Факторы социализации и формирования ребенка дошкольного возраста. Факторы социализации и формирования ребенка дошкольника

Для понимания особенностей процесса социализации детей старшего дошкольного возраста, необходимо обратиться к характеристике данного возраста.

Предшествующие события - прямохождение и речь; личностное новообразование - выделение «системы Я» рождают у ребёнка потребность действовать самостоятельно. Ребёнок осознаёт себя субъектом собственных желаний, хотений, субъектом собственных действий. К этому времени «ребёнок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми». Это характеризует начало бурного развития детского самосознания. «Я» ребёнка, опредмечиваясь в результате деятельности, предстаёт перед ним как объект, не совпадающий с ним. Ребёнок способен осуществлять элементарную рефлексию, «которая разворачивается не во внутреннем идеальном плане, как акт самоанализа, а имеет развёрнутый вовне характер оценки своего достижения и сопоставления своей оценки с оценкой окружающих, а тем самым себя с другими людьми» .

Всё это порождает новую социальную ситуацию развития - уникальное отношение ребёнка с взрослым, складывающееся в данном возрасте и субъективно переживаемое им, определяющее специфику и качественное своеобразие возраста. Социальная ситуация развития фиксирует своеобразное, динамическое единство (равновесие) внешней среды и внутрисубъектных структур, содержит противоречие - движущую силу развития в конкретном возрасте.

Для ребёнка-дошкольника таким противоречием является расхождение между стремлением ребёнка активно участвовать в окружающей жизни и действительным уровнем развития его физических и психических сил. Необходимость освоения взрослого мира проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром, и разрешение этого противоречия достигается в игре .

Ребёнок «овладевает» взрослым как орудием в системе человеческих отношений, деятельности, общения, правил и норм. Социальная ситуация развития определяет основной путь, по которому ребёнок выстраивает социальный опыт (интериоризация). Это реализуется в ведущем виде деятельности: «В ней растущий человек проходит путь от саморазличения, самовосприятия через самоутверждение к самоопределению, социально ответственному поведению и самореализации» .

Как отмечает М.И. Лисина,становление личности в онтогенезе связано с развитием и сменой форм общения в продолжение деятельностного подхода, но имеющего свою специфику .

Появление общения обуславливается потребностью ребёнка в общении со взрослыми и на третьем году жизни - со сверстниками. Путём сравнения себя с другими, воспринимая свое отражение вдругом, через ответные реакции ребёнок способен осуществлять элементарную рефлексию. По мнению Е.Е. Кравцовой в ходе общения происходит освоение ближайшей зоны развития - рефлексии, и центральное психологическое новообразование - обобщение переживания должно быть соотнесено с общением ребёнка .

М.И. Лисина отмечает, что процесс самопознания и самооценки совершается в общении через посредство другого человека и с его помощью. В контактах со взрослыми ребёнок сравнивает себя с образцом, со сверстниками - с равными себе .

Вопросы внутреннего самоопределения ребенка, соотношения внешних воздействий и внутренних условий их реализации, внешних и внутренних детерминант, механизмы социального развития ребенка рассматривались в трудах С.Л. Рубинштейна, В.Н. Мясищева, А.В. Запорожца и др.

Для того чтобы социализация ребенка проходила наиболее успешно, необходимо овладение им общественно выработанных способов анализа окружающей действительности и освоение общественных отношений. Именно в дошкольном возрасте у ребенка интенсивно развиваются психические процессы, в том числе и воображение как основа творчества, созидания нового .

Воображение непосредственно связано со смысловой сферой ребенка и характеризуется тремя стадиями (одновременно и компонентами этой функции) в развитии: опора на наглядность (предметная среда), опора на прошлый опыт и особая внутренняя позиция ребенка, которая формируется к концу дошкольного возраста и получает дальнейшее развитие в младшем школьном возрасте.

Воображение служит инструментом познавательной деятельности и выполняет аффективную, защитную функцию: через самоутверждение себя в идеальных ситуациях, проигрывая их, ребенок освобождается от травмирующих моментов. Воображение является тем психологическим механизмом, который лежит в основе процесса становления произвольности в эмоциональной сфере .

Для адекватной самооценки ребенку необходимо уметь взглянуть на себя со стороны, что связано с развитием воображения и общения. Эти процессы являются предпосылками для развития рефлексии - новообразования младшего школьного возраста и зоны ближайшего развития для дошкольников. Изменения в самосознании происходят в результате изменений в других сферах. Индивидуальная рефлексия - итог развития общения с другими людьми. «Рефлексия - родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности» .

