Почему ганди два раза прекращал кампанию неповиновения. Тактика ненасильственного сопротивления махатмы ганди

Махатма Ганди (Mohandas Karamchand Gandhi) не нуждается в представлении. Все мы знаем человека, который привел жителей Индии к независимости в 1947 году. На протяжении всей истории люди боролись против своих угнетателей и почти всегда это означало обращение «к топору». Однако в 20 веке Мохандас Карамчанда Ганди предложил другой путь борьбы за свободу и достоинство - ненасильственное сопротивление - Сатьяграха.

Эта стратегия была обоснована не прагматическими соображениями (бесперспективность вооруженного противостояния колониальной армии), а проистекала из религиозно-нравственных убеждений великого индуса. Основная идея - в стремлении воздействовать на благоразумие и советь противника через:
1) отказ от насилия (ахимса);
2) готовность переносить боль и страдания.

В соответствии с теорией Ганди, насилие рано или поздно приводит к увеличению насилия, ненасилие же прерывает спираль зла и делает возможным превратить врага в единомышленника. Ганди рассматривает сатьяграху не как оружие слабых, а напротив, как оружие сильнейших духом.

Сатьягра́ха —в Индии в период английского колониального господства тактика ненасильственной борьбы за независимость в двух формах: не сотрудничества и гражданского неповиновения.

Целью сатьяграхи является превращение соперника в союзника и друга — считается, что обращение к совести эффективнее, чем угрозы и насилие.

Ганди предложил народу Индии принципиально новый путь возрождения страны (не вооружённое восстание и не путь петиций колонизаторам). Ганди предложил «третий путь» — путь Ахимсы, ненасилия. Ахимса означает внутренне решение человека, в основе которого признание высшими ценностями жизнь и любовь к человеку и всему живому. В мире идёт не борьба между хорошими и плохими людьми, а борьба между Жизнью и Смертью, Добром и Злом в душе каждого человека. Каждый способен отказать Злу в своей поддержке, и Зло бессильно против этого решения. Одновременно отказ от участия в делах зла приводит человека на Путь Строительства нового мира — Мира Добра.

Акция началась 1 августа 1920 г. Движение развёртывалось как массовое нарушение запретов властных органов. Английские ткани торжественно сжигались на площадях. Магазины, которые продолжали торговать английскими товарами, пикетировались. Чиновники-индийцы подавали заявления об отставке. Отряды «волонтёров» пытались без применения силы пройти туда, куда их не пускала полиция, избивая и арестовывая. Тюрьмы были переполнены, но движение не прекращалось.

По призыву Махатмы Ганди вся страна переходит на самообеспечение, отказываясь покупать английские товары, в том числе и дорогие ткани. Махатма сам садится за прялку и делает себе одежду и обувь. Индийцы не нарушают законов, они просто не сотрудничают с властью. Они покупают только индийские товары (пусть те хуже по качеству!), сжигают английские ткани, которые когда-то купили.

Для целой нации это стало духовным прорывом, внутренним открытием. Оказывается, их политическая и экономическая зависимость от Англии — результат их сотрудничества с колонизаторами! Сначала англичане осыпают Ганди насмешками, но вскоре начинают испытывать шок — их не замечают, их традиции не почитают, их торговые компании несут колоссальные убытки. Доходит до того, что индийцы не замечают наследного принца Уэльского, который приезжает в Индию. Улицы городов вымирают, когда там показывается высокий гость, воплощение священной королевской власти.

На пике выступления кампанию ненасильственного сопротивления остановил сам Махатма. 4 февраля 1922 г. в деревне Чаури-Чаура участники мирного митинга, проводившегося в рамках кампании не сотрудничества, были обстреляны полицией. Возмущённая толпа заперла полицейских в здании и сожгла их. Погиб 21 полицейский вместе с офицером. Ганди расценил этот инцидент как показатель того, что массы не созрели для ненасильственных действий, и настоял на немедленном прекращении борьбы, вопреки мнению большинства соратников. Несмотря на это, английские власти уже 10 марта арестовали Ганди и осудили его за подстрекательство к антиправительственным действиям на 6 лет тюрьмы.

В итоге Индия добилась независимости всё же мирным путём, но только 25 лет спустя, а самого Ганди убили в 1948-м индуистские экстремисты.

С тех пор идеи Махатмы Ганди обрели миллионы сторонников по всему миру и, как говорится, не только живут, но и побеждают. В статье Википедии Ненасильственное сопротивление утверждается, что с 1966 по 1999 год ненасильственное гражданское сопротивление сыграло решающую роль в 50 из 67 случаях перехода от авторитаризма к демократии.

Опыт ненасильственной борьбы за свободу и права человека внимательно изучается и обобщается, а арсенал средств мирного сопротивления непрерывно расширяется. В частности, книга Джина Шарпа перечисляет 198 методов ненасильственных действий. А ведь она была написана задолго до появления Интернета и соцсетей!

Согласно Ганди, сатьяграха — средство для практического и сознательного нарушения несправедливых законов: «Придерживаться истины, силы истины, силы любви, силы души» и далее: «Триумф истины, победа истины, победа правды силами души и любви».

Сатьяграха - это мирное восстание, непримиримая борьба без злобы и выстрелов, в которой у людей нет иного оружия, кроме собственной жизни, и которую люди ведут потому, что не могут поступить иначе.

Ганди всегда подчёркивал, что ненасилие не имеет ничего общего со слабостью и трусостью: «Человек, который столкнувшись с опасностью, ведёт себя подобно мыши, справедливо именуется трусом. Он лелеет насилие и ненависть в своём сердце, и убил бы врага, если бы не получил вреда при этом. Он чужд ненасилию». Ганди терпимо относился к человеческим слабостям, но трусость отвратительна ему именно как скрытое насилие.

Для Ганди ненасилие - это борьба за Человека! Можно спорить об эффективности Сатьяграхи. Однако Англия (!) добровольно «ушла» из Индии, оставив свои колониальные притязания.

Пассивное сопротивление

Сатьяграха ограничила понятие «пассивное сопротивление», которое Ганди считал оружием слабых. Пассивное сопротивление избегало насилия только из-за недостатка оружия, но в принципе не отказывалось от применения насилия.

Гражданское неповиновение

Гражданское неповиновение подразумевает сознательное нарушение противоречащих морали законов, в особенности отказ платить налоги. Ненасильственным способом вызывается наказание (арест, заключение в тюрьму) за нарушение несправедливого закона и затем терпеливо переносится. При нарушении законов следует проявлять полнейшую вежливость и дружелюбие по отношению к защитникам правопорядка, пытаться ни в коей мере их не провоцировать.

Несотрудничество

Означает отказ от всяких соглашений и контактов с несправедливой правящей системой. Делает ненужным «Гражданское неповиновение» в описанном выше смысле, поэтому является более безопасным способом борьбы для простых людей.

Несотрудничество осуществляется не с самими противниками, а с их недостойными действиями. Сторонники сатьяграхи могут сотрудничать с правительственными чиновниками там, где они видят возможность позитивного развития, так как они не испытывают ненависти к представителям власти. Напротив, они настроены дружелюбно к своим противникам. Через сотрудничество с ними в том, что не является недостойным, сторонники сатьяграхи стремятся убедить противника отказаться от плохих, недостойных поступков. Борец сатьяграхи обладает неограниченной способностью переносить страдания без желания отомстить за них.

Формы несотрудничества, которые Ганди, однако, советовал применять с осторожностью, так как они могли вызвать гнев и репрессии со стороны правительства:

*отказ от титулов, званий и наград, присвоенных правительством;
*выход с государственной службы;
*выход из полиции и армии;
*бойкот судов, школ и административных учреждений с одновременным созданием альтернативных структур для поддержания функционирования общественной жизни;
*отказ от приобретения и использования английских товаров, в первую очередь, текстильной продукции.

В дальнейшем, после осуществления данных условий предполагался переход к отказу от уплаты налогов населением. Последнее по своей сути стоит за рамками движения не сотрудничества. Невозможность осуществления неповиновения налоговому законодательству на ранних стадиях движения Ганди объяснял неготовностью масс. По представлениям Ганди, «настоящий» приверженец сатьяграхи должен быть если не идеальным человеком, то по крайней мере, приближаться к нему.

Обет

Дать обет, согласно Ганди, признак силы, а не слабости. По его определению, обет это: Любой ценой делать то, что должно быть сделано. Говорящий, что он сделал бы что-либо «насколько возможно», показывает тем самым по убеждениям Ганди свою слабость. Делать «насколько возможно» означает поддаться первому искушению. Нельзя придерживаться истины «насколько возможно».

В 1915 году знаменитый индийский писатель Рабиндранат Тагор впервые применил по отношению к Мохандаса Ганди титул «Махатма» — Великая Душа. Однако сам Ганди так и не принял его, считая себя недостойным.

