто, где и когда изобрел бумагу?
Настоящим началом истории бумаги принято считать 105 год нашей эры, а родиной – Китай. Хотя это и не совсем верно, ведь появление бумаги в Китае произошло гораздо раньше. Тем не менее, именно Цай Лунь обобщил и усовершенствовал уже известные способы изготовления бумаги и предложил технологический принцип производства бумаги – образование листового материала из отдельных волокон путём их обезвоживания на сетке из предварительно сильно разбавленной волокнистой суспензии. Происхождение бумаги во многом было обусловлено тем, что для ее производства годились практически любое растительное сырье и отходы: лубяные волокна тутового дерева и ивы, побеги бамбука, солому, траву, мох, водоросли, всякое тряпьё, конопляные очёсы, паклю. Несомненно, огромное влияние на историю развития бумаги оказало изобретение печатного станка. В XV-XVI веках темпы производства бумаги растут, и внедряются новые технологии ее производства.



История развития бумаги шла, и во второй половине XVII века был придуман ролл – размалывающий аппарат. Трудно представить себе более значимую веху в истории изобретения бумаги, ведь применение таких аппаратов позволило сильно увеличить объемы производства.

В конце XVIII века при помощи роллов уже производили гораздо большие объемы бумажной массы, однако отлив вручную (вычерпывание) бумаги сильно тормозил производственный рост. Поэтому в 1799 произошло другое важное в истории изобретения бумаги событие – француз Н. Л. Робер придумал машину для изготовления бумаги, механизировав отлив бумаги при помощи использования непрерывно движущейся сетки.

История развития бумаги и бумажного производства продолжалась, и в 1806 братья Г. и С.Фурдринье, которые приобрели патенты Робера и продолжили работать над машиной по отливу в Англии, запатентовали свою машину по производству бумаги.

К середине XIX века это машина, претерпев ряд изменений, превратилась в достаточно сложный агрегат, который работа непрерывно и по большей степени автоматически.

В XX веке производство бумаги – это уже крупная высокомеханизированная промышленная отрасль с непрерывно-поточной схемой в технологии производства, большими по мощности теплоэлектрическими станциями и достаточно сложными химическими цехами по изготовлению полуфабрикатов из волокон.
1.2. Технология производства бумаги

Со временем для производства бумаги было изобретено много специальных машин. Многопильные машины распиливают бревна на чурбаки, станки-корообдирщики снимают с них кору, машины-рубильщики разбивают чурбаки на щепки, которые по конвейеру направляются к котлу, где из них в специальном растворе варится жидкая масса. А в другом котле из тех же щепок варят клейкую целлюлозу. В смесительном бассейне оба вещества перемешиваются. Получившаяся смесь проходит через бумагоделательную машину, и после отжимки, отутюживания, отглаживания бумага отправляется на фабрики, где делают тетради, в типографии – для печатания книг, газет и журналов.

Сейчас имеется около 5000 сортов бумаги, которые можно поделить на три основных класса:
1.Собственно бумага (гигиеническая, оберточная и печатная).
2.Картон.
3. Строительный картон (для облицовки и изоляции).
1.3. Расход бумаги в моей семье (за 1 год)

Человечество приспособилось получать от природы все, что ему нужно. Огромное количество «легких Земли» вырубается, чтобы удовлетворить потребности человека. Для изготовления одного листа бумаги формата А4 требуется 13-21 грамм древесины. Если посчитать, то получается, что для изготовления одной книги требуются около 5 килограммов дерева. Статистика говорит о 125 миллионах деревьев, вырубаемых ежегодно для производства бумаги. Один гектар леса обеспечивает за сутки жизнедеятельность двухсот человек, каждое дерево - одного-двух человек. Взрослое дерево производит за сутки до 180 литров кислорода. Один единственный гектар лиственного леса задерживает в год около 50 т пыли из воздуха. Гектар елового леса в теплый день выделяет 30 килограммов эфирных масел. Этого достаточно, чтобы "простерилизовать" город средней величины.