Е.Л. Горлова прослеживает взаимодействие воображения и рефлексии. В онтогенетическом плане воображение выступает как основа возникновения рефлексии, последняя, в свою очередь, влияет на развитие воображения. Воображение обеспечивает рефлексии надситуативную ситуацию, где ребенок не зависит от конкретной ситуации и может сделать ее предметом анализа, исходя из особой внутренней позиции - высшего уровня развития воображения .

Механизмом, обеспечивающим индивиду интеграцию в область себе подобных, является механизм идентификации социальных ценностей в его сознании. В силу специфики развития психических процессов и функций идентификация дошкольника возможна на уровне эмпатийного переживания, возникающего в ходе отождествления себя с другими людьми. Ребенок чаще идентифицирует себя с объектом, вызывающим яркие эмоциональные реакции.

Таким образом, по отношению к социализации дошкольников, процесс идентификации следует рассматривать как акт инперсонального отождествления, в котором переживания других даны как собственные. Процесс интериоризации в данном случае рассматривается как отдельный механизм социализации, обусловленный действиями механизмов подражания, нормативной регуляции, идентификации.

К моменту окончания периода дошкольного детства (возраст шесть-семь лет) у ребенка возникает способность и потребность в социальной функции, он переживает себя в качестве социального индивида - субъекта социального действия. Причиной всему личностное новообразование кризиса этого возраста - особая внутренняя позиция: система потребностей, связанных с новой, общественно-значимой деятельностью - учением.

Познание ребенка старшего дошкольного возраста эмоционально: все, что с ним происходит, он запечатлевает в своей эмоциональной памяти. Поэтому познание социальной действительности начинается с непосредственного, эмоционально-чувственного восприятия. Факты действительности, вызывающие эмоциональный отклик, составляют основу накопления первого социального опыта с первых дней рождения ребенка.

Обучение и воспитание, в том числе и социальное, в настоящее время стали рассматриваться как средство развития не только индивида, но и члена социума, они отражают требования социума к личности, основанные на гуманизации и демократизации общества.

Социализация происходит на протяжении всей жизни человека, но основы его успешной реализации заложены в детстве. В дошкольном возрасте у ребенка возникает стремление к самостоятельной деятельности. Быть взрослым -- самая главная потребность ребенка, именно она руководит им в деятельности. Он начинает присваивать социальные роли, и чем успешнее будет этот процесс, тем более вероятно, что он и далее овладеет механизмом социализации, усвоит нормы социального поведения, разовьет качества личности, необходимые для него в будущем .

Стоит отметить, что этот процесс в дошкольном детстве остается не до конца изученным. В настоящий период проблеме социализации старших дошкольников уделено не столь много внимания. Большинство исследователей занимаются вопросами социализации подростков (В.Г. Бочарова, С.В. Сальцева, О.Л. Карпова и др. и молодежи (Ф.А. Мустаева, В.А. Кудинов, О.С. Коршунова, С.В. Бобрышов, Е.В. Титова и др.), однако данный процесс есть последствие раннего развития личности, где приходиться корректировать упущенное.

Процесс социализации в первую очередь осуществляется в семье, в учреждениях дошкольного и дополнительного образования. Система дошкольного образования имеет большой потенциал для социально-личностного развития, т.к. позволяет интегрировать образовательно-развивающую и социально-адаптирующую функции через систему различных кружков, студий.

Общие представления философов о социальном развитии детей отражены в работах А.Б. Невелева, В.С. Невелевой. В философии выделяются несколько подходов к понятию социального развития личности. Для нашего исследования наибольший интерес представляет: филогенетический (активное участие индивида в творческо-преобразовательной общественной деятельности) .

Так, ориентация на включение ребёнка в социальную жизнь отражает опыт педагогической деятельности А.С. Макаренко, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого.

Готовность к социальным действиям рассматривается в работах Б.3. Вульфова, А.В. Волхова, М.И. Рожкова и др.; среда становится объектом целостного системного анализа: детский коллектив, обладающий признаками сложно организующихся систем, функционирующих в разных средах, в исследованиях А.Т. Хоакина, Л.И. Новикова, В.А. Сухомлинского. Современные исследования в данной области представлены в работах В. Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, Р. Р. Калининой, Н. Ф. Головановой.

Специфика старшего дошкольного возраста состоит в том, что социально ребенок развивается под воздействием взрослого, который вводит ребенка в социум. Последний сотрудничает с компетентными взрослыми, как член общества он включается в систему человеческих отношений с диалогом личностей, ценностными установками. Освоение образцов и норм поведения, поиск правильных жизненных установок происходит у дошкольника во взаимодействии со сверстниками, воспитателями, родителями. Взрослые открывают детям будущее, выступают посредниками, соучастниками по отношению к деятельности детей, чтобы помочь им в обретении собственного опыта .