Ганди активно вел борьбу с кастовым неравенством и старался улучшить жизнь «неприкасаемых» настолько, насколько это было возможно.

Несмотря на то, что Ганди занимал довольно высокое положение в обществе, он сам жил очень скромно, носил одеяния монаха и практиковал вегетарианство и фрукторианство.

Этот человек изменил не только себя, но и окружающий его мир, без насилия и жестокости. Мне кажется, нам сейчас очень не помешали бы уроки мудрости от такого человека. И тогда, возможно, сначала изменимся мы, а потом и наше общество. Но начинать надо с себя.

жизнь деятельность махатма ганди

Путь к свободе

Вернувшись в Индию в 1915 г., Ганди основал в Ахмадабаде ашрам (обитель), в котором он и его единомышленники готовились к применению в Индии в борьбе за решение ее социальных и политических проблем методов, принесших Ганди первые победы в Южной Африке. В соответствии с этим обитель Ганди была названа им «сатьяграха ашрам». Ашрам существовал на пожертвования богатых индийских патриотов, прежде всего членов ИНК. К этому времени у Ганди установились тесные дружеские отношения со многими конгрессистами.

Выдающийся индийский демократ Тилак и многие другие радикальные представители ИНК привлекли Ганди своим обращением к индийским традициям, но все же ближе ему были либеральные члены Конгресса, стремившиеся достигнуть самоуправления Индии с помощью постепенных реформ. Дьяков А.М., Рейснер И.М. Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии. - Советское востоковедение, 1956, №5.

Со времени своих первых контактов с ИНК в конце 90-х годов, когда Ганди первый раз приезжал из Южной Африки в Индию, он считал своим гуру в политических делах лидера умеренного крыла индийских конгрессистов Гопала Кришна Гокхале. Гокхале всегда привлекал его стремлением «одухотворить политику и социальную жизнь Индии», своим бесстрашием, жертвенностью и стремлением руководствоваться указанием индийских шастр: «Истинная мудрость не в том, чтобы начать какое-либо дело, а в том, чтобы знать, как это дело довести до конца». Гокхале одним из первых конгрессистов почувствовал великую притягательную силу Ганди, его огромное духовное воздействие на окружающих, способность вести за собой людей и подчинять их своей воле. Он оказал ему большую помощь в организации ашрама и, несомненно, способствовал тому, что руководители ИНК того времени увидели в Ганди будущего духовного лидера своей организации.

В 1918-1919 гг., когда вся Индия была охвачена волнением в связи с отказом Англии выполнить обещание предоставить стране самоуправление после окончания первой мировой войны, Ганди активно включился в политическую борьбу. Он стал главным редактором газеты «Янг Индиа» и издававшегося на гуджарати ежемесячника «Навадживан», с помощью которых начал пропагандировать свои методы политической борьбы и «воспитывать население в духе сатьяграхи». Он возглавил комиссию ИНК по расследованию расстрела индийцев английскими солдатами в Амритсаре, стал одним из авторов нового устава ИНК. «Я считаю, - писал в автобиографии Ганди, - что, взяв на себя ответственность за выработку устава, по-настоящему связал себя с политической деятельностью Конгресса». Ганди M.К. Статьи, речи, интервью. М., 1975.

Начало возглавляемой Ганди ненасильственной борьбы против господства английского империализма в Индии положила массовая кампания против закона о чрезвычайном положении, вступившего в силу в Индии в 1919 г. Закон был разработан на основе предложений комиссии, возглавлявшейся английским судьей Роулеттом, и вошел в историю под названием «Закона Роулетта». В ответ на угрозу введения чрезвычайного положения Ганди написал «Клятву сатьяграхи» и создал «Союз сатьяграхи» для сбора подписей под этой клятвой. С вступлением закона в силу Ганди объявил о начале сатьяграхи и призвал к проведению хартала (закрытие лавок) и прекращению всякой деловой активности. Призыв Ганди был поддержан ИНК. Массовые харталы и последовавшие за ними в 1919 г. революционные выступления рабочих, ремесленников, торговцев, людей свободных профессий, служащих, учащихся в различных частях страны побудили Ганди разработать специальную поэтапную программу проведения сатьяграхи.

На первом этапе предусматривались следующие формы бойкота колониального режима: отказ от почетных должностей и званий, от участия в официальных приемах и других церемониях, бойкот английских школ, колледжей, выборов в законодательные органы, бойкот иностранных товаров.

Программа Ганди была одобрена на сессии ИНК в Калькутте в 1920 г. В том же году был принят новый устав, разработанный Ганди и превращавший ИНК в массовую политическую организацию; создавались действующие между сессиями высшие органы ИНК - Всеиндийский комитет и более узкий Рабочий комитет.

Учение Ганди о массовых ненасильственных методах борьбы за самоуправление Индии было принято в качестве официальной идеологии ИНК. Дьяков А.М., Рейснер И.М. Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии. - Советское востоковедение, 1956, №5.

Отныне Ганди стал высшим духовным лидером ИНК, официально признанным вождем индийского народа и начал свою ненасильственную революцию во имя освобождения страны от британского колониального господства. Как уже говорилось, сам Ганди понимал сатьяграху значительно шире, нежели несотрудничество. Но те конкретные политические сатьяграхи, которые Ганди проводил в Индии, были, прежде всего, кампаниями гражданского несотрудничества: сам Ганди считал его главным методом борьбы индийцев за свои права. По его словам, «несотрудничество - это наиболее эффективный метод формирования общественного мнения», «несотрудничество - это и дисциплинарная мера, и жертва, и требование уважения собственных позитивных взглядов», «несотрудничество - это движение, направленное на то, чтобы побудить англичан сотрудничать с нами на почетных условиях или уйти из Индии».

Если в начале своего пути как духовного лидера и фактического руководителя организованного национально-освободительного движения Ганди считал возможным защитить жизнь, достоинство и права индийцев и добиться самоуправления в рамках Британской империи, то в ходе борьбы он пришел к убеждению, что только уход англичан из Индии, ее полная независимость могут обеспечить стране свободное развитие и решение всех общественных проблем.

Встав на путь политической борьбы, Ганди призывал проявлять «упорство в истине» прежде всего в борьбе против колониального господства, против империалистической эксплуатации, империалистической системы в целом, поскольку эта система в соответствии с его представлениями была глубоко аморальна. Именно в этом общем контексте следует понимать антиимпериализм Ганди, о котором у нас написано так много.

Убежденность в справедливости борьбы против английского господства придавала Ганди силы вновь и вновь поднимать народные массы на эту борьбу (сатьяграхи 1919-1922, 1930-1932 гг., конца 30-х и начала 40-х годов).

Его политические противники убеждались во все возрастающем значении Ганди. Уинстон Черчилль писал: «Тревогу и отвращение внушает вид Ганди - мятежного юриста, ныне выступающего в качестве факира того типа, который широко распространен на Востоке, поднимающегося полуголым по ступеням дворца вице-короля Индии с тем, чтобы, руководя кампанией несотрудничества и гражданского неповиновения, на равных вести переговоры с представителями короля-императора».

Вся вторая половина жизни Ганди была фактически посвящена тому, чтобы участие в сатьяграхе за сварадж стало нравственным долгом каждого индийца, и достижение Индией независимости помимо всего свидетельствует также и о том, что он преуспел в этом. http://militera.lib.ru/research/bogaturov_ad/app.html/#304.

Важной стороной общественной деятельности Ганди были его усилия, направленные на достижение социальной справедливости. Борьба за сварадж и социальную справедливость были неразрывно связаны между собой. Так, первая же резолюция ИНК о гражданском неповиновении во имя достижения свараджа включала, по настоянию Ганди, специальный пункт о необходимости отмены института неприкасаемости. «Никакой сварадж невозможен без того, чтобы институт этот был отменен», - говорилось в резолюции.

После приостановления в 1922 г. первой всеиндийской сатьяграхи Ганда счел целесообразным сосредоточить свои усилия на решении социальных проблем: развитии домашнего ткачества (прядение на ручной прялке), борьбе с неприкасаемостью (т.е. с социально-бытовой дискриминацией индийцев, находившихся вне кастовых сословий индийского общества) и пропаганде индусско-мусульманского единства. С помощью этих мер Ганди надеялся облегчить положение наиболее обездоленных слоев населения и воспитать их гражданское сознание. Сам Ганди назвал свою программу конструктивной. В развитии домашнего ткачества он видел решение многих социальных проблем Индии и, прежде всего проблемы занятости огромных масс населения, обеспечения их одеждой и освобождения их от зависимости от импортных тканей. Не случайно прялка (чарка) стала для него и его последователей символом благополучия Индии, ее экономической независимости от Англии.

