Урок обществознания 6 кл человек познает мир. Схема: Чувственное познание

06.08.2019 Бизнес

С самого своего рождения человек вынужден взаимодействовать с окружающим миром. Ориентироваться в нем человеку помогают знания. Их он получает в общении с окружающими людьми и в личном опыте.

Что лежит в основе процесса приобретения знании? Носит ли этот процесс черты всеобщности? Существуют ли закономерности процесса познания, которые человек мог бы использовать для совершенствования своего разума?

Ответы на этот и другие вопросы, подход к решению имеющихся в этой области знания проблем дает теория познания или гносеология - раздел философии.

Гносеология (теория познания) - это раздел философии (отрасль философского знания), в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности, отношение знания к реальности; исследуются всеобщие предпосылки познания; выявляются условия его достоверности и истинности.

Существует древняя мудрость: «Можно кормить людей рыбой, но лучше научить их ловить рыбу самостоятельно. Это надежнее для борьбы с голодом». Эту мудрость допустимо перефразировать: «Можно учить человека всю его жизнь, но лучше научить его приобретать знания самостоятельно. Это надежнее для духовного развития человека». Данную цель и преследует теория познания.

Познание - это процесс накопления знаний, увеличения объема информации, необходимой человеку для жизнедеятельности.

Знания - результат познавательной активности. Они представляют собой субъективные образы действительности в сознании человека (представления, понятия, осмысленные навыки, умения и др.).

Одну из важнейших проблем, которая занимала и продолжает занимать философов, можно сформулировать так: «В состоянии ли мы познать реальный мир, можем ли человек свои знания о мире считать верным отображением действительности?».

Эта проблема познаваемости породила в философии два направления: одно признает познаваемость мира, другое- ее отрицает в большей или меньшей степени. Второе выступает в виде следующих форм.

  • 1. Скептицизм был характерен уже для античной философии. Основателем этих взглядов считается Пиррон (IV-III века до н.э.), а систематизировал Секст Эмпирик (Н-Ш века). Основной тезис таков: «Нельзя утверждать однозначно о способности людей достичь достоверного знания».
  • 2. Агностицизм заключается в утверждении, что возможность получить достоверные знания отсутствует. Яркими представителями такой позиции считаются Д. Юм и И. Кант.

Почему возникли такие взгляды? Во все времена существовало огромное число мифологических, религиозных и философских, научных теорий, и большинство их авторов претендовало на безусловную истинность. Рано или поздно многие концепции оказывались неверными. Анализ таких итогов человеческого познания и рождал выводы о невозможности получения достоверных знаний. Кроме того, необходимо отметить следующее. Всем античным теоретическим построениям была присуща умозрительность, они не подвергались практической проверке из-за отсутствия научно-экспериментального фундамента. Поэтому античный скепсис (сомнение) заслуживал положительной оценки. Вместе с тем, под сомнение ставились не только результаты, но и орудия познания - органы чувств и мышление. Поэтому скептики и выдвинули положение, согласно которому как от однозначного ответа на любой вопрос следует воздержаться, в том числе и о достижимости достоверного знания.

Западноевропейская мысль средневековья много внимания уделяла соотношению веры и разума (чем античные философы не занимались), вносила в идеи скептицизма существенную коррекцию. Во взглядах богословов утверждалось, что использование лишь естественных средств познания (разум и чувственный опыт) не может привести к истинным знаниям. Такие знания приходят к людям сверхъестественным путем и, хотя истинность этих знаний разумно обосновать невозможно, в неё нужно непоколебимо верить. Таким образом, снималась проблема античного скептицизма, так как сомнение в учениях того времени рассматривалось как форма ереси, поскольку авторитет веры был выше авторитета разума. Конечно, здоровый скептицизм существовал во все времена. Это, например, доказывается идеями таких мыслителей как Дж. Бруно, Н. Коперник и др.

Однако к XVII в. философский скептицизм начинает сдавать свои позиции. С одной стороны его разрушают новые научные открытая (ширится число сторонников гносеологического оптимизма), с другой - вера в слабость человека по сравнению с Создателем переводит скептиков на более жесткие позиции - агностицизм.

Так, Д. Юм (1711-1776) считал теоретически открытым вопрос о существовании материальных объектов, вызывающих наши ощущения. Он заявлял, что в существование какой-либо внешней вещи мы всего лишь верим. Эта вера порождается привычкой. При этом Д. Юм обосновывал свою позицию взглядами Дж. Локка (1632-1704). Дж. Локк выдвинул концепцию первичных и вторичных качеств вещей. Первичные человек воспринимает адекватно (размеры, вес и т.п.), а вторичные качества вещей лишь кажутся ему таковыми (цвет, звук и т.п.). Кант считал, что картину устройства мира «рисует» наше сознание, а как устроен мир на самом деле, человеку знать не дано.

Как вообще могли появиться взгляды, окончательно отрицающие способность человеческого разума? На чём они основывались? Здесь вот что нужно иметь в виду. Научные открытия Нового времени основательно поколебали средневековую картину мира. Новые знания появлялись там, где их вовсе не ждали. Земля завертелась под ногами людей, хотя все видят, что она стоит на месте. Солнце, которое каждый день всходит и садится на наших глазах, было объявлено неподвижным. Вдруг обнаружилось, что Земля есть шар, по которому кто-то ходит вверх ногами, как мухи по потолку.

Уже этих открытий было достаточно для того, чтобы поставить в тупик нормального человека. Если Земля не стоит на месте, что же тогда твердо и незыблемо? Если я толком не знаю, как я хожу по Земле, что же я вообще знаю? Если меня обманывает зрение, что же меня не обманывает? Существует ли вокруг меня что-нибудь? Средневековые люди в течение многих веков знали, как им казалось все. И вдруг они убеждаются, что решительно ничего не знают. Поэтому агностицизм Юма, Канта и других мыслителей стал неизбежным логическим следствием общего развития человеческой мысли.

Однако во все времена большинство представителей различных философских направлений отстаивали и отстаивают позицию, что в мире не существуют непознаваемые вещи, а есть лишь еще не познанные. Таким образом, в большинстве философских систем отвергается агностицизм как гносеологический принцип.

Вместе с этим, в философских учениях, утверждающих принцип познаваемости, есть и существенные расхождения.

Так, существуют концепции, утверждающие, что исторический процесс познания будет завершен. В частности, Гегель настаивал на возможности достижения абсолютного знания о природе и обществе, не подлежащего дальнейшему изменению, развитию. При этом он называл свою философию как систему абсолютного знания. Убеждение, что познание природы приближается к исчерпанию, разделяли многие естествоиспытатели - современники Гегеля. Считалось, что Ньютон в основном завершил построение механики, подобно тому, как Евклид создал геометрию, в которой уже ничего не может быть изменено. В этом качестве геометрия выступает образцом для всех наук. Такое убеждение сохранялось до конца XIX века.

В современной отечественной науке утверждается более гибкая позиция. Для человеческого разума нет принципиальных преград в познании. Однако процесс познания не может быть никогда завершен хотя бы потому, что сам мир постоянно меняется.

Как же осуществляется процесс познания?

Личный опыт любого человека подсказывает, что мы ничего не можем узнать иначе, как с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Человек, лишённый всех органов чувств, теряет всякую возможность познавать. Каждый человек, накапливая знания, проходит ряд ступеней. И чем больше ступеней он пройдёт, тем большим объёмом знаний завладеет, тем выше будет его интеллектуальный уровень. Эти ступени группируются в два этапа: чувственное познание и рациональное (логическое) познание.