Анализируя проблему социализации детей старшего дошкольного возраста, можно выделить следующее:

  • - дошкольный возраст -- сенситивный период в социальном развитии человека;
  • - социальное развитие -- это способность растущей личности адекватно ориентироваться в социальном мире, осознавать самоценность свою и окружающих, выражать чувства и отношения к культурным традициям и ценностям мира;
  • - социальное развитие осуществляется в активной деятельности по освоению предметного мира и мира взаимоотношений между людьми, а также в ходе стихийного влияния социальных факторов и в организованном образовательном процессе;
  • - целенаправленное социальное развитие предполагает саморазвитие ребенка, т.е. его личностное развитие как способность к самооценке и самоконтролю своих действий и поступков;
  • - содержание социального развития определяется различными основаниями социальной идентификации в том или ином возрасте (видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая);
  • - эффективность социального развития предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов (с учетом особенностей каждого ребенка).

По мнению Д.И. Фельдштейна, ребёнок с момента рождения находится в очеловеченном мире, среди предметов, наполненных человеческим смыслом, имеющих социальные функции. Ребёнок применяет орудия и средства, созданные в истории человечества, овладевает языком как социально сформированным инструментом мышления, с помощью которого он усваивает человеческий опыт и общается с другими людьми .

Важным этапом на пути становления социального познания ребёнка становится переход представлений об окружающем мире на знаниевую основу, отличающуюся понятийно-смысловой насыщенностью. Роль и развитие обобщений в дошкольном возрасте подробно исследованы В.В. Давыдовым: в его исследованиях получили развитие основные положения Л.С. Выготского о возможностях и путях образования «житейских» и «научных» понятий у детей .

Специфика психического развития дошкольников накладывает отпечаток на психолого-педагогические особенности ознакомления детей с социальной действительностью (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейн и др.).

Личность ребёнка формируется в предметной деятельности, взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в общении, - посредством чего происходит становление ребёнка как субъекта жизнеосуществления.

Становления и овладение высшими психическими функциями (суть ядро личности), их социогенез происходит в процессе взаимодействия ребёнка с социальной действительностью в деятельности и общении; качественные возрастные новообразования являются показателями личностного развития.

Современные исследователи И.С. Кон, А.В. Мудрик, С.А. Козлова рассматривают социализацию ребёнка в триединстве её проявлений:

  • - адаптации к социальному миру;
  • - интеграции и принятия социального мира как данности;
  • - дифференциации - способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём.

Каждая стадия социализации детей старшего дошкольного возраста отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегрированность, индивидуализированность). Единство внутреннего и внешнего содержания определяет стратегию развития - сначала жизнетворчество, потом социотворчество, и, наконец, культуротворчество .

Исходя из рассмотренных выше стадий социализации, устанавливаются следующие содержательные изменения культурогенеза (появление индивидуальности) детства - адаптация, освоение, усвоение, присвоение, культуротворчество, отличающиеся особой социальной ситуацией развития ребёнка во взаимодействии со значимым взрослым (взрослым миром) и детским сообществом (детским миром).

Ситуация адаптации связана с относительной обособленностью ребёнка и взрослого. В первую очередь, это характерно для процесса биологической адаптации ребёнка к условиям окружающей среды, что инициирует социальную адаптацию ребёнка во взаимодействии (при посредничестве) со взрослым. Здесь важно учитывать два специфических условия: во-первых, ребёнок изначально социален (т.е. максимально «зависим», нуждается во взрослом); во-вторых, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определённой социальной незрелостью ребёнка (не сформированы устойчивые социальные установки, недостаток объёма социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребёнку быть эффективным во всех проблемных ситуациях .

Процесс социализации ребёнка происходят под влиянием ряда факторов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учёт позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания в ДОУ, а также прогнозировать траектории социального развития ребёнка.

Социальная действительность выступает составной частью культуры, презентует её в непосредственном виде. Для ребёнка социальная действительность как совокупность фактов, событий, предметов и явлений социального мира является объектом познания. Её освоение можно считать одним из первоначальных этапов социализации.

Общее для всех точек зрения на социализацию и включение в социальную действительность ребёнка - это то, что в ходе взаимодействия с социумом субъект социальной жизни окультуривается, персонализируется (проявляет себя как активную и изменяющую мир, других людей личность) и персонифицируется (становится индивидуальностью).

В процессе социализации детей выделяют следующие особенности:

  • 1) в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки (т.е. способны к самоуправлению, индивидуально и социально значимому действию), у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
  • 2) взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;
  • 3) социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);
  • 4) социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера).