Ганди писал: «Я связал мою веру с прялкой. От нее, я глубоко убежден, зависит спасение нашей страны. Прялка и только прялка может решить, если вообще что-нибудь может решить, проблему глубокой нищеты Индии». «Прялка в руках бедной вдовы приносит ей ничтожный доход, в руках Джавахарлала она становится инструментом свободы Индии», «Существует жизненная связь между сатьяграхой и чаркой, и чем больше это положение ставится под сомнение, тем больше я утверждаюсь в нем». Степанянц М.Т. Философия ненасилия. Размышления о Ганди и его экспериментах. - Коммунист, 1990, №13.

Эти высказывания Ганди, относящиеся к разным периодам его жизни, позволяют понять ту неразрывную связь, которая всегда существовала между его политической, социальной и нравственной позициями. Прялка была неразрывно связана с представлениями Ганди о социальной справедливости. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. - 4-е изд., испр. и перераб. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001.

Эти представления, нашедшие отражение в конструктивной программе Ганди 20-х годов, и вся его социальная деятельность, которую сам он также характеризовал как конструктивную, были направлены на защиту мелкособственнических интересов и прав наиболее обездоленных слоев населения. Не случайно важным пунктом его конструктивной программы 20-х годов стала кампания защиты неприкасаемых, которую он не прекращал всю свою жизнь.

«Нельзя ограничиваться положением «насколько это возможно», - писал Ганди, - когда речь идет о неприкасаемости. Если неприкасаемость должна быть изгнана, она должна быть изгнана полностью и из храма, и из всех других сфер жизни».

Ганди стремился не только добиться прекращения дискриминации неприкасаемых с помощью светских законов. Он стремился доказать, что институт неприкасаемости находится в противоречии с индусским принципом единобытия, и таким образом подготовить индийское общество к тому, что неприкасаемые такие же его равноправные члены, как и остальные индийцы.

Борьба Ганди с неприкасаемостью, как и с любым неравенством, также имела религиозную основу: Ганди считал, что изначально всем людям, независимо от их расовой, кастовой, этнической и религиозно-общинной принадлежности, присуща врожденная божественная природа. В соответствии с этим он и неприкасаемых стал называть хариджанами - детьми божьими. Добиваясь уничтожения дискриминации хариджанов, Ганди действовал собственным примером: он допускал хариджанов в свой ашрам, разделял с ними трапезу, ездил в вагонах «третьего класса» (его так и называли «пассажир третьего класса»), объявлял в защиту их прав голодовки. Однако он никогда не признавал каких-либо особых их интересов в общественной жизни, необходимости бороться за резервацию для них мест в учреждениях, учебных заведениях, законодательных органах. Он был против обособления неприкасаемых в обществе, в национально-освободительном движении. И этим, в основном, объясняются его глубокие расхождения с лидером неприкасаемых доктором Амбедкаром, которого он очень уважал, но с которым так и не смог объединиться в борьбе против неприкасаемости.

Провозгласив конструктивную программу, Ганди создал ряд организаций для ее выполнения. К числу наиболее активных принадлежали «Чарка Сангх» и «Хариджан Севак Сангх». http://www.eurasianet.org.

Ганди не смог добиться коренного изменения положения неприкасаемых и тяжело переживал это. Тем не менее, его влияние на политическую культуру, политическое сознание Индии в вопросе о неприкасаемости, несомненно. В том, что первая конституция Индии официально запретила дискриминацию неприкасаемых, немалая его заслуга.

Столь же большое значение придавал Ганди борьбе за индусско-мусульманское единство. Признание равенства всех религиозных общин, борьба против их противопоставления в общественной жизни и политике, против дискриминации в отношении последователей какой-либо одной религии были его нравственной позицией. Его учение об Истине исходило из того, что все религии истинны, а различия между ними объясняются условиями места и времени.

Индусско-мусульманская проблема привлекла его внимание, как только он вернулся в Индию из Южной Африки. Уже тогда он вел свои первые переговоры с будущим «отцом мусульманской нации» М.А. Джинной. Впервые Ганди встретился с Джинной еще в 1914 г. на приеме, который устроили ему индийцы в Лондоне, где он остановился на пути в Индию. В 1915 г. он вместе с такими известными в то время лидерами ИНК, как Анни Безант и Сароджани Найду, присутствовал на совещаниях, организованных мусульманами по инициативе Джинны для выработки соглашения между Мусульманской лигой у ИНК, и сыграл немаловажную роль в подписании в Лакнау в 1916 г. Пакта индусско-мусульманского единства в борьбе за сварадж.

Ганди принял активное участие в халифатском движении индийских мусульман. Он не раз выступал на мусульманских митингах, организованных халифатистами, и присутствовал на конференции в Дели (1918 г.), где в последний раз совместно выступили против английской колониальной политики Джинна, руководитель левого крыла Мусульманской лиги и Комитета халифатистов Мохаммад Али, руководитель мусульман-конгрессистов Абул Калам Азад и Ганди. По предложению Ганди халифатисты приняли его тактику массового гражданского несотрудничества. Однако Джинна с самого начала был против массовых кампаний за сварадж, считая, что они препятствуют осуществлению реформ, в которых он видел в то время единственный путь к самоуправлению. Он отошел от ИНК и фактически отказался признать духовное лидерство Ганди.

После прекращения в 1922 г. первой кампании гражданского неповиновения от Ганди отошли и халифатисты, и радикальные мусульманские лидеры во главе с Мохаммадом Али. Отныне в сатьяграхах Ганди принимали участие только мусульмане-конгрессисты, и хотя до конца 30-х годов они составляли большинство индийских мусульман, авторитет Ганди в глазах мусульманской общины в целом был значительно ослаблен. Дьяков А.М., Рейснер И.М. Роль Ганди в национально-освободительной борьбе народов Индии. - Советское востоковедение, 1956, №5.

Ганди не прекращал борьбу за индусско-мусульманское единство. Она составляла, как уже говорилось, часть его конструктивной программы. Не раз он объявлял голодовки, рисковал жизнью во имя осуществления этого единства. Он постоянно демонстрировал свое уважение к исламу, к образу жизни мусульман. Но Ганди не мог понять и принять главного: мусульманам было трудно осмыслить его философское обоснование сатьяграхи, они искали свой путь развития, основанный на культурных ценностях ислама, и стремились к такому свараджу, который предоставлял бы им возможность для определенной обособленности, не только религиозной, но и культурной и политической. Признание специфики отдельных религиозных общин приходило в непримиримое противоречие со стремлением Ганди к единству и сплочению всех индийцев, к принятию его принципов жизни и борьбы, основанных все же, прежде всего на индусской традиции. И это противоречие привело его к полному неприятию самой идеи создания мусульманского государства Пакистан, к отказу от какого бы то ни было компромисса в вопросе о разделе Индии.

До конца своих дней Ганди считал идею создания Пакистана ошибочной, а Джинну, после того, как тот отказался участвовать в общеиндийском движении за сварадж и стал бороться за отдельное государство мусульман Индии, - маньяком. И в то же время он стремился понять, что же лежит в основе общинного движения и идеи создания Пакистана. Недаром в своей переписке с Джинной в 1944 г. по этому вопросу он требовал от него все новых и новых доказательств необходимости решения мусульманской проблемы до предоставления единой Индии независимости, философского обоснования идеи Пакистана. Ганди не мог не признать, что в начале 40-х годов большая часть мусульман пошла за Джинной, но он считал это следствием их отсталости, неразвитости их политической культуры. Он верил, что стремление к единству окажется сильнее различий между индусами и мусульманами, и это заблуждение стоило ему жизни.

Однако вернемся к событиям 20-30-х годов. Конструктивная программа Ганди была органической частью его деятельности как вождя индийского национально-освободительного движения. А вся его деятельность была проникнута всепоглощающей страстью к свободе Индии и верой в силу организованного народного действия.

Однако, отдавая все силы борьбе за гуманистические идеалы, Ганди считал, что цель не оправдывает средств ее достижения и единственным истинным средством борьбы является отказ от насилия. Идея ахимсы - непричинения зла живущему, положенная им в основу своего мировоззрения еще в первый период его жизни, когда он был назван Махатмой, легла в основу политической и социальной деятельности Ганди после признания его в самой Индии и за ее пределами народным вождем. Вся его жизнь, по словам Дж. Неру, была внутренней борьбой между «принципом ненасилия», который стал для него источником жизненной силы, смыслом существования, и движением за свободу Индии. К этому глубокому определению следует добавить: не только внутренней борьбой, но и органическим единством ненасилия и свободы.

«Ахимса для меня не просто теория. Это истина, основанная на огромном опыте», - писал Ганди. Будучи внутренне убежден в необходимости массовой борьбы за независимость Индии и возглавив эту борьбу, Ганди в то же время постоянно подчеркивал, что «своей силой массы обязаны исключительно ахимсе, какой бы несовершенной и недостаточной ни была ее практика».