Чувственное познание. Здесь человек проходит три ступени:

  • 1. Ощущение- это отражение отдельных свойств предметов с помощью одного из органов чувств. В зависимости от строения органов чувств и состояния конкретного человека (утомление, опьянение и т.п.) у каждого из нас свои ощущения. Но одинаковые вещи в нормальном, здоровом состоянии мы все ощущаем примерно одинаково. Т.е. ощущение есть реальный образ части предмета.
  • 2. Восприятие - это отражение предмета в виде целостного чувственного образа с помощью нескольких органов чувств. Очень яркие или повторяющиеся ощущения и восприятия фиксируются в памяти. Когда мы вспоминаем прошлые чувственные образы, т.е. бывшие ощущения и восприятия, наше познание восходит на следующую ступень.
  • 3. Представление - это чувственный образ предмета, который в данный момент не доступен органам чувств.

Совокупность представлений есть наши первичные знания о мире, наш личный опыт. На вопрос: «Ты представляешь «то-то»?» - мы можем ответить утвердительно только в том случае, если мы эту вещь (явление) ощущали и воспринимали. Комбинируя прошлые восприятия, мы можем построить чувственный образ будущего события или новой вещи. Эту процедуру называют воображение. На нем основана творческая активность.

Но с помощью только чувственных образов невозможно проникнуть в сущность вещей и событий, познать скрытые связи между предметами, обмениваться сложными знаниями и, вообще изучать что- то, не доступное нашим органам чувств. Эти трудности были преодолены после возникновения и развития речевого общения между людьми. Такое общение породило качественно новый этап познания.

Рациональное (логическое) познание. Здесь также три ступени познания:

1. Понятие.

Понятие - обобщение ряда представлений по какому-либо признаку и обозначение его словом.

Фиксируя словами свои чувственные образы, мы преобразуем их в логические образы. Этим мы консервируем (сохраняем на больший срок) свой личный опыт, даём возможность воспользоваться этим опытом другим людям.

Таким образом:

  • иметь представление - хранить в памяти следы ощущений и восприятий;
  • иметь понятие - правильно описывать словами чувственные образы, знать определения слов.

Накопление понятий свидетельствует о развитии рассудка (ratio). Отсюда и название этапа познания. Если человек накопил понятия и может с их помощью высказать некую мысль, то это значит, что он поднялся на более высокую ступень познания.

2. Суждение.

Суждение - система понятий (мысль), отражающая свойства предметов и связи между ними.

Легко ли высказывать суждения? Даже тогда, когда знакомы слова и правила построения предложения, это делать достаточно трудно. Для выхода на эту ступень нужно совершить качественный скачок: понять сущность того предмета или явления, о котором требуется высказать суждение. Рассуждать мы способны только о том, что понимаем. Т.е. способность понимать доказывается тем, что человек описывает в стройной системе понятий скрытые от восприятия свойства и связи предметов или явлений. Довольно часто приходится слышать фразу: «Понимаю, но не могу выразить словами». Такое заявление - абсурд. Если человек понимает что-то, он способен высказать суждение на эту тему. Затруднение в рассуждении означает отсутствие понимания.

На экзамене от студента требуется понимание материала, т.е. умение свободно рассуждать на предложенную тему учебной дисциплины. Способность пояснить только некоторые слова означает, что он не понимает (или вообще не знает) материала. В данном случае студент имеет лишь несколько понятий по предмету. Если же он не может объяснить понятия из данной темы, но они ему кажутся знакомыми, значит, он ни одного понятия об этой теме не имеет, а имеет только представление, т.е. что-то слышал или читал.

3. Разум - высшая ступень развития рассудка. Эта ступень характеризуется овладением способностью строить умозаключения.

Умозаключение - это процесс и результат вывода новых суждений о предмете на основе известных.

Человека, развившего такую способность, называют мудрым. Мудрец не ищет знания у других людей или в книгах, он их производит сам. Мудрость может выражаться как в бытовых понятиях и суждениях - житейская мудрость, так и в научных категориях и теориях -учёная мудрость.

Оба этапа познания не могут существовать отдельно друг от друга. Они находятся в диалектическом единстве. Любое ощущение и восприятие мы осмысливаем, т.е. пытаемся выразить словами. Новые же слова мы объясняем с помощью чувственных образов: рисунки, схемы, жестикуляция, звуковые эффекты и т.д. Поэтому важны и необходимы оба этапа познания.

Таким образом, подводя итог сказанному, можно отметить следующее:

  • 1. Всякое познание есть накопление чувственных образов (представлений) и их осмысленных описаний (понятий и суждений).
  • 2. Поскольку чувственность дана человеку от рождения, а рассудок появляется позже и развивается трудно, то человек всегда больше представляет, чем понимает.
  • 3. Мудрость к человеку приходит в результате приобретения большого опыта, выработки навыков рационального мышления и творчества.

Творчество - это такая человеческая активность, в ходе которой создаются качественно новые материальные и духовные ценности.

Творчество изучается многими науками: философией, психологией, науковедением, кибернетикой, теорией информации, педагогикой и др. В то же время существует и развивается особая наука, которая исследует творческую деятельность человека, - эвристика. Считается, что термин «эвристика» происходит от слова «эврика!» (нашел!), восклицания, приписываемого Архимеду при открытии им основного закона гидростатики.

Круг проблем эвристики широк: она рассматривает специфические признаки, черты творческой активности, ее структуру, этапы творческого процесса, соотношение различных видов творчества и многое другое. Творчество многолико, в частности, различаются такие виды творчества, как техническое, научное, художественное и т.д. Иначе говоря, творчество сопутствует всем видам практической и духовной активности человека.

  • появление проблемы; определение предмета исследования, формулирование цели и задач исследования; сбор информации, выбор подхода к исследованию;
  • поиск путей разрешения проблемы, осознание безуспешности попыток ее решения с помощью существующих знаний и методов;
  • интеллектуальная, волевая, эмоциональная «заряженность» проблемой, концентрация всех психических способностей человека вокруг проблемы;
  • внезапное, как правило, интуитивное рождение новой идеи;
  • описание идеи, оформление полученных данных в логически стройную систему;
  • согласование новой идеи с существующей системой знаний, определение характера ее воздействия на другие области теории и практики.

Понятия творчества и интуиции при их относительной самостоятельности очень близки: если творчество связано с созданием чего- то принципиально нового, то интуиция выступает как одна из основных психологических составляющих творческого процесса. Как отмечалось, в получении нового знания большую роль играют рациональное мышление, способы и приемы образования понятий, законы логики. Но опыт творческой познавательной активности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения качественно новых проблем. История человеческой культуры знает немало случаев, когда ученый, конструктор, художник или музыкант достигали принципиально нового в своей области интуитивно. А что это значит?

Вопрос о сущности интуиции активно обсуждается в науке и философии. Высказывается мнение, что не все, что считают интуитивным, действительно заслуживает такого названия. Не нужно принимать за интуицию то, что относится к области инстинктов, характеризуется автоматизмом поведения в сходной обстановке. Если иметь в виду, что интуиция связана с постижением сущности предметов, то можно воспользоваться таким известным в литературе определением - интуиция.

Интуиция - это постижение сущности объекта путем прямого ее усмотрения без четкого осмысления цепи рассуждений и выводов.