Каждый из нас может помочь лесу, если будет бережно относиться к уже использованной бумаге – макулатуре. Из 1 тонны макулатуры можно изготовить 25 000 школьных тетрадей, которыми можно обеспечить десятки тысяч школьников! Мне очень нравится отношение к использованной бумаге в Германии. Немцы не выбрасывают бумагу – даже упаковку из-под пиццы они не выбросят, а бережно сложат и сдадут для переработки. В Германии самый высокий уровень сбора макулатуры.

Если бы в течение года наша семья откладывала все наши бумажные отходы в одну кучу, то я могла бы принести в школу макулатуры около 70 кг.

Увы! Газеты (три-четыре штуки в неделю) и журналы (минимум четыре в месяц) после прочтения отправляются в помойное ведро это почти 30 кг в год. Выбрасываются и многочисленные картонные упаковки от игрушек, иногда за месяц две игрушки купишь - это еще килограмм 10 в год. А после покупки новой техники, бывает, за один день сразу килограмма три макулатуры выбросишь: например, купив новый телевизор, в придачу еще и пять картонных коробочек от аксессуаров весом до 2 кг.

Младшая сестра за день может изрисовать до 15 листов, и только красивые рисунки мы храним, у остальных путь один - на свалку. Даже избавляясь от двух-трех неудачных детских рисунков в день, за год мы выбрасываем листов на 8 кг. А еще в мусор идут различные конспекты, проекты и презентации моего отца, исписанные ежедневники и блокноты моей мамы - это еще плюс 10 кг. А также чеки из магазина - около 10 гр в день (за год получается около 3,5 кг), использование туалетной бумаги нашей семьей в день составляет около - 20 гр (за год получается около 7 кг).

Итог, в год всего около 70,5 кг бумаги гниет на местном полигоне. И это только наша семья, состоящая из четырех человек, использует столько бумаги за год. Если бы мы не выбрасывали макулатуру, то могли бы спасти одно взрослое дерево в год.


  1. Практическая часть

    1. Опыт №1 . Процесс изготовления бумаги из вторичного сырья в домашних условиях
Цель: Получить бумагу в домашних условиям из бумажных отходов.

Материалы: испорченная офисная бумага, таз с водой, блендер, специально изготовленная сетка.

Ход опыта:


  1. Изготовление сетки: Взять квадратную деревянную рамку (продаются в фотомагазинах или можно сделать самим). Натянуть на рамку капроновый чулок. Концы завязать.


  1. Изготовление пульпы
Пульпа – это материал для производства бумаги (от лат. pulpa - мякоть * a. pulp, slurry; н. Trube; ф. pulpe de boue, suspension; и. pulpa ) - смесь твёрдых частиц и жидкости, в которой они взвешены.

Для изготовления пульпы необходимо порвать бумагу на мелкие кусочки (не больше, чем 2х2 см) и поместить их в таз. Налить в таз воды и оставить на ночь. Затем добавить большое количество воды и размолоть бумагу блендером так, чтобы можно было различить мелкие кусочки или волокна бумаги. Сделать, таким образом, полный таз пульпы.



  1. Получение бумаги
Для получения бумаги необходимо наполнить таз пульпой и погрузить в него рамку.


Аккуратно поднять рамку, держа ее горизонтально. Положить рамку на пять минут на ровную поверхность, а затем повесить для просушки. Через несколько часов аккуратно отделить его тупым ножом от рамки.
Вывод : В результате получилась бумага серо-белого цвета. Полученную бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии и рисования.


    1. Опыт №2 . Получение цветной бумаги
Для того чтобы получить цветную бумагу нужно покрасить ранее полученную пульпу красителем. В качестве красителя я применила гуашь красного цвета.


Вывод : Была получена цветная бумага. Такую бумагу можно использовать для детского творчества на уроках технологии.


Вывод: Полученную бумагу можно использовать для рисования или сделать из неё совершенно удивительные поделки.


    1. Подсчеты расходов на получение бумаги
Для изготовления бумаги в домашних условиях нам понадобилось:

  1. 1 кг использованной офисной бумаги

  2. 20 л водопроводной воды

  3. Электроэнергия для получения пульпы

  4. 50 г. красной гуаши
Получили:

1,5 листа белой бумаги и 1 лист цветной бумаги.