Для Ганди как вождя национально-освободительного движения главным было всегда то, что борьба за сварадж может быть основана только на ненасилии: «Достижение свараджа - это преодоление всех трудностей.

Ненасилие, или, вернее, люди, придерживающиеся ненасилия, должны пройти это испытание. И они должны найти наилучшие методы, чтобы вести борьбу, несмотря на окружающую их атмосферу насилия». Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. -4-е изд., испр. и перераб. / Глав. ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2001.

Только поняв это внутреннее убеждение Ганди, его кредо - цель не оправдывает средств, можно объяснить, почему, потратив огромные силы на то, чтобы поднять массы на борьбу, он считал возможным приостановить массовую кампанию ресотрудничества, если разбуженные им массы где-то совершали акт насилия. Так было во время первой всеиндийской сатьяграхи

(1919-1922 гг.), когда ее участники в местечке Чаури-Чаура сожгли полицейский участок. Так было и во время второй возглавленной им кампании за сварадж 1930 г.

Начиная вторую сатьяграху во имя свараджа в 1930 г., Ганди писал: «Британская империя была зачата в условиях аморальности, поскольку она была создана для усиления эксплуатации индийских ресурсов. Страницы истории, написанные англичанами, убедительно свидетельствуют, что для достижения цели они не считали никакое мошенничество чрезмерным, никакое насилие слишком страшным».

Сатьяграха 1930 г. началась получившим широкий резонанс в Индии и за ее пределами соляным походом Ганди, продемонстрировавшим силу его воздействия на индийские массы. Вместе с 78 своими сторонниками он отправился на берег моря в местечко Данди варить соль в знак протеста против соляной монополии англичан, убеждая массы своим личным примером в необходимости активного, но ненасильственного гражданского неповиновения английским властям. Десятки тысяч людей последовали за ним. Биограф Ганди Луи Фишер сказал, что Ганди сделал две вещи в 1930 г.: он заставил англичан понять, что они жестоко порабощали Индию, и он убедил индийцев в том, что, подняв головы и выпрямив спины, они сбросят со своих плеч ярмо рабства. Англичане били индийцев палками и расстреливали их. Индийцы не мстили, не жаловались и не отступали. Это сделало англичан бессильными, а индийцев непобедимыми.

Ганди поднял на борьбу всю Индию. Когда же в разных частях страны начались массовые выступления с применением силы, а англичане, поняв, какую грозную опасность представляет для их господства в Индии Ганди, пошли на переговоры с ним, он вновь приостановил кампанию и согласился принять участие в конференции «Круглого стола» в Лондоне (1931 г.).

Вскоре после того, как Ганди, не добившись успеха, вернулся в Индию, кампания неповиновения возобновилась. Однако английское правительство не проявляло желания идти на какие бы то ни было уступки. Свыше 100 тыс. членов Конгресса были арестованы в январе 1932 г., был посажен в тюрьму и Ганди. Там он несколько раз объявлял голодовку (против принятия правительством общинного решения, против неприкасаемости). Когда по Индии распространилась весть о том, что жизнь Ганди находится в опасности, кампания была прекращена. Ганди выпустили из тюрьмы. Чувствуя, что теряет контроль над массовым движением, Ганди решил в мае 1933 г. приостановить всеобщую сатьяграху, а с 1 августа 1933 г. начать индивидуальную сатьяграху. Он опять был арестован. Сотни конгрессистов последовали за ним в тюрьму. Ганди выпустили из тюрьмы в 1934 г., когда в ожидании опубликования нового акта об управлении Индией он принял решение прекратить сатьяграху. Он вышел из ИНК и призвал своих последователей отдать все силы выполнению конструктивной программы: домашнему ткачеству, движению за индусско-мусульманское единство, отмене института неприкасаемых. http://hronos.km.ru.

В жизни Ганди были периоды, когда от отходил от непосредственного руководства деятельностью ИНК. Так было после прекращения первой кампании гражданского неповиновения в 20-х годах. Так было и во второй половине 30-х годов. С одной стороны, многие лидеры ИНК теряли веру в эффективность методов ненасилия, с другой стороны, Ганди не одобрял участия ИНК в органах самоуправления, создававшихся англичанами. Но он всегда оставался духовным вождем индийского национально-освободительного движения.

Как конкретно работал Ганди? Он вернулся в Индию в январе 1915 г., в мае этого же года под Ахмадабадом Ганди основал обитель, которую назвал «сатьяграха ашрам». Сначала в общине жили 25 человек. Самопожертвование и личная скромность Ганди стали примером для общинников. Здесь жили представители разных каст, в том числе и члены касты неприкасаемых. Ганди даже удочерил девочку из этой касты, чем вызвал негодование правоверных индуистов.

С 1915 по 1920 гг. он повел несколько местных кампаний гражданского неповиновения, которые сделали Ганди популярным политиком. В этот период он начинает сотрудничать с конгрессистами. В 1920 г. гандизм становится официальной идеологией Конгресса. До 1947 г., то есть до независимости Индии, Ганди провел пять крупных кампаний гражданского неповиновения: 1920-1922 гг.; 1929-1930 гг.; 1933 г.; 1940 г.; 1942 г.

Остановимся на первой кампании, так как она была самой мощной. Ей предшествовал общий подъем национально-освободительного движения, связанный с итогами Первой мировой войны и революциями в Западной Европе, в России. Непосредственным поводом к проведению кампании послужило принятие «Закона об управлении Индией». По закону, наряду с генерал-губернаторами, право законодательной инициативы получили две палаты индийского парламента: Государственный совет (60 человек) и Законодательное собрание (145 человек). Однако система выборов была антидемократической. По избирательному праву в выборах могли участвовать только 1% индусов и 3% мусульман. Причем, колониальные власти продолжали разжигать религиозную рознь, проводя выборы по двум куриям.

Ограниченные избирательные права ничего не давали большинству населения. Кроме того, на любое решение парламента генерал-губернатор мог наложить вето . Вскоре в Индии был принят закон Роулетта (1919). Это настоящий драконовский акт, по которому генерал-губернатор Индии мог без суда и следствия арестовать и сослать в ссылку любого человека, обвиненного в «антигосударственной деятельности».

Новые законы вызвали взрыв негодования в рядах индийской общественности. 30 марта 1919 г. Ганди призвал индийский народ начать хартал . В 1920 г. призыв Ганди поддержали не только индусы, но и мусульмане, в частности сторонники халифатского движения 142 . По инициативе Ганди Конгресс и халифатский комитет образовали единый блок. Началась кампания гражданского неповиновения 1920-1922 гг. Она должна была проходить в два этапа. На первом этапе индийцы бойкотировали колониальный режим: не покупали английские товары, не ходили в колониальные школы, не работали в колониальных учреждениях. На втором этапе планировалось перейти к неуплате государственных налогов. Однако второго этапа не было.



Высшей точкой движения стал 1921 год. Гражданское неповиновение охватило всю страну. Число членов Конгресса выросло до 10 млн человек. На пике народной активности Ганди (его называли «диктатор кампании») резко меняет тактику. Что заставило Ганди отступить? Причиной послужили события 4 февраля 1922 г. в местечке Чаури-Чаури. Здесь местные крестьяне загнали в сарай полицейских и подожгли здание. В огне погиб 21 человек. Ганди публично осудил «бесчеловечное поведение черни», выразил сочувствие семьям погибших и «одним движением руки» свернул кампанию гражданского неповиновения. События в Чаури-Чаури противоречили взглядам Ганди, он не хотел, да просто не мог нарушить свой главный принцип – ненасилие. Иначе он не видел смысла в продолжении борьбы. Другой путь для него был неприемлемым.

Интересно, когда англичане покинули Индию и индийцы добилась независимости, Махатма Ганди говорил: «Наше ненасилие оказалось ненасилием слабого» 143 . Что имел ввиду выдающийся индийский гуманист и мыслитель? Вероятно то, что не удалось сохранить страну в ее прежних государственных и культурных границах, не удалось остановить насилие. Таким был Ганди: мечтатель и борец, религиозный реформатор и политик.

«Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами».

(Махатма Ганди)

*1. Почему, на ваш взгляд, Китай долгое время находился в состоянии раздробленности?

2. Каким был режим Чан Кайши – демократическим, авторитарным или тоталитарным?

3. Почему Ганди два раза прекращал кампанию неповиновения англичанам?

4. Какие цели ставил перед собой Ганди?

1. Сунь Ятсен считал, что «народное благоденствие – это и есть социализм, или, как это по-другому называется, коммунизм… Коммунизм в Китае уже был претворён в жизнь в период Хун Сюцюаня». Вспомните, кто такой Хун Сюцюань, как называлось возглавляемое им движение. Как вы полагаете, прав ли был Сунь Ятсен?

2. «Управление нашей страной находится в руках бюрократии и военщины, против них и должна быть направлена революция», – утверждал Сунь Ятсен. Как эти задачи революции были связаны с преодолением раздробленности Китая и его зависимости от империализма?