Данная специфика социализации ребёнка требует специальной организации деятельности взрослых - комплексного сопровождения социального становления ребёнка в процессе его воспитания, образования и развития.

Анализ процесса социализации как педагогического явления (Л.П. Буева, Н.Ф. Голованова, О. Л. Карпова, Т.Г. Пташко и т.д.) и особенностей развития личности дошкольника (К.Б. Коваль, Н.Е. Щуркова, А.И. Щетинская и др.) позволяет представить особенности социально-личностных качеств дошкольника в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов.

По мнению А.А. Бодалева, А.В. Запорожца и других, мотивационно-эмоциональный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы ребенка. Он включает в себя ориентацию на ценности, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Человеческое существо, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В. Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман» человеком; он должен быть «найден». Кроме того, для дошкольного возраста весьма существенным является эмоциональная составляющая данного компонента.

Как отмечают Ю.А. Аксёнова, Л.П. Буева, Э.А. Голубева, Ж. Пиаже, В.С. Юркевич, Р. Штайнер, коммуникативно-когнитивный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов, вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации и использование их в игровой и театральной деятельности. Реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая чтение детской литературы, просмотр мультфильмов, реализация познавательных программ («АБВГдейка», «Угадайка», «Хочу все знать», «Самый умный» и др.).

Как утверждают Е.А. Ануфриев, Л.П. Станкевич, В.Я. Силе, деятельностно-творческий компонент выступает как обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, выработанных в процессе общественного развития, которые должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества

Результатом социализации ребенка является социальный опыт, который он приобретает посредством деятельности и сформированные качества личности.

Личность ребёнка может нормально развиваться лишь в социальных условиях. Роль и влияние социального мира на жизнь, и развитие ребёнка может быть описана через совокупность факторов, обусловливающих процесс социализации подрастающего поколения.

Для понимания сущности процесса социализации необходимо разобраться в механизмах этого процесса. Среди отечественных авторов, дающих толкование механизмов процесса социализации, можно назвать А.В. Мудрика. Он выделяет в пространстве социализации факторы и способы. Среди факторов он называет макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы и субъективные факторы .

Микрофакторы - непосредственная среда жизнедеятельности ребёнка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум .

Микрофакторы (семья, сверстники, воспитатели) - самые весомые в первичной социализации ребёнка. Непосредственное окружение оказывает воздействие на формирование личности в процессе повседневной жизни. Семья реализует функционально социализацию и воспитание, обеспечивает комфорт, безопасность, психотерапию и эмоциональную защиту ребёнка. Механизмами семейной социализации, как и социализации вообще, являются естественное усвоение через подражание, усвоение норм и правил через взаимоотношения (общение и деятельность), полоролевая идентификация, общение со сверстниками .

Семья реализует социализацию и воспитание, обеспечивает комфорт, безопасность, психотерапию и эмоциональную защиту детей. Влияние на ребенка микрофаторов осуществляется через агентов социализации, т.е. лиц во взаимодействии, с которым протекает детская жизнь (родители, братья, сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя). Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию .

Кроме факторов существуют способы социализации: институциональный - через институты общества; традиционный - через семью и ближайшее социальное окружение; стилизованный - через возрастную субкультуру; межличностный - через значимых лиц; рефлексивный - индивидуально пережитый и осознанный опыт .

Разрешение возникающих противоречий позволяет ребёнку обретать динамическое равновесие с социальным миром, а, следовательно, и развиваться. Отечественная традиция в психолого-педагогических исследованиях выделяет основными формами развития ребёнка - деятельность и общение - стихийные и организованные виды активности ребёнка. Они, в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов становления личности ребёнка.

Основные механизмы социализации связаны с деятельностной компонентой в развитии человека и их действие обусловлено характером взаимодействия и отношений ребёнка с окружающими, влиянием окружающей социальной и природной среды, наличным индивидуальным опытом ребёнка, культурой общества.

К ведущим феноменам социализации, по мнению Н.И. Шевандрина, следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций .

Социализация личности ребёнка старшего дошкольного возраста происходит под влиянием всех перечисленных выше факторов, и каждый ребенок, наряду с чертами, обусловленными непосредственным окружением, аккумулирует в себе многообразные культурно-исторические ценности, с данным окружением непосредственно не связанные. Это имеет большое значение, так как чем глубже и шире культурно-историческая перспектива личности, тем богаче и разностороннее она сама, тем менее зависит от своего непосредственного окружения (оно может быть различным и не всегда благоприятным) в определении своих жизненных перспектив.