Процесс изготовления бумаги в домашних условиях трудоёмкий. При промышленной переработке бумаги из 1 тонны макулатуры получают, в среднем, до 500 кг новой бумаги, пригодной для использования в офисе и школе. В нашем городе есть завод по переработке макулатуры «Бумага- Холдинг» и всю использованную бумагу нужно не выбрасывать, а сдавать на переработку. У нас в школе организуют сбор макулатуры, и если каждый ученик школы сдаст хотя бы по 2 кг макулатуры (в школе 705 обучающихся), то мы спасём от вырубки 23 дерева. Мы можем реально внести свой вклад в спасение лесов. Что для этого требуется? Перестать выбрасывать макулатуру.

Заключение

Я считаю, что цель моей работы достигнута. Я нашла новое применение бумажным отходам, которые скапливаются дома или выбрасываются в мусор - это изготовление новой бумаги.

В результате проделанной работы я познакомилась с историей возникновения бумаги, познакомилась с технологией производства бумаги на целлюлозно-бумажном комбинате.

Изучив различные источники, я опробовала один из методов изготовления бумаги в домашних условиях из вторичного сырья.

Таким образом, я подтвердила гипотезу о возможности получения бумаги в домашних условиях. В наши дни изделия ручной работы ценятся очень высоко, ведь они хранят тепло человеческих рук и выполняются в единственном экземпляре. То же можно сказать и о бумаге ручного изготовления.

Полученную бумагу можно использовать для бытовых нужд, а также для детского творчества на уроках технологии в школе, что позволит сэкономить природные ресурсы нашей страны.

Учитывая, что использованная бумага может перерабатываться, я предлагаю: шире вести агитационную работу среди учащихся моей школы и моих знакомых по сбору и сдаче макулатуры.

Список используемой литературы

1. Алексин А. Г. Что такое. Кто такой. - М., Издательство педагогика, 1990. с.188-190

2. Львов С. Книга о книге. – М.: Просвещение, 1980, с 15, с. 96

3. Орлова Н. Д. Я познаю мир.- М.: Издательство АСТ, 2000. с. 97

4. Сквернюков П.Ф. Слово о бумаге. - М.: Московский рабочий, 1980 г. с 9-13, с. 79 – 92, с 150 – 208.

5. Хочу все знать. - Издательский дом « ЮНИОН», 2007.

6. Н. Ю. Яковлев. «Слово о бумаге» - М: 1988.
Интернет- ресурсы


  1. ec-dejavu.net/h/History_paper.html

Якупов Булат Ринатович

Тезисы к исследовательской работе

«Вторая жизнь для бумаги»

Выполнил ученик 5 в класса МБОУ гимназии №8 Якупов Булат

Руководитель: учитель русского языка и литературы Пономарева Ольга Леонидовна.

Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал.

Гипотеза: Я предположил, что можно привлечь внимание окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги, если:

1. Сделать бумагу в домашних условиях, подарив ей вторую жизнь.

2. Изготовить экологическую поделку из бумажных отходов.

3. Изготовить экологический плакат на тему «Сдай макулатуру – сохрани дерево».

4. Изготовить буклет на тему: «Интересные факты о бумаге».

Актуальность: С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Нужно спасать лес сейчас. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Объект исследования : Изготовление бумаги.

Предмет исследования : Бумага, как результат уничтожения леса.

Перед тем как начать работать, я провел опрос среди учеников своего класса. В анкетировании приняли участие 23 человека. Результаты анкетирования получились следующие (Приложение 1):

91 % (21 человек) из числа всех опрошенных знакомы с понятием «макулатура».

26% (6 человек) участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.

22% (5 человек) опрошенных не знают, что делают из старой бумаги.

43,5% (10 человек) ребят, опрошенных мною, не знают как используют старую бумагу.

По результатам анкетирования поставил цель: узнать о возможностях вторичного использования бумаги для сохранения лесных ресурсов.