3. «Цель китайской революции – добиться объединения страны. Мы не можем позволить повторить ошибки тайпинов в XIX в. Завершение Северного похода чрезвычайно важно для нас. Без единого Китая не может быть мира в Азии», – заявлял Чан Кайши. Вспомните основные причины поражения тайпинов. Как вы думаете, о каких ошибках говорил Чан Кайши?

Великая депрессия и наступление тоталитаризма

«Общество будет стремиться к тому, чтобы жить для государства, а человек – для правительственной машины».

Философ Хосе Ортега-и-Гассет

Сила энергии. Художник Т. Бентон

§ 8. Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США

Начало Великой депрессии

В середине 1929 г. мировая капиталистическая экономика казалась стабильной и процветающей. Но в октябре 1929 г. рухнул финансовый рынок США. За короткое время закрылось более 5 тыс. американских банков, полностью обесценились акции на 40 млрд долларов, миллионы вкладчиков во всём мире потеряли свои деньги. Лишившись американских капиталовложений, экономика стран Запада стала разрушаться. Промышленное производство в США сократилось почти вдвое, а производство автомобилей – почти в пять раз. Значительно сократилось производство и в других странах. Миллионы людей лишились работы. Начался величайший кризис мировой экономики XX в., получивший название Великой депрессии.

Великая депрессия была вызвана нерегулируемым развитием мирового рынка. Считалось, что свободные перетоки финансов из отрасли в отрасль обеспечат наилучшее регулирование экономики. Но оказалось, что мировой рынок развивается слишком хаотично. Финансовый рынок стал развиваться независимо от рынка реальной продукции, биржевые спекуляции приносили большую прибыль, чем вложения в производство. Банки выпускали ценные бумаги, которые не были обеспечены реальным производством. А между тем мировой рынок сбыта уже был насыщен товарами. Дело в том, что покупательная способность населения, особенно вне Европы и Америки, росла очень медленно, людям не требовалось столько товаров, сколько производилось «мировой фабрикой» стран Запада. Но финансовые биржи не могли учитывать этих тревожных тенденций, поскольку были заняты искусственными операциями с акциями и ценными бумагами.

Рабочие выбрасывают кофе в океан, чтобы предотвратить падение цен. Бразилия. 1932 г.

Таким образом, разрыв между размерами производства и возможностями потребления, с одной стороны, и между производством и искусственно возросшим финансовым капиталом – с другой, привёл к острому экономическому кризису.

В начале 1933 г. биржевая активность в США полностью замерла, банки не работали, производители не знали, где брать капиталы для развития и куда сбывать продукцию. Люди, потерявшие работу, вклады или часть зарплаты, не могли больше покупать товары. Образовался замкнутый круг.

Социально-политические последствия Великой депрессии

Великая депрессия нанесла страшный удар по уровню жизни миллионов жителей процветавших прежде стран Запада. Цены на сельскохозяйственную продукцию упали настолько, что фермеры, продав урожай, не могли рассчитаться с долгами и купить самые необходимые промышленные товары. Продукты продавались с трудом – у горожан было очень мало денег. Чтобы замедлить падение цен, фермеры сжигали принадлежавшее им «лишнее» продовольствие, в то время как миллионы людей в городах голодали.

Разгон демонстрации безработных. Вашингтон. 1932 г.

Толпы разорившихся вкладчиков и безработных бродили без дела по улицам городов в поисках хоть какого-нибудь приработка. В США работодателем многих из них стала мафия, мощь которой небывалым образом выросла в период Великой депрессии. Главной отраслью нелегального («теневого») бизнеса стала торговля спиртным, запрещённая ещё в 1920 г., когда в США был введён «сухой закон». Попытка запретить продажу алкоголя предоставила мафии широкое поле деятельности, а Великая депрессия – армию на всё готовых работников. Но мафия не могла обеспечить работой всех нуждающихся, тем более что и её рынки сбыта были ограничены и за них велась кровавая борьба.

Б большинстве стран Европы и Северной Америки рабочие, безработные и разорившиеся мелкие предприниматели всё активнее стали выступать против общественного устройства, которое довело их до полуголодного состояния. Возросло влияние коммунистов и фашистов – политических сил, требовавших скорейших перемен, радикальной ломки обанкротившейся общественной системы. В США фермеры блокировали дороги. В 1932 г. в Вашингтон пришла многотысячная колонна безработных из всех штатов США. Участники марша, во главе которых шли ветераны Первой мировой войны, встали лагерем в центре столицы и блокировали конгресс и Белый дом. Президент Герберт Гувер приказал войскам разгромить лагерь безработных. Но социальная напряжённость в стране не ослабевала.

Очередь безработных в Нью Йорке. 1933 г.

Преодолеть острый кризис можно было либо установив диктатуру, которая навела бы порядок в экономике тоталитарными методами, либо ограничив частную собственность в пользу демократического общества и наладив государственное регулирование хозяйства без подавления независимых от правительства социальных структур. Второй путь был гораздо сложнее, но именно его выбрал новый президент США Франклин Рузвельт.

Франклин Делано Рузвельт родился в 1882 г. в семье предпринимателя. Многое способствовало его политической карьере – пример дальнего родственника Теодора Рузвельта, который был президентом в начале XX в.; деньги родителей, давшие возможность получить престижное юридическое образование; работа на крупные корпорации, позволившая заручиться необходимыми связями. В 1910 г. Рузвельт был избран в сенат. В 1920 г. демократическая партия выдвинула его на пост вице-президента, но на выборах победили республиканцы. Это был не последний удар – в 1921 г. Рузвельт после купания заболел полиомиелитом и на всю жизнь потерял способность ходить. Но в 1928 г. он вернулся в политику и был избран губернатором Нью-Йорка. Затем демократическая партия выдвинула его кандидатом в президенты.

Текущая страница: 5 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 12 страниц]

Альтернатива – возможность выбора иного пути развития.

1925 – кончина Сунь Ятсена.

1925–1927 – национально-освободительная революция в Китае.

1919–1922 и 1928–1931 – подъём национально-освободительного движения в Индии.

«Оружием нельзя одержать победу ни над низменными страстями людей, ни над их возвышенными идеалами».

(Махатма Ганди)

Вопросы

*1. Почему, на ваш взгляд, Китай долгое время находился в состоянии раздробленности?

2. Каким был режим Чан Кайши – демократическим, авторитарным или тоталитарным?

3. Почему Ганди два раза прекращал кампанию неповиновения англичанам?

4. Какие цели ставил перед собой Ганди?

Задания

1. Сунь Ятсен считал, что «народное благоденствие – это и есть социализм, или, как это по-другому называется, коммунизм… Коммунизм в Китае уже был претворён в жизнь в период Хун Сюцюаня». Вспомните, кто такой Хун Сюцюань, как называлось возглавляемое им движение. Как вы полагаете, прав ли был Сунь Ятсен?

2. «Управление нашей страной находится в руках бюрократии и военщины, против них и должна быть направлена революция», – утверждал Сунь Ятсен. Как эти задачи революции были связаны с преодолением раздробленности Китая и его зависимости от империализма?

3. «Цель китайской революции – добиться объединения страны. Мы не можем позволить повторить ошибки тайпинов в XIX в. Завершение Северного похода чрезвычайно важно для нас. Без единого Китая не может быть мира в Азии», – заявлял Чан Кайши. Вспомните основные причины поражения тайпинов. Как вы думаете, о каких ошибках говорил Чан Кайши?

Глава 3
Великая депрессия и наступление тоталитаризма

«Общество будет стремиться к тому, чтобы жить для государства, а человек – для правительственной машины».

Философ Хосе Ортега-и-Гассет


Сила энергии. Художник Т. Бентон

§ 8. Великая депрессия. Преобразования Ф. Рузвельта в США
Начало Великой депрессии

В середине 1929 г. мировая капиталистическая экономика казалась стабильной и процветающей. Но в октябре 1929 г. рухнул финансовый рынок США. За короткое время закрылось более 5 тыс. американских банков, полностью обесценились акции на 40 млрд долларов, миллионы вкладчиков во всём мире потеряли свои деньги. Лишившись американских капиталовложений, экономика стран Запада стала разрушаться. Промышленное производство в США сократилось почти вдвое, а производство автомобилей – почти в пять раз. Значительно сократилось производство и в других странах. Миллионы людей лишились работы. Начался величайший кризис мировой экономики XX в., получивший название Великой депрессии.