Интуиция является непосредственным знанием в том смысле, что в момент выдвижения новой идеи или образа они не следуют с логической необходимостью из существующего чувственного опыта и теорий. Подчеркивают и такие черты, свойственные интуиции, как внезапность. Решение проблемы часто приходило неожиданно, случайно, в, казалось бы, неподходящих для творчества условиях.

К психологическим условиям формирования и проявления интуиции относятся: 1) основательная профессиональная подготовленность человека, глубокое знание темы и существующих проблем; 2) поисковая ситуация, состояние потребности в разрешении проблемы, наличие у субъекта поискового напряжения; 3) наличие индивидуальной способности к творчеству, богатое воображение, «расторможен- ность» в комбинировании идей и образов.

Не следует переоценивать интуицию или игнорировать ее роль в познании. Логическое и интуитивное - специфические и дополняющие друг друга средства познания. Интуиция не существует в абсолютном отрыве от чувственного и логического познания, которые выступают обязательным общим условием формирования и проявления интуиции. Наука полагает, что логическое мышление может иметь место и на уровне подсознательного и включается в механизм самого интуитивного процесса. Оно должно дополнять уже состоявшееся интуитивное решение, следовать за ним.

Творчество выявляет изначальную сущность человека, является необходимой формой самоутверждениея человеческой личности и человечества в целом. Рассмотрение творчества показывает его глубоко индивидуальную природу, большое значение в нем профессионализма и таланта человека. В то же время творчество не является сугубо таинственным явлением. Ученые активно исследуют «механизм» интуиции, место и роль в ней различных факторов. Эти результаты особенно важны в научном познании.

Истина. В любой философской концепции одной из важнейших является проблема истины. Кроме философии, никакие науки проблему истины не исследуют, а используют уже готовое определение. Обычно под истиной понимают адекватное знание о чем-либо. Такое понимание идет из глубокой древности. За пределами знания истины нет. Вещи сами по себе ни истинны, ни ложны; они существуют, не зависимо от того, что знают о них люди. Характеристика «истинно» (равно как и «ложно») относится только к знанию.

Истина - это оценка суждения, которое точно отображает свойства и связи рассматриваемого объекта; это знание, которое, по определению, не зависит от интересов людей.

Человечество достигает истины, преодолевая заблуждения, которые, тем не менее, выступают необходимым спутником познания.

Заблуждение- это оценка содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое заблуждающимся человеком за истинное.

Не следует полагать, будто заблуждения - всего лишь досадные случайности: они неизбежные спутники правильного познания, более того его внутренне необходимые элементы. Человеческий разум, устремляясь к истине, неизбежно выдвигает множество предположений, увлекается ими, нередко впадает в крайности, обусловленные исторической ограниченностью его практики, а также творческими предположениями ума. Заблуждения обусловлены и сложностью решаемых проблем, стремлением к реализации замыслов в ситуациях неполной информации. В научном познании заблуждения выступают как ложные теории, ошибочность которых выявляется только впоследствии ходом дальнейшего развития науки (например, геоцентрическая теория Птолемея). Но без таких идей развитие познания было бы невозможным.

Заблуждения имеют не только познавательные, но психологические и социальные основания. Однако их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена.

Ложь - это умышленное искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в заблуждение, обмануть.

Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Основанием для существования лжи может также быть логически неправильное мышление человека, воспринимающего информацию. На этом построены различные логические уловки.

Познание, стремящееся к истине, не обходится без столкновения различных, порой противоположных воззрений, борьбы убеждений, мнений, дискуссий. Оно невозможно без заблуждений, ошибок. В исследовательской практике ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, оценок. Однако нет оснований для пессимистического воззрения на познание как на сплошное блуждание в потемках вымыслов. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина утверждается. Подлинный ученый должен иметь смелость высказать свое мнение и даже спорные положения, если он не сомневается в их достоверности, безотносительно к давлению ненаучных факторов.

Система научных знаний, опыт постоянно изменяются, совершенствуются. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития науки, историческими условиями жизни общества, уровнем практики, а также познавательными способностями данного ученого.

Таким образом, совершенно очевидно, что не все наши знания есть истина. Более того, не все верные знания верны полностью. Такое состояние знаний описывается отдельными понятиями.

Абсолютная истина - это точное и исчерпывающее знание об объекте.

В силу этого определения абсолютная истина никогда не может быть опровергнута.

Относительная истина - это точное на определенном этапе, но не исчерпывающее знание об объекте.

Относительная истина по мере накопления человеческого опыта дополняется, конкретизируется.

Неизменное знание часто называют догма. Человека, который придерживается таких знаний, называют догматиком. А данная позиция в философии называется догматизм. Плохо это или хорошо? Опора на неизменное знание очень часто бывает полезна, так как помогает правильно ориентироваться в мире. Формулы типа: время все лечит, летом тепло, на красный свет светофора не двигайся - обеспечивают нам уверенность в действиях. С другой стороны, отжившие взгляды ограничивают творчество человека. Противоположная философская позиция - релятивизм. Это утверждение, что абсолютной истины не существует, все знания относительны.

Оценить знания на предмет истины, призвано специальное средство - критерий истины. Решение вопроса о том, что взять в качестве критерия, всегда считалось очень важным. В античности неспособность найти подходящий критерий привела к появлению скептицизма. В Средние века различалось правильное и истинное знание, истинное знание - то, которое раскрывает символический смысл вещей, вложенных в них актом творения. А правильное - это знание, проверенное опытом и приносящее практическую пользу. При этом опыт не рассматривался в качестве существенного критерия, а ссылки на него, в лучшем случае, означали выявление одного из возможных смыслов вещи, в худшем - оценивался как заблуждение. В позднем Средневековье французский философ П. Абеляр (1079-1142) выдвинул положение, что истина может быть достигнута лишь в результате сопоставления противоречивых высказываний о предмете. Другими словами, его средство достижения истины - спор (отсюда «В споре рождается истина»). По утверждению П. Абеляра истинно то, что доказано. Это было очень прогрессивно, так как подрывало слепую веру в авторитетные высказывания. С начала XVII в. главными критериями истинности научного знания становятся опыт и эксперимент. В современной отечественной философской литературе этот критерий развит до более широкого понятия - общественная практика.

Сущность процесса познания - получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

В современной науке, кроме уже указанных, часто употребляется ещё одно определение понятия «истина» - это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины - это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме - относительна.

Философы выделяют несколько видов истины : обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т.д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика.

Практика - активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Практика характеризуется следующими чертами: целенаправленностью, предметно-чувственным характером, преобразованием окружающей действительности.

Целенаправленность проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они впоследствии стремятся воплотить в окружающей действительности. Предметно-чувственный характер отражает тот факт, что в процессе практики человек непосредственно сталкивается с материальными предметами окружающего мира (в отличие, например, от мыслительной, духовной деятельности, в рамках которой такого контакта не происходит). И, как следствие, преобразует, изменяет эти предметы.

Различают множество видов практики : общественнопроизводственная, социально-политическая, научноэкспериментаторская, врачебная, семейно-бытовая и др.

В процессе практики изменяется не только окружающая человека действительность, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе часто формируются разного рода заблуждения, непреднамеренные несоответствия каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.

Заблуждение - это ложное знание, принимаемое за истинное.

Роль заблуждений в познании неоднозначна. С одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию. Но с другой стороны, оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

Помимо практики существуют и другие критерии истины, в частности, формально-логический, который применяется в тех условиях, когда нет возможности опереться на практику (например, выявление логических противоречий в математических рассуждениях).