Для достижения поставленной цели определил следующие задачи :

Познакомиться с историей бумаги и узнать, чем опасно исчезновения леса;

Выяснить, что такое макулатура, что делают с использованной бумагой, посетить пункт приёма вторресурсов, сделать фотографии;

Изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях;

Изготовить экологическую поделку из макулатуры;

Оформить экологическую стенгазету и информационный буклет;

Сделать выводы.

В первой главе «Использование бумаги» мы рассмотрели следующие вопросы: 1. Бумага и ее история; 2. Опасность исчезновения лесов; 3. Способы переработки бумаги; 4. Изделия из макулатуры.

Изучив различные источники информации , мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу.

Изготовление бумаги в домашних условиях – это не только просто, но и быстро. Бумага ручной работы ценится очень высоко, несмотря на то, что делается из самых дешевых материалов.

Из бумажных отходов можно сделать полезные для дома вещи: плетёные корзинки, украшения, игрушки и многое другое. В свою очередь я тоже попробовал сделать поделку из старых газет своими руками.

Выполнив исследовательскую работу, я подтвердил гипотезу о привлечении внимания окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги.

Подарил вторую жизнь бумаге, изготовив её в домашних условиях.

Изготовил экологический плакат «Сдай макулатуру – сохрани дерево» (Приложение 18) и информационный буклет «Интересные факты о бумаге» (Приложение 19).

Я за бережное использования бумаги и переработку макулатуры. Надеюсь, что в скором будущем будут производить бумагу без использования древесины.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального образования "Город Можга"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 8

Исследовательская работа

«Вторая жизнь для бумаги»

Выполнил: ученик 5 в класса

Якупов Булат Ринатович

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Пономарёва Ольга Леонидовна

г. Можга, 2015 год

Введение..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Использование бумаги …………….………………………….…...4

1.1.История возникновения бумаги.........................................................4

1.2. Опасность исчезновения лесов…..........................................................6

1.3. Переработка бумаги.........................................................................8

1.4. Продукция из макулатуры.....................................................................9

ГЛАВА 2. Практическая часть….....................................................................9

2.1. Изготовление бумаги в домашних условиях ………………....................9

2.2. Поделки из макулатуры...........................................................................14

Заключение......................................................................................................16

Список литературы................................................................................................17

Приложения..........................................................................................................18

Введение

Мы все в той или иной степени каждый день сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Она напоминает о себе всякий раз, когда обращаешься к документам, когда берёшь в руки книгу, извлекаешь из почтового ящика газету или журнал.

Гипотеза: Я предположил, что можно привлечь внимание окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги, если:

1. Сделать бумагу в домашних условиях, подарив ей вторую жизнь.

2. Изготовить экологическую поделку из бумажных отходов.

3. Изготовить экологический плакат на тему «Сдай макулатуру – сохрани дерево».

4. Изготовить буклет на тему: «Интересные факты о бумаге».

Актуальность: С каждым годом потребность в бумаге увеличивается, а запасы древесины уменьшаются. Нужно спасать лес сейчас. Использование вторичного сырья для получения бумаги – одно из важнейших решений данной проблемы.

Объект исследования : Изготовление бумаги.

Предмет исследования : Бумага, как результат уничтожения леса.

Перед тем как начать работать, я провел опрос среди учеников своего класса. В анкетировании приняли участие 23 человека. Результаты анкетирования получились следующие (Приложение 1):

91 % (21 человек) из числа всех опрошенных знакомы с понятием «макулатура».

26% (6 человек) участников опроса указали, что старую бумагу перерабатывают.

22% (5 человек) опрошенных не знают, что делают из старой бумаги.

43,5% (10 человек) ребят, опрошенных мною, не знают как используют старую бумагу.

По результатам анкетирования поставил цель:

Узнать о возможностях вторичного использования бумаги для сохранения лесных ресурсов.

Для достижения поставленной цели определил следующие задачи:

Познакомиться с историей бумаги и узнать, чем опасно исчезновения леса;

Выяснить, что такое макулатура, что делают с использованной бумагой, посетить пункт приёма вторресурсов, сделать фотографии;

Изготовить бумагу из макулатуры в домашних условиях;

Изготовить экологическую поделку из макулатуры;

Оформить экологическую стенгазету и информационный буклет;

Сделать выводы.