Великая депрессия была вызвана нерегулируемым развитием мирового рынка. Считалось, что свободные перетоки финансов из отрасли в отрасль обеспечат наилучшее регулирование экономики. Но оказалось, что мировой рынок развивается слишком хаотично. Финансовый рынок стал развиваться независимо от рынка реальной продукции, биржевые спекуляции приносили большую прибыль, чем вложения в производство. Банки выпускали ценные бумаги, которые не были обеспечены реальным производством. А между тем мировой рынок сбыта уже был насыщен товарами. Дело в том, что покупательная способность населения, особенно вне Европы и Америки, росла очень медленно, людям не требовалось столько товаров, сколько производилось «мировой фабрикой» стран Запада. Но финансовые биржи не могли учитывать этих тревожных тенденций, поскольку были заняты искусственными операциями с акциями и ценными бумагами.


Рабочие выбрасывают кофе в океан, чтобы предотвратить падение цен. Бразилия. 1932 г.

Таким образом, разрыв между размерами производства и возможностями потребления, с одной стороны, и между производством и искусственно возросшим финансовым капиталом – с другой, привёл к острому экономическому кризису.

В начале 1933 г. биржевая активность в США полностью замерла, банки не работали, производители не знали, где брать капиталы для развития и куда сбывать продукцию. Люди, потерявшие работу, вклады или часть зарплаты, не могли больше покупать товары. Образовался замкнутый круг.

Социально-политические последствия Великой депрессии

Великая депрессия нанесла страшный удар по уровню жизни миллионов жителей процветавших прежде стран Запада. Цены на сельскохозяйственную продукцию упали настолько, что фермеры, продав урожай, не могли рассчитаться с долгами и купить самые необходимые промышленные товары. Продукты продавались с трудом – у горожан было очень мало денег. Чтобы замедлить падение цен, фермеры сжигали принадлежавшее им «лишнее» продовольствие, в то время как миллионы людей в городах голодали.


Разгон демонстрации безработных. Вашингтон. 1932 г.

Толпы разорившихся вкладчиков и безработных бродили без дела по улицам городов в поисках хоть какого-нибудь приработка. В США работодателем многих из них стала мафия, мощь которой небывалым образом выросла в период Великой депрессии. Главной отраслью нелегального («теневого») бизнеса стала торговля спиртным, запрещённая ещё в 1920 г., когда в США был введён «сухой закон». Попытка запретить продажу алкоголя предоставила мафии широкое поле деятельности, а Великая депрессия – армию на всё готовых работников. Но мафия не могла обеспечить работой всех нуждающихся, тем более что и её рынки сбыта были ограничены и за них велась кровавая борьба.

Б большинстве стран Европы и Северной Америки рабочие, безработные и разорившиеся мелкие предприниматели всё активнее стали выступать против общественного устройства, которое довело их до полуголодного состояния. Возросло влияние коммунистов и фашистов – политических сил, требовавших скорейших перемен, радикальной ломки обанкротившейся общественной системы. В США фермеры блокировали дороги. В 1932 г. в Вашингтон пришла многотысячная колонна безработных из всех штатов США. Участники марша, во главе которых шли ветераны Первой мировой войны, встали лагерем в центре столицы и блокировали конгресс и Белый дом. Президент Герберт Гувер приказал войскам разгромить лагерь безработных. Но социальная напряжённость в стране не ослабевала.


Очередь безработных в Нью Йорке. 1933 г.

«Новый курс» Рузвельта

Преодолеть острый кризис можно было либо установив диктатуру, которая навела бы порядок в экономике тоталитарными методами, либо ограничив частную собственность в пользу демократического общества и наладив государственное регулирование хозяйства без подавления независимых от правительства социальных структур. Второй путь был гораздо сложнее, но именно его выбрал новый президент США Франклин Рузвельт.

Франклин Делано Рузвельт родился в 1882 г. в семье предпринимателя. Многое способствовало его политической карьере – пример дальнего родственника Теодора Рузвельта, который был президентом в начале XX в.; деньги родителей, давшие возможность получить престижное юридическое образование; работа на крупные корпорации, позволившая заручиться необходимыми связями. В 1910 г. Рузвельт был избран в сенат. В 1920 г. демократическая партия выдвинула его на пост вице-президента, но на выборах победили республиканцы. Это был не последний удар – в 1921 г. Рузвельт после купания заболел полиомиелитом и на всю жизнь потерял способность ходить. Но в 1928 г. он вернулся в политику и был избран губернатором Нью-Йорка. Затем демократическая партия выдвинула его кандидатом в президенты.


Франклин Делано Рузвельт

Программа Рузвельта «Новый курс» получила поддержку большинства избирателей, и в марте 1933 г. он стал президентом. Рузвельт располагал поддержкой конгресса и немедленно приступил к реформам. В первые 100 дней своего правления он поставил задачу добиться конкретных результатов в борьбе с депрессией.

Была проведена проверка (аудит) банков, и право на дальнейшую работу получили те из них, которые смогли доказать государству свою кредитоспособность. Большинство же банков не смогли сделать этого и исчезли. Отныне банковские вклады должны были страховаться на случай разорения.

Создавались специальные «администрации» – организации, управлявшие сферами экономики, в которые раньше государство почти не вмешивалось. Национальная администрация восстановления промышленности провела принудительное объединение всех предприятий в 17 групп. Внутри каждой группы ограничивалась конкуренция (это называлось «честной конкуренцией»), вводились единые цены и распределялись рынки сбыта. Был ограничен рабочий день и введены минимальные зарплаты. Администрация по регулированию сельского хозяйства распределяла рынки сбыта продукции, добиваясь сокращения «лишнего» производства. Доходило до принудительного уничтожения посевов и скота, чтобы от избытка продуктов цены на них не падали. Сохранение уровня цен спасало фермеров от разорения. Администрация общественных работ организовала строительство дорог и других сооружений силами безработных. Государственные работы развернулись в засушливой долине реки Теннесси, где были построены плотины и каналы, давшие воду сельскому хозяйству и электроэнергию промышленности. Был отменён «сухой закон», усилена борьба с мафией. В 1935 г. были приняты законы об обязательном заключении коллективных договоров между профсоюзами и предпринимателями и об обязательном страховании рабочих. Американцам гарантировалась государственная пенсия по старости и инвалидности, пособие по безработице. Теперь трудящиеся были защищены от нищеты.

Все эти меры позволили упорядочить производство и распределение товаров в США. Финансовый капитал был сконцентрирован и поставлен под контроль государства. Социальные права американцев были защищены, и напряжённость в стране заметно уменьшилась. Хотя экономический подъём не начался, революция уже не грозила Америке.

Значение реформ Рузвельта

Политика «Нового курса» обеспечила президенту поддержку большинства населения Соединённых Штатов. Но у него было и много противников, ведь реформы значительно ограничили всевластие монополий – основу общественной системы США того времени. Рузвельта обвиняли в приверженности социализму, в стремлении к диктатуре. В 1936 г. Верховный суд США даже отменил некоторые законы, принятые по инициативе Рузвельта. Но, несмотря на эту неудачу, он был снова избран президентом США и продолжил преобразования. Они проходили успешно – уровень жизни большинства американцев вырос, повысилась их покупательная способность, а значит, производители получили долгожданную возможность сбывать больше продукции. Рузвельт боролся и за расширение внешних рынков, в частности, он нормализовал отношения с СССР.


Плотина «Норрис», построенная в 1936 г. в ходе реализации проекта строительства серии электростанций в долине Теннесси

В ходе реформ американское общество так сильно изменилось, что стало возможным говорить о новом этапе в развитии индустриальной цивилизации. Капитализм был ограничен и подчинён государству. Усилилась самостоятельная роль государственной бюрократии, которая уже не так зависела от буржуазии, как раньше. Капитализм был ограничен также и за счёт расширения прав общественных организаций, прежде всего профсоюзов. В то же время монополизм экономики только усилился. Происходило сращивание теперь уже равноправных правящих групп – монополистического капитала и бюрократии.

Такое общество называют по-разному. Одни специалисты именуют его государственно-монополистическим капитализмом. При этом имеется в виду то, что капитализм не исчез, а был лишь ограничен. Другое название этой стадии развития общества – государственно-монополистический индустриализм, когда развитие индустриального общества регулируется государством и монополиями. Третье название – социальное государство, то есть такая система, которая обеспечивает стабильность общества с помощью социальных гарантий. Все три названия имеют право на существование, так как характеризуют различные стороны одного явления.

Усиление роли государства в экономике стран Европы и Латинской Америки

Преобразования Рузвельта стали наиболее успешным примером перехода от обычного монополистического рынка к регулируемому государством. Ранее, в 1920-х гг., такое регулирование осуществлялось и в Советской России. Эта новая экономическая политика (НЭП) в СССР была вскоре свёрнута, но она многому научила страны Запада. В 1933 г. по пути государственного регулирования пошли Германия и Италия, однако они предпочли тоталитарный путь развития.