Процесс открытия истины - долгий процесс. Истины могут формироваться десятилетиями и даже столетиями. Фактически истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика, которая, несмотря ни на что, все-таки остается наиболее надежным критерием установления истины.

Научное познание. Научным называется особый вид познания, отличающийся специфическими признаками. Обычно указывают на следующие отличительные черты: во-первых, - это обязательно целенаправленный процесс; во-вторых, - это активность, основанная на сознательно применяемых методах.

Один из основателей научного подхода в познании Ф. Бэкон писал, что до XVII в. открытия делались случайно, а не методически; открытий было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Что сделано не своевременно, сделано понапрасну. Человек, ковыляющий по прямой дороге, опередит человека бегущего, но сбившегося с пути. К средствам, улучшающим познание, Ф. Бэкон относил:

  • 1) орудия, улучшающие способность человеческого восприятия - инструменты;
  • 2) орудия, совершенствующие саму человеческую мысль - методы мышления.

По его мнению, не имея научного метода, вообще не следует браться за исследование, так как результат будет незначительный.

Черты научного познания:

  • процесс, направлен на открытие новых знаний;
  • научное познание характеризуется систематичностью;
  • ему присуща строгая доказательность;
  • оно имеет целью раскрытие законов в изучаемой области.

Кроме этого, научное исследование характеризуется особым пониманием объекта познания и способом закрепления и оформления полученных результатов.

Объект научного исследования - некоторая область действительности, охватывающая целый класс сходных явлений, их совокупность.

Так как для конкретного исследования объект познания является слишком сложным, то он, как правило, изучается по частям. Поэтому введено другое понятие.

Предмет исследования - это определённый срез, аспект, угол зрения, под которым рассматривается объект познания. Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках, диссертациях и т.п.).

Развивающееся научное знание претерпевает последовательную смену следующих форм: факт, проблема, гипотеза, теория.

Наука не просто стихийно накапливает факты, она добывает их сознательно и целенаправленно. Необходимо отметить, что термин «факт» в научной литературе употребляется в двух значениях:

  • 1) факт как реально происходящее или уже произошедшее событие {факт действительности);
  • 2) факт как описание данного события на некотором языке. Если факт осмыслен и зафиксирован в языке какой-либо науки, то здесь имеет место научный факт. Фиксация в других системах понятий дает нам мифологический, религиозный факт или другие виды фактов.

Сознательное отношение к накоплению фактов позволяет облегчить эту работу за счет сужения фронта поиска. Исследователь определяет, какого рода факты он собирается накапливать, из какой области, при каких условиях, какими средствами будет пользоваться и т.п. Необходимо помнить, что научный факт - это осмысление реального явления с определённой теоретической точки зрения. Поэтому истинность фактов определяется истинностью применяемой теории, то есть научные факты могут быть как истинными, так и ложными.

Ложными научные факты признаются когда они не соответствуют реальным явлениям, и когда доказана ложность теории, на основе которой описано данное явление.

Оценкой фактов заканчивается первый этап научного познания. Следующий этап связан с появлением фактов, которые не могут быть объяснены с помощью имеющихся знаний. Возникает проблемная ситуация - осознанное противоречие между новыми фактами и существующей теорией. В этом случае в познании требуется совершить диалектический скачок: дать новое объяснение событию, т.е. развить старую или построить новую теорию.

Таким образом, научная проблема - это вопрос, для ответа на который требуется новое знание. Она выступает закономерным этапом развития научного познания. Наука не может прогрессировать без решения все новых и новых проблем. Отсутствие проблем привело бы к прекращению исследований, т.е. к прекращению производства новых знаний. Поэтому, задача пытливого ума - ставить и решать научные проблемы.

Постановка научной проблемы предусматривает: отделение фактов объяснённых (известных) от фактов, требующих объяснения; формулировку вопроса, выражающего основной смысл проблемы; постановку конкретных задач по её решению.

Решение научной проблемы начинается с выдвижения гипотезы.

Гипотеза - это обоснованное предположение, не противоречащее достоверным фактам, законам, доказанным положениям науки.

Поскольку гипотеза наряду со старым содержит и новое знание, то она должна подлежать проверке. Практическая проверка - это соотнесение гипотетического значения с реальной действительностью или с результатом эксперимента. Теоретическая проверка - это соотнесение с известными фактами как можно большего количества логически выведенных из гипотезы следствий. Доказанное гипотетическое знание составляет научное открытие. Оно становится новым элементом старой теории или образует новую теорию. Теория - систематизированное доказанное знание о каком-либо фрагменте действительности.

Развитие теории осуществляется в ходе постоянного уточнения её положений на основе вновь получаемых фактов. Цикл завершается: чтобы подтвердить или опровергнуть новую теорию, нужны новые факты.

Такой характер развития присущ всем научным знаниям. Оно, как уже указывалось, невозможно без опоры на соответствующие методы.

Слово «метод» в переводе с греческого языка означает путь к цели. По отношению к познанию его употребляют в смысле «путь к знанию», «путь к истине».

Методы - своеобразные орудия, с помощью которых наука добывает, развивает и проверяет знания, осуществляет движение от эмпирии к теории и от нее к практике.

Для решения научных задач применяется множество методов, которые можно по-разному классифицировать. Наиболее распространённое основание классификации - степень общности. По этому основанию выделяют три группы методов: философские методы; общенаучные методы; специфические (частнонаучные) методы.

Философский метод - это фундаментальный принцип, регулирующий всякую познавательную и практическую активность. В отечественной науке господствующим считается метод материалистической диалектики. Возможны и другие сочетания фундаментальных философских принципов.

Общенаучные методы - это те приемы и операции, которые выработаны усилиями всех или больших групп наук и которые применяются для решения общих познавательных задач. Эти методы разделяются на методы-подходы и методы-приемы. К первой группе относятся содержательный, нормативный, системный, структурнофункциональный, деятельностный, исторический, антропологический, социологический, культурологический и другие подходы. Эти подходы ориентируют исследователя на соответствующий аспект рассмотрения изучаемого объекта.

Вторая группа методов делится на эмпирические и теоретические. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. В теоретическом исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровне объект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходе реального действия.

Универсальным эмпирическим методом является наблюдение, под которым понимается целенаправленное чувственное восприятие фактов действительности. Данному методу свойственна относительная ограниченность и пассивность. Эти недостатки преодолеваются при применении другого эмпирического метода. Эксперимент - метод, при котором по воле исследователя формируется как объект познания, так и условия его функционирования. Этот метод позволяет воспроизводить процессы необходимое число раз.

  • анализ - это метод мысленного расчленения изучаемого объекта на определённые элементы с целью углубленного и последовательного познания их и связей между ними;
  • синтез - это метод мысленного воссоздания целого на основе познанных частей и их отношений;
  • абстрагирование - это мысленный отрыв отдельных элементов, свойств, отношений объекта и рассмотрение их изолированно как от объекта в целом, так и от других его частей;
  • конкретизация - соотнесение абстрактных представлений и понятий с действительностью;
  • дедукция - это достоверное заключение от знаний большей степени общности к знаниям меньшей степени общности;
  • индукция - это вероятностное заключение от знаний меньшей степени общности к новому знанию большей степени общности;
  • аналогия - заключение о принадлежности определённого признака изучаемому предмету на основе сходства в существенных признаках с другим предметом;
  • моделирование - метод опосредованного познания объекта с помощью его модели.