Приобретаемый опыт взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста с социальной средой постепенно ложится в основу социального поведения, социальных оценок, осознания, понимания, принятия мира людей и приводит к социальному развитию, к социализации.

Изучение образовательной практики показывает, что традиционно вопросам социального воспитания детей дошкольного возраста не уделяется должного внимания, часто игнорируется влияние семьи на процесс социализации ребенка-дошкольника. Так как детский сад является одним из основных институтов социализации, представляется необходимым обратить внимание на совершенствование деятельности дошкольного образовательного учреждения по организации условий для успешной социализации ребёнка, охватывая развитие его поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной сторон его жизни.

На наш взгляд, ДОУ должно организовывать процесс усвоения детьми дошкольного возраста ценностей, социальных норм и правил в единстве мотивационного, когнитивного и деятельностно-практического компонента их жизнедеятельности, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Для достижения этого в дошкольном учреждении необходимо создать развивающую среду для насыщенного и безопасного жизнепроживания ребенка, сформировать представления о социальной действительности, эмоционально-ценностное отношение к ней, также необходимо включить ребенка в разнообразную деятельность и общение и на основе этого способствовать выработке творческой деятельности, закреплению знаний и формированию личностных качеств.

Ребенок, родившись в человеческом обществе, в социальном мире, начинает его познавать с того, что близко, что доступно, с чем он непосредственно соприкасается, то есть с ближайшим социальным окружением, с которым он начинает взаимодействовать. Социальное воспитание и образование должно учитывать этот фактор. Необходимо опираться на то, что до пяти лет ребенок формирует представления о своем окружении. Его образование сводится к самоидентификации как члена семьи и выработке норм общения со взрослыми и своими товарищами. Содержание образования должно строиться на примере и имитации, включать в себя положительные и отрицательные образцы поведения. Основной канал познания организуется ребенком через игру.

По нашему мнению, важно, чтобы учебно-воспитательный процесс полноценно охватывал и использовал необходимые условия для полноценной реализации процесса социализации на этом и последующем возрастном этапе.

Таким образом, особенности процесса социализации детей старшего дошкольного возраста заключаются в следующем:

  • - социализация детей старшего дошкольного возраста проходит несколько стадий: адаптация к социальному миру; интеграция и принятие социального мира как данности; дифференциация - способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нём;
  • - процесс социализации в отличие от взрослых, которые изменяют своё поведение чаще, чем установки, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, которые закрепляются на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум; взрослые способны оценивать социальные нормы, критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения;социализация детей строится на подчинении взрослым, выполнении определённых правил и требований (без оценочных и рефлексивных процессов);социализация взрослых ориентирована на овладение определёнными навыками (операционно-техническая сфера), у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения (мотивационно-потребностная сфера);
  • - на процесс социализации детей старшего дошкольного возраста влияют несколько факторов: микрофакторы - непосредственная среда жизнедеятельности ребёнка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум; мезофакторы - этносоциокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, типа поселения(мегаполис, средний город, малый город; портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный; село - большое, среднее, малое); макрофакторы - страна, этнос, общество, государство (как определённая социально-экономическая, социально-политическая система, в рамках которой протекает весь процесс жизнедеятельности личности); мегафакторы - космос, планета, мир, которые соотносятся с аспектами национального, регионального, континентального и глобального в развитии человека.

В следующем параграфе рассмотрим педагогические условия социализации детей старшего дошкольного возраста через игры с правилами.

Галина Хисматова
Реализация задач образовательной области «Социализация» в ДОУ

Образовательная область

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ »

Важными задачами государства и общества по отношению к детям являются обеспечение оптимальных условий для развития их индивидуальных способностей, саморегуляции, формирование основ уважительного отношения к окружающим, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задача современного ДОУ состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с определенным запасом знаний, умений и навыков, но и люди самостоятельные, обладающие определенным набором нравственных качеств, необходимых для дальнейшей жизни. Важно формировать у дошкольников умение строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовность принять их привычки, обычаи, взгляды.

Минобрнауки России утверждены и введены в действие федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования . В данном документе определены направления : физическое, социально-личностное , познавательно-речевое, художественно-эстетическое, которые через совокупность образовательных областей обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Кроме образовательных областей : «Физическая культура» , «Здоровье» , «Безопасность» , «Коммуникация» , «Труд» , «Познание» , «Чтение художественной литературы» , «Художественное творчество» , «Музыка» введена образовательная область «Социализация » .