Демократический вариант регулирования одновременно с Рузвельтом осуществляли социал-демократы Швеции и Дании. В мае 1936 г. на выборах во Франции победила коалиция социалистов, коммунистов и радикалов, известная как Народный фронт. После этого поднялась волна забастовок – рабочие требовали не медлить с реформами и стали захватывать предприятия. Правительство Народного фронта во главе с Леоном Блюмом добилось повышения зарплаты, провело законы о предоставлении рабочим оплачиваемых отпусков, об обязательном заключении коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами. Была реорганизована банковская система, регулировались цены на зерно, выделены средства на проведение общественных работ, установлен государственный контроль над железными дорогами.

Реформы Народного фронта встретили ожесточённое сопротивление со стороны крупного бизнеса. Капиталы стали переводиться за границу. Под угрозой этого Блюм остановил реформы и уже в 1937 г. был вынужден уйти в отставку. Но введённые Народным фронтом социальные гарантии сохранились.


Лидеры Народного фронта Леон Блюм и Морис Торез. 1936 г.

Британские социалисты (лейбористы) дважды приходили к власти в 20-30-е гг., но им не удалось преодолеть традиции своей страны и серьёзно изменить её социально-экономическую структуру. В условиях затяжной депрессии к власти в Великобритании во второй половине 30-х гг. вернулись консерваторы.

Демократические преобразования, обеспечивавшие государственное регулирование экономики, проходили также в некоторых странах Латинской Америки. Так, президент Мексики Ласаро Карденас в 1934–1940 гг. национализировал нефтяную промышленность и железные дороги. Продолжая аграрную реформу, Карденас передал большую часть помещичьих земель крестьянам.

Реформы в странах Запада, направленные на регулирование рыночной экономики, в середине 1930-х гг. позволили преодолеть Великую депрессию.

Подведём итоги

Нерегулируемое обществом и государством развитие капитализма привело к самому тяжёлому экономическому кризису XX в. – Великой депрессии. Справиться с этим кризисом можно было только путём значительного усиления роли государства в экономике. Политика такого регулирования в период президентства Рузвельта стала проводиться в США. Вслед за Америкой развитые индустриальные государства постепенно перешли к государственно-монополистической системе экономики.

Депрессия – длительный спад производства.

Мафия – система организованной преступности.

1929 – начало Великой депрессии.

1933 – начало правления Ф. Рузвельта в США.

1936–1937 – правительство Народного фронта во Франции

«Если я буду плохим президентом США, то я буду последним их президентом».

(Франклин Рузвельт)

Вопросы

1. Как вы думаете, каким образом сказались на состоянии мирового рынка национально-освободительные движения в Индии и Китае?

2. Почему увольнение рабочих в результате Великой депрессии затрудняло возобновление роста производства?

3. Почему в условиях недоедания миллионов американцев администрация Рузвельта поощряла уничтожение продовольствия?

4. Какие географические особенности США учитывались при проведении политики Ф. Рузвельта?

Задания

1. В 1929–1933 гг. СССР, несмотря на голод в собственной стране, экспортировал хлеб. Каким образом это могло повлиять на начало и ход мирового кризиса?

2. Начертите схему причин и последствий начала Великой депрессии, обозначив причинно-следственные связи стрелками.

3. Составьте сравнительную таблицу реформ в США и во Франции.

Реформы в США и во Франции

4. В послании президента Ф. Рузвельта конгрессу от 17 мая 1933 г. предлагалось обеспечить проведение «во всей индустрии (с целью достижения большей занятости) сокращения рабочей недели, при сохранении достаточной платы за сокращённую неделю, и предотвращения нечестной конкуренции и гибельного перепроизводства». Проанализируйте этот текст. Какие задачи стремился решить Рузвельт, предлагая такие меры? Каким образом предложенные меры способствуют решению указанных задач?

§ 9. Нарастание агрессии и борьба за мир. Германский нацизм
Нарастание агрессии в мире

Во время Великой депрессии хрупкая Версальско-Вашингтонская система стала давать сбои. Стали образовываться «очаги войны» – регионы, где государственные агрессоры грубо нарушали международные соглашения. Первый такой очаг возник вокруг Японии. Это государство сочетало быстрое индустриальное развитие с сохранением традиционной авторитарной политической структуры. За влияние на императора Японии боролись сторонники различных правых течений – от консерваторов до откровенных фашистов. Но все они отстаивали необходимость завоеваний новых территорий и в конечном итоге выступали за захват Японией всей Азии. Японские милитаристы (военная верхушка) выдвинули лозунг «Азия – для азиатов». Под «азиатами» понимались правящие круги Японии.


Нападение Японии на Китай. Рисунок из французской газеты. 1937 г.

Первой жертвой Японии стал ослабленный гражданской войной Китай. В 1931 г. японцы захватили Маньчжурию и позднее провозгласили там марионеточное государство Маньчжоу-Го. Его возглавил ставленник Японии, последний император маньчжурской династии Пу И, свергнутый в Китае ещё во времена Синьхайской революции. Ресурсы Маньчжурии стали обслуживать японскую промышленность, а территория региона стала плацдармом для новых нападений. В ответ на протесты стран Запада Япония в 1933 г. вышла из Лиги Наций. В 1937 г. вся мощь японской армии обрушилась на Китай. Китайские войска понесли большие потери и вынуждены были отступить в глубь страны. Японо-китайская война затянулась.

В 1938 г. на озере Хасан и в 1939 г. на реке Халхин-Гол японцы попытались проверить на прочность границы СССР и союзной ему Монголии. Но советско-монгольские войска нанесли японцам сокрушительное поражение.

Другой очаг агрессии сложился вокруг фашистских государств. В 1935 г. Италия напала на Абиссинию (Эфиопию). Итальянцы применили современную авиацию и даже химическое оружие. В 1936 г. Абиссиния потерпела поражение и была превращена в колонию. Несмотря на формальные протесты, европейские страны, в руководстве которых было немало расистов, не предприняли мер для защиты суверенного государства в Африке, где они сами владели колониями.

Наступление нацистов

Главный «очаг войны», угрожавший всей Европе и даже миру, возник в Германии после прихода к власти в этой стране нацистов во главе с Гитлером.

Адольф Гитлер родился в 1889 г. в Австрии. В молодости он переехал в Германию, в Мюнхен. Был начинающим художником, участвовал в Первой мировой войне. В юности Гитлер увлекался самыми разнообразными теориями – националистическими, социалистическими и оккультными (магическими). Широкий круг увлечений сочетался в его характере с чувством превосходства над окружающими. В 1919 г. Гитлер вступил в Немецкую рабочую партию. В 1920 г. она была переименована в Немецкую национал-социалистскую рабочую партию (НСДАП), её называли также нацистской. В 1921 г. Гитлер стал председателем партии. Во многих отношениях он считал себя учеником Муссолини и называл себя также фашистом.


Гитлер выступает на митинге

В 1923 г. нацисты предприняли первую попытку захватить власть – пока в Мюнхене. Эти события известны как «пивной путч». Разгорячённые пивом сторонники Гитлера и генерала Людендорфа ринулись из пивной к государственным учреждениям, но были рассеяны огнём полиции.

Гитлер оказался в тюрьме. В заключении он написал книгу «Моя борьба» («Майн Кампф»), где обобщил свои взгляды. Гитлер считал, что отношения между народами носят характер биологической борьбы за «жизненное пространство». Германский народ, по его мнению, превосходит все другие, так как происходит от древних арийцев. Именно поэтому он имеет право подчинить себе весь мир, захватив недостающее «жизненное пространство» у славян и других «неполноценных» народов. Главным же препятствием на этом пути были евреи с подчинённым им капиталом, который, по мнению фюрера, закабалил Германию и весь мир. Для борьбы с евреями, славянами и другими народами Гитлер считал необходимым сплотить немцев – рабочих, крестьян и капиталистов – в единую монолитную нацию, подавить социальную борьбу. Для выполнения этих задач Гитлер был готов к применению насилия, вплоть до войны и массового террора. Несмотря на слово «социализм» в названии партии, Гитлер придерживался ультраправых идей, направленных против движения трудящихся за свои права. Нацизм стал преобладающим течением фашизма – тоталитарного движения, основанного на национально-расовых шовинистических идеях.


Встреча Гитлера со «штурмовиками»

После выхода из тюрьмы Гитлер и его сторонники приступили к превращению НСДАП в массовую партию. Агитация нацистов была основана на ненависти к самым разным людям – торговцам, евреям, коммунистам, демократам, которых нацисты обвиняли во всех бедах, постигших Германию. С началом Великой депрессии шовинистические взгляды нацистов стали находить массовую поддержку особенно среди малоопытной молодёжи и разорявшихся средних слоев. Миллионы обнищавших в ходе кризиса людей задавались вопросом: кто виноват? Но они были не склонны искать глубинные причины своих бед. Нацистские агитаторы во главе с Йозефом Геббельсом предлагали простые популистские ответы: виноваты евреи, банкиры, социалисты и т. д. Использовалось и униженное положение Германии после поражения в Первой мировой войне.