Такова, вкратце, характеристика общенаучных методов-приемов.

Специфические (частнонаучные) методы представляют собой конкретизацию общенаучных методов применительно к изучению объектов отдельных наук. Например, в законотворчестве может использоваться метод правового эксперимента, посредством которого эффективность правовых норм проверяется на опыте отдельного региона. В политологии существует направление исследования под названием «компаративистика». В ее основе лежит метод сравнения политических систем, систем права и т.д. различных стран.

Научное знание не может, конечно, всякий раз непосредственно проверяться практическим опытом, хотя практика, как было сказано ранее, является критерием истины. Научная теория считается состоятельной и в том случае, если ее истинность подтверждается логически.

Практика, как способ преобразования мира, также подчинена всеобщим диалектическим законам и подвергается соответствующему отрицанию.

Одна из особенностей социального познания состоит в том, что оно нацелено на осмысление будущего. Общество и каждый человек крайне заинтересованы не только в предвосхищении войн, экономических потрясений, природных или техногенных катаклизмов, но и в повседневном просчитывании «естественного» хода вещей: цен на рынке, запасов сырья, энергетических ресурсов и т.д. Длительное время в истории эти потребности удовлетворялись только в области явлений большого масштаба (предвидение социальных революций) на основе общих оценок; что же касалось конкретных предположений, они основывались на эмпирических, часто донаучных приемах.

В XX в., когда стала очевидной многозначность общественного развития, сложились научные основы социального предвидения в виде зарождавшейся науки - футурологии (этот термин предложил немецкий социолог О. Флехтхейм). Исследования проблем будущего разворачивались по многим направлениям: влияние научно-технического прогресса на общественную жизнь, экология, развитие личности и др. Общие оценки (предвидения) нуждались в дополнении конкретными исследованиями, основанными на четко осмысленных количественных приемах, методах. Область исследований будущего, основанная на применении научных методов, получила название - прогнозирование.

Современное социальное прогнозирование ведет отсчет от работ, появившихся в конце 40-х годов. В этот период была осознана эффективность использования различных прогнозов при управлении социальными процессами. В конце 50-х и в 60-х годах прокатилась волна прогнозов - научно-технических, социально-экономических, демографических, военно-политических. К началу 80-х годов прогнозы во все большей мере стали смещаться в область поиска контуров «новой цивилизации», обосновывались способы разрешения глобальных проблем. В 90-е годы прогнозы стали развиваться в рамках концепции устойчивого мирового развития, под которым стали понимать самопод- держивающееся развитие мировой цивилизации без ущерба для природы, обеспечивающее равный доступ к материальным и духовным благам и справедливое их распределение.

Под прогнозом следует иметь в виду вероятностное суждение о будущих событиях с относительно высокой степенью достоверности. Цель прогнозирования - на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения тенденций изменения воздействующих факторов определить возможности ее развития в перспективе, раскрыть варианты ситуации, в которой окажется социальная система.

В современном обществознании существует большое многообразие путей познания и форм знания. Можно выделить такие пути, как практический и духовный, рациональный и иррациональный. По- видимому, возможны и другие классификации. Что касается форм человеческого знания, то здесь также можно указать классификации по различным основаниям: мифологическое, религиозное, обыденное и научное; эмпирическое и теоретическое; фундаментальное и прикладное и другие.

Особое место в познавательной активности занимает самопознание (рефлексия) - осмысление человеком состояния и развития собственной духовности и внешней активности. Цель самопознания понять собственную сущность. Поскольку сущность - это основные свойства и связи объекта, то человек не может познать себя в отрыве от окружающего мира. Познавая себя, человек познает мир, так как является его элементом, познавая мир, он яснее сможет понять себя.

Вопросы для повторения:

  • 1. Что изучает гносеология?
  • 2. Как можно определить понятия «познание мира» и «самопознание человека»?
  • 3. Каковы ступени чувственного познания?
  • 4. Каковы ступени рационального познания?
  • 5. Что такое интуиция и творчество?
  • 6. В чем состоят особенности научного познания?
  • 7. Назовите понятия истины.
  • 8. Назовите основные критерии истины.
  • 9. В чем состоят особенности научного познания?
  • 10. Каковы формы научного знания?
  • 11. Как строится система методов научного познания?
  • 12. Что такое истина, и что такое заблуждение?
  • 13. Каково различие между абсолютной и относительной истиной?
  • 14. В чем состоят особенности социального познания?

Урок «Познай себя» посвящен самому важному вопросу в жизни каждого человека: кто я? Определения своего места в жизни - это самый сложный и самый ответственный выбор, который каждый решает для себя сам.

Это значит, что у каждого человека есть определенный набор качеств, заложенный природой. К сожалению, у людей нет технического описания, как у механизмов, поэтому самопознание человека длится всю жизнь. Очень важно раскрыть в себе основные задатки как можно раньше, иначе может случиться так, что «будет мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Человек может всю жизнь заниматься не тем делом и в конце жизни ощущать опустошенность и бесполезность.

С древних времен люди интересовались предназначением человека в этом мире. Может казаться, что все люди равны: две руки, две ноги, способность мыслить и творить. Но мы все очень разные, как и наши возможности, способности и таланты. И если человек занимается не тем занятием, для которого он предназначен, скорее всего, у него это будет плохо получаться. Например, если у человека нет склонности к изготовлению глиняной посуды, то из него будет не очень хороший гончар. Даже при условии, что он будет очень стараться, человек может познать это ремесло, но горшки, изготовленные им, шедеврами не будут.

Рис. 2. Гончар со своими изделиями ()

Человек способен обучаться, но не все дано ему в одинаковой степени. Есть вещи, к которым у нас есть способности от природы, но, в принципе, человек как существо приспособляющееся способен освоить практически любую сферу деятельности. Конечно, качество такой работы будет хуже, нежели у способного от природы человека. Например, практически все люди умеют рисовать, но не всех можно назвать художниками. Художник тонко чувствует пластику движения, умеет подбирать цвета так, что вызывает восхищение у окружающих. Рисунок человека, не имеющего дара к рисованию, в лучшем случае будет просто иллюстрацией.

Рис. 3. В. Ван Гог «Звездная ночь» ()

Для того чтобы узнать о своих способностях, необходимо познать себя. Важнейшим компонентом самопознания является самооценка. Если по совету Козьмы Пруткова «зреть в корень» слова, то можно догадаться, что самопознание - это то, как человек сам себя оценивает. Речь идет о том, чтобы человек самостоятельно провел оценку всех своих качеств и способностей. Самооценка может быть правильной, т.е. человек знает и правильно оценивает свои достоинства и знает о своих недостатках. Неправильная самооценка может быть завышенной или заниженной. Неправильная самооценка и в первом и во втором случае может помешать человеку реализоваться в жизни. При завышенной самооценке люди ставят себе слишком высокую планку, и разочарование от недостигнутых целей может быть слишком велико, что, несомненно, повлияет на эмоциональное и психологическое состояние человека. Если же самооценка занижена, то из-за уверенности в своей несостоятельности можно зарыть свой талант, так и не узнав о его существовании, не осознавая своих доблестей. Великий классик У.Шекспир в трагедии «Юлий Цезарь» говорит об этом так:

Кассий

…Свое лицо ты можешь, Брут, увидеть?

Брут

Нет, Кассий; ведь себя мы можем видеть

Лишь в отражении, в других предметах.

Кассий

То правда.

И сожаления достойно, Брут,

Что не имеешь ты зеркал, в которых

Ты мог бы доблесть скрытую свою

И тень свою увидеть.