Ее содержание направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Термин «социализация » происходит от латинского слова socialis - общественный, что значит процесс усвоения определенной системы знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества. Социализация ребенка - явление многогранное, происходящее под влиянием разных факторов : наследственности, атмосферы, в которой ребенок воспитывается, среды, окружающей его, самопознания и саморазвития.

Главная цель социализации - становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры : толерантного - к людям разных национальностей, возрастным и гендерным ценностям, бережного и уважительного - к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного - к людям, природе, окружающему миру.

В процессе общественной жизни ребенка осуществляется смысл социального развития - от самооценки, самовосприятия, самоутверждения до самосознания, социальной ответственности , потребности в самореализации своих возможностей , осознания себя самостоятельным членом общества, понимания своего места и назначения в нем.

Младшая группа

С первых дней пребывания в детском саду воспитатель стремится придать отношениям детей со взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в теплой, доброжелательной атмосфере детского сада, следует поддерживать и развивать стремление ребенка к общению, обогащать его личный практический опыт.

СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ Главное в решении этих задач состоит в организации воспитателем личного опыта ребенка, в постоянном приучении его к положительным поступкам. Непосредственное участие воспитателя в детских играх, в общении и прак-тических делах позволяет младшим дошкольникам увидеть, повторить и затем самостоятельно воспроизвести новые игровые умения, способы общения и действия с предметами. Обязательным условием организации педагогического процесса является ежедневное общение с каждым ребенком - индивидуально или в маленькой подгруппе детей.

выступают :

Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;

Инсценировки с игрушками, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье;

Общение и совместная деятельность с воспитателем как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;

Наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель) ;

образные игры-имитации , хороводные, театрализованные игры для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;

Чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, заботы о животных и т. п. ;

Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций в целях обогащения социальных представлений о людях (взрослых и детях, ориентировки в ближайшем окружении (в группе ДОУ и в семье) ;

Сюжетные игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых (врач, продавец, парикмахер, моряк) .

Данный раздел программы интегрируется со всеми образовательными областями , особенно с такими, как «Познание» , «Коммуникация» , «Труд» , «Безопасность» , «Музыка» , «Художественная деятельность» . В каждой образовательной области на соответствующем содержании происходит обогащение опыта общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, развиваются добрые чувства и эмоциональная отзывчивость, формируются социальные представления и познание детьми своих возможностей. Важно, чтобы все содержание образовательного процесса способствовало неуклонному развитию социально -эмоциональной сферы детей, обогащению их личного опыта, самостоятельности, давало ребенку ощущение единой дружной семьи, радости общения со сверстниками и взрослыми в детском саду.

Средняя группа

Как и в младшей группе, основной путь социально -нравственного воспитания детей 5-го года жизни состоит в постоянном практическом приучении к культуре поведения и доброжелательному отношению к людям.

Основными методами воспитания являются :

разнообразное общение и совместная деятельность воспитателя с детьми;

Организация развивающих практических и игровых ситуаций совместной деятельности, обеспечивающих накопление личного опыта культуры поведения и сотрудничества в паре или небольшой подгруппе;

Сюжетно-ролевые, режиссерские и дидактические игры, в которых отражаются социальные представления о жизни и отношениях взрослых людей (социальный и предметный мир ) ;

Организация образных игр-имитаций , игр-драматизаций, театрализованных этюдов в целях развития эмоциональных проявлений и формирования представлений об эмоциональных состояниях людей;

Чтение художественной литературы, обсуждение событий и поступков в целях обогащения нравственных представлений о том, «что такое хорошо и что такое плохо» , пробуждения сопереживания героям.

Воспитатель организует жизнь детей так, чтобы у них неуклонно накапливался личный опыт проявления социальных чувств , поступков и положительных взаимоотношений.

В каждом образовательном моменте детской жизни (в режимных процессах, в образовательных ситуациях , в разных видах деятельности - рисовании, играх, наблюдении окружающего, в труде и общении) воспитатель использует все возможности для обогащения социально -нравственных представлений, гуманных чувств и культуры поведения каждого ребенка. Иными словами, образовательная область «Социализация » проникает в другие образовательные области , придавая им социально -ценностную направленность.

Старшая группа

Для развития и обогащения практики социального поведения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками используются следующие методы :

Организация развивающих проблемно-практических и проблемно- игровых ситуаций, связанных с решением социально

Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми на социально-нравственные темы ;

Сотрудничество детей в совместной деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами и т. п.) ;

социального содержания ;

Экскурсии по городу, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;

Игры-путешествия по родной стране, городу;

социальные темы (семья, город, труд людей) ;

Знакомство с элементами национальной культуры народов России : национальная одежда, особенности внешности, национальные сказки, музыка, танцы, игрушки, народные промыслы.