Для решения поставленных перед собой задач я выбрал следующие методы исследования:

Изучить литературные источники;

Провести анкетирование одноклассников;

Воспользоваться услугами интернета.

ГЛАВА 1. Использование бумаги

  1. Бумага и её история.

Дома, на улице, в магазине, в школе мы встречаемся с бумагой. Утром она входит к нам в квартиру свежей газетой, новым номером журнала или письмом. Большая часть предметов домашней обстановки связана с бумагой. Новый учебный день мы начинаем с учебниками и тетрадями.

Но что мы знаем о бумаге? Можно сказать, что бумага - это материал для печатания книг, журналов и газет. Бумага занимает исключительное место в жизни людей. Её открытие, как и изобретение колеса,- чудо, одно из величайших завоеваний человеческого разума. Появившись однажды, бумага прочно утвердилась на Земле и, не зная конкурентов, победно идёт через столетия.

По толковому словарю В.И.Даля:

Бумага – хлопчатая бумага, хлопчатка, хлопок, семянной пух хлопчатника; прядево, нитки из этого хлопка; грамотка, бумага писчая, или разбитое в пух тряпьё (льняное и пеньковое), распластанное листами .

Бумага – материал для письма, а также для других целей, изготовляемый из древесной или тряпичной массы .

Бумага – волокнистый материал с минеральными добавками в виде листов для письма, рисования, упаковки и прочего, получаемый из целлюлозы : растений , а также вторсырья (тряпья и макулатуры ) .

Бумага – это простой, доступный для письма материал, приготовленный из сырья растительного происхождения. Рождение бумаги произвело в человеческом обществе глубокие перемены. Получив бумагу, люди стали активно приобщаться к знаниям. Этому во многом способствовало бурное развитие книжного дела. Дружба, начавшаяся с бумагой в детстве, не прекращается всю жизнь .

История бумаги, а с нею и письменности, уходит в глубокую древность. Материалы для написания менялись с древних времен и до наших дней (Приложение 2).

Первобытные люди делали свои рисунки на стенах пещер, высекали их на скалах.

Самым первым предметом письменности были глиняные дощечки. На них писали, выцарапывая знаки острым предметом.

В южных странах на смену глиняным дощечкам пришёл папирус – материал для письма, который изготавливали из растения с таким же названием. В некоторых странах люди научились писать на пальмовых листьях.

В России стали писать на берёсте. Письма на берёсте – берестяные грамоты – до сих пор находят при раскопках.

Через много-много лет папирус был вытеснен прочным и долговечным материалом – пергаментом, который изготавливали из кожи овец, коз, телят. На изготовление одной книги нередко требовалось затратить до 250-300 шкур животных.

История бумаги начинается в Китае в 105 году новой эры. Изобретение бумаги связывают с именем придворного советника Цай Луня. Воспитатель императора, попытался найти альтернативу прежним материалам для сохранения письменных знаков – камню, глине, металлу, коже, пальмовым листьям, покрытым воском дощечкам из дерева или бамбука, ткани, папирусу. Делали бумагу сначала так: клочки шёлковой ваты, тряпьё, старые рыболовные сети измельчали и бросали в чан с водой, пока не получалась однородная, водянистая кашица, которую черпали бамбуковой сеткой, выкладывали на деревянную доску и помещали под пресс, затем высушивали (Приложение 3) .

В качестве материала для изготовления современной бумаги используют размолотое целлюлозное волокно, древесную массу, клей и каолин .

1857 год – это год рождения технологии изготовления бумаги из древесины. Но это технология приносит огромный вред планете .

1.2. Опасность исчезновения лесов.

Россия – великая лесная держава. Половина всей территории покрыта лесом (Приложение 4). Одна пятая часть всех лесов в мире – это наши русские леса, это 8 миллионов квадратных километров.

Но качество русских лесов ухудшается. Они теряют свои экологические свойства – способность производить чистую воду и воздух. Основная причина проблем – деятельность человека.