Рис. 4. Брут и Кассий ()

Кассий говорит Бруту, что тот недооценивает себя и из-за этого не может решить сложившуюся в то время политическую ситуацию.

Для правильной самооценки необходимо четко представлять себе тот набор качеств, которым вы обладаете, причем как позитивных, так и негативных. Лучшим решением в таком случае будет сесть и честно составить список своих плюсов и минусов. Ведь каждый человек, как гласит даосская мудрость, состоит из положительного и отрицательного начал. Но в каждом положительном аспекте есть отрицательный нюанс и наоборот, как в белой рыбке есть черная точка, а в черной - белая.

Человеку важно сохранять здравый баланс между добром и злом и четко осознавать, что он из себя представляет. Поэтому важно сесть и расписать все свои качества максимально честно. Это нужно для того, чтобы представлять, на что ты способен, и осознавать свои слабости в трудных ситуациях. Знание себя поможет достичь успеха в жизни и преодолеть ее трудности. Мы с вами говорили, что тот, кто владеет информацией - владеет миром. Самопознание необходимо для того, чтобы в будущем сформировать себя как полноценную самостоятельную личность, которая ставит перед собой адекватные цели и добивается их. Есть цели, которых в принципе невозможно достичь, а есть цели недостижимые для конкретного человека. Люди не равны между собой, у каждого есть особенности и кому-то дано больше, а кому-то меньше. Великий философ Фридрих Ницше говорил о том, что справедливость требует объективности, но все люди не равны: не равны, физически, психологически, морально, не равны умственно. Это нормально, что мы не равны, именно поэтому правильная самооценка так важна. Лишь зная свои сильные стороны, умея бороться со слабыми, возможно стать сильным, здоровым, успешным человеком.

Некоторые из вас, оценив по нашему совету свои слабые и сильные стороны, могут обнаружить, что они самые обычные люди, в которых, на первый взгляд, нет ничего примечательного. Возможно, это действительно так, даже, скорее всего это так. Но человеческая природа такова, что в каждом человеке спрятан определенный задаток, который можно развить в талант. Главное вовремя обнаружить такой задаток. В этом и заключается проблема самопознания - нужно найти ответы на вопросы: «Кто ты?», «Для чего пришел в этот мир?», «Какой талант в тебе скрывается?». Некоторым людям посчастливилось, и их талант на поверхности. Например, у В.-А. Моцарта талант проявился в дошкольном возрасте, и заблистал в 6-7 лет, достигнув апогея в юности. Блез Паскаль, например рос настолько одаренным, что, не зная даже названий фигур, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника.

Но не всем так везет, поэтому очень важно найти свой талант как можно раньше.

Иногда в человеке скрыты «спящие» таланты, т.е. те, которые не востребованы в наше время. Например, сейчас очень популярны компьютерные игры, и есть ребята, которые как будто рождены для них: они очень быстро находят артефакты, переходы на следующие уровни, легко осваивают управление. Таких людей называют геймерами. Есть даже турниры среди геймеров, на которых эти люди зарабатывают ценные призы и денежное вознаграждение. Сто лет назад, когда не было компьютерных игр, их способности могли быть бесполезными, если, конечно, они не смогли бы направить их в нужное русло. Особенность человека в том, что ему дается не один талант, задатков в нас множество. Наша главная задача в том, чтобы обнаружить их и развить, и тогда можно будет говорить о всесторонне развитой личности, не ущемленной и не обиженной временем.

1. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение, 2004. ().

2. Кравченко А.И., Певцова Е.А., Обществознание: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009. - 184 с. ().

3. Барабанов В.В., Насонова И.П. Обществознание 6 класс / Под ред. Бордовского Г.А., 2007.

4. Никитин А.Ф., Никитина Т.И. Обществознание. 6 класс. Дрофа, 2013.

2. Словари и энциклопедии на Академике ().

1. Ответьте на вопрос на стр. 43. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. - Просвещение.

2. Выполните Задание №5 на стр. 45. Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание 6 класс. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. -Просвещение.

3. * Составьте небольшой рассказ о человеческом таланте.

Обществознание, 5 класс. Конспекты уроков

Конспект урока по обществознанию в 5 классе: Как человек познаёт мир и самого себя

Описание материала: Познание как человеческая потребность. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное, рациональное познание. Самопознание. Материал будет интересен и полезен учителям обществознания, психологам, так как в конспекте есть психологические тесты.
Назначение данной темы заключается в формировании на доступном пятиклассникам уровне представлений о познании человека. Знакомство с ней носит пропедевтический характер. Имеющийся у пятиклассников личный опыт дает возможность углубить и расширить представления об игре, учебе и труде как основных видах деятельности.
Автор материала: Афанасьева Римма Ахатовна, учитель обществознания
Место работы: МКОУ "Унъюганская СОШ №1", п. Унъюган, ХМАО-Югра

Тема: Как человек познает мир и самого себя

Цели и задачи: сформировать понятие о знании, познании, мышлении и самопознании, его уровнях; объяснить, с помощью чего осуществляется познание, что является его результатом; определить роль познания и самопознания в жизни человека и общества; познакомить с понятиями и терминами: познание, знания, мышление, самопознание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся характеризовать уровни познания; сравнивать социальные объекты; находить сходство и различие познания и самопознания; смогут объяснить механизм познания мира и самого себя; овладеют принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополни¬тельный текст и вопросы; научатся участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задачи; применять навыки работы в группе.
Формируемые УУД: метапредметные: определять цели и способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательность необходимых операций; осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям; личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового; осознание важности процесса познания и самопознания.
Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы с тестами, мультимедийная презентация.
Тип урока: исследование.