Образовательная область «Социализация » образовательных областей , таких как «Труд» , «Безопасное поведение» , «Коммуникация» , «Художественная литература» , «Изобразительная и музыкальная деятельность» , «Познание» социально социально -ценностные ориентировки и представления, происходит развитие детского самосознания.

Подготовительная группа

Решение задач воспитания и развития ребенка требует организации содержательной жизни детей, наполненной интересными событиями, совместными делами, играми, возможностями выбора каждым ребенком по интересам деятельности, средств осуществления замысла, партнеров. Объединяющим началом образовательного процесса становятся перспектива поступления в школу и осознание детьми роста самостоятельности, своих успехов и возможностей, что постоянно поддерживается воспитателем в контактах с детьми.

Основными методами осуществления задач выступают :

реальные и условные проблемно-практические и проблемно-игровые ситуации, связанные с решением социально и нравственно значимых вопросов;

Личностное и познавательное общение воспитателя с детьми;

Участие детей в совместных проектах, в том числе с привлечением взрослых (родителей, педагогов, что дает возможность получить опыт разновозрастного взаимодействия;

Сотрудничество детей в деятельности гуманистической и социальной направленности (помощь, забота, оформление группы, уход за цветами) ;

Совместные сюжетно-ролевые и театрализованные игры, игры на школьные темы, сюжетно-дидактические игры и игры с правилами социального содержания ;

Этические беседы о культуре поведения, нравственных качествах и поступках, о жизни людей, городе, родной стране, мире;

Экскурсии (город, школа, наблюдение за деятельностью людей и общественными событиями;

Игры-путешествия по родной стране, городу, по странам мира;

Общение с малышами, школьниками, учителем;

Чтение художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, видеоматериалов, рисование на социальные темы (семья, город, труд людей, школа и т. п.) .

Образовательная область «Социализация » тесно интегрируется с большинством других образовательных областей , таких как «Труд» , «Безопасное поведение» , «Коммуникация» , «Художественная литература» , «Изобразительная и музыкальная деятельность» , «Познание» , в которых происходит дальнейшее обогащение социально -личностного опыта детей, развиваются социально -ценностные ориентации и представления, формируются готовность к школьному обучению, стремление к новой социальной позиции школьника , происходит развитие детского самосознания.

Социально -нравственное воспитание не может быть ограничено рамками какой-то одной детской деятельности или каких-то специально проводимых мероприятий. Социально -нравственный опыт накапливается ребенком непрерывно как под руководством взрослого, так и в самостоятельном поведении. Поэтому задачи социально -нравственного развития ребенка воспитатель решает постоянно, во всех видах детской деятельности, в непосредственно организованной образовательной деятельности и в свободном общении. В каждом образовательном моменте педагог акцентирует внимание на вопросах развития чувств детей, освоения ими положительных форм поведения, приобщения их к культурным социальным образцам .

Иногда воспитатели спрашивают : «Сколько раз в неделю надо планировать содержание образовательной области "Социализация "?» Такие вопросы свидетельствуют о недостаточном понимании педагогом сути социально - эмоционального развития и воспитания. Содержание области - это не отдельные , изолированные «мероприятия» , а весь образ жизни , в котором ребенок под руководством воспитателя и самостоятельно приобретает положительный личный опыт взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; образ жизни , при котором постоянно обогащаются социальные представления детей , развивается эмоциональная отзывчивость и складывается привычка соблюдать правила культуры общения.

Следует подчеркнуть, что планирование социально -нравственного воспитания должно быть тесно связано с содержанием всех образовательных областей . Необходимо, чтобы каждая из указанных выше восп вное - чтобы воспитатель стремился на разном образовательном содержании изобразительная деятельность , коммуникация) пробудить в детях добрые чувства, желание совершать хорошие поступки, развивать в каждом ребенке чувство собственного достоинства и уважение к другим.

Осуществление задач социально -нравственного развития необходимо связывать с содержанием всех разделов программы «Детство» . В каждом образовательном моменте воспитатель уделяет большое внимание задаче развития социальных чувств , культуры поведения, внимания к окружающим людям, то есть предусматривает обогащение положительных эмоций и куль-

турного опыта ребенка. Главное - чтобы воспитатель стремился на разном образовательном содержании (предметный мир, природа, детская литература, музыка, изобразительная деятельность ) пробудить в детях добрые чувства, желание совершать хорошие поступки, развивать в каждом ребенке чувство собственного достоинства и уважение к другим людям.