В России 90 процентов леса вырубается методом сплошной вырубки (Приложение 5). В результате этого разрушается почва, и леса не могут восстанавливаться .

Что может случится с планетой, если лес будет уничтожен? Прекратится жизнь на Земле, потому что дышать будет нечем. Лес производит кислород, поглощает загрязнение воздуха, хранит влагу, регулирует климат. Ежегодно растения планеты выделяют в атмосферу свыше 25 миллиардов тонн кислорода.

В настоящее время бумага на 98 % состоит из древесины, что ведёт к быстрому исчезновению лесов. К тому же бумажные комбинаты загрязняют окружающую среду, ведь для производства бумаги используют слишком много химикатов .

Каждый гектар лесного массива позволяет получить в год около 45 т древесной массы, а при правильном разведении и уходе эта цифра может быть удвоена. Нужно только всегда помнить, что лес на каждую тонну древесной массы дает нам дополнительно более одной тонны кислорода .

В воздухе больших городов в часы пик содержание кислорода уменьшается настолько, что это соответствует высоте 5000 м над уровнем моря, а это вредно отражается на здоровье людей .

Леса к тому же - это излюбленное место отдыха, хорошая защита от пыли и шума. Города стараются окружить зелеными поясами, что одновременно способствует и борьбе с обеднением воздуха кислородом.

1.3. Переработка бумаги.

Изобретение бумаги явилось одним из самых значимых шагов на пути человеческого прогресса. С появлением бумаги жизнь людей заметно изменилась. Прежде всего бумага позволила накапливать память и опыт в гораздо больших количествах. Во-вторых, бумага позволила человеку своевременно получать ту или иную информацию, а также передать ее на расстояние и сквозь время как можно более точно. Бумага позволила человеку освободить часть своей памяти, передав на бумажные листы важные данные .

Но сегодня бумага – это почти четвертая часть всего мирового мусора. А ведь для производства бумаги человечество уничтожает леса, которых на земле становится все меньше .

Однако уже давно существует переработка бумаги. Человечество уже давно научилось перерабатывать старую бумагу для нового использования .

Что же дает переработка бумаги?

1. В мире меньше стали вырубать леса.

2. Получение сырья обходится намного дешевле, чем при вырубках леса.

3. Происходит экономия в деньгах и энергии.

4. Уменьшается количество мусора

5. Переработанная бумага стоит намного дешевле, чем сделанная из дерева.

Правда, нельзя перерабатывать бумагу бесконечно. В конце концов целлюлоза становится непригодной для переработки (обычно бумага перерабатывается не более четырех-пяти раз), но за счет смешивания старой бумаги с новой, можно продлить жизнь старой бумаги на еще несколько переработок .

Переработка бумаги – это весьма выгодное и очень полезное для человечества дело. Именно поэтому ныне переработку бумаги ценят так высоко .

Переработка бумаги – очень наглядный пример охраны окружающей среды одновременно с экономией ценного природного сырья.

Тщательный сбор макулатуры и ее разумное использование не только предотвращают замусоривание среды нашего обитания остатками бумаги, но и сберегают ценную древесину .

По толковому словарю С.И.Ожегова:

Макулатура – негодная бумага, книги и т.п., идущее на переработка .

По материалам свободной энциклопедии Википедии:

Макулатура – отходы всех видов картона и бумаги, которые возможно использовать вторично как волокнистое сырье. Это сохранит наши леса от чрезмерной вырубки, а экологию от гибели .

Макулатура используется в качестве вторичного сырья при производстве бумаги (писчей, типографской и туалетной бумаги), упаковочного картона, а также кровельных, изоляционных и других строительных материалов. Использование макулатуры позволяет существенно экономить древесину и уменьшать вырубку лесов (1 тонна макулатуры заменяет около 4 кубических метров древесины) .

Подавляющая часть макулатуры заготавливается из легко доступных компактных источников: промышленных, торговых и административных предприятий и учреждений .

Однако в СССР в 1980-е годы существовала иная система сбора макулатуры. К сбору макулатуры привлекались учащиеся школ. Для каждой школы была установлена годовая норма сбора макулатуры .