Нацисты создавали свои профсоюзы и организации мелких предпринимателей. Из своих сторонников они сформировали также «штурмовые отряды» (СА), во главе которых встал участник «пивного путча» Эрнст Рем. «Штурмовики» избивали политических противников нацизма, нападали на их митинги, подавляли забастовки. Позднее Гитлер создал свою личную гвардию – «охранные отряды» (СС) во главе с Генрихом Гиммлером.

С помощью одного из лидеров своей партии, Германа Геринга, который имел связи в мире крупного бизнеса, Гитлер в начале 1932 г. сумел убедить руководителей германских монополий в том, что он будет бороться только с еврейским и иностранным капиталом, а германским монополиям окажет всяческую поддержку. В результате НСДАП получила мощную финансовую помощь и связи в высших чиновничьих кругах.

Успехи нацистов были связаны также с расколом пролетарского движения. Часть рабочих поддерживала социал-демократов, часть – коммунистов. Коммунисты выступали за ликвидацию рыночной экономики и парламентской демократии, ратовали за превращение Германии в советскую республику по образцу СССР. У них тоже были свои отряды, которые участвовали в столкновениях с полицией. Социал-демократы не могли и не хотели согласиться с этим, отношения между ними и коммунистами были враждебными. Рабочее движение было ослаблено этим расколом, и в итоге в органах власти преобладали представители правых партий, сотрудничавшие с нацистами.

Установление нацистской диктатуры

В течение 1930–1932 гг. количество голосов, поданных за нацистов на выборах, постоянно росло. Фашистская партия надеялась на скорую победу. Но этого не произошло. В ноябре 1932 г. число избирателей, проголосовавших за НСДАП, уменьшилось. Зато большого успеха добились коммунисты, чья программа тоже предлагала «простые» радикальные меры по выходу из кризиса.

Однако приход коммунистов к власти казался представителям правящих кругов Германии страшнее, чем победа нацистов. Они понимали, что после поражения на выборах НСДАП может ослабеть, поэтому рассчитывать на неё в борьбе с коммунистами будет сложно. В этих условиях ведущие предприниматели и правые политики убедили пожилого президента Пауля фон Гинденбурга назначить рейхсканцлером (главой правительства) Гитлера вопреки воле избирателей. 30 января 1933 г. Гитлер возглавил кабинет министров Германии. Но его власть пока была ограниченной – правительство опиралось на неустойчивую коалицию правых партий и не имело большинства в парламенте.


Пожар Рейхстага. 1933 г.

В феврале 1933 г. загорелось здание Рейхстага. Организаторами поджога были нацисты. На месте преступления был задержан маньяк-одиночка, который в прошлом состоял в голландской компартии. Нацисты обвинили в поджоге коммунистов во главе с болгарским эмигрантом Георги Димитровым.

Пожар якобы должен был служить сигналом к коммунистическому восстанию. Несмотря на то что Димитрову на Лейпцигском процессе удалось доказать свою непричастность к заговору и под давлением мировой общественности выехать в СССР, тысячи коммунистов, включая депутатов рейхстага, были арестованы. Арест левых депутатов позволил Гитлеру получить перевес в парламенте и принять конституционное решение, в соответствии с которым правительство имело право принимать законы. С помощью этого права Гитлер полностью перестроил политическую систему Германии, покончив с Веймарской конституцией. Были отменены гражданские права и свободы, запрещены оппозиционные партии, тысячи социалистов и демократов отправлены в тюрьмы и концентрационные лагеря, все чиновники теперь могли назначаться только с согласия организаций НСДАП.


Нацистский парад

Укрепление диктатуры быстро пришло в противоречие с требованием лидеров «штурмовиков» выполнить партийную программу и совершить революцию, направленную против капиталистов. Это не входило в планы Гитлера, который уже давно опирался на крупный капитал. В июне 1934 г. отряды СС нанесли внезапный удар по штабам С А и уничтожили 1500 «штурмовиков» во главе с Ремом. Эта резня получила название «ночи длинных ножей». Никто более не мог перечить Гитлеру. В августе, после кончины Гинденбурга, Гитлер был объявлен пожизненным президентом и фюрером (вождём) германского народа.

Фашистский режим в Германии

За короткое время нацисты создали режим подчинения общества фюреру и его окружению. Недовольство подавлялось полицией, службой безопасности (СД) и тайной политической полицией (гестапо). В тюрьмах и концентрационных лагерях томились сотни тысяч людей, тысячи противников режима были казнены. Фашисты сплачивали нацию, натравливая немецкое большинство на еврейское меньшинство. Собственность евреев была конфискована, на рукаве они обязательно должны были носить жёлтую звезду, чтобы отличаться от «полноценных» арийцев. Евреев унижали и избивали только за их происхождение. Из страны бежали сотни тысяч евреев. Уезжали и лучшие представители интеллигенции, включая физика Альберта Эйнштейна, писателей Томаса и Генриха Маннов, Эриха Ремарка, кинозвезду Марлен Дитрих и др. Находясь в эмиграции, они резко осуждали фашизм.

Однако только с помощью террора невозможно было решить вставшие перед страной проблемы. Германия, так же как и США, перешла к государственному регулированию экономики. В 1933 г. все предприятия были объединены в монополистические группы, которые подчинялись Генеральному совету германского хозяйства. В него вошли крупнейшие предприниматели. Совет подчинялся Министерству экономики. Предприниматели стали членами НСДАП, после чего их назначили «фюрерами» своих предприятий. Рабочие должны были беспрекословно подчиняться им. Рабочий день был увеличен до 12–14 часов. Генеральный совет, министерства и их подразделения устанавливали планы развития производства, цены на продукцию, рынки сбыта. Печатавшиеся правительством деньги не были обеспечены достаточным количеством товаров, поэтому они распределялись по карточкам. Зарплата устанавливалась по соглашению с руководством Немецкого трудового фронта – единого профсоюза, в котором должны были состоять все рабочие и работодатели. Немецкий трудовой фронт руководил также специальной организацией по проведению досуга рабочих, которая называлась «Сила через радость». Даже дети должны были состоять в нацистской молодёжной организации «Гитлерюгенд».


Марш «Гитлерюгенда»

Писатели и художники, оставшиеся в стране, были объединены в нацистские союзы и под надзором фюреров прославляли новый порядок, создавая новую «арийскую культуру». Гитлер, который в юности был художником, любил классические формы искусства, похожие на римские. В результате художники, архитекторы и скульпторы работали в так называемом «имперском стиле», основанном на прославлении физической мощи и внешней, биологической красоты. Миллионы книг, газет, журналов, а также радио, кино и только что появившееся телевидение ежедневно прославляли вождей нацизма. Большинство немцев верили этой пропаганде, потому что их жизнь с приходом Гитлера к власти несколько улучшилась.

Нацисты создали один из вариантов государственно-монополистической индустриальной системы. Государственное регулирование помогло стране выйти из экономического кризиса. Начался экономический подъём, безработица уменьшилась в 12 раз, расширилось дорожное строительство. Но главным экономическим двигателем Германии явилась подготовка к новой войне.

Подведём итоги

Великая депрессия нарушила относительное равновесие в мире. Япония перестала соблюдать принципы Версальской системы. В Германии к власти пришли нацисты – сторонники расистских, человеконенавистнических идей. Нацизм стал преобладающим течением фашизма. Вождь германских нацистов Гитлер открыто готовился к переделу мира и уничтожению тех народов, которые он считал неполноценными.

Государство-агрессор – государство, осуществляющее вооружённое нападение на другую страну.

1931 – захват Японией Маньчжурии.

1933 – приход нацистов к власти в Германии.

1935 – захват Италией Абиссинии (Эфиопии).

1937 – начало японо-китайской войны.

«Когда буржуазия находится в трудном положении вследствие того, что миллионы трудящихся возмущены капитализмом, капиталистической системой, в этот момент является фашизм со своей антикапиталистической демагогией, и эти антикапиталистические настроения масс использует для поддержки капитализма против рабочего класса, против революционного движения».

(Георги Димитров)

Вопросы

1. Какие очаги войны образовались в 1930-е гг.?

2. Почему страны – гаранты Версальско-Вашингтонской системы и пакта Келлога – Бриана не защитили Китай и Абиссинию?

3. Почему Гинденбург передал власть Гитлеру?

4. Как Гитлер получил необходимое ему для изменения конституции большинство в парламенте?

Задания

1. В одном из первых выступлений в качестве рейхсканцлера Германии Гитлер утверждал: «Частное предприятие нельзя вести в условиях демократии; оно мыслимо, только если народ привержен авторитету личности. Всеми жизненными благами, которыми пользуемся, мы обязаны усилиям избранных». К представителям каких социальных слоев была обращена эта речь? Недовольство каких сил НСДАП она могла вызвать?