Продумывая организацию жизни и деятельности старших дошкольников, педагог всегда помнит о воспитательном влиянии на детей запланированных им дел : какую роль они сыграют в социальном и культурном развитии детей, какой опыт отношений и чувств вынесет каждый ребенок. Дошкольники не всегда самостоятельно осознают нравственную и культурную составляющую в своих делах и поступках. Задача воспитателя - акцентировать внимание детей на переживаемых ими чувствах, правилах культуры общения, проявлениях сотрудничества и взаимопонимания, которые помогают детям успешно решать общие задачи и постепенно становиться культурными людьми, с которыми охотно общаются окружающие.

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад№16 «Золотой ключик»

Сообщение на тему: « Что такое социализация дошкольника.

Игра – как форма социализации ребенка»

(к педсовету на тему: «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной

социализации ребенка дошкольника»)

Подготовила:

Воспитатель

Май 2015 год

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКА В ДОУ

Игра – это продукт деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребёнка воздействовать на мир - в этом основное, центральное и самое общее значение игры. Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений. Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические.

1. Подвижные игры. Они очень полезны для здоровья. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии. И подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств младших школьников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

2. Ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры) .

3. Настольные игр. Полезны для расширения познавательных интересов и для умственного развития. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п.

4. Дидактическая игра. Это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.

Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.

Социализация – это усвоение человеком морали, нравственных норм и ценностей, а также правил поведения в обществе, которое его окружает. Осуществляется социализация, главным образом, через общение, а поскольку первый человек, с кем ребенок начинается общаться и испытывать в нем потребность – это мама (или человек ее заменяющий), то семья выступает первым и главным «институтом социализации».

Социализация детей дошкольного возраста - процесс длительный и многоплановый. Это важный шаг на пути вхождения во внешний мир – неоднозначный и незнакомый. В зависимости от успешности адаптационного процесса ребенок постепенно принимает на себя какую-либо роль в обществе, учится вести себя в соответствии с требованиями социума, постоянно нащупывая зыбкий баланс между ними и собственными потребностями. Эти особенности в педагогике называют факторами социализации.

Факторы социализации личности ребенка-дошкольника

  • внешние факторы – определяют содержание и форму социализации дошкольников, определяют векторы их дальнейшего развития. К ним относятся вышеупомянутая семья, детский коллектив, допустим, во дворе, центры раннего развития, кружки по интересам, детские дошкольные учреждения, а также культура и религия социальной группы;
  • внутренние факторы – индивидуальные особенности ребенка, которые напрямую влияют на формирование у него картины мира и определяют стиль переживания межличностных отношений.

Проблема социализации личности дошкольников является одной из базовых в педагогике и возрастной психологии, поскольку ее успешность определяет возможность личности полноценно функционировать в обществе как активного субъекта. От степени социализации зависит то, насколько гармонично развитым будет дошкольник, усваивая на начальных этапах процесса социализации нормы и установки, необходимые для того, чтобы стать полноценным и равноправным членом своей социальной среды.

Особенности социализации детей дошкольного возраста

Пути и средства социализации личности дошкольника напрямую зависят от возрастного этапа развития и определяются типом ведущей деятельности. В зависимости от возраста главным в личностном развитии ребенка выступает следующее:

  • для детей до года самое важное – общение внутри семьи. Именно через призму семейных отношений и ценностей им воспринимается и усваивается базовая информация о внешнем мире, формируются шаблоны поведения;
  • после года и примерно до 3 лет у детей появляется потребность в общении в детском коллективе. Именно поэтому важно создать условия для возможности полноценных межличностных коммуникаций – то есть водить ребенка в группы раннего развития, на детские площадки, в . Там дети учатся общаться с себе подобными, учат друг друга простым нормам сосуществования в обществе, например, тому, что , делиться, сопереживать;
  • от 3 до 6 лет главным средством познания мира для ребенка становится собственная речь: он учится задавать вопросы, строить диалог, анализировать знания, полученные вербальным путем.

Важно помнить, что на любом возрастном этапе социализация дошкольника происходит, главным образом, через игру. Именно поэтому постоянно разрабатываются новые и совершенствуются уже существующие методики развития, направленные на то, чтобы подать информацию в простой, доступной, игровой форме – то есть той, которая будет интересна.

Гендерная социализация дошкольников

Гендер – это социальный пол, значит, гендерная социализация – это определение в процессе социализации принадлежности к тому или иному полу и усвоению соответствующих норм поведения.

Полоролевая социализация в дошкольном возрасте начинается еще в семье, где ребенок усваивает социальные роли мамы (женщины) и папы (мужчины) и проецирует ее на собственные межличностные отношения. Хорошим примером гендерной социализации дошколят является игра «Дочки-матери», которая является своеобразным индикатором усвоенных полоролевых норм.