Согласно последним исследованиям (2010 год) уровень сбора макулатуры в России составил 12%, в США 50%. Самый высокий уровень сбора макулатуры был в Германии и составил 73,6% (Приложение 6) .

Макулатура - один из важных видов возобновляемых ресурсов. Чтобы взамен срубленного дерева вырастить новое, требуется 25-30 лет. Бумага практически не наносит вреда окружающей среде. Время разложения 2-3 года, но иногда на свалках без поступления кислорода в слой мусора бумага способна лежать до 30 лет не разлагаясь. Однако краска, которая нанесена на бумагу, при разложении выделяет ядовитые вещества, а при сжигании некоторых видов краски могут образовываться диоксиды .

Исследования подтверждают, что количество макулатуры в отходах снижаться не будет, наоборот: в сфере обслуживания используется все больше упаковочных и полиграфических материалов, поэтому в отходах растет и доля макулатуры.

По статистике в России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры (Приложение 7) .

Увеличение сбора и переработки макулатуры прямо пропорционально сбережению лесов, восстановлению и сохранению экосистемы, решению энергетических и экологических проблем. Развитие этого направления решает задачу рационального и бережного использования лесных ресурсов. Использование вторичного сырья в промышленности защищает окружающую среду, экономит природные и энергетические ресурсы (Приложение 8) :

100 кг макулатуры спасает одно дерево;

30 тонн макулатуры спасает 1га леса;

1тонна макулатуры экономит 1000 кВт/ч электроэнергии;

1тонна макулатуры экономит 200 м 3 воды;

Используя макулатуру для производства бумаги на 75% уменьшается загрязнение воздуха и позволяет экономить до 40% воды.

Я уверен, что в скором будущем люди откажутся от производства бумаги из древесины. Каждый из нас может помочь лесу.

Из одной тонны макулатуры можно изготовить 25 тысяч школьных тетрадей, которыми можно обеспечить десятки тысяч школьников .

1.4. Изделия из макулатуры.

Согласно общепринятым стереотипам, из макулатуры изготавливают исключительно низкосортную продукцию. Наиболее яркие представители – упаковочная и туалетная бумага. В России макулатура используется в производстве около 70 видов бумаги и картона. Также н аша страна постепенно перенимает положительный опыт европейских стран в задействовании макулатуры в производстве различных товаров надлежащего качества. Как следствие, появляется все больше технологий производства (Приложение 9) :

Строительных материалов;

Изоляционных материалов;

Ткани (одежда);

Аксессуаров для автомобильной промышленности;

Одноразовой посуды;

Макулатура остается главным сырьем для (Приложение 10) :

Картона;

Яичной упаковки;

Офисной бумаги;

Полиграфической продукции.

Средств личной гигиены;

Усовершенствование технологии переработки макулатуры позволяет получать товары более высокого качества, например, такой теплоизоляционный материал, как (Приложение 11) . Эковата представляет собой лёгкий рыхлый теплоизоляционный материал, который производится из целлюлозы (81%) с применением борной кислоты. Производство эковаты основано на использовании переработанной бумаги, она не содержит формальдегидов, стекловолокна или асбеста. На сегодняшний день утепление эковатой единственный вариант устройства теплоизоляции зданий, который был внесён профильными организациями в реестр экологически безопасных .

Рост популярности макулатуры как полуфабриката в производстве целлюлозы обусловлен, в первую очередь, сравнительно невысокой ее себестоимостью. При этом отправленная на свалку вместе с другими бытовыми отходами бумага становится непригодной для дальнейшего воспроизводства и превращается в мусор .

А чтобы добыть необходимую для производства бумажной продукции целлюлозу, приходится уничтожить не одно дерево. Поэтому постепенно макулатура становится достаточно ценным товаром, продолжается поиск эффективных методов ее переработки, увеличивается число компаний, задействованных в этой отрасли .

ГЛАВА 2. Практическая часть

2.1. Изготовление бумаги в домашних условиях.