Ход урока

I. Организационный момент
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
II. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний по предыдущей теме урока.
Сейчас мы с вами повторим материал предыдущего урока. Для этого проведём тест. У вас на партах лежат листочки с задание теста. Подпишите и приступайте к выполнению.
Тест.
Фамилия уч-ся ___________________________ класс 5 -
Тест № 1 по теме «Общество и человек»
1. В Обществознание входят элементы нескольких наук. В том числе:
1) социологии, политологии
2) географии, физики
3) биологии, математики
4) астрономии, химии.
2. Пятиклассник Арсений хорошо учится, ставит школьные спектакли, занимается спортом и стремится выиграть детский городской чемпионат по плаванию, помогает маме ухаживать за маленьким братом. Все это характеризует Арсения как:
1) ученика
2) друга
3) личность
4) сына
3. Пятиклассница Вера каждый день совершает действия и поступки. Что из перечисленного является поступком?
1) заходит в автобус
2) уступает место пожилой женщине
3) поднимается в квартиру на лифте
4) садится делать уроки
4. Духовные и социальные потребности – это высшие потребности человека. К ним относятся:
1) пища, одежда
2) общение, знание
3) вещи, деньги
4) автомобиль компьютер
5. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Человек – это биологическое и социальное существо.
Б. Человек – это только социальное существо
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения верны
6. Верны ли следующие суждения о самооценке?
А. Самооценка – это оценка человеком своих качеств, способностей, достоинств и недостатков.
Б. Самооценка всегда должна быть завышенной.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения не верны
(На выполнение теста 8-10 минут, после этого работы сдаются учителю)
III. Мотивационно-целевой этап
Послушайте притчу.
Однажды к старцу пришел послушник и спросил:
Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке. Развернув ее, он сказал:
Что ты видишь? Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
На самом деле перед тобой записка греческого купца, а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что я толком ничего не знаю, выучил этот язык.
Вопросы к классу
- О чем притча?
- В чем ее смысл?
- Какое отношение эта притча, по-вашему, имеет к нашему уроку?
(Ответы учеников.)
Тема нашего урока: «Как человек познает мир и самого себя».
Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
План урока
1. Что такое познание.
2. Способы познания.
3. Самопознание.
IV. Введение в новый материал
- Скажите, все вы читали роман английского писателя Даниеля Дефо «Робинзон Крузо» или возможно вы смотрели фильм?
- Что ему помогло выжить на острове?
- При помощи чего он разжигал огонь, как он определял время, каким способом он добывал себе пищу?)
(Рассуждение детей)
Вывод: значит, Робинзон Крузо знал, как разжечь огонь, добыть пищу, мог определить время, не имея часов.
V. Работа по теме урока
1.Что такое познание.
Ответьте на вопросы.
- Что человека отличает от от других живых существ?
(Способность мыслить, задавать вопросы и искать ответы на них.) Мы познаем мир, устанавливаем связи между предметами и явлениями и благодаря этому учимся жить, радоваться и добиваться своих целей. Ученые утверждают, что потребность в познании дана человеку от природы.
Задание: послушайте стихотворение и ответьте на вопрос: о каком человеческом качестве идет в нем речь?
Бабушка-энциклопедия.
Н.Иванова
У бабули - внук и внучка
Почему и Почемучка.
Целый день свои вопросы
Задает народ курносый:
«Почему зеленый лист?
Почему поет артист?
Почему усы у кошки?
Почему у стула ножки?
Почему огонь горит?
Почему орел парит?
Почему растет трава?
Почему шумит листва?»
- О чём же идёт речь? (О любопытстве)
Итак, речь идет о любопытстве. Любопытство подвигало людей к постижению законов природы. Эти знания зачастую приходили как озарение, открытие. Например, знаменитый физик Исаак Ньютон, как гласит легенда, открыл закон всемирного тяготения в тот момент, когда с дерева прямо ему на голову упало яблоко. А химик Дмитрий Иванович Менделеев увидел таблицу химических элементов во сне.
- Вспомните, обладают ли любопытством животные?
- Если да, приведите примеры любопытства животных.
- Какие чувства используются ими в процессе познания?
(Ответы учеников.)
Животные любопытны от природы. Так они удовлетворяют свои природные потребности. Принюхиваются, оглядываются, прислушиваются - и в основе этого лежит инстинкт безопасности, самосохранения.
- Для чего человек участвует в процессе познания? (Ответы детей.)
А для чего человеку нужны эти знания?
Знания, это результат познания. Знанием становится только усвоенная человеком информация.
- При помощи чего мы получаем знания?
При помощи познания. Познание – это деятельность, направленная на получение, хранение, переработку и систематизацию информации.
- А что такое информация? Каким образом мы получаем информацию?
Читаем в учебнике на странице 49 определения.
2. Способы познания
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир?
Послушайте стихотворение, про что оно?
Органы чувств.
С.Волков
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать,
Руки – чтоб ласкать, трудиться,
Воды из кружечки напиться.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
-Как по-вашему про что это стихотворение? (Органы чувств.)

Для чего они нужны? (Познавать мир, себя)
- Как назовём это вид познания? (Чувственный)
- Как вы понимаете слово чувственный?
- Как вы можете объяснить, и перечислить, что именно и при помощи каких органов чувств можно познать. (Примеры детей.)
- А как ещё можно познавать мир? (С помощью разума, ума, мышления).
- Как назовём этот вид познания? (Ответы детей)
Называют его рациональный, то есть который осуществляется с помощью разума (ума), интеллекта, мыслительной деятельности.
- Найдите в учебнике определение мышления.(Зачитывает ученик.)
Давайте посмотрим с вами на картинку в учебнике, на странице 51. Посмотрите, какие способы познания иллюстрируют фотографии? Аргументируйте свой ответ.
Итак, процесс познания не имеет границ. Как же человек познает окружающий мир? Существует два основных способа:
чувственный;
рациональный.
- Что объединяет эти две ступени познания?
(Ответы учеников, запись общих выводов.)
1. Процессы познания находятся в единстве.
2. Процессы познания взаимно дополняют друг друга.
3. Две ступени познания создают целостное впечатление об увиденном.
Давайте проверим, как вы усвоили новый материал. Познакомьтесь с тремя высказываниями и скажите, с помощью каких способов познания была определена истина.
1. Планета Земля представляет собой шар. Как люди убедились, что Земля - шар? (Эта истина - результат научных исследований, результат рационального познания.)
2. Не зная брода, не суйся в воду. (Эта истина повседневная, результат здравого смысла.)
3. Унылая пора, очей очарованье... (Иногда узнать истину нам позволяют средства искусства (поэзия, живопись) - способ чувственного познания.)
V.Физическая пауза
Назовите виды деятельности, присутствующие на нашем уроке (учебная, творческая, трудовая, общение)
- Какой вид деятельности ещё не назвали? (игровую деятельность)
- А можем мы включиться в игровую деятельность?
- Каким образом? Что вы предложите? (Провести физкультминутку)
- Кто из вас сможет провести её? (Желающие учащиеся 2-3 человека проводят физпаузу)
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
3.Но человек познает не только окружающий мир, но и себя. Как вы думаете, как называется этот процесс? (Самопознание.)
- А с чем связанно самопознание? (С самооценкой.)
Правильно, самопознание связанно с самооценкой. Оценивая себя, человек может получить истинное знание (рационально взглянув на себя), или ложное знание (то есть с преувеличением своих достоинств о себе). Очень важно сравнивать себя с самим собой, какими вы были вчера, месяц назад, год назад.Задавайте себе эти вопросы и не ленитесь отвечать на них.Таким образом, процесс познания направлен не только на то, чтобы пополнять информацию, человек познает и самого себя. Этот процесс называется так и называется самопознание.
Великий философ Сократ любил повторять вот такое изречение: «Познай себя самого».
- А зачем человек познает себя?
(Ответы учеников.)
Познать себя - значит понять, какими достоинствами и недостатками ты обладаешь, на что ты способен. Как же это сделать?
Практикум. Психологи разработали большое количество тестов - несложных, но эффективных способов, с помощью которых можно найти ответы практически на все интересующие вопросы. Причем с помощью тестов можно узнать много интересного не только о самом себе, но и об окружающих людях.
Сегодня мы попробуем разобраться, что вам ближе, хорошо ли вам с вашими друзьями. Заодно посмотрим, какой род деятельности вам надо предпочесть.
Задание
Во время выполнения задания важно записывать ответы.
I. Нарисуйте 8 кругов. Посмотрите на кружки и определите, где вы? Поставьте в выбранном кружочке галочку.
II. Нарисуйте два ряда кружков. В каждом ряду семь кружков. Вы живете с папой и мамой? Напишите внутри первого круга (он специально выделен), предположим, «мама». Или «папа». Если в первом «мама», то вписывайте «папа» в кружок снизу. Внимательно посмотрите на ряд кружков и определите, где находитесь вы. Сначала в первом ряду, потом во втором. Поставьте галочки.
III. Нарисуйте две группы кружков - девять и два два кружка отдельно. Найдите среди них себя. Отметьте галочкой или крестиком.
(Можно заранее для учащихся заготовить карточки к этому заданию, то есть нарисовать кружки, как того требует задание, а ученики только расставят и подпишут в них, что требуется.)
Оценка результатов
I. Быстрота выполнения. Если вы быстро выполняли задание, то в ваших отношениях с людьми нет ничего сложного, вы приятный в общении человек. Если вы долго не решались поставить галочку, можно сказать, что вы нерешительный человек, друзей у вас мало.
Галочка слева - вы хорошо себя чувствуете в коллективе, человек компанейский.
Галочка справа - с окружением у вас явная незадача, вы предпочитаете одиночество.
Галочка посередине - все зависит от настроения. В классе вы особо не выделяетесь, не рветесь в лидеры, но и в откровенные изгои не стремитесь попасть.
II. Кого первым написали - тот и является для вас в жизни главным.
Написали маму - вы ориентируетесь на маму, больше с ней общаетесь, с каким-нибудь вопросом в первую очередь пойдете именно к ней. Написали папу - такое бывает. Значит, с отцом вам комфортнее, чем с матерью.
Если вы поставили галочку рядом с их кружками, то у вас доверительные и искренние отношения с родителями.
Вы в хороших отношениях, но у каждого свои секреты - 3-4-й кружки от начала.
Неважные у вас отношения, если вы себя видите в самых дальних от родителей кружках.
III. Насколько вы хорошо себя чувствуете в «стае».
Вы нашли себя среди девяти кружочков. Стая принимает вас, вы можете в ней затеряться и быть одним из них. Вы чувствуете себя чуть выше стаи (верхний ряд), равноправным членом (средний ряд).
Вы выбрали кружок в стороне. Коллектив вас изгнал, или вы сами ушли. А может, вы пишете стихи и мечтаете витать далеко- далеко отсюда? Значит, вы осознаете свою индивидуальность.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать § 7, с. 48-53 учебника.
2. Подготовиться к участию в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше?».
VII. Рефлексия (У детей на листочках или на слайде в презентации написаны данные вопросы, на которые они дают ответ.)
- Что я уже знаю о самооценке, о собственной личности?
- Что в том, что сегодня было, меня расстроило?
- Что хорошего было на уроке?
- Какие у меня возникли чувства?
- Дает ли урок возможности для творческого роста?
- Что мне даст этот урок для моей личной жизни?
Китайский философ, житель царства Чу, Лао-цзы (579-499 гг.до н. э.) говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает. По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков». Изучайте себя, познавайте себя, открывайте себе себя!

Слайд 2

Что такое познание?

Назовите слова-ассоциации к слову «ПОЗНАНИЕ»

Слайд 3

Познание – процесс мыслительной деятельности, результатом которой является новое знание об окружающем мире (отражение объективной реальности в сознании субъекта)

Слайд 4

П О З Н А Н И Е Истина практика Процесс, направленный на постижение истины Соответствие полученных знаний содержанию объекта познания

Слайд 5

Две стороны познания

СУБЪЕКТ Человек Общество ОБЪЕКТ Предмет Мир Человек

Слайд 6

Две ступени познания

  • Слайд 7

    Словарь

    Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств и качеств предмета Восприятие – целостный образ предмета, возникающий при непосредственном взаимодействии с внешним миром Представление - целостный образ предмета, возникающий без непосредственного взаимодействия с внешним миром Понятие – мысль, отражающая общие и существенные признаки познаваемого предмета Суждение – мысль, отражающая связь между понятиями Умозаключение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо

    Слайд 8

    Как можно получить истинное знание

    АГНОСТИКИ, СКЕПТИТКИ, ОПТИМИСТЫ

    Слайд 9

    «Познай самого себя»

    «Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь» Сократ

    Слайд 10

    «Что нужно для того, чтобы ясно видеть? Не смотреть сквозь самого себя» (П.Чаадаев) «Никто не может судить о других, пока не научится судить о самом себе» (И.Гете) «Важнейший результат всякого образования – самопознание» (Э.Фейхтерслебен) «Человек стоит перед своим «Я», как пес перед дверью, которую нужно открыть на себя» (А.Круглов)

    Слайд 11

    Самосознание – способность оценить себя, свои поступки;образ «Я».

  • Слайд 12

    Образ «Я» - отношение личности к себе

  • Слайд 13

    3 компонента образа «Я»

  • Слайд 14

    Слайд 15

    Образы своего «Я»

    Каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент Каким он мыслит идеал своего «Я» Каким это «Я» станет, если задуманное сбудется Как это «Я» выглядит в глазах других людей

    Слайд 16

    Самооценка

    Реальное и идеальное «Я» Оценка результатов собственной деятельности Оценка окружающими людьми

    Слайд 17

    Формула самооценки

    САМООЦЕНКА = Успех Притязания ВЫСОКАЯ СРЕДНЯЯ НИЗКАЯ

    Слайд 18

    Слайд 19

    “Психологический тип в общении”

    Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму. 1. Я легко сближаюсь с людьми. 2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь. 3. Я разговорчивый человек. 4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми. 5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения. 6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах. 7. Мне удается оживить скучную компанию. 8. Я говорю быстро. 9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

    Слайд 20

    1-12 баллов. Интроверт. Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор. 13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми. 25-36 баллов. Экстраверт. Словоохотливый, общительныйоптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    1. Познание мира. 2. Что такое самосознание. 3. На что ты способен. 4. Учимся узнавать и оценивать себя.

    Какие вопросы чаще всего задают люди? Что это такое? Для чего это? Почему? Зачем? ПОЗНАЮТ Любознательные люди мир

    Познание человеком самого себя Изучение себя как Части природы, выявление своих биологических особенностей и потребностей Понимание себя как Части общества, группы (осознание своего духовного и нравственного «Я») Исследование своих возможностей и Способностей, поиск того вида деятельности, который в наибольшей мере будет им соответствовать

    ПОЗНАНИЕ – это процесс мыслительной деятельности, направленный на получение нового знания об окружающем мире.

    Две стороны познания СУБЪЕКТ Человек Общество ОБЪЕКТ Предмет Мир Человек

    Как человек познает мир?

    Чувственное Через органы чувств: - ощущения, - восприятие (целостный образ предмета возникающий под воздействием чувств) - представление (обобщ. образ сохраняемый и воспроизв. В сознании без непосредств.) Рациональное Понятие- мысль утверждающая общие свойства предмета Суждение - мысль утверждающая или отрицающая Умозаключение - вывод Познает мир

    Познание мира тесно связано с познанием человеком самого себя. ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ - это изучение человеком своих способностей (что умею) и возможностей (что могу сделать), поиск деятельнос­ти, которая будет им соответствовать.

    САМОСОЗНАНИЕ Познать свои сильные и слабые стороны Перспективы деятельности Взаимоотношения с людьми Отношение людей к тебе


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Человек, общество, природа" 6 класс

    Данная презентация предназначена для урока обществознания в 6 классе (учебник Кравченко А.И., Певцова Е.А.)Цели презентации:1. подвести учащихся к пониманию взаимосвязи человека и природы.2. способст...

    Урок обществознания 6 класс."Как человек познаёт мир"

    1. Тема урока: Как человек познаёт мир. Глава 2. Познавая мир и самого себя.2. Учебник: Обществознание: мир человека: 6 класс: учебник для общеобразоват...

    Практическая работа содержит закрепляющие упражнения по теме "Человек познает мир":1. Выделите из перечисленного главные признаки, отличающие человека от животного2. Составьте схемы: мои с...