Изучив различные источники , мы опробовали один из методов изготовления бумаги в домашних условиях. Используя старые газеты и исписанные тетрадные листы, нам удалось получить бумагу.

Для изготовление бумаги этим способом мне понадобились (Приложение 12):

Миска,

Старые газеты и бумага,

Сито,

Блендер,

Полиэтиленовый пакет.

Нарвал руками на маленькие кусочки старые газеты и бумагу, чем меньше, тем лучше. Сложил в миску, добавил немного воды. Оставил бумагу на какое-то время, чтобы она размокла. Примерно через три часа измельчил бумагу в блендере и получил бумажную массу, пригодную для работы (Приложение 13).

Для сравнения я взял три миски и разлил бумажную массу из блендера в них. В первой бумажная масса исходная. Во второй – отбеленная при помощи таблетки бытового отбеливателя. В третьей – масса с добавлением пищевого красителя (Приложение 14). На этой стадии изготовления бумаги в полученную массу можно добавлять нитки, блёстки, цветные конфети и многое другое.

Затем содержимое каждой миски по очерёдно слил в дуршлаг, чтобы стекла основная масса воды. Затем переложил на сито, равномерно расправив бумажную массу. Сверху промакнул лишную влагу старой газетой. Расстелил газету на столе лист бумаги и осторожно опрокинул на неё сито. Бумага свободно отошла от сетки. Накрыл бумагу газетой, сверху положил пакет и поместил сверху груз для утяжеления. Немного погодя переложил лист бумаги на сухую газету и дал высохнуть (Приложение 14).

В итоге у меня получились три листа бумаги различные по цвету (Приложение 15).

Изготовление бумаги в домашних условиях – это не только просто, но и быстро. Бумага ручной работы ценится очень высоко, несмотря на то, что делается из самых дешевых материалов. А возможности, которые она предоставляет для экспериментов, поистине огромны. Изменяя фактуру бумажной массы, толщину готового листа, его окраску, добавляя самые невообразимые наполнители, вы сможете получить различные сорта бумаги ручной работы. Используйте ее для дальнейшего творчества – например, для изготовления открыток или скрапбукинга, для записей и рисунков. Изготовление бумаги в домашних условиях прекрасно подходит для совместной работы в кругу семьи.

2.2. Поделки из макулатуры.

Из бумажных отходов можно сделать полезные для дома вещи: плетёные корзинки, украшения, игрушки и многое другое.

Моя двоюродная тётя увлекается плетением из старых газет. В нашем доме имеется две поделки, сделанные её руками из старых газет. Это ваза под цветы и конфетница (Приложение 16).

В свою очередь я тоже попробовал сделать поделку из старых газет своими руками. Для этого приготовил бумажную массу по принципу изготовления бумаги и добавил пищевой краситель. Слил содержимое миски в дуршлаг для стекания воды. Когда вся вода стекла, добавил в полученную массу клей ПВА и тщательно перемешал. Массу разложил в формочки и оставил высыхать на два дня. Высохшие бумажные фигурки получились очень милые (Приложение 17). Их можно подарить близким.

Заключение

Выполнив исследовательскую работу, я подтвердил гипотезу о привлечении внимания окружающих к проблеме уничтожения леса ради бумаги.

Подарил вторую жизнь бумаге, изготовив её в домашних условиях.

Изготовил экологический плакат «Сдай макулатуру – сохрани дерево» (Приложение 18) и информационный буклет «Интересные факты о бумаге» (Приложение 19).

Я за бережное использования бумаги и переработку макулатуры. Надеюсь, что в скором будущем будут производить бумагу без использования древесины.

Список литературы.

1. Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучек, Харьков, 2006г., с.288.

2. В.И.Даль, Толковый словарь русского языка, Москва, 2006г.

3. С.И.Ожегов, Толковый словарь русского языка, Москва, 2014г.

4. Большая Российская энциклопедия, том 4, Москва.

5. Свободная энциклопедия Википедия.

6. Журнал «Экология и жизнь», № 5, 2003 год.

7. Журнал «Наука и жизнь» №7, 2004 год.

8. Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых.

9. Интернет ресурсы.